DOI 10.47643/1815-1337_2023_4_165 УДК 3408
ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ОТНОШЕНИЙ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ PROBLEMS OF REGULATION OF OFFICIAL RELATIONS EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES
МАЛКЕРОВ Виктор Борисович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права, Уральский государственный экономический университет. 620144, Россия, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62/45. E-mail: proverkav@rambler.ru;
MALKEROV Viktor Borisovich,
Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Civil Law, Ural State University of Economics. 620144, Russia, Sverdlovsk region, Yekaterinburg, ul. 8 Marta, 62/45. E-mail: proverkav@rambler.ru
Краткая аннотация: В статье анализируются проблемы функционирования органов внутренних дел в России, прежде всего полиции. Отмечается, что негативные явления в закрытых системах, к которым можно отнести систему МВД, сложнее выявлять и купировать. Автор исследует некоторые из этих явлений. Формулируются предложения по совершенствованию законодательства.
Abstract: The article analyzes the problems of functioning of internal affairs bodies in Russia, primarily the police. It is noted that negative phenomena in closed systems, which include the Interior Ministry system, are more difficult to identify and stop. The author explores some of these phenomena. Proposals for improving legislation are formulated.
Ключевые слова: служебные отношения, правовое регулирование, повышение по службе, законодательство, МВД.
Keywords: service relations, legal regulation, promotion, legislation, Interior Ministry system.
Для цитирования: Малкеров В.Б. Проблемы регулирования служебных отношений сотрудников органов внутренних дел // Право и государство: теория и практика. 2023. № 4(220). С. 165-167. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_165.
For citation: Malkerov V.B. Problems of regulation of official relations of employees of internal affairs bodies // Law and state: theory and practice. 2023. No. 4(220). pp. 165-167. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_165.
Статья поступила в редакцию: 14.03.2023
Следует отметить, что любая закрытая система, а такой, безусловно, является система органов внутренних дел, подвержена угрозе ее деградации в силу ее консерватизма, слабой способности к изменениям в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Объяснить это явление достаточно просто. В любой социальной системе выделяется группа людей, которая заинтересована в сохранении устойчивости данной системы, так как при ней данная группа людей, как правило, это руководство данной структуры, получают определенные преференции. Обладая имеющимися властными возможностями, эта группа лиц стремиться к консервации имеющейся ситуации с целью сохранения своих преференций. Закрытая система слабо реформируется извне, поскольку внешние источники принятий властных решений не обладают достаточной полнотой информации, а управление внутри системы не склонно к изменениям по вышеизложенным причинам. При этом высок риск нарастания противоречий между складывающимися объективными внешними реалиями и формируемыми субъективным образом отношениями внутри закрытой системы. В ряде случаев такое развитие событий может привести и к краху закрытой системы. Примером этому может служить развал КПСС. Но данный финал совсем не обязателен, закрытая, слабо реформируемая структура, может существовать неопределенно долгое время, при этом результатом будет низкая эффективность этой структуры. Военизированные системы являются «потенциально опасными» в этом смысле. Внешний контроль в этих случаях затруднителен в связи с секретным характером их деятельности, несовершенства методического обеспечения такого контроля, слабого нормативного регулирования и по многим другим причинам. Вероятность реформирования под влиянием внутренних причин крайне затруднителен, так как единоначалие в управлении позволяет руководству военизированной структуры блокировать инициативы по каким-либо изменениям, поскольку сложившиеся правила устраивают прежде всего руководство. Можно проиллюстрировать данную ситуацию примером. В системе органов внутренних дел установлены нормативы по физической подготовке аттестованного состава. При этом планка требований установлена на высоком уровне, для выполнения таких нормативов требуется систематические занятия спортом со значительными затратами времени. Реально организовать занятия спортом во всех без исключений службах на необходимом для сдачи нормативов уровне практически невозможно, поскольку для этого потребовалось бы отказаться от значительной части основных обязанностей сотрудников. В связи с этим, реально во многих случаях занятия сводятся к эпизодическим сдачам контрольных нормативов, которые не слишком способствуют пропаганде здорового образа жизни. Наверно предпочтительнее отказаться от иногда раздражающих обязательных зачетов по физической подготовке, в тех службах, где в обязанности сотрудника не входит применение физической силы, а вместо этого использовать энтузиастов, из числа сотрудников, чтобы вовлечь как можно большее количество сослуживцев в добровольное занятие каким-либо спортивным направлением. Такой подход способствовал бы значительному оздоровлению работников органов внутренних дел, позволил бы сэкономить значительные средства, выплачиваемые при оплате больничного листа, при получении сотрудником заболеваний ведущих к инвалидности. Нужно ли следователю, работнику внутренней службы пытаться сдать установленный норматив или лучше чтобы он занимался на любительском уровне приемлемым для него видом спорта? Ответ на данный вопрос не однозначен, но следует признать, что он достаточно актуален. А мог бы быть поставлен этот вопрос в условиях сложившихся реалий? Какая либо внешняя инстанция эту проблему вряд ли осознает, внутри самой системы органов внутренних дел такой вопрос вряд ли будет актуален. Прежде всего он потребует определенных организационных ресурсов, кроме того утрачивается инструментарий для воздействия на неугодных сотрудников, поскольку имеющиеся нормативы по физической
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 4(220)
подготовке не все выполнят, руководящий состав органов внутренних дел скорее интересуют тактические вопросы, нежели стратегические, в силу значительной динамики кадровой ротации.
Такая ситуация сложилась достаточно давно. В частности можно отметить, что олигархические структуры, которые в девяностые годы имели очень значительное влияние на политические процессы в стране, не очень были заинтересованы в эффективности работы системы органов внутренних дел по идеологической причине. Вопрос о национализации приватизированных сомнительным образом предприятий ставился оппозиционными политическими силами перед обществом. В качестве контраргумента рассматривался довод о неэффективности всех сфер деятельности, где участвует государство. На примере неэффективной работы МВД можно было утверждать, что и национализированные предприятия будут функционировать неэффективно. Собственную же безопасность сформировавшаяся крупная буржуазия могла обеспечивать с помощью коммерческих структур.
Недостатки функционирования системы органов внутренних дел время от времени проявляются в виде фактов отдельных правонарушений, совершенных сотрудниками данной системы. Особенно много таких фактов было в постреформенный период, когда милицию преобразовывали в полицию. Очевидно, что это связано с тем, что именно в этот период руководство системы требовало резкого улучшения показателей в работе, с целью отчитаться об оптимальном выполнении порученной задачи по реформированию системы. Например, речь идет о случае в отделе полиции «Дальний» в Казане. Во время допроса с применением насилия, обвиненный в краже телефона гражданин получил повреждения приведшие к смерти. Кража мобильного телефона, совершенная возможно подозреваемым, была зафиксирована установленной в торговом центре камерой видеона-блюдения.[1] Видимо сотрудники отдела полагали, что именно этот гражданин совершил преступление, однако нечеткое изображение на видеокамере не могло быть принято судом в качестве достоверного доказательства. Необходимы другие доказательства, и в первую очередь изъятие самого украденного телефона. Однако, имеющий богатое криминальное прошлое, подозреваемый идти на сотрудничество со следствием не собирался, проведение обыска вряд ли помогло бы, так как хранить вещественное доказательство неоднократно судимый человек вряд ли будет. Обвиняя сотрудников отдела полиции в совершении преступления, необходимо осознавать, что в сложившейся ситуации эти сотрудники, действуя строго по закону, должны были бы отпустить предполагаемого преступника и доложить своим руководителям, что хотя личность преступника известна, но раскрыть официально это преступление они не могут. Видимо, зная результат, так бы они и поступили, но должно быть понимание того, что если это будет типичное поведение, то уровень раскрываемости преступлений будет очевидно ниже. А данное обстоятельство приведет к росту преступности в стране, и каждый гражданин рискует стать жертвой преступления с высокой степенью вероятности. И в последующие года ситуация в системе органов внутренних дел вызывала определенные нарекания. Так президент РФ В.В. Путин выступая на коллегии МВД РФ 28.02.2019 указывал, что практически половина преступлений не раскрывается и необходимо улучшать ситуацию. Однако, согласно отчету ГИАЦ МВД РФ общая раскрываемость к концу этого года снизилась на 3 процента, а раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений снизилась на 0,8 процента.[5]
Очевидно, что в качестве одного из вариантов реагирования на ситуацию являются усилия государства по повышению квалификации работников органов внутренних дел.
Преимущество подготовки будущих офицеров полиции ведомственными вузами обусловлено тем обстоятельством, что те лица, которые получили образование в гражданских высших учебных заведениях адаптированы к службе в органах внутренних дел значительно хуже, хотя уровень теоретических знаний очевидно в этих вузах не ниже. Однако, система органов внутренних дел на протяжении многих лет страдала от чрезмерной текучести кадров. При этом существенные средства, которые потрачены на подготовку курсантов в ведомственных вузах подчас оказываются использованными не эффективно. И вопрос прежде всего не в каких либо недочетах, которые конечно имеются в вузах органов внутренних дел, а в неудовлетворительных условиях работы в самой системе органов внутренних дел, куда попадает выпускник ведомственного вуза. При этом причиной увольнения могут быть даже не низкая заработная плата, а правовая незащищенность, чрезмерные нагрузки, плохая организация служебной деятельности. При этом негативные моменты служебной деятельности часто носят не объективный характер, а обусловлены субъективными качествами отдельных руководителей различного уровня. Безусловно, можно привести аргументы, что работники органов внутренних дел пользуются определенными льготами, у них привилегированное пенсионное обеспечение, а повышенный уровень стрессовой нагрузки обусловлен спецификой службы. Однако, если рассматривать данную проблематику с чисто экономической точки зрения, то следует учитывать следующие обстоятельства. Государственный бюджет, выделяя средства на подготовку нужных специалистов, должно контролировать эффективность использования выделенных средств. Опытный оперативный работник, опытный следователь, участковый, который длительное время нарабатывает оперативные связи во вверенном ему территориальном участке, - данная система будет работать более эффективно, нежели затратный конвейер подготовки в учебных заведениях специалистов, которые проработав незначительное время, приобретя некоторые практические навыки, перетекают в частный сектор экономики. Тяжелые условия службы влияют на изменения психического состояния сотрудника. Так проведенные научные исследования показали, что у сотрудников органов внутренних дел с большим стажем службы уровень агрессивности выше, чем у сотрудников с меньшим стажем службы.[2] Нужно иметь в виду, что улучшению работы органов внутренних дел способствовало бы и повышение уровня доверия между обществом и системой МВД. А современная оснащенность граждан мобильными средствами связи позволяет им фиксировать поведение сотрудников полиции и транслировать в сети Интернет. Данное обстоятельство существенно влияет на формирование облика сотрудника органов внутренних дел.[6]
Некоторые мероприятия организационного порядка могли бы улучшить ситуацию с текучестью кадров без дополнительных финансовых затрат. Например, широко известно, что сотрудники органов внутренних дел систематически привлекаются к работе за пределами нормальной, обычной нормы времени. Считается, что данные сотрудники работают в режиме ненормированного рабочего времени, следовательно, их можно задействовать для всяких переработок. Следует заметить, что термин «ненормированный режим работы» не имеет легального определения в Тру-
довом Кодексе РФ и следовательно правовое понимание данного термина весьма расплывчато. При этом эффективность привлечения специалистов органов внутренних дел ко всякого вида переработок, по мнению автора, носит крайне не эффективный характер и может лишь привести к кратковременным улучшениям статистических показателей в ущерб стратегическим задачам для выполнения которых и существует система МВД. Личный опыт автора данной статьи показывает, что неоправданное удлинение времени работы подчас бывают обусловлены не столько производственной необходимостью, а в связи с неумением организовать координацию служб, амбициями руководителей, ненужной экономией элементарных технических средств. Думается, что наличие переработок должно быть строго регламентировано, и руководитель любого уровня, давший приказ о проведении работы во внеурочное время должен давать обоснование своему распоряжению вышестоящему руководству. Автор считает, что за счет перегруппировки штатного расписания, а в отдельных случаях и за счет увеличения штатного финансирования увеличивать количество сотрудников тех подразделений, где переработки наиболее значительны и где наибольшая текучка кадров. Другое предложение может быть следующим. Лицо, отработавшее в структурах органов внутренних дел, где наибольшая текучесть кадров, определенное количество лет, например 5, имеет право на занятие вакантных должностей по своему выбору, находящихся в данной местности в первоочередном порядке. Конечно, речь идет о тех должностях, которые подходят этому сотруднику по уровню квалификации. Данное предложение было сформулировано автором достаточно давно.[3] При этом следует отметить, что проблематика функционирования органов внутренних дел с тех пор во многом осталась схожей. По мнению автора, существенного изменения требует и система кадровых назначений в органах внутренних дел. В настоящее время назначение на вышестоящую должность, карьерный рост сотрудника в значительной мере зависит от субъективного мнения вышестоящего руководителя. При этом нет гарантии, что при принятии кадрового решения в первую очередь будут учитываться именно государственные интересы, а не интересы коррупционного клана. При этом наиболее квалифицированные работники, как правило, обладают наибольшей независимостью, и если его руководитель является коррупционером, то он постарается избавиться от такого сотрудника в первую очередь. Автор считает, что для исправления ситуации в этом вопросе возможна разработка комплекса показателей в работе, при достижении которых сотрудник должен в первоочередном порядке претендовать на продвижение по службе. Нужно сказать, что наличие определенных показателей и в настоящее время используется как критерий для продвижения по служебной лестнице. Однако эти требования по показателям нормативно не установлены, не носят научно обоснованного характера. Для «проталкивания» на должность при ожидаемой кадровой ротации может применяться не вынужденная и даже вредная в стратегическом аспекте мобилизация подчиненных с целью улучшения промежуточных результатов с последующим неизбежным спадом в работе. По мнению автора, данные показатели целесообразно учитывать за достаточно продолжительный отрезок времени, чтобы уменьшить соблазны введения разнообразных «штурмовок». Промежуточная статистика должна носить информационный характер. Желательно минимизировать количество учитываемых показателей. Возможной дополнительной мерой было бы перевод некоторых служб на трудовые отношения вместо служебных. Такое предложение было сформулировано достаточно давно и речь шла о всех сотрудниках органов внутренних дел.[4] Последующие годы показали, что речь может идти не о всей системе, а отдельных должностях. Следует отметить, что аттестованный сотрудник в меньшей степени защищен от необоснованного наказания, в первую очередь увольнения, чем работник по трудовому договору. У аттестованного сотрудника органов внутренних дел больше подчас ненужных показателей, например по огневой, тактической, физической подготовки, за которые они могут быть наказаны. Усиление правовой защиты сотрудников внутренних дел, приведет к повышению уровню защиты прав всех граждан. Возможно поставить вопрос о расширении должностей лиц которые работают по трудовому договору. Например, должностей сотрудников в следствии и в дознании. Наличие ненормированного рабочего времени имеется и у вольнонаемных работников, а других обоснований необходимости ношения погон в данных службах в каких либо источниках не обосновывается. При этом отсутствие ведомственных званий могут иметь и позитивные моменты. Такой работник больше защищен от необоснованного наказания, его рабочий день должен быть лучше организован, так как его сложнее привлечь к переработкам, тем более не связанными с профильными обязанностями. Возможно привлечение к работе по трудовому договору ветеранов и других служб, например сотрудников уголовного розыска.
В качестве общего вывода по данной статье можно сделать предложение об усиление правовых гарантий сотрудников органов внутренних дел, что способствовало бы закреплению квалифицированных кадров и улучшение качества работы этих структур.
Библиогра фия:
1. Дело «Дальнего»: суд дал подсудимым меньше, чем просило обвинение. Интернет ресурс. Сайт: https://www.business-gazeta.ru/article/106860. Доступ 22.02.2022.
2. Малахова С.К., Богданова А.А. Виктимность сотрудников МВД с различным стажем профессиональной деятельности // Человеческий капитал. 2021. №8 (152). С. 132.
3. Малкеров В.Б. Проблемы адаптации выпускников вузов МВД России в органах внутренних дел. Правоохранительные органы: теория и практика. УрЮИ МВД РФ. 2009г. №1 с. 99 (97-99).
4.Никитинский В.И., Орловский Ю.П. Предмет и метод трудового права: изменения в условиях перестройки //Советское государство и право. 1989. №4 с.76 (71-80).
5. Состояние преступности в России за январь - декабрь 2019 г. ФКУ «ГИАЦ МВД России». Москва, 2020.
6. Шалаев В.В. Профессиональная этика сотрудников и деловая репутация органов внутренних дел. Наукосфера. 2021. №5-1. С. 330.
References:
1. The Dalny case: the court gave the defendants less than the prosecution asked for. Internet resource. Website: https://www.business-gazeta.ru/article/106860 . Accessed 22.02.2022.
2. Malakhcva S.K., Bogdanova A.A. Victimization of employees of the Ministry of Internal Affairs wth various professional experience. Human capital. 2021. No8(152). p. 132.
3. Malkerov V.B. Problems of adaptation of graduates of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the internal affairs bodies. Law enforcement agencies: theory and practice. UrUI of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2009. No. 1 p. 99 (97-99).
4. Nikitinsky V.I., Orlovsky Yu.P. The subject and method of labor law: changes in the conditions of perestroika. The Soviet state and law. 1989. No. 4 p. 76 (71 -80).
5. The state of crime in Russia for January - December 2019 of the FKU "GIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia". Moscow, 2020.
6. Shalaev V.V. Professional ethics of employees and business reputation of internal affairs bodies. The sciencosphere. 2021. No.5-1. p. 330.