Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК) НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ АПК / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПАРАМЕТРЫ ИЗМЕРЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / РИСКИ ДОСТИЖЕНИЯ НЕОБХОДИМОГО УРОВНЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX (AIC) OF THE NATIONAL ECONOMY / REGULATION OF THE AGROINDUSTRIAL COMPLEX / ECONOMIC SECURITY / FOOD SECURITY / PARAMETERS FOR MEASURING FOOD SECURITY / RISKS OF ACHIEVING THE REQUIRED LEVEL OF FOOD SECURITY / THREATS TO THE ECONOMIC SECURITY OF AGRICULTURAL ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митина Ирина Александровна, Салтанова Татьяна Алексеевна, Челышева Эльвира Александровна

Статья посвящена поиску решения проблем регулирования развития агропромышленного комплекса (АПК) национальной экономики в нестабильных условиях трансформирующихся отношений рыночного характера. При этом современное состояние агросферы характеризуется в статье в формате экономической безопасности, так как экономическая безопасность макроуровня, и особенно такая важная ее структурная составляющая как продовольственная безопасность, находятся в прямой зависимости от уровня функциональности и конкурентоспособности национального агропромышленного комплекса. В статье анализируются существующие риски достижения необходимого значения безопасности продовольственного типа и рассматриваются основные параметры ее измерения в рамках реализации нового варианта Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации. Авторы статьи подчеркивают, что, несмотря на то, что в стране для достижения необходимого уровня продовольственной безопасности имеются все ресурсы, доля импортируемых продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в структуре импорта Российской Федерации более чем в 2 раза превышает долю экспорта, что является отрицательной тенденцией. В качестве главной причины наличия продовольственного импорта, по мнению авторов, выступает несовершенство аграрной политики, проводимой государством, и низкая производительность труда во многих секторах агропромышленного комплекса. Как, следствие для нейтрализации данных негативных тенденций необходимо наличие механизма управления эффективного типа, который на настоящий момент отсутствует. В статье определены существующие условия достижения потенциально возможного рубежа продовольственной безопасности, как на уровне государства, так и на уровне отдельных экономических субъектов, образующих структуру национального АПК, посредством осуществления на практике активного регулирования развития агропромышленного комплекса как административными, так и экономическими методами. Необходимость осуществления такого регулирования, по мнению авторов статьи, заключается в возможности повышения уровня продовольственной безопасности страны, что особенно важно в современных условиях экономической и глобальной нестабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF REGULATING THE DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE NATIONAL ECONOMY IN THE CONTEXT OF ECONOMIC SECURITY

The article is devoted to finding solutions to the problems of regulating the development of the agro-industrial complex (AIC) of the national economy in the unstable conditions of transforming market relations. At the same time, the current state of the agrosphere is characterized in the article in the format of economic security, since economic security at the macro level, and especially such an important structural component as food security, is directly dependent on the level of functionality and competitiveness of the national agro-industrial complex. The article analyzes the existing risks of achieving the required value of food security and considers the main parameters of its measurement within the framework of the implementation of a new version of the Doctrine of Food Security of the Russian Federation. The authors of the article emphasize that, despite the fact that the country has all the resources to achieve the required level of food security, the share of imported food products and agricultural raw materials in the structure of imports of the Russian Federation is more than 2 times higher than the share of exports, which is a negative trend. According to the authors, the main reason for the presence of food imports is the imperfection of the agrarian policy pursued by the state and low labor productivity in many sectors of the agro-industrial complex. As a consequence, in order to neutralize these negative trends, it is necessary to have an effective type of management mechanism, which is currently absent. The article defines the existing conditions for achieving a potentially possible border of food security, both at the state level and at the level of individual economic entities that form the structure of the national agro-industrial complex, through the implementation in practice of active regulation of the development of the agro-industrial complex by both administrative and economic methods. The need for such regulation, according to the authors of the article, lies in the possibility of increasing the level of food security of the country, which is especially important in modern conditions of economic and global instability.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2020, №5, Том 12 / 2020, No 5, Vol 12 https://esj.today/issue-5-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/57ECVN520.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Митина И. А., Салтанова Т. А., Челышева Э.А. Проблемы регулирования развития агропромышленного комплекса национальной экономики в контексте экономической безопасности // Вестник Евразийской науки, 2020 №5, https://esj.today/PDF/57ECVN520.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Mitina I.A., Saltanova T.A., Chelysheva E.A. (2020). Problems of regulating the development of the agro-industrial complex of the national economy in the context of economic security. The Eurasian Scientific Journal, [online] 5(12). Available at: https://esj.today/PDF/57ECVN520.pdf (in Russian)

УДК 300.34 ГРНТИ 06.71.07

Митина Ирина Александровна

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», Ростов-на-Дону, Россия Доцент кафедры «Государственное, муниципальное управление и экономическая безопасность»

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: mirinayao31@yandex.ru

Салтанова Татьяна Алексеевна

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», Ростов-на-Дону, Россия

Доцент кафедры «Инновационный менеджмент и предпринимательство»

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: saltanova-tatiana@mail.ru

Челышева Эльвира Александровна

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва, Россия

Доцент кафедры «Экономическая теория и менеджмент» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: elvira.chelish@yandex.ru

Проблемы регулирования развития агропромышленного комплекса национальной экономики в контексте экономической безопасности

Аннотация. Статья посвящена поиску решения проблем регулирования развития агропромышленного комплекса (АПК) национальной экономики в нестабильных условиях трансформирующихся отношений рыночного характера. При этом современное состояние агросферы характеризуется в статье в формате экономической безопасности, так как экономическая безопасность макроуровня, и особенно такая важная ее структурная составляющая как продовольственная безопасность, находятся в прямой зависимости от уровня функциональности и конкурентоспособности национального агропромышленного комплекса.

В статье анализируются существующие риски достижения необходимого значения безопасности продовольственного типа и рассматриваются основные параметры ее измерения в рамках реализации нового варианта Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации.

Авторы статьи подчеркивают, что, несмотря на то, что в стране для достижения необходимого уровня продовольственной безопасности имеются все ресурсы, доля

импортируемых продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в структуре импорта Российской Федерации более чем в 2 раза превышает долю экспорта, что является отрицательной тенденцией. В качестве главной причины наличия продовольственного импорта, по мнению авторов, выступает несовершенство аграрной политики, проводимой государством, и низкая производительность труда во многих секторах агропромышленного комплекса. Как, следствие для нейтрализации данных негативных тенденций необходимо наличие механизма управления эффективного типа, который на настоящий момент отсутствует.

В статье определены существующие условия достижения потенциально возможного рубежа продовольственной безопасности, как на уровне государства, так и на уровне отдельных экономических субъектов, образующих структуру национального АПК, посредством осуществления на практике активного регулирования развития агропромышленного комплекса как административными, так и экономическими методами.

Необходимость осуществления такого регулирования, по мнению авторов статьи, заключается в возможности повышения уровня продовольственной безопасности страны, что особенно важно в современных условиях экономической и глобальной нестабильности.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс (АПК) национальной экономики; регулирование сферы АПК; экономическая безопасность; продовольственная безопасность; параметры измерения продовольственной безопасности; риски достижения необходимого уровня продовольственной безопасности; угрозы экономической безопасности предприятий

Проявляющиеся в настоящий временной период процессы нестабильности развития национальной экономики наложили отпечаток на функционирование и такого ее структурного элемента как аграрный сектор. Продолжающееся реформирование агропромышленного производства в России требует как регулирования протекающих в аграрном секторе экономики воспроизводственных процессов, так и адаптации его к нестабильным условиям трансформирующихся отношений рыночного характера. Для осуществления данных процессов на практике необходимо наличие эффективного механизма управления, который на настоящий момент отсутствует. Целью данного исследования выступает выявление проблем нестабильного функционирования агропромышленного комплекса (АПК) национальной экономики и обоснование необходимости осуществления его регулирования в формате достижения необходимого уровня экономической безопасности.

Эффективное функционирование агропромышленного комплекса национальной экономики в целом, и структурирующих его отдельных предприятий, выступает в качестве важнейшего стратегического направления социально-экономического развития страны, от реализации которого зависит возможность достижения необходимого уровня ее продовольственной безопасности. Это связано с тем, что в современных условиях геополитической нестабильности, разразившегося мирового кризиса финансово-экономического характера, резкого снижения цен на нефть в мире и действия санкций экономического характера, благополучие граждан страны, социальная и экономическая безопасность макроуровня находятся в прямой зависимости от уровня функциональности и конкурентоспособности аграрного сектора национальной экономики.

АПК

Продовольственная безопасность: параметры измерения

Система экономической безопасности является открытой и сложной. Продовольственная (продуктовая) безопасность выступает важнейшей компонентой экономической безопасности социально-экономической системы, структуру которой кроме продовольственной безопасности формируют: внешнеэкономическая, демографическая, инвестиционная, инновационная, информационная, социальная, финансовая и энергетическая безопасность [1]. Только при условии осуществления каждым из перечисленных видов безопасности вклада в общую безопасность возможно достижение необходимого уровня экономической безопасности государства. При этом каждый из структурных секторов экономической безопасности должен демонстрировать и поддерживать свою целостность.

Продовольственная безопасность рассматривается как процесс обеспечения различных социальных групп населения какого-либо государства физическим и экономическим доступом к продуктам питания в необходимом количестве и качественном составе, употребление которых позволяет вести здоровый и активный образ жизни [2]. Низкий уровень безопасности такого рода, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на демографическую, экономическую и социальную стабильность государства.

По уровню обеспечения продовольственной безопасности Россию можно отнести к группе относительно независимых стран, так как основные объемы продуктов питания в нашей стране производятся самостоятельно и лишь небольшие импортируются, при этом для достижения необходимого уровня продовольственной безопасности в стране имеются все ресурсы.

Темпы роста экспорта продукции АПК в %

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

■ Темпы роста экспорта продукции АПК в % 89,2 117,6 86 104,7 121,4 119,3

Рисунок 1. Темпы роста экспорта продукции АПК национальной экономики за период 2013-018 гг., в % (рисунок автора)

Однако, следует отметить, что доля сельскохозяйственной продукции и продовольствия в структуре экспорта в целом по Российской Федерации составляет недостаточную величину -5,5 %. В товарной структуре экспорта из агропромышленной сферы ключевые позиции занимают зерновые культуры (40,7 %), рыба и морепродукты (19,9 %), растительные масла (9,3 %) [3]. Динамика темпов роста экспорта продукции агропромышленного комплекса

национальной экономики за период 2013-2018 гг. имеет положительную тенденцию 1 и отображена на рисунке 1.

Также следует отметить, что основными странами-экспортерами продукции АПК национальной экономики являются такие государства как Белоруссия, Бразилия, Германия, Италия, Китай, Турция и Эквадор.

Доля импортируемых продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в структуре импорта Российской Федерации более чем в 2 раза превышает долю экспорта. Странами - импортерами в основном выступают такие государства как Египет, Иран, Китай, Корея, Нидерланды, Турция, а также страны СНГ.

В качестве главной причины наличия продовольственного импорта выступает несовершенство аграрной политики, проводимой государством, и низкая производительность труда1 во многих секторах агропромышленного комплекса (рисунок 2).

Индексы производительности труда в отраслях АПК в % к предыдущему году

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Индексы производительности труда в отраслях АПК в % к предыдущему году 106,2 103,3 104,2 102,6 105,3 101

Рисунок 2. Динамика индексов производительности труда в отраслях АПК национальной экономики за период 2013-2018 гг., в % (рисунок автора)

Основные параметры измерения уровня продовольственной безопасности, нашли отражение в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, новый вариант которой был утвержден Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года №20. Данный нормативный документ объединяет совокупность взглядов официального характера на основные задачи и направления экономической политики государства в сфере обеспечения продовольственной безопасности.

При этом в качестве основных параметров измерения уровня безопасности продовольственного типа выступают:

1 Национальный доклад о ходе и реализации в 2018 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Распоряжение Правительства РФ от 22.06.2019г. №1352-р. URL: mcx.ru (дата обращения 07.10.2020).

• потенциальный уровень производства отечественного агропромышленного сектора национальной экономики;

• критерии устойчивости системы безопасности продовольственного характера;

• показатели независимости снабжения страны продовольствием от процесса импортирования продуктов питания, а также необходимого сырья для их производства;

• параметры качества и уровня питания населения страны;

• возможная доступность продовольственных товаров, которая может быть как физической, так и экономической;

• объемы стратегических и оперативных резервов продуктов питания [4].

Новый вариант Доктрины охватывает временной период до 2030 года. В этом варианте нормативного документа поставлена задача достижения положительного сальдо торгового баланса продовольствия и сельскохозяйственного сырья, которое в настоящий период времени является отрицательным. Прогнозный уровень обеспечения продуктами агропромышленного производства на период до 2030 года, определяемый в новом варианте документа2 представлен на рисунке 3.

Рисунок 3. Прогнозный уровень само обеспечения продуктами агропромышленного производства на период до 2030 г., в % (рисунок автора)

Основными отличиями нового варианта характеризуемого документа по сравнению с прежним его вариантом, утвержденным в 2010 году, важнейшие пороговые значения, обозначенные в котором являются выполненными, выступают:

2 Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20). [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73338425 (дата обращения 15.07.2020).

Страница 5 из 12

57ECVN520

определение продовольственной независимости как отношения объема отечественного производства агропромышленной продукции к уровню внутреннего потребления;

расширение продуктовой линейки, по которой оценивается продовольственная независимость страны;

увеличение списка потенциальных угроз и рисков безопасности продовольственного вида.

Риски достижения необходимого уровня продовольственной безопасности

Уровень обеспечения продовольственной безопасности страны обусловлен существованием следующих групп рисков: макроэкономических, природных, технологических, агроэкологических, социальных, торгово-экономических, и также законодательных. Классификация рисков достижения необходимого уровня продовольственной безопасности представлена на рисунке 4.

Рисунок 4. Классификация рисков продовольственной безопасности (рисунок автора)

Следует отметить, что имеющие место макроэкономические риски сопряжены, особенно в ближайшие годы, с сохранением кризисной ситуации, и ее последствиями для экономики страны в целом. Недостаточность финансовой поддержки аграрного производства может вызвать замедление выхода АПК национальной экономики из кризиса, дальнейшее снижение его инвестиционных возможностей и развитие стагнационных процессов.

Природные риски остаются для Российской Федерации постоянно действующим фактором, который необходимо учитывать при прогнозировании развития отрасли. По результатам наблюдений в течение продолжительного периода времени, отмечено, что крайне неблагоприятные погодные условия, оказывающие влияние на функционирование аграрного сектора экономики, наблюдаются в среднем каждые семь-восемь лет.

Состояние материально-технической базы сельского хозяйства и отраслей по переработке сельскохозяйственного сырья вызывает риски технологические. Наличие этих рисков обусловлено низкой степенью обновляемости производственных фондов по переработке сельскохозяйственного сырья и производства пищевых продуктов, а также низкими требованиями к организации системы контроля, за этим производством.

Агроэкологические риски продовольственной безопасности представляют собой риски, предопределяемые не только природно-климатическими условиями, но и последствиями

техногенных и природных ситуаций чрезвычайного характера. Свое проявление этот вид рисков находит в деградации качественного состояния сельскохозяйственных угодий, а также в масштабах их использования. Названные процессы приводят к переувлажнению, заболачиванию, а также опустыниванию земель, что в последующие периоды проявляется в деградации почв и как следствие наблюдается значительный недобор урожая продукции сельского хозяйства. Площадь брошенных земель за последние 20 лет согласно оценкам специалистов составила 40 млн га, а доля эрозийно опасных сельскохозяйственных угодий -более половины их общей площади [5].

Имеющие место социальные риски продовольственной безопасности детерминируются непривлекательностью агро-производственного труда и его сезонностью, дефицитом квалифицированных кадров в сельском хозяйстве, а также низким уровнем жизни в сельской местности по сравнению с уровнем жизни в городской среде.

Процессы осуществления монополизации рынка агропродовольственной продукции и реализация политики введения санкций приводят к формированию высоких потребительских цен на данный вид продукции, ограничивают выход на рынок сельскохозяйственных производителей и усиливают влияние на рынок аграрной продукции импортеров продовольствия. Названные процессы значительно повышают уровень торгово-экономических рисков продовольственной безопасности. При этом наблюдается значительное снижение заинтересованности товаропроизводителей аграрной продукции в увеличение ее производства. Особенно это касается высококачественной и, как следствие затратной продукции сельского хозяйства и отраслей по переработке сельскохозяйственного сырья.

Законодательные риски продовольственной безопасности определяются действующей на определенный момент времени денежно-кредитной политикой, аграрной политикой государства, а также реализуемыми методами государственного регулирования агропромышленного комплекса национальной экономики [6].

Все выше перечисленные риски напрямую связаны с уровнем развития в стране агропромышленного производства и, как следствие, эффективное развитие АПК национальной экономики является стратегической задачей государственной важности.

Адаптировать аграрный сектор экономики к постоянно трансформирующимся рыночным отношениям, отмеченным в последнее время резкой нестабильностью, возможно только при наличии эффективного механизма управления как на макро-, так и на микроуровне.

Функции государства при регулировании аграрного сектора подразделяются на административно-правовые и экономические.

Экономическое воздействие представляет собой регулирование государством деятельности экономических субъектов, входящих в структуру АПК национальной экономики, а также рыночной конъюнктуры с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экологических и социальных проблем [7]. Оно предполагает прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, администрирование, учет, контроль и другие функции. Экономическими методами активное воздействие на функционирование АПК и его дальнейшее развитие государство может осуществлять посредством реализации на практике налогового и кредитного регулирования, регулирования уровня оплаты труда и его условий, посредством реализации государственных программ и госзаказов, а также осуществляя эффективную таможенную политику и бюджетное финансирование.

Регулирование развития АПК: необходимость осуществления

Административно-правовое воздействие - это всегда целенаправленное регулирование, основным условием осуществления которого, выступает отслеживание получаемых результатов поставленным задачам. Кроме того, административно-правовое регулирование подразумевает постоянную актуализацию целей развития агропромышленного комплекса.

Следует отметить, что различия между экономическим и административно-правовым воздействием государства на практике не всегда носит явный характер.

Необходимость регулирования агропромышленного комплекса со стороны государства связана с существованием следующих причин, таких как:

• наличие проблемы продовольственной безопасности;

• региональная ограниченность производственных возможностей при одновременном спросе на продовольствие;

• специфические особенности производства сельскохозяйственной продукции и отраслей по переработке сельскохозяйственного сырья;

• рисковый характер агропромышленного производства;

• нарушение экологического равновесия в результате агро-производственной деятельности;

• доступность и безопасность производства продуктов питания и необходимость контроля этих процессов;

• развитие и поддержка инфраструктуры материально-технического и социального характера в сельской местности;

• низкая мобильность производственного капитала отрасли, а именно, земли и построек целевого назначения, что создает предпосылки для усугубления экономических кризисов;

• неэластичный характер спроса на аграрную продукцию;

• тенденция к установлению монопольного контроля над аграрным рынком.

Корректировка воздействия выше перечисленных причин на результаты развития агропромышленного производства в стране возможна посредством проведения грамотной макроэкономической аграрной политики со стороны государства, стратегической целью которой является повышение конкурентоспособности систем агропродовольственного характера, образующих структуру национального агропромышленного комплекса. При этом уровень конкурентоспособности должен быть повышен комплексно, а именно по экономической, социальной, инфраструктурной и инновационной составляющей развития отрасли.

Функционирование механизма управления развитием производства агропромышленного характера на микроуровне требует осуществления непосредственно сельскохозяйственными предприятиями и предприятиями по переработке сельскохозяйственного сырья экономической политики, направленной, в конечном счете, на повышение эффективности их деятельности.

Процесс реализации экономической политики предприятия агропромышленного комплекса схематично представлен на рисунке 5.

Стратегические задачи, стоящие перед предприятием

Комплекс мероприятий, направленных на их достижение

£

Цель производственно-хозяйственной деятельности предприятия

Рисунок 5. Процесс реализации экономической политики предприятия агропромышленного комплекса (рисунок автора)

Определяется такая политика как комплекс мер, позволяющих реализовать достижение определенных целей субъекта хозяйствования, являющего структурным элементом национального АПК, а детерминируется задачами и планами стратегического характера, которые стоят перед предприятиями, как в долгосрочном, так и в краткосрочном периодах [8].

Управление развитием агропромышленным производством на микроуровне, таким образом, объединяет следующие направления и вопросы:

• взаимодействие с потенциальными инвесторами агропромышленного производства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• взаимоотношения интеграционного характера с поставщиками оборудования и сырья;

• реализацию ассортиментной политики;

• осуществление учетной политики;

• реализацию политики кредитного характера в сфере финансирования активов хозяйственного субъекта;

• совершенствование управленческих структур предприятия АПК [9].

Результатом реализации на практике названных направлений становится достижение следующих задач, стоящих перед хозяйствующими субъектами агропромышленного производства в условиях экономической нестабильности, а именно:

• распределение средств по различным товарным группам во времени;

• расширение рынков сбыта сельскохозяйственной продукции и продукции агропромышленного характера;

• максимизация получаемой прибыли.

В современных экономических условиях хозяйствующие субъекты агробизнеса функционируют под воздействием постоянно меняющихся факторов, в результате чего изменяется конъюнктура рынка, а также усиливается внутренняя и внешняя конкуренция, как следствие должны меняться направления экономической политики микроуровня и способы их реализации.

Множество факторов, влияющих на состояние предприятий АПК и создающих рисковые ситуации, представляют собой угрозы как внешнего, так и внутреннего воздействия. К угрозам внешнего воздействия относятся экономические, социальные и экологические проблемы регионального уровня, а в качестве угроз внутреннего воздействия выступают угрозы организационного, производственного, технологического, снабженческо-сбытового, управленческого и информационного характера [10].

Деятельность хозяйствующих субъектов агропромышленного производства будет тем успешнее, чем будет совершеннее система защиты предприятий от внутренних и внешних угроз. При этом следует помнить, что ликвидировать полностью предприятие может только внутренние угрозы, возникающие в процессе его функционирования. Что касается внешних угроз, то субъект хозяйствования может лишь влиять на них, нейтрализуя воздействие их негативного содержания. Классификация угроз экономической безопасности предприятий АПК национальной экономики представлена в таблице 1.

Таблица 1

Угрозы экономической безопасности предприятий агропромышленного комплекса

Тип угроз Характеристика угроз

Внешние угрозы - природно-климатические факторы; - чрезвычайные ситуации природного и технического характера; - макроэкономические кризисы; - изменение законодательства, регламентирующего условия хозяйственной деятельности; - изменение политической ситуации; - недобросовестная конкуренция; - противоправные действия криминальных структур.

Внутренние угрозы - осуществление нерациональной экономической политики; - нарушение технологии производства продукции; - конфликтные ситуации с конкурентами; - ситуации конфликтного характера с контролирующими органами; - криминальные действия собственного персонала; - нарушение режима сохранения конфиденциальной информации.

Составлено автором

Чтобы осуществлять на практике эффективную экономическую политику, в первую очередь определяющую уровень экономической безопасности предприятий, входящих в систему АПК, хозяйствующим субъектам данной сферы необходимо реализовывать следующие основные пути, а именно:

• осуществлять диверсификацию производства;

• модернизировать основную выпускаемую продукцию и создавать новые ее виды, разумеется, с учетом специфики агропромышленного производства;

• управлять информацией о предпочтениях потенциальных покупателей;

• участвовать при необходимости в процессе слияние агропредприятий, аналогичных в технологическом плане.

Осуществление выше названных направлений на практике будет способствовать, в конечном счете, увеличению роста объемов продаж производимой продукции, а, следовательно, повышению прибыльности и уровня экономической безопасности хозяйствующих субъектов агросферы.

Однако, следует помнить, что действия товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции не всегда дают положительный в экономическом отношении результат в силу специфических особенностей агропромышленного производства. Именно поэтому экономическая эффективность данного вида производства в целом определяется уровнем его регулирования государством и находится в зависимости от объемов государственной поддержки, которая должна предоставляться на основе осуществления процесса прогнозирования, т. е. разработки обоснованных научно прогнозов среднесрочных и долгосрочных временных периодов. Именно таким образом государство имеет возможность давать агробизнесу четкие сигналы о перспективных направлениях его функционирования и регулировать его деловую активность.

Итак, регулирование рыночной среды АПК государством, осуществление которого возможно как в формате административного, так и в формате экономического управления, должно выступать в качестве процесса централизованного воздействия на субъекты хозяйствования, образующие структуру агропромышленного комплекса национальной экономики. Необходимость осуществления такого регулирования заключается в возможности повышения уровня продовольственной безопасности страны, что особенно важно в современных условиях экономической и глобальной нестабильности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Егорова-Гудкова Т.И., Морозюк Н.С., Поп Н.В. Продовольственная безопасность как инвариант системы экономической безопасности государства // Инновации в науке. - 2G13. - №23. - С. 86-96.

2. Денисова Н.И., Полянский С.Я. Продовольственная безопасность в системе экономической безопасности России: проблемы и решения // Вестник рязанского агротехнического университета им. П.А. Косычева. - 2G12. - №3 (15). - C. 14-18.

3. Mikhail A. Surzhikov, Tatiana A. Saltanova, Tatiana N. Mikhnenko, Elvira A. Chlysheva Organizational Communications In Small Business Management In The Agro-Industrial Sector. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBSPages 1-483 (12.G3.2G2G) e-ISSN: 2357-133G. 11th International Scientific and Theoretical Conference - Communicative Strategies of Information Society, 25-26 October 2G19 Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University Pages 291-3G1 DOI: 1G.154G5/epsbs.2G2G.G3.G2.34; https://doi.org/1G.154G5/epsbs(2357-133G).2G2G.3.2.

4. Литвинова А.В., Талалаева Н.С. Продовольственная безопасность России: эволюция приоритетов и способы оценки // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. - 2G19. - Т.21. - №4. - С. 182-196.

5. Титов М.А., Бирюков А.А., Сосунов Н.Б., Монахов Н.А., Авельцов Д.Ю., Моторин О.А., Мехедькин Н.А. Продовольственная безопасность, самообеспеченность России по критериям товаров из продовольственной потребительской корзины на ближайшие годы: информ. изд. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2G19. - 256 с.

6. Яшкова Н.В., Чумакова В.Н. Угрозы и риски продовольственной безопасности // Журнал правовых и экономических исследований. - 2G18. - № 2. - С. 245-249.

7. Большакова Ю.А., Ильичева О.В. Государственная поддержка как механизм устойчивого развититя АПК // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2G18. - Т.7. - №1(22). - С. 57-6G.

8. Митина И.А. Финансово-экономические рычаги регулирования развития АПК национальной экономики. В сборнике: Модернизация экономики России: отраслевой и региональный аспект Материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. 2G19. С. 127-132.

9. Oscar Gasanov, Tatyana Lisitskaya, Natalya Kovaleva, Valentina Maziy and Irina Mitina Formation of funding sources for agribusiness organizations. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science.XII International Scientific Conference on Agricultural Machinery Industry 1G-13 September 2G19, Don State Technical University, Russian Federation. https://iopscience.iop.org/article/1G.1G88/1755-1315/4G3/1/G12G75; https://iopscience.iop.org/issue/1755-1315/4G3/1.

1G. Микрюков Т.В. Основные угрозы, влияющие на экономическую безопасность сельскохозяйственных организаций // Вестник Удмурдского университета. -2G12. - №2. - С. 3G-34.

Mitina Irina Aleksandrovna

Rostov state university of economics, Rostov-on-Don, Russia

E-mail: mirinayao31@yandex.ru

Saltanova Tatiana Alekseevna

Rostov state university of economics, Rostov-on-Don, Russia

E-mail: saltanova-tatiana@mail.ru

Chelysheva Elvira Alexandrovna

Moscow state pedagogical university, Moscow, Russia E-mail: elvira.chelish@yandex.ru

Problems of regulating the development of the agro-industrial complex of the national economy in the context of economic security

Abstract. The article is devoted to finding solutions to the problems of regulating the development of the agro-industrial complex (AIC) of the national economy in the unstable conditions of transforming market relations. At the same time, the current state of the agrosphere is characterized in the article in the format of economic security, since economic security at the macro level, and especially such an important structural component as food security, is directly dependent on the level of functionality and competitiveness of the national agro-industrial complex.

The article analyzes the existing risks of achieving the required value of food security and considers the main parameters of its measurement within the framework of the implementation of a new version of the Doctrine of Food Security of the Russian Federation.

The authors of the article emphasize that, despite the fact that the country has all the resources to achieve the required level of food security, the share of imported food products and agricultural raw materials in the structure of imports of the Russian Federation is more than 2 times higher than the share of exports, which is a negative trend. According to the authors, the main reason for the presence of food imports is the imperfection of the agrarian policy pursued by the state and low labor productivity in many sectors of the agro-industrial complex. As a consequence, in order to neutralize these negative trends, it is necessary to have an effective type of management mechanism, which is currently absent.

The article defines the existing conditions for achieving a potentially possible border of food security, both at the state level and at the level of individual economic entities that form the structure of the national agro-industrial complex, through the implementation in practice of active regulation of the development of the agro-industrial complex by both administrative and economic methods.

The need for such regulation, according to the authors of the article, lies in the possibility of increasing the level of food security of the country, which is especially important in modern conditions of economic and global instability.

Keywords: agro-industrial complex (AIC) of the national economy; regulation of the agro-industrial complex; economic security; food security; parameters for measuring food security; risks of achieving the required level of food security; threats to the economic security of agricultural enterprises

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.