Научная статья на тему 'Проблемы регулирования наследственных отношений в Российской Федерации (по материалам республики Дагестан)'

Проблемы регулирования наследственных отношений в Российской Федерации (по материалам республики Дагестан) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВАНИЕ НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СУБЪЕКТ / ОБЫЧНОЕ ПРАВО / НАРОДЫ / ДАГЕСТАН / ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаджиалиева Н. Ш.

В статье исследуются проблемы регулирования наследственных отношений в субъектах Российской Федерации, в частности, в Республике Дагестан, рассматриваются нормы обычного права с позиций конституционных положений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы регулирования наследственных отношений в Российской Федерации (по материалам республики Дагестан)»

УДК 342.347.65

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)

Гаджиалиева Н.Ш. - доцент кафедры гражданского процесса Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук E-mail: naidka79@mail.ru

В статье исследуются проблемы регулирования наследственных отношений в субъектах Российской Федерации, в частности, в Республике Дагестан, рассматриваются нормы обычного права с позиций конституционных положений.

Ключевые слова: регулирование наследственные отношения, субъект, обычное право, народы, Дагестан, особенности.

Problems of regulation of hereditary relations in the Russian Federation (on Republic Daghestan

materials)

Gadzhialieva N.Sh. - the senior lecture of chair of civil process of Daghestan state university, the candidate of jurisprudence

In article problems of regulation of hereditary relations in subjects of the Russian Federation are investigated, in particular, in Republic of Daghestan, norms of common law from positions of the constitutional provisions are considered.

Key words: regulation hereditary relations, subject, common law, people, Daghestan, features.

Обычаи, сложившиеся в некоторых субъектах Российской Федерации, в особенности на Северном Кавказе, оказывают определенное влияние на регулирование наследственных отношений, создавая эффект биюридизма, когда наряду с действующей правовой системой конституционного и гражданского права в регулировании отдельных аспектов наследственного правопреемства субсидиарно принимают участие нормы обычного и мусульманского права.

С учетом этого при исследовании особенностей регулирования наследственных отношений в Дагестане необходимо раскрыть исторический аспект данного вопроса, выявить специфику применения норм гражданского законодательства, регулирующего

наследственные правоотношения, в

правоприменительной практике современного Дагестана.

До революции в Дагестане действовала одна юридическая система, правовые институты которой "весьма далеко расходятся у отдельных народностей, но общие и основные положения одинаково проникают собой обычаи аварцев и андов, лаков и капучин, даргинцев и табасаранцев" [3, ^140].

Анализ сборников адатов народов Дагестана приводит к выводу о том, что обычное право народов Дагестана исключительно развито и многогранно. Оно представляет собой систему правовых обычаев, создающих обычно-правовую модель положения индивида. Возникнув на ранней ступени развития родовой общины, обычное право народов Дагестана существенно трансформировалось с течением времени.

После арабских завоеваний в Дагестане начался процесс исламизации его народов. В связи с этим у народов Дагестана наряду с

адатным правом стал утверждаться и шариат -свод юридических и религиозно-обрядовых норм мусульманского права.

В процессе распространения ислама (XI-XIX вв.) в Дагестане позиции шариата все более упрочнялись. Так, по шариату решались все дела, касающиеся религии, брака, семьи, опеки, наследства. Но, несмотря на упорное стремление мусульманского духовенства, шариату не удалось вытеснить существующие в Дагестане адаты, и поэтому шариат мягко адаптировался к адату.

Думается, нормы адата сохранились потому, что адат не навязывался искусственно извне, а создавался веками самим населением с учетом его этнических особенностей, впитывал в себя быт, нравственность и потребность самого народа.

Так, изучив своды адатов Дагестана, можно отметить, что при решении вопросов наследования дагестанцы преимущественно руководствовались шариатскими

установлениями, но в то же время в отдельных местах прямо предусматривалось

регулирование наследственных отношений нормами обычного права. К примеру, в адатах сел Аварского, Гунибского округов предусматривалось, "что наследственные дела разрешаются в соответствии с нормами шариата, если только на эти случаи не установлены особые адаты" [2, с.267].

Следует отметить, что наследственное право по шариату является чрезвычайно сложным в связи со сложностью семейных отношений мусульман и разбросом постановлений, сур и аятов, регулирующих наследственные отношения в Коране (II 180,181,182; IV 8,12-16,175; V 105,106,107). Очевидно, поэтому не все нормы шариата, регулирующие наследственные отношения, применялись в Дагестане, и некоторые из них видоизменялись под воздействием местных адатов.

Так, почти у всех народов Дагестана применялась следующая норма шариата о разделе наследства: после смерти

мусульманина сначала покрываются его долги. Затем получают свою часть лица, которым отказано по завещанию, а после этого уже остальная часть делится между наследниками

(сура 4 "Женщины", аят 12) [5]. Эта система наследования отличается от наследственной системы, свойственной российскому наследственному праву, устанавливающему, что к наследникам по наследству переходят не только права наследодателя, но и его обязанности (ст. 1112 ГК РФ).

В некоторых районах относительно раздела наследства существовали свои особые адаты. Так, в Кайтаге при разделе имущества умершего вызывали в дом одного муллу и двух почетных стариков, которые, отделив имеющиеся деньги, оценивали все движимое и недвижимое имущество, разделяли его на 8 частей, в том числе и деньги, и производили раздел в соответствии с шариатом. В Табасаранской провинции после смерти отца семейства жена умершего получала кебин*, уплачивались долги, определялась часть по завещанию покойного на поминки так, чтобы она не превышала третью часть всего наследственного имущества, но менее третьей части отдавать на поминки предоставлялось на волю покойного. После этого имение также делилось по шариату [8, с.58].

Анализ предписаний Корана

относительно наследования позволяет говорить о том, что правом наследования обладают лица, связанные с наследодателем семейными или родственными узами, а также лица, которых сам владелец назначит своим преемником посредством завещания (сура 4, аят 11) [5].

Коран определил круг лиц, имеющих право на наследство независимо от завещания. Сура 4 "Женщины", аят 33, гласит: "Каждому человеку для оставшегося после него имущества Мы определили наследников: это родители, ближайшие родственники и те, с которыми вы связаны клятвами", то есть супруги. Эти лица могут быть приравнены к законным наследникам по европейским законам.

Почти все народы Дагестана при определении долей в наследстве руководствовались нормами шариата, которые значительно отличаются от современных норм, регулирующих наследственные отношения. Так, если в соответствии с частью 2 ст. 1141 ГК

* Кебин - сумма, предусмотренная брачным договором.

РФ наследники одной очереди наследуют в равных долях, то нормы мусульманского права предоставляют преимущество в

наследственных правах представителям мужского пола. Эта норма мусульманского права не соответствует конституционному принципу равенства, устанавливающему равенство лиц в правах независимо от пола, расы, национальности и т.д. (ст. 19 Конституции РФ).

Так, сура 4 "Женщины", аят 12, гласит: "Сыну принадлежит доля, равная доле двух дочерей" [5, с.60]. Если у наследодателя нет сыновей, то дочь, как единственная наследница по нисходящей линии, получает 1/2; две дочери и более - 2/3 наследства.

Отец и мать умершего наследуют каждый в 1/6 части всего наследства, если умерший наследодатель оставил ребенка. Если же он не оставил ребенка и к наследованию призываются его восходящие, то мать получает 1/3 часть наследства. Если после умершего наследодателя остались братья, то мать получает 1/6 наследства [4, с.54].

Жены имеют право на получение четверти наследства умершего мужа, если от него не осталось детей, и 1/8 наследства, если он оставил детей.

Муж имеет право на получение половины имущества жены, умершей, не оставив потомства; если же умершая жена оставила ребенка, муж обладает правом па получение лишь 1/4 наследства (сура 4, аят 12).

И.П. Петрушевский совершенно справедливо отмечал, что, "в отличие от европейского феодального и позднее буржуазного законодательства, по которому имуществом жены распоряжается муж, мусульманское право строго проводит принципы раздельности имущества супругов. Муж не имеет права распоряжаться имуществом жены"[10, с.175]. Земельные

отношения, сложившиеся в джамаатах горного Дагестана, еще более усугубили это положение. В практике наследования после смерти жены бездетного мужа участок земли, полученный как приданое, возвращался к ее сородичам. Если же умирал муж, имущество жены, особенно земля, сохранялось за ней [1, с. 109].

Порядок наследования братьями и сестрами умершего - наследниками по боковой линии - у большинства народов Дагестана определялся нормами шариата,

устанавливающими, что "если мужчина или женщина не имеют прямых наследников, а у него или у нее есть брат или сестра, то каждому из них принадлежит одна шестая. Если же братьев и сестер больше двух, то все они делят поровну одну треть после вычета по завещанию и выплаты долга"[4, с.54]. Вместе с тем, учитывая то, что некоторые народы Дагестана при определении долей в наследстве

руководствовались своими особыми адатами, представляется необходимым рассмотреть и их с точки зрения преемственности современным конституционным правом, гарантирующим право наследования. Так, например, по адатам даргинцев, братья и сестры наследодателя призываются к наследованию только в случае, если у наследодателя не остается сыновей [6, с.220]. Из этого следует, что у даргинцев только сын устранял от наследования братьев и сестер наследодателя, тогда как по шариату братья и сестры умершего отстранялись не только сыном, но и дочерью.

Адат, по которому наследники боковой линии наследовали только при отсутствии сыновей, существовал и у кумыков. Отличительной чертой адата, бытовавшего у кумыков, являлось то, что представители женского пола не наследовали - "им назначается по миролюбивой сделке (маслагату) часть из оставшегося движимого имущества, т.е. крестьян, вещей, денег, скота" [6, с.229]. Поэтому сестры наследодателя

полностью устранялись от наследования, даже при отсутствии прямых наследников мужчин. Предполагалось, что невестки должны

довольствоваться своим приданым, мать же и дочери переходили на обеспечение отца, а чаще одного из братьев [9, с.103].

Таким образом, по адатам кумыков при пресечении мужского поколения в одной из степеней родства недвижимое имущество, не переходя в женское поколение, переходило в мужское поколение другой степени родства.

Такие правила вводились в целях недопущения дробления имущества при наследовании в той степени, в которой это

могло бы повредить установившемуся сословному делению общества, а также сохранения имущества в рамках рода, определяемого по мужской линии. Однако они существенно нарушают гарантированное Конституцией РФ право наследования, а также противоречат конституционным принципам равенства и справедливости, так как лишают наследственных прав женщин только по признакам пола.

Согласно мусульманскому праву собственник мог распорядиться своим имуществом на случай смерти путем составления завещания (васият) [12, с.401] -изъявления воли лица относительно судьбы его имущественных отношений в случае смерти. Однако на практике в Дагестане использовались и другие способы. Составление "назру" - обыкновенного письменного

распоряжения при жизни, как бы дарственной. В отличие от распоряжений "васият", которые исполнялись после смерти завещателя,

распоряжения "назру" исполнялись при жизни завещателя [8, с.136].

Следует отметить, что не только шариат, но и нормы адата позволяли

собственнику распорядиться своим

имуществом на случай смерти. Однако объем правомочий собственника по распоряжению своим имуществом определялся ими различно. Многие народы Дагестана при определении объема завещательной свободы

руководствовались нормами шариата. Мусульманское право устанавливало ограничения завещательной свободы, которая выражалась в институте обязательной доли. Так, собственник не мог завещать более 1/3 своего имущества, и, таким образом, наследники по закону наследовали независимо от завещания не менее 2/3 доли, которая

причиталась каждому из них при наследовании по закону.

Таким образом, мусульманское право, так же, как и современное наследственное право, не допускает полного лишения законных наследников имущества предков (право на обязательную долю). Отличие состоит в том, что по мусульманскому праву размер обязательной доли составляет 2/3, а

современное наследственное право

устанавливает меньший размер 1/2 (ст. ГК РФ). Следовательно, мусульманское право отдает предпочтение семейно-обеспечительной

функции наследственного права, а

современный законодатель - принципу свободы завещания.

В некоторых районах Дагестана бытовали адаты, которые отменяли установленные шариатом ограничения

завещательной свободы либо устанавливали дополнительные. Так, у даргинцев Урахинского района, а также у кумыков посредством

завещания наследодатель мог по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определять доли наследников в наследстве, лишить наследства всех своих близких родственников и передать имущество посторонним лицам или для мечети (вакф) [6, с.228], то есть вопреки нормам

шариата действовала полная завещательная свобода.

Адаты Кайтага запрещали завещать имущество в пользу определенных лиц. Так, в Своде кайтагских законов записано следующее: "Никто из простых свободных кайтагцев не должен завещать имение свое в пользу

аристократов. Если же кто-либо из простых свободных кайтагцев сделает такое завещание, то его следует вместе с семейством изгнать из родного селения, а если кто-либо будет

упрашивать и советовать, чтобы такого завещателя оставили в покое, то его дом следует разрушить".

Представляется, что адаты Кайтагского района, запрещающие завещать имущество в пользу аристократического круга, были введены дагестанцами ради спасения своего, фактически сословного имущества и связанной с ним свободы от могущественных земляков аристократов. Однако если их рассматривать с точки зрения соответствия конституционным положениям, то можно заметить, что они явно противоречат конституционному принципу свободы наследования, предполагающему свободу воли наследодателя по распоряжению своим имуществом, а также принципу равенства, устанавливающему равенство в правах независимо от пола, расы, национальности, имущественного положения и т.д.

Адаты урахинцев, а также кумыков, отменившие все установленные шариатом ограничения завещательной свободы, были введены для предоставления возможности завещать все имущество в пользу мечети и для других общественно полезных целей. Однако они ослабляют семейно-обеспечительную функцию наследственного права и, таким образом, не соответствуют статье 38 Конституции РФ, предусматривающей обязанность членов семьи содержать друг друга, а также статье 17 Конституции РФ, устанавливающей, что осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц.

Таким образом, сравнительный анализ норм шариата и адата, регулировавших наследственные отношения в Дагестане с конституционными положениями Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что нормы шариата в меньшей степени не соответствуют Конституции РФ, нежели адаты.

Следует отметить, что применение в Дагестане судопроизводства по делам о наследовании по адатам существовало до Кавказской войны (1801-1861), когда имамы Гази-Магомед, Гамзат-бек и Шамиль стремились заменить его шариатом. Особенно энергично старался ликвидировать

судопроизводство по адату имам Шамиль, который в течение 27 лет искоренял адаты под страхом смертной казни.

После пленения Шамиля в Дагестане возобновилось судопроизводство по адату. Царское правительство открыто требовало от населения соблюдения адатов и шариата. Для рассмотрения дела по адату необходимо было общее согласие истца ответчика и судьи. В случае несогласия с решением по адату, недовольная сторона могла требовать обсуждения дела по шариату.

Такая правовая система у народов Дагестана существовала до установления советской власти, когда стало применяться законодательство Российской

Социалистической Федеративной Советской Республики. Но еще долгие годы в Дагестане царили религиозные нормы и "жизнь по адату", элементы соблюдения которого сохранились и по сей день.

Так, например, практически повсеместно в Дагестане применяется норма мусульманского права, устанавливающая, что доля сына в наследстве вдвое больше доли дочерей. Встречается применение (хотя и очень редко) адата, по которому представители женского пола полностью отстраняются от наследования. Данный адат несколько видоизменен. В настоящее время дочери отстраняются от наследования только при наличии сыновей, тогда как раньше они отстранялись от наследования независимо от наличия или отсутствия сыновей. Как отмечалось выше, данные нормы противоречат конституционным положениям и поэтому не могут быть соотнесены с современными нормами, регулирующими наследственные отношения.

Следует отметить, что в нормах адата и шариата содержатся правила, которые соотносятся с современными нормами, Конституцией РФ. Так, например, обычай, по которому в случае возникновения спорных вопросов о наследстве, наследники вызывают в дом одного муллу и двух почетных стариков, которые на основании норм шариата производили раздел наследства, улаживали между наследниками разногласия, примиряли их. Этот обычай соотносится с таким институтом современного права, как медиация, посредничество. Согласно действующему российскому законодательству их применение возможно только для разрешения экономических споров. Однако, как показывает исторический опыт, их использование для разрешения наследственных споров было бы весьма эффективно.

Особенностью Дагестана как республики с преобладающим мусульманским населением, чьи религиозные воззрения в последнее время заметно усилились, является то, что из исследованного числа фактических брачных отношений 96% лиц состоят в браке по шариату, т.е. они отдают предпочтение соблюдению религиозной нормы о заключении брака без регистрации в органах ЗАГСа. Как справедливо отмечают некоторые

исследователи, причинами востребованности шариата на Северном Кавказе является «установление нового социального порядка,

введение нового единообразного права, имеющего большие пробелы и игнорирующего культурно-правовые традиции народов России [7, с.36].

Исходя из того, что действующее законодательство не признает правовых последствий за религиозными браками, на практике зачастую женщины, состоящие в браке по шариату, после смерти мужа не имеют наследственных прав, и их наследственные права, гарантированные Конституцией РФ, могут быть нарушены. Более того, это будет нарушать такие основополагающие принципы конституционного права, как принцип равенства, принцип социальной

справедливости.

Из этого следует, что между реальной практикой и официальным правом существуют несовпадения и вне правового регулирования остаются отношения, по своей природе имеющие специфический характер.

Законодательное регулирование без учета интересов мусульманской части населения не способствует преодолению правового плюрализма и применения населением Дагестана, как и всего Северного Кавказа, при решении наследственных вопросов норм мусульманского права, смешанного с адатами.

Единое правовое пространство не означает полного однообразия на всей территории страны. Это «и нереально, и вредно, и неконституционно. Есть масса вопросов, которые субъекты Федерации, местные сообщества должны решать так, как им подсказывают культурные, этнические, исторические, природные и другие особенности»[11]. К числу таких вопросов, думается, относятся и вопросы наследования, в регулировании которых необходим учет существующего уклада, обычаев и традиций на наследственные отношения, компромиссное сочетание норм, принципов и институтов российского и мусульманского права.

Учитывая то, что значительная часть населения в Дагестане отдает предпочтение заключению брака по шариату без регистрации в органах ЗАГСа, а ныне действующие Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ не признают правовых последствий за такими

браками, представляется необходимым

закрепить за судами право с учетом конкретных обстоятельств признавать наследственные

права за супругами, состоящими в браке по религиозной норме (брак по шариату, церковный брак).

Таким образом, изучение

правоприменительной практики по

наследственным делам в Республике Дагестан свидетельствует о том, что нормы адата и шариата, регулировавшие наследственные

отношения в Дагестане до установления советской власти, сохранили свое влияние и по сей день.

Рассмотрение норм обычного права с позиций конституционных положений позволяет говорить, что некоторые из них не соответствуют таким конституционным принципам, как свобода наследования, принцип равенства и социальной справедливости. Их применение в судебной практике будет нарушать гарантированные Конституцией РФ права.

Нормы обычного и мусульманского права, соответствующие Конституции РФ, могут использоваться для совершенствования современных способов регулирования и защиты наследственных прав, исходя из мудрости народа, выраженной в адатах и шариатских установлениях.

Литература

1. Агларов М.А. Сельская община в нагорном Дагестане в 17 - начале 19 в. - М.: Наука, 1988. С.109.

2. Адаты Дагестанской области и Закатальского округа / Под ред. И.Я. Сандрыгайло. - Тифлис, 1899. С. 267.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ковалевский ММ. Закон и обычай на Кавказе. -М., 1890. Т.2. - 319 с.

4. Коран / Пер. и комм. М-Н. Османова. Изд-во "Ансарийан", 2000. - с.396.

5. Коран / Пер. и комм. И.К. Крачковского. -2-е изд. - М.: Наука, 1986.- 727 с.

6. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1883. Вып. 2. С.220.

7. Мисроков З.Х. Особенности формирования

уголовно - правовой политики на Северном Кавказе // Законность. 2002. №10. -

С. 36.

8. Омаров А.С. Из истории права народов Дагестана (материалы и документы). -Махачкала, 1968. - С.58.

9. Першиц А.И., Смирнова Я.С. Положение кавказской женщины по адатам, христианским канонам и шариату // Государство и право. 1997. № 9. -С. 103.

10. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII -XV веках. - Л., 1966. С. 175.

11. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 6 марта 1997 г. (24251) // КонсультантПлюс

12. Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. - СПб., 1850. С. 401.

Поступила в редакцию 28 октября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.