Научная статья на тему 'Проблемы регулирования маслозаготовительного рынка Сибири в 1923-1925 гг'

Проблемы регулирования маслозаготовительного рынка Сибири в 1923-1925 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дроздков Алексей Васильевич

В статье делается попытка анализа соотношения административных и экономических методов регулирования масляного рынка на протяжении наиболее динамичной заготовительной кампании 1923-1925 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы регулирования маслозаготовительного рынка Сибири в 1923-1925 гг»

ЭКОНОМИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

А. в.дроздков ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАСЛОЗАГОТОВИТЕЛЬНОГО РЫНКА СИБИРИ В 1923-19» ГГ

УДК 947:384.75(с)18

В СТАТЬЕ ДЕЛАЕТСЯ ПОПЫТКА АНАЛИЗА СООТНОШЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАСЛЯНОГО РЫНКА НА ПРОТЯЖЕНИИ НАИБОЛЕЕ ДИНАМИЧНОЙ ЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ 1923-1925 ГГ.

Тема новой экономической политики, проводившейся в 1920-е годы в Советской стране, принадлежит к числу наиболее динамично разрабатывающихся в отечественной историографии. Из всех проблем НЭПа, более актуальной, на наш взгляд, является проблема государственного регулирования рыночных отношений. Втечение 1921-1923 гг. был принят ряд нормативных документов, расширявших сферу действия рынка. Тем не менее указанная сфера находилась под постоянным контролем со стороны государственных органов. Насколько этот контроль являлся эффективным в плане восстановления экономики, мы можем судить на примере функционирования заготовительного сельскохозяйственного рынка Сибири и, в частности, анализа соотношения административных и экономических методов регулирования масляного рынка на протяжении наиболее динамичной заготовительной кампании 1923-1925 гт

Маслоделие всегда являлось ведущей отраслью сельскохозяйственного экспорта дореволюционной России. Сибирское масло было широко известно на заграничном рынке от Англии до США. Накануне Первой мировой войны из Сибири ежегодно вывозилось свыше 5 млн. пудов сливочного масла, стоимостью 66641310 руб. Среди мировых экспортеров масла Сибирь стояла на втором месте после Дании [1]. Чтобы правильно оценить значение маслоделия в сибирской экономике, следует отметить, что в 1913 г. в Сибири было добыто 3059,4 пуда шлихового золота; стоимостью около 55 млн. руб., и вывезено по заграничным ценам почти на 30 млн. руб. пушнины [2].

К началу НЭПа сибирское маслоделие было практически разрушено. Крестьянство вследствие экономической разрухи, обязательной сдачи сельскохозяйственных продуктов по разверстке, а также ввиду отсутствия твердой валюты и прочих причин, потеряло практический интерес к расширению своего хозяйства. Отмена разверстки и изменение налогового законодательства уже в первые годы НЭПа оживили хозяйственную деятельность и молочное дело в частности. В 1923 г. заготовки масла в Сибири выросли на 35%, дав 532 тыс. пудов, против 395 тыс. пудов в 1922 г. Такой значительный рост производства масла показал высокую выгодность маслоделия в крестьянском хозяйстве. По данным Сибирской сельскохозяйственной кооперации, за масло сданное в 1923 г., выплачивалось в среднем по 15 руб. 72 коп. за пуд, а доходность одной коровы составила 18 руб. 85 коп. [3].

Надо отметить, что в 1923 г. заготовки масла проводились исключительно коммерческим путем поскольку по смешанному натурально- денежному сельхозналогу 1923-24 гг. сдача молока и масла государству не предусматривалась. Это обстоятельство усилило приток на сибирский рынок многочисленных заготовителей. Если в 1922 г. крупными заготовителями выступали потребительская и сельскохозяйственная кооперации, то в 1923 г. выгодность маслозакупа поняли не только кооперативные, но и государственные торгово-закупочные организации и крупные частные фирмы. Так, в Омском уезде, помимо кооперативных организаций, закупки масла вели «Хлебопродукт»,

«Руссот», Сибторг, Госсельхозсклад, трест «Госмолоко», Московский союз потребительских обществ, местная водная и железнодорожная кооперации, частные фирмы Сергеева и Воробьева [4].

Заготовка масла разными организациями и частными лицами производилась как непосредственной покупкой у маслоартелей, так и на договорных началах. Ввиду недостатка оборотных средств значительная часть масла, выработанного артелями, уходила на сторону госторгам и частникам.

Сибторг производил заготовку масла непосредственной закупкой у маслоартелей без услуг посредников и перекупщиков. Артелям и многолавкам выдавались авансы, в пределах которых, согласно договорам, сдавалось масло по определенным ценам, а оставшееся масло сдавалось уже по рыночным ценам. Такой способ был принят якобы в целях охраны интересов сдатчиков и во избежание нарекания на то, что Сибторг закабаляет деревни. «Хлебопродуктом», согласно договорам, под масло отпускались в кредит различные материалы и машины для потребностей маслоделия.

Расчет за сданное на заводы молоко или проданное масло производился как кооперацией, так и другими организациями: хлебом, продуктами первой необходимости, сельскохозяйственным и молочным инвентарем и разного рода товарами, а во время платежа денежных налогов и денежными знаками, например, Сибцентросоюзом, в таких отношениях: 30% - деньгами, 70% - товаром, а местами: хлебом - 20%, товарами - 50% и деньгами - 30%. Наиболее важное значение для производства расчетов за масло имел хлеб, так «Госмолоко» в Омской губернии, в тех районах, где была потребность в хлебе, - Чаны, Татарск, Евгащино, Называевск- закупку масла производило исключительно в обмен за зернопродукты. «Сельхозсклад» во время посевов авансировал масло артели сменным и продовольственным хлебом в размере 10-15% от стоимости закупаемого им масла. Осенью, во время сдачи продналога, кооперативы в Славгородском уезде расчет за масло производили пшеницей и частью деньгами, которые передавались ими в заготконторы в уплату денежного налога за сдатчиков масла, что избавило население от излишних разъездов. Но затем, ввиду недостатка денег, кооперативы стали производить расчеты преимущественно хлебом, по цене 80 коп. за пуд и крестьяне, для получения денег в уплату налога, вынуждены были продавать этот хлеб на рынке по 45-50 коп. за пуд. Также невыгодным для крестьян оказалась расплата за масло товарами ввиду их чрезвычайной дороговизны. Так, в Чановском районе ситец в кооперации стоил 75 коп. аршин, а на частном рынке-60 коп. аршин [6].

Все эти обстоятельства вызывали у населения недовольство заготовляющими организациями, которые, по мнению крестьян, «берут дорого, а платят дешево»; при чем крестьяне заявляли, что «от нужды и в петлю полезешь».

Такая обстановка создавала атмосферу постепенного охлаждения интереса у населения к кооперации и предпочтение местами отдавали частным посредникам.

Масло было безубыточно выгодным товаром, и его заготовкой занимались все, у кого имелись средства. Платежеспособность населения было довольно низкой - весной не хватало семян для посева, осенью надо было платить налог Это обстоятельство вынуждало заготовителей идти на снижение цены на масло. Летом цены на масло колебались от 7 до 9 рублей за пуд, в августе доходили до 18 рублей, в сентябре в связи с недостатком денег у населения для уплаты продналога и отсутствием средств у кооперации, цены падали до 10 руб. за пуд.

Московское потребительское общество заготовляло масло в Омской губернии по ценам: в феврале - 8 руб. 75 коп. за пуд, в марте - 8 руб. 25 коп., в апреле - 7 руб. 25 коп., в мае - 6 руб., в июне и июле - 7 руб., в августе - 8 руб., в сентябре -12 руб. 75 коп. и в октябре -17 руб. за пуд [7].

Сравнивая заготовительные цены в губерниях по организациям, можно отметить, что у одних цены держались на уровне 8-9 руб., а в других -11-15 руб. за пуд. Такое различие в ценах вело к спекуляции маслом и отражалось как на производителях при понижении цен, так и на потребителе при их чрезмерном повышении.

В погоне за дешевым маслом, заготовители мало обращали внимания на его качество, чем понижали его кондиционность. Главным было - поднять закупочные цены. Особенно напряженное положение создал Алтайский Губсоюз, получивший по договору с Си(эдальгосторгом значительные денежные суммы на поставку масла [8]. За ним последовали остальные заготорганизации Алтая и в других губерниях региона. В итоге к концу лета - началу осени 1923 г. закупочные цены на масло выросли до 18-20 руб. за пуд [9].

Этому увеличению спекуляции способствовало то, что рыночные цены, как было отмечено выше, на местах отмечались большой неустойчивостью. Омский Сельсоюз отмечал, что заготовкой масла занимались многие организации, которые не только не участвуют в деле восстановления молочного хозяйства, но сплошь и рядом мешали работе Сельсоюзу улучшать качество масла, т.к. заготовители заинтересованы, главным образом, не в получении лучшего продукта, а в наибольших прибылях.

Осенью 1923 г конъюнктура масляного рынка в регионе претерпела существенные изменения. Заготорганизации, из-за недостатка банковских кредитов, стали снижать закупочные цены. В маслозаготовках увеличилась доля непосредственного товарообмена. Значительная часть продукции приобреталась в обмен на зерно. При этом при расчетах за поставляемое масло пшеница оценивалась в 80 коп. за пуд, а остро нуждавшиеся в деньгах крестьяне были вынуждены везти ее на рынок и продавать по цене 40-45 коп. за пуд [10].

Соотношение цен на масло и пшеницу в довоенное время, при стоимости 1 пуда пшеницы в 50-60 коп., было в отношении 1:20; а в 1923 г., по сведениям Омской биржи, такое соотношение составляло: январь -1 пуд пшеницы стоит 15 руб., а 1 пуд масла - 240 руб. -соотношение 1:16, июль соответственно 100,680,1:8,8, август 200,2000,1:10; сентябрь 250,2500,1:10, октябрь 405,4800, 1:11, и ноябрь 700,14000,1:20.

Рыночные же колебания были еще значительнее и доходили 1:5, т.е. масло на хлеб временами расценивалось в 4 раза дешевле довоенного времени [11].

В итоге за 1922-1923 гг. кооперативными и государственными заготорганиэациями в Сибири было закуплено около 600 тыс. пудов животного масла (в 1922 г.-395 тыс. пудов). Из этого объема на долю губсоюзов потребкооперации приходилось 273 тыс. пудов, Сибирского союза сельскохозяйственной кооперации (Сибсельсоюза) и его отделений-130 тыс. пудов, «Хлебопродукта»-118 тыс. пудов, Сибторга - 50 тыс. пудов остальное количество масла закупили более мелкие заготовители. По экспортным оценкам, частные маслозаготовители составляли не менее 10% от общего объема маслозакупа государственных и кооперативных заготорганизаций. За пределы Сибири было вывезено532,5тыс. пудов масла, вт.ч. наэкспорг-около 300 тыс. пудов. Таким образом, вывоз масла из региона увеличился по сравнению с предыдущим годом на 35 % (в 1922 г. вывоз составил 395 тыс. пудов) [12].

19 ноября 1923 г. в экономической секции Коммунистического клуба в г. Новониколаевске состоялась, по инициативе Сибкомвнуторга, дискуссия по итогам маслозаго-товительного сезона. С докладом выступил управляющий Сибконторой Госбанка Н.М.Певзнер. Им были названы негативные моменты прошедшей маслозаготовительной кампании: отсутствие стимула к развитию маслоделия; не была установлена кондиционность масла, что сказалось на его качестве; разрозненность действий заготовителей; недостаточное и бессистемное финансирование

маслозаготовок; резкое падение закупочных цен. Что касается работы кооперации, то ее стремление стать монополистом на маслозаготовительном рынке было подверг-¡1 нуто резкой критике. Кооперация была названа «типичным ° растением, способным жить только в условиях льгот». 4 Более рациональной формой в организации маслозагото-вительного аппарата было предложено создать «Акционер-4 ное общество по сбыту сибирского масла». Но в ходе Ё прений предложенная форма была отвергнута, т.к. загото-г вители увидели в ней угрозу собственной самостоятель-■ ности [13]. «Здоровая конкуренция в заготовках необходима | для отбора наиболее жизненных организаций», - такое | мнение высказали почти все участники дискуссии. 3 С целью устранения отмеченных недостатков и усиле-« ния реализующей роли государства на масляном рынке, в 3 январе 1924 г. при Сибкомвнуторге была создана масля* ная комиссия, в состав которой вошли представители Сибирской краевой конторы Госбанка РСФСР, правления Сибирской железной дороги и наиболее крупных заготор-ганизаций (Сибирского отделения Центросоюза, Сибсель-союза, Сибхлебпродукта, Сибторга и Сибгосторга), которые стали именоваться основными заготовителями и пользоваться государственной поддержкой. Председателем масляной секции был назначен И.М.Певзнер.

Отметим, что масляная секция начала свою работу с выявления точек зрения участников торгово-финансовых операций на масляном рынке на перспективу и организационные основы предстоящей кампании. Предстояло найти общий подход в распределении государственного кредита. Государственные и кооперативные организации продолжали вести между собой «масляную войну» за право получения более значительной суммы кредитов. Очередная схватка между ними произошла на заседании масляной секции31 января 1924г. После долгих споров было принято решение о максимальном и минимальном планах маслозакупа. А позже, 12 февраля, на очередном заседании секции, обсуждался вопрос о согласовании закупочных цен.

Чтобы защитить интересы производителей молока, постановлением масляной секции вводился обязательный для всех участников рыночных отношений минимальный уровень закупочных цен (минимальный лимит), ниже которого покупка масла на рынке запрещалась [14]. Минимальный лимит одного пуда масла 1-го сорта составлял 16 руб. 75 коп., 2-го сорта -16 руб. и 3-го сорта -15 руб. 25 коп.

Таким образом, установленный минимальный лимит, не будучи прокорректирован рыночными ценами на масло в Москве, Ленинграде и Лондоне, преследовал лишь защиту интересов производителя, так как заготовитель не имел права платить производителю ниже установленного лимита; платить же выше лимита разрешалось.

В погоне за маслом началась ожесточенная конкуренция; заготовители, питая радужные надежды на иностранный капитал, с одной стороны (исключение представлял Сибторг, не связанный с иностранцами), и стараясь захватить продукцию маслодельных артелей - с другой, стали быстро поднимать закупочные цены. В результате цена масла на Сибирском рынке 15 марта поднялась до 23 руб., в то время как в Москве оно стало стоить в пределах 2425 руб. за пуд.

Потребительская кооперация первая встала на путь повышения цен, в надежде таким путем выжить с рынка независимых конкурентов в лице госорганов, не связанных экономически с первыми кооперативами, а заодно прихватить продукцию «диких» маслоартелей и даже артелей, входящих в систему сельскохозяйственной кооперации.

Чтобы предотвратить усиливающуюся монополию кооперации на маслозаготовительном рынке и стабилизировать договорные отношения с маслоартелями, 21 марта 1924 г., в срочном порядке состоялось заседании Сибком-^^ внуторга. Комиссия сократила контингент основных загодя товителей и в числе заготовителей от первичных коопе-

ративов оставила Сибкрайсоюз, Сибсельскосоюз, Сибторг и Хлебопродукт [15]. Из числа заготовителей был исключен Сибторг т.к., по мнению Комиссии, он не имел на местах своего заготовительного аппарата и прибегал к посредничеству, пользуясь услугами частных контрагентов и комиссионеров, что усиливало позицию частного капитала. Сибгосторгу разрешались только партийнные закупки у основных заготовителей. Запрет Сибторгу был отменен лишь в конце июня 1924 г., и он вновь в лице созданного на основе его маслоэкспортной конторы АО «Маслоэкс-порт» был возвращен в число основных заготовителей [16]. Развернувшему активные операции на рынке Сибгос-сельхозскладу заготовки масла вообще запрещались. Одновременно Сибкомвнуторгпризнал необходимым перейти от минимальных к максимальным лимитам, но при установлении лимитов исходить из сбытовых цен Лондонского, Московского и Ленинградского рынков, учитывая расходы по перевозке и продаже масла.

В целях избежания обхода лимитов заготовители масла переводились исключительно на денежный расчет, ни в коем случае не применяя товарообмена. При продаже товаров цены на них устанавливались в полном соответствии с ценами местного Губкомвнуторга. В соответствии с принятым решением были установлены максимальные лимиты: для 1-гасорта-17руб.,для 2-го сорта-16руб. 15коп., для 3-го сорта -15 руб. 30 коп. за пуд [17].

Однако в течение апреля - мая 1924 г. Сибкомвнуторгу пришлось неоднократно возвращаться к рассмотрению лимитов на масло. Дело в том, что заготовители, привыкшие самостоятельно действовать на масляном рынке, были увлечены погоней за маслом, пренебрегая всеми установленными правилами. Кроме того, в апреле произошло падение оптовых цен на лондонском рынке, связанное с появлением там больших партий продукции из других маслодельческих регионов мира.

На заседании Сибкомвнуторга 4 апреля были введены следующие лимиты: для 1-го сорта -15 руб., для 2-го сорта-14 руб.25 коп., для 3-го сорта -13 руб.50 коп. за пуд. 16 апреля вновь были рассмотрены проблемы лимитных цен. С целью стимулирования закупок первосортного масла в качественной экспортной таре (буковая клепка) было решено максимальный лимит на него оставить прежний -15 руб. за пуд. Лимиты для упакованного в экспортную тару масла 2-го и 3-го сорта устанавливались на уровне 13 руб. 50 коп. и 12 руб. за пуд. Что касается продукции, закупаемой в менее качественной таре (березовая клепка), то лимиты на нее снижались до 14 руб. для 1 сорта, 12 руб. 60 коп. для 2-го сорта и 11 руб. 20 коп. для 3-го сорта [18].

По вопросу о снижении цен на 1-й сорт в березовой клепке на 1 рубль, по сравнению с маслом 1-го сорта в буковой, представители кооперации выступали с особым мнением, сущность которого сводилась к тому, что нельзя делать разницу в цене одинакового по качеству масла только в зависимости от качества тары: «нельзя рубить рублем» тех производителей масла, которые получают березовую клепку. Представители кооперации готовы были снизить лимиты до 13 руб., но только не делать разницы в цене между маслом в буковой и березовой клепке. Представители госорганов настаивали на сохранении разницы в цене, потому что, во-первых, цена буковой клепки дороже березовой, а во-вторых, на Лондонском рынке масло в березовых бочках расценивалось дешевле на 1 руб. в пуде и потому госорганы не вправе перелагать заведомый убыток на государственный капитал [19].

25 апреля была предпринята попытка снизить цену еще на 1 рубль, но ввиду того что заготовители покупали масло, как это было установлено, ниже лимита, то Сибкомвнуторг не нашел возможным продолжать снижение лимитов.

Последний раз вопрос о лимитах рассматривался на масляной секции 11 мая 1924 г. Было отмечено, что цена на масло 1 сорта упала с 23 руб. до 12-13 руб. и что при

таких условиях дальнейшее снижение цены является угрожающим для сибирского маслоделия, поэтому дальнейшее понижение лимита невозможно и заготовителям при заготовке равняться на существующие рыночные цены. Тем самым директивное ценообразование сменилось свободным.

В целом, с весны по осень 1924 г. средние закупочные цены одного пуда животного масла имели следующую динамику: 30 марта -18 руб. 60 коп., 16 апреля -15 руб. 50 коп., 22 апреля -13 руб. 30 коп., 14 мая -12 руб. 60 коп., 21 мая -

12 руб. 20 коп., 2 июня -12 руб. 90 коп., 12 июня -11 руб. 70 коп., 8 июля -12 руб. 90 коп., 24 июля -14 руб. 30 коп., 15 августа -

13 руб., 28 августа-14 руб. 50 коп. и 24сентября - 18 руб. [20].

Как видим, падение лимитных цен проходило довольно динамично, и оно было связано не столько с лимитной политикой, сколько с осенним 1923 г «кризисом сбыта». Этот кризис произошел в условиях товарного обращения в тот момент, когда промышленность впервые за трехлетний период НЭПа пыталась осуществить свою основную задачу - наладить смычку между городом и деревней.

«Кризис сбыта» можно объяснить, с одной стороны, недостаточным изучением рынка и, с другой стороны, тем обстоятельством, что при разработке производственных программ Советское правительство часто исходило из потребительских норм, а не из покупательной способности населения.

Маслозаготовки в Сибири могли бы быстрее развиваться, если бы производители получали действительную стоимость своей продукции. Заготовитель платил по 12-14 руб. за пуд масла, а оптовый потребитель покупал за 24-26 руб., т.е. производитель не получал необходимых средств для модернизации производства. Отсюда, понижение покупательной способности лежало в неупорядоченности заготовительного процесса [21].

Меры ликвидации «кризиса сбыта» заключались в необходимости массового понижения цен до пределов покупательной способности населения.

Мероприятия Комвнуторга (Комиссия по внутренней торговле при Совете Труда и Обороны) по снижению цен начались в марте 1924 г. и распространялись только на государственную и кооперативную торговлю, а частный торговец оставался нетронутым. Но под давлением конкуренции и частный капитал вынужден был подравнивать свои цены с торговлей и кооперацией.

Поэтому понижение цен на масло в Сибири с середины апреля 1924 г. совпало с массовой компанией по снижению цен по всей стране. Мировой опыт показывает, что непрерывный рост цен при первоначальном накоплении приводит к грабежу населения. Чтобы избежать этого, требуется вмешательство государства в регулирование цен, что и было сделано Советской властью. Кроме того, регулирование цен имело еще одну цель: покончить со стихийными отношениями между производителями и потребителями.

Интересно сравнить размер цен на масло спадением розничных цен на рынке. В качестве примера рассмотрим ход цен на масло в трех главных маслопроизводя-щих губерниях Сибири: Омской, Алтайской и Новониколаевской. Так, в Омской губернии цены на масло падали в следующей пропорции: на 1 апреля 1924 г. пуд масла стоил-18 руб., на 1 мая -14 руб., на 1 июня - 12 руб. 50 коп. В Алтайской губернии соответственно: 17 руб., 14 руб. и 13 руб., в Новониколаевской -17 руб., 15 руб. и 13 руб. 50 коп. [22].

Как видим, с 1 апреля по 1 июня в Алтайской губернии цены упали на 25%, в Новониколаевской на 21,8% и в Омской на 26,5%. Но если сравнить за этот же период размер заготовительных цен на масло спадением розничных цен на рынке, то увидим, что в среднем заготовительные цены потрем производящим губерниям упали на 25%, в то время как средняя розничная цена по тем же губерниям упала

всего на 12,7%, т.е. процент падения розничных цен в два раза меньше падения цен на масло. Разница в 12,3%, очевидно, осталась в руках розничного торговца.

Всего в кампанию 1923-24 гг. в Сибири было заготовлено около 1600 тыс. пудов масла. Из этого количества основные государственные и кооперативные заготовители Сибхлебопродукт, Сибторг, Сибгосторг («Маслоэкспорт»), Аркос, Сибкрайсоюз и Сибсельскосоюз-закупили 1300 тыс. пудов [23].

Из заготовительного количества масла экспортировано за границу 626 тыс. пудов, или 52%, реализовано на внутренних рынках -39,3% и реализовано в Сибири-5,2% [24].

Таким образом, заготовительный сезон 1923/24 гг. дал хорошие результаты. По сравнению с предыдущим годом рост товарной маслопродукции увеличился в 2,3 раза. Такой результат был достигнут благодаря бурному процессу восстановления животноводства и промышленного маслоделия. [25].

На 1924/25 гг. масляная товарная продукция с учетом количества удойного стада, выхода масла и потребления сельского населения, была установлена Сибкрайвнутор-гомв2120тыс. пудов. В соответствии с планом был определен и контингент заготовителей.

По отдельным губерниям и организациям план определялся следующим образом: по губерниям - Омская-36,1% плана, Новониколаевская-27,5%, Томская-3,7%, Енисейская -1,9%, Алтайская - 29,7% и Ойротская область -1 %. По маслозаготовителям: Маслосоюз-42%, Хлебопродукт -18,6%, Сибторг-12%, Маслоэкспорт-12,3%, Аркос-9,9% и Руссот-4,7% [26].

Кроме названных организаций на маслозаготовитель-ном рынке активную деятельность проявляли мелкие местные и иногородние, государственные, кооперативные и частные скупщики, зачастую выполнявшие посредническую роль основных заготовителей.

Надо отметить, что расчеты плана в отношении общей суммы заготовок не оправдались. Бескормица зимой, холодная затяжная весна, создавшая крайне неблагоприя-тые условия для выпаса в связи с плохим стойловым содержанием, естественно, отразились не только на истощении скота, но и на сокращении общего количества молочных коров, убыль которых не могла быть полностью покрыта молодняком.

В таких условиях с октября 1924 г. до февраля 1925 г. маслозаготовки шли исключительно в западных губерниях Сибири и только в феврале восточный район дал 6 тыс. пудов масла против 87 тыс. пудов, заготовленных в этот месяц в западных губерниях.

Характерной особенностью маслозаготовительной кампании в 1924/25 гг. были ожесточенная конкуренция между маслозаготовителями и в связи с этим крайнее колебание цен на масло.

Так, в начале октября 1924 г. максимальный лимит был определен в 15 руб. за пуд, что не соответствовало складывающейся на рынке конъюнктуре. В октябре в связи с сезонными факторами производство масла и его предложение резко снизились. В то время спрос оставался достаточно высоким. В результате к концу месяца цены поднялись на 3%. Рост цен происходил двумя скачками - в первую декаду месяца с 17 руб. 50 коп. до 17 руб. 92 коп. и в третью декаду с 17 руб. 92 коп. до 18 руб. 34 коп. [27].

В ноябре положение на масляном рынке еще более осложнилось. Усилилось падение производства масла, а его заготовки снизились по сравнению с октябрем в 3 раза, а с сентябрем - более чем в 8,6 раза. Сибирь оказалась в условиях серьезного масляного кризиса.

В период с октября по декабрь 1924 г. Сибкрайвнуторг провел пять заседаний по вопросу состояния маслозаго-товительного рынка. Шел поиск оптимального регулирования цен. В итоге в декабре ценовой лимит был отменен [28]. Но в начале 1925 г., с ранним отелом коров, начался

рост объемов маслозаготовок, что, казалось бы, должно было повлиять на падение цен, но, наоборот, цены продолжали расти и в январе поднялись до 19 руб. 44 коп. за пуд. В связи с этим было решено вновь перейти к лимитированию цен. 29 января решением Сибкрайвнуторга были введены порайонные максимальные лимиты, которые составляли для районов к западу от Чанов 18 руб., для Томской губернии -17 руб., для Каменского и Усть-Чарышского районов- 17 руб. 25 коп., для всех остальных территорий к востоку от Чанов, включая Алтай -17 руб. 50 коп. Переход к лимитированию и продолжающееся расширение объемов предложения позволило в феврале снизить средние закупочные цены до 17 руб. 29 коп. за пуд [29].

В конце 1925 г. Сибкрайвнуторг получил письмо Нар-комвнуторга с грифом «секретно», в котором сообщалось: «В целях предоставления маслозаготовителям максимума свободы маневрирования на рынке, как внутреннем, так и внешнем, предлагается Вам принять к руководству в области регулирования заготовительных цен на коровье масло следующее: 1) Установление Внугоргами обязательных заготовительных лимитов на масло недопустимо; 2) Регулирование заготовительных цен на масло должно, в случае необходимости, проводиться только в порядке соглашения между работающими на рынке маслозаго-товительными организациями» [30].

Но выполнить указания Наркомвнуторга регулирующие органы Сибири не спешили. Дело в том, что политика свободных цен, как показала практика прошлых лет, усиливала ажиотаж и конкуренцию, что в конечном итоге приводило к росту цен. Более того, в марте на политику регулирования маслозаготовительного рынка повлияла ситуация с хлебозаготовками. Центр требовал хлеба, а заготовки в Сибири падали. Крестьяне, все еще имевшие зерно, могли его не продавать, удовлетворяя свою нужду в деньгах за счет сдачи на маслозаводы своего молока, производство которого постоянно росло. В ответ на это 17 марта Сибк-райком ВКП(б), а вслед и Сибревком постановили снизить минимальный лимит на масло до 13 руб. за пуд. Кроме того, было решено на месяц прекратить расчет с маслоартелями за проданное масло.

Оценивая значение лимитирования цен, мы должны отметить полное соответствие установленных лимитов фактически установленным ценам/Установленный лимит не только не отвечал движению цен, но, как минимум, давал тот необходимый разбег цен, который являлся неизбежным при нормальных рыночных отношениях. Так, в погу-бернском движении заготовительные цены за первый квартал распространялись следующим образом: самые низкие цены были в Новониколаевской губернии -16 руб. 58 коп. за пуд масла, в Омской - 16 руб. 86 коп., в Алтайской -17 руб. 18 коп. Такая высокая цена объясняется усиленным спросом со стороны многих заготовителей. Кроме того, в октября - лимитные цены в 15 руб. не соответствовали средне-заготовительным ценам, благодаря чему было расхождение цен в 6% выше установленного лимита, в ноябре заготовительные цены соответствовали лимитным ценам (18 руб). Во втором квартале шло понижение цен. Самые низкие цены были в Алтайской губернии (15 руб. 66 коп.). В феврале, при лимите в 18 руб., заготовительные цены были ниже лимитных цен. В марте при среднезаготовительной цене в 14 руб. 61 коп. лимит был установлен от 16 руб. до 13 руб.

В апреле 1925 г. в соответствии с решениями апрельского пленума ЦКРКП(б) были отменены лимиты. Вместо них рекомендовалось вводить синдицированные закупочные цены, устанавливаемые соглашением между основными государственными и кооперативными заготовителями. Однако, в связи с тем что маслозаготовительные организации Сибири к соглашению между собой прийти не смогли, закупочные цены на масло в регионе, становились свободными.

Получив право на свободное установление цен, масло-

заготовительные организации вновь развернули между собой ожесточенную конкуренцию. Уполномоченный Наркомвнуторга по Сибири Ботаиник вынужден был обратиться в Сибревком с письмом, в котором просил обсудить вопрос о принятии срочных мер по наведению порядка на маслозаготовительном рынке. В письме, в частности, отмечалось: «... рост цен на масло не имеет под собой здорового экономического базиса... Это может привести отдельных заготовителей к большим убыткам и потере значительной части государственного и кооперативного капитала ...»[33].

Действительно, усиленный ажиотаж и конкуренция привели к такому росту цен, что в отдельных районах они поднялись более чем на 30%, дойдя до 22 руб. за пуд. 19 июня Сибревком принимает решение о переходе к активному регулированию цен путем их синдицирования. 23 июня на совещании при Сибкрайвнуторге основные маслозагото-вители подписали конвенцию о введении согласительных цен. На первое время это привело к некоторому успокоению. Но продолжавшийся недобор масла против предусмотренных размеров по планам, улучшение заграничной конъюнктуры, наконец, - наличие у некоторых заготовителей обязательств перед заграничными организациями и невозможность их выполнения толкнули заготовителей к нарушению ими же подписанной конвенции.

Вновь обострилась конкурентная борьба. Госзаготовители открыто вступали в конкуренцию с Молсоюзом, а в последствии перешли на путь конкуренции между собой. В целях привлечения каждым на свою сторону маслоарте-лей, заготовители спешили прикрепить к себе эти артели всякими формами договоров. В ход пускалась агитация, запугивание артелей. Таким образом, договорная кампания создала условия весьма благоприятные для маспоартелей, но, вместе с тем, это действовало на них разлагающе, и скоро привело к тому, что артели начали отказываться сдавать договорное количество масла, требуя рыночную цену, а при отказе - предпочитали продавать масло частным лицам по более высокой цене. А это вынуждало госзаготовителей тоже поднимать цену. Цены стали доходить до 30 руб. за пуд 1-го сорта (согласительная цена -19 руб. 50 коп.). Такая цена являлась уже явно убыточной, тем более если принять во внимание, что стоимость доставки и заготовки пуда масла выражалась, примерно, в 5 руб. 50 коп. Создавшаяся ситуация привела к более активному вмешательству государства в регулировании рынка. В европейской части страны вводились предельные продажные цены. Основные маслоэаготовители в приказном порядке обязывались направить часть закупаемой продукции на удовлетворение внутреннего спроса. Помимо этого, государственным и кооперативным организациям потребительских районов было запрещено заключать договоры на поставку масла с частными фирмами. Вводились санкции за невыполнение договора с кооперативными объединениями и государственными заготовителями. Одновременно усилился контроль за соблюдением синдицированных цен со стороны основных заготовителей.

В целом, в 1924-25 гг. в Сибирском крае основные государственные организации и кооперации заготовили 1708,59 тыс. пудов животного масла, это 80,6% плана. По отдельным заготовительным организациям лучше показатели у Маслосоюза - 827,4 тыс. пудов, затем идут: Сибторг -270,9 тыс., Маслоэкспорт - 201,2 тыс., Хлебопродукт -199,4 тыс., Аркос- 171,5тыс., Руссот-38,6 тыс. пудов. По отдельным губерниям больше всех заготовила Омская губерния-769,4 тыс. пудов, Алтайская - 455,3 тыс., Новониколаевская - 426,4 тыс., Томская - 38,2 тыс., Ойротская область -12,7 тыс., Енисейская губерния - 6,3 тыс. пудов [34].

Таким образом, становление и развитие масляного рынка в Сибири в 1923-25 гг. проходило в условиях ожесточенной конкуренции заготовителей. Государственные и хозяйственные органы постоянно искали оптимальные формы

регулирования рыночных отношений. Жесткое ценовое соотношение закупочных цен, чередовавшееся с периодами их либерализации снижало конкурентоспособность основных государственных и кооперативных эаготорганиза-ций и приводило к увеличению доли частных заготовок. Несмотря на увеличение централизованного маслоэаку-па, выполнение годового плана было сопряжено с наличием ряда как субъективных, так и объективных факторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева В. К. Артельное маслоделие в Сибири// Вопросы истории социально-экономической и культурной жизни Сибири и Дальнего Востока. Вып. Н.-Новосибирск, 1968.-с. 78

2. Жизнь Сибири. -1925. - №9. - С. 19

3. Сибирь в 1923-24 году. - Новониколаевск, 1925. - с. 254

4. Жизнь Сибири. -1924. - №3-4. - С. 80

5. Маркс К. Соч.Т.23.-с. 368-369

6. Герасимов И. Сибирское молочное маслоделие // Жизнь Сибири. -1924. № 3-4. - с. 85

7. Там же, - с. 86

8. Кооперативная Сибирь. -1924. - № 5. с. 37

9. ГАНО.Ф.659. Оп.1.Д.21.Л.43,76

10. Жизнь Сибири. -.1924.-№3-4 -с. 85

11. Герасимов И.. Указ.cor-с.87

12. ГАНО.Ф.659. Оп.1.Д.21.Л.82

Т. Ф. КИСЛИЦЫНА

Омский институт предпринимательства и права

УДК 381.5.003.1

Практика реформирования экономики страны показала, что реальные изменения в розничной торговле осуществляются наиболее быстро. Она отражает практически все проблемы и противоречия, происходящие в Российском обществе.

В современных социально-экономических условиях, в связи с переходом к рыночным отношениям должна быть новая концепция торгового обслуживания населения. Ее суть и назначение - подготовка конкурентоспособного торгового предприятия, основанного не на извлечении максимальной прибыли любым путем, а на удовлетворении всех требований потребителей, путем предоставления качественного торгового обслуживания.

В последнее время проблема розничной торговли в России получили освещение в работах В.И. Иваницкого, И.Д. Игнатова, ААБукатынского, Я.Л.Орлова, A.M. Мат-лина, И.Д. Барчука, Н.Ф. Олейникова, Л.А. Брагина.

В их трудах отмечается практическая значимость розничной торговли в современной жизни Отечества, раскрыты ее цели, задачи и этапы развития как в советском,

13. Советская Сибирь. -1923.-21 ноября

14. ГАНО.Ф.659. ОП.1.Д.21.Л.7

15. Жизнь Сибири. -.1924. - № 5-6,- с. 75

16. ГАНО.Ф.1. Оп.1 Д1183.Л.55

17. Там же. Ф.659. Оп. 1 .Д.21 .Л.7-9

18. Ильиных В.А. «Масляная война» 1923-1928 гг. в Сибири. - Новосибирск, 1996. - с. 26

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Жизнь Сибири. -.1924. - № 5-6 - с. 76

20. Ильиных В.А. Указ. соч. - с. 27

21. Советская Сибирь. -1923. - 29 ноября

22. ГАНО.Ф.659. Оп.1.Д.75.Л.113

23. Там же. Д.21.Л.82

24. Жизнь Сибири. -.1924. - № 7-9,- с. 84

25. Сибирь в 1923-24 году - Новониколаевск, 1925. -с.256

26. Жизнь Сибири. -.1925. - № 9,- с. 23

27. ГАНО.Ф.659. Оп.1.Д.75.Л.113

28. Там же. Ф. 1. Оп. 1.Д. 1480.Л. 113

29. Ильиных В.А. Укаэ.соч. - с.34

30. ГАНО.Ф.659. Оп.1.Д.149.Л.147,148

31. Там же. Д.289.Л.123

32. Там же. Д.149.Л. 123

33. Там же. Ф.1. Оп.1.Д.1480.Л. 61

34. Там же. Ф.659. Оп. 1 Д. 175.Л.47,48,49

ДРОЗДКОВ Алексей Васильевич, кандидат исторических наук, доцент, докторант кафедры отечественной истории Омского государственного технического университета.

так и в постсоветском периодах, вскрыты недостатки торговли в условиях административно-командной системы и ее влияние на экономику в целом.

В данной статье автор подытоживает результаты исследований наших ученых, и главное внимание сосредоточивает на некоторых проблемах, относящихся к эволюции торговли от плана к рынку.

Важнейшим аспектом исследуемой проблемы является новый подход к учету розничной торговой сети по степени обеспеченности населения. До1970 г. учет розничной сети осуществлялся по количеству рабочих мест, но с 1971 г. был введен новый порядок учета и планирования розничной сети по торговой площади. Это вызвано необходимостью четкого планирования развития торговой сети.

Торговая площадь магазинов государственной и кооперативной торговли в целом по стране в 1970-1985 гг. увеличилась в 1,7 раза. Однако качественный состав розничной торговой сети не соответствовал потребностям населения. Больше половины розничных торговых предприятий составляли мелкие магазины, которые не справлялись с

К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ОТ ПЛАНА К РЫНКУ_

АВТОРОМ СТАТЬИ РАССМАТРИВАЕТСЯ ПРОБЛЕМА ЭВОЛЮЦИОННОГО ПЕРЕХОДА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ОТ ПЛАНОВОЙ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. ОБОБЩЕН ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, ИСПОЛЬЗОВАНЫ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ. ПРОАНАЛИЗИРОВАНО СОСТОЯНИЕ ТОРГОВОЙ СЕТИ В ПЕРИОД ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ОБРАЩЕНО ВНИМАНИЕ НА ИЗМЕНЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.