Научная статья на тему 'Проблемы регулирования и модернизации деятельности предприятий сферы услуг водоснабжения (на примере г. Ростов-на-Дону)'

Проблемы регулирования и модернизации деятельности предприятий сферы услуг водоснабжения (на примере г. Ростов-на-Дону) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГИ ВОДОСНАБЖЕНИЯ / ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕ УСЛУГИ ВОДОСНАБЖЕНИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макареня Т. А., Ефимченко Н. А., Сташ С. В.

Статья посвящена исследованию проблемы необходимости регулирования функционирования предприятий сферы услуг водоснабжения. Целесообразность регулирования деятельности предприятий, предоставляющих услуги водоснабжения, обосновывается позицией авторов, трактующих данную сферу как часть системы экономики общественного сектора и как элемент жизненно важных услуг для потребителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Макареня Т. А., Ефимченко Н. А., Сташ С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы регулирования и модернизации деятельности предприятий сферы услуг водоснабжения (на примере г. Ростов-на-Дону)»

УДК 330.65

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ ВОДОСНАБЖЕНИЯ (на примере г. Ростова-на-Дону)

Т. А. МАКАРЕНЯ,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики E-mail: mta-76@inbox. ru Технологический институт «Южного федерального университета» в г. Таганроге (ТТИ ЮФУ)

Н. А. ЕФИМЧЕНКО,

первый заместитель генерального директора

E-mail: efimchenko@rvdk. ru

ОАО «ПО Водоканал», г. Ростов-на-Дону

С. В. СТАШ,

аспирант кафедры экономики E-mail: ponomareva. sv@gmail. com Технологический институт «Южного федерального университета» в г. Таганроге (ТТИ ЮФУ)

Статья посвящена исследованию проблемы необходимости регулирования функционирования предприятий сферы услуг водоснабжения. Целесообразность регулирования деятельности предприятий, предоставляющих услуги водоснабжения, обосновывается позицией авторов, трактующих данную сферу как часть системы экономики общественного сектора и как элемент жизненно важных услуг для потребителя.

Ключевые слова: услуги водоснабжения, предприятия, предоставляющие услуги водоснабжения, регулирование, организация и управление.

Значимость выявления необходимости регулирования деятельности сферы услуг водоснабжения предопределяется общественно-социальным харак-

тером этих услуг, отнесением их к общественным благам, кроме того, они играют важную роль при воспроизводстве валового внутреннего продукта (ВВП). Сервисный комплекс играет важную роль в экономике России, так как составляет около 60 % ВВП, при этом наибольший удельный вес составляют коммунальные услуги. Поэтому целью данной статьи является определение необходимости и методологии регулирования и модернизации предоставления услуг водоснабжения на различных уровнях государственной власти.

Смена господства частного интереса на временное преобладание общественного интереса вела к постепенному накоплению социального потенциала современного общества, который проявляется в виде государственной и муниципальной системы образо-

- 17

вания, общественного здравоохранения, социального сектора культуры и жилищно-коммунального хозяйства, как отмечают Г. А. Ахинов и Е. Н. Жильцов.

Так, один из представителей теории неоинсти-туционализма Ф. Лист в XIX в. впервые выдвинул теорию о том, что страны, оказавшиеся в положении догоняющих, не имеют другого способа ускорить темпы своего индустриального развития, кроме как опираясь на силу и мощь государства. Затем У. Ростоу, Харрод, Домар, А. Льюис были предложены стадии экономического роста с участием государства. П. Самуэльсон в середине ХХ в. выдвинул идею о наличии некоего экономического пространства, где рынок не срабатывает, проваливается, и для устранения провалов рынка необходим общественный сектор.

В настоящее время общественный сектор включает три подсектора: государственный, добровольно-общественный и смешанный. Экономика общественного сектора подвела к выделению общественных благ, т. е. благ, доступных для использования всеми в неуменьшающемся количестве и качестве. В литературе по экономике общественного сектора предложены классификации и типологии общественных благ, но в целом многие авторы в соответствии с принципами классификации услуги жилищно-коммунального хозяйства, и в частности услуги системы водоснабжения, относят к смешанным общественным благам, это свидетельствует об общности государственного и общественного

секторов и об их принадлежности к экономике общественного сектора.

Исследуя различные точки зрения на роль государства в решении проблем экономического и социального развития - неолиберальной, эгалитарной, заключающиеся в резко противоположных взглядах на роль государства в экономике страны, а также дискуссии экономической теории послевоенного периода в СССР, основные теоретические концепции в странах Центральной и Восточной Европы, Китая, можно прийти к выводу, что регулирование общественных благ, в частности услуг жилищно-коммунального хозяйства, со стороны государства необходимо.

Остается дискуссионным вопрос, насколько необходимо государственное регулирование исследуемой сферы жилищно-коммунальных услуг. Два главных отличия общественных благ от частных -это неконкурентоспособность и неисключаемость. Но определить степень государственного регулирования относительно сферы услуг водоснабжения достаточно сложно. Кроме того, роль государства в данной сфере объясняется спецификой хозяйственной среды - необходимостью защиты потребителей от монополизма, обмана, мошенничества, соблюдения прав личности.

Методам регулирования коммунальных услуг не уделяется должного внимания в работах современных российских авторов, анализ которых представлен в табл. 1.

Таблица 1

Анализ методов регулирования предоставления коммунальных услуг, предлагаемые современными отечественными исследователями [2]

Автор Метод регулирования

С. М. Печатникова Административные и экономические методы регулирования определяют параметры рынка коммунальных услуг

Л. Г. Кухтинова Порядок управления социальными услугами осуществляется посредством экономического механизма управления сферой социальных услуг. Модель функционирования сферы социальных услуг предлагает при этом не рассматривать коммунальные услуги как социальные

И. В. Христофорова Регулирование должно осуществляться путем взаимодействия государства и бизнеса при условии повышения эффективности научной деятельности за счет применения новейших технологий и внедрения современных инновационных систем. Не рассматривает регулирование коммунальных услуг

З. А. Мустафаева Важными социальными отраслями региональной экономики, в которых оказываются как рыночные, так и нерыночные услуги, являются здравоохранение и жилищно-коммунальное хозяйство, исследование которых с позиций индикативного подхода позволяет выявить закономерности трансформаций и наиболее существенные факторы, определить императивы и направления дальнейшего развития. Коммунальные услуги, являясь нерыночными услугами, нуждаются в государственном регулировании

А. И. Емцева От развития сферы услуг непосредственно зависит уровень жизни населения, что обусловлено платностью услуг в условиях использования рыночных механизмов хозяйствования и указывает на необходимость организационно-экономического механизма регулирования предприятий сферы услуг

А. Ряховская и Ф. Таги-Заде Оставить монопольную структуру предоставления социальных услуг без государственного регулирования нецелесообразно

Объективную необходимость регулирования сферы коммунальных услуг отмечают в своих работах А. Ряховская и Ф. Таги-Заде, которые пишут: «Свидетельством признания властью неконкурентоспособности коммунальных предприятий является приход в отрасль крупного бизнеса. Созданные в начале 2003 г. РАО «ЕЭС», РАО «Газпром», ОАО «Российские коммунальные системы» выразили желание взять под свое покровительство не только городскую энергетику, а весь комплекс предприятий ресурсоснабжения городов, на долю которых приходится более 70 % общего оборота по ЖКХ. В конце 2004 г. в самостоятельную компанию решено было выделить коммунальные водопроводы... Это означает, что коммунальные предприятия как были, так и остаются монопольными структурами» [9].

Методолого-прикладной аспект социальной значимости регулирования сферы услуг определяется важностью следующих показателей:

• удельный вес расходов домашних хозяйств на оплату жилищно-коммунальных услуг;

• численность работающих;

• уровень обеспеченности центральным отоплением, горячим водоснабжением (уровень благоустроенного жилья).

Проведем анализ указанных показателей. Средний темп роста потребления услуг водоснабжения с 2000 г. составляет 110 % в год, что говорит о стабильном увеличении потребления услуг. Наиболее быстрыми темпами росли услуги на муниципальном уровне (рис. 1.).

На территории России действуют более 4 000 организаций, оказывающих услуги водоснабжения и водоотведения. Большинство из них (84 %) являются муниципальными унитарными предприятиями (МУП). Среди частных компаний 62 % приходится на долю трех федеральных операторов: группу компаний «Росводоканал» (РВК), группу компаний ОАО «Российские коммунальные системы» (РКС), ОАО «Евразийский» (ООО «Евразийское водное партнерство» - ЕВП). Структура операторов услуг водоснабжения представлена на рис. 2.

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011. С. 450. URL: www. gks. ru.

Рис. 1. Динамика индексов предоставления услуг по водоснабжению в Российской Федерации (на муниципальном уровне), %

1

Рис. 2. Структура операторов в сфере услуг водоснабжения в Российской Федерации: 1 - муниципальные унитарные предприятия; 2 - Росводоканал; 3 - Евразийский; 4 - Российские коммунальные системы; 5 - прочие

Численность занятых в системе производства и распределения электроэнергии, газа и воды в 2000 г. составила 1 874 тыс. чел., в 2005 г. - 1 861 тыс. чел., в 2010 г. - 1 832 тыс. чел.

Стоимость основных фондов, занятых при предоставлении услуг по водоснабжению, на 1 января 2010 г. составила 6 328 000 руб., или 6,8 % от общей стоимости основных фондов в Российской Федерации. Удельный вес общей площади в Российской Фе-

3

2

дерации, оборудованной водопроводом, составляет 74,3 %, канализацией - 68,1 %, отоплением - 83,8 %, ваннами - 61 %, газом - 86,1 %, горячим водоснабжением - 59,3 % Данные показатели ниже, чем в странах Европы и США. Удельный вес расходов домашних хозяйств на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) от общей суммы потребительских расходов возрос с 4,6 % в 2000 г. до 9,2 % в 2010 г.

Динамика удельного веса расходов домашних хозяйств на оплату жилищно-коммунальных услуг представлена на рис. 3.

Из анализа данных рис. 3. видно, что удельный вес расходов домашних хозяйств на оплату ЖКУ в процентах от общей суммы расходов на оплату

42,5

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011. С. 204. URL: http:// www. gks. ru/.

Рис. 3. Динамика удельного веса расходов домашних хозяйств на оплату жилищно-коммунальных услуг в Российской Федерации в 2000-2010 гг., % от общей суммы расходов на оплату услуг

2004 2005 2006 2007 2008 Источник: Россия в цифрах. 2011. С. 227. URL: www. gks. ru.

Рис. 4. Степень износа основных фондов, занятых в производстве

и распределении воды, %

услуг снизился с 42,2 % в 2000 г. до 40,1 % в 2010 г., что говорит о росте реальных доходов населения.

Острой проблемой коммунальной отрасли, как для производителей, так и для потребителей, остается низкое качество услуг, обусловленное старением инфраструктуры. Степень износа основных фондов в системе водоснабжения представлена на рис. 4.

По данным рис. 4 видно, что хоть и наблюдается снижение степени износа основных фондов с 55,6 % в 2004 г. до 48,3 % в 2010 г., однако общий уровень остается достаточно высоким.

В настоящее время наблюдается рост стоимости основных фондов, занятых в производстве и распределении воды, что говорит о вводе в действие большего числа основных фондов (рис. 5).

Основные фонды, используемые в ЖКХ, по степени износа занимают третье место среди основных фондов экономики в целом (48,6 %), что говорит о неэффективном развитии и регулировании данной сферы.

Вследствие значительного износа основных фондов потери воды в среднем по России составляют 23 % в год, а в некоторых городах достигают 40 %; аварийность достигает 5-6 аварий в год на 1 км сетей. Реальная величина таких потерь, как правило, неизвестна. Возможна лишь их оценка.

Доля нуждающихся в замене сетей для водоснабжения составляет 42 %, для канализации -37 % от общего протяжения и растет опережающими темпами по сравнению с увеличением протяженности сетей (рис. 6).

Из анализа данных рис. 6 можно сделать вывод о необходимости замены уличной водопроводной сети, так как в период с 2005 по 2010 г. износ сети уве-

7 000

6 000

5 000

4 000

3 000

2 000

1 000

О

6 328

5 741

4 925

4 087

3 408

3 606

3 034

IIIIII

2004 2005 2006 2007 2008 2009

Источник: Россия в цифрах. 2011. С. 227. URL: www. gks. ra.

Рис. 5. Наличие основных фондов, млрд руб.

2010

1

2

Источник: Платное обслуживание населения в России. 2011. Росстат. С. 104. URL: www. gks. ru.

Рис. 6. Доля нуждающихся в замене водопроводных и канализационных сетей, %о: 1 - уличная водопроводная сеть; 2 - уличная канализационная сеть

личился с 37,7 до 42,8 %. То же можно сказать и об уличной канализации, где степень износа за тот же период возросла с 30,5 до 37,4 %.

Исследование таких показателей, как удельный вес расходов домашних хозяйств на оплату ЖКУ, распределение среднегодовой численности на предприятиях ЖКХ и водоснабжения, уровень обеспеченности водоснабжением, подтверждает

необходимость и социальную значимость регулирования данной сферы со стороны государства.

В качестве элемента развития и регулирования системы предоставления услуг водоснабжения может выступить система государственно-частного партнерства. Эта система может позволить реализовать программу модернизации инфраструктуры предоставления услуг водоснабжения.

Так, авторами была разработана организационная структура комплексной программы реконструкции систем водоснабжения для г. Ростова-на-Дону (рис. 7), которая является устойчивой и обеспечивает эффективное использование механизмов государственно-частного партнерства в рамках действующего законодательства. Данная организационная структура позволяет привлечь частные источники финансирования - ОАО «Евразийский», ОАО «Вода Ростова» и сформировать систему инвестиционных соглашений. Система финансовых источников программы реконструкции представлена в табл. 2.

Организационная структура комплексной программы реконструкции систем водоснабжения для г. Ростова-на-Дону разработана на основе использования долгосрочного договора аренды, который позволяет привлечь инвестиционные ресурсы для модернизации инженерных коммуникаций и сетей. Инвестиционное соглашение формируется между администрацией Ростовской области и ОАО «Евразийский», администрацией г. Ростов-на-Дону и ОАО ПО «Водоканал».

Исследование теоретических предпосылок и практических тенденций функционирования системы услуг водоснабжения показывает неэффективное регулирование со стороны государства, выявляет объективную необходимость регулирования сферы услуг водоснабжения и позволяет сделать ряд следующих выводов.

1. Текущее состояние сферы услуг водоснабжения предопределяет необходимость го-

СчЭ СчЭ

К >

-К Я

о и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£ ЙГ1

м Б

и

Я Я -Э

м •па м о Е

я та а о та я

н »

•-Э

е

о я

я о п н вг

О н

рэ Н

СО

■л й

рэ со ю

н

й о Я О К

О £

Я 8

СО СЛ

-л СЭ

Рис. 7. Организационная структура комплексной программы реконструкции систем водоснабжения для г. Ростова-на-Дону

ю о

ю

Таблица 2

Система финансовых источников программы реконструкции

Источник финансирования Этап программы реконструкции Сумма, млн руб.

Частный инвестор Строительство второй очереди водозабора (300 тыс. м3/сут.) и расширение очистных сооружений водопровода (150 тыс. м3/сут.) 4 140

Строительство канализационного коллектора № 62 (16 км) 3 845

Строительство и реконструкция сооружений канализации Ростова-на-Дону, Таганрога, Азов, Новочеркасск и в др. населенных пунктах Ростовской обл. (550 тыс. м3/сут.) 3 558

Строительство магистральных водоводов и сетей в Ростове-на-Дону (68,3 км) 1 438

Проектно-изыскательские работы 1 238

Реконструкция и строительство локальных станций водоподготовки (210240 тыс. м3/сут.) 733

Повышение эффективности производства (гидравлические режимы, КиПА) 639

Строительство и реконструкция насосных станций (510 тыс. м3/сут.) 403

Реконструкция очистных сооружений водопровода (250 тыс. м3/сут.) 238

Итого... 16 232

Областной и городской бюджеты Реконструкция генерального коллектора (1,4 км) 225

Сооружения повторного использования промывной воды (26 тыс. м3/год) и обезвоживания осадка на очистных сооружениях водопровода 199

Строительство первого Восточного водовода (3,9 км) 140

Строительство узла по производству гипохлорита на Александровских очистных сооружениях водопровода (3,4 т экв. хлора/сут.) 82

Строительство Державинского водовода с дюкером через р. Дон (1,2 км) 66

Строительство водовода от водопроводной насосной станции первого подъема до вул. Победы (2 км) 63

Итого... 775

Источник: разработана авторами в соответствии с Комплексной программой строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения города Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области по данным ОАО ПО «Водоканал».

сударственного вмешательства и формирования комплексной программы реконструкции систем водоснабжения.

Потребность в эффективном регулировании рынка жилищно-коммунальных услуг следует трактовать по трем уровням - федеральному, региональному и муниципальному и предопределяется следующими факторами. Во-первых, особой значимостью жилищно-коммунальных услуг, направленных на удовлетворение базовых физиологических потребностей и потребности в безопасности человека; во-вторых, усилением социальных аспектов экономического развития России в современных условиях глобального финансово-экономического кризиса; в-третьих, наметившимися тенденциями монополизации рынка жилищно-коммунальных услуг.

2. Государственное регулирование услуг водоснабжения базируется на теории неоинститу-ционализма и обусловлено развитием экономики общественного сектора. Теория неоинституциона-лизма подвела исследователей к выделению таких секторов экономики, развитие которых невозможно

без участия государства. Услуги водоснабжения, являясь смешанными благами (они несут в себе и общественную природу, и частную), потребляются как индивидуально, так и обществом в целом, нуждаются в государственном управлении. Кроме того, роль государства в данной сфере объясняется спецификой хозяйственной среды - необходимостью защиты потребителей от монополизма, обмана, мошенничества, соблюдения прав личности. Сервисная система жилищно-коммунальных услуг водоснабжения является открытой, что предполагает принятие принципиально новых решений относительно ее развития.

3. Жесткое наблюдение со стороны государства за деятельностью компаний, предоставляющих услуги водоснабжения, совершенно необходимо, так как в условиях усиливающейся конкуренции многие компании ищут пути сокращения издержек через слияние, что может привести к монополизации рынка. Данное регулирование должно осуществляться через систему административных и экономических мер на рынок ЖКУ и на предприятия, предоставляющие ЖКУ.

- 23

4. Необходимость создания социально ориентированных и экономически эффективных институтов в сфере услуг водоснабжения позволит сформировать объективные условия для реального развития системы предоставления данных услуг, которая обусловлена теоретико-прикладными аспектами значимости сферы услуг водоснабжения в современной системе отраслей и сфер. При этом неотъемлемая обязанность, миссия и «доминирующая компетенция» государства требует, чтобы был реализован целый ряд функций, в том числе и институциональные. Речь идет о роли государства в создании и закреплении социально-экономических институтов [1]. Институциональные функции выполняются не только государством, но и общественными организациями и экономическими субъектами, как физическими лицами, так и корпоративными структурами [5].

В качестве инструментов регулирования предлагается использовать организационные (создание федерального тарифного комитета), экономические (формирование требований к финансовым результатам предприятий услуг водоснабжения, методам тарифообразования), имущественные.

5. Методы регулирования сферы услуг водоснабжения могут включать в себя: организационно-административные - установление контрольных параметров единой системы тарифного регулирования и регламентирующих документов по регулированию деятельности естественных монополий; координация деятельности региональных и муниципальных органов по регулированию тарифов со стороны Федеральной службы по тарифам; экономические - использование дифференцированных тарифов по регионам в рамках климатической зоны и типам потребителей, правила «золотого сечения» в системе межбюджетных отношений, структуре собственности предприятий и установление ценовых лимитов на услуги, оказываемые муниципальными предприятиями.

Список литературы

1. Клейнер Г. Б. Взаимодействие государства и общества при формировании экономической политики / Г Б. Клейнер, Д. С. Петросян // Общество и экономика. 2005. № 4. С. 55-56.

2. Макареня Т. А. Обоснование системы макрорегулирования современной сферы в ЖКХ. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ Южного федерального университета, 2008.

3. Макареня Т. А. Объективная необходимость и социальная значимость регулирования деятельности сферы ЖКУ различных уровней в рыночных условиях // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 22. С. 73-80.

4. Макареня Т. А. Организационный и институциональный базис формирования механизма регулирования современной сферы жилищно-коммунальных услуг // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2008. Т. 8. Вып. 3. С. 96-99.

5. Петросян Д. Основы теории управления социально-экономическими институтами // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 5. С. 22.

6. Платное обслуживание населения в России. 2011: стат. сб. / Росстат. М., 2011. URL: http://www. gks.ru.

7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: стат. сб. / Росстат. М., 2011. URL: http://www. gks. ru.

8. Россия в цифрах. 2011: краткий стат. сб. / Росстат. М., 2011. URL: http://www. gks. ru.

9. Ряховская А. Анализ проблем и состояния реформирования ЖКХ / А. Ряховская, Ф. Таги-заде // Муниципальная власть. 2007. Март - апрель. С. 31-34.

10. Hodgson M., Screpanty E. Introduction in Rethinking Economics; Markets, Technology and Economic Evolution / Ed. By G. M. Hodgson, E. Screpanty. Aldershot, 1991. (p. 6).

Публикация годовой и квартальной отчетности

В кратчайшие сроки опубликуем отчетность Вашей организации в наших журналах. Стоимость одной публикации — 8 000 руб. за две журнальные страницы

формата А4.

Тел./факс (495) 721-8575, e-mail:[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.