Проблемы ЖКХ
ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СФЕРЫ ЖКУ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
т.д. макареня,
кандидат экономических наук, доцент Таганрогский технологический институт Южного федерального университета
Жилье и жилищно-коммунальные услуги относят к числу тех продуктов человеческой деятельности, которые являются жизненно необходимыми для человека, как продукты питания, одежда, воздух, вода. Поэтому вся история человечества, начиная с древнейших времен, представляет собой постоянное стремление создать себе такое жилье, которое удовлетворяло бы потребности человека. Поэтому социальная значимость регулирования деятельности сферы жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) является объективной необходимостью, так как определяет уровень жизни населения и волнует каждого человека.
Жилье и жилищно-коммунальные услуги выступают условиями и факторами общественного развития. Для выявления значимости ЖКУ рассмотрим структуру валового регионального продукта (ВРП) Российской Федерации (рис. 1).
□ Промышленность □ Строительство □ Связь
□ Сельское хозяйство □ Транспорт
Рис. 1. Структура ВРП Российской Федерации в 2003 г. (в %).
Примечание: Все рисунки составлены по данным: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Стат. Сб. / Госкомстат России. — М.: 2007. — 981 с.
Отрасли, оказывающие услуги, формируют порядка 40 % ВРП, что определяет важность исследования вопросов функционирования и развития отраслей сферы услуг, а также объясняет объективную необходимость и социальную значимость регулирования деятельности сферы услуг.
При сравнении данных 2003 и 2004 гг. заметна тенденция увеличения доли отраслей, производящих услуги в 2004 г., на 2 % (рис. 2.).
Потребление услуг всегда связано с непосредственным удовлетворением потребностей человека, в том числе и социальных, составляющих основу для формирования рынка услуг. Одной из самых известных и распространенных теорий мотивации является теория иерархии потребностей А. Маслоу. Так, согласно «пирамиде А. Маслоу», в ее основании лежат физиологические потребности, затем потребности в безопасности, основу которых составляют ЖКУ, потребность в принадлежности к социальной группе, потребность признания и уважения и самая верхняя часть пирамиды — потребность самовыражения. Сфера ЖКУ обеспечивает удовлетворение
□ Сельское хозяйство □ Транспорт
Рис. 2. Структура ВРП Российской Федерации в 2004 г. (в %)
потребностей людей в жилье, здоровье, сохранении трудоспособности и др. Потребности в ЖКУ можно отнести к физиологическим, но в то же время они носят и социальный характер. Многие виды в ЖКУ являются жизненно важными. Выбор способа, места и очередности удовлетворения потребностей в ЖКУ определяется материальными условиями жизнедеятельности общества. В этом проявляется единство физиологического и социального начал потребностей в ЖКУ. Поэтому любые изменения в системе жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) неизбежно воздействуют как на экономическую, так и на социальную сферу общества.
Сфера ЖКУ — это сфера, которая непосредственно связана с функционированием жилого объекта (водо-, тепло- и электроснабжение), обеспечивает развитие инфраструктуры жилого района (озеленение населенных пунктов, дорожное строительство, уборка улиц, вывоз отходов), связана с удовлетворением потребности населения в области быта (бани, прачечные и т. д.).
Жилищно-коммунальные услуги отличаются от всех других продолжительностью и постоянством. Это относится к таким услугам, как предоставление тепла, электричества, воды. Причем эти услуги являются той основой, которая обеспечивает удовлетворение многочисленных потребностей людей. Так, получение электроэнергии дает возможность осветить в ночное время как сам жилой объект, так и территорию, где он находится. Электроэнергия — условие функционирования различных видов бытовой техники, с помощью которой мы удовлетворяем свои материальные и духовные потребности. В то же время ее отсутствие в течение длительного времени может явиться причиной социальной и политической нестабильности в отдельных городах, регионах страны. Поэтому данная сфера услугового комплекса нуждается в регулировании государственными органами.
Изучая точки зрения разных авторов на подходы к регулированию сферы услуг, можно выделить следующее:
• Л.Г. Кухтинова в своих работах рассматривает теорию и практику управления сферой социальных услуг, приводит классификацию социальных услуг, порядок управления социальными услугами, модель функционирования сферы социальных услуг, предлагает экономический механизм управления сферой социальных услуг, при этом не рассматривает ЖКУ;
• И.В. Христофорова понимает под услугой процесс воздействия живого или овеществленного
труда на человека, его имущество или окружающие его условия, оказанный на платной или безвозмездной основах, имеющий целью удовлетворить потребности отдельных членов общества, определенных групп людей или общества в целом, результатом чего становится изменение состояния объекта воздействия. Объектами воздействия услуг являются человек, общество в целом, товары. В качестве объектов воздействия рассматривается как живой, так и овеществленный труд; З.А. Мустафаева пишет, что в стране произошло по существу паритетное изменение структуры численности занятых по основным сферам народного хозяйства: при производстве товаров - с 61,3 % в 1970 г. до 40,2 % в 2004 г.; при производстве услуг — с 38,7 % в 1970 г. до 59,8 % в 2004 г. Начиная с 1996 г. доля занятых в сфере услуг (по сравнению с товарным производством) становится превалирующей; А.И. Емцева отмечает, что от развития сферы услуг непосредственно зависит уровень жизни населения, что обусловлено платностью услуг в условиях использования рыночных механизмов хозяйствования;
А.В. Клименко в своих работах отмечает высокую тенденцию развития сферы услуг в РФ, которая характеризует как устойчивые темпы роста услуг, так и позитивные качественные изменения. В то же время наблюдается тенденция замедления темпов роста объемов услуг по сравнению с предыдущими годами. Сфера услуг имеет определенные преимущества по сравнению с другими отраслями народного хозяйства для развития малого бизнеса, в числе которых: незначительные капитальные вложения; сфера услуг настолько разнообразна, что реализация их в полной мере на практике возможна только на основе развития малого бизнеса; сфера услуг удовлетворяет не только потребности юридических, но и физических лиц; объективную необходимость регулирования сферы ЖКУ отмечают в своих работах А. Ря-ховская и Ф. Таги-заде, которые пишут: «Свидетельством признания властью неконкурентоспособности коммунальных предприятий является приход в отрасль крупного бизнеса. Созданные в начале 2003 г. РАО «ЕЭС» и РАО «Газпром», ОАО «Российские коммунальные системы» выразили желание взять под свое покровительство не только городскую энергетику, а весь комплекс предприятий
Система государственного (муниципального) управления
Административные методы
Параметры рынка жилищных услуг
Экономические методы
Экономические субъекты (предприятия, организации, население)
Параметры рынка жилищного фонда
Рис. 3. Система управления ЖКУ, составлено автором с использованием данных [4]
ресурсоснабжения городов, на долю которых приходится более 70 % общего оборота по ЖКХ. В конце 2004 г. в самостоятельную компанию решено было выделить коммунальные водопроводы. Это означает, что коммунальные предприятия как были, так и остаются монопольными структурами» [5]. Таким образом, оставить монопольную структуру предоставления социальных услуг без государственного регулирования нецелесообразно; • методы государственного регулирования, по С. М. Печатниковой, должны быть административными и экономическими, определяющими параметры рынка ЖКУ, экономические субъекты и параметры рынка жилищного фонда (рис. 3).
На примере г. Таганрога было определено, что такие услуги, как тепло-, водо- и газоснабжение, предоставляются на монопольном рынке, т. е. предприятиями — поставщиками ЖКУ, обслуживающими определенную территорию города (см. таблицу), т. е. монополистами. Поэтому сферу ЖКУ необходимо обеспечить регулированием со стороны государства.
Жилищно-коммунальные услуги можно отнести к социальным, так как они удовлетворяют конкретную социальную потребность жителя — качество жилищных условий и имеют свою долю расходов в совокупном доходе семьи.
Объективная необходимость и социальная значимость регулирования сферы ЖКУ определяется также важностью следующих показателей: • индексы производства по видам экономической деятельности;
Поставщики ЖКУ в г. Таганрог
Услуга Поставщик
Горячее водоснабжение БатайскДис
ОАО ГИДРОПРЕСС
ГОУ ВПО «ТГПИ» «
МУП «Таганрогэнерго»
ОАО «ТАГМЕТ»
ОАО ТКЗ «Красный Котельщик»
ОАО ЮЗЭС «Ростовэнерго»
ООО «КРИСТАЛЛ»
ФГУП «Завод Прибой»
Уборка придомовой территории ООО «Чистый город»
ООО «Южный город»
Капитальный ремонт МУП «ЖЭУ»
Уборка лестничных клеток МУП ЖКХ «Западное»
МУП ЖКХ «Приморское»
МУП ЖКХ «Промышленное»
МУП ЖКХ «Северное»
МУП ЖКХ «Центральное»
Обслуживание лифтового хозяйства ООО «ТАГЛИФТ»
Вывоз мусора МУП «САХ»
Сдача жилья в аренду МУП «ЖЭУ»
Окончание таблицы
Услуга Поставщик
Отопление БатайскДис
ОАО «ГИДРОПРЕСС»
ГОУ ВПО «ТГПИ»
ЖСК-20
ЖСК-3
ЗАО «Кирпичный завод»
МУП «ЖЭУ»
МУП «Таганрогэнерго»
ОАО «ТАГМЕТ»
ОАО ТКЗ «Красный Котельщик»
ОАО ЮЗЭС «Ростовэнерго»
ООО «КРИСТАЛЛ»
ОПБ ТРТУ
ФГУП «Завод Прибой»
Техническое обслуживание МУП ЖКХ «Западное»
МУП ЖКХ «Приморское»
МУП ЖКХ «Промышленное»
МУП ЖКХ «Северное»
МУП ЖКХ «Центральное»
Техническое обслуживание газовых сетей ОАО «Таганрогмежрайгаз»
Текущий ремонт МУП ЖКХ «Западное»
МУП ЖКХ «Приморское»
МУП ЖКХ «Промышленное»
МУП ЖКХ «Северное»
МУП ЖКХ «Центральное»
1995
2000
2001
2002
2003
2004
Рис. 4. Индексы производства по виду экономической деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды»
2000
2001
2002
2003
2004
2005
Рис. 5. Доля расходов домашних хозяйств в ЮФО на оплату ЖКУ в общей сумме потребительских расходов
доля расходов домашних хозяйств на оплату ЖКУ в общей сумме потребительских расходов; доля расходов домашних хозяйств на оплату ЖКУ в общей сумме расходов на оплату услуг; степень износа жилищного фонда; стоимость основных фондов по видам экономической деятельности;
распределение числа предприятий по видам экономической деятельности; объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности;
• распределение среднегодовой численности занятых по видам экономической деятельности;
• объем платных услуг на душу населения;
• объем коммунальных услуг на душу населения.
Рассмотрим указанные показатели на примере Южного федерального округа (ЮФО), так как г. Таганрог расположен в ЮФО.
Индексы производства по виду экономической деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» в ЮФО имеют тенденцию к снижению с 2001 г. (со 105 до 101 %), что говорит о снижении деловой активности по данному виду экономической деятельности (рис. 4.).
Численность предприятий и организаций, занятых предоставлением коммунальных, социальных и персональных услуг, составила 41 746 (8 %), а производством и распределением электроэнергии, газа и воды — 2 346, (0,04 %). На 1 января 2006 г. стоимость основных фондов, задействованных в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, составила 395 985 млн руб., что составляет 10,5 % от общей стоимости основных фондов по всем видам экономической деятельности. Это говорит о важности данной сферы для социально-экономического развития региона. Доля общей площади, оборудованной водопроводом, составляет 71,9 %, канализацией — 65,8, отоплением — 71,1, ваннами — 57,7, газом — 85,5, горячим водоснабжением — 54,2, напольными электроплитами — 2,3 %. Динамика доли расходов домашних хозяйств на оплату ЖКУ представлена на рис. 5.
Доля расходов домашних хозяйств на оплату ЖКУ в общей сумме
2005 Год
Год
42,6 42,4 42,2 42 41,8 41,6 41,4 41,2
42,2 42,2
42
41,8 41,7
2000
2001
2002
2003
2004
2005 Год
Рис. 6. Доля расходов домашних хозяйств на оплату ЖКУ в общей сумме расходов
на оплату услуг
2500
2000
1500
1000
500
0
2298
1701
1377
989
695
496
86
I-1
1995 2000 2001 2002 2003 2004
Рис. 7. Объем коммунальных услуг на душу населения
потребительских расходов возросла с 5,5 % в 2000 г. до 8,5 % в 2006 г.
Доля расходов домашних хозяйств на оплату ЖКУ в общей сумме расходов на оплату услуг снизилась с 4,2 % в 2000 г. до 41,7 % в 2005 г., что говорит о росте реальных доходов населения (рис. 6).
Объем коммунальных услуг на душу населения возрос с 86 тыс. руб. в 1995 г. до 2 298 тыс. руб. в 2005 г. (рис. 7). Распределение среднегодовой численности занятых по виду экономической деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» составило в 2000 г. — 238,5, в 2005 г. - 233,6 чел.
Физическое состояние основных средств ЖКХ влияет на качество жилищных условий населения. В настоящее время основные фонды теплоснабжения изношены на 60 %, электроснабжения — на 70, водопроводные сети — на 55, канализационные — на 30 %.
Потери воды и тепла в трубопроводах и теплосетях составляют 20—40 %. Число аварий на 100 км сетей увеличилось с 15—20 в середине 1990-х гг.
до 70 в сетях водоснабжения и канализации и до 200 — в сетях теплоснабжения.
Из-за износа сетевого хозяйства значительно выросли потери при передаче энергии. Особенно негативно они сказываются в системах теплоснабжения. Реальная величина таких потерь, как правило, неизвестна, возможна лишь их оценка. В силу существующих правил оплаты потребитель оплачивает все непроизводительные издержки поставщиков, что увеличивает долю ЖКУ в сумме платежей населения до 70 %. Качество предоставления коммунальных услуг остается низким.
При нормативе ежегодного капитального ремонта в 110 млн м2 (около 5 % от общего объема жилого фонда) в 2000 г. было отремонтировано всего 4 млн м2, т. е. приблизительно 3 %. В 2001—2003 гг. этот показатель снизился в 10 раз и составил лишь 0,3 %. При таких темпах общий износ зданий очень скоро достигнет 60 %, и дома придется сносить. Сегодня в ветхих и аварийных домах проживают почти 3 млн чел. [3], что говорит о низком качестве жилищных условий.
Структура объема работ, услуг по виду экономической деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды в 2005 г.» показывает, что производство, передача и распределение пара и горячей воды составляет 15,8 %, а газа — 14,6 %, что подтверждает их высокую долю (рис. 8).
Как видно, в целом объем платных услуг растет более высокими темпами, чем коммунальные услуги, что вызвано наличием федерального стандарта предельной стоимости ЖКУ и доли расходов семейного бюджета на оплату этих услуг как сдерживающего фактора.
Таким образом, по результатам анализа статистических данных можно сделать следующие выводы:
2005 Год
15,80%
14,60%
62,80%
□ Производство, передача и распределение электроэнергии ■ Производство и распределение газообразного топлива
□ Производство, передача и распределение пара и горячей вод (тепловой энергии)
Рис. 8. Структура объема работ, услуг по виду экономической деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды в 2005 г.»
• доля сферы услуг в ВРП России высока;
• доля предприятий, занятых предоставлением коммунальных услуг, составляет порядка 10 %;
• стоимость основных фондов, занятых в сфере производства электроэнергии, газа и воды, составляет порядка 10 %;
• объем коммунальных услуг на душу населения возрос за 10 лет в 30 раз;
• средний износ основных средств составляет 70 %.
Указанные значения показателей определяют объективную необходимость регулирования сферы производства электроэнергии, газа и воды, так как значения показателей предопределяют социальную направленность развития данного вида экономической деятельности.
Если рассмотреть существующую систему управления ЖКУ на примере г. Таганрога, то можно выделить следующую структуру (рис. 10):
1. На уровне области основным звеном управления ЖКХ является Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Министерство подготавливает нормативно-правовую базу для осуществления реформирования ЖКХ на местах, разрабатывает концепции.
Департамент топлива, энергетики и ЖКХ должен обеспечивать:
12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
1990
1995
2000
2001
2002
2003
2004
2005 Год
—Объем платных услуг на душу населения Объем коммунальных услуг на душу населения
Рис. 9. Объем платных и коммунальных услуг на душу населения
• надежное функционирование систем газо-, тепло-, электро- и водоснабжения городского населения, городской инфраструктуры, промышленных объектов;
• обеспечение уличным освещением городских проездов и площадей;
• разработку перспективных планов реконструкции и технического перевооружения городского хозяйства;
• создание программ и внедрение энергосберегающих мероприятий;
• определение основных направлений развития ЖКХ;
• планирование экономической деятельности предприятий, оказывающих ЖКУ, и подготовка с ними тарифных соглашений;
• контроль за состоянием окружающей среды.
2. Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов (ОИВТ) разрабатывают региональную нормативно-правовую и методическую базы формирования цен и тарифов на ЖКУ.
3. Различные подразделения Администрации города и отделы принимают участие в заседаниях Постоянно действующей тарифной комиссии, тем самым воздействуя на формирование тарифов на поставку тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения, жилищных услуг, тарифа на техническое обслуживание и текущий ремонт мест общего пользования.
4. Заместитель главы Администрации по ЖКХ осуществляет непосредственную координацию и контроль за работой предприятий жилищно-коммунального комплекса, он является председателем заседаний Постоянно действующей тарифной комиссии города и имеет решающее слово на заседаниях тарифной комиссии.
5. Управление ЖКХ и транспорта занимается вопросами транспорта, составлением графиков движения городского общественного транспорта, разработкой маршрутов движения и лишь совсем незначительно затрагивает вопросы, связанные с ЖКХ.
6. МУП «Жилищ-но-эксплуатационное управление» является единственной в городе управляющей компанией муниципального жилищного фонда, формирует муниципальный заказ и контролирует его выполнение, связанное
Источник: Составлено путем анализа нормативно-правовых документов: постановления Главы Администрации Ростовской области от 30.12.1998 № 555 «Об установлении единого порядка расчета и утверждения тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Ростовской области»; постановления Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен».
Рис. 10. Структура управления рынком коммунальных услуг в муниципальных образованиях (на примере г. Таганрога)
с жилищно-коммунальным обеспечением города, а именно: капитальный и текущий ремонт жилых зданий, ремонтдорожного покрытия, инженерное обеспечение и коммуникации жилых зданий. Это учреждение самостоятельно определяет свою экономическую политику, которая связана с таким фактором, как финансирование из местного и регионального бюджетов.
7. Предприятия-подрядчики — это организации различной организационно—правовой формы собственности, оказывающие ЖКУ. В муници-
пальных образованиях управляющие компании (например, МУП «ЖЭУ») должны проводить конкурсы среди предприятий на поставку ЖКУ.
Анализ структуры управления рынком коммунальных услуг муниципальных образований показал, что отсутствует инфраструктура, способствующая развитию рынка ЖКУ, а практически все органы имеют контролирующие, регулирующие и директивные функции.
Естественно, что для решения указанных проблем необходимо реали-зовывать мероприятия с использованием административных и экономических мер регулирования сферы ЖКУ, пересматривать механизм и методику установления федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, учитывать современный уровень развития бытовой техники и технологии, уровень комфортабельности жилья и доходов населения, стимулировать развитие инновационной деятельности предприятий, предоставляющих ЖКУ через систему налогообложения.
Существующая схема управления характеризуется наличием проблемы использования прямого нормативного регулирования тарифов на услуги естественных монополий, при котором тарифы пересматриваются и утверждаются непосредственно органами регулирования.
Способы, методы и технологии регулирования сферы ЖКУ могут быть различными: методы — экономическими, административными, рыночными и смешанными; технологии — напрямую либо через сетевого оператора (управляющую компанию).
Таким образом, приходим в результате исследования к следующим выводам:
1) объективная необходимость и социальная значимость регулирования деятельности сферы ЖКУ различных уровней в рыночных условиях предопределяется потребностями человека, а именно физиологическими, в соответствии с иерархией потребностей А. Маслоу. Именно качественное удовлетворение физиологических потребностей влияет на развитие духовных и экономических сфер общества.
2) социальная необходимость регулирования сферы ЖКУ подтверждается показателями: физическим и моральным состоянием жилищного фонда РФ, характеризующимся высокой степенью износа основных фондов; долей предприятий, занятых предоставлением коммунальных услуг (порядка 10 %); стоимостью основных фондов, занятых в сфере производства электроэнергии, газа и воды (порядка 10 %); объемом коммунальных услуг на душу населения (возрос за 10 лет в 30 раз); средним износом основных средств (70 %);
3) жесткое наблюдение со стороны государства за деятельностью компаний, предоставляющих ЖКУ, совершенно необходимо, так как в условиях усиливающейся конкуренции многие компании ищут пути сокращения издержек через слияние, что может привести к монополизации рынка. Данное регулирование должно осуществляться через систему административных и экономических мер;
4) принципы организации предоставления ЖКУ, существующие в других странах, целесообразно использовать в РФ, например наличие сетевого оператора на рынках электроэнергии и газоснабжения, использование концессионных соглашений между структурами государственной власти и частным бизнесом на рынках предоставления ЖКУ, организация ассоциаций домовладельцев. Принципы организации работы коммунальных предприятий в других странах показывают, что регулирующий и контролирующие функции остаются за государством, что подтверждает социальную необходимость регулирования предприятий сферы ЖКУ;
5) для обеспечения населения ЖКУ соответствующими утвержденным нормам и мировым стандартам качества серии ИСО 2000 необходимо пересматривать подходы к установлению федеральных стандартов стоимости ЖКУ и нормативы потребления услуг, которые не учитывают степени оснащенности домашних хозяйств электроприборами в современных условиях, уровня доходов населения, степени комфортабельности жилья;
6) необходимо разработать систему рассмот-
рения и утверждения федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг в соответствии с законодательным уровнем компетенции соответствующих органов власти: Федеральной службой по тарифам, органом исполнительной власти по тарифам, органом исполнительной власти муниципального образования, предприятий, предоставляющих ЖКУ. Целесообразно проводить мероприятия по демонополизации рынка ЖКУ с целью активизации инновационной работы предприятий сферы ЖКХ;
7) в ходе исследования было определено, что существующая система управления ЖКУ крайне неэффективна, что проявляется в следующем: происходит рост стоимости ЖКУ без улучшения качества предоставленных услуг; ухудшается материальная база обслуживающих предприятий; очень маленькое число проведенных капитальных ремонтов; увеличивается износ инженерного оборудования; происходит необоснованный рост тарифов; величина тарифа не зависит от качества дома, его месторасположения; содержится огромный штат сотрудников в контролирующих органах; предприятия по оказанию ЖКУ являются убыточными, поэтому необходимо повышение эффективности менеджмента на муниципальном рынке коммунальных услуг.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кухтинова Л. Г. Экономический механизм управления сферой социальных услуг (теория и практика): Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. — Самара: Самарский государственный экономический университет. 2007. — 35 с. www. vak. ed. gov. ru.
2. Мустафаева З. А. Закономерности трансформаций и факторы развития сферы услуг в региональной экономике (на материалах федеральных округов и регионов ЮФО): Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. — Кисловодск: Кабардино-Балкарский государственный университет. 2007. — 35 с. www.vak.ed.gov.ru.
3. Пешин Н. Л. Муниципальная хозяйственная деятельность //Государственная власть и местное самоуправление, 2005. № 8.
4. Печатникова С. М. Как управлять процессами на жилищном рынке? //Менеджмент в России и за рубежом, № 4, 2004.
5. Ряховская А, Таги-заде Ф. Анализ проблем и состояния реформирования ЖКХ //Муниципальная власть. Март—апрель 2007.
6. Социально-экономические показатели. 2006: Стат. Сб. / Госкомстат России. — М.: 2007. — 981 с.
7. Христофорова И. В. Маркетинговая капитализация предприятий сферы услуг: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. — Москва: Московский государственный университет сервиса, 2007. — 35 awww.vak.ed.gov.ru.