Научная статья на тему 'Проблемы регулирования государственных закупок в Российской федерации'

Проблемы регулирования государственных закупок в Российской федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
129
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / GOVERNMENT PROCUREMENT / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / CONTRACT SYSTEM / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НУЖДЫ / MUNICIPAL NEEDS / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СФЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ЗАКУПКАМИ / LEGAL SUPPORT OF PUBLIC ADMINISTRATION AND LOCAL GOVERNMENT PROCUREMENT / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / PUBLIC OVERSIGHT / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ / A FEDERAL LAW ON THE CONTRACT SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бескровный Родион Дмитриевич, Мишин Николай Николаевич, Хромова Инна Алексеевна

В статье рассматривается вопрос обеспечения исполнения ФЗ №44 в целях совершенствования правоприменения данного законопроекта в области регулирования государственных (муниципальных) закупок. Данная сфера является ключевой для выживания государственной экономики в условиях внешнего давления со стороны недружественных к России стран. Путем совершенствования контроля за данной сферой можно нивелировать последствия влияния коррупции на жизнь простых граждан, а также объективно повысить качество выполнения своих обязанностей как заказчиков государственного (муниципального) контракта, так и его исполнителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы регулирования государственных закупок в Российской федерации»

LEGAL SCIENCES

Problems of regulation of public procurement in the Russian Federation Beskrovnyy R.1, Mishin N.2, Hromova I.3 (Russian Federation) Проблемы регулирования государственных закупок в Российской Федерации

1 2 3

Бескровный Р. Д. , Мишин Н. Н. , Хромова И. А. (Российская Федерация)

1Бескровный Родион Дмитриевич /Beskrovnyy Rodion - студент;

2Мишин Николай Николаевич /Mishin Nikolay - студент, факультет государственного управления и финансового контроля; 3Хромова Инна Алексеевна /Hromova Inna - старший преподаватель, департамент правового регулирования экономической деятельности, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье рассматривается вопрос обеспечения исполнения ФЗ №44 в целях совершенствования правоприменения данного законопроекта в области регулирования государственных (муниципальных) закупок. Данная сфера является ключевой для выживания государственной экономики в условиях внешнего давления со стороны недружественных к России стран. Путем совершенствования контроля за данной сферой можно нивелировать последствия влияния коррупции на жизнь простых граждан, а также объективно повысить качество выполнения своих обязанностей как заказчиков государственного (муниципального) контракта, так и его исполнителей. Abstract: the article discusses the enforcement of Federal Law №44 in order to improve the enforcement of the bill on the regulation of the state (municipal) procurement. This area is key for the survival of the national economy in terms of external pressure from hostile countries to Russia. By improving control over this area, you can neutralize the effects of corruption impact on the lives of ordinary citizens, as well as the objective to improve the quality of their duties as a state (municipal) contract customers, and its performers.

Ключевые слова: государственные закупки, конкуренция, контрактная система, муниципальные нужды, правовое обеспечение сферы управления государственными и муниципальными закупками, общественный контроль, федеральный закон о контрактной системе.

Keywords: government procurement, competition, contract system, municipal needs, legal support of public administration and local government procurement, public oversight, a federal law on the contract system.

В условиях становления социально-ориентированной экономики c устойчивой сферой производства на базе высоких технологий России требуется создание эффективной системы стимулирования развития малого и среднего бизнеса. В качестве данной меры государством используется стимулирование госзаказом исполнителей, предлагающих инновационные технологии дешевле своих зарубежных конкурентов. В настоящей статье освещаются актуальные проблемы институционального регулирования гражданско-правовых отношений в области регулирования исполнения государственного заказа, как одного из важнейших методов стимулирования государством развития экономики [1].

Согласно вступившим в силу поправкам в ФЗ №44 закупкой товара, работ, услуг признается совокупность действий, осуществляемых в установленном Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Фактически, именно принятие ФЗ №44 позволило вывести систему государственных заказов из тени путем введения ЕИС системы. Согласно части 3 статьи 4 ФЗ №44 в ЕИС c 1 января 2017 будут содержаться:

66

1) планы закупок;

2) планы-графики;

3) информацию о реализации планов закупок и планов-графиков.

На данный момент ЕИС представляет лишь отрывистые данные по государственным заказам, содержащие в себе начальную (максимальную) цену заказа, сроки его исполнения, идентификационный номер заказа и общие данные о заказе, включая документацию о заказе. Данная информация позволяет сделать общие выводы о состоянии государственного заказа в стране. По данным Счетной Палаты РФ объём госзакупок в 2015 году составил 25 трлн рублей. При этом только за 9 месяцев было выявлено нарушений более чем на 34 млрд [2]. В частности, нарушения выявляются уже на стадии формирования заказа и опубликования его на ЕИС портале. Известны случаи подмены понятий в описании государственного заказа путем простых ошибок в наименованиях товаров (к примеру, зафиксирована подмена предмета закупки, автомобилей марки «mersedes») на иные, дабы защитить государственный заказ от проверки по фильтрам в реестре на сайте АИС.

Но подменой понятий коррупция в сфере государственных и муниципальных закупок не ограничивается. Максимальную «прибыль» чиновникам и их сообщникам издавна приносят так называемые «откаты». В своей статье Корякин В. М. так формулирует понятие данного термина: «Откат - это особая форма коррупционной сделки, направленная на хищение бюджетных средств, при которой одна сторона - юридическое лицо, являющиеся исполнителем государственного (муниципального) заказа, возвращает(откатывает) представителю другой стороны - организации-заказчика в качестве вознаграждения за оказание содействия в получении заказа часть полученных от его исполнения денежных средств».

По мнению Руководителя Администрации Президента РФ С. Б. Иванова, достижения правоохранительных органах в деле борьбы с откатами «пока очень скромные». Прежде всего, это связано с невозможностью контроля за исполнением всех без исключения государственных (муниципальных) заказов. Уже на стадии торгов выявляется заинтересованность одной из сторон в преодолении барьеров на пути заключения коррупционной сделки, а именно: предъявление явно завышенных требований к исполнителям, нереальные сроки исполнения заказа, отказ от банковских гарантий по исполнению заказа, а также двусмысленность формулировок определения деталей заказа. К сожалению, на данный момент система АИС не в состоянии ранжировать данные сделки в общем поиске дабы общественность на них как-то реагировала и противодействовала явно коррупционным схемам. В действительности же, большинство жалоб на сайте http://zakupki.gov.ru/ связаны непосредственно с исполнением своих обязанностей как заказчиком, так и подрядчиком. Большинство хищений происходит на стадии торгов. Де-факто коррупционность же заключается, прежде всего, в неправомерном демпинге цен или же в номенклатурном сговоре [3]. При таких схемах добросовестные поставщики даже не догадываются, что проигранный ими аукцион является итогом неправомерных действий сообщников по бизнесу или же других заинтересованных лиц.

Коренным решением такого рода проблем в государственных (муниципальных) закупках служит создание и развитие института публичного контроля за исполнением заказов. Стоит согласиться с мнением главы МВД Владимира Колокольцева, что с коррупцией в сфере государственных (муниципальных) закупок стоит бороться незамедлительно, ведь именно эта сфера на данный момент в России пронизана взяточничеством и откатами, а самым действенным на данный момент решением является объективный контроль за большинством заказов, публикующихся в общественном доступе [4]. Тем не менее, реализация столь глобальных целей по устранению коррупцию в сфере государственных (муниципальных) закупок требует законодательного закрепления института общественного контроля, в рамках которого большинство из представленных в системе АИС контрактов будет подвержено

67

обсуждению со стороны представителей как заинтересованных в исполнении контракта лиц, так и представителей гражданских организаций или же членов среди активного населения данного субъекта власти. Существующие организации общественных движений типа ОНФ «За честные закупки» не в состоянии промониторить все без исключения контракты на территории РФ, не имея в своих рядах постоянных ячеек на территориях субъектов федерации [5]. Соответственно законодательно следует закрепить существование таковых организаций с кругом деятельности за контролем государственных (муниципальных) закупок во всех без исключения субъектах РФ по региональному делению. Но данных мер в законе нет, так согласно ФЗ №44 обязательному публичному обсуждению подлежат заказы только на сумму свыше 1 млрд рублей, остальные же заказы подв5ергаются обсуждению только путем гражданских инициатив. Опять же стоит отметить, что самые большие хищения сегодня - именно в пределе средних цен в интервале от 50 млн рублей до 650 млн рублей. Как известно, в этой сфере поле деятельности для незаконного обогащения огромно. Объективного же контроля в ней сейчас нет. Это подтверждает в своей работе Баркатунов Е. Ю. утверждающий, что сегодня большинство коррупционных преступлений, в частности откатов, попросту завуалируются путем статистических махинаций и подгонке показателей под конкретные государственные нужды [6].

Возникает резонный вопрос, а почему нельзя создать орган, состоящий из представителей ОНФ или любых других общественных организаций, наделенных особыми полномочиями за контролем документации о государственном (муниципальном) заказе, а также с возможностью данных органов направлять жалобы на несоответствия документации реальным целям заказчика и иной недобросовестной деятельностью как заказчиков, так и исполнителей. Данный контролирующий орган будет не подчинен ФАС и органам местного самоуправления, при этом финансироваться он будет строго по отведенному региональному или местному законопроекту о своем создании и функционировании.

В заключение стоит отметить, что правовая система в области регулирования государственных (муниципальных) закупок требует своей доработки и совершенствования. В условиях внешней нестабильности экономики немонетарный метод поддержания жизнеспособности хозяйственной деятельности путем предоставления общедоступной и прозрачной контрактной системы крайне важно, именно поэтому как законодатель, так и правоохранитель должен всесторонне мониторить проблематику осуществления и исполнения заказов с целью его дальнейшего преобразования с учитыванием как международного опыта, так и внутрироссийских реалий.

Литература

1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальныхнужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).

2. Баркатунов В. Ф., Подосинников Е. Ю. Лукавая статистика и кримининологическая характеристика «откатов» в системе государтвенных и муниципальных закупок. [Статья] // Политика, экономика и инновации. Курск: [б.н.], 2016.

3. Старовойтов В. /".Формирование эффективных механизмов стратегического управления развитием страны. [Статья] // Экономика.Налоги.Право. Москва: ФГОБУ Финансовый университет, 2015. Т. 1.

4. Березина Е. Контракт вызывает сомнения. [Электронный ресурс]: Российская газета. -Российская бизнес газета, 06.10.2015 г. Режим доступа: https://rg.ru/2015/10/06/konkursy.html/ (дата обращения: 08.10.2016).

5. Шперлик К. Госзакупки: к чему следует быть готовыми. Опыт предпринимателей / [Электронный ресурс]: Контур. - Контур, 05.08.2015 г. Режим доступа: https://kontur.ru/articles/2450/ (дата обращения: 08.10.2016).

6. ТАСС В Кремле выработали меры по борьбе с коррупцией в Роскосмосе. [Электронный ресурс]: Рамблер/Финансы. ТАСС, 10.05.2016. Режим доступа: http://finance.rambler.ru/ne ws/2513270/ (дата обращения: 08.10.2016).

7. Борта Ю. Миллиарды откатов. Как делают состояния на госзакупках. [Электронный ресурс]: Аргументы и факты. АиФ, 19.04.2016. Режим доступа: http://www.aif.ru/money/co rmptюn/miШardy_otkatov_kak_delayut_sostoyaniya_na_goszakupkah (дата обращения: 08.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.