Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Beneficium
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / PENSION SYSTEM / ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / PENSION REFORM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасьев А. И., Ражева А. Ф.

В статье рассматриваются основные аспекты реализации пенсионной реформы в России; уделяется внимание исследованию опыта развития пенсионного обеспечения зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF PENSION REFORM IN RUSSIA

The article touches upon the basic aspects of pension reform in Russia, and the attention is paid to the experience of development of pension scheme in foreign countries.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ»

УДК 364:368.4

АФАНАСЬЕВ А. И., РАЖЕВА А. Ф.

ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

THE PROBLEMS OF PENSION REFORM IN RUSSIA

Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты реализации пенсионной реформы в России; уделяется внимание исследованию опыта развития пенсионного обеспечения зарубежных стран.

Ключевые слова: пенсионная система, пенсионная реформа.

Каждое современное государство должно стремиться к формированию оптимальной системы пенсионного обеспечения своих граждан, что следует рассматривать не только как основу социальной стабильности общества, но и как важную составляющую инвестиционных ресурсов страны.

Пенсионная система современной России переживает период реформирования. Основным побудительным мотивом к началу реформы для России, как и для всех развитых стран мирового сообщества, послужил демографический кризис, который увеличил пенсионную нагрузку на работающее население и нанес серьезную угрозу финансовой обеспеченности государственных пенсионных обязательств [7]. В сложившихся социально-экономических условиях правительством России поставлена задача формирования эффективной пенсионной системы: необходимо не только изменить существующую распределительную систему начисления пенсий, дополнив ее накопительной частью, но и повысить уровень пенсионного обеспечения граждан [6]. Кроме того, преобразования системы пенсионного обеспечения должны быть направлены на совершенствование отношений между работником и работодателем, усиление их взаимной ответственности друг перед другом.

Историко-правовая сущность пенсионного обеспечения уходит своими корнями

Annotation. The article touches upon the basic aspects of pension reform in Russia, and the attention is paid to the experience of development of pension scheme in foreign countries.

Keywords: pension system, pension reform.

в далекое прошлое. Первые сведения о пенсиях относятся к периоду рабовладельческих государств (конец III века до н.э. - первая половина II века до н.э.). Древнейшим по хронологии и представляющим особую ценность в содержательном плане источником права на пенсионное обеспечение является договор Эвмена I - правителя эллинского государства Пергам (283-133 гг. до н.э.), подписанный с наемными солдатами относительно условий получения ими пенсий и являющийся свидетельством того, что уже в те далекие времена правители государств искали способы сдерживания социальной напряженности в обществе, используя систему пенсионного обеспечения [1]. Историю же современной пенсионной системы принято отсчитывать с XVIII-XIX веков. Именно в это время происходил переход от государственного обеспечения отдельных малочисленных категорий государственных служащих к формированию пенсионных механизмов, охватывающих всех граждан страны.

Первая полномасштабная пенсионная система была реализована в Германии благодаря реформам Отто Эдуарда Леопольда фон Бисмарк-Шенхаузена по прозвищу «железный канцлер». Характерная черта немецкого подхода состояла в том, что социальное страхование было обязательным, основанным на взносах: и работодатели, и

работники должны были вносить средства на эти нужды. Однако, система пенсионного обеспечения не получила масштабного резонанса, как рассчитывал Отто Бисмарк, -большая часть населения не получала пенсий по старости, т.к. попросту не доживала до пенсионного возраста. Современную Германию можно отнести к странам с прогрессивной и стабильной системой пенсионного обеспечения, что обеспечивается высоким уровнем ответственности государства перед своими гражданами. Довольно большая часть пенсионных выплат финансируется за счет налоговых поступлений, которые в данный момент формируются за счет экологического налога (налога на минеральное топливо) и части налога на добавленную стоимость [4, 8].

В России впервые пенсии были введены Петром I, который применил пенсионное обеспечение для офицеров морского флота [5]. В дальнейшем пенсионная система России совершенствовалась из года в год, впитывая в себя положительный опыт зарубежных стран.

Главными нормативно-правовыми актами, регулирующими функционирование современной системы пенсионного обеспечения в России, являются Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [1, 2].

Важный этапом реализации реформы пенсионной системы России стала валоризация пенсий, т.е. переоценка денежной стоимости пенсионных прав, которые были

Для современной модернизации системы пенсионного обеспечения России важно не допустить типичных ошибок западных стран, допущенных ими в ходе реформирования собственных пенсионных систем. Одной из таких серьезнейших проблем, приведших к росту социальной напряженности в обществе, стали непопулярные меры ряда стран (Италия, Греция, страны Балтии, др.) по повышению пенсионного возраста.

Сегодня система пенсионного обеспечения Российской Федерации нуждается в кардинальных преобразованиях по причине того, что уже не может обеспечить достойный уровень жизни россиян пенсионного возраста. Так, сопоставление среднего размера трудовой пенсии по старости в Российской Федерации с аналогичным показателем по ряду европейских стран, представленное в таблице 1, иллюстрирует значительное отставание нашей страны в среднем размере пенсионного обеспечения граждан от Германии (на 26232 рубля), Италии (на 7858 рублей) и даже Латвии (на 160 рублей) [3]. Вместе с тем, согласно данным Пенсионного фонда по Новгородской области, в 2012 г. размер трудовой пенсии по старости увеличился по сравнению с предыдущим годом на 676 рублей (на 8,8%) и составил в среднем 8336 рублей [7]; таким образом, среднестатистический новгородский пенсионер обеспечен пенсией в размере не ниже прожиточного минимума.

приобретены гражданами до пенсионной реформы 2002 г., позволившая значительно увеличить размер пенсий для граждан старшего поколения.

Таблица 1

Средний размер трудовой пенсии по старости в Российской Федерации, _Новгородской области и зарубежных странах_

Территориальное образование Средний размер пенсии по старости, рублей Увеличение среднего размера пенсии с 01.02.2012 г., рублей

до 01.02.2012 г. после перерасчета с 01.02.2012 г.

Россия 8890 9504 614

Новгородская область 7660 8336 676

Германия 35736 (1200 долл.)

Италия 17362 (583 долл.)

Латвия 9664 (173 лата)

Помимо этого, Россия, в отличие от большинства западных стран, стоит на пути позитивных социальных преобразований, стремясь обеспечить наибольшую социальную поддержку населения, оставляя при этом пенсионный возраст своих граждан на прежнем, относительно низком уровне (Россия: женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет; к примеру, Германия: женщины и мужчины -65 лет; США: женщины и мужчины - 67 лет) [5].

Несмотря на ряд достигнутых в ходе модернизации отечественной пенсионной системы успехов, позволивших в целом повысить уровень жизни российских пенсионеров, целый ряд задач реформирования по-прежнему остается актуальным. К примеру, сегодня необходимо активно осуществлять поиск возможностей увеличения поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), в том числе за счет пересмотра ставок страховых взносов, что позволит сократить / ликвидировать дефицит ПФР, снизить налоговое бремя на работодателя, др.

Так, к примеру, вследствие применения регрессивной шкалы страховых взносов в России, сегодня богатые платят существенно меньше бедных (в процентном отношении): к примеру, если работник получает 17 тыс. рублей в месяц, с каждого рубля заработной платы работодатель выплатит 34 копеек взносов, а если 200 тыс. рублей в месяц - только 7,3 копейки. Такой подход к формированию ставок страховых взносов, с одной стороны, порождает социальную несправедливость, с другой - формирует «дыру» в поступлениях ПФР. Кроме того, облагать страховыми выплатами необходимо весь фонд оплаты труда, полностью отменив ныне действующее ограничение по размеру заработной платы, свыше которого взносы не выплачиваются (с 1 января 2011 г. - 463 тыс. рублей в год, с 1 января 2012 г. - 512 тыс. рублей в год). Очевидно, это сегодняшняя ситуация не просто воспринимается большинством как страшная социальная несправедливость и искусственно делает честность и законопослушность привилегией имущих, но и ведет к постоянному падению собираемости соответствующих социальных взносов.

Необходимо также создать максимально благоприятные условия для развития

в стране добровольного пенсионного страхования. Учитывая, что в будущем рабочая сила станет самым дефицитным ресурсом в нашей экономике, можно предположить, что важным средством конкуренции за квалифицированных работников станут дополнительные «социальные пакеты». Отметим, что в ряде стран добровольное страхование играет важную (иногда решающую) роль в формировании пенсий.

Кроме того, важнейшей задачей реформирования пенсионной системы России должно стать формирование механизма строжайшего контроля не только за аккумулированием, но и за использованием средств государственных внебюджетных фондов.

В заключение отметим, что реформирование пенсионной системы требует комплексного подхода: невозможно осуществлять пенсионную реформу в отрыве от реформы заработной платы и системы налогообложения, развития финансовой инфраструктуры экономики. Изменение механизма финансирования и исчисления пенсий должно обеспечивать повышение устойчивости пенсионной системы, справедливое определение размера пенсий. Введение пенсионных накоплений и активное привлечение негосударственных структур наряду с жестким контролем за всем процессом позволит существенно изменить состояние пенсионной системы в России, дав ее гражданам возможность реально влиять на размер своей будущей пенсии. Касающаяся одной из наименее социально защищенных групп населения - престарелых граждан, тем или иным образом влияющая на жизнь каждого члена общества, пенсионная реформа должна проводиться государством с особой тщательностью, поскольку цена неудачи очень высока.

Литература

1. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [электронный ресурс] // Консультант Плюс [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/popular/pensia/.

2. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [электронный ресурс] // Пенсионный

Фонд Российской Федерации [сайт]. URL: http://www.pfrf.ru/organization_appointment_p ayme/8571.html.

3. Индексация пенсий [электронный ресурс] // Пенсионный Фонд Российской Федерации [сайт]. URL: http://www.pfrf.ru/ pensionres/.

4. История пенсий / Под общ. ред. П.С. Филиппова. Издательство: ИНФРА-М -СПб., 2011. - 141 с.

5. Некоторые вопросы пенсионного обеспечения (страхования) в РФ: [сборник]. -ОАО «Можайский полиграфический комби-

нат» по заказу Пенсионного фонда РФ. - М., 2008. - 352 с.

6. Нор-Аревян О.А. Социальное страхование: Учебное пособие. Издательство «Дашков и К». - М., 2011. - 53 с.

7. Пенсионное обозрение. Электронный журнал [сайт]. URL: http://www.pensionobserver.ru/.

8. Социальное государство в Германии // Социальная Европа в XXI веке / Под ред. М.В. Каргаловой. Издательство: Весь мир - М., 2011. - С. 239-260.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.