ПРАВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, ТРУДОВОЕ, МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО
Вестник Омского университета. Серия «Право». 2007. № 1 (10). С. 86-93.
© Н.В. Антипьева, 2007 УДК 347.764
ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ОТСРОЧЕК ОТ ПРИЗЫВА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ
Н.В. АНТИПЬЕВА
In clause problems of legal regulation of attitudes on granting to citizens of the Russian Federation of delays from an appeal on military service are analyzed.
Согласно ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина России. Данное положение получило своё развитие в Федеральном законе от 6 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» [1] и Федеральном законе от 24 января 1997 г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» [2]. В современный период развития военной реформы наиболее интересными являются проблемы реализации воинской обязанности в форме прохождения военной службы по призыву.
В соответствии с основными принципами всеобщей воинской повинности, сформулированными в начале XX века А.М. Добровольским и во многом сохраняющими актуальность и до сих пор, она является равной и общеобязательной для всех граждан [3]. В современном военно-служебном законодательстве предусмотрено немало особенностей призыва на военную службу, устанавливающих изъятия из этого правила. Однако с 1 января 2008 г. вступит в силу большинство положений Федерального закона от 6 июля 2006 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» [4]. Этим нормам предстоит существенно скорректировать основания для освобождения от призыва на военную службу и предоставления отсрочек от него.
Согласно п. 2 ст. 22 Закона о воинской обязанности на военную службу не призываются граждане, которые освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Отсрочка от призыва на военную службу - это временное освобождение граждан от призыва на военную службу, осуществляемое решением призывной комиссии по основаниям и в порядке, установленным законодательством [5]. При этом «Отличие отсрочки от освобождения от призыва заключается в том, что отсрочка действует в ограниченный период времени. По истечении срока действия отсрочка либо продлевается, либо гражданин подлежит призыву на военную службу» [6].
В соответствии со ст. 23 Закона о воинской обязанности от призыва освобождаются граждане: 1) признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; 2) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации; 3) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу; 4) прошедшие военную службу в другом государстве (п. 1).
Право на освобождение от призыва на военную службу также установлено для граждан:
1) имеющих предусмотренную государствен-
ной системой аттестации учёную степень кандидата наук или доктора наук (подпункт «а» п. 2); 2) являющихся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов; граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, после увольнения с военной службы либо после окончания военных сборов (подпункт «б» п. 2).
После 1 января 2008 г. изменятся основания освобождения от призыва, установленные подпунктом «б» п. 2 ст. 23 Закона о воинской обязанности. Право на освобождение от военной службы сохранится лишь за сыновьями и родными братьями погибших (умерших) воен-нослужащих-призывников. На родственников погибших (умерших) лиц, проходивших службу по контракту, эта норма более распространяться не будет.
Основания предоставления отсрочек от призыва содержатся в ст. 24 Закона о воинской обязанности. Причины их установления различны: состояние здоровья гражданина или членов его семьи; семейные обстоятельства, связанные с наличием и воспитанием детей; особенности профессиональной деятельности гражданина [7]. В 2004 г. в Законе о воинской обязанности появилась ещё одна группа отсрочек. Они предоставляются лицам, избранным в представительные органы власти или являющимся руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ, а также некоторым другим категориям граждан в связи с осуществлением ими своих полномочий. На характеристике некоторых отсрочек необходимо остановиться подробнее.
Отсрочка от призыва на военную службу предусмотрена для граждан, занятых постоянным уходом за близкими родственниками. Право на её получение возникает при соблюдении целого ряда условий (подпункт «б» п. 1 ст. 24 Закона о воинской обязанности).
1. Лицо, за которым осуществляется уход, должно приходиться призывнику отцом, мате-
рью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем.
2. Предоставление отсрочки возможно, если отсутствуют другие (кроме гражданина, подлежащего призыву) лица, обязанные по закону их содержать, и родственник призывника не находится на полном государственном обеспечении.
3. Право на отсрочку возникает, если родственник призывника является инвалидом I или II группы, достиг возраста 55 или 60 лет (соответственно для женщин и мужчин) или не достиг возраста 18 лет, либо нуждается по состоянию здоровья в соответствии с заключением учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства гражданина, призываемого на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).
Право на отсрочку от призыва на военную службу для лиц, имеющих нетрудоспособных родственников, основано на толковании п. 3 ст. 38 Конституции РФ, закрепляющей, что трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Такое понимание конституционных положений нашло своё развитие и в семейном праве Российской Федерации, одним из основных принципов которого является обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи [8]. Военно-служебное законодательство, устанавливая обусловленные семейными обстоятельствами отсрочки от прохождения военной службы по призыву, также придерживается принципа приоритета семейных обязательств.
В новой редакции ст. 24 Закона о воинской обязанности данная отсрочка сохранится, хотя условия её получения ужесточаются, поскольку призывникам, осуществляющим уход за инвалидами I или II группы, родственниками пенсионного возраста или несовершеннолетними, с 1 января 2008 г. отсрочки предоставляться не будут. Во всех случаях для получения отсрочки по уходу за близким родственником будет необходимо предъявить заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости в постоянном уходе. Эта новелла во многом заслуживает положительной оценки, так как при достижении пенсионного возраста граждане являются лишь «условно
нетрудоспособными» и нередко продолжают трудовую деятельность, ведут активный образ жизни, фактически не нуждаясь в посторонней помощи.
С другой стороны, круг членов семьи, необходимость ухода за которыми даёт возможность получения отсрочки, остаётся неоправданно узким. Он по-прежнему не включает отчимов (мачех), бывших опекунов и попечителей призывника - иными словами, тех лиц, которые могли воспитывать гражданина, не будучи связанными с ним близким родством. Кроме того, в соответствии с законодательством воспитатель гражданина может вообще не являться его родственником, при этом у достигшего совершеннолетия воспитанника также возникают обязанности по содержанию фактических воспитателей (ст. 96 Семейного кодекса РФ) [9].
Безусловно, в случае необоснованного расширения круга родственников, установленного в подпункте «б» п. 1 ст. 24 Закона о воинской обязанности, возможны злоупотребления со стороны молодых людей, желающих избежать призыва. Чтобы предотвратить их, надо использовать механизмы, существующие в военно-служебном, пенсионном и семейном законодательстве. Так, право на пенсию по случаю потери кормильца возникает у отчима и мачехи, если они воспитывали и содержали умершего пасынка (падчерицу) не менее пяти лет. Фактические воспитатели, отчимы и мачехи имеют право на получение содержания от пасынков и падчериц (или воспитанников) только в том случае, если они не могут получить его от своих детей или супругов. На сегодняшний день реализация права на отсрочку тоже возможна лишь при условии, что у перечисленных в законе нетрудоспособных граждан нет иных, кроме призывника, родственников, обязанных по закону их содержать.
Большая часть отсрочек, вытекающих из семейных правоотношений, связана с рождением и воспитанием детей. Право на отсрочку предоставляется гражданам, имеющим двух и более детей; имеющим ребенка в возрасте до 3 лет; имеющим ребенка, воспитываемого без матери; мать (отец) которых кроме них имеет двух и более детей в возрасте до 8 лет или инвалида с детства и воспитывает их без мужа (жены). Устанавливая такие отсрочки, государ-
ство исходит из интересов семьи и ребёнка, так как, согласно п. 2 ст. 7 Конституции РФ, у нас в стране гарантируется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Необходимость закрепления отсрочек обусловлена в данном случае следующими причинами.
Во-первых, в раннем детстве ребёнок в силу своей беспомощности особо нуждается в заботе обоих родителей. Во-вторых, рождение детей связано с повышенными расходами, а для нормального роста и развития ребёнка родители обязаны обеспечить семье определённый уровень дохода. Эта задача усложняется в первые годы жизни малыша, поскольку, как правило, его мать не работает, реализуя предоставленное трудовым законодательством право на отпуск по уходу за ребёнком, и вместо заработной платы получает соответствующее пособие. Доходы отца в данный период являются основными в семейном бюджете. В-третьих, законодатель стремился обеспечить интересы неполных семей - если отец или мать призывника без супруга воспитывают других детей, помощь со стороны гражданина, подлежащего призыву на военную службу, может быть для них весьма существенной.
Принимая решение о предоставлении отсрочки от призыва лицам, имеющим двух и более детей, призывная комиссия фактически освобождает гражданина от прохождения военной службы, так как лишь исключительные обстоятельства (смерть детей, лишение или ограничение родительских прав отца) могут повлечь прекращение отсрочки, то есть при нормальном развитии общественных отношений оно невозможно. Наличие у призывника двух и более детей, с теоретической точки зрения, следовало относить к числу обстоятельств, дающих право на освобождение от службы по призыву.
Положением подпункта «в» п. 1 ст. 24 Закона о воинской обязанности устанавливается право на отсрочку от призыва мужчинам, воспитывающим ребёнка без матери. Существует немало жизненных обстоятельств, в результате наступления которых ребёнок может расти без матери. Среди них - смерть матери, усыновление ребёнка неженатым мужчиной, ограничение или лишение матери родительских прав,
принятие судом при расторжении брака решения о проживании ребёнка с отцом. Правовые последствия перечисленных юридических фактов различны. Отец, являющийся единственным родителем ребёнка, имеет право на отсрочку. Если мать лишена родительских прав или ограничена в них, то оставление ребёнка с ней небезопасно, и отцу также должна предоставляться отсрочка. При расторжении брака вопрос о праве отца на отсрочку решить не так просто. Согласно п. 1 ст. 55 Семейного кодекса РФ расторжение брака, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Это соответствует содержанию п. 1 ст. 66 Семейного кодекса РФ, закрепляющей, что родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования. В целом анализ положений кодекса позволяет сделать вывод, что расторжение брака никак не влияет на взаимные права ребёнка и родителей, хотя дополнительные (алиментные) обязательства у одного из родителей, как правило, возникают. Вопрос о том, может ли ребёнок, оставленный решением суда проживать совместно с отцом, быть передан на период службы отца в Вооружённых Силах РФ (или в связи с его отсутствием по иным уважительным причинам) матери, в Семейном кодексе РФ не урегулирован. В литературе указывается, что получение отсрочки возможно лишь в случае отсутствия у ребёнка матери, например, в связи с её смертью или лишением родительских прав [10]. Этот подход наиболее логичен, но следует учитывать, что суд, вынося при расторжении брака решение об оставлении ребёнка с отцом, имеет для этого веские основания. Как правило, после развода дети проживают с матерями, поэтому тот факт, что суд принял иное решение, означает: оставить ребёнка с матерью по какой-либо причине нельзя. Представляется, что в законодательстве следует закрепить специальный порядок разрешения вопроса о передаче ребёнка матери на период прохождения отцом военной службы по призыву. В этих отношениях должны участвовать органы опеки и попечительства. С 1 января
2008 г. содержание подпункта «в» п. 1 ст. 24 Закона о воинской обязанности изменится. Отсрочка будет предоставляться гражданам, имеющим ребёнка и воспитывающим его без матери. Однако такая корректировка вряд ли позволит решить обозначенную проблему.
Представляется не вполне логичной действующая редакция подпункта «е» п. 1 ст. 24 Закона о воинской обязанности, где право на отсрочку устанавливается для лиц, мать или отец которых кроме них имеет двух и более детей в возрасте до 8 лет или инвалида с детства и воспитывает их без супруга. Целью предоставления отсрочки по данному основанию выступает поддержка неполных семей, но для нужд законодательства о воинской обязанности и военной службе признавать семью неполной следует лишь в том случае, если мать (отец) призывника воспитывают других своих детей без второго родителя, а не без супруга. Согласно ст. 53 Семейного кодекса РФ при установлении отцовства в предусмотренном законом порядке дети, рождённые вне брака, имеют такие же права и обязанности по отношению к родителям и их родственникам, как и дети, родившиеся от лиц, состоящих в браке между собой. При этом сегодня число так называемых гражданских браков существенно.
Несмотря на то, что брак между родителями ребёнка не зарегистрирован, они не только могут, но и должны надлежащим образом исполнять свои родительские обязанности. В такой ситуации фактических оснований для признания семьи неполной нет, и помощь старшего совершеннолетнего сына-призывника не следует считать для матери (отца) основной или существенной, так как есть второй родитель - лицо, обязанное по закону содержать своего нетрудоспособного ребёнка. Тем не менее ныне действующая редакция Закона о воинской обязанности и в этих условиях позволяет призывнику получить отсрочку, что вряд ли оправдано.
Норма подпункта «е» п. 1 ст. 24 Закона о воинской обязанности имеет и другие недостатки. Предоставляя право на отсрочку лицам, один из родителей которых воспитывает инвалида с детства, военно-служебное законодательство не учитывает содержание нормативноправовых актов о медико-социальной экспертизе. В Правилах признания лица инвалидом [11]
предусматривается, что гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид» (п. 7). В Разъяснении Министерства труда и социального развития РФ от 15 апреля 2003 г. «Об определении учреждениями Государственной службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности» [12] (п. 4) указывается, что причина инвалидности с формулировкой «инвалид с детства» определяется гражданам старше 18 лет, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, наступила до достижения 18 лет.
Таким образом, при наличии в семье инвалида с детства у призывника возникает право на отсрочку. Если же в состав неполной семьи входит ребёнок-инвалид, при буквальном толковании Закона о воинской обязанности возможность предоставить гражданину отсрочку отсутствует. Это представляется абсолютно необоснованным. Кроме того, по отношению к инвалиду с детства (совершеннолетнему лицу) нельзя употреблять термин «воспитывать».
С 1 января 2008 г. подпункт «е» п. 1 ст. 24 Закона о воинской обязанности будет признан утратившим силу. При этом вместо отсрочки для лиц, имеющих ребёнка в возрасте до трёх лет, в подпункте «д» п. 1 ст. 24 Закона о воинской обязанности появится отсрочка для отцов детей-инвалидов.
С 1 июля 2004 г. предоставляется новая отсрочка, связанная с рождением детей. Она установлена для лиц, имеющих жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель [13]. С 1 января 2008 г. вместо неё будет действовать отсрочка для призывников, имеющих ребёнка и жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель. Эта отсрочка является логичным продолжением отсрочки, предусмотренной для граждан, имеющих двух или более детей. Она необходима, поскольку после рождения второго ребёнка у военнослужащего, проходящего службу по призыву, возникает право на досрочное увольнение из Вооружённых Сил РФ.
Однако остаётся неясным, какие критерии использовались для определения срока беременности супруги призывника, дающего права на отсрочку, так как ни в законодательстве о
социальной защите населения, ни в законодательстве об охране здоровья такой срок беременности не является юридически значимым.
В соответствии со ст. 36 Основ законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. [14] искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель [15], а при наличии медицинских показаний и согласия женщины - независимо от срока беременности. Отпуск по беременности и родам по общему правилу составляет 70 дней до родов (срок беременности - 30 недель) и 70 дней после родов. Очевидно, для обеспечения единообразия норм различных отраслей права отсрочку будущим отцам следовало бы предоставлять, если срок беременности у их жён составляет 22 недели.
В соответствии с Законом о воинской обязанности призыв на военную службу осуществляется ежегодно с 1 апреля по 30 июня (с 1 января 2008 г. - 15 июля) и с 1 октября по 31 декабря, то есть и осенью, и весной он длится несколько месяцев. В процессе призыва гражданин, получивший повестку, должен явиться на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии, что обычно занимает не один день. На какой момент определяется срок беременности супруги призывника для предоставления отсрочки? В военно-служебном законодательстве на этот счёт никаких указаний нет, хотя данный вопрос принципиально важен. Исходя из интересов граждан, подлежащих призыву, и их семей срок беременности должен устанавливаться на день окончания призыва: 30 июня (с 2008 г. - 15 июля) или 31 декабря.
В п. 1 ст. 24 Закона о воинской обязанности существует два основания предоставления отсрочки от призыва, связанных с профессиональной деятельностью граждан. Они предусмотрены для лиц: 1) поступивших на работу по специальности непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования на условиях полного рабочего дня в государственные организации, перечень которых определяется Правительством РФ (на время этой работы), либо
2) окончивших государственные, муниципаль-
ные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящих службу в названных в законе правоохранительных органах, а также обучающимся в образовательных учреждениях этих органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания (на время службы в этих органах). Первая из названных отсрочек с 1 января 2008 г. будет упразднена, тогда как вторая сохранится, но в несколько изменённом виде: среди лиц, имеющих право на отсрочку, не будут упомянуты граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях правоохранительных органов.
В то же время отсрочки для получения образования в принципе сохранятся. Они установлены в п. 2 ст. 24 Закона о воинской обязанности и на сегодняшний день содержат ряд общих условий. Для получения отсрочки гражданин должен обучаться по очной форме обучения в государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию негосударственном образовательном учреждении (для негосударственных учреждений профессионального образования - аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки).
Для получения основного общего и среднего (полного) общего образования отсрочка предоставляется на время обучения, но не более чем до достижения гражданином возраста 20 лет.
Право на получение отсрочки от призыва на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ имеют лица, обучающиеся в учреждениях профессионального образования. Право на отсрочку сохраняется за гражданами в случае их повторного поступления в образовательное учреждение того же уровня (при условии их обучения не более 3 лет в предыдущем образовательном учреждении того же уровня) или однократного перевода в образовательное учреждение того же уровня, а также в случае однократного использования ими академического отпуска. Таким образом, Законом о воинской обязанности предусмотрен институт сохранения за юношами права на отсрочку в трёх случаях.
Содержание первого основания сохранения права на отсрочку, в качестве которого выступает повторное поступление в образовательное учреждение того же уровня, нуждается в конкретизации. Законодательству об образовании термин «повторное поступление» не известен. Он не употребляется ни в Законе РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании» [16], ни в Федеральном законе от 19 июля 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [17], а уяснить его смысл на основании положений Закона о воинской обязанности невозможно. Кроме того, остаётся без ответа вопрос о том, сколько времени может пройти между отчислением из одного образовательного учреждения и зачислением в другое для того, чтобы поступление могло считаться повторным. Этот период не должен быть длительным, но его продолжительность в военнослужебном законодательстве не определена. Может ли гражданин поступить в то же самое образовательное учреждение (в том числе на тот же факультет), откуда прежде был отчислен, тоже не указывается.
Не является основанием сохранения права на отсрочку восстановление в образовательном учреждении, хотя по своей правовой природе оно близко к повторному поступлению и причины такой дифференциации непонятны.
Воспользоваться отсрочкой от призыва на военную службу по рассматриваемому основанию можно не более двух раз - для получения образования данного и более высокого уровня.
С 1 января 2008 г. положения Закона о воинской обязанности, устанавливающие отсрочки для получения образования, будут изложены в новой редакции. Наиболее существенные преобразования претерпели правила предоставления отсрочек для получения профессионального образования. Вносимые изменения заключаются в следующем. Во-первых, условия предоставления отсрочек разграничены с учётом уровня профессионального образования, которое получает гражданин. Так, право на отсрочку имеют лица, обучающиеся в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям): 1) образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, если они до поступления
в указанные образовательные учреждения не получили среднее (полное) общее образование,
- на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и до достижения указанными гражданами возраста 20 лет; 2) образовательных учреждениях среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные учреждения получили среднее (полное) общее образование и достигают призывного возраста в последний год обучения, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ; 3) образовательных учреждениях высшего профессионального образования, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.
Во-вторых, право на получение отсрочки для получения образования теперь будет предоставляться только один раз. Исключение предусмотрено для граждан, которые получили отсрочку для завершения среднего (полного) общего образования. Они могут повторно воспользоваться отсрочкой, чтобы пройти обучение в учреждении высшего профессионального образования.
В-третьих, скорректированы основания для продления отсрочки от призыва на военную службу в связи с получением образования. Право на отсрочку от призыва сохранится за гражданином: 1) продолжающим непрерывное обучение по образовательной программе следующей ступени высшего профессионального образования в том же образовательном учреждении; 2) получившим в период обучения академический отпуск или перешедшим в том же образовательном учреждении с одной образовательной программы на другую либо переведенным в образовательное учреждение того же уровня. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохранится только при условии, что общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данном образовательном учреждении или в образовательном учреждении, из которого осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год; 3) восстановившимся в том же образовательном учреждении (за исключением граждан, восстановившихся в образовательных
учреждениях после отчисления за нарушение их уставов, правил внутреннего распорядка или по другим неуважительным причинам), если срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данном образовательном учреждении, не увеличивается.
Эти изменения в целом заслуживают положительной оценки, так как с их помощью устранены недостатки правового регулирования сохранения права на отсрочку, упоминавшиеся ранее. В Законе о воинской обязанности более не будет использоваться термин «повторное поступление», так как в новой редакции рассматриваемой нормы речь идёт о восстановлении в образовательном учреждении; более чётко определены условия сохранения отсрочки при переводе или использовании академического отпуска. Кроме того, установлены правила сохранения права на отсрочку лицам, обучающимся по программе высшего профессионального образования различных ступеней, хотя остаётся неясным, почему в этом случае сохранение права на отсрочку возможно лишь при обучении гражданина только в том же образовательном учреждении.
В настоящее время право на получение отсрочки предоставляется лицам, получающим послевузовское профессиональное образование. С некоторыми корректировками соответствующие положения Закона о воинской обязанности сохранятся и с 1 января 2008 г.
В то же время будут признаны утратившими силу нормы, предоставляющие отсрочки гражданам, имеющим высшее педагогическое образование и постоянно работающим на педагогических должностях в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных сельских образовательных учреждениях. Аналогичным образом решён вопрос об отсрочках для лиц, постоянно работающих врачами в сельской местности. Учитывая, что учреждения здравоохранения и образования, расположенные в сельских районах, остро нуждаются в подготовленных кадрах, с таким подходом трудно согласиться.
На основании подпункта «д» п. 2 ст. 24 Закона о воинской обязанности основания предос-
тавления отсрочки от призыва на военную службу могут устанавливаться Указами Президента РФ, что делалось неоднократно [18]. Полномочия главы государства в этой сфере сохранятся без изменений и после 1 января 2008 г.
Число оснований для отсрочек от призыва на военную службу в последние годы постоянно увеличивалось. Как правило, это относили к причинам, не позволяющим полностью укомплектовать Вооружённые Силы РФ личным составом [19], ведь на военную службу по призыву направлялось не более 11 % граждан, состоящих на воинском учёте [20]. Изменения, внесённые в ст. 23 и ст. 24 Закона о воинской обязанности, являются продолжением реформы системы комплектования Вооружённых Сил РФ и связаны с сокращением срока военной службы по призыву. Насколько эффективной станет новая система отсрочек от военной службы, покажет правоприменительная практика, хотя и сейчас можно констатировать, что некоторые положения Закона о воинской обязанности по-прежнему нуждаются в дополнительных коррективах.
1. СЗ РФ. - 1998. - № 13. - Ст. 1475; № 30. - Ст. 3613; 2000. - № 33. - Ст. 3348; № 46. - Ст. 4537;
2001. - № 7. - Ст. 620, 621; № 30. - Ст. 3061;
2002. - № 7. - Ст. 631; № 26. - Ст. 2521; № 30. -Ст. 3029, 3030, 3033; 2003. - № 1. - Ст. 1; № 8. -Ст. 709; № 27. - Ст. 2700; № 46 (ч. I). - Ст. 4437; 2004. - № 8. - Ст. 600; 2004. - № 35. - Ст. 3607; № 49. - Ст. 4848; Российская газета. - 2005. - 26 июля, 6 декабря, 31 декабря; 2006. - 11 мая, 14 июля. Далее - Закон о воинской обязанности.
2. СЗ РФ. - 1997. - № 9. - Ст. 1014; 1998. - № 29. -Ст. 3395; 2000. - № 32. - Ст. 3341; 2002. - № 12.
- Ст. 1093; 2004. - № 35. - Ст. 3607; Российская газета. - 2005. - 31 дек.; Российская газета. -2006. - 15 февр.
3. Добровольский А.М. Воинская повинность. - СПб.: Типография Маркова, 1912. - С. 29, 66 и др.
4. Российская газета. - 2006. - 14 июля.
5. Комментарий Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» / Под ред. В.Г. Стрекозова. - М.: «За права военнослужащих», 1999. - С. 127.
6. Мигачёв Ю.И., Тихомиров С.В. Военное право. -М.: ООО Изд-во «Юрлитинформ», 2002. - С. 78.
7. Там же.
8. См. об этом: Пчелинцева Л.М. Семейное право России. - М.: Изд-во НОРМА, 2002. - С. 23.
9. Фактические воспитатели - это лица, которые осуществляли воспитание и содержание чужих несовершеннолетних детей без назначения их опекунами (попечителями) или не в связи с
принятием на основании договора детей на воспитание в приёмную семью. Ими могут быть как родственники детей, так и посторонние лица // Там же. - С. 403.
10. Белов В.К. Вопрос-ответ // Право в Вооружённых Силах. - 2002. - № 2. - С. 15-16; Белов В.К. VOENPRAVO.KM.RU консультирует призывников // Право в Вооружённых Силах. - 2002. -№ 6. - С. 15.
11. Утв. постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. // Российская газета. - 2006. -28 февр.
12. БМТ. - 2003. - № 6.
13. Федеральный закон от 22 апреля 2004 г. «О внесении изменения в ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» // СЗ РФ. - 2004. - № 17. - Ст. 1587.
14. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. - 1993. - № 33. - Ст. 1318; СЗ РФ. - 1998. - № 10. - Ст. 1143; 1999. - № 51.
- Ст. 6289; 2000. - № 49. - Ст. 4740.
15. См.: Перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности. Утв. постановлением Правительства РФ от 11 августа 2003 г. // Российская газета. - 2003. - 15 августа.
16. Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 30; СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 150; 1997. - № 47. -Ст. 5341; СЗ РФ. - 2000. - № 30. - Ст. 3120; № 33. - Ст. 3348; 2002. - № 7. - Ст. 631; № 26. -Ст. 2517.
17. СЗ РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4135; 2000. - № 29.
- Ст. 3001; № 33. - Ст. 3348; 2002. - № 26. -Ст. 2517.
18. См., например: Указ Президента РФ от 9 июня 1993 г. «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу наиболее талантливым представителям российского искусства» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. - № 24. - Ст. 2234; СЗ РФ. - 1998. - № 46.
- Ст. 5651; 2002. - № 31. - Ст. 3066; Указ Президента РФ от 25 января 1996 г. «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отдельным представителям талантливой молодежи» // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 460; 1997. -№ 14. - Ст. 1610; 1998. - № 46; Указ Президента РФ от 14 января 2002 г. «О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу» // РГ. - 2002. - 16 января; Указ Президента РФ от 31 июля 2002 г. «О предоставлении права на получение отсрочки от призыва на военную службу отдельным категориям граждан РФ» // СЗ РФ. - 2002. - № 31. -Ст. 3061.
19. См. об этом: Бабакин А., Талов Б., Ямшанов Б. Ноль дней до приказа // Российская газета. -
2003. - 30 сент.; Ямшанов Б. Указ. соч.
20. Минский С. Охота на рекрутов // Российская газета. - 2004. - 19 марта.