Проблемы правового регулирования предоставления отсрочек от призыва на военную службу
Н. В. Антипьева
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина России (ст. 59 Конституции РФ). Данное положение получило свое развитие в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе»1 и Федеральном законе от 24 января 1997 г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»2 .
Закон о воинской обязанности устанавливает следующие формы реализации этой обязанности: воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Представляется, что в связи с принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе»3 к их числу следует относить и альтернативную гражданскую службу, поскольку она может рассматриваться как форма реализации
Антипьева Наталья Валерьевна — доцент кафедры социального права Омского госуниверситета, кандидат юридических наук.
1 См.: СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475; № 30. Ст. 3613; 2000. № 33. Ст. 3348; № 46. Ст. 4537; 2001. № 7. Ст. 620, 621; № 30. Ст. 3061; 2002. № 7. Ст. 631; № 26. Ст. 2521; № 30. Ст. 3029, 3030, 3033; 2003. № 1. Ст. 1; № 8. Ст. 709; № 27. Ст. 2700; № 46. Ч. I. Ст. 4437; 2004. № 8. Ст. 600. Далее — Закон о воинской обязанности.
2 См.: СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1014; 1998. № 29. Ст. 3395; 2000. № 32. Ст. 3341; 2002. № 12. Ст. 1093. Далее — Закон о мобилизационной подготовке.
3 См.: СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3030.
воинской обязанности граждан Российской Федерации, предусматривающая осуществление трудовой деятельности в интересах общества и государства, взамен прохождения военной службы по призыву и военных сборов в период пребывания в запасе4.
Необходимо также иметь в виду, что формы реализации воинской обязанности в мирное время, в период мобилизации, военного положения и в военное время различны. Согласно п. 2 ст. 1 Закона о воинской обязанности в период мобилизации, военного положения и в военное время воинская обязанность граждан также предусматривает: призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время; прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время; военное обучение в период военного положения и в военное время. Анализ содержания Закона о мобилизационной подготовке указывает на то, что одной из форм реализации воинской обязанности можно считать и военно-транспортную обязанность.
4 Этот вывод нашел поддержку в научной литературе. См.: Вахидов А. Т. Организационно-правовые основы поступления граждан на военную службу по контракту в Вооруженные Силы РФ: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1996. С. 20 // Военное право: электронное периодическое издание. Вып. 3. 2004.
А. Т. Вахидов также полагает, что «привлечение граждан на военную службу является формой реализации воинской обязанности, непосредственно предшествующей и тесно взаимосвязанной с основной ее формой — собственно военной службой, поскольку одно не может быть без другого» // Там же.
Журнал российского права №1 — 2005
В современный период в свете развития военной реформы наиболее актуальными являются проблемы реализации воинской обязанности в форме прохождения военной службы по призыву.
В соответствии с основными принципами всеобщей воинской повинности, сформулированными в начале XX века А. М. Добровольским и во многом сохраняющими актуальность и в наше время по отношению к воинской обязанности, она является равной и общеобязательной для всех граждан5 . Однако в современном военнослужебном законодательстве содержится немало положений о призыве на военную службу, устанавливающих изъятия из этого правила.
Согласно п. 2 ст. 22 Закона о воинской обязанности на военную службу не призываются граждане, которые освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В Законе о воинской обязанности закреплено, что граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным его положениями. Комиссия по постановке на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан и, в случае признания гражданина не годным к военной службе, внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос об освобождении его от исполнения воинской обязанности. К числу полномочий призывной комиссии относится принятие решений по таким вопросам (п. 6 ст. 9, п. 1 ст. 28 Закона о воинской обязанности). Однако по общему правилу в отношении каждой из форм реализации воинской обязанности отдельно определяется круг лиц, освобожденных от нее.
5 См.: Добровольский А. М. Воинская повинность. СПб.: Тип. Маркова, 1912. С. 29, 66 и др.
Для отдельных категорий граждан предусмотрено право на освобождение от призыва на военную службу и право на отсрочку от призыва. Отсрочка от призыва на военную службу — это временное освобождение граждан от призыва на военную службу, осуществляемое решением призывной комиссии по основаниям и в порядке, установленным законодательством6. При этом «отличие отсрочки от освобождения от призыва заключается в том, что отсрочка действует в ограниченный период времени. По истечении срока действия отсрочка либо продлевается, либо гражданин подлежит призыву на военную службу»7.
В соответствии со ст. 23 Закона о воинской обязанности от призыва освобождаются граждане: 1) признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; 2) проходящие или прошедшие военную службу в РФ; 3) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу; 4) прошедшие военную службу в другом государстве. Право на освобождение от призыва на военную службу также установлено для граждан: 1) имеющих предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень кандидата наук или доктора наук; 2) являющихся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов; граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей воен-
6 См.: Комментарий к Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» / Под ред. В. Г. Стрекозова. М.: «За права военнослужащих», 1999. С. 127.
7 Мигачев Ю. И, Тихомиров С. В. Военное право. М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2002. С. 78.
Журнал российского права №1 —2005
ной службы, после увольнения с военной службы либо после окончания военных сборов.
Основания предоставления отсрочки от призыва содержатся в ст. 24 Закона о воинской обязанности. «Действующее законодательство предусматривает обязательные и факультативные основания для предоставления отсрочек от призыва на военную службу. Отличие факультативных оснований, дающих право на получение отсрочек, от обязательных, состоит в том, что по факультативным основаниям отсрочка предоставляется гражданину только при наличии его волеизъявления отсрочить прохождение военной службы, т. е. реализовать свое субъективное право на отсрочку. Иными словами, граждане могут воспользоваться своим правом на отсрочку, а могут и не воспользоваться вообще»8.
Руководствуясь таким подходом, все отсрочки, перечисленные в п. 1 ст. 24 Закона о воинской обязанности, следует считать обязательными. Причины установления этих отсрочек различны. В их числе: состояние здоровья гражданина или членов его семьи; семейные обстоятельства, связанные с наличием и воспитанием детей; особенности профессиональной деятельности гражданина9 . После того, как летом 2004 г. в Закон о воинской обязанности были внесены изменения (подробнее о них будет сказано ниже), появилась еще одна группа отсрочек. Они предоставляются лицам, избранным в представительные органы власти или являющимся руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ, а также некоторым другим категориям граждан в связи с осуществлением ими своих полномочий.
Прежде всего право на отсрочку имеют лица, признанные в ус-
8 Военное право / Под ред. В. Г. Стреко-зова, А. В. Кудашкина. М.: «За права военнослужащих», 2004. С. 133—134.
9 См.: Там же.
тановленном законом порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья. Отсрочка может предоставляться на срок до одного года.
Отсрочка от призыва на военную службу предусмотрена для граждан, занятых постоянным уходом за близкими родственниками. Право на ее получение возникает при соблюдении целого ряда условий (подп. «б» п. 1 ст. 24 Закона о воинской обязанности):
1) Лицо, за которым осуществляется уход, должно приходиться призывнику отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем.
2) Предоставление отсрочки возможно, если отсутствуют другие (кроме гражданина, подлежащего призыву) лица, обязанные по закону их содержать, и родственник призывника не находится на полном государственном обеспечении.
3) Право на отсрочку возникает, если родственник призывника является инвалидом I или II группы, лицом пожилого возраста (для женщин — 55 лет, для мужчин — 60 лет) или не достиг возраста 18 лет либо нуждается по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по месту жительства гражданина, призываемого на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре). В декабре 2004 г. в Закон о воинской обязанности внесены изменения, с учетом которых отсрочка будет предоставляться призывникам, осуществляющим уход за пожилыми родственниками, возраст которых определен в законе10. До этого право на отсрочку возникало в том случае, если нуждающийся в уходе родственник лица,
10 См.: Федеральный закон от 1 декабря 2004 г. «О внесении изменений в статьи 24 и 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» // РГ. 2004. 7 дек. Закон вступает в силу с 1 января 2005 г.
Журнал российского права №1 — 2005
подлежащего призыву, достиг пенсионного возраста по старости.
На необходимость таких изменений уже обращалось внимание в литературе. Так, Д. А. Митюрич указывал на то, что пенсии по старости могут назначаться как на общих, так и на льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда, причем в двух последних случаях пенсионный возраст существенно ниже общеустановленного. Он отметил, что в законодательстве нет однозначного ответа на вопрос о том, должны ли предоставляться отсрочки тем призывникам, родители которых вышли на пенсию раньше 55 (60) лет, и сделал вывод, что это возможно11. После проведения пенсионной реформы основания для досрочного назначения трудовых пенсий по старости сохранились в законодательстве. Это означало, что оставалась и возможность предоставления отсрочки призывникам, родственники которых получают пенсии при пониженном пенсионном возрасте.
Такое положение вещей, исходя из целей предоставления отсрочки, нельзя было признать справедливым. Общий смысл законодательства о воинской обязанности позволял сделать вывод: право на отсрочку от призыва на военную службу для лиц, имеющих нетрудоспособных родственников, основано на широком толковании ч. 3 ст. 38 Конституции РФ, закрепляющей, что трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Такое понимание конституционных положений нашло свое развитие и в семейном праве Российской Федерации, одним из основных принципов которого является обеспечение приоритетной защиты прав и интересов
11 См. об этом: Комментарий к Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» / Под ред. В. Г. Стреко-зова. С. 130—131.
нетрудоспособных членов семьи12. Военно-служебное законодательство, устанавливая обусловленные семейными обстоятельствами отсрочки от прохождения военной службы по призыву, также придерживается принципа приоритета семейных обязательств.
Однако право на досрочную трудовую пенсию по старости в большинстве случаев связано с особенностями трудовой деятельности и обусловлено утратой профессиональной, а не общей трудоспособности, поэтому считать лиц, которым выплачивается такая пенсия, нетрудоспособными по возрасту не вполне обоснованно. В связи с этим рассматриваемые изменения Закона о воинской обязанности представляются своевременными.
При этом круг членов семьи, необходимость ухода за которыми дает возможность получения отсрочки, неоправданно узок. Он не включает отчимов (мачех), бывших опекунов и попечителей призывника — иными словами, тех лиц, которые могли воспитывать гражданина, не будучи связанными с ним близким родством. Кроме того, в соответствии с законодательством воспитатель гражданина может вообще не являться его родственником, при этом у достигшего совершеннолетия воспитанника также возникают обязанности по содержанию фактических воспитателей (ст. 96 Семейного кодекса РФ)13.
Безусловно, в случае необоснованного расширения круга родственников, установленного в подп. «б» п. 1
12 См. об этом: Пчелинцева Л. М. Семейное право России. М.: Норма, 2002. С. 23.
13 Фактические воспитатели — это лица, которые осуществляли воспитание и содержание чужих несовершеннолетних детей без назначения их опекунами (попечителями) или не в связи с принятием на основании договора детей на воспитание в приемную семью. Ими могут быть как родственники детей, так и посторонние лица. См.: Пчелинцева Л. М. Указ. соч. С. 403.
Журнал российского права №1 —2005
ст. 24 Закона о воинской обязанности, возможны злоупотребления со стороны молодых людей, желающих безосновательно избежать призыва. Чтобы предотвратить их, надо использовать механизмы, существующие в военно-служебном, пенсионном и семейном законодательстве. Так, право на пенсию по случаю потери кормильца возникает у отчима и мачехи, если они воспитывали и содержали умершего пасынка (падчерицу) не менее пяти лет. Фактические воспитатели, отчимы и мачехи имеют право на получение содержания от пасынков и падчериц (или воспитанников) только в том случае, если они не могут получить его от своих детей или супругов. На сегодняшний день реализация права на отсрочку тоже возможна лишь при условии, что у перечисленных в Законе нетрудоспособных граждан нет иных, кроме призывника, родственников, обязанных по закону их содержать.
Большая часть отсрочек, обусловленных семейными правоотношениями, связана с рождением и воспитанием детей. Право на отсрочку предоставляется гражданам, имеющим двух и более детей; имеющим ребенка в возрасте до трех лет; имеющим ребенка, воспитываемого без матери; мать (отец) которых кроме них имеет двух и более детей в возрасте до восьми лет или инвалида с детства и воспитывает их без мужа (жены). Устанавливая предоставление таких отсрочек, государство исходит из интересов семьи и ребенка, так как, согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, у нас в стране гарантируется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Необходимость закрепления отсрочек диктуется в данном случае следующими причинами.
Во-первых, в раннем детстве ребенок в силу своей беспомощности особо нуждается в заботе обоих родителей. Во-вторых, рождение
детей связано с повышенными расходами, а для нормального роста и развития ребенка родители обязаны обеспечить семье определенный уровень дохода. Эта задача усложняется в первые годы жизни малыша, поскольку, как правило, его мать не работает, реализуя предоставленное трудовым законодательством право на отпуск по уходу за ребенком. Размер выплачиваемого в это время пособия невелик (500 рублей), а после достижения ребенком возраста полутора лет его выплата прекращается. Доходы отца в данный период являются основными в семейном бюджете. В-третьих, законодатель стремился обеспечить интересы неполных семей.
Принимая решение о предоставлении отсрочки от призыва лицам, имеющим двух и более детей, призывная комиссия фактически освобождает гражданина от прохождения военной службы, так как лишь исключительные обстоятельства (смерть детей, лишение или ограничение родительских прав отца) могут повлечь прекращение отсрочки. Следовательно, наличие у призывника двух и более детей с теоретической точки зрения следовало отнести к числу обстоятельств, дающих право на освобождение от службы по призыву и перечисленных в ст. 23 Закона о воинской обязанности. Нуждаются в корректировке и иные положения Закона, касающиеся отсрочек, связанных с рождением и воспитанием детей.
Положением подп. «в» п. 1 ст. 24 Закона о воинской обязанности устанавливается право на отсрочку от призыва мужчинам, воспитывающим ребенка без матери. Существует немало жизненных обстоятельств, в результате наступления которых ребенок может расти без матери. Среди них — смерть матери; усыновление ребенка неженатым мужчиной; принятие судом при расторжении брака решения о прожива-
Журнал российского права №1 — 2005
нии ребенка с отцом; ограничение или лишение матери родительских прав. Правовые последствия перечисленных юридических фактов различны. В первых двух случаях отец, являясь единственным родителем ребенка, имеет право на отсрочку. Если мать лишена родительских прав или ограничена в них, это означает, что оставление ребенка с ней небезопасно (ст. 69, п. 1 ст. 73 Семейного кодекса РФ), и отцу должна быть предоставлена отсрочка.
При расторжении брака вопрос о праве отца на отсрочку решить не так просто. Согласно п. 1 ст. 55 Семейного кодекса РФ расторжение брака, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Это соответствует содержанию п. 1 ст. 66 Семейного кодекса РФ, закрепляющей, что родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования. В целом анализ положений Кодекса позволяет сделать вывод, что расторжение брака никак не влияет на взаимные права ребенка и родителей, хотя дополнительные (алиментные) обязательства у одного из родителей, как правило, возникают. Впрочем, появление таких обязательств не всегда связано с расторжением брака. Вопрос о том, может ли ребенок, оставленный решением суда проживать совместно с отцом, быть передан на период службы отца в Вооруженных Силах РФ (или в связи с его отсутствием по иным уважительным причинам) матери, в Семейном кодексе РФ не урегулирован. В литературе указывается, что получение отсрочки возможно лишь в случае отсутствия у ребенка матери, например, в связи с ее смертью или лишением родитель-
ских прав14. Этот подход наиболее логичен, но следует учитывать, что суд, вынося при расторжении брака решение об оставлении ребенка с отцом, имеет для этого веские основания. Как правило, после развода дети проживают с матерями, поэтому тот факт, что суд принял иное решение, означает: оставить ребенка с матерью по какой-либо причине нельзя. Представляется, что в законодательстве следует закрепить специальный порядок разрешения вопроса о передаче ребенка матери на период прохождения отцом военной службы по призыву. В этих отношениях должны участвовать органы опеки и попечительства.
Вызывает возражения подп. «е» п. 1 ст. 24 Закона о воинской обязанности, где право на отсрочку устанавливается для лиц, мать (отец) которых кроме них имеет двух и более детей в возрасте до восьми лет или инвалида с детства и воспитывает их без мужа (жены). Целью предоставления отсрочки по данному основанию является поддержка неполных семей, но для нужд законодательства о воинской обязанности и военной службе признавать семью неполной следует лишь в том случае, если мать (отец) призывника воспитывает других своих детей без второго родителя, а не без мужа (жены). Согласно ст. 53 Семейного кодекса РФ при установлении отцовства в предусмотренном законом порядке дети, рожденные вне брака, имеют такие же права и обязанности по отношению к родителям и их родственникам, как и дети, родившиеся от лиц, состоящих в браке между собой. Число так называемых гражданских браков существенно. При проведении в 2002 году Всероссийской переписи населения выяс-
14 См.: Белов В. К. Вопрос-ответ // Право
в Вооруженных Силах. 2002. № 2. С. 15—16;
Белов В. К. VOENPRAVO.KM.RU консультирует призывников // Право в Вооруженных Силах. 2002. № 6. С. 15.
Журнал российского права №1 —2005
нилось, что из общего числа супружеских пар три миллиона (десять процентов) состоят в незарегистрированном браке15.
Несмотря на то, что брак между родителями ребенка не зарегистрирован, они не только могут, но и должны надлежащим образом исполнять свои родительские обязанности. В такой ситуации фактических оснований для признания семьи неполной нет, и помощь старшего совершеннолетнего сына-призывника не следует считать для матери (отца) основной или существенной, так как есть второй родитель — лицо, обязанное по закону содержать своего нетрудоспособного ребенка. Тем не менее ныне действующая редакция Закона о воинской обязанности и в этих условиях позволяет призывнику получить отсрочку, что вряд ли оправданно.
Норма подп. «е» п. 1 ст. 24 Закона
о воинской обязанности имеет и другие недостатки. Предоставляя право на отсрочку лицам, один из родителей которых воспитывает инвалида с детства, военно-служебное законодательство не учитывает содержание нормативноправовых актов о медико-социальной экспертизе.
Положение о признании лица инвалидом16 предусматривает, что в зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I,
II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет — категория «ребенок-инвалид» (п. 3). В Разъяснении Министерства труда и социального развития РФ от 15 апреля 2003 г. «Об определении учреждениями Государственной службы медико-со-
15 См.: Доклад Госкомстата РФ «Об итогах Всероссийской переписи населения 2002 года» // http: www.gks.ru/PEREPIS/report.-htm.
16 Утв. постановлением Правительства РФ от
13 августа 1996 г. «О порядке признания граждан инвалидами» // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4127; 2000. № 39. Ст. 3880; БМТ. 2000. № 11.
циальной экспертизы причин инвалидности»17 (п. 4) указывается, что причина инвалидности с формулировкой «инвалид с детства» определяется гражданам старше 18 лет, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, наступила до достижения 18 лет. Указанная причина инвалидности может быть определена и в том случае, если по клиническим данным, этиопатогене-зу заболеваний или по последствиям травм и врожденным дефектам, подтвержденным данными лечебных учреждений, у инвалида в возрасте до 18 лет имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности.
Таким образом, при наличии в семье инвалида с детства у призывника возникает право на отсрочку. Если же в состав неполной семьи входит ребенок-инвалид, при буквальном толковании Закона о воинской обязанности возможность предоставить гражданину отсрочку отсутствует. Это представляется абсолютно необоснованным. Кроме того, по отношению к инвалиду с детства (совершеннолетнему лицу) нельзя употреблять термин «воспитывать».
Федеральным законом от 22 апреля 2004 г. «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»18 была предусмотрена новая отсрочка, связанная с рождением детей. Она предоставляется лицам, имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель. Данный закон вступил в силу с 1 июля 2004 г.
Необходимость установления такой отсрочки обосновывалась давно19. С учетом того, что после рождения ребенка у военнослужащего, проходящего службу по призыву, возникает право на досрочное увольнение из Вооруженных Сил РФ, це-
17 См.: БМТ. 2003. № 6.
18 См.: СЗ РФ. 2004. № 17. Ст. 1587.
19 См. об этом: Невинная И. Досрочный дембель для отцов // РГ. 2003. 24 янв.
Журнал российского права №1 — 2005
лесообразность отсрочки не вызывает сомнений. Логичен и довод о том, что в период отпуска по беременности и родам будущая мать нуждается в финансовой поддержке, несмотря на то, что пособие по беременности и родам работавшим женщинам, как правило, выплачивается в размере среднего заработка.
Право на отсрочку, как уже было сказано, возникает в том случае, если срок беременности супруги призывника составляет 26 недель. Остается неясным, какие критерии использовались для его установления, так как ни в законодательстве
0 социальной защите населения, ни в законодательстве об охране здоровья такой срок беременности не является юридически значимым.
В соответствии со ст. 36 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.20 искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до
12 недель, по социальным показаниям — при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины — независимо от срока беременности. Очевидно, для обеспечения единообразия норм различных отраслей права отсрочку будущим отцам следовало бы предоставлять, если срок беременности у их жен составляет 22 недели.
В соответствии с Законом о воинской обязанности призыв на военную службу осуществляется ежегодно с
1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря, то есть и осенью, и весной он длится три месяца. В процессе призыва гражданин, получивший повестку, должен явиться на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии, что обычно занимает не один день. На какой момент определяется срок беременности супруги призывника для предоставления от-
срочки? В военно-служебном законодательстве на этот счет никаких указаний нет, хотя данный вопрос принципиально важен. Исходя из интересов граждан, подлежащих призыву, и их семей, срок беременности должен устанавливаться на день окончания призыва: 30 июня или 31 декабря.
В Законе о воинской обязанности существует два основания предоставления отсрочки от призыва, относящихся к числу обязательных и связанных с профессиональной деятельностью граждан. Они предусмотрены для лиц:
1) поступивших на работу по специальности непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования на условиях полного рабочего дня в государственные организации, перечень которых определяется Правительством РФ (на время этой работы). Перечень государственных организаций, при поступлении на работу в которые по специальности непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования на условиях полного рабочего дня гражданам предоставляется отсрочка от призыва на военную службу на время этой работы, утвержден постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1998 г.21;
2) окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях и органах уго-
20 См.: Ведомости РФ. 1993. № 33. Ст. 1318; 21 См.: СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 295; 2000.
СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1143; 1999. № 51. № 3. Ст. 275; № 17. Ст. 1873; 2000. № 30.
Ст. 6289; 2000. № 49. Ст. 4740. Ст. 3151.
Журнал российского права №1 —2005
ловно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также обучающихся в образовательных учреждениях указанных органов или окончивших данные образовательные учреждения и получивших специальные звания (на время службы в этих органах).
Федеральным законом от 19 июня 2004 г. «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федера-22
ции» установлены отсрочки для граждан, избранных депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), депутатами представительных органов местного самоуправления или главами муниципальных образований и осуществляющих свои полномочия на постоянной основе. Отсрочка предоставляется на срок полномочий в указанных органах. Закон вступил в силу с 1 сентября 2004 г.
Этот шаг является весьма своевременным, так как прежде правовое регулирование исполнения воинской обязанности в форме прохождения военной службы по призыву указанными лицами было неполным. Например, ст. 24 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»23 член Совета Федерации и депутат Государственной Думы освобождаются (освобождались) от военных сборов (аналогичная норма закреплялась в подп. «о» п. 2 ст. 55 За-
22 См.: СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2484.
23 См.: СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74; 1999. № 28. Ст. 3466; 2001. № 7. Ст. 614; РГ. 2001.
9 авг.
кона о воинской обязанности. Сейчас правило, указанное в подп. «о» п. 2 ст. 55, распространяется только на членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Депутатам Государственной Думы РФ освобождение от призыва на военные сборы предоставлено на основании подп. «м» п. 2 ст. 55 Закона о воинской обязанности). Право на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу на период исполнения полномочий депутата или члена Совета Федерации РФ законодательством вообще не устанавливалось. Однако в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» полномочия члена Совета Федерации РФ или депутата Государственной Думы РФ могли прекращаться досрочно в случае призыва на военную службу с их согласия. Поскольку призыв депутатов Государственной Думы РФ и членов Совета Федерации РФ осуществлялся на добровольных началах, это означало, что фактически отсрочка существовала. Теперь указанные положения Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» признаны утратившими силу.
Еще одна отсрочка (подп. «л» п. 1 ст. 24 Закона о воинской обязанности, введенный Федеральным законом от 19 июня 2004 г.) предусмотрена для лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством РФ о выборах в качестве кандидатов на замещаемые посредством прямых выборов должности или на членство в органах (палатах органов) государственной власти или органах местного самоуправления. Она устанавливается на срок до дня официального опубликования (обнародования) общих результатов выборов включительно, а при досрочном выбытии — до дня выбытия включительно.
Журнал российского права №1 — 2005
Факультативные основания предоставления отсрочек от призыва на военную службу перечислены в п. 2 ст. 24 Закона о воинской обязанности. Часть из них связана с необходимостью получения образования и содержит ряд общих условий. Для получения отсрочки гражданин должен обучаться по очной форме обучения в государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию негосударственном образовательном учреждении (для негосударственных учреждений профессионального образования — аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки).
Для получения основного общего и среднего (полного) общего образования отсрочка предоставляется на время обучения, но не более чем до достижения гражданином возраста 20 лет.
Право на получение отсрочки от призыва на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ имеют лица, обучающиеся в учреждениях профессионального образования. Право на отсрочку сохраняется за гражданами в случае их повторного поступления в образовательное учреждение того же уровня (при условии их обучения не более трех лет в предыдущем образовательном учреждении того же уровня) или однократного перевода в образовательное учреждение того же уровня, а также в случае однократного использования ими академического отпуска. Таким образом, Законом о воинской обязанности предусмотрен институт сохранения за юношами права на отсрочку в трех случаях.
Перечисляя основания сохранения права на отсрочку, законодатель употребляет разделительный союз «или» (предоставляющий возможность использования только одного из двух оснований сохранения отсрочки) и оборот «а также». Слово «также» используется как наречие и как присоединительный
союз. Структура предложения позволяет сделать вывод, что в данном случае слово «также» применяется как союз.
Означает ли это, что сохранение права на отсрочку возможно в случае повторного поступления или однократного перевода гражданина в образовательное учреждение того же уровня и однократного использования академического отпуска? Думается, нет. Появление института сохранения права на отсрочку обусловлено тем, что период, на который она предоставляется, ограничен нормативными сроками освоения основных образовательных программ. Все перечисленные обстоятельства влекут такие изменения в развитии отношений по получению образования, что гражданин не может окончить образовательное учреждение в течение этого срока. Закон о воинской обязанности позволяет сделать это, фактически продлив период действия отсрочки. Однако такое продление не может быть многократным.
Нуждается в конкретизации и содержание первого основания сохранения права на отсрочку, в качестве которого выступает повторное поступление в образовательное учреждение того же уровня. Законодательству об образовании термин «повторное поступление» неизвестен. Он не употребляется ни в Законе РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании», ни в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ни в их последующих редакциях, а уяснить его смысл на основании положений Закона о воинской обязанности невозможно.
Тем не менее остается без ответа главный вопрос: сколько времени может пройти между отчислением из одного образовательного учреждения и зачислением в другое для того, чтобы поступление могло считаться повторным. Этот период не должен быть длительным, но его продолжительность в военно-служебном законодательстве
Журнал российского права №1 —2005
не определена. Может ли гражданин поступить в то же самое образовательное учреждение (в том числе на тот же факультет), откуда прежде был отчислен, тоже не указывается.
Не является основанием сохранения права на отсрочку и восстановление в образовательном учреждении, хотя по своей правовой природе оно близко к повторному поступлению и причины такой дифференциации непонятны.
Воспользоваться отсрочкой от призыва на военную службу по рассматриваемому основанию можно не более двух раз — для получения образования данного и более высокого уровня.
Право на получение отсрочки также имеют лица, получающие послевузовское профессиональное образование. Отсрочка предоставляется на время обучения и защиты квалификационной работы.
Другая отсрочка предусмотрена для граждан, имеющих высшее педагогическое образование и постоянно работающих на педагогических должностях в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных сельских образовательных учреждениях. Она предоставляется на время такой работы. Целью закрепления в военно-служебном законодательстве отсрочки от призыва для педагогов является стремление государства обеспечить сельские образовательные учреждения квалифицированными кадрами.
Аналогичной отсрочкой пользуются лица, постоянно работающие врачами в сельской местности. Учитывая, что учреждения здравоохранения, расположенные в сельских районах, остро нуждаются в подготовленных кадрах, отсрочку от призыва можно было бы предоставить и среднему медицинскому персоналу.
На основании подп. «д» п. 2 ст. 24 Закона о воинской обязанности ос-
нования предоставления отсрочки от призыва на военную службу могут устанавливаться указом Президента РФ.
Число оснований для отсрочек от призыва на военную службу постоянно увеличивается. Об этом свидетельствует тот факт, что «Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» (1967—1992 гг.) насчитывал девять таких оснований, Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» (1993—1998 гг.) — 18, а одноименный Федеральный закон 1998 г. — 22 основания»24. В настоящее время, с учетом изменений в законодательстве и оснований для отсрочек, предусмотренных указами Президента РФ, их стало около 4025.
Как правило, такое положение вещей относят к причинам, не позволяющим полностью укомплектовать Вооруженные Силы РФ личным составом26, ведь на военную службу по призыву направляется не более 11 процентов граждан, состоящих на воинском учете27. Все чаще звучат предложения о сокращении числа отсрочек от призыва. Однако прежде чем использовать эту меру, которая вряд ли будет популярной у граждан, необходимо внести коррективы в положения Закона о воинской обязанности, привести его в соответствие с нормами других отраслей права. Это позволит гарантировать права граждан и обеспечить интересы комплектования Вооруженных Сил РФ, предупредив возможные злоупотребления со стороны недобросовестных призывников.
24 Егоров В. Дедовщину загоняют внутрь армейского организма // Независимое военное обозрение. 2003. 31 мая.
25 См.: Ямшанов Б. Негодный // РГ. 2004. 1 апр.
26 См. об этом: Бабакин А, Талов Б., Ямшанов Б. Ноль дней до приказа // РГ. 2003. 30 сент.; Ямшанов Б. Указ. соч.
27 См.: Минский С. Охота на рекрутов // РГ. 2004. 19 марта.
Журнал российского права №1 — 2005