Научная статья на тему 'Проблемы реформирования бухгалтерского учета в организациях железнодорожного транспорта'

Проблемы реформирования бухгалтерского учета в организациях железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ / ОРГАНИЗАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА / ACCOUNTING / FINANCIAL ACCOUNTING / ORGANIZATION OF RAIL TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вовк А. А., Вовк Ю. А., Чуприкова З. В.

В статье раскрываются направления реформирования бухгалтерского учета, ориентированного на создание финансового учета как обособленной его части, формулируются проблемы, возникающие при этом, и предлагается вариант их решения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the directions of the accounting reform, oriented towards the creation of financial accounting as a separate part thereof, are formulated problems at the same time, and the variant of solving them.

Текст научной работы на тему «Проблемы реформирования бухгалтерского учета в организациях железнодорожного транспорта»

идентифицируется. В международной практике бухгалтерского учета вопрос по отражению гудвила достаточно сложный и решается в разных странах по-разному.

Таким образом, на украинских предприятиях из-за несовершенной законодательной базы НМА практически не учитываются.

Выводы. На основе выполненных в данной статье исследований можно сделать следующие выводы:

1) учет нематериальных активов - это проблема, связанная со сложностью идентификации, оценки и классификации НМА;

2) устранить существующие проблемы возможно путем:

- приближения П(С)БО 8 к МСФО 38;

- разработки единого критерия отнесения активов к нематериальным;

- определения оптимального подхода к оценке стоимости НМА.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бухгалтерский учет в зарубежных странах : учебное пособие / под ред. проф. Ф. Ф. Бутынца. -Житомир : ЖГТУ, 2007. - 480 с.

2. Стрельченко А. В. Виды нематериальных активов предприятия. Устранение недостатков в системах учета / А. В. Стрельченко, С. С. Матющенко // Бизнес Информ. - 2011. - № 3. -С. 89-91.

3. Blair, Margaret M. Ownership and Control: Rethinking Corporate Governance for the 21st Century / Margaret M. Blair. - Wash. D. C.: The Brookings Institution, 2009. - 53 p.

4. Standfield K. Intangible Management: tools for solving the accounting and management crisis / K. Standfield, A. Torre. - N. Y. : Academic Press, 2002. -261 p.

5. П(С)БО 8 «Нематерiальнi активи» [Електронний ресурс]: затверджено наказом МЫстерства фшанав Украши ввд 18.10.99 р. за № 242 (з чинними змшами та доповненнями). - Режим доступу: http://www.vobu.com.ua

6. Податковий кодекс Украши [Електронний ресурс] // Ввдомосп Верховно1 Ради Украши (ВВР). -2011. - № 13. - Режим доступа : http://zakon.rada.gov.ua

7. Мiжнароднi стандарта бухгалтерского облшу / [ за ред. С. Ф. Голова]. - К. : ФПБАУ, 2004. -248 с.

Рецензент д.э.н., профессор ДНУЖТ Копитко В.И. Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Утнкина Ю.Н.

УДК 657:656.2(075)

ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Вовк А. А., д.э.н., профессор (МИИТ),

ВовкЮ. А., к.э.н.(ООО «РЖД»), Чуприкова З. В., к.э.н., доцент (МИИТ)

В статье раскрываются направления реформирования бухгалтерского учета, ориентированного на создание финансового учета как обособленной его части, формулируются проблемы, возникающие при этом, и предлагается вариант их решения.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, финансовый учет, организации железнодорожного транспорта.

ПРОБЛЕМИ РЕФОРМУВАННЯ БУХГАЛТЕРСЬКОГО ОБЛ1КУ В ОРГАН1ЗАЦ1ЯХ ЗАЛ1ЗНИЧНОГО ТРАНСПОРТУ

Вовк А. А., д.е.н., професор (М11Т), Вовк Ю. А., к.е.н. (ТОВ «РЖД») Чуприкова З. В., к.е.н., доцент (М11Т)

В статтi розкриваються напрямки реформування бухгалтерського обл^, орiентированного на побудову фтансового облк як вiдокремленноii його частини, формулюються проблеми, ят виникають при цьому i пропонуеться варiант Ихршення.

Ключовi слова бухгалтерський облгк, фтансовий облгк, оргатзаци залгзничного транспорту.

© Вовк А.А., Вовк Ю.А. Чуприкова З.В.

BiciiiiK економжи транспорту i промисловост № 45, 2014

ACCOUNTING REFORM ISSUES IN ORGANIZATIONS RAILWAYS

Vovk A. A., PhD, Professor (MIIT) Vovk A.U., Ph.D. (OOO "RZD") Chuprikova Z. V., Ph.D., Associate Professor (MIIT)

In the article the directions of the accounting reform, oriented towards the creation of financial accounting as a separate part thereof, are formulated problems at the same time, and the variant of solving them. Keywords: accounting, financial accounting, organization of rail transport.

Постановка проблемы. На сегодняшний день важнейшей проблемой, стоящей перед бухгалтерским учетом является реформирование на основе принципов МСФО с целью развития его как финансового учета.

Анализ последних научных исследований. Насущная необходимость решения стоящей проблемы, а также начало подготовки в высших учебных заведениях кадров, изучающих бухгалтерский финансовый учет, обусловило издание значительного числа работ, имеющих соответствующее название, но излагающих то, что раньше называлось бухгалтерским учетом [1,2,3]. Такой подход к теоретической разработке основных теоретических положений финансового учета нельзя рассматривать позитивным, поскольку происходит подмена понятий: бухгалтерский учет имущества, объявляется бухгалтерским финансовым учетом [4].

Целью статьи является обоснование направлений реформирования бухгалтерского учета, с тем, чтобы в результате этого процесса получить систему бухгалтерского учета, одной из слагаемых которой является бухгалтерский финансовый учет - учет финансов, а также раскрыть проблемы, возникающие при этом и предложить варианты

Результаты. Исходным пунктом реформирования бухгалтерского учета в организациях железнодорожного транспорта является то, что именно бухгалтерский учет является одним из источников информации: о результатах и затратах, которые необходимы для оценки степени эффективности их деятельности; о структуре финансов, находящихся в юридическом распоряжении организации, объективная характеристика которой необходима для достоверной оценки степени финансовой устойчивости. Тем самым в результате реформирования бухгалтерского учета должна быть создана система получения информации, необходимой собственнику организации. Решить эти задачи на должном научном уровне можно только произведя определенные изменения в структуре и организации бухгалтерского учета. В процессе реформирования в основу создаваемой системы бухгалтерского учета в организациях железнодорожного транспорта может быть

положена предложенная нами классификация его частей, включающая: материальный учет, финансовый учет, налоговый и управленческий учет. Обособление частей бухгалтерского учета означает осознанное развитие каждой из них в единстве с целью обеспечения потребностей в информации и хозяйствующих субъектов и налоговых органов.

В силу того, что нынешний бухгалтерский учет за многие годы развития сохранил свое предназначение: информационное обеспечение определения налоговой базы для взимания дани с домашних хозяйств в период захвата территорий разными завоевателями, а впоследствии для уплаты налогов в казну в период развития государственности в России и других странах СНГ. Об этом свидетельствует то, что бухгалтерский учет в организациях стран СНГ, несмотря на внешние отличия, ориентирован на учет собственного имущества, которое учитывается на балансовых счетах, имеющих наименование, указывающее на форму и назначение имущества. Если судить по нормативным документам это же имущество отражается в бухгалтерской отчетности. Эти признаки, характерные для учета в странах СНГ, позволяют сделать вывод, что нет необходимости создавать самостоятельный налоговый учет - он по существу уже есть, его надо соответствующим образом реформировать. Другое дело, что этот учет должен быть согласован с действующим налоговым законодательством конкретных стран.

В то же время за годы развития современный бухгалтерский учет получил определенные черты, которые в случае рассмотрения всех ценностей, находящихся в юридическом распоряжении организации, как меновых стоимостей позволят рассматривать его как финансовой учет[5], однако для этого надо четко обосновать объект финансового учета и уточнить его методологию, уделив при этом особое внимание плану счетов, который не может быть планом балансовых счетов предназначенным для учета собственного имущества организации, а должен быть планом счетов для учета финансов, находящихся в юридическом распоряжении организации. Современное состояние

бухгалтерского учета позволяет утверждать, что

Вкник економпки транспорту i промисловост № 45, 2014

даже на основе современной бухгалтерской отчетности, составленной за отчетный период - год, имеется возможность определить размер финансов, находящихся в юридическом распоряжении организации и их слагаемых в соответствии с предложенными нами группировками, т.е. то, что нам бы хотелось увидеть в бухгалтерском балансе, но увидеть нельзя в силу действующих принципов его составления. Все это позволяет сделать вывод, что реформирование современного бухгалтерского учета вполне может быть осуществлено путем развития тех его достоинств, которые сформировались к настоящему времени.

Благодаря аналитическому учету, объявленному и ведущемуся к счетам «Основные средства», «Материалы» и ряду других, и являющегося таковым, только в силу денежного выражения стоимости объектов и отражения ее на синтетических счетах, а не потому, что например, на счете «Основные средства» действительно учитываются объекты основных средств, имеются все предпосылки для организации материального учета, т.е. учета ценностей, находящихся в юридическом распоряжении организации, в натуральном выражении. Материальный учет в случае выделения в обособленную часть бухгалтерского учета должен получить дальнейшее развитие, а его роль должна существенно возрасти.

По нашему мнению, для начала реформирования бухгалтерского учета необходимо создать нормативную базу, в которой должны быть сформулированы особенности каждой из выделенных частей учета, раскрыта взаимосвязь их. Особенно тщательно должны быть проработаны вопросы взаимосвязи бухгалтерского финансового и бухгалтерского налогового учета, с тем, чтобы исключить дублирование учета и установления случаев, когда одна и та же операция должна отражаться и в финансовом и в налоговом учете. Так, в частности, в нормативных документах должно быть установлено, что учет финансов может быть аналитическим и синтетическим[6], а материальный учет ценностей, находящихся в юридическом распоряжении организации - только аналитическим, поскольку синтетический учет основных средств, нематериальных активов, материалов, готовой продукции и т.п. невозможен вообще в силу несопоставимости объектов.

Наиболее важным элементом методологии финансового учета является план счетов и поэтому в нормативных документах этому вопросу должно быть уделено серьезное внимание. Во-первых, следует классификацию синтетических счетов финансового учета увязать с классификацией финансов, находящихся в юридическом распоряжении организации, задачами калькуляции себестоимости единицы произведенной продукции и определения финансовых результатов

производственной и финансовой деятельности организации. В связи с этим следует предусмотреть в плане выделение соответствующих групп счетов. Естественно в плане счетов финансового учета не должно быть счетов предназначенных для отражения процессов не свойственных финансам, например износа основных средств и нематериальных активов или процессов которые не имеют места вообще, например амортизации основных средств и нематериальных активов. По нашему мнению процесс износа основных средств является физическим процессом, а в рамках финансового учета такие процессы не должны отражаться. Моральный износ не является физическим процессом, ему подвержены основные средства и нематериальные активы, но также отражать его в рамках финансового учета. В то же время исходя из сущности термина «амортизация» означающего восстановление, в финансовом учете должен отражаться процесс восстановления в денежной форме капитала, авансированного на орудия труда. Что касается восстановления самих орудий труда, которое осуществляется только в процессе ремонта, то в финансовом учете может отражаться направление финансов на эти цели и факт превращения этих затрат в капитал.

В силу того, что в финансовом учете необходимо вести учет финансов (капитала) его счета должны включать в наименование термины «финансы», «капитал», и называться примерно так: «Капитал, первоначально авансированный на основные средства», Капитал, авансированный на нематериальные активы», «Капитал,

авансированный на запасы предметов труда», «Капитал, направленный в финансовую деятельность» или «Капитал, направленный на финансовые вложения» и т.п. В то же время счета, предназначенные для учета финансов, направленных на инвестиции в форме капитальных вложений и т.п. , могут называться «Инвестиции финансов в форме капитальных вложений» вместо счета «Вложения во внеоборотные активы». Это необходимо для того, чтобы обеспечивать однозначность в учете и последующей группировке финансов (капитала). В связи с отмеченным корректное наименование счетов финансового учета для отражения процесса амортизации может быть следующим: «Амортизация капитала,

авансированного на основные средства» и «Амортизация капитала, авансированного на нематериальные активы».

Кроме синтетических счетов финансового учета для ведения аналитического учета капитала должны быть предусмотрены аналитические счета, например для аналитического учета капитала направленного на финансовые вложения в рамках финансового учета может быть предусмотрено выделение субсчетов: «Капитал в форме паев»,

Вкник економпки транспорту 1 промисловост1 № 45, 2014

«Капитал в форме акций», «Капитал в форме облигаций», «Капитал в форме векселей», «Капитал в форме предоставленных кредитов», «Капитал в форме депозитов», «Капитал в форме ценностей, переданных по договору лизинга», «Капитал в форме вкладов по договору простого товарищества» и т.п.

Нуждается в уточнении также наименование счетов предназначенных для учета дебиторской и кредиторской задолженности. Так, в их наименовании, по нашему мнению должно быть указание на задолженность, которая отражается на конкретном счете, а не на расчеты, возникающие в процессе ее погашения

Выводы. Таким образом, реформирование бухгалтерского учета предполагает серьезную теоретическую разработку основ организации материального учета, финансового учета, налогового и управленческого учета и подготовки на этой основе нормативных документов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Финансовый учет [Текст]: учебник / под. ред. проф. В.Г. Гетьмана, 2-е изд. перераб . и доп. -М.: Финансы и статистика, 2004.-784 с.

2. Волков Д.Л. Финансовый учет, теория, практика, отчетность. [Текст] / Д.Л. Волков -

СПбГУ, 2006 - 640 с.

3. Бухгалтерский финансовый учет на железнодорожном транспорте. [Текст]: учебник для вузов железнодорожного транспорта / А.П. Красов, А.А. Вовк и др.; под ред. А.П. Красова.- М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте» 2008.-672 с.

4. Вовк А.А. Сущность бухгалтерского и финансового учета, их общее и особенное [Текст] / А.А.Вовк, Ю.А. Вовк, З.В. Чуприкова // Вюник економши транспорту i промисловосп (збiрник науково- практичних статей). - 2012. - №38. - С. 2931

5. Вовк А.А. Проблемы развития бухгалтерского финансового учета. [Текст] / А.А.Вовк, Ю.А.Вовк, З.В. Чуприкова // Международный сборник научных трудов «Рынок транспортных услуг» (проблемы повышения эффективности), Под ред. проф. В.Г. Гизатуллиной -Гомель. БелГУТ. - 2013. - Вып. 6. - С 15-20.

6. Вовк А.А. Проблемы взаимосвязи аналитического и синтетического (бухгалтерского финансового) учета, их общее и особенное [Текст] / А.А.Вовк, Ю.А.Вовк, З.В. Чуприкова // Вюник економши транспорту i промисловосп (збiрник науково- практичних статей). 2013. - Вып.42 - С. 116-117.

Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Токмакова И. В.

УДК 657.922

ДО ПИТАННЯ ОЦ1НКИ ВТРАТИ ВАРТОСТ1 ОБ'СКТА У МАТЕР1АЛЬН1Й ФОРМ1 УНАСЛ1ДОК Ф1ЗИЧНОГО ЗНОСУ

Гненний О. М., д.е.н, доцент, професор, Чернова Н. С., асистент (ДНУЗТ)

До^джуеться питання вдосконалення методiв оцтки фiзичного зносу за рахунок урахування невизначеностi в ощнках залишкового ресурсу та поточноI вартостi витрат на ремонт. Розроблено модель коефщента придатностi фiзичного зносу, яка враховуе вiдновлення працездатностi i часткове вiдновлення ресурсу об'екта ощнки за рахунок проведення ремонтiв, а також iмовiрнiсну природу залишкового i загального термту корисного використання об'екта оцтки.

Ключовi слова: ощнка майна; фпичний знос; надштсть техтчних систем; варт1сть; коефщкнт придатност1; вiдмова; невизначешсть; ремонт.

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ПОТЕРИ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА В МАТЕРИАЛЬНОЙ ФОРМЕ ВСЛЕДСТВИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ИЗНОСА

Гненный О. Н., д.э.н, доцент, профессор, Чернова Н. С., ассистент (ДНУЖТ)

Исследуется вопрос совершенствования методов оценки физического износа за счет учета неопределенности в оценках остаточного ресурса и текущей стоимости затрат на ремонт. Разработана модель коэффициента годности физического износа, учитывающая восстановления работоспособности и частичное

© Гненний О.М., Чернова Н.С.

Вк'ник економжи транспорту i промисловост1 № 45, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.