Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
473
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЖЕНЦЫ / ВЫНУЖДЕННЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / МИГРАЦИЯ / ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВА / ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Монгуш А.М.

В статье обосновывается необходимость совершенствования правого регулирования жилищных прав беженцев и вынужденных переселенцев, представлены особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF REALIZATION OF HOUSING RIGHTS OF REFUGEES AND INTERNALLY DISPLACED PERSONS

The article substantiates the need to improve the legal regulation of housing rights of refugees and internally displaced persons, presents the features of the legal status of refugees and internally displaced persons.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ»

Монгуш А.М. студент юридический факультет Тувинский Государственный Университет Российская Федерация, г. Кызыл

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ

Аннотация: В статье обосновывается необходимость совершенствования правого регулирования жилищных прав беженцев и вынужденных переселенцев, представлены особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев.

Ключевые слова: беженцы, вынужденные переселенцы, миграция, жилищные права, жилищный фонд.

Mongush A.M.

student Faculty of Law Tuva State University Russian Federation, Kyzyl

PROBLEMS OF REALIZATION OF HOUSING RIGHTS OF REFUGEES AND INTERNALLY DISPLACED PERSONS

Abstract: The article substantiates the need to improve the legal regulation of housing rights of refugees and internally displaced persons, presents the features of the legal status of refugees and internally displaced persons.

Key words: refugees, internally displaced persons, migration, housing rights, housing stock.

Проблема правового регулирования правового положения беженцев является актуальной и активно обсуждается как учеными, так и практиками. Вынужденная миграция представляет собой территориальные перемещения людей, покинувших место жительства вследствие совершенного в отношении них или членов их семей насилия или преследования либо реальной возможности подвергнуться насилию или преследованию, а также вследствие экстраординарных обстоятельств экономического, природного, техногенного или другого характера. Одной из важных задач Российского государства в современных условиях является надежное обеспечение прав и свобод беженцев, которые перемещаются по различным причинам через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства.

Основные Федеральные законы, регулирующие правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации - ФЗ «О беженцах» и ФЗ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г., и разработанные позже нормативные акты о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев и беженцев не отражают объективную ситуацию, складывающуюся из правовых и социальных проблем вынужденных мигрантов.

Изучению статуса беженцев и вынужденных переселенцев как одного из видов конституционно-правового статуса человека и гражданина, а также исследованию механизмов защиты их прав посвятили свои труды такие авторы, как С.А. Авакьян, Э.А. Аметистов, А.А. Белкин, В.В. Бойцова, Н.В. Витрук, А.М. Ибрагимов, Е.И. Козлова, Л.И. Котиева, О.Е. Кутафин и другие.

В связи с тем, что в 2014-2015 годах значительное количество миграционных потоков пересекало государственную границу Российской Федерации, необходимо тщательно проанализировать законодательство, регулирующее отношения в этой области. Причиной перехода из одного государства в другое может стать неблагоприятная экономическая ситуация, массовая безработица, экологические катастрофы, гражданские войны и другие обстоятельства.

Преимущество переселения мигрантов на постоянное или временное проживание в Российской Федерации заключается в увеличении населения нашей страны и постепенном развитии российской экономики.

Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства дает им несколько прав, в частности право использовать жилье из жилищного фонда для временного поселения беженцев или вынужденных переселенцев.

Для реализации права на жилье из специализированного жилищного фонда Российской Федерации иностранцам, лицам без гражданства, а также гражданам Российской Федерации получение правильного статуса беженца или «вынужденного переселенца» является одной из причин въезда в жилищный фонд.

Правовое регулирование отношений, касающихся размещения указанных граждан на территории Российской Федерации, осуществляется на федеральном уровне посредством действующих федеральных законов, которые должны применяться в соответствии с установленными причинами.

Основанием для перехода в специализированный жилой фонд будет статус беженца или вынужденного переселенца. Наличие такой фактической ситуации без юридического подтверждения не позволяет рассматривать этих лиц как субъектов жилищных правоотношений с точки зрения обеспечения жильем вынужденных переселенцев и беженцев. Характерной особенностью механизма обеспечения жильем этих категорий лиц также является срочность предоставления такого жилья, в частности этот срок не более 3-5 лет - срок действия статуса беженца или вынужденного переселенца. Специализированный жилищный фонд находится в ведении как федеральных государственных органов, так и муниципалитетов. Однако управление этими

активами осуществляется с помощью территориальных органов миграционного учета. Именно эти территориальные органы составляют списки этих категорий граждан, определяют их правовой статус в Российской Федерации, выдают документы определенной формы, а также осуществляют расселение беженцев и вынужденных переселенцев с учетом возможностей региона и потребностей населения. Следует отметить, что переселение происходит в порядке приоритетности.

При предоставлении жилья этим лицам следует учитывать их возраст, наличие семьи и количество ее членов, их национальность и другие характеристики, которые важны для типа здания, его площади, местоположения и т. д. Специализированный жилищный фонд включает общежития, квартиры, дома и другие жилые помещения, но обычно находится в собственности Российской Федерации. Их можно передать местным властям, но важным условием такой договоренности является сохранение за территориальным органом миграционной службы права заселения этого жилья вынужденными переселенцами и беженцами. Распоряжение жилищным фондом, предоставленным миграционной службе, осуществляется в форме оперативного управления.

Переселение беженцев и внутренне перемещенных лиц происходит на основе договора аренды жилья, но арендатору предоставляется только право пользования и право собственности, а арендодателю предоставляется право распоряжения. Одна из сторон этого соглашения - беженец, вынужденный переселенец, с другой - территориальный орган миграционной службы. Ограничения, налагаемые на арендатора, включают невозможность приватизации жилища, отсутствие прав на замену жилища, его сдачу внаем, раздел жилья и выселение временных жильцов.

Также хочу отметить, что не вся законодательная база в Российской Федерации работает в полной мере в этой сфере. В настоящее время, на наш взгляд, данный институт жилищного права нуждается в законодательных доработках в части совершенствования механизмов обеспечения мигрантов жильем, увеличения специализированного жилищного фонда и повышения его качества.

Так, статья 97 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет сам факт наличия жилых помещений фондов для указанных категорий лиц, однако не раскрывает содержание данного специализированного жилищного фонда, а именно не содержит перечень видов жилых помещений специализированного жилищного фонда, предусмотренного для лиц, признанных беженцами, и вынужденных переселенцев . Поэтому считаем целесообразным в статье 97 вторым абзацем раскрыть содержание данного специализированного фонда, а именно перечислить виды жилых помещений уже предусмотренные жилищным кодексом и дополнить такими, как дома-интернаты, приюты, специализированные центры размещения. Таким образом, абзац 2 статьи 97 Жилищного кодекса РФ будет раскрывать содержание первого абзаца и иметь следующую формулировку: «К жилым

помещениям фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, относятся жилые дома, квартиры, общежития, приюты, дома-интернаты, специализированные центры размещения». Данный шаг позволит расширить потенциальный объем жилых помещений и отчасти снизить количество лиц, нуждающихся в таковых помещениях.

Принимая во внимание возросшую миграцию из стран СНГ, и в частности из Украины, мы также считаем необходимым создать механизм совместного обеспечения беженцев и вынужденных переселенцев. Такой механизм должен быть основан на софинансировании нескольких стран, между которыми происходит миграция заинтересованных лиц. Этот механизм должен быть создан на основе международного соглашения между государствами. Это соглашение может включать стимулы, такие как:

- налоговые льготы для строительных компаний, привлекаемых другой стороной договора на территории государства для пополнения специализированного жилищного фонда;

- создание особых миграционных зон, в которых национальные общества беженцев и вынужденных переселенцев, в основном с той же национальной и национальной принадлежности, могут осуществлять свою коммерческую, благотворительную и другую деятельность на выгодных условиях;

- софинансирование совместных проектов строительства, улучшения инфраструктуры, трудоустройства этих категорий лиц;

Также необходимо развивать социальное предпринимательство и некоммерческий сектор, который имеет много преимуществ перед государственными органами. Его интересует не только материальная сторона этого процесса, но и «воля сердца» с морально-этической точки зрения. Также, чтобы минимизировать затраты и оптимизировать свой собственный бюджет для предоставления более качественных услуг, многие некоммерческие организации и предприниматели более строго подходят к услугам и приобретению товаров.

Таким образом, обеспечение лиц, признанных беженцами, и вынужденных переселенцев жилыми помещениями достаточно актуальный вопрос, который необходимо решать в кратчайшие сроки в условиях дестабилизации соседних регионов и, возможно, новой волны вышеуказанных категорий граждан. Для этого необходимо не только улучшать правовые механизмы работы данного института, но и работать над стимулированием такого развития при участии, как субъектов международного права, так и при непосредственном вовлечении в данный процесс представителей бизнеса, волонтеров, социальных предпринимателей и некоммерческие организации.

Использованные источники: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями,

одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Справочная система Консультант Плюс http://www.consultant.ru/

2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Справочная система Консультант Плюс http://www.consultant.ru/

3. Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 08.12.2020) «О беженцах» // Справочная система Консультант Плюс http://www.consultant.ru/

4. Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 № 4530-1 (ред. от 08.12.2020) // Справочная система Консультант Плюс http://www.consultant.ru/

5. Антошкина Т.И. О сущности понятия «беженец» и некоторых особенностях правового положения лиц, ищущих убежище на территории Российской Федерации // Вестник Нижегородской правовой академии. - 2015. - №4 (4). -С. 46-47.

6. Волох В.А. Правовой статус беженцев в международном и российском праве // Закон и право. - 2017. №10. - С.15-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.