УДК 341
ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО СТАТУСА БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В РОССИИ
DIFFERENCES BETWEEN THE CIVIL STATUS OF REFUGEES AND INTERNALLY DISPLACED PERSONS IN RUSSIA
Рыкова Алиса Станиславовна, студентка магистратуры, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) » г. Ростов-на-Дону, Россия, rykova_alisa@mail.ru
Alisa S. Rykova, master student, Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russia, rykova_alisa@mail.ru
Аннотация: В данной статье раскрывается понятие «беженец» и «вынужденный переселенец». Проведен сравнительный анализ гражданско-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев. Summary: This article reveals the concepts of «refugee» and «internally displaced person». A comparative analysis of the civil status of refugees and internally displaced persons was carried out.
Ключевые слова: правовой статус, беженец, вынужденный переселенец, Российская Федерация.
Keywords: legal status, refugee, internally displaced person, Russian Federation.
В современном мире проблема взаимоотношения личности с государством, права, свободы, и обязанности граждан, и их единство приобретают большую значимость и актуальность. Личность в отношении с государством выражается в качестве гражданина, а также иностранного гражданина и лица без гражданства, тем самым каждая из этих категорий
является юридическим основанием обладать юридическими правами и выполнять установленные законом обязанности.
Данная тема достаточно актуальна, так как на сегодняшний день в мире большое количество действующих вооруженных конфликтов, или же территорий с неблагополучными условиями для жизни. Тем самым, люди, которые проживают на таких территориях, стремятся не только улучшить свое положение, но и спасти жизнь. Именно поэтому ежегодно огромное количество людей покидают свое прежнее место жительства из-за вооруженных конфликтов, расы, вероисповедания, дискриминации и т.д. Тем самым, проблема беженцев и вынужденных переселенцев затрагивает не только страны Европы, но и Россию.
Статус беженцев и вынужденных переселенцев регулируется многочисленными нормами международного права, а именно: Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 года; Протокол, касающийся статуса беженцев, от 31 января 1967 г.; Устав управления Верховного комиссариата ООН по делам беженцев (УВКБ) от 14 декабря 1950 г.; Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 г.
Указанные международные акты приняты в связи с потребностью дать юридическое определение статуса беженцев в послевоенных условиях. Правовые принципы, закрепленные в этих документах, отражены во многих других международных, региональных и национальных актах, прямо или косвенно затрагивающих сферу обращения с беженцами.
В Российской Федерации необходимо выделить ряд нормативно-правовых актов, закрепляющих статус данных лиц. Правовой основой является Конституция Российской Федерации [1], Федеральные законы (далее - РФ) от 19 февраля 1993 года «О беженцах», «О вынужденных переселенцах».
Определение понятия «беженец» содержится в Федеральном законе РФ «О беженцах» от 19.02.1993 №4528-1. Согласно ст. 1 Закона, беженцем признается лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений [2].
Что касается понятия «вынужденный переселенец», его определение закреплено в Федеральном законе РФ «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 №4530-1. В соответствии со ст. 1 Закона, вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка [3].
Гражданско-правовой статус характеризуется, прежде всего, тем, что он включает в себя права и свободы, которые делятся на основные (общие) и специальные (дополнительные). Одни даются человеку от природы, носят естественный характер, выступают в качестве высшей социальной ценности, являются непосредственно действующими, находятся под защитой государства, соответствуют международным стандартам, а другими человек
наделяется в соответствии с положением, вытекающим из его правового статуса беженца или вынужденного переселенца [4, с.21].
Правовой статус беженца и правовой статус вынужденного переселенца совпадают с точки зрения оснований предоставления и создания благоприятных условий для их жизни в России. Однако проанализировав российское законодательство, необходимо выделить некоторые различия:
Во-первых, одно из основных отличий является то, что беженцам, которым особый правовой статус необходим в силу того, что они утратили защиту собственной страны и вынуждены искать ее на территории чужого государства, вынужденные переселенцы не нуждаются в таком статусе, поскольку остаются на территории собственного государства, являются его гражданами, и поэтому обладают теми же правами, что и остальные граждане. Они нуждаются лишь в предоставлении дополнительных гарантий, облегчающих реализацию этих прав и обустройство в ситуации вынужденного перемещения.
Во-вторых, беженцы обладают ограниченными правами по сравнению с гражданами РФ, а переселенцы пользуются ими в полном объёме;
В-третьих, процедура оформления статуса беженца более строга, потенциальные переселенцы могут заочно внести документы без обязательного прохождения медицинского обследования.
В-четвертых, потенциальные беженцы обязаны предоставить паспорт или иной документ, подтверждающий личность кандидата, переселенцам придётся подготовить пакет документов для прохождения процедуры.
В-пятых, срок действия статуса вынужденного переселенца ограничивается пятью годами с возможностью продления по заявлению его обладателя при наличии на то оснований, статус беженца предоставляют бессрочно с необходимостью переучета каждые полтора года.
Исходя из вышеизложенного, необходимо отметить, что в целом правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской
Федерации, определенный законодательством РФ, позволяет лицам, обладающим или желающим обладать данным статусом, реализовать весь комплекс прав человека и гражданина, закрепленный в Конституции РФ и международных договорах РФ. Однако, несмотря на все положительные стороны российского законодательства по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, данная проблема остаётся одной из самых дискуссионных и актуальных на сегодняшний день.
Литература
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон «О беженцах» от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 26.07.2019) // Российская газета. 20.03.1993 г. N 54.
3. Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 N 4530-1 (ред. от 27.12.2018) // Российская газета. 20.03.1993 г. N 54.
4. Бялт В.С., Демидов А.В. Правовой статус личности: теоретико-правовая характеристика // Ленинградский юридический журнал. - 2018. - №3 (53). - С.19-25.
References
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12/12/1993) (as amended by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated December 30, 2008 No. 6-FKZ, dated December 30, 2008 No. 7-FKZ, dated February 5, 2014 No. 2- FKZ, dated July 21, 2014 No. 11-FKZ). Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2014. No. 31. Article 4398.
2. The Federal Law «On Refugees» dated 02.19.1993 N 4528-1 (as amended on 07.26.2019) // Russian newspaper. 03/20/1993, N 54.
3. The Federal Law «On Forced Migrants» dated 02.19.1993 N 4530-1 (as amended on 12.28.2018). Russian newspaper, 03/20/1993, N 54.
4. Bialt V.S., Demidov A.V. (2018). Legal status of personality: theoretical and legal characteristics. Leningrad journal of law, No. 3 (53), Pp.19-25.
© Рыкова Алиса Станиславовна, Столыпинский вестник 2/2020