Научная статья на тему 'Проблемы реализации уголовно-исполнительной политики в отношении военнослужащих'

Проблемы реализации уголовно-исполнительной политики в отношении военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
498
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации уголовно-исполнительной политики в отношении военнослужащих»

A.I. SHILOV

IMPLEMENUAUION OF PENAL POLICY UOWARDS MILIUARY MEN

А. И. ШИЛОВ (Академия ФСИН России)

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Немаловажное значение для организации уголовно-исполнительной политики в отношении военнослужащих имеют система наказаний и практика их реализации.

Действительно, принятие и введение в действие новых Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов Российской Федерации, подлежащих применению и в отношении военнослужащих, поставило перед военным командованием, военной юстицией, теорией и практикой ряд неотложных и в известной мере нетрадиционных задач в области применения и исполнения уголовных наказаний. Новые вопросы и необходимость их решения связаны с появлением в законодательстве целой системы наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим, а также приравненным к ним по ответственности лицам.

Первая группа мер применяется к различным субъектам воинских отношений на общих основаниях и исполняется без каких-либо изъятий и ограничений (например, штраф, пожизненное или срочное лишение свободы).

Вторую группу образуют наказания, хотя и причисляемые к числу общих, но имеющие специфику назначения и исполнения применительно к осужденным военнослужащим (действующее законодательство говорит об особенностях исполнения пока отложенных ареста и обязательных работ в условиях продолжения осужденными службы, о неприменении к ним исправительных работ, о специфике контроля над военнослужащими всех категорий, осужденными условно, об особенностях исполнения лишения государственных наград в качестве дополнительной меры.

Третью группу наказаний составляют уголовно-правовые меры, исполняемые в условиях дальнейшего прохождения осужденными военной службы: содержание в дисциплинарной воинской части (назначаемое военнослужащим, проходящим

Уголовно-исполнительное право

службу по призыву, и отбываемое ныне в семи специально предназначенных для этого дисциплинарных ротах и батальонах); ограничение по военной службе (применяемое самостоятельно либо взамен исправительных работ лишь к военнослужащим, проходящим службу по контракту, и исполняемое по месту прежней службы осужденного). В эту же группу с известной долей условности можно отнести дополнительное наказание в виде лишения воинского звания, могущее применяться только к военнослужащим за совершение ими тяжких преступлений.

УК РФ установил две системы наказаний: полную, включающую тринадцать видов наказаний, для всех осужденных лиц и усеченную, состоящую из четырех видов специальных наказаний, для военнослужащих.

Видами специальных наказаний, назначаемых только военнослужащим, являются:

а) ограничение по военной службе;

б) арест;

в) содержание в дисциплинарной воинской части;

г) лишение воинского звания.

Кроме того, применительно к военнослужащим можно привести еще одну группу наказаний, которые в ходе их исполнения не прерывают правовых отношений осужденного с военной службой:

а) штраф;

б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) ограничение по военной службе;

д) арест;

е) содержание в дисциплинарной воинской части.

При принятии УК РФ впервые были применены нормы отлагательного действия в отно-

шении обязательных работ, ограничения свободы, ареста. Их введение было отложено до создания условий для исполнения .этих наказаний, но не позднее 2001 года. В настоящее время внесен законопроект о продлении срока введения указанной отлагательной нормы соответственно до 2004, 2005, 2006 гг.

Вследствие этого система наказаний для военнослужащих сужается формально до четырех санкций1 . Тем самым существование такой «более легкой» системы наказаний теоретически и практически ставит осужденных военнослужащих в заведомо неравноправное положение по сравнению с другими осужденными.

Неприменение в судебной практике обязательных работ и ареста для военнослужащих порождает ряд проблем. Прежде всего речь идет о практическом разрушении системы наказаний в отношении военнослужащих из-за отсутствия единства и взаимосвязи элементов системы наказаний. Неприменение ареста и обязательных работ приводит к тому, что многие альтернативные санкции становятся малоальтернативным или безальтернативными. Последнее снижает их эффективность. Нередко это приводит к необоснованному применению наказания в виде лишения свободы и в большинстве случаев делает невозможной замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания (остается только ограничение по военной службе, которое в отношении военнослужащих срочной службы не применяется).

Судебная практика России в отношении военнослужащих применяет две основные меры наказания: лишение свободы и содержание в дисциплинарной воинской части. Теперь бесспорным лидером, занимающим первое место в системе наказаний, является лишение свободы.

Такое положение в сфере уголовной ответственности и наказания военнослужащих нельзя приветствовать. В данном случае нарушается принцип справедливости. Таким осужденным военнослужащим при наличии альтернатив лишению свободы могли бы назначаться иные реальные уголовные наказания.

Приведенные доводы свидетельствуют о несовершенстве действующей системы наказаний в отношении военнослужащих и указывают на необходимость ее реконструкции.

Однако прежде следует определиться с «набором» всех наказаний, применяемых к военнослужащим.

Определение системы уголовных наказаний в теории уголовного права претерпело существенное изменение. Общее положение о том,

что рассматриваемая система - это установленный уголовным законом и обязательный для суда исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке2, сменилось современным определением. Система наказаний представляет собой «совокупность предусмотренных уголовным законом видов государственного принуждения, которые находятся в отношениях взаимосвязи, взаимозависимости, способны обеспечить достижение целей кары (восстановления социальной справедливости), общего специального предупреждения, а также исправления преступника, назначаются судом за конкретные преступления, исходя из принципов уголовного права»3.

Необходимость выделения в отдельную группу мер воздействия в отношении военнослужащих срочной службы вызвана тем, что в соответствии с Законом о воинской обязанности и военной службе на срочную военную службу призываются лица, достигшие 18-летнего возраста (в военно-учебные заведения поступают юноши, которым исполнилось 17 лет)4.

Между тем согласно последним научным данным, «психическая деятельность формируется в постнатальном периоде развития человека. Это - категория приобретенная... Содержание... психики не наследуется, а формируется на протяжении всего постнатального периода и особенно в первый, наиболее бурный период (до 21-22 лет)5. Следовательно, на службу присылаются лица, у которых еще не завершилось становление психики. На наш взгляд, именно в молодом возрасте призывника необходимо искать ответ на вопрос о высоком уровне суицидов в армии, 53,1 % которых приходится на военнослужащих срочной службы6 .

Вот некоторые данные о качественной характеристике пополнения, прибывшего в Вооруженные Силы РФ за последние годы: устойчивая склонность к употреблению спиртных напитков -14 %, опыт употребления наркотиков - 9, до призыва на военную службу были безработными -37, воспитывались в неполных семьях - 22, имели приводы в милицию - 8, дефицит массы тела -8, низкий уровень нервно-психической устойчивости - 13, психические расстройства - 4, травмы головы - 5 %.

До 70 % прибывшего пополнения при проверке интеллектуальных и умственных способностей не справились с простейшими математическими задачами и тестами, около 30 % имеют неполное среднее образование. Каждый третий юноша призывного возраста из числа явившихся в военные комиссариаты освобождался или по-

Уголовно-исполнительное право

• •

лучал отсрочку от призыва на военную службу по состоянию здоровья7 . Только за последние 4 года более чем в 10 раз увеличилось количество призывников с диагнозами: венерические заболевания, наркомания или токсикомания.

Несмотря на усилия военных комиссариатов по недопущению призыва на военную службу лиц, имеющих опыт употребления наркотиков, их число с каждым годом неуклонно растет: в 1997 г. доля наркоманов от общей численности призванных составила 14,6 % в 1998 г. -

16,3, в 1999 г. - 18,1, в 2000 г. - 20,1 %.

Например, в Северо-Кавказском регионе в ходе весеннего призыва выявилось, что употребляли наркотики 18 % будущих воинов, в 2001 г. - 33 %, а в 2002 г. - около 40 %8.

Как отмечает И.М. Мацкевич, для личности преступника-военнослужащего срочной службы характерны: 1) молодой, наиболее криминогенноактивный возраст и агрессивно-разрушительное поведение, присущее этому возрасту9 ; 2) несло-жившаяся, а потому неустойчивая психика; 3) гедонистический риск; 4) противоправное анархич -ное допризывное поведение; 5) опыт употребления спиртных напитков и наркотиков; 6) низкое социальное положение; 7) низкий образовательный уровень; 8) переоценка роли мотива поведения и недооценка объективной общественной опасности совершаемого правонарушения; 9) зависимость правосознания от мнения ближайшего окружения; 10) коммуникативность поведения; 11) участие в неформальной армейской структуре и занятие в ней одного из лидирующих положений; 12) хорошее физическое развитие и регресс жизни; 13) убеждение в своей правоте и ненависть к более интеллектуально развитым сверстникам; 14) тревожность, возбудимость, вспыльчивость, ничем не спровоцированное агрессивное поведение (принадлежность к холерическому типу темперамента), а вместе с тем растерянность при разрешении внезапно возникших экстремальных ситуаций, особенно в процессе взаимодействия с военной техникой.

Оценка общего состояния и основных детерминант поведения военнослужащих (подчас преступного) различными исследователями10 характеризуется сочетанием двух основных тенденций: излишняя самоуверенность, необузданное стремление немедленно получить все, что хочется, и нередко любой ценой, и неверие в свои возможности и благополучное будущее.

Возникла острая необходимость введения принудительных мер воинского воспитания в отношении военнослужащих срочной службы.

Уголовно-исполнительное право

Назначение принудительных мер воинского воспитания возможно только судом, и применяться они могут теперь не только при совершении преступлений небольшой тяжести (в основном против военной службы).

Применение принудительных мер воинского воспитания в отношении военнослужащих срочной службы является альтернативой уголовной ответственности, исключающей применение к нему наказания.

Применение принудительных мер воинского воспитания возможно при соблюдении ряда условий: 1) преступление должно быть совершено впервые; 2) преступление не должно быть более тяжким, чем преступление небольшой тяжести; 3) суд должен признать возможным исправление военнослужащего мерами воинского воспитания. Только наличие всех этих условий дает суду законные основания для применения к военнослужащему принудительных мер воинского воспитания и освобождения его от уголовной ответственности.

Суд может назначить одновременно несколько видов принудительных мер. Это вполне обоснованно, поскольку по своему характеру и направленности воздействия они различны и в реальной действительности могут сочетаться.

В случае систематического неисполнения освобожденным от уголовной ответственности военнослужащим срочной службы назначенной ему принудительной меры воинского воспитания (по аналогии с ч. 4 ст. 90 УК РФ) допускается возможность отмены этой меры и привлечения лица к уголовной ответственности. Этим подчеркивается фактически условный характер применения принудительных мер воинского воспитания в отношении военнослужащих срочной службы.

Под систематическим неисполнением военнослужащим срочной службы принудительной меры воинского воспитания, по нашему мнению, необходимо понимать нарушение (неисполнение) возложенных на него обязанностей более двух раз. Представляется, что учитываться должны только такие нарушения, которые зафиксированы специализированным государственным органом, на который возложено исполнение принудительной меры воинского воспитания (мировым военным судом).

С учетом действующего законодательства приведенные положения позволяют предложить новую конструкцию видов государственного принуждения для военнослужащих (в рамках действующего законодательства). Условно ее можно представить в виде следующей системы.

Меры воздействия в отношении военнослужащих срочной службы:

1. Принудительные меры воинского воспитания:

1.1. Предупреждение.

1.2. Передача под надзор государственного органа (военного суда или прокуратуры).

1.3. Возложение обязанности загладить причиненный вред.

1.4. Ограничение свободы осужденного в рамках общевоинских уставов.

1.5. Какое-либо сочетание перечисленных выше мер. Представляется, что данные меры могли бы назначаться военными мировыми судьями.

2. Уголовные наказания (применяемые в отношении всех категорий военнослужащих):

2.1. Штраф.

2.2. Лишение права заниматься определенной деятельностью.

2.3. Условное осуждение с выполнением общественно полезных работ.

2.4. Обязательные работы.

2.5. Лишение воинского звания на одну-две ступени.

2.6. Арест.

2.7. Лишение свободы на определенный срок.

3. Условное осуждение.

Перечень принудительных мер воинского воспитания не является исчерпывающим, поэтому указанную систему мер воздействия вполне можно дополнить другими мерами, например перевод в дальний военный округ.

Несмотря на существенное сокращение доли других осужденных, отбывающих реальное лишение свободы, численность военнослужащих, находящихся в исправительных колониях, остается значительной (27,2 % от всех осужденных военнослужащих) и по-прежнему влияет на содержание проводимой уголовно-исполнительной политики.

Имеются и иные конструктивные предложения по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства РФ и корреспондирующих с ними норм УИК РФ, касающихся военнослужащих всех воинских формирований страны:

а) в ст. 50, 51 УК РФ следовало бы яснее указать, что исправительные работы к военнослужащим всех категорий не применяются, а для субъектов, проходящих службу по контракту, заменяются ограничением по военной службе;

б) в ст. 49 УК РФ еобходимо отказаться от возможности применения к военнослужащим, проходящим службу по контракту, обязательных работ. Нереальность их применения заключается в том, что они должны отбываться в свободное от основной работы время, в местах, определяемых органами местного самоуправления и под

контролем территориальных уголовно-исполнительных инспекций, что в условиях единоначалия, ненормированного рабочего дня и других особенностей военной службы осуществить невозможно. В качестве альтернативы в УИК РФ возможно указать (например, в ст. 16 УИК РФ), что обязательные работы, применяемые к военнослужащим, проходящим службу по контракту, исполняются по месту военной службы военными приставами исполнителями, а не уголовноисполнительными инспекциями;

в) в УК РФ (ст. 45, 51, 55), а также в нормах Особенной части (гл. 33) следует полнее отразить возможность назначения наряду с основными мерами (содержанием в дисциплинарной части, ограничением по военной службе) и дополнительных наказаний. В условиях действия ограниченного круга наказаний, назначаемых военнослужащим, представляется возможным расширить сферу применения штрафа;

г) практика ставит вопрос о необходимости конкретного указания возможности повторного применения содержания в дисциплинарной воинской части к лицам, которые его уже отбывали и вновь совершили преступление в период нахождения на военной службе. В содержании ст. 55 УК РФ никаких ограничений не усматривается, тогда как в силу ст. 58 УК РФ гражданские лица, ранее отбывавшие лишение свободы и вновь осужденные к этому же наказанию, подлежат направлению в исправительные колонии не общего, а строгого режима. В качестве компромисса выдвигается предложение об увеличении в статьях гл. 33 Особенной части УК РФ альтернативных санкций, а также о внесении в ст. 55 УК РФ указания о том, что в случае имевшего место в период нахождения на военной службе рецидива преступлений к такому военнослужащему замена лишения свободы на содержание в дисциплинарной воинской части не применяется;

д) там же возможно уточнить, что контроль за военнослужащими, освобожденными условнодосрочно, осуществляется в период дальнейшего прохождения ими службы командованием воинских частей (учреждений);

е) ст. 5 УИК РФ необходимо дополнить указанием о том, что Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими распространяют свое действие не только на Минобороны России, но и на все воинские формирования Российской Федерации. Таким образом, каждому военному ведомству не пришлось бы по своему усмотрению конструировать излишние и дублирующие нормы уголовно-исполнительного характера. Кроме того, указанные

Уголовно-исполнительное право

правила необходимо срочно привести в соответствие с измененными нормами УК РФ и УИК РФ в части, касающейся новых льготных оснований освобождения от наказания;

ж) в ст. 33 УИК РФ (порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью) следует указать, что в отношении осужденных военнослужащих лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может исполняться командованием воинских частей по правилам этого Кодекса;

з) необходимо пересмотреть как не отвечающие федеральному законодательству некоторые положения устаревших общевоинских уставов, в частности Приложение № 14 к Уставу гарнизонной и караульной служб ВС РФ «О гауптвахте», иные нормативные акты военно-административного характера;

и) арест в соответствии с ч. 3 ст. 54 УК РФ военнослужащие должны в перспективе отбывать на гауптвахте. Призрачная возможность его реального применения на законодательном уровне (отложена до 2006 года) не увязывается с созданием общих условий для исполнения этого наказания для всех осужденных, что представляется не вполне рациональным. Гарнизонные и войсковые гауптвахты в уголовно-исполнительную систему не входили и не входят, они и ранее имели назначение (и возможность) содержания не только дисциплинарно арестованных, подследственных (подозреваемых, обвиняемых), но и осужденных военнослужащих, которым исправительные работы по ранее действовавшему УК РСФСР заменялись арестом сроком до двух месяцев. Такая незначительная, но оправданная практика в прошлом имелась.

В настоящее время на гауптвахтах имеются все возможности для исполнения наказания в виде краткосрочного уголовного ареста в отношении военнослужащих всех категорий и ведомств, никаких противопоказаний к этому не имеется, поэтому вполне возможно отдельным федеральным законом ввести в действие указанную уголовноправовую меру ранее, распространив ее лишь на

военнослужащих. Это расширило бы возможности индивидуализации уголовно-правовых мер военными судами в условиях нарушенной системы наказаний (арест указан в качестве альтернативной меры наказания в санкциях большинства статей о преступлениях против военной службы).

При этом практика его военно-судебного назначения и военно-административного исполнения способна стать ценным опытом и для пенитенциарной системы в общем, сослужить хорошую службу в деле апробации и социального эксперимента, в жизненном ответе на вопрос о его целесообразности.

Таким образом, совершенствование норм военно-уголовного и уголовно-исполнительного законодательства (с учетом объективно повышающейся роли права как в стране, так и в армии) реально способно повысить эффективность системного воздействия на преступность в воинских формированиях страны, естественно, с учетом утверждения о том, что лучшая уголовная, военно-уголовная политика - это политика социальная. Все изложенное увязывается с требованиями международных стандартов.

1 Фактически до трех видов, поскольку назначение наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью не отмечено статистикой

2 См.: Багрий-Шахматов Л.В. Система уголовных наказаний и исправительно-трудовое право. М., 1969.

3 Милюков С.Ф. Российская система наказаний. Сер. Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе / Науч. ред. Б.В. Вопженкин. СПб., 1998. С. 7; Уголовно-исполнительное право. Общая часть: Учебник. Рязань, 2001. С. 78.

4 См.: О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 5Э-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.

5 См.: Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. М., 1984. С. 38.

6 См.: Мацкевич И.М. Преступность военнослужащих (криминологические и социально-правовые проблемы): Автореф дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000. С. 22.

7 См.: Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. М., 2000. С. 225.

8 См.: Сулейманов С. Наркоманы на боевых постах // Независимое военное обозрение. 2002. № 38. С. 3.

9 См.: Мацкевич И.М. Указ. соч. С. 17.

10 См., напр.: Зайналабидов А.С. Преступность в современной России. М., 2000.

Уголовно-исполнительное право

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.