Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / цифровизация высшего образования / риски цифровизации высшего образования / студент / преподаватель / higher education / digitalization of higher education / risks of digitalization of higher education / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алборова Светлана Заурбековна, Зенкина Светлана Викторовна, Смыслова Галина Александровна

Рассмотрены некоторые проблемы, могущие возникнуть по ходу цифровизации системы высшего образования в нашей стране. Непосредственно перед обращением к данному предмету производится анализ текущей образовательной ситуации в Российской Федерации. На его основе доказывается актуальность соответствующих проблем и, следовательно, поисков путей их решения. Далее изучаются такие проблемы цифровизации соответствующего сегмента образования, как возможность деформации мышления, мировоззрения и системы ценностных ориентаций обучающихся под влиянием цифровизации образовательного процесса; «избыточный цифровой оптимизм»; вероятность её подмены оцифровкой; риск диктата разработчиков цифровых образовательных средств. Предлагаются наиболее эффективные, на взгляд автора, пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алборова Светлана Заурбековна, Зенкина Светлана Викторовна, Смыслова Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems that may arise in the course of the higher education system digitalization in our country are considered. Immediately before applying to this subject, an analysis of the current educational situation in the Russian Federation is carried out. On its basis, the relevance of such problems and, consequently, the search for ways to solve them is proved. Further, the problems of the relevant education segment digitalization studied, such as the students thinking, worldview and the value orientations system deformation possibility under the educational process digitalization influence; «excessive digital optimism»; the probability of its substitution by digitization; the risk of the digital educational tools developers dictate. The most effective, in the author's opinion, ways of solving them are proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры управления, информационных технологий и гуманитарных дисциплин Алборова Светлана Заурбековна

ЧОУ ВО «Владикавказский институт управления» (г. Владикавказ); доктор педагогических наук, профессор Зенкина Светлана Викторовна ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (г. Мытищи); старший преподаватель Смыслова Галина Александровна

AHO ВО «Московский региональный социально-экономический институт» (г. Видное); преподаватель

НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»» (г. Москва)

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Рассмотрены некоторые проблемы, могущие возникнуть по ходу цифровизации системы высшего образования в нашей стране. Непосредственно перед обращением к данному предмету производится анализ текущей образовательной ситуации в Российской Федерации. На его основе доказывается актуальность соответствующих проблем и, следовательно, поисков путей их решения. Далее изучаются такие проблемы цифровизации соответствующего сегмента образования, как возможность деформации мышления, мировоззрения и системы ценностных ориентаций обучающихся под влиянием цифровизации образовательного процесса; «избыточный цифровой оптимизм»; вероятность её подмены оцифровкой; риск диктата разработчиков цифровых образовательных средств. Предлагаются наиболее эффективные, на взгляд автора, пути их решения.

Ключевые слова: высшее образование, цифровизация высшего образования, риски цифровизации высшего образования, студент, преподаватель.

Annotation. Some problems that may arise in the course of the higher education system digitalization in our country are considered. Immediately before applying to this subject, an analysis of the current educational situation in the Russian Federation is carried out. On its basis, the relevance of such problems and, consequently, the search for ways to solve them is proved. Further, the problems of the relevant education segment digitalization studied, such as the students thinking, worldview and the value orientations system deformation possibility under the educational process digitalization influence; «excessive digital optimism»; the probability of its substitution by digitization; the risk of the digital educational tools developers dictate. The most effective, in the author's opinion, ways of solving them are proposed.

Key words: higher education, digitalization of higher education, risks of digitalization of higher education, student, teacher.

Введение. Роль цифровых технологий во всех сферах жизни человеческого общества неуклонно растёт (Н.Ю. Блохина, Т.О. Гордеева, Г.А. Кобелева, А.Е. Пальтов, О.П. Черных, O.A. Шляпникова). Данная тенденция, в свою очередь, способствует трансформации их значения в образовательном процессе, осуществляемом в пространстве современных российских вузов [2, С. 396].

При рассмотрении перспектив цифровизации с точки зрения дальнейшего поступательного развития системы отечественного высшего образования более рельефно проступает ряд проблем [11, С. 34]. Поискам решения некоторых из них посвящена данная статья.

Изложение основного материала статьи. В связи с темой настоящего исследования в первую очередь следует упомянуть о такой негативной тенденции, как возможность деформации мышления, мировоззрения и системы ценностных ориентаций обучающихся под влиянием цифровизации образовательного процесса [1, С. 213-214]. Риски соответствующих изменений в основном связаны со следующими факторами:

- формирование у будущих профессионалов технократического мышления, в структуре которого средства зачастую преобладают над целью, а техника, соответственно, над человеком;

- складывание у студентов представлений о возможности и желательности делегирования значительной части своих будущих профессиональных функций сложным техническим системам, что, в свою очередь, может привести к обесцениванию значения формирования профессиональных навыков и профессионализма (Е.М. Авласович, М.В. Васюкова, A.B. Зинич, О.З. Кузнецова, В.М. Помогаев, Ю.Н. Ревякина, Н.Д. Скосырева);

- утрата участниками образовательного процесса способности к критическому мышлению на фоне информационного шума, характерного для цифровой эпохи [6, С. 62].

Для минимизации соответствующих рисков администрации, преподавателям и методистам российских вузов следует при планировании учебно-воспитательного процесса уделить повышенное внимание следующим аспектам:

- формирование у учащихся представлений о целевых, структурно-содержательных и морально-ценностных составляющих информации (Ю.А. Зубок, Д.Л. Константиновский, Г.А. Чередниченко, В.И. Чупров);

- развитие у студентов системы умений и навыков, связанных с её эффективным поиском, анализом и оценкой (A.A. Азаров, Е.В. Бродовская, А.Ю. Домбровская, Р.В. Пырма, A.B. Синяков).

Следующую проблему мы можем условно обозначить как «избыточный цифровой оптимизм» [9, С. 26]. Суть её состоит в явно преувеличенной оценке возможностей цифровой образовательной среды, встречающейся в ряде современных российских вузов (Д.Л. Константиновский, В.И. Разумов, Н.Д. Скосырева). Оборотной её стороной естественным образом выступает недооценка значимости человеческого фактора в ходе профессиональной подготовки на ступени ВО [6, С. 63]. Результатом является существенная редукция роли и места педагога, наблюдающаяся уже на этапе проектирования образовательного процесса.

Действительно, широкая реализация цифровых форм организации учебной деятельности ведёт к изменению роли преподавателя в образовательном процессе. В то же время повышается значение самообучения студентов с использованием цифровых технологий [1, С. 214]. И автор, конечно, не ставит целью опровержение этих объективных тенденций или освещение их в исключительно негативном свете. Однако при этом необходимо отметить, что цифровая образовательная среда, система онлайн-курсов и иные образовательные ресурсы ни в коем случае не должны рассматриваться как самодостаточные средства, использование которых само по себе позволяет обеспечить высокую эффективность подготовки кадров на ступени вузовского образования.

Доказательством этого служит ситуация, при которой в странах, опережающих Российскую Федерацию в плане развития цифровых образовательных технологий, надежды на переход к массовому образованию, реализуемому исключительно в цифровой среде, не оправдались [10, С. 65]. Действительно, согласно исследованию, проведённому учёными Пенсильванского университета в 2013 г., из всех пользователей, зарегистрированных на сетевом образовательном

ресурсе Coursera менее 70% просмотрели хотя бы одну лекцию, доля же тех, что прошли весь курс, не превышает 10% [10, С. 68].

Таким образом, реализация модели обучения «от человека к человеку» и в перспективе должна оставаться основным направлением развития процесса подготовки высококвалифицированных кадров в нашей стране. При большой пользе, которую несёт с собой использование цифровых образовательных технологий она остаётся самой эффективной формой обучения, в т.ч. при использовании инновационных методик, подразумевающих широкое применение информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) [6, С. 67].

В свою очередь, для сохранения баланса между традиционными и инновационными формами обучения следует создавать педагогические условия, благоприятствующее формированию у обучающихся компетенций, позволяющих эффективно и рационально использовать возможности, предоставляемые цифровыми образовательными технологиями [8, С. 121-122]. Это позволит снизить риск превращения обучения с их широким применением в суррогат такового (И.Л. Авдеева, A.A. Аксюхин, С.Д. Бодрунов, В.Г. Буданов, A.A. Вицен, A.B. Кешелава, Ж.В. Мекшенева).

Далее, в ходе цифровизации высшего образования в нашей стране существует вероятность её подмены оцифровкой [14, С. 1].

В отличие от цифровой, «оцифрованной» образовательной среде изначально присуща недостаточно высокая эффективность [5, С. 131]. Её характеризуют следующие черты:

- использование традиционных дидактических элементов образовательного процесса в оцифрованном виде без внесения каких-либо принципиальных изменений [4, С. 43-44];

- полное отсутствие научно-методического осмысления первых двух пунктов.

Как видим, основу «оцифрованной» образовательной среды вуза составляет эмпирический подбор наличного содержания, форм и методов осуществления учебно-воспитательного процесса вкупе с и наиболее доступными ИКТ[14,С. 3-4].

Оцифрованный учебник, например, по существу представляет собой традиционный учебный текст, переведённый в электронный вид. В некоторых ситуациях его применение может повысить учебную мотивацию современных студентов. Однако эта мотивация, в любом случае, будет характеризоваться краткосрочностью и преимущественно внешними проявлениями (Т.А. Балакирева, Д.Е. Добринская, А.Н. Колосков, С. Лэш, Т.С. Мартыненко, Дж. Урри). Стратегия же учебной деятельности с таким учебником не меняется [6, С. 70].

При отсутствии достоинств электронного учебника оцифрованному присущи его недостатки:

- Во-первых, повышается нагрузка на зрение учащихся.

- Во-вторых, при работе с ним многие преподаватели самоустраняются из образовательного процесса.

Доверяя возможностям оцифрованного учебника, они освобождают место для диалога, реализуемого в системе «учащийся - компьютер» [9, С. 27].

При планировании, организации и реализации учебного процесса его участникам следует помнить, что в отличие от «оцифрованной» среды, цифровая предполагает глубокое переосмысление и модернизацию всех форм учебной деятельности. Речь должна идти не об улучшении отдельных её аспектов посредством внедрения ИКТ, но об изменении самой концепции образовательного процесса с соответствующими глубокими преобразованиями его содержательной стороны, организации, методологии и инструментальной базы [4, С. 48].

Риск «оцифровки» образования следует рассмотреть также на примере учебной и производственной практики. В данном случае это означает, что на основе более или менее широкого использования метацифровых технологий (тренажёры, симуляторы) процесс формирования у студентов системы необходимых профессиональных и личностных компетенций переводится из реального профессионального контекста в виртуальный [8, С. 121].

Соответственно, педагогическим работникам, отвечающим за прохождение будущими специалистами практик, не следует забывать, что основными их целями являются:

- освоение учащимися компетенций, необходимых для успешной реализации профессиональной и иных видов деятельности в ближайшему будущем [7, С. 71];

- эффективное педагогическое сопровождение процессов профессионально-личностного самоопределения обучающихся (O.A. Моисеева, А.Р. Сафиуллин, В.А. Смирнова).

Их реализация в полной мере возможна только при условии органичного сочетания традиционных и инновационных образовательных технологий, требующего, в свою очередь, проведения специальных научных и методологических изысканий (C.B. Зенкина, Е.К. Герасимова, М.В. Федосеева) [7].

Ещё одна проблема, о которой необходимо поговорить в рамках данного исследования, - возможный риск диктата разработчиков цифровых образовательных средств [6, С. 68]. Он связан с на сегодняшний день явно недостаточной активностью сферы ВО как основного заказчика цифровых образовательных продуктов [3, С. 16]. Со своей же стороны их разработчики, зачастую не знакомые с основами планирования и организации образовательного процесса в современном вузе, склонны рассматривать соответствующую деятельность преимущественно в контексте предоставления услуг. По этой причине многие цифровые продукты, позиционируемые как образовательные, не ориентированы на достижение значимых педагогических целей. В ряде случаев они предназначены для выполнения второстепенных задач, не имеющих прямого отношения к целям обучения [7, С. 74].

Для решения этой проблемы в качестве основы для разработки цифровых образовательных продуктов должен быть положен принцип системного анализа. Анализировать при этом необходимо:

- потребности и цели субъектов образовательных отношений [13, С. 41];

- особенности протекания процесса цифровой трансформации в сфере образования;

-дидактические свойства различных образовательных технологий [3, С. 18];

- особенности планирования, организации и реализации учебно-воспитательного процесса в современном вузе.

Проведение такого анализа в полной мере представляется возможным при условии введения в штат российских ОО

новой профессиональной позиции - методиста-архитектора цифровых средств обучения [12, С. 12-13]. Основной обязанностью данного специалиста должно стать выявление актуальных дефицитов практики учебного процесса и формирование соответствующих им технических заданий для разработчиков [13, С. 43].

Рассмотрев основные проблемы цифровизации в сфере высшего образования и наметив пути их решения, необходимо перейти к подведению итогов статьи.

Выводы. Таким образом, мы можем заключить, что с цифровизацией образовательного процесса в современном российском вузе во многом связана возможность деформации мышления, мировоззрения и системы ценностных ориентаций обучающихся. Минимизация соответствующих рисков предполагает повышенное внимание к следующим аспектам: формирование у них представлений о целевых, структурно-содержательных и морально-ценностных составляющих информации; развитие системы умений и навыков, связанных с её эффективным поиском, анализом и оценкой.

Ещё одна проблема - «избыточный цифровой оптимизм». Его суть состоит в явном преувеличении возможностей цифровой образовательной среды, встречающейся в ряде современных российских вузов. Оборотная её сторона -недооценка значимости человеческого фактора в ходе профессиональной подготовки на ступени ВО. В данном случае следует помнить, что реализация модели обучения «от человека к человеку» в перспективе должна оставаться основным направлением развития процесса подготовки высококвалифицированных кадров в нашей стране.

При большой пользе, которую несёт с собой использование цифровых образовательных технологий данная модель остаётся самой эффективной формой обучения. Сохранение же баланса между ними предполагает создание педагогических условий, благоприятствующих формированию у обучающихся компетенций, позволяющих эффективно и рационально использовать возможности, предоставляемые цифровыми образовательными технологиями.

В ходе цифровизации высшего образования в нашей стране существует вероятность её подмены оцифровкой. Следовательно, занимаясь планированием, организацией и реализацией учебного процесса, его участники должны помнить, что в отличие от «оцифрованной» среды, цифровая предполагает глубокое переосмысление и модернизацию всех форм учебной деятельности.

Ещё одна проблема - возможный риск диктата разработчиков цифровых образовательных средств. Он связан с на сегодняшний день явно недостаточной активностью сферы ВО как основного заказчика цифровых образовательных продуктов. В этой связи основой для разработки цифровых образовательных продуктов должен быть положен принцип системного анализа.

Литература:

1. Анализ влияния цифровизации на жизненные планы и ценности молодёжи / Н.Д. Скосырева, A.B. Зинич, В.М. Помогаев [и др.] // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 1(92). - С. 213-216

2. Белявский, О.В. Эффективность системы грантовой поддержки научных исследований / О.В. Белявский // Пробелы в Российском законодательстве. - 2018. - № 4. - С. 395-399

3. Бердникова, Э.Н. Использование инновационных цифровых коммуникаций в образовательном процессе / Э.Н. Бердникова // Вестник современных исследований. - 2018. - № 10.5(25). - С. 16-18

4. Гиланова, М.Г. Достоинства и недостатки цифровизации образовательного процесса / М.Г. Гиланова // Вестник науки. - 2023. - № 3(60). - С. 41-49

5. Гиль, A.B. От информатизации к цифровизации образовательного процесса / A.B. Гиль, A.B. Морозов // Образование и право,- 2019. -№ 12.-С. 129-135

6. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П.Н. Биленко, В.И. Блинов, М.В. Дулинов [и др.]. - Москва: РАНХиГС, 2020. - 98 с.

7. Зенкина, C.B. Организация учебно-проектной деятельности студентов по созданию чат-ботов как фактор формирования цифровых компетенций будущих педагогов / C.B. Зенкина, Е.К. Герасимова, М.В. Федосеева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2022. - Т. 19. - № 3. - С. 224-238

8. Обухова, Л.Ю. Слияние академических и цифровых навыков при обучении студентов английскому языку в контексте multitasking / Л.Ю. Обухова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 5(96). - С. 120-122

9. Потемкин, В.К. Новая экономика и учебно-методические основания её развития / В.К. Потемкин // Архитектура университетского образования: современные университеты в условиях единого информационного пространства. Сборник трудов III Национальной научно-методической конференции с международным участием. - Санкт-Петербург: Издательство СПбГЭУ, 2019.-С. 23-27

10. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - Москва: Академия, 2005. - 480 с.

11. Рябкина, В.М. Педагогические условия использования цифровых технологий как средства формирования мотивации у младших школьников к учебной деятельности / В.М. Рябкина // Мир науки, культуры, образования. - 2023. -№ 1(98). - С. 34-36

12. Черныш, М.Ф. Цифровизация и неравенство/М.Ф. Черныш //ИНАБ. -2021. -№ 4. - С. 4-16

13. Яницкий, М.С. Психологические аспекты цифрового образования / М.С. Яницкий // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Подготовка кадров для цифровой экономики: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Кемерово: Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, 2019. - С. 38-43

14. Jiang, Y. The Application of Educational Informatization in English Teaching / Y. Jiang H IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering. - 2018. - Vol. 439. - Pp. 1-6

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и дошкольной психологии Алиева Малкани Адамовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); магистр 2 курс направления филологии Хутаева Седа Саидовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени A.A. Кадырова» (г. Грозный); доцент кафедры чеченской филологии Сельмурзаева Хеди Рамзановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени A.A. Кадырова» (г. Грозный)

РУССКО-ЧЕЧЕНСКИЙ КОМПОНЕНТ ПРИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УСТНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье раскрыты особенности совершенствования устной речи при изучении русского и чеченского языков. Рассмотрены психологические аспекты восприятия информации учащимися в начальной школе с учетом специфики освоения ими навыков устной речи. Обозначены признаки билингвального подхода к звуковым элементам русского и чеченского языков со стороны учащихся. Определены различия в компетентностных подходах как при изучении данных языков, так и при восприятии информации учащимися с билингвальным типом мышления. Предложен инструмент для систематизации навыков устной речи учащимися в начальной школе при непосредственном участии профессорско-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.