Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТРЕНДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТРЕНДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Образование / высшее образование / цифровизация / информационно-коммуникационные технологии / Education / higher education / digitalization / information and communication technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионова Елена Витальевна

Целью исследования является определение трендов, проблем и перспектив цифровизации высшего образования в России. В статье выявлены основные направления развития цифровизации и выделены ее основные достоинства, открывающие новые образовательные возможности и перспективы. Систематизирована информация об опасностях, негативных последствиях и проблемах цифровизации образования. Сделан вывод, что последствия проникновения цифрового мира в образование пока четко не видны и сопровождаются множеством рисков. Влияние цифровизации на качество образования и ее долгосрочные социально-экономические результаты еще только предстоит оценить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF HIGHER EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION: TRENDS AND PROSPECTS

The purpose of the study is to identify trends, problems and prospects for the digitalization of higher education in Russia. The article identifies the main directions for the development of digitalization and highlights its main advantages, opening up new educational opportunities and prospects. The information about the dangers, negative consequences and problems of digitalization of education is systematized. It is concluded that the consequences of the penetration of the digital world into education are not yet clearly visible and are accompanied by many risks. The impact of digitalization on the quality of education and its long-term socio-economic results has yet to be assessed.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТРЕНДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

64

DOI:10.38197/2072-2060-2023-243-5-64-84

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТРЕНДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ DIGITALIZATION OF HIGHER EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION: TRENDS AND PROSPECTS

родионова елена витальевна

Доцент Поволжского государственного технологического университета, к.э.н., доцент

elena v. rodionova

Associate Professor of Volga State University of Technology, Candidate of Economics, Doœnt

АННОТАЦИЯ

Целью исследования является определение трендов, проблем и перспектив цифровизации высшего образования в России. В статье выявлены основные направления развития цифровизации и выделены ее

основные достоинства, открывающие новые образовательные возможности и перспективы. Систематизирована информация об опасностях, негативных последствиях и проблемах цифровизации образования. Сделан вывод, что последствия проникновения цифрового мира в образование пока четко не видны и сопровождаются множеством рисков. Влияние цифровизации на качество образования и ее долгосрочные социально-экономические результаты еще только предстоит оценить. ABSTRACT

The purpose of the study is to identify trends, problems and prospects for the digitalization of higher education in Russia. The article identifies the main directions for the development of digitalization and highlights its main advantages, opening up new educational opportunities and prospects. The information about the dangers, negative consequences and problems of digitalization of education is systematized. It is concluded that the consequences of the penetration of the digital world into education are not yet clearly visible and are accompanied by many risks. The impact of digitalization on the quality of education and its long-term socio-economic results has yet to be assessed.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Образование, высшее образование, цифровизация, информационно-

коммуникационные технологии.

KEYWORDS

Education, higher education, digitalization, information and communication technologies.

Введение

Системный вызов, создаваемый цифровизацией современному обществу, обусловлен тем, что прогресс в области информационно-коммуникационных технологий

(ИКТ) усложняет требования, с одной стороны, к социализации современного человека, с другой, — к его общей и профессиональной подготовке в условиях нового характера и структуры экономической активности, необходимости постоянного обновления знаний и компетенций [1-3].

В последние годы человечество производит больше информации, чем за все время своего существования. Образование не может оставаться неизменным в ускоряющемся информационном потоке, меняющем не только наше восприятие мира, но и современных обучающихся — так называемого поколения Ъ, которое с детства погружено в цифровую среду. Для его «нового» типа интеллекта и социального поведения характерны поверхностность и «клиповость» мышления, способность к многозадачности, рассмотрение Интернета как базы ответов на все вопросы и равноправного по отношению к преподавателю источника знаний, пренебрежение качественным анализом, абсолютизация математических расчетов. Поэтому сегодня образование не может просто передавать знания традиционным способом, а должно использовать технологии, эффективные для ментальных структур и механизмов социализации «сетевого» поколения, формируя у него навыки эффективной обработки огромного массива информации, ориентирования в мире информационного шума и фейков и развивая мыслительные навыки, теряемые в связи с постоянным использованием гаджетов и Интернета [4].

В условиях развития цифровой экономики старые виды деятельности исчезают, а новые стремительно появляются. По некоторым оценкам, в ближайшие 10-25 лет перестанет существовать около 50% профессий, а 67% сегодняшних школьников будут работать в профессиях, которые еще

не существуют [5]. Изменения требований к подготовке кадров обусловлены также и тем, что полученные в процессе обучения знания, умения и навыки должны быть согласованы с форматом цифровой экономики, который и сам будет постоянно трансформироваться.

В связи с этим вызовы цифровизации в существенной части обращены именно к образованию, в том числе высшему, поскольку качество жизни людей в цифровой экономике зависит от способности кадров эффективно использовать и развивать новые технологии. От оперативности ответа на вызовы цифровизации зависит жизнеспособность и самих университетов, поскольку сегодня активно формируется «внесистемный» рынок образования с быстро развивающимся сегментом корпоративного обучения [6]. Кроме того, пандемия COVID-19 показала, что потребности в использовании полностью цифровых систем обучения могут возникнуть в форс-мажорных обстоятельствах, когда очное образование невозможно.

Цифровизация в настоящее время является одним из главных направлений модернизации системы российского образования, а развитие цифрового образования выступает в качестве приоритета государственной политики.

Целью работы является определение трендов, проблем и перспектив цифровизации высшего образования в России.

Материалы и методы

Для достижения цели исследования были использованы общенаучные и специальные методы.

Выполнение исследования строилось на гносеологических принципах диалектики как научного подхода, рассматривающего изучаемый объект в целостной всеобщей

68

взаимосвязи и взаимообусловленности: конкретного и всестороннего рассмотрения явлений; историзма; объективности; системности.

В рамках системного подхода к изучению социальных явлений использовались следующие методы: абстрактно-логический, исторический, статистический, экспертный. Выбор методов и инструментария исследования осуществлялся на основе принципа необходимости и достаточности для достижения задач исследования, обеспечения требуемой глубины и детальности проработки основных аспектов поставленной цели, достоверности и объективности получаемых результатов.

Материалы исследования включали научные публикации в предметной области исследования, результаты опроса преподавателей и обучающихся Поволжского государственного технологического университета.

Результаты и обсуждение

В настоящее время высказываются достаточно противоречивые мнения о цифровой трансформации образования: от очень позитивных, во многих случаях основанных на поражающих воображение перспективах применения новых технологий и инструментов, до отрицающих эффективность цифровых средств в образовании — последние часто связаны с негативным опытом вынужденного перехода на дистанционную форму обучения в 2020 г.

Следует отметить, что цифровая трансформация является более широким понятием, чем цифровизация. Циф-ровизация связана с использованием и распространением технологий, то есть является инструментом, а цифровая трансформация — это целенаправленная и непрерывная

цифровая эволюция, которая распространяется на людей, организации, управленческие практики, иерархические и бизнес-модели и способствует повышению возможностей и результатов [5].

В широком понимании цифровизацию высшего образования можно рассматривать применительно ко всем видам деятельности университета как организации, функционирующей в экономической системе. Такой подход формирует концепцию «цифрового университета», которая уже начинает внедряться в практику. В данной работе мы будем рассматривать цифровизацию высшего образования в части только учебной и воспитательной работы вуза.

С этой точки зрения цифровизация образования — это процесс социально-педагогического преобразования учебной и воспитательной работы на основе эффективно-действующих ИКТ и цифровой инфраструктуры, а также образовательных материалов в цифровом виде. В современных условиях благодаря информационно-цифровым технологиям взаимодействие обучающего и обучаемого может быть перенесено в электронную среду, а использование информационных технологий должно существенно повысить его социальную эффективность [7-10].

При этом важно не попасть под воздействие «магии контента» — представления, что переведенное в цифровой формат содержание «будет само обучать». Если технологии используются новые, а педагогический дизайн образовательного процесса воспроизводит традиционную парадигму обучения, то такая «цифровизация» не принесет желаемых результатов, а скорее снизит качество образования [11]. Необходимо сначала ставить цели и формулировать результаты обучения, исходя из потребностей рынка, и только

70

затем подбирать цифровые инструменты и технологии как средства для их достижения. В этом контексте весьма конструктивным для переформатирования проектирования преподавателем образовательного процесса является разработка «педагогического колеса» А. Каррингтона.

Благодаря цифровизации выстраиваются и новые отношения между участниками образовательного процесса: педагог из транслятора знаний и ментора трансформируется в наставника, модератора и тьютора, проводника в мире информации, а студент — в активного субъекта, управляющего качеством своего образования и развития. В прогнозах будущих изменений профессий в высшей школе большинство из них связаны именно с цифровизацией (разработчик образовательных траекторий, организатор проектного обучения, координатор онлайн-платформ и др.) [12, 13].

Накопленный опыт цифровизации высшего образования позволяет выделить ее ключевые направления и тренды развития [10, 14, 15]:

1. Рост рынка массовых открытых онлайн-курсов (МООС), позволяющих учиться самостоятельно независимо от местонахождения, уровня образования и других факторов. В России активно продвигалась идея сделать МООС частью формального образования в университетах, однако ее реализация столкнулась с рядом трудностей. Пока преобладающая часть слушателей онлайн-курсов учится на них в рамках неформальных форм самообразования, а в высшей школе МООС имеют вспомогательный характер.

2. Формирование университетами внутренней виртуальной образовательной среды (образовательных порталов), содержащей собственные онлайн-курсы ^РОС), используемые в рамках формального образования. Ка-

чество контента таких курсов значительно варьирует от полноценного наполнения, позволяющего организовать весь учебный процесс в цифровой образовательной среде, до формального наличия электронных конспектов лекций и журнала оценок.

3. Проникновение в образование технологий дополненной, виртуальной и гибридной реальности. Обучающие программы, созданные на основе таких технологий, имеют высокий потенциал стимулирующего влияния на мышление обучаемых, креативность, на формирование познавательной мотивации и создание гармоничных психических состояний. Виртуальная реальность может вывести обучение на новый уровень, поскольку студенты не просто наблюдают, но и «испытывают» и «применяют».

4. Использование искусственного интеллекта (ИИ) для решения рутинных задач образовательного процесса. Примерами являются виртуальные службы консультирования студентов; чаты ответов на вопросы по домашним заданиям, оформлению заявлений; системы интерактивного преподавания с ИИ (Intelligent Tutoring Systems).

5. Использование прокторинга для проведения удаленного контроля результатов обучения. Дальнейшее внедрение ИИ может принести еще больше изменений в способы мониторинга и управления экзаменами и обеспечить академическую честность результатов за счет передовых технологических разработок.

На основе анализа результатов исследований специалистов, опросов педагогов и обучающихся в перечень достоинств цифровизации образования, открывающих широкие образовательные возможности и перспективы, можно включить следующие [7, 13, 16-19]:

11

— построение индивидуальных образовательных траекторий и адаптивного обучения на основе массива данных об особенностях каждого обучающегося (цифровых профилей), по результатам анализа которого принимаются «формирующие» (formative) оценочные решения, предлагаются различные формы представления учебного материала и типы заданий;

— расширение географических границ образования, получение обучающимися знаний не только от педагогов своей образовательной организации, но и от преподавателей ведущих университетов;

— включение в образовательный процесс людей, которым не доступны традиционные образовательные услуги;

— существенное расширение возможностей для непрерывного образования (lifelong learning), самообразования и саморазвития, получения дополнительных компетенций и специализаций;

— стимулирование развития новых и совершенствования существующих концепций и моделей обучения, воспитания, научной активности;

— обогащение учебного процесса посредством красочной визуализации учебного материала, интерактивных технологий, геймификации, совместной работы;

— экономия времени и ресурсов преподавателей и обучающихся;

— восполнение недостающих преподавательских ресурсов за счет использования образовательных онлайн-курсов других организаций;

— оперативная актуализация цифрового учебного материала, получение мгновенной обратной связи о прохождении учебного процесса;

— интенсификация учебного процесса и рациональное использование времени занятий;

— самостоятельное планирование студентом гибкого графика обучения, развитие ответственности и навыков самоменеджмента;

— организация совместной междисциплинарной учебно-проектной деятельности студентов разных групп и направлений, которую сложно проводить в условиях очного расписания занятий;

— усиление привлекательности образовательных программ при использовании цифровых ресурсов и курсов ведущих университетов.

Однако нельзя не обращать внимания на серьезные угрозы и риски, которые несет цифровизация физическому развитию детей и молодежи, их мышлению и психике, формированию традиционных ценностей. Исследователи отмечают следующие опасности гаджетов и цифровых инструментов в образовании [18-21]:

1. Деформация социальных навыков и психологические проблемы.

Ограниченность учебного контента электронными ресурсами, отсутствие живого общения с преподавателями и другими обучающимися негативно влияет на коммуникативные реакции, восприятие невербального отклика, возможности выстраивания взаимодействия с участниками коллектива, способности к командной работе и публичным выступлениям.

Многозадачность и необходимость переключения между потоками информации приводят к рассеянности, гиперактивности, раздражительности и т.д. Из-за постоянного использования гаджетов может развиться «цифро-

74

вая зависимость», являющаяся серьезным медицинским диагнозом.

2. Снижение и потеря когнитивных компетенций. Использование цифровых устройств уже сегодня приводит к существенному ухудшению у поколения Z памяти и базовых когнитивных компетенций (письмо, счет, чтение, логика), а цифровизация образования может способствовать дальнейшему усугублению ситуации.

Оперативный доступ к информации в Интернете приучает обучающихся находить готовые работы и ответы. Доступность интернет-знаний ведет к формированию устойчивой установки на минимизацию интеллектуальных усилий и восприятию информации в жанре картинок. Это катастрофически снижает навыки аналитического, критического и креативного мышления, способность понимать смысл больших текстов, формировать результаты собственной мыслительной деятельности. В результате у специалистов даже появился термин «цифровое слабоумие».

3. Развитие и усугубление проблем с физическим здоровьем.

Длительное пребывание в сидячем положении приводит к проблемам с позвоночником и другим болезням, вызываемым гиподинамией. Результатом повышенных зрительных нагрузок в связи с использованием гаджетов и компьютеров являются дискомфорт в глазах и снижение зрения.

Работа с клавиатурой и экраном смартфона либо планшета может изменить физиологию и строение костей, суставов, мышц, вызвать болезненные ощущения.

4. Девальвация традиционных моральных норм и принципов, ведущих к разрушению моральных устоев общества.

Преобладание нахождения обучающегося в виртуальной среде, оторванность от коллектива, от реального общения способствует формированию личности вне социума и вне ценностей этого социума.

Кроме того, в качестве рисков и проблем цифровизации образования специалисты выделяют [13, 18, 20, 21]:

— разделение образования на «дешевое дистанционное» и «дорогое очное», кардинально отличающиеся по уровню качества;

— стандартизацию форм оценки результатов, преимущественно в формате тестирования; обезличенность он-лайн-курсов, исключающих из процесса нестандартные творческие подходы;

— низкий уровень цифровой грамотности преподавателей и обучающихся (последних — в использовании цифровых инструментов именно в образовательном контексте);

— рост мошенничества и плагиата ввиду кратного увеличения доступности информации;

— снижение авторитета преподавателя как носителя знаний;

— отсутствие уверенности в качестве и образовательной ценности предлагаемого онлайн-контента;

— перенасыщенность цифровой образовательной среды учебными материалами, затрудняющая их оценку и выбор;

— выбор обучающимися кратких и визуально привлекательных ресурсов с простыми заданиями, формирующими в итоге низкий уровень компетенций;

— ограниченность использования дистанционных технологий в изучении предметов, направленных на освоение практических и творческих навыков высокого уровня;

1

— сложность разработки заданий с автоматической обработкой ответов, проверяющих уровень практических умений и навыков обучающегося;

— нерешенность вопроса об организации и финансировании дополнительной работы преподавателей по ведению учебного процесса в цифровой среде и сопровождению индивидуальных образовательных траекторий;

— эффективность дистанционных форм работы только при наличии высокой мотивации и способности к самоорганизации;

— сложность и недостаточная урегулированность вопросов защиты интеллектуальной собственности и авторского права на цифровой контент, сохранения тайны личных данных, информационной безопасности;

— неразвитость систем стимулирования преподавателей, применяющих новаторские подходы к обучению с использованием ИКТ.

Выявление данных недостатков и рисков цифровизации приводит многих исследователей к позиции ее полного отрицания, идеям «цифрового шабата» (отказу от гаджетов) и цифрового минимализма (ограничения в их использовании). Считаем, что опасения специалистов по поводу отрицательного воздействия цифровизации на систему образования и более широкие социальные аспекты обоснованны, поэтому ее проведение требует взвешенного и разумного подхода, а также правовой и методологической проработки.

Такой подход может опираться на концепцию смешанного обучения (blended learning), которое устанавливает рациональное сочетание традиционного и виртуального взаимодействия участников образовательного процесса.

Кроме того, для эффективного проведения цифровиза-ции в российском высшем образовании необходимо преодолеть некоторые барьеры, вытекающие из особенностей системы образования и экономической ситуации в стране. К ним можно отнести:

— бюрократичность и низкую мобильность вузов, относительно жесткую регламентацию учебного процесса;

— накопленную усталость от реформ, психологическое сопротивление проводимым изменениям;

— ограниченные финансовые возможности вузов и обучающихся в приобретении необходимой техники для работы с цифровыми технологиями и информацией;

— технические ограничения, связанные с отсутствием высокоскоростного интернет-покрытия в ряде населенных пунктов [22].

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Цифровизация образования неизбежна, поскольку оно должно отвечать как ментальным и социальным особенностям современного «сетевого» поколения обучающихся, так и вызовам формирующейся цифровой реальности, готовя молодого человека к жизни и профессиональной деятельности в цифровом обществе, однако мы не располагаем точными данными о будущей картине такого общества, необходимых знаниях и умениях людей.

Цифровизация является стратегическим направлением модернизации образования посредством широкого включения в образовательный процесс цифровых технологий и инструментов, трансформирующих все его составляющие

78

(цели образования, содержание, методы, организационные формы, характер взаимодействия участников и т.д.).

Технические аспекты организации учебного процесса часто затмевают вопросы, связанные с методологией, содержанием обучения и его образовательными результатами. В этом контексте важно развитие методологии педагогического дизайна, согласно которой проектирование учебного процесса начинается с формирования целей и результатов обучения, затем определяется содержание и только после этого подбираются цифровые технологии, позволяющие дополнить и обогатить классические формы учебной работы.

В цифровом образовании роль педагога не уменьшается, а, наоборот, усиливается, поскольку заменить живое общение, креативность мысли, понимание психологии обучающегося цифровой контент и даже искусственный интеллект не в силах.

Снизить до минимума проявление отрицательных сторон цифровизации и максимально задействовать ее возможности и преимущества позволит концепция смешанного обучения с усилением ценностной, социальной и воспитательной составляющих образования.

В условиях цифровизации вуз должен обеспечивать подготовку с использованием широкого спектра цифровых технологий, социализированного специалиста, способного к самостоятельной и коллективной профессиональной деятельности, решению практических междисциплинарных задач инновационного развития цифровой экономики и цифрового общества.

Главное ожидание от цифровизации образования — это индивидуализация. В условиях развития цифровых технологий появилась возможность формирования персонализированных образовательных траекторий и адаптации

образовательного процесса под индивидуальные особенности обучающегося.

Эффективность проведения цифровизации в российском высшем образовании связана не только с формированием и реализацией научно обоснованных подходов к самой циф-ровизации, но и с преодолением ряда барьеров, связанных с внутренними особенностями самой системы образования и экономической ситуации в стране.

Россия избрала для образования путь цифровизации ради тех преимуществ, которые вытекают из данного процесса. Кроме того, в соответствии с инновационной ролью университета как места, где формируются знания, высшее образование обладает потенциалом выступать в качестве движущей силы инноваций в цифровую эпоху. Однако последствия проникновения оцифрованного мира в нашу жизнь пока четко не видны и сопровождаются множеством рисков. Влияние цифровизации на качество образования и ее долгосрочные социально-экономические последствия в любом случае только предстоит оценить.

Библиографический список

1. Аганбегян А.Г. Эффективность образования, особенно высшего экономического образования // Научные труды Вольного экономического общества России. 2023. Т. 239. № 1. С. 45-79.

2. Манюшис А.Ю. Новая экономика и управленческое образование: ключевые проблемы, пути трансформации (отвечая на вызовы XXI столетия) // Научные труды Вольного экономического общества России. 2023. Т. 239. № 1. С. 94-122.

3. Розин В.М. Цифровизация в образовании (по следам исследования «Трудности и перспективы цифровой трансформации образования») // Культура культуры. 2023. № 1. С. 1-13.

80

4. Фадеев А.С. Цифровая трансформация учебного процесса в вузе. Режим доступа: https://events-storage.webinar.ru/api-storage/ download/webinar/2021/04/14/9154f2dc67b574072cb6321cd12fc6597 bf68692bc817b70eb818840ce1.pdf

5. Чинаева Т.И. Влияние цифровизации на процессы трансформации системы высшего образования // Статистика и экономика. 2020. Т. 17. № 4. С. 85-95.

6. Плетнев Д.А., Казадаев М.С. Корпоративные университеты в России как драйвер стратегического развития компаний // Научные труды Вольного экономического общества России. 2022. № 5. Т. 237. С. 202-221.

7. Урсул А.Д. Цифровизация и образование для устойчивого развития: перспективы взаимосвязи в процессе эволюции // Образование и образованный человек в XXI веке. 2020. № 2. С. 39-54.

8. Стариченко Б.Е. Цифровизация образования: иллюзии и ожидания // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 49-58.

9. Гесслер Д.М. Цифровизация образования в условиях развития информационного общества: поиск методологических оснований // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2020. № 4 (54) С. 95-99.

10. Павловская С.В. Цифровизация высшего образования // OIKONOMOS: Journal of Social Market Economy. 2020. № 3(18). С. 48-53.

11. Краснова Т.И. Апгрейд педагогических компетенций преподавателя в условиях цифровизации высшего образования // Научные труды Республиканского института высшей школы. 2020. № 20-1. С. 62-67.

12. Александрова Н.В. Цифровизация в системе высшего образования Российской Федерации // Вестник Чебоксарского филиала РАНХиГС при Президенте РФ. 2020. № 4(23). С. 85-91.

13. Зинченко В.О. Проблемы управления качеством высшего образования в условиях цифровизации // Известия ВГПУ. 2020. № 10 (153). С. 16-22.

14. Климов А.А., Заречкин Е.Ю., Куприяновский В.П. Влияние цифровизации на систему профессионального образования // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2019. Т. 15. № 2. С. 468-476.

15. Ермакова Ю.Д. Изменяющиеся тенденции в образовании в условиях глобальной цифровизации общества // Вестник Самарского ГТУ. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020. № 2(46). С. 87-97.

16. Глухова Т.В., Ефремова Л.И. Применение онлайн-курсов в условиях цифровизации системы высшего образования // Гуманитарные науки и образование. 2020. Т. 11. № 3. С. 29-35.

17. Лебедева М.Л. Цифровизация как новый тренд образования будущего // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 1-1 (64). С. 153-157.

18. Лубков А.В., Гордиенко О.В., Соколова А.А. Антропоцентрический принцип цифровизации образования // Наука и школа. 2020. № 6. С. 48-56.

19. Фролова Е.В., Рогач О.В. Дисфункции цифровизации высшего образования (опыт пандемии COVID-19) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 6 (172). С. 84-107.

20. Кузнецов Р.С., Лагутина М.А. Подходы к цифровизации высшего образования // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. 2020. № 5. С. 219-231.

21. Холопова Л.А. Что ждет традиционное образование в условиях цифровизации // Национальные приоритеты России. 2020. № 2 (37). С. 87-95.

82

22. Лукина Е.М., Мартынова Ю.А. Проблемы и перспективы цифрови-зации сферы образования в России // Актуальные проблемы экономики и управления. 2020. № 4 (28). С. 139-142.

References

1. Aganbegyan A.G. Ehffektivnost> obrazovaniya, osobenno vysshego ehkonomicheskogo obrazovaniya // Nauchnye trudy Vol>nogo ehkonomicheskogo obshchestva Rossii. 2023. T. 239. № 1. S. 45-79.

2. Manyushis A.YU. Novaya ehkonomika i upravlencheskoe obrazovanie: klyuchevye problemy, puti transformatsii (otvechaya na vyzovy XXI stoletiya) // Nauchnye trudy Vol>nogo ehkonomicheskogo obshchestva Rossii. 2023. T. 239. № 1. S. 94-122.

3. Rozin V.M. Tsifrovizatsiya v obrazovanii (po sledam issledovaniya «Trudnosti i perspektivy tsifrovoi transformatsii obrazovaniYA») // Kul>tura kul>tury. 2023. № 1. S. 1-13.

4. Fadeev A.S. Tsifrovaya transformatsiya uchebnogo protsessa v vuze. Rezhim dostupa: https://events-storage.webinar.ru/api-storage/ download/webinar/2021/04/14/9154f2dc67b574072cb6321cd12f-c6597bf68692bc817b70eb818840ce1.pdf

5. Chinaeva T.I. Vliyanie tsifrovizatsii na protsessy transformatsii siste-my vysshego obrazovaniya // Statistika i ehkonomika. 2020. T. 17. № 4. S. 85-95.

6. Pletnev D.A., Kazadaev M.S. Korporativnye universitety v Rossii kak draiver strategicheskogo razvitiya kompanii // Nauchnye trudy Vol'nogo ehkonomicheskogo obshchestva Rossii. 2022. № 5. T. 237. S. 202-221.

7. Ursul A.D. Tsifrovizatsiya i obrazovanie dlya ustoichivogo razviti-ya: perspektivy vzaimosvyazi v protsesse ehvolyutsii // Obrazovanie i obrazovannyi chelovek v XXI veke. 2020. №2. S. 39-54.

8. Starichenko B.E. Tsifrovizatsiya obrazovaniya: illyuzii i ozhidaniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2020. № 3. S. 49-58.

9. Gessler D.M. Tsifrovizatsiya obrazovaniya v usloviyakh razvitiya infor-matsionnogo obshchestva: poisk metodologicheskikh osnovanii // Iz-vestiya Baltiiskoi gosudarstvennoi akademii rybopromyslovogo flota: psikhologo-pedagogicheskie nauki. 2020. № 4 (54) S. 95-99.

10. Pavlovskaya S.V. Tsifrovizatsiya vysshego obrazovaniya // OIKONO-MOS: Journal of Social Market Economy. 2020. № 3(18). S. 48-53.

11. Krasnova T.I. Apgreid pedagogicheskikh kompetentsii prepodavatelya v usloviyakh tsifrovizatsii vysshego obrazovaniya // Nauchnye trudy Respublikanskogo instituta vysshei shkoly. 2020. № 20-1. S. 62-67.

12. Aleksandrova N.V. Tsifrovizatsiya v sisteme vysshego obrazovaniya Rossiiskoi Federatsii // Vestnik Cheboksarskogo filiala RANKHiGS pri Prezidente RF. 2020. № 4(23). S. 85-91.

13. Zinchenko V.O. Problemy upravleniya kachestvom vysshego obrazovaniya v usloviyakh tsifrovizatsii // Izvestiya VGPU. 2020. № 10 (153). S. 16-22.

14. Klimov A.A., Zarechkin E.YU., Kupriyanovskii V.P. Vliyanie tsifrovizatsii na sistemu professional'nogo obrazovaniya // Sovremennye infor-matsionnye tekhnologii i IT-obrazovanie. 2019. T. 15. № 2. S. 468-476.

15. Ermakova YU.D. Izmenyayushchiesya tendentsii v obrazovanii v usloviyakh global'noi tsifrovizatsii obshchestva // Vestnik Samarsk-ogo GTU. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskie nauki. 2020. № 2(46). S. 87-97.

16. Glukhova T.V., Efremova L.I. Primenenie onlain-kursov v usloviyakh tsifrovizatsii sistemy vysshego obrazovaniya // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2020. T. 11. № 3. S. 29-35.

17. Lebedeva M.L. Tsifrovizatsiya kak novyi trend obrazovaniya budush-chego // Mezhdunarodnyi zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2022. № 1-1 (64). S. 153-157.

18. Lubkov A.V., Gordienko O.V., Sokolova A.A. Antropotsentricheskii printsip tsifrovizatsii obrazovaniya // Nauka i shkola. 2020. № 6. S. 48-56.

84

19. Frolova E.V., Rogach O.V. Disfunktsii tsifrovizatsii vysshego obrazo-vaniya (opyt pandemii COVID-19) // Monitoring obshchestvennogo mneniya: ehkonomicheskie i sotsial'nye peremeny. 2022. № 6 (172). S. 84-107.

20. Kuznetsov R.S., Lagutina M.A. Podkhody k tsifrovizatsii vysshego obrazovaniya // Obrazovanie i nauka v Rossii: sostoyanie i potentsial razvitiya. 2020. № 5. S. 219-231.

21. Kholopova L.A. Chto zhdet traditsionnoe obrazovanie v usloviyakh tsifrovizatsii // Natsional'nye prioritety Rossii. 2020. № 2 (37). S. 87-95.

22. Lukina E.M., Martynova YU.A. Problemy i perspektivy tsifrovizatsii sfery obrazovaniya v Rossii // Aktual'nye problemy ehkonomiki i upra-vleniya. 2020. № 4 (28). S. 139-142.

Контактная информация / Contact information

ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический

университет»

424000, Йошкар-Ола, пл. Ленина, 3.

Volga State University of Technology, 3, Lenin Sq., Yoshkar-Ola, 424000,

Russia.

Родионова Елена Витальевна / Elena V. Rodionova

rodionovaev@volgatech.net

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.