Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ САМООБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ САМООБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
самообучение / управление персоналом / современные компании / цифровые технологии / модель организации / self-learning / management / modern companies / digital technologies / organization model

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцев Г.А.

В работе рассматриваются основные проблемы, препятствующие реализации системы самообучения персонала в современных организациях и пути их решения. Обсуждается и обосновывается необходимость постоянного развития персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION PROBLEMS SELF-LEARNING SYSTEMS IN MODERN ORGANIZATIONS

The paper examines the main problems that hinder the implementation of the personnel self-training system in modern organizations and ways to solve them. The necessity of continuous staff development is discussed and justified.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ САМООБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

УДК 33

Зайцев Г.А.

студент 2 курса магистратуры Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ (г. Москва, Россия)

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ САМООБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация: в работе рассматриваются основные проблемы, препятствующие реализации системы самообучения персонала в современных организациях и пути их решения. Обсуждается и обосновывается необходимость постоянного развития персонала.

Ключевые слова: самообучение, управление персоналом, современные компании, цифровые технологии, модель организации.

В современных условиях стремительной цифровой трансформации и глобализации рыночных отношений, развитие человеческого капитала становится ключевым фактором конкурентоспособности организаций. Постоянное развитие научно-технического прогресса вносит все больше влияния не только в нашу повседневную жизнь, но и оказывает ключевое влияние на различные бизнес-процессы. Не становится исключением и обучение и развитие персонала в организациях.

Многогранное развитие персонала сегодня все больше влияет на общие показатели и эффективность организации, что позволяет ей оставаться конкурентноспособной в рамках своего рынка. В таких стремительно меняющихся условиях, руководству каждой отдельной организации для успешного функционирования жизненно необходимо идти в ногу со временем и существующими тенденциями в своей сфере деятельности, чтобы достичь заявленных стратегических и экономических целей. Важную роль здесь играет

процесс организации развития персонала как самообучающейся организации, поскольку, квалифицированный и компетентный персонал — один из ключевых показателей эффективности организации.

Впервые концепция самообучающейся организации была предложена П. Сенге в своей книге «Пятая дисциплина». Если сравнивать эту концепцию с более традиционными - корпоративным обучением, то можно сказать, что она появилась совсем недавно. Консультант по развитию бизнеса Михаил Бакунин, в свою очередь, интерпретирует эту концепцию следующим образом: «самообучающаяся организация — это организация, которая создает, приобретает, сохраняет и передает знания. Ее характерная черта — способность успешно изменять формы своего поведения, в соответствии с требованием времени и новыми вызовами».

В том числе, существует несколько других определений самообучающейся организации, составленных другими авторами. Тем не менее, основные черты этой системы заключаются в следующем:

1) Организация обладает коллективным видением, которое дает ей возможность прогнозировать различные сценарии развития дальнейших событий, своевременно реагировать на них и извлекать из них пользу.

2) Организация обладает структурой, которая обеспечивает, поддерживает и облегчает возможности для обучения своих сотрудников.

3) Организация имеет в своей основе поддерживающую структуру, которая не запрещает, а даже поощряет сотрудников подвергать сомнению текущую ситуацию, задавать вопросы касательно принятых решений и осуществления деятельности.

4) Руководство компании искренне верит, что делегирование ответственности и полномочий положительно сказывается на эффективности работы.

5) Сам персонал компании мотивирован на развитие.

6) Существует политика поощрения обучения среди любых категорий сотрудников.

Однако, сама суть природы «самообучающейся организации» остается неизменной, вне зависимости от сущности ее определения и количества принципов в рамках каждой модели.

Несомненно, внедрение самообучения требует соблюдения условий. П. Сенге в своей работе «Пятая дисциплина» выделяет 4 ключевых условия:

• преодоление старых ментальных моделей и формирование привлекательности новым открытым инновациям,

• понимание природы собственной организации,

• совместное учение в обучении,

• комплектование работников для достижения общих целей (групповое обучение).

Стремление к достижению идеальной модели самообучающейся системы, и внедрение её в практику компаний процесс сложный и требующий комплексного подхода, но в конечном итоге результатом станет высокая эффективность и инновационность в деятельности организации. Так, некоторые отечественные и зарубежные компании уже активно используют и внедряют некоторые аспекты самообучения в свою повседневную практику.

Среди подобных компаний характерным примером, демонстрирующим черты самообучающейся организации, является компания «Лукойл», в которой, помимо развития платформы дистанционного обучения, также существует и активно развивается корпоративная система управления знаниями, в рамках которой формируются программы развития персонала, совместная работа с признанными экспертами организаций Группы «ЛУКОЙЛ». Активно проводится молодежная политика, одним из составляющих системы работы с молодыми специалистами является развитие института наставничества, благодаря которому обеспечивается преемственность профессионального опыта, лучших производственных традиций и корпоративной культуры.

Еще один пример - западная компания "Valve", разработчик и издатель компьютерных игр. В "Valve" карьера сотрудников строится не на вертикальном продвижении, а на приобретении новых знаний и навыков через

совместную деятельность и достижение общих целей. Здесь между сотрудниками происходит активный обмен знаниями, что соответствует концепции самообучающейся организации.

Исходя из основной идеи и сформулированных факторов, самообучающуюся организацию можно определить как организацию, с развивающимся интеллектуальным капиталом, соответствующую современным тенденциям научно-технического прогресса в области трудовой деятельности и способную адаптироваться к изменениям, происходящим вокруг процесса функционирования организации.

Стремление к такой модели организации позволяет компании оставаться эффективной, гибкой и успешной в условиях рынка, а также адаптивной к внешним факторам, влияющим на компании деятельность.

Не вызывает сомнений тот факт, что научно-технический прогресс и бурное развитие цифровых технологий объективно меняют подходы к обучению и развитию персонала в организациях. В этих условиях квалифицированный и мотивированный на саморазвитие персонал становится ключевым элементом конкурентоспособности организации.

Варианты практической реализация различных моделей самообучающейся организации могут существенно различаться, однако полное соответствие идеализированной модели самообучающейся организации остается сложной задачей. Такая сложность обусловлена необходимостью постоянного обновления знаний, культурными и организационными различиями и особенностями, быстрым внедрением цифровых технологий в процесс обучения, и многими другими причинами.

Стремление к достижению идеальной модели самообучающейся системы, и внедрение подобных моделей в практику компаний процесс сложный и требующий комплексного подхода, но в конечном итоге результатом станет высокая эффективность и инновационность в деятельности организации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сенже П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации. // - М.: НФПК и ГУУ. 2000 г., 478 с.;

2. Роль информационных технологий для бизнеса в 2023 году [Электронный ресурс] URL: https://ibs.ru/media/rol-informatsionnykh-tekhnologiy-dlya-biznesa-v-2023-godu/ (дата обращения: 16.05.2024);

3. Самообучающаяся организация // Бизнес-тренер Михаил Бакунин [Электронный ресурс] URL: https://bakunin.com/self-learning-organization/ (дата обращения: 16.06.2024);

4. Valve Corporation Motivation and Leadership [Электронный ресурс] URL: https://brainmass.com/business/leadership-skills-in-human-resource-management/valve-corporation-motivation-leadership-627383 (дата обращения: 16.05.2024)

Zaitsev G.A.

Russian Academy of National Economy and Public Administration

(Moscow, Russia)

IMPLEMENTATION PROBLEMS SELF-LEARNING SYSTEMS IN MODERN ORGANIZATIONS

Abstract: the paper examines the main problems that hinder the implementation of the personnel self-training system in modern organizations and ways to solve them. The necessity of continuous staff development is discussed andjustified.

Keywords: self-learning, management, modern companies, digital technologies, organization model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.