14.4. САМООБУЧЕНИЕ КАК СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КОМПАНИИ
Орешина Елена Юрьевна, соискатель, ФГОБУВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», кафедра «Анализ рисков и экономическая безопасность»
Аннотация. Основным способом обеспечения экономической безопасности компании является реализация мер по самообучению. Необходимость самообучения компании базируется на формировании единой системы мотивации персонала и внедрения системного мышления. В статье рассматривается модель создания самообучающейся компании.
Ключевые слова: компания, самообучающаяся компания, экономическая безопасность, управление
SELF-LEARNING AS A STRATEGY FOR SUPPORT OF ECONOMIC SAFETY COMPANY
Elena Y. Oreshina, University of Finance under the Russian Federation Government, of department «Risk analysis and economic safety», ccmpptitor
Annotation: The main way of ensuring economic security of the company is implementing measures to self-learning. The need for self-study company is based on the formation of a unified system of personnel motivation and implementation of systems thinking. The article discusses a model for creating self-learning company.
Keywords: company, self-learning company,
economic safety, managemen
В качестве эпиграфа к данной статье необходимо привести слова основоположника движения обучающихся организаций Питера Сенге: «Компании, которые в будущем добьются превосходства, будут самообучающимися. Это компании, где люди постоянно расширяют свои способности добиваться поставленных целей, где внедряется системный подход, где коллектив сам искренне стремится к самосовершенствованию, и где проповедуется групповое обучение» [1].
Глобальные перемены, произошедшие в экономической и политической жизни России в постперестроеч-ный период, оказали значительное влияние обеспечение экономической безопасности компаний. Одним из принципов взаимодействия субъектов экономики стали рыночные инструменты и регуляторы. Российская Федерация стала субъектом глобальных экономических процессов, присоединилась к непрерывному и стремительному процессу развития рыночных отношений. В связи с этим предприятия различного уровня были вынуждены менять и совершенствовать свою деятельность в области управления. Организации, неспособные быстро приспосабливаться к факторам внешней среды, вынуждены были сокращать объемы своей деятельности. Наиболее благополучные компании вынуждены были привлечь зарубежных специалистов, либо воспользоваться зарубежным опытом управления.
Как показывает опыт американских и европейских компаний, они активно обучают персонал: специалисты получают МВА, проходят зарубежные стажировки, посещают различные семинары и тренинги. Чем больше ресурсов компания вкладывает в специалиста, тем сложнее ему в будущем поменять место работы.
Для того чтобы успешно конкурировать на мировом рынке товаров и услуг, российским компаниям необходимо постоянно развивать свою деятельность. Принцип самообучения в компании базируется на формировании единой системы мотивации к обучению и внедрения системного мышления у членов трудового коллектива. При этом под обучением понимается не получение нескольких высших образований и посещение обязательных курсов повышения квалификации. Обучение - это постоянное совершенствование деятельности, как каждого работника компании, так и компании в целом, как единой системы.
Самообучающаяся компания - это термин, который применяется в теории управления для обозначения: 1) одной из моделей организации, ориентированных на организационное развитие посредством постоянного обучения и самообучения персонала; 2) реального типа современных организаций в развитых странах, которые отличаются тем, что они непрерывно трансформируются и развиваются посредством постоянного обучения и переобучения сотрудников.
П. Сенге определяет обучающуюся организацию как место, «в котором люди постоянно расширяют свои возможности создания результатов, к которым они на самом деле стремятся, в котором взращиваются новые широкомасштабные способы мышления, в котором люди постоянно учатся тому, как учиться вместе» [1]. При этом пять основных понятий, которые нужны организации и ее сотрудникам, чтобы стать обучающейся организацией, это:
- личное мастерство.
- создание общего видения.
- когнитивные модели.
- системное мышление. командное обучение.
Автор согласен с определением М.К. Румизена, согласно которому самообучающаяся компания - это «организация, которая создает, приобретает, передает и сохраняет знания; она способна успешно изменять формы своего поведения, отражающие новые знания или проекты» [2].
Самообучающаяся компания развивается посредством постоянного обмена передовым опытом и уклонения от повторов типовых ошибок. Одним из главных условий процветания компании является непрерывный процесс обучения. Обучение и развитие персонала направлено на развитие и реализацию компетенций, т.е. таких характеристик работника, которые позволяют ему эффективно выполнять работу.
Проведенное исследование показывает, что существует множество положительных и отрицательных факторов, влияющих на отношение каждого члена трудового коллектива к обучению. Важным фактором в решении задачи постоянного обучения и совершенствования профессиональных навыков сотрудников является взаимодействие работника, кадровой службы и линейных руководителей (рис. 1).
В определенном смысле механизмом самонастройки компании является система методов обучения персонала стратегическому мышлению как способ формирования обучающейся экономической структуры.
Бизнес в законе
2'2011
Таким образом, поддержание необходимого уровня инвестиционных вложений в обучение и формирование мотивации персонала являются необходимыми условиями обеспечения экономической безопасности компании [3]. При этом, чем крупнее компания (холдинг), тем больше функций в области управления персоналом ложится на непосредственных линейных руководителей (в особенности в случае территориальной разобщенности компании).
«Диагностика актуального состояния компании», «Исследование барьеров, препятствующих обучению», «Проведение консультаций».
Ч Экономическая
безопасность ком-_ _ пании
Рис. 1. ---------
Модель системы «работник^кадровая служ-ба^руководитель»
Автор рассматривает дефиницию «самообучающаяся компания» как состояние системы, способное обеспечить стабилизацию финансового состояния, стратегическое развитие и расширенное воспроизводство в результате использования трудовых ресурсов. При этом ориентиром выступают внутренние ресурсы компании, за счет которых она должна обеспечить обучение и развитие исполнителей и в большинстве случаев руководителей среднего звена.
Деятельность самообучающейся компании построена на следующих основных принципах:
«Единая цель и единая победа». Общая цель всегда имеет преимущество над целями подразделений и личными целями персонала.
«Общие правила игры». Общие правила достижения цели едины для всех, они обеспечивают равные права и возможности для каждого работника трудового коллектива.
«Достоверная информация». Информация выступает основой для принятия решения и обратной связью качества этого решения.
«Личный пример». Личный пример - это единственный способ достижения общей победы.
Модель самообучающейся компании невозможно внедрить, ее необходимо создавать изнутри, при этом развивать следует не сотрудников, а организационноуправленческую культуру компании в целом.
Следовательно, технология создания самообучающейся компании - использование принципов подстройки под имеющиеся бизнес-условия, традиции, нормы компании и стратегические цели, с предоставлением сотрудникам возможностей для реализации выработанных ими же методов перехода к нововведениям.
Пошаговая модель создания самообучающейся компании представлена на рис. 1.
Для создания самообучающейся компании потребуется выполнить четыре последовательных этапа: «Анализ стратегической карты развития компании»,
Этап I
Этап
Анализ стратегической карты
развития компании
Диагностика актуального состояния компании
Корректировка бизнес-планов с учетом факторов риска
Трудовой коллектив принимает участие в разработке стратегии и тактики компании
Информация используется для принятия правильных ре-
Системы учета и анализа строятся так, чтобы они были полезны в процессе обучения
Финансовые системы строятся так, чтобы каждый работник чувствовал ответственность за ресурсы компании
Каждое подразделение является поставщиком и потребителем услуг
Временная организационная структура
Оптимальная для работника форма вознаграждения
Сбор информации о факторах внешней среды
Партнерство с поставщиками и потребителями услуг
Стремление работников к обучению
Выделение бюджета для планирования карьеры каждого работника
Этап
Исследование барьеров, препятствующих обучению
Этап
Проведение консульта-
Осознание мыслительных карт и характеристик усвоения информации коллективом
Поощрение коллективного обучения
Приобретение и поощрение личного мастерства
Развитие умения видеть перспективы будущего
Развитие системного мышления
Рис. 2.
Модель создания самообучающейся компании.
В последние 10-12 лет за рубежом и в России растет количество предприятий, внедряющих в практику систему управления на основе стратегической карты развития компании. Анализ различных источников показывает, что многие авторы используют этот метод под другими названиями и разработали свой собственный формат, иногда только частично напоминающий исходную модель Каплана - Нортона Система (четыре аспекта деятельности компании, включая финансы, внешние факторы, внутренние бизнес-процессы и персонал) [4]. По мнению автора, все эти модели имеют одну общую особенность: они дают возможность измерять и контролировать такие параметры деятельности компаний, которые не рассматриваются традиционной системой финансовых показателей.
Изучение средств и методов улучшения текущего состояния хозяйствующих субъектов ведется одновременно с корректировкой системы критериев, позволяющей измерить степень этих улучшений. При этом попытки изменений предпринимаются в условиях неопределенности того, что нужно изменять, чтобы привести отдельное предприятие и всю экономическую систему государства к успеху как саморегулируемую сложную экономическую систему.
Таким образом, современный взгляд на систему обучения в организации подчинен идеи, что все в компании должно быть подчинено одной общей цели, а обучение персонала необходимо, так как помогает ее достижению. Процесс обучения никогда не
осуществляется хаотично. В отдельных компаниях процесс обучения проходит латентно, медленно или вовсе не осуществляется. Однако такие компании сталкиваются с неспособностью реагировать на угрозы окружающей среды и не могут обеспечить свою экономическую безопасность.
Список литературы:
1. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. - М.: «Олимп-Бизнес», 1999. -408 с.
2. Румизен М.К. Управление знаниями. - М.: «Издательство АСТ», Издательство «Астрель», 2004 г. - с. 310.
3. Орешина Е.Ю. Экономическая безопасность как условие эффективности управления хозяйственным субъектом // Экономические науки. - 2009. - № 12.
4. Дадалко В.А., Орешина Е.Ю. Обучающаяся компания как метод управления эффективностью бизнеса: монография. -М.: Изд-во «Известия», 2009. - 248 с.
РЕЦЕНЗИЯ
В представленной для рецензирования статье рассмотрены вопросы обеспечения экономической безопасности компании посредством реализация мер по самообучению, а также исследуется проблема формирования единой системы мотивации персонала и внедрения системного мышления.
Опыт развитых стран в преодолении кризисных ситуаций и формирование эффективной производственно-технологической структуры экономики во многом определяются располагаемым потенциалом науки и технологий, в совокупности с эффективными условиями его поддержки и востребованности новшеств экономики. Американские и европейские корпорации активно обучают персонал: специалисты проходят зарубежные стажировки, посещают различные семинары и тренинги.
Для того чтобы успешно конкурировать на мировом рынке товаров и услуг, российским компаниям необходимо постоянно развивать свою деятельность, что отмечено в статье Орешиной Е. Ю.
Автором на основе системного анализа методов самообучения в компаниях справедливо делается вывод о невозможности эффективного развития экономики Российской Федерации при сохранении сложившихся механизмов, форм и условий ее функционирования. Самообучающаяся компания развивается посредством непрерывного обмена передовым опытом и уклонения от повторов типовых ошибок.
Статья Орешиной Е. Ю. «Самообучение как стратегия обеспечения экономической безопасности компании» обладает научной новизной, является актуальной в условиях необходимости перспективного технологического обновления российской экономики и рекомендуется для издания в открытой печати в журнале «Бизнес в законе».
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», кафедра «Анализ рисков и экономическая безопасность» профессор,
д.э.н. В. А. Дадалко