Научная статья на тему 'Самообучение как стратегия обеспечения экономической безопасности компании'

Самообучение как стратегия обеспечения экономической безопасности компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
594
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПАНИЯ / САМООБУЧАЮЩАЯСЯ КОМПАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / COMPANY / SELF-LEARNING COMPANY / ECONOMIC SAFETY / MANAGEMEN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орешина Елена Юрьевна

Основным способом обеспечения экономической безопасности компании является реализация мер по самообучению. Необходимость самообучения компании базируется на формировании единой системы мотивации персонала и внедрения системного мышления. В статье рассматривается модель создания самообучающейся компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-LEARNING AS A STRATEGY FOR SUPPORT OF ECONOMIC SAFETY COMPANY

The main way of ensuring economic security of the company is implementing measures to self-learning. The need for self-study company is based on the formation of a unified system of personnel motivation and implementation of systems thinking. The article discusses a model for creating self-learning company.

Текст научной работы на тему «Самообучение как стратегия обеспечения экономической безопасности компании»

14.4. САМООБУЧЕНИЕ КАК СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КОМПАНИИ

Орешина Елена Юрьевна, соискатель, ФГОБУВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», кафедра «Анализ рисков и экономическая безопасность»

Аннотация. Основным способом обеспечения экономической безопасности компании является реализация мер по самообучению. Необходимость самообучения компании базируется на формировании единой системы мотивации персонала и внедрения системного мышления. В статье рассматривается модель создания самообучающейся компании.

Ключевые слова: компания, самообучающаяся компания, экономическая безопасность, управление

SELF-LEARNING AS A STRATEGY FOR SUPPORT OF ECONOMIC SAFETY COMPANY

Elena Y. Oreshina, University of Finance under the Russian Federation Government, of department «Risk analysis and economic safety», ccmpptitor

Annotation: The main way of ensuring economic security of the company is implementing measures to self-learning. The need for self-study company is based on the formation of a unified system of personnel motivation and implementation of systems thinking. The article discusses a model for creating self-learning company.

Keywords: company, self-learning company,

economic safety, managemen

В качестве эпиграфа к данной статье необходимо привести слова основоположника движения обучающихся организаций Питера Сенге: «Компании, которые в будущем добьются превосходства, будут самообучающимися. Это компании, где люди постоянно расширяют свои способности добиваться поставленных целей, где внедряется системный подход, где коллектив сам искренне стремится к самосовершенствованию, и где проповедуется групповое обучение» [1].

Глобальные перемены, произошедшие в экономической и политической жизни России в постперестроеч-ный период, оказали значительное влияние обеспечение экономической безопасности компаний. Одним из принципов взаимодействия субъектов экономики стали рыночные инструменты и регуляторы. Российская Федерация стала субъектом глобальных экономических процессов, присоединилась к непрерывному и стремительному процессу развития рыночных отношений. В связи с этим предприятия различного уровня были вынуждены менять и совершенствовать свою деятельность в области управления. Организации, неспособные быстро приспосабливаться к факторам внешней среды, вынуждены были сокращать объемы своей деятельности. Наиболее благополучные компании вынуждены были привлечь зарубежных специалистов, либо воспользоваться зарубежным опытом управления.

Как показывает опыт американских и европейских компаний, они активно обучают персонал: специалисты получают МВА, проходят зарубежные стажировки, посещают различные семинары и тренинги. Чем больше ресурсов компания вкладывает в специалиста, тем сложнее ему в будущем поменять место работы.

Для того чтобы успешно конкурировать на мировом рынке товаров и услуг, российским компаниям необходимо постоянно развивать свою деятельность. Принцип самообучения в компании базируется на формировании единой системы мотивации к обучению и внедрения системного мышления у членов трудового коллектива. При этом под обучением понимается не получение нескольких высших образований и посещение обязательных курсов повышения квалификации. Обучение - это постоянное совершенствование деятельности, как каждого работника компании, так и компании в целом, как единой системы.

Самообучающаяся компания - это термин, который применяется в теории управления для обозначения: 1) одной из моделей организации, ориентированных на организационное развитие посредством постоянного обучения и самообучения персонала; 2) реального типа современных организаций в развитых странах, которые отличаются тем, что они непрерывно трансформируются и развиваются посредством постоянного обучения и переобучения сотрудников.

П. Сенге определяет обучающуюся организацию как место, «в котором люди постоянно расширяют свои возможности создания результатов, к которым они на самом деле стремятся, в котором взращиваются новые широкомасштабные способы мышления, в котором люди постоянно учатся тому, как учиться вместе» [1]. При этом пять основных понятий, которые нужны организации и ее сотрудникам, чтобы стать обучающейся организацией, это:

- личное мастерство.

- создание общего видения.

- когнитивные модели.

- системное мышление. командное обучение.

Автор согласен с определением М.К. Румизена, согласно которому самообучающаяся компания - это «организация, которая создает, приобретает, передает и сохраняет знания; она способна успешно изменять формы своего поведения, отражающие новые знания или проекты» [2].

Самообучающаяся компания развивается посредством постоянного обмена передовым опытом и уклонения от повторов типовых ошибок. Одним из главных условий процветания компании является непрерывный процесс обучения. Обучение и развитие персонала направлено на развитие и реализацию компетенций, т.е. таких характеристик работника, которые позволяют ему эффективно выполнять работу.

Проведенное исследование показывает, что существует множество положительных и отрицательных факторов, влияющих на отношение каждого члена трудового коллектива к обучению. Важным фактором в решении задачи постоянного обучения и совершенствования профессиональных навыков сотрудников является взаимодействие работника, кадровой службы и линейных руководителей (рис. 1).

В определенном смысле механизмом самонастройки компании является система методов обучения персонала стратегическому мышлению как способ формирования обучающейся экономической структуры.

Бизнес в законе

2'2011

Таким образом, поддержание необходимого уровня инвестиционных вложений в обучение и формирование мотивации персонала являются необходимыми условиями обеспечения экономической безопасности компании [3]. При этом, чем крупнее компания (холдинг), тем больше функций в области управления персоналом ложится на непосредственных линейных руководителей (в особенности в случае территориальной разобщенности компании).

«Диагностика актуального состояния компании», «Исследование барьеров, препятствующих обучению», «Проведение консультаций».

Ч Экономическая

безопасность ком-_ _ пании

Рис. 1. ---------

Модель системы «работник^кадровая служ-ба^руководитель»

Автор рассматривает дефиницию «самообучающаяся компания» как состояние системы, способное обеспечить стабилизацию финансового состояния, стратегическое развитие и расширенное воспроизводство в результате использования трудовых ресурсов. При этом ориентиром выступают внутренние ресурсы компании, за счет которых она должна обеспечить обучение и развитие исполнителей и в большинстве случаев руководителей среднего звена.

Деятельность самообучающейся компании построена на следующих основных принципах:

«Единая цель и единая победа». Общая цель всегда имеет преимущество над целями подразделений и личными целями персонала.

«Общие правила игры». Общие правила достижения цели едины для всех, они обеспечивают равные права и возможности для каждого работника трудового коллектива.

«Достоверная информация». Информация выступает основой для принятия решения и обратной связью качества этого решения.

«Личный пример». Личный пример - это единственный способ достижения общей победы.

Модель самообучающейся компании невозможно внедрить, ее необходимо создавать изнутри, при этом развивать следует не сотрудников, а организационноуправленческую культуру компании в целом.

Следовательно, технология создания самообучающейся компании - использование принципов подстройки под имеющиеся бизнес-условия, традиции, нормы компании и стратегические цели, с предоставлением сотрудникам возможностей для реализации выработанных ими же методов перехода к нововведениям.

Пошаговая модель создания самообучающейся компании представлена на рис. 1.

Для создания самообучающейся компании потребуется выполнить четыре последовательных этапа: «Анализ стратегической карты развития компании»,

Этап I

Этап

Анализ стратегической карты

развития компании

Диагностика актуального состояния компании

Корректировка бизнес-планов с учетом факторов риска

Трудовой коллектив принимает участие в разработке стратегии и тактики компании

Информация используется для принятия правильных ре-

Системы учета и анализа строятся так, чтобы они были полезны в процессе обучения

Финансовые системы строятся так, чтобы каждый работник чувствовал ответственность за ресурсы компании

Каждое подразделение является поставщиком и потребителем услуг

Временная организационная структура

Оптимальная для работника форма вознаграждения

Сбор информации о факторах внешней среды

Партнерство с поставщиками и потребителями услуг

Стремление работников к обучению

Выделение бюджета для планирования карьеры каждого работника

Этап

Исследование барьеров, препятствующих обучению

Этап

Проведение консульта-

Осознание мыслительных карт и характеристик усвоения информации коллективом

Поощрение коллективного обучения

Приобретение и поощрение личного мастерства

Развитие умения видеть перспективы будущего

Развитие системного мышления

Рис. 2.

Модель создания самообучающейся компании.

В последние 10-12 лет за рубежом и в России растет количество предприятий, внедряющих в практику систему управления на основе стратегической карты развития компании. Анализ различных источников показывает, что многие авторы используют этот метод под другими названиями и разработали свой собственный формат, иногда только частично напоминающий исходную модель Каплана - Нортона Система (четыре аспекта деятельности компании, включая финансы, внешние факторы, внутренние бизнес-процессы и персонал) [4]. По мнению автора, все эти модели имеют одну общую особенность: они дают возможность измерять и контролировать такие параметры деятельности компаний, которые не рассматриваются традиционной системой финансовых показателей.

Изучение средств и методов улучшения текущего состояния хозяйствующих субъектов ведется одновременно с корректировкой системы критериев, позволяющей измерить степень этих улучшений. При этом попытки изменений предпринимаются в условиях неопределенности того, что нужно изменять, чтобы привести отдельное предприятие и всю экономическую систему государства к успеху как саморегулируемую сложную экономическую систему.

Таким образом, современный взгляд на систему обучения в организации подчинен идеи, что все в компании должно быть подчинено одной общей цели, а обучение персонала необходимо, так как помогает ее достижению. Процесс обучения никогда не

осуществляется хаотично. В отдельных компаниях процесс обучения проходит латентно, медленно или вовсе не осуществляется. Однако такие компании сталкиваются с неспособностью реагировать на угрозы окружающей среды и не могут обеспечить свою экономическую безопасность.

Список литературы:

1. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. - М.: «Олимп-Бизнес», 1999. -408 с.

2. Румизен М.К. Управление знаниями. - М.: «Издательство АСТ», Издательство «Астрель», 2004 г. - с. 310.

3. Орешина Е.Ю. Экономическая безопасность как условие эффективности управления хозяйственным субъектом // Экономические науки. - 2009. - № 12.

4. Дадалко В.А., Орешина Е.Ю. Обучающаяся компания как метод управления эффективностью бизнеса: монография. -М.: Изд-во «Известия», 2009. - 248 с.

РЕЦЕНЗИЯ

В представленной для рецензирования статье рассмотрены вопросы обеспечения экономической безопасности компании посредством реализация мер по самообучению, а также исследуется проблема формирования единой системы мотивации персонала и внедрения системного мышления.

Опыт развитых стран в преодолении кризисных ситуаций и формирование эффективной производственно-технологической структуры экономики во многом определяются располагаемым потенциалом науки и технологий, в совокупности с эффективными условиями его поддержки и востребованности новшеств экономики. Американские и европейские корпорации активно обучают персонал: специалисты проходят зарубежные стажировки, посещают различные семинары и тренинги.

Для того чтобы успешно конкурировать на мировом рынке товаров и услуг, российским компаниям необходимо постоянно развивать свою деятельность, что отмечено в статье Орешиной Е. Ю.

Автором на основе системного анализа методов самообучения в компаниях справедливо делается вывод о невозможности эффективного развития экономики Российской Федерации при сохранении сложившихся механизмов, форм и условий ее функционирования. Самообучающаяся компания развивается посредством непрерывного обмена передовым опытом и уклонения от повторов типовых ошибок.

Статья Орешиной Е. Ю. «Самообучение как стратегия обеспечения экономической безопасности компании» обладает научной новизной, является актуальной в условиях необходимости перспективного технологического обновления российской экономики и рекомендуется для издания в открытой печати в журнале «Бизнес в законе».

ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», кафедра «Анализ рисков и экономическая безопасность» профессор,

д.э.н. В. А. Дадалко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.