ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ»
Е.И. ШОРНИКОВ,
аспирант, Московский государственный индустриальный университет 12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право;
международное частное право 14.04.03 - организация фармацевтической деятельности Научный руководитель кандидат юридических наук, доктор педагогических наук, профессор Е.В. ПРОТАС, Научный руководитель доктор фармацевтических наук,
профессор П.В. ЛОПАТИН
Аннотация. Рассматриваются основные задачи приоритетного национального проекта «Здоровье»; проблемы, возникшие в ходе его реализации, а также причины, их повлекшие.
Ключевые слова: приоритетный национальный проект «Здоровье», лекарственные средства, фармацевтическая деятельность.
PROBLEMS OF REALIZATION OF PRIORITY NATIONAL
PROJECT »HEALTH»
E.I. SHORNIKOV, graduate student, Moscow State Industrial University
Annotation. This article discusses the main objectives of the priority national project «Health « the problems encounte red during its implementation, as well as the reasons which causedtheir appearance.
Keywords: priority national project «Health», medicine, pharmaceutical activities.
В выступлении Министра здравоохранения и социального развития РФ Т. Голиковой на заседании Совета при Президенте РФ по приоритетным национальным проектам и демографической политике в качестве первоочередных проблем здравоохранения были названы:
Ф профилактика;
Ф кадровая политика;
Ф состояние материально-технической базы;
Ф развитие первичной и высокотехнологичной медицинской помощи;
Ф оснащенность медицинских учреждений диагностическим оборудованием;
Ф удовлетворение потребностей населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи;
Ф финансирование высокотехнологичных видов медицинской помощи.
На эти проблемы были направлены государственное внимание и существенные финансовые вложения. Расходы! федерального бюджета на реализацию проекта составили за два года около 182,1 млрд руб., а софинансиро-вание из региональных бюджетов — около 45 млрд.
Одним из мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения является дополнительная диспансеризация граждан. При этом единый
процесс диспансеризации, в том числе его финансирование, раздроблен на следующие составляющие:
Ф основная диспансеризация, осуществляемая в рамках территориальных программ государственных гарантий (первый вид);
Ф дополнительная диспансеризация граждан в возрасте 35—55 лет, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта, в научно-исследовательских учреждениях (второй вид);
Ф дополнительная диспансеризация работающих граждан (третий вид);
Ф дополнительные периодические медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (четвертый вид).
Медицинские услуги при проведении всех видов диспансеризации оказывают одни и те же муниципальные учреждения здравоохранения и одни и те же специалисты, работающие в системе обязательного медицинского страхования, в рамках одной программы государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи.
Несмотря на обстоятельства, финансовый поток при проведении первого вида диспансеризации проходит через систему обязательного медицинского страхования и бюджеты соответствующих уровней. При проведении второго типа диспансеризации финансовый поток проходит через систему обязательного медицинского страхования. При проведении третьего типа диспансеризации финансовые средства передаются из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету Фонда социального страхования РФ. Однако медико-экономическая экспертиза счетов за оказанные медицинские услуги проводится в территориальных фондах обязательного медицинского страхования. Четвертый вид диспансеризации проводится через систему социального страхования.
Порядки проведения всех видов диспансеризации предусматривают значительное увеличение документооборота в лечебно-профилактических учреждениях от заключения договоров до ежемесячного заполнения разных форм отчетности, реестров, счетов.
Принятые порядки свидетельствуют о несовершенном механизме реализации мероприятий по диспансеризации работающих граждан, начиная от нелогичного дробления финансовых потоков, поступающих в итоге в одни и те же медицинские учреждения, до непродуктивного использования времени медицинских работников на заполнение многочисленных форм отчетности. Ситуация усугубляется тем обстоятельством, что не пересмотрены нормы нагрузки на медицинский персонал и не произведена увязка между дополнительной нагрузкой с учетом реализации основных направлений национального проекта и нормативами.
Кроме того, механизм реализации мероприятий по диспансеризации работающих граждан не рассматривает случаи, встречающиеся в практической деятельности, в частности отсутствие узких специалистов при проведении дополнительной диспансеризации работающего населения, отсутствие одного из видов обследования за неимением диагностического оборудования.
Механизм реализации дополнительной диспансеризации не увязан с формами статистической отчетности Росстата (сведения о работающем населении в возрасте 35—55 лет, в том числе в бюджетной сфере) и картой диспансерного учета по ф. № 131/у-86, утвержденной приказом Минздрава СССР от 30 мая 1986 г. № 770. В результате повышения оплаты труда только отдельным категориям врачей и среднего медицинского персонала, оплата труда медицинских работников, работающих в одном и том же учреждении здравоохранения, отличается более чем в 2,4 раза.
Проведенный анализ среднемесячной заработной платы работников отрасли здравоохранения по отдельным субъектам Федерации показал, что в регионах среднемесячная заработная плата участковых
врачей-терапевтов, участковых врачей-педиатров, врачей общей (семейной) практики в 2,8 раза превышает среднемесячную заработную плату работников отрасли здравоохранения и в 1,6 раза — среднемесячную заработную плату врачей. Среднемесячная заработная плата среднего медицинского персонала, работающего с участковыми врачами-терапевтами, участковыми врачами-педиатрами, врачами общей (семейной) практики, в 1,4 раза превышает среднемесячную заработную плату среднего медицинского персонала и в 1,4 раза — среднемесячную заработную плату работников отрасли здравоохранения и составляет более 80% среднемесячной заработной платы врачей.
С введением национального проекта «Здоровье» так и не была изменена система оплаты труда работников отрасли в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и не привязана к полученным результатам. Оказывая медицинскую помощь, государственные и муниципальные учреждения не стремятся к улучшению показателей здоровья населения, т.е. к качественным, а не количественным изменениям в здравоохранении. Ломка старой системы медицинского обеспечения должна происходить одновременно с построением прямой зависимости оплаты труда медицинских работников от предоставления качественных услуг, результатов их оказания.
Учитывая социальную напряженность, сложившуюся в регионах в результате повышения оплаты труда отдельным категориям медицинских работников, необходимо рассмотреть вопрос о поэтапном повышении заработной платы работникам отрасли здравоохранения до среднего уровня оплаты труда в промышленности.
До настоящего времени не определены источники финансирования в рамках национального проекта «Здоровье» дополнительных расходов учреждений здравоохранения муниципальных образований, связанных с увеличением среднего заработка медицинских работников первичного звена для всех случаев, предусмотренных ТК (отпуска, командировки, повышение квалификации и т. д.). Минздравсоцразвития России и Минфином России даются противоречивые разъяснения по этому вопросу. Как следствие — в регионах в муниципальных учреждениях дополнительные выплаты не включались в расчет среднего заработка медицинским работникам первичного звена при оплате больничных листов. Отпускные выплаты с этих сумм возмещались за счет средств обязательного медицинского страхования. При этом Росфин-надзор считает такие выплаты нецелевым использованием средств.
В результате сохраняется неопределенность в субъектах Федерации в решении этого вопроса и напряженность, связанная с возможным взысканием нецелевого использования средств, направленных на
оплату дополнительных расходов, обусловленная увеличением среднего заработка.
При организации и проведении централизованных закупок диагностического медицинского оборудования в рамках реализации национального проекта «Здоровье» допущены серьезные нарушения и недостатки, что негативно повлияло на формирование эффективной системы обеспечения учреждений здравоохранения медицинской продукцией.
Были допущены нарушения Федерального закона «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», постановления Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. № 867 «Об обеспечении в 2006 году диагностическим оборудованием муниципальных амбулаторно-клинических учреждений для организации первичной медико-санитарной помощи», касающиеся как условий проведения конкурсов, так и поставок медицинского оборудования. Извещения о проведении конкурса на закупку диагностического оборудования для амбулаторно-поли-клинического учреждения не содержали сведений о виде и количестве поставляемых товаров, требованиях к участникам открытого конкурса, установленных его организатором.
Только 23% общей численности членов конкурсной комиссии имели документы, подтверждающие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в области организации торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд.
Принимались обращения поставщиков, желающих участвовать в открытом конкурсе на поставку диагностического оборудования, ранее официальной даты публикации извещения о проведении конкурса.
Минздравсоцразвитием России не разрабатывалась методика применения балльной системы, определяющая процедуру рассмотрения, сопоставления и оценки неценового критерия представленных поставщиками заявок на участие в открытом конкурсе на поставку диагностического оборудования и оборудования для неонатального скрининга. Минздравсоцразвитием России заключен государственный контракт на поставку диагностического оборудования (фиброколо-носкоп) с ЗАО «Медстор» (Москва), не принимавшим участия в открытом конкурсе.
Размещаемые в электронном виде заявки субъектов Федерации подвергались неоднократной корректировке в части объемов и видов закупаемого диагностического оборудования, в том числе после подведения итогов конкурса и заключения государственных контрактов. Заявки субъектов Федерации на бумажных носителях утверждены руководителями органов управления здравоохранения субъектов Федерации после заключения государственных контрактов. Количество и виды диагностического оборудования, утвержденные в заявках субъектов Российской Фе-
дерации, были доведены до тех объемов закупаемого оборудования, которые предусмотрены в государственных контрактах между Минздравсоцразвитием России и поставщиками оборудования. Как следствие — в отдельных регионах не были своевременно подготовлены помещения для установки поступающего диагностического оборудования, не все поставленное оборудование своевременно введено в эксплуатацию.
Отмечаются факты низкой загруженности установленных в 2006 г. стационарных маммографов. Только в 2007 г. в перечень поставляемого в лечебные учреждения муниципальных образований оборудования по национальному проекту «Здоровье» включены передвижные маммографы.
Из предусмотренных в 2006 г. на строительство восьми федеральных центров высоких медицинских технологий за счет государственных капитальных вложений в сумме 12 600 млн руб. освоено только 3196,5 млн, или 25,4%.
Значительное поступление диагностического оборудования и строительство центров высоких технологий требуют дополнительного контроля над эффективным использованием медицинского оборудования и оказанием медицинской помощи населению России.
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2008— 2010 годах» предусматривает расширение прав бюджетных учреждений в их хозяйственной деятельности. В этой связи представляется важным предусмотреть при формировании бюджетной политики новые подходы к финансированию медицинских организаций, реализующих программы обязательного медицинского страхования, обеспечить расчетные данные программы государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи.
В настоящее время нет четкого законодательного разграничения оказания платной и бесплатной медицинской помощи. Разграничение полномочий между уровнями власти и соответствующими расходными обязательствами в социальной сфере, особенно в сфере здравоохранения, не должно ложиться дополнительным бременем на население.
В среднесрочной перспективе следует ввести в практику финансирование бюджетных учреждений здравоохранения на основе государственных заданий. На первом этапе необходимо усилить контроль над выполнением государственных обязательств государственных и муниципальных учреждений и после отработки механизма перейти к расширению прав учреждений, повысив их самостоятельность при использовании выделенных бюджетных средств.
Отсутствуют плановые значения контролируемых показателей задачи «Повышение доступности и качества медицинской помощи» национального «Здоровье» не позволяет по годам оценить степень вы-
полнения показателей и минимизировать системные риски на начальной стадии реализации проекта.
Отмечаются расхождения между данными Росстата и отчетности ГАС «Управление», а также несоответствие данных по показателям; формы отчетности и справочной информации по ГАС «Управление» заполнены не по всем субъектам Федерации.
Визуальный анализ состояния реализации национального проекта «Здоровье» за 2006 г. по всем 11 показателям задачи «Повышение доступности и качества медицинской помощи» (с применением цве-токодовой матрицы-диаграммы) позволяет увидеть и оценить степень дисбаланса плановых (к 2008 г.) и итоговых значений показателей за 2006 г.
В качестве объектов для последующего детального анализа и аудита должны рассматриваться разбалан-сированные значения показателей, задач и мероприятий реализации приоритетных национальных проектов, т.е. должны рассматриваться объекты с результатами, которые не соответствуют плановым заданиям.
По мнению Т. Голиковой, ряд регионов нарушили соглашение, которое заключили с Минзлравсоцраз-витием России, по реализации национального проекта «Здоровье» и Чеченская Республика, Республика Дагестан, Ставропольский край, Челябинская и Ульяновская область не выполнили условия соглашения по реализации мероприятий по совершенствованию оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
Краснодарский край, Кемеровская, Калужская, Амурская, Владимирская области и г. Санкт-Петербург не выполнили условия соглашения по программе оказания помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Глава Минздравсоцразвития России отметила, что в ближайшее время пойдут проверки этих регионов, и в случае, если недостатки не будут устранены, перед руководством Правительства РФ и государства будет поставлен вопрос о перераспределении бюджетных средств, направляемых на реализацию национального проекта «Здоровье» в эти регионы.
ОФОРМЛЕНИЕ ПРАВ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ЗА РУБЕЖОМ
Л.В. ЩЕРБАЧЕВА, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России [email protected] 12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право
Аннотация. Оформление прав на результаты интеллектуальной собственности необходимо не только в государстве правообладателя, но и во всех государствах, где правообладатель намерен вести свою деятельность. Раскрывается получение патентов в соответствии с международными правилами. Существует несколько систем регистрации товарных знаков, они различаются участвующими в них странами, процедурами регистрации и регистрирующими органами.
Ключевые слова: правообладатель, интеллектуальная собственность, патент, регистрирующий орган, международное бюро.
REGISTRATION OF INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS ABROAD
L.V. SHERBACHEVA, candidate of law sciences, dotsent, dotsent of the department of civil law and process of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. Registration of the rights to results of intellectual property is necessary not only in the state of the legal owner, but also in all states where the legal owner intends to conduct the activity. Reception of patents according to the international rules reveals. There are some systems of registration of trade marks, they differ with the countries participating in them, procedures of registration and registering bodies.
Key words: the legal owner, intellectual property, the patent registering body, the international bureau.