Научная специальность
12.00.03 «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право»
УДК 347.215
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВИЛ ОБ ОБОРОТОСПОСОБНОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В ГРАНИЦАХ ОБЪЕКТА ВСЕМИРНОГО ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ
© Мартынов А. С., 2019
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Рассмотрена правовая категория оборотоспособности земельных участков объекта всемирного природного наследия. Анализируются положения международных актов, в частности Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.), а также положения Конституции РФ, Земельного кодекса и федеральных законов, которыми были изменены некоторые нормы Земельного кодекса РФ. Проведен анализ норм Гражданского кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ и ряда других федеральных законов. Исследуется проблема соотношения положений об оборотоспособности, которые закреплены ст. 129 Гражданского кодекса РФ и ст. 27 Земельного кодекса РФ. Сделан вывод о необходимости приведения указанных норм к согласованию по содержанию. Особенно актуальной является проблема реализации прав граждан на земельные участки, расположенные на Байкальской природной территории. Автором предложены изменения в п. 5 ст. 27 ЗК РФ, в частности исключение из категории ограниченных в обороте земельных участков правообладателей - физических лиц, юридических лиц, если их земли находятся на землях населенных пунктов, не включенных в участок всемирного природного наследия - озера Байкал. Вместе с тем послабление режима для правообладателей земельных участков в границах участка всемирного природного наследия не должно привести к негативным последствиям. К числу сдерживающих мер предлагается отнести ряд сдерживающих механизмов для правообладателей земельных участков. Во-первых, установление в законодательстве ограничений прав на землю. Возможные ограничения - ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий. Во-вторых, сдерживающей мерой может быть закрепление безусловного запрета на изменение целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.
Ключевые слова: оборотоспособность земель, Байкальская природная территория, объект всемирного природного наследия, земельные участки.
Основной нормой, устанавливающей правила по обороту земельных участков, является ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)1. Указанная статья ГК РФ с момента введения в действие кодекса была изложена в следующей редакции:
1. Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
2. Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе.
Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам
оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»2 в ст. 129 ГК РФ были внесены существенные изменения. Статья была изложена в следующей редакции:
1. Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.
2. Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения обо-
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
2 О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации : федер. закон от
2 июля 2013 г. № 142-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2013. № 27. Ст. 3434.
ротоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.
Анализируя редакцию ст. 129 ГК РФ, следует отметить следующее. В пункте 1 ст. 129 ГК РФ были исключены слова «не изъяты из оборота или». Пункт 2 был изложен в новой редакции, в которой были исключены положения об объектах, изъятых из оборота.
Для земельных участков, которые в ст. 130 ГК РФ отнесены к объектам гражданских прав, к недвижимым вещам, п. 3 ст. 129 ГК РФ было сохранено правило, в соответствии с которым земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на специальную норму - ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ)1, где закреплено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом. То есть ЗК РФ, который должен установить специальные правила оборота земельных участков, в свою очередь, отсылает к Гражданскому кодексу РФ. При сравнении редакций ст. 129 ГК РФ и ст. 27 ЗК РФ обращает на себя внимание, что для земельных участков сохранился режим, характерный для изъятых из оборота (что предусматривалось в ранее действующей редакции ст. 129 ГК РФ) и ограниченных в обороте земель.
Необходимо отметить важное значение ст. 27 ЗК РФ, ведь отсутствие указанной нормы долгое время не позволяло реализовываться п. 3 ст. 129 и ряду других положений Гражданского кодекса РФ [2, с. 75].
Хотелось бы подробнее остановиться на проблеме соотношения режима земель, изъятых из оборота и ограниченных в обороте.
Как известно, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
В свою очередь, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами [1, с. 78].
Обращает на себя внимание непоследовательная позиция законодателя по поводу различия режима земель, изъятых и ограниченных в обороте. Так, изъятые из оборота земли не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земли, ограниченные в обороте, не могут быть предоставлены в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Буквальный смысл указанных положений позволяет сделать вывод, что земли, ограниченные в обороте, характеризуются тем (и этим они отличаются от земель, изъятых из оборота), что могут быть предоставлены в частную собственность, но только в случаях, установленных федеральными законами. В качестве примера можно привести лесные участки в составе земель лесного фонда.
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ2 лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Следовательно, указанные земли не могут быть объектом частной собственности, что, в свою очередь, не позволяет отличить лесные участки от земельных участков, изъятых из оборота. Однако если обратиться к ст. 9 Лесного кодекса РФ, то лишь она дает возможность единственно верного толкования ст. 27 ЗК РФ, указывая на круг тех сделок, которые могут быть совершены с лесными участками из состава земель лесного фонда.
Лесной кодекс содержит положения о видах права пользования лесными участками. К ним отнесены право постоянного пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут, публичный сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками, которое возникает и прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муници-пально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодатель-
1 Земельный кодекс Российской Федерации от 25 окт. 2001 г. № 136-
ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
2 Собр. законодательства РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.
ные акты Российской Федерации»1, если иное не предусмотрено Земельным кодексом РФ.
Таким образом, в действующей редакции ст. 27 ЗК РФ не дает четкого представления, а также не дает возможности отграничить изъятые из оборота земли и ограниченные в обороте. В связи с этим считаем возможным предложить изменения в указанную статью, изложив ее в следующей редакции: «Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограниченные в обороте земельные участки могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством и законодательством о соответствующей категории земель».
Режим ограниченных в обороте земель, который установлен гражданским и земельным законодательством, порождает проблему в отношении земель, занятых объектами всемирного природного наследия следующего характера. Для иных видов земель, включенных в этот перечень, есть специальные законы, которыми предусмотрены виды сделок, которые могут быть совершены с земельными участками. Например, для земель лесного фонда - Лесной кодекс РФ выступает в роли акта, который предусматривает виды сделок с участками лесного фонда. Для земель особо охраняемых природных территорий в такой роли выступает Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»2. Для земель водного фонда порядок совершения сделок определен в Водном кодексе РФ3. Например, в п. 2 ст. 12 Водного кодекса РФ (Договор водопользования) закреплено, что к договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования. Таким образом, для большинства категорий земель специальными законами определены правила по обороту. Определенным недостатком является то, что для земель, на которых расположены объекты всемирного природного
1 Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собр. законодательства РФ. 2016. № 18. Ст. 2495.
2 Об особо охраняемых природных территориях : федер. закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.
3 Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.
наследия, нет специального нормативного акта (федерального закона), которым бы определялся порядок совершения сделок в первую очередь с земельными участками, на которых эти объекты находятся.
В статье 27 ЗК РФ перечислены земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте.
К земельным участкам, изъятым из оборота, относятся, например, земли, занятые:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 настоящего Кодекса);
2) зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами) и другие. Всего в этом перечне десять объектов, которые признаются изъятыми из оборота.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:
1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК РФ;
2) из состава земель лесного фонда;
3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками, и другие земли, указанные в ст. 27 ЗК РФ.
Перечни земельных участков, изъятых и ограниченных в обороте, неоднократно расширялись, некоторые земельные участки, наоборот, исключались из этих перечней. Все эти процессы свидетельствуют о постоянно меняющихся отношениях, о признании за некоторыми видами земель особого значения и, наоборот, утрате значения некоторых категорий земель.
Данная норма имеет непосредственное отношение к земельным участкам, землям, которые включены в Байкальскую природную территорию, поскольку Байкальская природная территория включена в участок всемирного природного наследия [3, с. 637]. На сегодняшний день актуальной для Байкальского региона (земельных участков, земель на Байкальской природной территории) является проблема реализации прав граждан на земельные участки.
К основным проблемам реализации конституционных прав гражданами относятся:
1. Запрет переоформления ограниченных вещных прав, обязательственного права аренды в собственность.
2. Запрет размещения объектов жилищного фонда в центральной экологической зоне, за исключением расположения создания и функционирования таких объектов в особых экономических зонах.
3. Запрет на предоставление земельных участков в собственность под объектами недвижимости в центральной экологической зоне.
4. Запрет на предоставление земельных участков на основании ст. 39.19 ЗК РФ (Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно).
5. Необходимость прохождения дорогостоящей экологической экспертизы при создании объектов капитального строительства.
Назрела необходимость решить проблему реализации прав лиц на земельные участки в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, что обеспечило бы реализацию основных конституционных прав граждан, а также создало возможности осуществлять жизнедеятельность на принадлежащих лицам земельных участках. Возможным вариантом решения данной проблемы может быть изменение редакции п. 5 ст. 27 ЗК РФ. В связи с чем предлагается внести изменения в п. 5 ст. 27 ЗК РФ, исключив из категории ограниченных в обороте земельные участки правообладателей - физических лиц, юридических лиц, если их земли находятся на землях населенных пунктов, не включенных в участок всемирного природного наследия - озеро Байкал. Для земельных участков правообла-дателей-физических и юридических лиц, расположенных на территории иных населенных пунктов в границах участка всемирного природного наследия - озера Байкал, снятие ограничений оборотоспособности возможно при единственном условии: закреплении границ земель населенных пунктов с постановкой их на кадастровый учет.
Вместе с тем, понимая, что «разрешение» на право собственности и снятие ограничения в обороте с земельных участков правообладателей - физических и юридических лиц могут повлечь нарушения различного рода со стороны собственников земельных участков, следует предусмотреть механизм защиты публичных интересов, а также обеспечить защиту объекта всемирного природного наследия. Отмена ограничения оборотоспособности земельных участков в рамках охраняемой территории объ-
екта всемирного природного наследия требует введения иных мер охраны, поддерживающих высокий режим сохранения участка всемирного природного наследия, и возможна исключительно при условии внедрения на законодательном уровне системы компенсирующих мер правового и организационного воздействия.
Первой обеспечительной мерой будет установление в законодательстве ограничений прав на землю (для всех правообладателей). Возможное ограничение - ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий. Установление такого ограничения должно быть возведено законом в обязанность исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, иначе весь смысл ограничения будет нивелирован отсутствием четкого механизма закрепления. Необходимо помнить, что без принятия органами местного самоуправления актов о введении ограничений невозможна государственная регистрация ограничения прав правообладателей земельных участков.
Второй обеспечительной мерой возможно закрепление безусловного запрета на изменение целевого назначения и разрешенного использования земельных участков правообладателей - физических и юридических лиц. Данная мера потребует внесения изменений в Градостроительный кодекс РФ1, а также в Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»2.
Таким образом, наряду с существующими запретами на перевод в другую категорию земель в отношении некоторых категорий земель, появится новый запрет: изменение правообладателями - физическими и юридическими лицами целевого назначения земельных участков, расположенных в границах участка всемирного природного наследия (центральная экологическая зона Байкальской природной территории).
Третьей обеспечительной мерой возможно закрепление в Земельном кодексе РФ принудительного прекращения права правообладателя (физических и юридических лиц) на земельные участки из состава любой категории земель (не только земель сельскохозяйственного на-значения3) в центральной экологической зоне
1 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 дек. 2004 г. № 190-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 16.
2 О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую : федер. закон от 21 дек. 2004 г. № 172-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2004. № 52 (ч. 1). Ст. 5276.
3 См.: абз. 2 подп. 1 п. 2 ст. 45 Земельного кодекса РФ от 25 окт. 2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собр. законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
Байкальской природной территории при использовании земельных участков не по целевому назначению и с нарушением разрешенного использования земельных участков.
Четвертой обеспечительной мерой возможно закрепление в земельном законодательстве охранных обязательств, которые в действующем законодательстве возложены на собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр. Предлагаем закрепить такие обязательства по аналогии с правилами ст. 47.6 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»1. Однако предлагаемые нами охранные обязательства должны быть возложены исключительно на правообладателей земельных участков в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Содержание охранного обязательства правообладателя земельного участка в центральной экологической зоне Байкальской природной территории должно быть определено, исходя из того, что земельный участок правообладателя находится в границах участка всемирного природного наследия. Возможными требованиями охранного обязательства могут быть требования к сохранению, содержанию и использованию земельного участка в границах участка всемирного природного наследия (состав или перечень видов работ, которые могут проводиться на земельном участке, материалы, используемые на земельном участке и т. п.).
Анализируя ст. 27 ЗК РФ, можно указать на еще одну проблему. Она заключается в следующем: в п. 4 ст. 27 ЗК РФ к земельным участкам, изъятым из оборота, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК РФ). При этом в п. 5 ст. 27 ЗК РФ закреплено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками.
В соответствии с действующим законодательством, в частности с ФЗ «Об охране озера Байкал», озеро Байкал является объектом все-
мирного природного наследия2. Территорию озера Байкал (законодатель использует это понятие) образуют различные территориальные зоны [4]. К ним относятся:
- центральная экологическая зона - территория, которая прилегает к озеру и включает в себя водоохранную зону, особо охраняемые природные территории. В эту зону входит само озеро как объект;
- буферная экологическая зона - это по сути водосборная площадь озера в границах территории Российской Федерации;
- экологическая зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 км на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.
В центральной экологической зоне Байкальской природной территории расположены различные земли: это земли Байкало-Ленского заповедника, Байкальского государственного природного биосферного заповедника, Баргу-зинского государственного природного биосферного заповедника, Прибайкальского национального парка и Забайкальского национального парка, Верхне-Ангарского государственного природного биологического заказника, Кабанского государственного заказника, Фролихинского государственного заказника и некоторых других [5, с. 6].
Перечисленные территории заказников, а также памятников природы в соответствии со ст. 27 ЗК относятся к ограниченным в обороте находящимся в государственной или муниципальной собственности земельным участкам. Таким образом, одна и та же территория может быть признана землей ограниченной в обороте и изъятой из оборота.
В соответствии с действующим законодательством особо охраняемая природная территория может иметь федеральное (государственное) значение и входить в центральную экологическую зону Байкальской природной территории, что позволяет ее рассматривать и как территорию, включенную в участок всемирного природного наследия (оз. Байкал). Чтобы исключить указанное противоречие - двойной режим ограничений оборотоспособности (признание изъятыми из оборота и ограниченными в обороте), следует в ст. 27 ЗК РФ исключить
1 Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации : федер. закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2002. № 26. Ст. 2519.
2 Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 нояб. 1972 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1991. Вып. ХЬУ. С. 482.
положения, допускающие неопределенность в отношении особо охраняемых природных территорий, которые являются объектами национальной охраны (изъятые из оборота) и международной охраны - объекты всемирного природного наследия (ограниченные в обороте). Аналогичное замечание можно сделать в отношении иных земель, включенных в перечень в п. 5 ст. 27 ЗК РФ. На сегодняшний день многие из земель, перечисленных в статье, как ограниченные в обороте, могут входить в состав объекта всемирного природного наследия -оз. Байкал. Так, в центральной экологической зоне Байкальской природной территории расположены земли лесного фонда, особо охраняемые природные территории, кроме заповедников и национальных парков, земли водного фонда, расположенные под объектами гидротехнических сооружений. Все перечисленные земли являются ограниченными в обороте. Помимо этого они входят в границы объекта всемирного природного наследия - оз. Байкал, и таким образом являются ограниченными в обороте.
На наш взгляд, недопустимо возникновение такой ситуация, когда в границах объекта всемирного природного наследия находятся различные территории (особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения, водоохранные зоны и так далее), для которых должен быть единый режим в связи с отнесением их к объектам всемирного природного наследия. На деле земельные участки в границах участка всемирного природного наследия могут быть изъятыми из оборота и ограниченными в обороте. Считаем, что в ст. 27 ЗК должен быть определен единый режим для всех территорий, которые будут относиться к территории объекта всемирного природного наследия.
Подводя итог, необходимо отметить следующее. Установленный режим ограниченных в обороте земель, расположенных в границах участка всемирного природного наследия, в настоящий момент создает ряд препятствий для реализации конституционных, гражданских и земельных прав, в первую очередь, гражданами, проживающими на соответствующих территориях. Поэтому настал момент, когда необходимо соотнести экономические, социальные интересы с задачами охраны природной среды, а также сохранения объектов всемирного природного наследия. Предлагаемые изменения в ст. 27 ЗК РФ, на наш взгляд, позволят разумно сочетать экономические и экологические начала в отношениях по использованию природных, прежде всего земельных, ресурсов в границах Байкальской природной территории. Ш
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Демичев А. А., Грачева О. С. Экологическое право : учебник. M. : Прометей, 2017. 348 с.
2. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. / С. А. Боголюбов, А. И. Бутовецкий, Е. Л. Ковалева, Е. Л. Mинина, В. В. Устюкова ; под ред. С. А. Боголюбова. M. : Проспект, 2017. 784 с.
3. Mеждународное экологическое право : учебник / Т. Г. Авдеева [и др.] ; отв. ред. Р. M. Валеев. M. : Статут, 2012. 639 с.
4. Правовая охрана озера Байкал: научно-практическое пособие (отв. ред. Ю. И. Шуплецова). M. : Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ, 2013 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
5. Штильмарк Ф. Р. Историография российских заповедников (1895-1995). M. : Ногата, 1996. 340 с.
REFERENCES
Demichev A.A., Gracheva O.S. EHkologicheskoe pravo. Moscow, Prometej Publ., 2017, 348 p.
Bogolyubov S.A., Butoveckij A.I., Kovaleva E.L., Minina E.L., Ustyukova V.V. Kommentarij k Zemel'nomu kodeksu Rossijskoj Federacii (postatejnyj; 2-e izd., pererab. i dop., pod red. S.A. Bogolyubova). Moscow, Prospekt Publ., 2017, 784 p.
Avdeeva T.G., Aliev A.I., Amirova R.R. i dr. Mezhdunarodnoe ehko-logicheskoe pravo. Otv. red. R.M. Valeev. Moscow, Statut Publ., 2012, 639 p.
Pravovaya ohrana ozera Bajkal: nauchno-prakticheskoe posobie (otv. red. YU.I. SHuplecova). Moscow, Institut zakonodatel'stva i sravni-tel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve RF Publ., 2013 Konsul'tantPlyus [EHlektronnyj resurs]. Spravochnaya pravovaya sistema.
SHtil"mark F.R. Istoriografiya rossijskih zapovednikov (1895-1995). Moscow, Nogata Publ., 1996, 340 p.
Problems of Implementation of Rules about Turnover Ability of the Land Plots in Borders of an Object of the World Natural Heritage
© Martynov A. S., 2019
The article is devoted to the research of legal category of land lots turnover of the Object of the World Natural Heritage. In the article provisions of the international acts, in particular the Convention On protection of the World Cultural and Natural Heritage (Paris, on November 16, 1972) and also provisions of the Constitution of the Russian Federation, the Land code and federal laws that changed some rules of the Land code of the Russian Federation are analyzed. In the article the analysis of rules of the Civil code of the Russian Federation, the City-planning code of the Russian Federation and some other federal laws is carried out. In the article the problem of a ratio of regulations on land lots turnover which are fixed by Article 129 of the Civil Code of the Russian Federation and Article 27 of the Land code of the Russian Federation is investigated. The author comes to a conclusion about need of reduction of the specified norms to coordination on contents. The problem of realization of the rights of citizens to the land lots located in the Baikal natural territory is especially relevant. The author offered changes in the Paragraph 5 of Article 27 of Land Code of the Russian Federation, in particular, an exception of category of the owners limited in a land lots turnover - citizens, legal persons if their lots are on the territory of the settlements which are not included in the Object of the World Natural Heritage - Lake Baikal. At the same time, should not lead ease of the mode for owners of the land lots in borders of the Object of the World Natural Heritage to negative consequences. To number of the constraining measures, in article the list of the constraining mechanisms for owners of the land lots is offered. First, establishment in the legislation of restrictions of land rights. Possible restriction - restrictions of use of the land lots in zones with special terms of use of territories. Secondly, fixing of the unconditional ban on change of purpose and the allowed use of the land lots can be the constraining measure.
Keywords: Land Lots Turnover, Baikal Natural Territory, Object of the World Natural Heritage, Land Lots.