Научная статья на тему 'Проблемы реализации права на труд осужденных к ограничению свободы'

Проблемы реализации права на труд осужденных к ограничению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
826
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО НА ТРУД / RIGHT TO WORK / ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ / RESTRICTION OF FREEDOM / ОСУЖДЕННЫЙ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / CRIMINAL EXECUTIVE INSPECTION MUNICIPALITY / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SENTENCED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Епанешников Валерий Степанович, Комбаров Роман Владимирович

в статье рассматривается содержание и реализация права на труд осужденных к наказанию в виде ограничения свободы. Указывается на существующие проблемы трудоустройства данной категории осужденных и предлагается внести соответствующие изменения в уголовно-исполнительное законодательство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE RIGHT TO WORK FOR PEOPLE SENTENCED TO LIBERTY RESTRAINT

this article reviews the content and implementation of the right to work of people sentenced to the penalty of liberty restriction. The authors focus on the existing problems of employment in this category of prisoners and offer appropriate changes in the penal laws.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации права на труд осужденных к ограничению свободы»

УДК 343.8 V.S. EPANESHNIKOV, R.V. KOMBAROV

ББК 67.409.11

Е65 PROBLEMS OF THE RIGHT TO WORK FOR PEOPLE SENTENCED TO LIBERTY RESTRAINT

Annotation: this article reviews the content and implementation of the right to work of people sentenced to the penalty of liberty restriction. The authors focus on the existing problems of employment in this category of prisoners and offer appropriate changes in the penal laws. Keywords: right to work, restriction of freedom, sentenced, criminal executive inspection municipality.

ВАЛЕРИЙ СТЕПАНОВИЧ ЕПАНЕШНИКОВ,

доктор юридических наук, доцент, референт (Договорно-правовой департамент МВД России); РОМАН ВЛАДИМИРОВИЧ КОМБАРОВ, преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин (Вологодский институт права и экономики ФСИН России)

E-mail: editor62@yandex.ru.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ТРУД ОСУЖДЕННЫХ К ОГРАНИЧЕНИЮ СВОБОДЫ

Аннотация: в статье рассматривается содержание и реализация права иа труд осужденных к наказанию в виде ограничения свободы. Указышается на существующие проблемы трудоустройства данной категории осужденных и предлагается внести соответствующие изменения в уголовно-исполнительное законодательство. Ключевые слова: право на труд, ограничение свободы, осужденный, уголовно-исполнительная инспекция,

муниципальное образование.

Конституция Российской Федерации закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Более того, положение ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) дополняет, что труд является одним из основных средств исправления осужденных, поскольку именно трудовая деятельность позволяет конкретной личности занять достойное место в социальной иерар-хии1. При этом право на труд для осужденных к ограничению свободы является одним из важных, поскольку бремя материального содержания ложится на них самих и (или) членов семьи. В своей работе Т. Ф. Минязева справедливо отметила, что «труд - единственное средство создания материальных и духовных благ, форма проявления социальной активности личности»2 .

Вместе с тем ввиду факта привлечения к уголовной ответственности и в зависимости от вида совершенного преступления осужденные к ограничению свободы не могут заниматься определенной трудовой деятельностью. Так, они не могут быть приняты на военную службу и служ-

бу в правоохранительных органах, равно как и продолжить в них свою трудовую деятельность3. Не могут быть приняты на гражданскую государственную службу или продолжить работу, если установленные в отношении осужденного ограничения исключают возможность исполнения должностных обязанностей4. Осужденные за преступления в сфере экономики не могут занимать должности профессиональных участников торгов рынка ценных бумаг (руководитель исполнительного органа организации, главный бухгалтер или контролер)5. Осужденный за хозяйственные, должностные, иные тяжкие преступления не может занимать должности руководителей (председателя и главного бухгалтера) клирингового учреждения6. При этом осужденный к ограничению свободы, как и любое свободное лицо, вправе работать или не работать, свободен как в поступлении на постоянную работу либо в уходе с нее, так и в переходе на другую, более интересную и выгодную для него. Вместе с тем ограничение свободы предусматривает возможность возложения на осужденного такого правоограничения, как «не изменять место работы без согласия указанного специализированного государственного органа». Таким обра-

ISSN 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2014. № 1

зом, если суд принял в отношении осужденного данное правоограничение, то последний не вправе самостоятельно сменить свое место работы.

Федеральные законы от 5 апреля 2013 г. № 59-ФЗ и от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ7, внесшие соответствующие дополнения и изменения в ч. 6 ст. 50 УИК РФ, установили закрытый перечень исключительных случаев, при которых уголовно-исполнительная инспекция дает согласие на изменение места работы осужденного. К таким случаям относится: а) изменение осужденным места постоянного проживания (пребывания); б) прекращение трудового договора в связи с изменением работодателем определенных сторонами условий трудового договора; в) истечение срока трудового договора, заключенного осужденным с работодателем; г) расторжение трудового договора по инициативе осужденного в случае установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора; д) поступление (перевод) осужденного в организацию, осуществляющую образовательную деятельность; е) наличие медицинских противопоказаний, препятствующих продолжению работы.

Следует отметить, что ч. 6 ст. 50 УИК РФ говорит об обязанности дать согласие осужденному на изменение места работы при наличии вышеперечисленных исключительных случаев. Таким образом, осужденный, которому установлено дополнительное ограничение «не изменять место работы без согласия указанного специализированного государственного органа», имеет право получить согласие осуществляющей за ним надзор инспекции на изменение места работы при наличии оснований, предусмотренных в ч. 6 ст. 50 УИК РФ.

Кроме того, законодатель, понимая сложность поиска работы в условиях рыночной экономики для лиц, отбывающих уголовные наказания, в ч. 1 ст. 54 УИК РФ закрепил право осужденного к ограничению свободы на оказание помощи в трудоустройстве со стороны осуществляющей за ним надзор инспекции.

Проведенное нами исследование показало, что 62,8 % респондентов из числа осужденных трудоустроено, при этом 28,8 % от их числа занимаются своей трудовой деятельностью неофициально (без заключения трудового договора). При этом 38,8 % от числа трудоустроенных респондентов

отметили, что установленные в отношении их ограничения не позволяют им выполнять трудовые обязанности в полном объеме. В большинстве случаев это связано с невозможностью выехать за пределы муниципального образования (37,2 %) и необходимостью отпрашиваться с работы для регистрации в осуществляющей надзор инспекции (17 %). Часть респондентов (19,4 %) отметили, что в связи с назначенным наказанием им пришлось изменить график работы на прежнем месте либо сменить место своей работы. Связано это со следующими причинами: трудовая деятельность заключалась в постоянных командировках; место работы находилось в другом населенном пункте (муниципальном образовании); работа заключалась в выполнении трудовых функций в ночное время и вахтовым методом.

В ряде случаев у осужденных к ограничению свободы изменение места работы привело к снижению уровня дохода.

В свою очередь, 58 % респондентов от числа сотрудников инспекций при трудоустройстве осужденных к ограничению свободы столкнулись со следующими проблемами: отсутствие вакантных рабочих мест на рынке труда в муниципальном образовании - 39,1 % полученных ответов; предлагаемые вакансии предусматривают выезд за пределы муниципального образования либо график работы не совпадает с установленным ограничением по времени (сменная работа, в ночное время) - 11,1 %; работодатели не желают брать на работу осужденных лиц - 20,9 %; отсутствие у осужденных необходимого образования и низкая квалификация не соответствуют требованиям имеющихся вакансий на рынке труда - 7,2 %; отсутствие удостоверяющих личность осужденного документов, необходимых при трудоустройстве, -7,2 %; нежелание самих осужденных работать - 14,5 %.

Как можно заметить, в большинстве случаев осужденные к ограничению свободы не могут реализовать свое право на труд ввиду запрета покидать муниципальное образование, а также необходимости находиться по месту жительства в определенное время суток.

Пункт 25 Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы, утвержденной приказом Минюста России от 11 октября 2010 г. № 25 88, предусматривает, что при наличии достаточных оснований и подтверждающих официальных документов уголовно-исполнительная инспекция вправе вносить в суд мотивированное представление о частичной

отмене установленных ограничений в случае исполнения осужденным функциональных обязанностей по месту работы, вне территориального образования, выезд за пределы которого ему запрещен, либо во время суток, в которое ему запрещено выходить из места постоянного проживания (пребывания).

Вместе с тем суд не может полностью удовлетворить данное представление, поскольку такое ограничение, как «не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования», является обязательным для возложения на осужденного к ограничению свободы, и уголовное и уголовно-исполнительное законодательство не предусматривает случаи его отмены. Единственное, что суд вправе сделать, это снять с осужденного ограничение «не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток» либо установить другой период, в течение которого ему запрещено покидать место жительства (пребывания).

Необходимо отметить, что такой вопрос, как невозможность осужденного к ограничению свободы реализовать право на труд за пределами соответствующего муниципального образования, носит проблемный характер, поскольку он должен обеспечить свое существование, минимальные потребности в предметах первой необходимости, пище, оплате коммунальных услуг и пр. Отсутствие у осужденного работы порождает дополнительные социальные проблемы не только для него, но и для его семьи и близких9. Недостаток средств к существованию может подтолкнуть его к совершению новых преступлений. Так, А. В. Звонов и С. А. Пичугин отмечают, что проблемы с трудоустройством, занятостью и, как следствие, с наличием необходимых для жизни средств являются одной из причин совершения повторных преступлений осужденными к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества10. Кроме того, на осужденного может быть наложена судом обязанность возместить причиненный своими действиями (бездействием) материальный вред, а также может возникнуть необходимость в выплате алиментов и налогов, что невозможно ввиду отсутствия заработка.

В литературе отмечается многоаспектный характер восстановления социальной справедливости, включающей в себя: 1) взаимосвязь и максимальную соразмерность наказания общественной опасности преступления и личности

- ISSN 2072-2427 Уголовно-исп(

виновного; 2) учет интересов потерпевшего; 3) неотвратимость наказания11 . Таким образом, не позволяя осужденному сохранить место работы или устроиться на новое ввиду установленных ограничений, законодатель не учитывает интерес потерпевшего, заключающийся в получении компенсации за нанесенный ему вред, и тем самым не достигается цель наказания -восстановление социальной справедливости.

Трудно не согласиться с мнением М. В. Арзамасцева о том, что наличие у осужденного постоянной работы существенным образом влияет на исправление лица, совершившего преступление, и может способствовать в ряду других факторов предупреждению рецидивных преступлений12 . В связи с этим при вынесении решения судебный орган по возможности должен учитывать график работы и трудовые обязанности, которые имеются у лица на момент осуждения. Следует отметить и необходимость тесного взаимодействия государственных учреждений, муниципальных органов, организаций и всего общества с целью обеспечения трудовой занятости осужденных к ограничению свободы.

Внесший дополнения в ст. 50 УИК РФ Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 59-ФЗ предоставил осужденным к ограничению свободы право получить согласие инспекции на уход из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, на посещение определенных мест, расположенных в пределах территории соответствующего муниципального образования, либо на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования в случаях необходимости решения вопросов трудоустройства. Перечень таких случаев обозначен в п. «е» ч. 4 ст. 50 УИК РФ, а именно: явка в органы службы занятости населения для регистрации и дальнейшего взаимодействия с этими органами в целях поиска подходящей работы либо регистрации в качестве безработного, если в установленных судом пределах территории отсутствуют соответствующие органы службы занятости населения; прохождение предварительного собеседования; прохождение обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования), необходимого для заключения трудового договора, если этот осмотр (обследование) не может быть пройден в установленных судом пределах территории; заключение трудового договора; заключение договора гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг; государствен-

нительное право. 2014. № 1 -

ная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, получение лицензии (разрешения) на осуществление определенного вида деятельности.

Как видим, законодатель предоставил осужденному к ограничению свободы возможность трудоустроиться за пределами муниципального образования, в котором он отбывает наказание, в то же время не предоставив ему возможности реализовать право на труд в другом муниципальном образовании.

Учитывая ограниченную возможность реализации осужденным к ограничению свободы права на труд в соответствующем муниципальном образовании, отсутствие вакантных рабочих мест по месту жительства, продолжительный процесс рассмотрения судами возможности выезда за пределы муниципального образования и при этом необходимость самостоятель-

ного обеспечения осужденным своего проживания, целесообразно предоставить ему с разрешения осуществляющей надзор инспекции право на уход из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, на посещение определенных мест, расположенных в пределах территории соответствующего муниципального образования, либо на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования при осуществлении функциональных обязанностей по месту работы за установленными судом пределами территории.

Таким образом, необходимо ч. 4 ст. 50 УИК РФ дополнить пунктом «з» следующего содержания:

«з) осуществление осужденным функциональных обязанностей по месту работы за установленными судом пределами территории».

Список Использованной [Литературы

1 См.: Зубова А. О. Общественно полезный труд и профессиональная подготовка осужденных, отбывающих наказание в следственном изоляторе // Вестник института: преступление, наказание, исправление / ВИПЭ ФСИН России. 2012. № 3 (15). С. 27.

2 Минязева Т. Ф. Правовое положение осужденных. М., 2000. С. 88.

3 См.: О воинской обязанности и военной службе : Федер. закон от 12 марта 1998 г. № 53-Ф3. Ч. 5. Ст. 34 // Собрание законодательства Рос. Федерации. 1998. № 13. Ст. 1475; О полиции : Федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3. П. 2. Ч. 1. Ст. 29; Ч. 3. Ст. 35 // Там же. 2011. № 7. Ст. 900; О прокуратуре Российской Федерации : Федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202-1. Ч. 2. Ст. 40.1 // Там же. 1995. № 47. Ст. 4472; О Следственном комитете Российской Федерации : Федер. закон от 28 декабря 2010 г. № 403-Ф3. П. 2. Ч. 4. Ст. 16 // Там же. 2011. № 1. Ст. 15; О службе в таможенных органах Российской Федерации : Федер. закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ. Ч. 1. Ст. 7 // Там же. 1997. № 30. Ст. 3586.

4 См.: О государственной гражданской службе Российской Федерации : Федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ. Ч. 1. Ст. 16 // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.

5 См.: Положение о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг : постановление ФКЦБ России от 19 июля 1998 г. № 24. П. 2.7 // Вестник ФКЦБ России. 1998. № 5.

6 См.: Временное положение о порядке выдачи лицензии клиринговым учреждениям. П. 1.1.9 // СПС «КонсультантПлюс».

7 См.: [О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» : Федер. закон от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ // Рос. газ. 2013. 10 июля.

8 См.: Российская газета. 2010. 27 окт.

9 См.: Минязева Т. Ф. Указ. соч. С. 91.

10 См.: Звонов А. В., Пичугин С. А. Анализ причин и условий совершения повторных преступлений осужденными к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества // Вестник института: преступление, наказание, исправление / ВИПЭ ФСИН России. 2013. № 2 (22). С. 12.

11 См.: Зубкова В. И. Восстановление социальной справедливости - одна из целей уголовного наказания / / Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11: Право. 2003. № 1. С. 68-70.

12 См.: Арзамасцев М. В. Проблемы определения места исполнения наказания в виде ограничения свободы // Уголовное право. 2010. № 4. С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.