Научная статья на тему 'Ограничение свободы в системе видов наказаний по уголовному кодексу Российской Федерации'

Ограничение свободы в системе видов наказаний по уголовному кодексу Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2225
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ВИДОВ НАКАЗАНИЙ / ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ / УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ СУДОМ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ / СРОКИ / ПОРЯДОК ОТБЫВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ЭТОГО НАКАЗАНИЯ / ПОСЛЕДСТВИЯ ЗЛОСТНОГО УКЛОНЕНИЯ ОТ ЕГО ОТБЫВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малков В. П., Шафигуллина Ч. Ф.

В статье дается юридическая характеристика наказания в виде ограничения свободы по УК РФ, прежнего по названию, но нового по существу, показывается карательное его содержание, правовые условия назначения судом и устанавливаемые осужденному ограничения прав и свобод, порядок отбывания и исполнения данного наказания, правовые последствия злостного уклонения осужденного от его отбывания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ограничение свободы в системе видов наказаний по уголовному кодексу Российской Федерации»

УДК 343.26

В.П. МАЛКОВ, доктор юридических наук, профессор,

Ч.Ф. ШАФИГУЛЛИНА, аспирант

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ В СИСТЕМЕ ВИДОВ НАКАЗАНИЙ ПО УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье дается юридическая характеристика наказания в виде ограничения свободы по УК РФ, прежнего по названию, но нового по существу, показывается карательное его содержание, правовые условия назначения судом и устанавливаемые осужденному ограничения прав и свобод, порядок отбывания и исполнения данного наказания, правовые последствия злостного уклонения осужденного от его отбывания.

Уголовное наказание в виде ограничения свободы не было известно ни уголовному праву царской России, ни уголовному законодательству советского времени. Это наказание было введено в уголовное законодательство России с принятием Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 г. [1].

В первоначальной редакции этого УК ограничение свободы (ст. 44) по его тяжести в системе видов наказаний было помещено на 8-е месте (между конфискацией имущества и арестом). В ст. 45 УК 1996 г. предусматривалось, что ограничение свободы наряду с обязательными работами, исправительными работами, ограничением по военной службе, арестом, содержанием в дисциплинарной воинской части, лишением свободы на определенный срок, пожизненным лишением свободы и смертной казнью применяется только в качестве основного наказания.

В первоначальной редакции ст. 53 УК карательное содержание этого наказания, правовые условия и порядок его применения регламентировались следующим образом:

1. Ограничение свободы заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без

изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора.

2. Ограничение свободы назначается:

а) лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений и не имеющим судимости, - на срок от одного года до трех лет;

б) лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, - на срок от одного года до пяти лет.

3. В случае замены обязательных работ или исправительных работ ограничением свободы оно может быть назначено на срок менее одного года.

4. В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к ограничению свободы, оно заменяется лишением свободы на срок ограничения свободы, назначенного приговором суда. При этом время отбытия ограничения свободы засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день лишения свободы за один день ограничения свободы.

5. Ограничение свободы не назначается лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестиде-

сятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Из сказанного выше усматривается, что это наказание предполагалось применять к осужденным обоего пола, достигшим к моменту постановления приговора совершеннолетнего возраста, трудоспособным, не являющимся инвалидами первой или второй группы, военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, не достигшим пенсионного возраста, а применительно к женщинам, - также и не находящимся в состоянии беременности и не имеющим малолетних детей в возрасте до восьми лет.

Кроме того устанавливался дифференцированный подход к определению сроков этого наказания в зависимости от формы вины при совершении виновным соответствующего преступления.

Порядку исполнения и отбывания ограничения свободы была посвящена гл. 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации 1997 г. [2], названная «Исполнение наказания в виде ограничения свободы».

В первоначальной редакции ст. 47 УИК РФ 1997 г. под наименованием «Места отбывания ограничения свободы» устанавливалось, что осужденные к ограничению свободы отбывают наказание в специальных учреждениях -исправительных центрах, как правило, в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены, а осужденные, которым ограничение свободы назначено в порядке замены иного неотбытого вида наказания, могли быть направлены для отбывания этого наказания в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта РФ.

Как было установлено в ч. 2 ст. 47 УИК, в таком же порядке для отбывания этого наказания могли направляться осужденные, по месту жительства которых отсутствовали исправительные центры.

Создание системы исправительных центров для исполнения наказания в виде ограничения свободы оказалось весьма сложной задачей, требующей немалого финансирования осуществления организационно-технических ме-

роприятий со стороны Министерства внутренних дел страны, МВД и УВД субъектов Российской Федерации, руководства субъектов Федерации и органов местного самоуправления, кадров специалистов.

На органы местного самоуправления, которые фактически только формировались и набирались опыта, возлагалась обязанность содействовать органам, исполняющим наказание в виде ограничения свободы, в трудовом и бытовом устройстве осужденных, направленных для отбывания наказания. По представлению органа внутренних дел органы местного самоуправления должны были решать вопросы о границах территории исправительного центра и устанавливать правила поведения населения на этой территории.

Однако в условиях отсутствия надлежащей мотивации к созданию исправительных центров, как у руководства субъектов Федерации, так и органов местного самоуправления, наличия на территориях муниципальных образований безработицы у населения и отсутствия финансирования деятельности органов местного самоуправления эта обязанность оказалась невыполнимой.

Как устанавливалось в Уголовно-исполнительном кодексе РФ, в исправительных центрах должны были быть разработаны и действовать Правила внутреннего распорядка, утверждаемые МВД РФ по согласованию с Генеральной прокуратурой страны.

Осужденные к ограничению свободы подлежали надзору со стороны администрации исправительного центра и обязаны были выполнять Правила внутреннего распорядка; работать там, куда были направлены администрацией; постоянно находиться в пределах исправительного центра, не покидать его без разрешения администрации; проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях и не покидать их в ночное время; участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очередности, в основном, в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю; постоянно

иметь при себе документ установленного образца, удостоверяющий личность. Предусматривались и другие правила поведения осужденных.

Уголовно-исполнительным законодательством предусматривалось, как правило, раздельное содержание осужденных, которым ограничение свободы было назначено в порядке замены более мягким видом наказания от тех из осужденных, которым это наказание назначено по приговору суда, а также раздельное содержание от иных осужденных, ранее отбывавших лишение свободы и имеющих судимость и совершивших преступление в соучастии. В первоначальной редакции УИК РФ содержалось немало иных правовых положений, относящихся к порядку исполнения и отбывания наказания в виде ограничения свободы.

Напомним, что в ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ от 13 июня 1996 г. «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» предусматривалось, что положения о наказаниях в виде обязательных работ и ареста вводятся в действие федеральным законом после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 г. [3]. В тексте статьи четвертой названного Закона, однако, не было сказано об отложении введения в действие положений УК о наказании в виде ограничения свободы. Таким образом, законодатели, вероятно, планировали ввести в действие положения УК о наказании в виде ограничения свободы с 1 января 1997 г.

Однако Федеральным законом № 161-ФЗ от 27 декабря 1996 г., а позднее и Законом № 4-ФЗ от 10 января 2002 г., ст. 4 Федерального закона от 13 июня 1996 г. «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» была изложена в новой редакции: в ней предусматривалось, что положения Уголовного кодекса о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста вводятся в действие федеральным законом или федеральными законами после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации по мере создания необходимых условий для испол-

нения этих видов наказаний, но при этом положения о наказании в виде обязательных - не позднее 2004 г., о наказании в виде ограничении свободы - не позднее 2005 г, о наказании в виде ареста - не позднее 2006 г.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ был принят Государственной Думой 18 декабря

1996 г., одобрен Советом Федерации 25 декабря 1996 г., подписан Президентом РФ 8 января

1997 г., а в действие введен с 1 июля 1997 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения в действие [4].

В статье 5 Федерального закона № 2-ФЗ от 8 января 1997 г. «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» вопрос о введении в действие положений УК о наказании в виде ограничения свободы решался иначе: в ней указывалось, что положения УИК РФ о наказании в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста вводятся в действие федеральным законом по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 г. [5].

Правительству РФ было поручено в течение 1997 г. подготовить и утвердить Положение об арестных домах и норматив их штатной численности и Положение об исправительных центрах и норматив их штатной численности. Однако эти предписания реализованы не были главным образом по причинам финансового характера.

Редакция ст. 5 Закона № 2-ФЗ от 8 января 1997 г. «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» вновь была изменена Федеральным законом от 10 января 2002 г. [6]. В новой редакции ст. 5 Закона № 2-ФЗ было предусмотрено, что положения УИК РФ о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста вводятся в действие федеральным законом или федеральными законами по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но при этом о наказании в виде обязательных работ - не позднее 2004 г., о наказании в виде ограничения свободы - не позднее 2005 г., наказании в виде ареста не позднее 2006 г.

Таким образом, предписания федеральных законов о порядке введения в действие положений УК РФ и УИК РФ о наказаниях в виде обязательных работ, ограничении свободы и ареста были между собой согласованы.

Федеральным законом № 177-ФЗ от 28 декабря 2004 г. «О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ», наконец, по истечении восьми лет после начала применения УК 1996 г. предписания о названном наказании введены в действие [7]. Федеральным законом № 81-ФЗ от 6 мая 2010 г. «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части назначения наказания в виде обязательных работ» возможность применения этого наказания в статьях Особенной части УК существенно расширена [8].

Положения о наказании в виде ограничения свободы введены в действие Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 377-Ф3 лишь по истечении 14 лет с начала действия УК РФ 1996 г. и УИК РФ 1997 г. [9].

Рассматриваемое наказание при этом радикально реформировано в сторону его гуманизации. Однако положения уголовного и уголовно-исполнительного законодательства о наказании в виде ареста не введены в действие до настоящего времени.

Согласно ч. 1 ст. 53 УК РФ (в редакции Закона № 377-Ф3 от 27.12.09) ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. При этом судом возлагается на осужденного обязанность являться в

специализированный государственный орган (в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного) для регистрации от одного до четырех раз в месяц.

Законом предусмотрена также возможность назначения судом осужденному ограничений по поводу изменения места жительства или пребывания без согласия уголовно-исполнительной инспекции, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования. Эти ограничения для осужденного являются обязательными.

В ч. 2 ст. 53 УК устанавливаются сроки, на которые может назначаться наказание в виде ограничения свободы. Это наказание назначается на срок от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой и средней тяжести, а также в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы на срок от шести месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. По смыслу закона рассматриваемое наказание не может назначаться в качестве основного наказания за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, а в качестве дополнительного -к иным видам наказаний, кроме лишения свободы.

Это наказание может применяться к осужденным обоего пола, к несовершеннолетним -только в качестве основного наказания (ч. 5 ст. 88 УК). Как и прежде, уголовным законом определяется круг лиц, к которым рассматриваемое наказание не может назначаться. Это военнослужащие, иностранные граждане, лица без гражданства, а также лица, не имеющие постоянного проживания на территории Российской Федерации.

По смыслу ч. 3 ст. 53 УК в период отбывания наказания в виде ограничения свободы по представлению уголовно-исполнительной инспекции, осуществляющей надзор за отбыванием осужденным этого наказания, суд может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения.

Надзор за осужденными, отбывающими ограничение свободы, осуществляется в порядке,

предусмотренном уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, а также издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы в качестве основного наказания, суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции может заменить неотбытую часть ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.

Из сказанного выше видно, что наказание в виде ограничения свободы, по сравнению с прежними положениями УК РФ 1996 г., осталось без изменений только по названию, но стало принципиально новым по содержанию, по правовым условиям его назначения, исполнения и отбывания.

С учетом кардинальных изменений существа наказания в виде ограничения свободы в Общей части УК, внесены также изменения во многие санкции его Особенной части, а также в Уголовно-исполнительный кодекс РФ.

Федеральным законом от 21 февраля 2010 г. в гл. 8 УИК РФ введена новая ст. 47.1 под наименованием «Порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы». В ч. 1 ст. 47.1 УИК предусматривается, что специализированным государственным органом, осуществляющим надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, является уголовно-исполнительная инспекция.

В ч. 2 ст. 47.1 УИК установлено, что уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного не позднее 15 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) вручает осужденному официальное уведомление о необходимости его явки в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет. Осужденный к наказанию в виде ограничения свободы в течение трех суток после получения указанного уведомления обязан явиться в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для постанов-

ки на учет. Уголовно-исполнительная инспекция разъясняет осужденному его права и обязанности, порядок и условия отбывания наказания, а также ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания.

Осужденный, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ограничением свободы, и осужденный, которому ограничение свободы назначено в качестве дополнительного наказания к лишению свободы, освобождаются из учреждения, в котором они отбывали наказание в виде лишения свободы, и следуют к месту жительства самостоятельно за счет средств федерального бюджета. Администрация исправительного учреждения вручает осужденному предписание о выезде к месту жительства с указанием маршрута следования и времени явки для постановки на учет в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства, о чем уведомляет указанную уголовно-исполнительную инспекцию незамедлительно в письменной форме.

Уголовно-исполнительная инспекция по мету жительства осужденного ставит его на персональный учет. При постановке на учет осужденный подвергается дактилоскопической регистрации и фотографированию (ч. 4 ст. 47.1 УИК). После этого УИК в течение трех суток со дня постановки на учет осужденного извещает о том орган внутренних дел по месту его жительства.

Уголовно-исполнительные инспекции проводят воспитательную работу с осужденными к рассматриваемому наказанию. В воспитательной работе с осужденными могут принимать участие представители общественности.

Правила исчисления срока отбывания наказания в виде ограничения свободы регламентируются ст. 49 УИК РФ. В частности, в этой статье устанавливается, что срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, исчисляется со дня постановки осужденного на учет уголовно-исполнительной инспекцией.

В срок отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, засчитывается время содержания осуж-

денного под стражей в качестве меры пресечения из расчета один день пребывания под стражей за два дня ограничения свободы. Срок отбывания осужденным ограничения свободы в качестве дополнительного наказания, а также при замене ему неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы исчисляется со дня освобождения осужденного из места лишения свободы. Время следования осужденного из исправительного учреждения к месту жительства или пребывания засчи-тывается в срок отбывания ограничения свободы из расчета один день за один день.

Однако в этот срок не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного без уважительных причин по месту жительства свыше одних суток.

Наказание в виде ограничения свободы отбывается осужденным по месту его жительства. Он обязан соблюдать установленные судом ограничения, а также являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им этого наказания. В случае, когда в отношении осужденного судом не установлены ограничения на изменение места работы и (или) учебы без согласия УИК, осужденный обязан не позднее семи дней со дня изменения места работы и (или) учебы уведомить об этом уголовно-исполнительную инспекцию.

В Уголовно-исполнительном кодексе РФ определяются обязанности уголовно-исполнительной инспекции по отношению к осужденным к ограничению свободы. Уголовно-исполнительная инспекция ведет учет осужденных, разъясняет им порядок и условия отбывания этого наказания, осуществляет надзор и принимает меры по предупреждению с их стороны нарушений установленного порядка отбывания наказания, оказывает осужденным помощь в трудоустройстве, проводит с ними воспитательную работу, применяет установленные законом меры поощрения и взыскания, вносит в суд представления об отмене частично либо о дополнении ранее установленных судом для осужденных ограничений, а также о замене неотбы-

той части наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы осужденным, уклоняющимся от отбывания наказания.

За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду и (или) учебе уголовно-исполнительная инспекция может применять к осужденным меры поощрения: благодарность; досрочное снятие ранее наложенного взыскания; разрешение на проведение за пределами территории соответствующего муниципального образования выходных и праздничных дней; разрешение на проведение отпуска с выездом за пределы соответствующего муниципального образования.

В ст. 58 УИК РФ определяется ответственность осужденных за нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы и за уклонение от его отбывания.

Нарушениями порядка и условий отбывания наказания признаются: неявка без уважительных причин осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет; несоблюдение без уважительных причин осужденным установленных судом ограничений; неявка осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию по вызову без уважительных причин для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания; неявка без уважительных причин осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации; нарушение общественного порядка, за которое осужденный был привлечен к административной ответственности; невыполнение осужденным требования, указанного в ч. 3 ст. 50 УИК РФ.

За нарушения осужденным условий и порядка отбывания этого наказания уголовно-исполнительная инспекция применяет к нему взыскание в виде предупреждения. За совершение любого из называвшихся выше нарушений в течение года после вынесения осужденному предупреждения, уголовно-исполнительная инспекция применяет к нему меру взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений.

В УИК РФ определяются категории осужденных, которые относятся к группе злостно уклоняющихся от отбывания рассматриваемого наказания. Таковыми признаются: а) осужденный, допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений; б) осужденный, отказавшийся от использования в отношении него технических средств надзора и контроля; в) скрывшийся с места жительства осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней; г) осужденный, не прибывший в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с предписанием.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания данного наказания, назначенного в качестве основного наказания либо примененного в порядке замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы в соответствии со ст. 80 УК РФ, уголовно-исполнительная инспекция вносит в суд представление о замене ему ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы. Злостное уклонение

осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Список литературы

1. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

2. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 2. - Ст. 198.

3. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №24. - Ст. 2955.

4. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 2 . - Ст. 198.

5. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 2. - Ст. 199.

6. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 2. - Ст. 130.

7. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - №1 ( часть 1). - Ст. 3.

8. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 19. - Ст. 2289.

9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы. Федеральный закон № 377-ФЗ от 27 декабря 2009 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. -2009. - № 52. - Ст. 6453.

В редакцию материал поступил 08.08.10

Ключевые слова: система видов наказаний, ограничение свободы, условия назначения судом ограничения свободы, сроки, порядок отбывания и исполнения этого наказания, последствия злостного уклонения от его отбывания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.