Научная статья на тему 'Проблемы реализации прав пациентов'

Проблемы реализации прав пациентов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
433
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА ПАЦИЕНТОВ / ИНФОРМИРОВАННОСТЬ ПАЦИЕНТОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Большакова Н.И., Трофимова С.А.

В статье проанализированы знание студентами своих прав при обращении за медицинской помощью, источники получения правовой информации. Сделан вывод, что в настоящее время уровень правовой грамотности молодого поколения по вопросам получения медицинских услуг остается низким. Основным источником получения знаний о правах пациентов для студентов являются советы и мнения знакомых, друзей и родственников, а также средства массовой информации, а не страховые медицинские организации, учреждения здравоохранения и высшие учебные заведения профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Большакова Н.И., Трофимова С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации прав пациентов»

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ПАЦИЕНТОВ

© Большакова Н.И.*, Трофимова С.А.*

Красноярский государственный аграрный университет, г. Красноярск

В статье проанализированы знание студентами своих прав при обращении за медицинской помощью, источники получения правовой информации. Сделан вывод, что в настоящее время уровень правовой грамотности молодого поколения по вопросам получения медицинских услуг остается низким. Основным источником получения знаний о правах пациентов для студентов являются советы и мнения знакомых, друзей и родственников, а также средства массовой информации, а не страховые медицинские организации, учреждения здравоохранения и высшие учебные заведения профессионального образования.

Ключевые слова права пациентов, информированность пациентов.

Права граждан в сфере охраны здоровья закреплены международными и российскими нормативными правовыми актами. Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам охрану здоровья и оказание медицинской помощи. Любой человек, обратившийся за медицинской помощью, независимо от состояния своего здоровья или наличия какого-либо заболевания, считается пациентом [2]. В последнее десятилетие, в период реформирования российского общества и здравоохранения, правам пациентов придается большое значение. Приоритет интересов пациента и права пациента подробно изложены в принятом в 2011 году Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1]. Однако низкая информированность населения в правовых вопросах по охране здоровья приводит к неспособности защитить данные права при оказании медицинских услуг и снижает качество оказываемой медицинской помощи [4]. В настоящее время имеется потребность в установлении уровня правовых знаний различных категорий населения по вопросам оказания медицинской помощи в субъектах Российской Федерации [3].

Цель исследования: изучить уровень информированности молодого поколения города Красноярска по вопросам прав пациентов.

Нами проведен анкетный опрос студентов первого и третьего курсов, обучающихся по специальностям «сервис», «судебная экспертиза», «юриспруденция». В опросе приняли участие 81 респондент, из них 63 % - женщины, 37 % - мужчины. Средний возраст участников опроса - 19,3 ± 1,08 лет. Все студенты на момент опроса имели среднее образование.

* Доцент кафедры Корпоративного права и сервиса, кандидат медицинских наук.

* И.о. заведующего кафедрой, доцент кафедры Корпоративного права и сервиса, кандидат философских наук.

Анализировались такие факторы, как знание студентами своих прав при обращении за медицинской помощью, источники получения этой информации, представление об органах, защищающих права пациентов. Статистическая обработка результатов осуществлялась с помощью пакета прикладных программ «Statistica - 6.0 for Windows». Респонденты не распределялись по возрасту, профилю подготовки, так как цель опроса сводилась к получению обобщенного мнения в ходе анкетирования от всех принимавших участие.

Результаты и обсуждение: установлено, что в течение 12 месяцев в оказании медицинских услуг нуждались 75,3 % студентов. В поликлинику по месту жительства обращались 51,9 % респондентов, в здравпункт по месту учебы - 11,1 %, были госпитализированы 21 % респондентов, 9,9 % вызывали скорую помощь, 17,3 % обращались в травмпункт, 34,6 % посещали стоматологические клиники, 22,2 % - платные медицинские учреждения. Обращались за помощью к экстрасенсам, народным целителям, знахарям, гомеопатам 3,7 % опрошенных. Предпочитают самолечение 16,1 % респондентов. Не возникла необходимость обращения за медицинской помощью в течение года у 24,7 % студентов.

Проведенный анализ ответов свидетельствует о том, что основная масса студентов недостаточно информирована о своих правах при получении медицинской помощи, о чем свидетельствует высокий процент (43,2 %) выбора варианта ответа «затрудняюсь ответить на вопрос» и «не знаю» (7,4 %). Считают, что знают свои права при получении услуг в сфере здравоохранения 49,4 % респондентов. Однако, высокий показатель ответов, по смыслу противоречащих действующему законодательству о здравоохранении, свидетельствует об определенной самоуверенности опрашиваемых в отношении своих знаний о таких правах.

Знают, что такое обязательное медицинское страхование 90,1 % респондентов, не информированы в этом вопросе - 3,7 %, еще 6,2 % студентов затрудняются ответить на данный вопрос. О добровольном медицинском страховании имеют представление 70,4 % опрошенных. Не знают о добровольном медицинском страховании 12,3 % респондентов и 17,3 % затруднились ответить на вопрос. В настоящее время недостаточная информированность населения о добровольном медицинском страховании является одной из причин, препятствующих развитию данной системы.

О своем праве выбора медицинской организации знают 65,5 % студентов. Считают, что не имеют такого права 14,8 % опрошенных и 19,7 % затруднились ответить на вопрос.

Знают о праве выбора врача 67,9 % респондентов. Полагают, что выбор врача может осуществляться только на платной основе, 12,4 % опрошенных. Не знают о такой возможности 11,1 % проанкетированных.

О праве самостоятельного выбора страховой медицинской организации знают 72,8 % опрошенных. Не осведомлены в этом вопросе 3,7 % респондентов, а еще 23,5 % - затруднились ответить.

Об упрощении процедуры получения медицинской помощи по полису обязательного медицинского страхования при нахождении за пределами региона прикрепления знает большинство опрошенных - 75,3 %. При этом о возможных различиях в объеме оказываемой помощи в соответствии с базовой и территориальными программами обязательного медицинского страхования знает только 28,4 % учащихся. Не обладают такой информацией 37 % студентов и 34,6 % респондентов затруднились ответить на вопрос.

Знают о необходимости подписания добровольного информированного согласия на любую медицинскую манипуляцию 71,6 % молодых людей. Не владеют такой информацией 6,2 % респондентов; 22,2 % затруднились ответить.

Информация о праве пациента отказаться от обследования или лечения знакома большинству респондентов (79 %). Не информированы об этом 4,9 % опрошенных. Вопрос вызвал затруднение у 16,1 % учащихся.

Считают, что имеют право знакомиться с результатами обследования и с медицинской картой, получать копии медицинских документов 90,1 % опрошенных. Уверены, что не имеют права доступа к своей медицинской документации 3,7 % респондентов. Затруднились дать ответ на вопрос 6,2 % студентов.

Большинство опрошенных (59,3 %) не знают о праве пациента самостоятельно требовать созыва консилиума и проведения консультаций врачей-специалистов. Утвердительный ответ на этот вопрос дали лишь 40,7 % проанкетированных.

Ответили, что знают, кто должен компенсировать вред, причиненный пациенту медицинскими работниками, 60,5 % студентов. Не знакомы с подобной информацией 21 % респондентов, а 18,5 % - не уверены в своей осведомленности.

Практически половина проанкетированных молодых людей (44,4 %) не знают, куда и к кому нужно обращаться при нарушении их прав на оказание медицинской помощи. В случае возникновения проблем с медицинским обслуживанием, считают, что могут обратиться с жалобой в страховую медицинскую организацию - 29,6 %, к главному врачу медицинского учреждения - 18,5 % респондентов, в судебные органы - 13,6 %, в органы управления здравоохранением - 8,6 %, в Росздравнадзор - 4,9 % опрошенных. В анкете студенты отметили, что в случае нарушения их прав 3,7 % будут обращаться в полицию, 6,2 % - в прокуратуру, 2,5 % - в МВД, а 2,5 % будут писать жалобу уполномоченному по правам человека. Ни один из опрошенных студентов не информирован о возможности защиты своих прав территориальным фондом обязательного медицинского страхования.

Важным моментом в реализации прав пациентов является недостаточная информированность молодого поколения о медицинских услугах. 65,4 % респондентов отметили, что информацию об особенностях медицинского обслуживания, деятельности учреждений здравоохранения в системе обяза-

тельного медицинского страхования они получают от знакомых, соседей, друзей. На втором месте по распространенности источника получения информации студенты отметили интернет и средства массовой информации -53,1 %. Лишь треть респондентов получают необходимые им знания от медицинских работников лечебных учреждений (33,3 %). Страховой медицинской организацией были разъяснены права пациента 16 % опрошенным. В процессе обучения в высшем учебном заведении знания о своих правах в сфере здравоохранения получают 29,6 % студентов. Самостоятельно получают информацию из нормативных правовых актов 18,5 % опрошенных. И 3,7 % респондентов подобной информацией вообще не интересуется. Данный факт свидетельствует о необходимости расширения доступности информационного потока для молодежи относительно законодательных вопросов оказания медицинских услуг. Необходима активизация работы средств массовой информации, страховых медицинских организаций для расширения правовой информированности молодого поколения. Следует повысить доступность информации о правах граждан в сфере охраны здоровья в медицинских учреждениях. В программу обучения студентов по направлениям подготовки «юриспруденция», «сервис», «судебная экспертиза» целесообразно включить вопросы, касающиеся прав и обязанностей граждан при обращении за медицинской помощью, а также экспертизой медицинских услуг. Считаем необходимым с этой целью вводить в учебный план курс медицинского права и дисциплины по выбору. Предполагаем, что знания о правах пациента, качестве медицинских услуг и т.д. будут востребованы и студентами других направлений.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Уровень правовой информированности студентов по вопросам прав граждан в сфере охраны здоровья недостаточен.

2. Основным источником правовой грамотности молодого поколения в сфере здравоохранения являются советы и мнения знакомых, друзей и родственников, а также средства массовой информации, а не информирование пациентов при контакте со страховой медицинской организацией, оказании медицинской помощи в учреждениях здравоохранения, обучении по программам высшего профессионального образования.

Список литературы:

1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: ФЗ от 21.11.2011 г. № З23-Ф3 (ред. от 01.12.2014 г.) // Интернет-версия справочно-правовой системы «Консультант плюс».

2. Акопов В.И. Медицинское право: современное здравоохранение и право граждан на охрану здоровья: учебно-практическое пособие для практикующих юристов и врачей / В.И. Акопов. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 377 с.

3. Герасименко Н.Ф. О правовой информированности населения по вопросам оказания медицинской помощи / Н.Ф. Герасименко, А.В. Ершов, Ю.И. Григорьев // Медицинское право. - 2011. - № 3. - С. 3-7.

4. Линденбратен А.Л. Информированность населения о правах в области охраны здоровья / А.Л. Линденбратен, И.Ф. Серегина, Н.К. Гришина // Здравоохранение. - 2009. - № 11. - С. 15-21.

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ИНФОРМАЦИИ

© Телепнев П.Ф.*

Санкт-Петербургский университет МВД России, г. Санкт-Петербург

Оперативно-розыскная информация является основой оперативно-розыскной деятельности, а также и связующим звеном функции государства по борьбе с преступностью и обеспечением безопасности.

В статье проводится анализ понятия оперативно-розыскной информации сложившее в настоящее время в юридической литературе. Затрагиваются вопросы общего определения понятия информации. А также дается авторское определении понятия оперативно-розыскной информации.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскная информация.

В теории оперативно-розыскной деятельности оперативно-розыскная информация занимает особое место. Это объясняется тем, что при осуществлении оперативно-розыскной деятельности субъекты получают различную информацию, которая не является оперативно-розыскной информации. После процесса документального оформления полученная информация отражается в оперативно-розыскной деятельности, и с этого момента носит название оперативно-розыскной информации. В дальнейшем она обрабатывается, анализируется и используется в качестве результатов оперативно-розыскной деятельности для обеспечения уголовного судопроизводства.

В 70-х годах прошлого века при становлении оперативно-розыскной деятельности как науки в специальной литературе изучалось роль и значение оперативно-розыскной информации. Также давалось определение понятия оперативно-розыскной информации. С 1992 года в теории оперативно-розыскной деятельности начались проводиться открытые теоретические исследования и дискуссии.

В открытых работах теоретические и прикладные вопросы оперативно-розыскной информации изучались следующими учеными: В.К. Зникин

* Адъюнкт кафедры Оперативно-разыскной деятельности ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.