Научная статья на тему 'Проблемы реализации прав и интересов законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого'

Проблемы реализации прав и интересов законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3282
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПОДОЗРЕВАЕМЫЕ / ОБВИНЯЕМЫЕ / ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ / ОБВИНЯЕМЫХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мишенина Алла Александровна, Кирянина Ирина Алексеевна

В настоящей статье рассматриваются процессуальные особенности участия законных представителей несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, проблемные моменты реализации их прав и интересов, что во многом определяет успех расследования уголовного дела и сохранение доказательственной базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мишенина Алла Александровна, Кирянина Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации прав и интересов законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2014 № 1

БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

УГОЛОВНЫЙ процесс

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДОЗРЕВАЕМОГО И ОБВИНЯЕМОГО

МИШЕНИНА Алла Александровна КИРЯНИНА Ирина Алексеевна

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются процессуальные особенности участия законных представителей несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, проблемные моменты реализации их прав и интересов, что во многом определяет успех расследования уголовного дела и сохранение доказательственной базы.

Ключевые слова: несовершеннолетние участники уголовного судопроизводства, несовершеннолетние подозреваемые, обвиняемые, законные представители несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых.

Повышенное внимание Российского общества к производству по уголовным делам с участием несовершеннолетних обусловлено, в том числе, конституционным предписанием о том, что детство находится под защитой государства (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ), соответственно, органы государственной власти и местного самоуправления, правоохранительные органы обязаны обеспечивать во всех сферах общественной жизни функционирование механизмов, обеспечивающих подрастающему поколению надежную защиту, в том числе и правовую.

Реализуя данные положения, законодатель в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее - УПК РФ) закрепил обязательное участие по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, адвоката - защитника несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (статья 51 УПК РФ), и законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (статьи 48 и 426 УПК РФ).

Задачи защитника (адвоката) и законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого определены статьей 16 УПК РФ как обеспечение права на защиту.

Помимо этого, пункт 46 статьи 5 УПК РФ определяет защитника и законного представителя обвиняемого стороной защиты.

Являясь представителями стороны защиты, законные представители обеспечивают возможности по активному участию несовершеннолетнего в доказывании, создают предпосылки для правильного разрешения вопроса об избрании в отношении лица меры пресечения,

а также вопроса о дальнейшем движении уголовного дела.

Следует заметить, что если понятие защитника в уголовно-процессуальном законодательстве имеется, то определение законного представителя в нем отсутствует.

Законодатель в статье 48 УПК РФ устанавливает обязательное участие законных представителей по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.

Таким образом, цель участия законных представителей в уголовном судопроизводстве сводится к замещению отсутствующей у несовершеннолетнего уголовно-процессуальной дееспособности, а содержание законного представительства заключается в защите прав и законных интересов несовершеннолетнего. Одновременно следует отметить, что профессиональная защита прав и законных интересов несовершеннолетнего, вовлеченного в уголовное судопроизводство, связана с реализацией другой формы обеспечения права на защиту -посредством обязательного участия защитни-ка1.

Пункт 12 статьи 5 УПК РФ закрепляет исчерпывающий перечень лиц, полномочных выступать в качестве законного представителя. К ним относятся родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый

1 См.: Шпилев В.Н. Участники уголовного процесса. Минск, 1970. С. 143.

53

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2014 № 1

______________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

либо потерпевший, органы опеки и попечительства. При этом не разграничивается, чьи интересы будут представлять эти лица - несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого или же потерпевшего.

По смыслу данной нормы приоритет имеют родители и усыновители, далее - опекуны (для потерпевших в возрасте до 14 лет), попечители (для подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего в возрасте с 14 до 18 лет) или администрация учреждений, под опекой (попечением) которых находится несовершеннолетний, и в последнюю очередь - органы опеки и попечительства. Статус каждого определяется официальным документом (свидетельством о рождении, решением органа местного самоуправления, доверенностью, договором о приемной семье, патронате и т.д.).

Анализ вышеуказанных норм уголовнопроцессуального закона позволяет сделать вывод о том, что данные лица обязаны обеспечить защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

Для того, чтобы законный представитель вступил в уголовный процесс, воли или желания представляемого лица не требуется, поскольку полномочия на представительство приобретаются на основании закона. Соответственно, участие законного представителя является обязательным и от оказываемой законным представителем помощи представляемый отказаться не может. В подтверждение сказанного можно привести справедливое суждение Э. Б. Мельниковой, согласно которому участие законного представителя несовершеннолетнего в российском уголовном процессе связано с двумя обстоятельствами: с неполнотой процессуальной дееспособности несовершеннолетнего и с тем, что законный представитель несет ответственность за воспитание и поведение несовершеннолетнего2. Исходя из вышеизложенного законный представитель призван оказывать несовершеннолетнему не только психологическую и моральную поддержку, но и действовать в его интересах, активно пользоваться предоставленными законом правами и совместно с защитником выбирать наиболее эффективные и оптимальные пути защиты несовершеннолетнего.

Возникает вопрос, в какой момент уголовного судопроизводства необходимо привлекать законного представителя для защиты

2 См.: Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. М., 2001. С. 86.

54

прав и интересов несовершеннолетнего? Данная потребность возникает уже на стадии возбуждения уголовного дела, то есть с момента вовлечения его в уголовное судопроизводство. Однако участие законных представителей на данной стадии уголовного процесса не регламентируется уголовно-процессуальными нормами.

Если защитник может участвовать в деле, к примеру, с момента начала осуществления иных мер процессуального принуждения или процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, либо с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном статьей 144 УПК РФ (часть 3 статьи 49 УПК РФ), а также в иных случаях предусмотренных законом, то у законного представителя право на участие на этой стадии уголовного судопроизводства отсутствует.

У лица, правомочного быть законным представителем, не возникает права на защиту законных интересов несовершеннолетнего и с момента возбуждения уголовного дела, а также с момента обретения несовершеннолетним статуса подозреваемого или обвиняемого.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ определяет момент допуска законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в уголовном деле. На основании части 1 статьи 426 УПК РФ законные представители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого допускаются к участию в уголовном деле на основании постановления дознавателя, следователя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого.

Следует отметить, что до начала уголовного преследования несовершеннолетнего действующим уголовно-процессуальным законодательством для лица, имеющего право быть законным представителем, не регламентировано право на защиту интересов несовершеннолетнего. Из содержания норм глав 19 и 50 УПК РФ следует, что вызов в орган дознания или к следователю для дачи объяснений, а также иные процессуальные действия с участием несовершеннолетнего могут производиться без участия законного представителя, поскольку его полномочия на дан-

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2014 № 1

______________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

ной стадии уголовного судопроизводства не оговорены.

Представляется, что, исходя из презумпции добросовестности родителей, усыновителей, для реального обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, обязательное участие законного представителя необходимо обеспечивать уже на стадии доследственной проверки, для чего законодателю в статье 426 УПК РФ следует определить более ранний начальный момент допуска в уголовном деле законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, например, с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, в отношении которого проводится доследственная проверка, а также с момента приобретения несовершеннолетним статуса подозреваемого или обвиняемого (по аналогии с моментом участия в уголовном деле защитника).

Право на участие законного представителя в проведении проверки в порядке статьи 144 УПК РФ и осуществление защиты прав несовершеннолетнего должно быть закреплено законом.

К минимуму сводится функция обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого при проведении следственных действий. Так, согласно пункту 3 части 2 статьи 426 УПК РФ, законный представитель вправе участвовать лишь в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а в иных следственных действиях, производимых с его участием и участием защитника - только с разрешения следователя.

Вместе с тем, согласно пункту 5 части 1 статьи 53 УПК РФ право защитника на участие в следственных действиях с участием подозреваемого, обвиняемого не ограничено.

Действующим уголовно-процессуальным законодательством не определены порядок получения показаний законного представителя, а также форма этого процессуального документа. Не содержит УПК РФ и такого источника доказательств, как «показания законного представителя».

Между тем, часть 1 статьи 421 УПК РФ закрепляет положение, обязывающее дознавателя, следователя при производстве по уголовному делу наряду с обстоятельствами, подлежащими доказыванию по любому уголовному делу (статья 73 УПК РФ), установить: точный возраст несовершеннолетнего (число, месяц

и год рождения); условия жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности личности; влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

Зачастую на практике дознаватель, следователь устанавливает указанные обстоятельства, в том числе и о личности обвиняемого (статья 73, часть 2 статьи 79 УПК РФ) при допросе законного представителя в качестве свидетеля, ведь кто, как ни родитель, усыновитель, опекун либо попечитель обладают всей полнотой информации о несовершеннолетнем - об особенностях его характера, поведения, условиях жизни и воспитания. Уголовнопроцессуальный закон, устанавливая в ч. 2 ст. 426 УПК РФ закрытый перечень прав законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, и причисляя его к стороне защиты, фактически запрещает лицу, в чьем производстве находится уголовное дело, допрашивать его в качестве законного представителя. Именно поэтому, находясь между необходимостью установления обстоятельств, подлежащих установлению, предусмотренных ст. 421 УПК РФ, и фактическим запретом на допрос в качестве законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого на стадии предварительного расследования, следственная практика сложилась таким образом, что лицо, производящее предварительное расследование, изначально допрашивает лицо, которое впоследствии планируется привлечь в качестве законного представителя несовершеннолетнего подозреваемо, обвиняемого, в качестве свидетеля, после чего принимает решение о допуске этого лица в качестве законного представителя.

Вместе с тем, свидетель как иной участник уголовного судопроизводства не выполняет функцию защиты, а доказательства, полученные из его показаний, данные на предварительном следствии, могут выступать в качестве «доказательств обвинения».

Поэтому законным представителям несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого должно гарантироваться право давать показания именно в качестве законного представителя, если это необходимо в интересах защиты несовершеннолетнего.

Несомненно, иной будет следственная ситуация, когда лицо, которое следователь впоследствии планирует привлечь в качестве законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (например, мать несовершеннолетнего), является очевидцем

55

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2014 № 1

_____________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

преступления и, впоследствии, станет главным свидетелем обвинения (например, мать являлась единственным очевидцем нанесения удара ножом несовершеннолетним отцу либо иному человеку, она готова давать обвинительные показания, но при этом мать воспитывает несовершеннолетнего одна). В этом случае, допросив ее в качестве свидетеля, следователь должен рассмотреть вопрос об отстранении ее от участия в уголовном деле в качестве законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, и заменить ее на другое лицо из перечня, установленного п. 12 ч. 1 ст. 5 УПК РФ, поскольку в данном случае произойдет смешивание функций стороны защиты и стороны обвинения, и, если лицо дает обвинительные показания в отношении несовершеннолетнего, оно не может в полной мере осуществлять функцию защиты прав и интересов несовершеннолетнего. На наш взгляд, регламентация в законе допроса законного представителя, порядок и использование его показаний также необходима.

Подводя итог, следует отметить, что в настоящее время назрела реальная необхо-

димость законодательного закрепления в Уголовно-процессуальном законе отдельной нормы, формулирующей уголовно-процессуальное определение и основные права и обязанности законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, как самостоятельного участника уголовного процесса с целью необходимости обеспечения защиты его прав и законных интересов как на стадии доследственной проверки, так и на стадии предварительного расследования. Начальный момент допуска к участию в уголовном деле законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого также требует серьезной корректировки в части возможности допуска к защите прав и интересов несовершеннолетнего лица, совершившего преступление, уже на стадии проведения доследственной проверки, по аналогии с допуском защитника с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.