Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ РФ'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ РФ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
47
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДИСПРОПОРЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПОЛИТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Глушко Д.В., Уварова Г.Г.

В современных условиях повышается интерес исследователей к проблемам формирования и развития механизмов обеспечения экономической безопасности регионов РФ. Это обусловлено, в том числе, нарастающей дифференциацией субъектов страны по наиболее важным индикаторам социально-экономического развития, объясняется отсутствием единых стандартов, направленных на выявление и предотвращение внешних угроз, учитывая новые вызовы, а также в связи с различной спецификой и различным статусом регионов РФ. В связи с этим, региональную экономическую безопасность следует рассматривать в контексте целей, задач и механизмов реализации государственной политики регионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTING THE POLICY FOR ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

In modern conditions, the interest of researchers in the problems of formation and development of mechanisms for ensuring the economic security of the regions of the Russian Federation is increasing. This is due, among other things, to the growing differentiation of the country's subjects in terms of the most important indicators of socio-economic development, due to the lack of uniform standards aimed at identifying and preventing external threats, taking into account new challenges, as well as due to the different specifics and different status of the regions of the Russian Federation. In this regard, regional economic security should be considered in the context of the goals, objectives and mechanisms for implementing the state policy of regional development.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ РФ»

УДК 338.22.021.1

Глушко Д.В. студент магистратуры Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Южно-Российский институт-филиал Россия, г.Ростов-на-Дону Уварова Г.Г., д.п.н. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Южно-Российский институт-филиал Россия, г.Ростов-на-Дону

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ РФ

Аннотация: В современных условиях повышается интерес исследователей к проблемам формирования и развития механизмов обеспечения экономической безопасности регионов РФ. Это обусловлено, в том числе, нарастающей дифференциацией субъектов страны по наиболее важным индикаторам социально -экономического развития, объясняется отсутствием единых стандартов, направленных на выявление и предотвращение внешних угроз, учитывая новые вызовы, а также в связи с различной спецификой и различным статусом регионов РФ. В связи с этим, региональную экономическую безопасность следует рассматривать в контексте целей, задач и механизмов реализации государственной политики регионального развития.

Ключевые слова: регион, ресурсный потенциал, экономическая безопасность, диспропорции, социально-экономическое

развитие,политика обеспечения.

Glushko D. V. master's student

Russian Academy of National Economy and Public Administration

under the President of the Russian Federation South Russian Branch Institute Russia, Rostov-on-Don Uvarova G.G., Ph.D.

Russian Academy of National Economy and Public Administration

under the President of the Russian Federation South Russian Branch Institute

PROBLEMS OF IMPLEMENTING THE POLICY FOR ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE REGIONS OF THE RUSSIAN

FEDERATION

Abstract: In modern conditions, the interest of researchers in the problems of formation and development of mechanisms for ensuring the economic security of the regions of the Russian Federation is increasing. This is due, among other things, to the growing differentiation of the country's subjects in terms of the most important indicators of socio-economic development, due to the lack of uniform standards aimed at identifying and preventing external threats, taking into account new challenges, as well as due to the different specifics and different status of the regions of the Russian Federation. In this regard, regional economic security should be considered in the context of the goals, objectives and mechanisms for implementing the state policy of regional development.

Key words: region, resource potential, economic security, disproportions, socio-economic development, security mechanisms.

В условиях радикальных преобразований и трансформаций региональное развитие имеет для России непреходящее значение, так как наша страна располагает уникальной по масштабам и неоднородности территорией, обладает исключительным многоресурсным экономическим потенциалом. В настоящее время в научной среде активно формируется представление о том, что в системе экономических наук быстро развивается направление, связанное с обеспечением экономической безопасности регионов, как особый вид знаний о пространственных измерениях социально-экономических явлений и процессов, угрозах и рисках их развитию.

Экономическая безопасность, охватывающая широкий круг исследований, связанных с обоснованием целостной системы научных теорий регионального развития, входит в научный мейнстрим экономических исследований и знаний. В современных условиях повышается интерес исследователей к проблемам формирования и развития механизмов обеспечения экономической безопасности регионов РФ. Это обусловлено, в том числе, нарастающей дифференциацией субъектов страны по наиболее важным индикаторам социально -экономического развития. Проблематика неравномерности социально -экономического развития регионов находится в фокусе внимания научного и политического сообщества, что обусловлено усилением территориальной дифференциации, несмотря на направленность целеполагающих

стратегических документов на сбалансированное и устойчивое пространственное развитие страны6.

В рамках утвержденной государственной стратегии экономической безопасности России до 2030 года7 предусмотрена необходимость сформировать механизмы и инструменты обеспечения экономической безопасности на уровне Федерации и ее субъектов. Однако сформировать целостную систему мер, направленную на институциональную поддержку принятия и исполнения решений сфере обеспечения экономической безопасности на региональном уровне довольно сложно. Это, в первую очередь, объясняется отсутствием единых стандартов, направленных на выявление и предотвращение внешних угроз, учитывая новые вызовы, а также в связи с различной спецификой и различным статусом регионов РФ.

Результаты исследований свидетельствуют о поляризации экономического пространства, контрастности социального положения регионов и асимметричности происходящих экономических и социальных процессов. Выделяют следующие аспекты социально-экономического развития регионов: географический, исторический, территориальный (размеры территории и расположение относительно близости или отдаленности от столичного региона), миграционный, социологический, природный, близость или удаленность от морских границ, приграничные государства или территории, народонаселение и национальный состав, преимущественная аграрная или промышленная зональность, развитие транспортной инфраструктуры, развитие внутрироссийской и международной кооперации, возможности инвестиций государственных, частных российских и международных корпораций, наличие трудовых ресурсов, их экономический и научный потенциал.

Предметом активных исследований выступают тенденции и условия развития региональных социально-экономических систем, инструменты оценки уровня дифференциации территорий, механизмы сглаживания и преодоления диспропорций. Диспропорции в региональном развитии объясняются положениями теорий и концепций пространственного экономического роста и развития. В их основу положены понятия и модели классической, неоклассической и институциональной экономических теорий, а также теории размещения производительных сил, пространственной организации хозяйственной деятельности, диффузии нововведений и другие.

6 Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р [Электронный ресурс] Режим доступа: tatic.govemment.ru/media/iiles/UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf (дата обращения 20.11.2022)

7 Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/ (дата обращения 26.11.2022)

Возникновение территориальных диспропорций социально -экономического развития зачастую обусловлено естественным диспаритетом ресурсного потенциала. Недооценка этого фактора при разработке концепций пространственного развития может привести к усилению дисфункционального расслоения регионов, дестабилизации не только экономической, но и политической ситуации. Глобализация мирового экономического пространства, с одной стороны, предоставляет возможности инновационного развития для множества периферийных регионов, но с другой - объективные статистические исследования показывают, что далеко не все регионы способны эффективно реализовать этот потенциал. Де-факто глобализация предоставляет дополнительные преимущества высокоэффективным экономикам и добавляет проблемы изначально отстающим от них по уровню экономического развития регионам страны, усиливая социальное и пространственное неравенство в общемировом масштабе.

Предпринимаемые в отдельных субъектах РФ усилия по поиску новых инструментов стимулирования сбалансированного местного и регионального развития пока не дают сколько-нибудь значимого результата, поскольку для эффективного решения этой задачи необходимо кардинально трансформировать отношения между экономикой, обществом и окружающей средой не только в общественном сознании, но и в практике управления социально-экономическими системами.

Такая трансформация требует наличия благоприятных политических и экономических условий, в том числе эффективно функционирующих многоуровневых систем государственного управления и бюджетного перераспределения. Решающее значение для обеспечения оптимального социального и пространственного распределения результатов внедрения инновационных концепций регионального развития имеет институциональная среда. Необходимо также учитывать возможные политические риски при разработке ключевых положений трансформации экономической политики, особенно для депрессивных регионов с изначально слабыми и/или неблагополучными институциональными возможностями. В период политических и экономических потрясений местное и региональное развитие не только декларируется, но и действительно является неотложным приоритетом.

Разработке теоретико-концептуальных подходов в области социально-ориентированного управления пространственным развитием, направленного на снижение социально-экономических диспропорций и обеспечение макроэкономической стабильности региональной экономики, посвящены работы многих российских и зарубежных ученых. Следует отметить, что в современной экономической науке активно обсуждаются не только различные инструменты сохранения макроэкономической устойчивости, но и механизмы обеспечения экономической безопасности. Однако без учета региональной специфики невозможно дать взвешенную

оценку текущей ситуации в сфере обеспечения экономической безопасности РФ8.

Воздействие глобализации, развитие рыночных отношений увеличили дифференциацию в уровнях развития между регионами, крупнейшими и малыми городами, городами и сельской местностью, особенно по уровню доходов, стандартов потребления и доступу к информации. Уже можно констатировать, что старые, сложившиеся административные, институциональные и финансовые инструменты выравнивания уровня регионального развития не привели к ожидаемым позитивным результатам. Регионы-лидеры стали терять мотивацию к развитию, а среди остальных регионов начали проявляться иждивенческие настроения.

Несмотря на активную государственную политику регионального развития9, анализ отечественных разработок в области механизмов ее реализации позволяет сделать вывод: необходимым условием формирования поляризованного пространства на региональном уровне является определенный уровень качества потенциала экономического пространства региона, т. е. высокая плотность населения, достаточная насыщенность территории инвестициями, объектами производственной и социальной инфраструктуры, современными коммуникациями, рабочей силой и т. п. В основе регионального развития лежат общественные отношения, в числе которых экономические, социальные, политические, этнонациональные, правовые, экологические и др. Поэтому региональное развитие всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей, а теоретические установки размещения современного производства формулируются, воспринимаются и оцениваются в контексте вертикальных (центр-регион) и горизонтальных (внутрирегиональных и межрегиональных) действий и взаимодействий. В этих условиях особое значение приобретает концептуальное обоснование механизмов обеспечения экономической безопасности территорий. В связи с этим, назрела необходимость исследования пространственных аспектов экономической безопасности, хотя теория и методология объекта исследования еще окончательно не определены.

Использованные источники: 1.Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р [Электронный ресурс] Режим доступа: tatic.govemment.ru/media/files/UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf (дата обращения 20.11.2022)

8 Носкова А.В., Русакова О.И. Развитие механизма обеспечения экономической безопасности региона// Финансовые аспекты структурных преобразований экономики. 2022. № 8. С. 98.

9 Указ Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41641 (дата обращения 28.11.2022)

2.Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/ (дата обращения 26.11.2022)

3.Носкова А.В., Русакова О.И. Развитие механизма обеспечения экономической безопасности региона// Финансовые аспекты структурных преобразований экономики. 2022. № 8. С. 98-104.

4. Указ Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41641 (дата обращения 28.11.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.