Научная статья на тему 'Проблемы государственного регулирования социально экономического развития регионов России'

Проблемы государственного регулирования социально экономического развития регионов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
412
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / УПРАВЛЕНИЕ / НЕРАВНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / REGION / MANAGEMENT / UNEVEN DEVELOPMENT / ECONOMY / EFFICIENCY / SOCIO-ECONOMIC SPHERE / SOCIO-ECONOMIC INDICATORS / GOVERNMENT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Янковская Елизавета Сергеевна

В статье раскрываются современные проблемы социально-экономического развития регионов России. Автор предлагает разграничивать оценку состояния системы государственного регулирования территориального развития и оценку состояния регионов как объектов регулирования. На основе материалов официальной статистики показана неравномерность и разнонаправленность современных тенденций социально-экономического развития России в территориальном аспекте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Янковская Елизавета Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF GOVERNMENT REGULATION OF SOCIO ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGIONS OF RUSSIA

The article reveals the current trends of socioeconomic development of the regions of Russia. The author proposes to distinguish between the assessment of the state of the system of government regulation of territorial development and the assessment of the state of regions as the objects of regulation. On the basis of materials of official statistics the unevenness and multidirectionality of trends in the socioeconomic development of Russia in the territorial aspect are shown

Текст научной работы на тему «Проблемы государственного регулирования социально экономического развития регионов России»

S «

S §

X

§

л 'S

о

X X

W

s

Он

со О

и

W

ä о

С

W

3 х

л

<

й н

УДК 658

проблемы государственного регулирования социально-экономического развития регионов россии

Янковская Елизавета Сергеевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры управления, к.э.н., e-mail: Liza30ys@gmail.com

В статье раскрываются современные проблемы социально-экономического развития регионов России. Автор предлагает разграничивать оценку состояния системы государственного регулирования территориального развития и оценку состояния регионов как объектов регулирования. На основе материалов официальной статистики показана неравномерность и разнонаправлен-ность современных тенденций социально-экономического развития России в территориальном аспекте

Ключевые слова: регион; управление; неравномерность развития; экономика; эффективность; социально-экономическая сфера; социально-экономические показатели; государственная политика

problems of government

regulation of socioeconomic development of the regions of russia

Iankovskaia Elizaveta S.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of Department of Management, PhD, e-mail: Liza30ys@gmail.com

The article reveals the current trends of socioeconomic development of the regions of Russia. The author proposes to distinguish between the assessment of the state of the system of government regulation of territorial development and the assessment of the state of regions as the objects of regulation. On the basis of materials of official statistics the unevenness and multidirectionality of trends in the socio-economic development of Russia in the territorial aspect are shown

Keywords: region; management; uneven development; economy; efficiency; socio-economic sphere; socioeconomic indicators; government policy

Для цитирования: Янковская Е.С. Проблемы государственного регулирования социально-экономического развития регионов России // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 2 (70). С. 58-61.

Анализ многообразных проблем управления территориальным развитием Российской Федерации в экономико-управленческих исследованиях остается далеко не исчерпанным, несмотря на непрекращающийся поток новых публикаций в этой области. Данная статья посвящена рассмотрению региональных проблем управления в России с позиции оценки масштабов неравномерности развития регионов, соотношения ситуации в экономической и социальной сферах и вытекающих из этого задач государственного регулирования.

Высокий уровень диспропорций в экономической и социальной сферах обусловлен комплексом факторов - внешних и внутренних, объективных и субъективных. В утвержденной распоряжением Правительства от 13.02.2019 г. № 207-р «Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» отмечено, что «пространственная организация экономики РФ, начиная с 90-х годов, трансформируется под влиянием изменения факторов размещения экономики, условий международной торговли и научно-технологического развития» [1]. В этом же документе определены основные факторы и условия пространственного развития РФ, на большинство которых ранее уже была ссылка в утвержденном указом Президента в 2017 г. документе - «Основы государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 года» [2]:

- межрегиональное социально-экономическое неравенство;

- инфраструктурные ограничения (транспортные, энергетические и другие);

- низкая миграционная подвижность населения;

- низкий уровень предпринимательской активности на селе и в малых и средних городах;

- слабое межрегиональное взаимодействие, проблемы окружающей среды.

Проблемы и факторы территориального развития России активно обсуждаются представителями научного сообщества страны. Особый интерес представляет позиция Т.И. Безденежных и М.М. Макенова по вопросу об основных проблемах в системе регулирования социально-экономического развития регионов в Российской Федерации [3], в частности, они охарактеризовали девять проблем данной системы. Оригинальность же заключается в том, что акцент сделан не столько на проблемах, сколько на самой системе регулирования. Представляется, что речь может идти о двух существенно различающихся аспектах анализа, это:

- исследование проблемы качества и эффективности самой системы государственного регулирования развития регионов России, то есть субъекта процесса регулирования;

Проблемы государственного регулирования ...

- исследование проблемы состояния регионов как объекта государственного регулирования территориального развития страны.

К проблемам состояния системы государственного регулирования развития регионов можно отнести (сохранена авторская редакция пунктов):

1. Отсутствие единой стратегической цели развития регионов России.

2. Несовершенным является механизм перераспределения средств между федеральным, региональным и местными бюджетами.

3. Требует пересмотра налоговая система страны, которая сдерживает, а не стимулирует региональное развитие страны.

4. Вопросы территориального развития находятся в сфере «ведения» разных министерств и ведомств.

5. Проблемным остается вопрос о качестве государственного управления в стране.

Собственно региональными проблемами являются [3, с. 541-543]:

1. «В условиях ухудшающегося состояния российской экономики вопрос исполнения региональных бюджетов становится более острым и сдерживает социально-экономическое развитие субъектов».

2. «Высокий уровень территориальной социально-экономической дифференциации».

3. «Важно соблюдать баланс между конкуренцией и кооперацией ..., так как ... межрегиональная кооперация приносит больше пользы, чем межрегиональная конкуренция».

4. «Имеющееся АТД (административно-территориальное деление - автор) Российской Федерации не всегда является продуктивным».

Традиционным и общепринятым является анализ проблем территориального развития на базе оценок ситуации в самих регионах. Но и такой аспект, как обращение к проблеме состояния системы государственного регулирования развития регионов - также исключительно актуален, поскольку непосредственно связан с определением направлений и механизмов реализации государственной политики регионального развития РФ.

В основополагающих нормативно-правовых документах по вопросам развития регионов - «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 года» [2] и «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» [1] - предусмотрены как меры по регулированию ситуации в регионах, так и меры по совершенствованию механизмов государственного регионального развития.

В предельно интегрированной форме ожидаемые к 2025 г. результаты реализации государственной политики регионального развития сформулированы в Основах государственной политики регионального развития РФ [2]:

- сокращение различий в уровне и качестве жизни граждан РФ;

- сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов;

- развитие инфраструктуры;

- дальнейшая урбанизация страны;

- повышение удовлетворенности населения деятельностью органов власти.

Первые две позиции касаются проблемы сокращения избыточно высокой социальной и экономической дифференциации регионов России. Данная проблема относится к числу особенно острых для Российской Федерации, так как препятствует обеспечению устойчивого социально-экономического развития и национальной безопасности страны в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах. Важнейшей предпосылкой достижения целей в области национальной безопасности РФ является, по нашему мнению, гармонизация задач и механизмов обеспечения безопасности на уровне страны в целом, ее регионов и субъектов хозяйственной деятельности. Как справедливо отмечает И.В. Бородушко, в России пока еще не достигнут такой уровень развития открытой рыночной экономики, при котором практически стирается граница между макро-, мезо- и микроуровнями [4, с. 60]. Следовательно, в области государственного регулирования социально-экономических процессов особого внимания требует вопрос о сокращении уровня неоднородности регионов страны в целях достижения устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности.

Социальная и экономическая сферы жизнедеятельности общества имеют сложную неоднородную структуру, поэтому при решении вопросов о снижении масштабов их территориальной неоднородности необходимы более конкретные дифференцированные по сферам жизни и деятельности оценки. На базе официальных данных Росстата [5] автором определены в динамике показатели неоднородности субъектов РФ за пять лет по комплексу социальных и экономических показателей (табл. 1, 2).

В качестве основных индикаторов степени социальной и экономической неоднородности регионов России автором использованы следующие характеристики вариации: максимальное и минимальное значения исходных показателей и коэффициент вариации*.

Представленная в двух таблицах информация позволяет сделать ряд выводов, приведенный далее

* При интерпретации коэффициента вариации приняты следующие критерии оценки неоднородности регионов: до 10 % - слабая; 11-30 % - умеренная; 31-50 % - высокая; 51-80 % очень высокая; 81 и более -сверхвысокая. Дифференциация показателя в пределах до 30 % является по своей природе лишь количественной. Превышение показателем уровня 30 % свидетельствует о наличии существенных качественных различий. Сверхвысокий уровень неоднородности регионов служит сигналом о разбалансированности соответствующей сферы жизни, несущей угрозы национальной безопасности

перечень которых начинается с самых общих и постепенно переходит к более частным положениям:

1. Для периода с 2012 по 2017 гг. были характерны: разно®направленность трендов динамики социально-экономических показателей; разная интенсивность их роста или снижения; отсутствие единообразия в масштабах территориальной дифференциации по разным показателям. В услови-яхтакой разбалансированности тенденций развития важнейших компонентов народнохозяйственного комплекса, неизбежны рассогласованность механизмов их взаимодействия и недостаточная эффективность мер государственной региональной политики.

2. Интегральные (усредненные) оценки масштабов неравномерности социально-экономического развития регионов России свидетельствуют об очень высоком в целом уровне территориальной

дифференциации - средние значения коэффициентов вариации находятся в пределах 51-61 %. Однако данная оценка является весьма приблизительной, так как зависит от состава использованных частных показателей. В представленном анализе отбор показателей производился по следующим критериям -это охват самых значимых сфер жизни и приоритет наиболее информативных индикаторов.

Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» публикует, в частности, интегральные оценки - «Социально-экономическое положение субъектов РФ» и «Рейтинг регионов РФ по качеству жизни» (в баллах), но без указания конкретного перечня исходных частных показателей [6, 7]. Вычисленные автором на основе данных этого агентства коэффициенты вариации по этим двум индикаторам за 2017 г. составили, соответственно, 33 % (дифференциация ненамного выше умеренной) и 23 % (дифференциация

Таблица 1

Дифференциация субъектов РФ по основным экономическим показателям (в сравнении 2012 и 2017 гг.)* (Показатели ранжированы по величине коэффициента вариации в 2012 г. В случае отсутствия информа-_ции за 2012 или 2017 гг. были использованы данные за ближайший смежный год)_

Показатели 2012 2017

Хтах Хтт V (%) Хтах Хтт

Доля убыточных организаций, % 50,0 21,0 19 50,6 14,5 20

Использование ИКТ в организациях: процент организаций, использовавших серверы, % 42,5 1,8 32 75,0 24,0 19

Число малых предприятий на 10 000 человек населения, кол-во 420 26 45 445 20 49

Доля полностью изношенных основных фондов, % 36,9 2,1 46 33,7 1,8 39

ВРП на душу населения в текущих ценах, тыс. руб. 1 327 78 74 1 900 115 72

Инвестиции в основной капитал на душу населения в текущих ценах, тыс. руб. 418 27 81 630 26 100

Доля инновационных товаров в отгруженной продукции, % 57,4 0,0 131 27,5 0,1 99

В среднем по семи показателям - - 61 - - 57

* Условные обозначения: Хш1п - минимальное значение показателя по субъектам РФ; Хтах - максимальное значение показателя по субъектам РФ; V (%) - коэффициент вариации показателя. Таблица 2 Дифференциация субъектов РФ по основным социальным показателям в 2012 и 2017 гг.

Показатели 2012 2017

Хтах Хтт V, % Хтах Хтт V, %

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств на душу населения, тыс. руб. в текущих ценах 510 79 31 614 84 31

Число зарегистрированных преступлений на 1 000 000 человек населения 285 30 32 365 28 36

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, % 30,7 6,5 32 40,5 7,4 36

Зарегистрировано впервые лиц с болезнями системы кровообращения на 1 000 человек населения 73,0 11,9 36 54,6 13,9 31

Число активных абонентов фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет на 100 человек населения 25,9 0,1 42 34,7 1,0 35

Просроченная задолженность по заработной плате на одного работника, перед которым имеется просроченная задолженность, тыс. руб. 104 7 75 274 11 79

Доля аварийного жилищного фонда, % 7,0 0,1 112 7,5 0,0 116

В среднем по семи показателям - - 51 - - 52

Проблемы государственного регулирования

умеренная). Эти данные существенно ниже полученных ранее автором средних оценок по 14-ти показателям.

3. Приходится констатировать, что и в 2012, и в 2017 гг. отмечается высокая неоднородность регионов в целом по группе экономических показателей, в сравнении с группой социальных показателей. Однако при рассмотрении этого процесса в динамике наблюдается сокращение этих различий: в 2012 г. 66 %>51 %, в 2017 г. 57 %>52 %.

4. Если по группе экономических показателей в период 2012-2017 гг. среднее значение коэффициента вариации несколько сократилось (с 61 до 57 %), то по группе социальных показателей коэффициент вариации остался почти без изменения (51 и 52 %).

5. Исключительно велики различия между вариацией частных показателей, но к 2017 г. неравномерность развития регионов несколько сократилась: коэффициенты вариации за 2012 г. принимали значения от 19 до 131 %, а за 2017 г. - уже от 19 до 116 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Наиболее существенное снижение уровня неоднородности регионов имело место по следующим показателям: процент организаций, использующих серверы; доля инновационных товаров в составе отгруженной продукции; доля полностью изношенных основных фондов; доля пользователей фиксированного широкополосного доступа к сети интернет. Примечательно, что все эти показатели характеризуют развитие научно-технической сферы. Вместе с тем, по отдельным показателям имела место и противоположная тенденция - интенсивно нарастала неоднородность регионов по величине инвестиций в основной капитал на душу населения; наблюдается незначительное повышение неоднородности по распространенности малого бизнеса, по уровню преступности, по уровню бедности населения, по просроченной задолженности по заработной плате и по доле аварийного жилищного фонда.

7. Информация о максимальных значениях показателей за 2012 и 2017 гг. позволяет оценить направленность изменений каждого показателя (за исключением величин в денежном измерении, так как данные за разные годы не сопоставимы из-за частых изменений курса валют). Позитивная динамика имела место:

- по показателям использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в организациях;

- по количеству заболеваний системы кровообращения, занимающим первое место среди всех причин смертности населения;

- по количеству пользователей сети интернет среди населения.

Но имеют место и негативные тенденции - резко сократилась доля инновационных товаров среди отгруженной продукции, возрос уровень преступности.

Подводя итоги, следует обозначить: как уже отмечалось, социально-экономическое развитие России

в территориальном аспекте характеризуется разной интенсивностью и даже разнонаправленностью динамики отдельных сфер жизнедеятельности общества, что само по себе составляет одно из проявлений и последствий активизации трансформационных процессов. В этих условиях приходится констатировать, что эффективность государственного регулирования развития страны, в том числе в территориальном плане, в значительной мере определяется:

- согласованностью, синхронизацией деятельности по реализации программ социально-экономического развития России на всех уровнях «вертикали власти»;

- ориентацией государственного управления на преодоление проблем в области взаимодействия власти и гражданского общества с учетом фактического состояния общественного сознания россиян, современных национальных интересов РФ и критериев научной теории коммуникаций;

- систематическим совершенствованием модели и механизмов государственно-частного партнерства, основанного на принципах ответственности, равноправия, открытости, легитимности, конкуренции, справедливости.

Библиографический список:

1. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». Официальный сайт Правительства РФ. URL: http:// government.ru/docs/35733/ (дата обращения: 10.05.2019).

2. Указ Президента РФ от 16.01.2017 г. № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». Официальный сайт Президента РФ. URL: http:// kremlin.ru/acts/bank/41641 (дата обращения: 10.05.2019).

3. Безденежных Т.И., Макенов М.М. Социально-экономическое развитие регионов России: проблемы и пути решения // Региональная экономика: теория и практика. 2017. Т. 15. вып. 3. С. 541-552.

4. Бородушко И.В. Исследование проблем национальной безопасности с позиций теории рисков // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2013. № 3. С. 57-64.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. Статистический сборник / Росстат. М. 2018. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1138623506156 (дата обращения: 10.05.2019).

6. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ по итогам 2017 года. Официальный сайт рейтингового агентства «РИА Рейтинг». URL: http://riarating.ru/infografika/20180523/630091878.html (дата обращения: 10.05.2019).

7. Качество жизни в российских регионах - рейтинг 2017. Доступность покупки нового автомобиля для семей в регионах России. Официальный сайт рейтингового агентства «РИА Рейтинг». URL: http://www.riarating.ru/ infografika/20190219/630117422.html (дата обращения: 10.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.