Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕОДОЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО НЕРАВЕНСТВА В ПРОЦЕССЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ'

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕОДОЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО НЕРАВЕНСТВА В ПРОЦЕССЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
103
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НЕРАВЕНСТВО / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сараджева Ольга Владимировна

Рассматриваются отдельные основные подходы к преодолению социально-экономического неравенства регионов страны, которые смогут обеспечить устойчивость экономики государства и ее экономическую безопасность в процессе регионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Сараджева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN APPROACHES TO OVERCOMING SOCIO-ECONOMIC INEQUALITY IN THE PROCESS OF REGIONAL DEVELOPMENT

The article examines some of the main approaches to overcoming the socio-economic inequality of the regions of the country, which can ensure the stability of the state economy and its economic security in the process of regional development.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕОДОЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО НЕРАВЕНСТВА В ПРОЦЕССЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 33 ББК 65

DOI 10.24412/2414-3995-2021-1-262-266 © О.В. Сараджева, 2021

Научная специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕОДОЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО НЕРАВЕНСТВА В ПРОЦЕССЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Ольга Владимировна Сараджева,

доцент кафедры экономической безопасности, аудита и контроллинга,

кандидат экономических наук, доцент Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)

(119071, Москва, ул. Малая Калужская, д. 1) E-mail: braolya@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются отдельные основные подходы к преодолению социально-экономического неравенства регионов страны, которые смогут обеспечить устойчивость экономики государства и ее экономическую безопасность в процессе регионального развития.

Ключевые слова: экономическая безопасность, неравенство, региональное развитие.

THE MAIN APPROACHES TO OVERCOMING SOCIO-ECONOMIC INEQUALITY IN THE PROCESS OF REGIONAL DEVELOPMENT

Olga V. Saradzheva,

Associate Professor of the Department of Economic Security, Auditing and Controlling,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Russian State University named after A.N. Kosygina (Technology. Design. Art) (119071, Moscow, ul. Malaya Kaluzhskaya, d. 1)

Abstract. The article examines some of the main approaches to overcoming the socio-economic inequality of the regions of the country, which can ensure the stability of the state economy and its economic security in the process of regional development. Keywords: economic security, inequality, regional development.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Сараджева О.В. Основные подходы к преодолению социально-экономического неравенства в процессе регионального развития. Вестник экономической безопасности. 2021;(1):262-6.

В России в течение многих лет были предприняты попытки разработать целостную программу регионального развития. Однако целостная системная программа развития регионов, которая содержала бы комплекс эффективных мероприятий по обеспечению стабильного и эффективного социально-экономического развития субъектов страны, отсутствует. Сложность решения поставленной задачи обусловлена высокой степенью дифференциации развития регионов, которая в значительной степени возникает не столько по объективным причинам (исторические и природно-климатические различия), сколько по степени накопившихся проблем в каждом отдельном субъекте.

Дифференциация социально-экономического развития субъектов страны - это явление, которое влияет на структуру и эффективность функциони-

рования региональной экономики, характер проводимых мероприятий и преобразований внутри регионов, а также в ведении социально-экономической политики.

Данное явление наиболее часто характеризуется следующими факторами:

• Несовпадение направлений и целей развития в регионах и стране в целом;

• Высокий темп усугубления процесса неравномерности муниципалитетов;

• Существенный разрыв значений социально-экономических показателей по субъектам Российской Федерации;

• Рост внутрирегиональной периферийности.

Политика выравнивания социально-экономического развития регионов является составной частью региональной политики. Она направлена на преодо-

ление сложившейся угрозы неравномерности внутри субъектов страны.

Региональная политика представляет собой комплекс законодательных, административных и экономических мер, позволяющих наиболее рационально размещать производственные силы и выравнивать качество и уровень жизни населения. Она является частью политики государства, направленной на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития. Степень самостоятельности регионов различается и зависит от степени их социального и экономического развития. Между центром и регионами часто возникают противоречия, которые разрешаются, преимущественно, компромиссным путем. Следовательно, разработка региональной политики и выбор стратегии являются актуальным и эффективным средством по устранению угрозы неравномерного развития субъектов страны. Решение поставленной проблемы строится на принципах федерализма, социально-экономической самостоятельности субъектов РФ и развития форм местного самоуправления.

Элементами региональной политики являются:

1. Налоговая политика - это система правительственных мер в области налогов и сборов, заключается в установлении налоговых платежей и льгот;

2. Бюджетная политика - это процесс формирования и использования государственных финансовых ресурсов с целью обеспечения государства и его субъектов средствами для функционирования и образования ВВП;

3. Ценовая политика - это механизм государственного регулирования цен и тарифов;

4. Инвестиционная политика - это комплекс государственных мер, направленный на создание благоприятных условий для субъектов с целью поддержания и оживления инвестиционной деятельности, стимулирования экономики, повышения производительности и решения проблем социального характера;

5. Структурная политика - это процесс образования необходимых общегосударственных, отраслевых и региональных пропорций в целях обеспечения сбалансированного развития экономики, технического совершенствования производства, социальной защиты населения и роста уровня жизни;

6. Социальная политика - действия, направленные на улучшение общественного благосостояния, удовлетворение различного рода потребностей населения, создание стабильного развития.

Основные направления государственного регулирования экономики в долгосрочной перспективе:

1. Обеспечение эффективного использования государственной собственности на природные ресурсы и средства производства;

2. Государственная поддержка и повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов отдельных отраслей промышленности;

3. Проведение государственной политики в области инноваций;

4. Регулирование регионального развития и рынков, в частности, товарных, ресурсных, финансовых рынков.

Государственное регулирование регионального развития может осуществляться прямым методом (использование административных средств, основанных на силе государственной власти: меры разрешения, запрета и принуждения) и косвенным (применение различных мер в области экономической политики).

Помимо федеральных целевых программ развития регионов и отраслей с долевым финансированием государства, политика государства должна реализовываться в следующих направлениях:

• Проведение конкурса на государственное участие в эффективных инвестиционных проектах;

• Размещение федеральных заказов на производство и поставку товаров для удовлетворения общегосударственных нужд;

• Содействие развитию науки и передовых технологий;

• Поддержка регионов Российской Федерации в установлении и поддержании международных экономических связей;

• Формирование условий для создания свободных экономических зон в регионах с высоким научным и кадровым потенциалом и развитой инфраструктурой;

• Создание комфортных условий для малого и среднего бизнеса.

На законодательном уровне политика регулирования социально-экономического развития Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных

образований, отраслей экономики, а также обеспечения национальной безопасности страны, регулируется Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании»1.

Данным законом установлены основные задачи стратегического планирования:

1. Координирование стратегического управления и мер бюджетной политики на государственном и муниципальном уровнях;

2. Определение внутренних и внешних условий, перспектив, ограничений, диспропорций, а также возможностей, в том числе финансовых, социально-экономического развития как страны в целом, так и ее субъектов;

3. Установление приоритетов и векторов социально-экономической политики, а также целей и задач социально-экономического развития России, ее субъектов, а также отдельных отраслей экономики;

4. Отбор путей и способов для достижения поставленных целей и решения задач социально-экономического развития России, ее субъектов, а также отдельных отраслей экономики, обеспечивающих наибольшую эффективность использования необходимых ресурсов;

5. Формирование мероприятий и проведение комплекса мер, позволяющих обеспечить достижение поставленных целей и решение задач социально-экономического развития России, ее субъектов, а также отдельных отраслей экономики;

6. Поиск ресурсов для получения результатов по поставленным целям и задачам социально-экономического развития России, ее субъектов, а также обеспечения национальной безопасности и экономической на мега- и макроуровнях;

7. Установка контроля и мониторинга производимых действий участников стратегического планирования, а также координирование разработанных мероприятий соответственно срокам их реализации, прогнозируемым результатам и необходимым ресурсам (научно-техническое, кадровое, информационное обеспечение);

8. Вовлечение населения и хозяйствующих субъектов в процесс стратегического планирования путем создания привлекательных условий.

В данном документе сформулирована приоритетная цель пространственного развития страны: весомое увеличение показателей эффективности использования пространственного фактора в целях усиления конкурентных позиций Российской Федерации в мировой экономике, при этом сохранив и укрепив основы национальной безопасности страны в динамическом мире.

Следовательно, выделяются следующие направления проведения региональной политики:

• Усовершенствование системы расселения;

• Стимулирование развития инновационного потенциала субъектов;

• Развитие инфраструктуры (промышленной, энергетической, транспортной, информационной);

• Развитие особых экономических зон, территорий опережающего развития и т.п.;

• Соблюдение баланса в развитии экономик субъектов России;

• Обеспечение охраны окружающей среды субъектов.

В указе «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» установлены цели развития субъектов Российской Федерации2:

• Обеспечение равных возможностей для реализации социальных, экономических и политических прав граждан на всей территории страны, установленных Конституцией РФ и нормативно-правовыми актами, а также повышение качества жизни населения;

• Построение эффективной системы экономической безопасности в целях обеспечения устойчивого экономического роста, а также обеспечение научно-технического, промышленного, транспортного, социального развития регионов;

• Усиление конкурентных преимуществ экономики страны в мировом пространстве на основе равномерного и устойчивого социально-экономического развития субъектов РФ;

• Стимулирование населения в решениях региональных и местных задач.

1 О стратегическом планировании в Российской Федерации: ФЗ от 28.06.2014 № 172-ФЗ - Гл. 3 Ст. 8. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_164841/ (Дата обращения 10.03.2021).

2 Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 16.01.2017 № 13 [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_210967/ (Дата обращения 09.03.2021).

С учетом поставленных целей поставлены векторы региональной политики:

• Совершенствование инфраструктуры;

• Поощрение внутренних и внешних потоков миграции;

• Создание привлекательного инвестиционного климата в региональных экономиках;

• Поддержка в развитии экономического потенциала субъектов;

• Модернизация системы государственного и муниципального управления.

Стоит выделить особенность региональной политики с точки зрения государственного устройства: полное покрытие дефицитов территориальных бюджетов осуществляется за счет средств федерального центра. О такой практике свидетельствует постановление Правительства РФ от 22 ноября 2004 г. № 607 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации», которое регулирует распределение и предоставление межбюджетных трансфертов регионам на основе показателей налогового потенциала и индекса бюджетных расходов. Межбюджетные

отношения в России регулируются Бюджетным кодексом РФ. Осуществление данного направления региональной политики имеет свои положительные стороны:

• Развитие территорий, неспособных функционировать самостоятельно по объективным причинам;

• Поддержка возникновения и функционирования свободных экономических зон;

• Содействие в выполнении отдельными территориями общегосударственных функций, таких как содержание объектов федерального значения, финансирование закрытых административно-территориальных единиц и т.д.;

• Формирование и поддержка специфических организационно-правовых режимов на территориях особого экономического и геополитического значения.

Несмотря на сложившуюся государственную систему проведения региональной политики, наблюдается увеличение социально-экономической неравномерности регионального развития по многим рассмотренным ранее объективным и субъективным причинам. Сложившийся существенный разрыв

Таблица

Классификация инструментов проведения выравнивания социально-экономического развития регионов России

ИНСТРУМЕНТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫРАВНИВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Административные

Документы програмно-целевого развития: Долгосрочные: государственная программа, стратегия, генеральная схема развития и размещения производственных сил

Среднесрочные: программа социально-экономического развития, ведомственная программа Краткосрочные: прогноз социально-экономического развития

Нормативно-правовые акты:

• Законодательные НПА

• Положения и регламенты

• Лицензирование и акредитация

• Методика и рекомендации

Инфраструктурные

• Государственно-частное партнерство (ГЧП) и муниципально-частное партнерство (МЧП)

• Инфраструктура для бизнеса и населения, социальная инфраструктура, жилищное строительство

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Территориальные

• Кластеры, технопарки, индустриальные парки, ОЭЗ, инновационно-технологические центры и иные коммерческие структуры

Коммуникаационные

• Информация с СМИ, краудсорсинг, социальная реклама, семинары, конференции, форумы, фестивали, ярмарки социальных проектов и общественных инициатив

• Государственно-некомерческое партнерство (ГНП), создание народных предприятий, ассоциаций и кооперативов, создание управляющей компании

• Институты общественного взаимодействия в форме рабочих групп и экспертных советов

между регионами с каждым годом все труднее преодолеть, поскольку данная угроза находится в динамическом состоянии и постоянно прогрессирует.

В сложившихся обстоятельствах региональная политика, в частности политика выравнивания, является одним из приоритетных направлений деятельности государства. Необходимо остановить прогрессирование регионального неравенства и, желательно, сделать динамику отрицательной, поскольку данная угроза влечет за собой множество негативных последствий, таких как обострение социальной напряженности, возникновение политического и экономического кризисов, усиление межрегиональных конфликтов.

У государства имеется возможность для формирования эффективной политики регионального выравнивания, однако при построении стратегии важно учитывать временной фактор: существующие региональные экономические системы, формировавшиеся в течение нескольких десятков лет, относительно стабильны и развиваются по инерции, что позволяет говорить о положительных изменениях лишь в долгосрочной перспективе.

Ключевая позиция в системе мер и мероприятий по устранению угрозы неравномерного социально-экономического развития субъектов России отведена региональной политике выравнивания. Данная политика на сегодняшний день основывается на выявлении приоритетного направления развития каждого субъекта с упором на ресурсы, заключенные на территории данного субъекта, а также на его потенциальные возможности эффективного и устойчивого развития.

В таблице представлена классификация инструментов региональной политики выравнивания.

В целях обеспечения экономической безопасности регионов и страны в целом, необходимо направить усилия на сокращение разрыва в социально-экономическом развитии субъектов России. Данная проблема решается комплексно, и успех зависит от действий каждого игрока на рынке. Основным инструментом по устранению данной угрозы выступает региональная политика выравнивания. Действия, направленные на сокращение дифференциации регионального развития, проводит только государство, поскольку лишь оно полномочно задать вектор и условия всем участникам.

Литература

1. Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 16.01.2017 № 13 [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_210967/ (дата обращения: 09.03.2021).

2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: ФЗ от 28.06.2014 № 172-ФЗ. Гл. 3 Ст. 8. [Электронный ресурс] URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 10.03.2021).

3. Сараджева О.В. Механизм обеспечения экономической безопасности России при реализации сценария опережающего развития// Russian Journal of Management. 2020. Т. 8, № 3. С. 1-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.