Научная статья на тему 'Проблемы реализации компетентностного подхода в высшем образовании и пути их решения'

Проблемы реализации компетентностного подхода в высшем образовании и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА / НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ РАЗНЫХ ВИДОВ КОМПЕТЕНЦИЙ / HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY / NEW EDUCATIONAL STANDARDS KNOWLEDGE / ABILITIES / SKILLS / COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / COMMON CULTURAL COMPETENCIES / SOCIALIZATION OF THE INDIVIDUAL / EVALUATION TECHNOLOGY OF DIFFERENT TYPES OF COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кисин Константин Алексеевич

В статье выявлены противоречия в реализации компетентностного подхода в образовательном процессе вуза. Автор доказывает, что технологии оценивания освоения разных видов компетенций должны иметь различные основания, т.к. профессиональные и общепрофессиональные компетенции представляют собой (в большинстве случаев) освоенные специальные знания, сформированные умения и навыки студентов по видам какой-то трудовой деятельности, определяющие способности и готовность выпускников решать конкретные профессиональные задачи. Поэтому достаточно несложно разработать систему оценивания этих компетенций, создав «банк» заданий. Но при оценивании уровня развития общекультурных компетенций задача значительно осложняется в связи с их более сложной структурой и особенностями процесса формирования, который начинается в семье, школе, продолжается в вузе и после окончания вуза, непосредственно в трудовой деятельности. В конце статьи автор предлагает пути решения выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of realization of competence approach in higher education and ways of their decisions

The author reveals the contradictions in the realization of competence approach in higher education. The author proves that the development of evaluation technology of different types of competencies should have different bases. As professional and general professional competences are (in the most cases) learned special knowledge and formed skills of students in certain types of professional activity, determining the abilities and readiness of graduates to solve specific professional problems. So it is simple enough to develop a system of evaluation of these competencies by creating a "bank" of tasks. But to evaluate the level of development of common cultural competencies is difficult, as they have a more complex structure and characteristics of the process of formation, which begins in the family, goes on at school, in higher school and after graduation in the professional activity. At the end of the article the author proposes ways to solve the revealed problems.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации компетентностного подхода в высшем образовании и пути их решения»

Выпуск 3 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ Выпуск 3 - 2015 июль — сентябрь http://mir-nauki.com/issue-3-2015.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/05PDMN315.pdf

УДК 378

Кисин Константин Алексеевич

ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»

Россия, Санкт-Петербург Доцент кафедры «Управления персоналом» Кандидат педагогических наук E-mail: kisin69@mail.ru

Проблемы реализации компетентностного подхода в высшем образовании и пути их решения

Аннотация. В статье выявлены противоречия в реализации компетентностного подхода в образовательном процессе вуза. Автор доказывает, что технологии оценивания освоения разных видов компетенций должны иметь различные основания, т.к. профессиональные и общепрофессиональные компетенции представляют собой (в большинстве случаев) освоенные специальные знания, сформированные умения и навыки студентов по видам какой-то трудовой деятельности, определяющие способности и готовность выпускников решать конкретные профессиональные задачи. Поэтому достаточно несложно разработать систему оценивания этих компетенций, создав «банк» заданий. Но при оценивании уровня развития общекультурных компетенций задача значительно осложняется в связи с их более сложной структурой и особенностями процесса формирования, который начинается в семье, школе, продолжается в вузе и после окончания вуза, непосредственно в трудовой деятельности. В конце статьи автор предлагает пути решения выявленных проблем.

Ключевые слова: высшее образование; образовательный процесс вуза; новые образовательные стандарты; знания; умения; навыки; компетенция; компетентностный подход; общекультурные компетенции; социализация личности; технология оценивания уровня сформированности разных видов компетенций.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Кисин К.А. Проблемы реализации компетентностного подхода в высшем образовании и пути их решения // Интернет-журнал «Мир науки» 2015 №3 http://mir-nauki.com/PDF/05PDMN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

1

05PDMN315

Выпуск 3 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

В настоящее время в российской высшей школе как результат освоения основных образовательных программ высшего образования выступают приобретенные обучающимися общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, определяющие способность и готовность выпускников к успешному выполнению определённой профессиональной деятельности. Чтобы повысить эффективность данного процесса, в различных учебных заведениях стараются создать необходимые, на их взгляд, условия для этого.

Как показывает практика, на результативность процесса формирования и развития компетенций большое влияние оказывают индивидуально-психологические особенности обучающихся, образовательная среда учебного заведения, уровень подготовленности профессорско-преподавательского состава, факторы макро и регионального уровня. Этот процесс при правильной организации и учете всех влияющих на него факторов происходит поступательно, но не равномерно. Особенно ярко это проявляется при освоении обучающимися общекультурных компетенций как сформированных личностных качеств. Поэтому, на наш взгляд, следует говорить не о сформировавшихся компетенциях, а об уровне их освоения обучающимися.

В процессе формирования и развития общекультурных компетенций студентов в образовательном пространстве высшей школы чётко проявляются сложности и противоречивости освоения и индивидуального принятия этих понятий. Общекультурные компетенции являются интегративной личностной характеристикой и проявляются практически во всех сферах человеческого бытия, наполняя их неповторимым содержанием и создавая социально-культурную атмосферу человеческого общения. Довольно часто, именно уровень и полнота освоения этих компетенций студентами определяют направленность и успешность их будущей профессиональной деятельности. Всё это требует не просто осознания важности формирования общекультурных компетенций профессорскопреподавательским составом, но и организации в образовательном процессе вуза целенаправленной и систематической творческо-инновационной деятельности по их формированию и развитию у студентов.

Мы полагаем, что технологии оценивания освоения разных видов компетенций должны иметь различные основания, т.к. профессиональные и общепрофессиональные компетенции в своём подавляющем большинстве представляют собой освоенные специальные знания, сформированные умения и навыки студентов по видам какой-то трудовой деятельности, определяющие способности и готовность выпускников решать профессиональные задачи. Поэтому достаточно несложно разработать систему оценивания этих компетенций, создав «банк» заданий. Но совсем иная картина оценивания уровня развития общекультурных компетенций. Задача значительно осложняется в связи с их более сложной структурой и особенностями процесса формирования, поскольку здесь затрагиваются глубинные основы психики личности.

Специалисты утверждают, что данное противоречие в реализации компетентностного подхода в образовательном процессе вузов было заложено изначально в результате смешения в новых образовательных стандартах двух принципиально разных подходов: «определения компетенции как оценки уровня социализации и компетенции как стандартизации профессиональной подготовки» [2].

Рассмотрим этот вопрос более подробно. Воспитание качеств личности носит сложный и долговременный характер. В отличие от приобретаемых в образовательном процессе учащимися способностей к решению профессиональных задач, общекультурные компетенции направлены на становление и развитие у выпускников таких личностных качеств, как патриотизм, любовь к профессии, активная гражданская позиция и т.д.

2

05PDMN315

Выпуск 3 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

Труд человека можно разделить на несколько компонент. Профессиональная деятельность работников может осуществляться по заданной технологии, инструкции, алгоритму, т.е. исполнитель выполняет работу без элементов новизны, собственного творчества. Такой труд может быть физическим и умственным. Его называют регламентированным или a-трудом. Другой компонентой, характеризующей выполнение трудовых функций, является творческая активность человека, которая направлена на создание новых материальных, интеллектуальных и духовных продуктов, благ или методов производства. Это инновационная, творческая деятельность или в-труд. Еще одним важным элементом труда являются результаты коллективной работы, которые зачастую зависят от духовной, ценностно-мотивационной компоненты деятельности человека, которую называют у-труд [1].

С одной стороны, у-труд непосредственно не влияет на производительность труда работника или организации в целом, а с другой стороны, уровень нравственности выпускников может повернуть результаты профессиональной деятельности, как в общественно-полезном, так и в эгоистическом, антиобщественном направлении. Ценностная ориентация и направленность человека в конечном итоге влияют на позитивные и негативные результаты деятельности [5, с. 152].

Поэтому попытка оценки результатов развития отдельных личностных качеств выпускников в отрыве от их индивидуальности обречена на провал. Как справедливо отмечал великий отечественный педагог А.С. Макаренко, как невозможно найти универсальное уединенное средство воспитания, так и невозможно сформировать отдельное качество личности в отрыве от всех остальных, не задев их [4]. Эти мысли нашли свое продолжение в научных трудах и педагогической деятельности другого выдающегося советского педагога В.А. Сухомлинского. Он утверждал, что личность формируется как целостное психологическое явление и рассмотрение возможности ее воспитания по отдельности не представляется возможным [7].

Несмотря на имеющиеся психолого-педагогические знания по формированию необходимой воспитательной среды, добиться требуемого результата нелегко. Это можно сравнить с решением математических уравнений со многими неизвестными. Ведь малейшая ошибка в описании условий или составлении технологии воспитательной деятельности может привести к отклонениям от требуемой образовательной траектории развития личности. В неправильно выстроенной воспитательной системе среда будет способствовать развитию негативных качеств личности, тормозя формирование положительных, социально одобряемых ее черт. И, наоборот, позитивное влияние всех групп факторов будет благоприятно влиять на становление положительных качеств личности обучающегося.

Другим важным противоречием реализации компетентностного подхода, на наш взгляд, выступает желание оценить результаты формирования и развития общекультурных компетенций у обучающихся здесь и сейчас. Процесс формирования индивидуальных качеств часто имеет отложенный результат воспитания, который может проявиться, как достаточно быстро, так и через значительные временные промежутки. Это обусловлено тем, что личности часто требуется время на осмысление, принятие и последующее применение сформированных компетенций в профессиональной деятельности. Поэтому процесс развития общекультурных компетенций продолжается и после окончания вуза, непосредственно в трудовой деятельности. В ходе образовательного процесса обучающийся понимает, что от него ждет преподаватель, какова должна быть ценностная ориентация его ответов. Но как поведет себя выпускник при решении профессиональных задач, требующих ответственных решений в условиях сниженного контроля со стороны руководства и общества. Перефразируя слова А.С. Макаренко можно сказать, что об уровне развития общекультурных компетенций надо судить

3

05PDMN315

Выпуск 3 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

«не по тому, как ты поступил на виду у других, и не потому, как ты исполнил приказание или выполнил работу, а по тому, как ты поступил, не зная, что другим известно, как ты поступил»

[3].

Определить, как поведет себя человек в реальной ситуации крайне сложно. Проективные тесты не всегда в состоянии дать достоверный результат, а их применение требует специальной подготовки профессорско-преподавательского состава. Технические средства контроля пока тоже показывают не совсем достоверные результаты. Полиграфы -«детекторы лжи» хорошо показывают себя при исследовании событий, имевших место в жизни человека. Однако, в определении намерений личности они дают не всегда достоверные результаты. Это обусловлено тем, что невиновный, но впечатлительный и нервный человек способен выдать неоднозначные реакции. Но равнодушный ко всему преступник или специально подготовленный сотрудник имеет шансы обмануть техническую систему, поскольку любая осознаваемая информация поддается оценки и заблокировать соответствующую рефлекторную реакцию на вопрос [6].

Для решения выявленных проблем и противоречий, на наш взгляд, необходимо:

1. включить в различные формы контроля обязательные практические задания, моделирующие профессиональную действительность, позволяющие оценить уровень развития у обучающихся ценностно-мотивационной составляющей будущей профессиональной деятельности, так как: «Расскажи - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я научусь» (Конфуций, V век до н.э.);

2. проводить поэтапную проверку у студентов уровня развития общекультурных компетентностей, позволяющую оценить направленность и динамику процесса их становления в процессе обучения;

3. разрабатывать комплексные процедуры оценки уровня развития общекультурных компетенций и способностей выпускников к решению профессиональных задач (на подобии технологии оценочных технологий -assessment-center).

Таким образом, нами были рассмотрены «подводные камни» в процессе реализации компетентностного подхода в высшем образовании и определены пути их решения, что позволит уменьшить субъективность оценки уровня освоения личностью не только общепрофессиональных и профессиональных, но и общекультурных компетенций.

4

05PDMN315

Выпуск 3 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

ЛИТЕРАТУРА

1. Генкин Б. Теоретические и прикладные аспекты формирования инновационной экономики России // Креативная экономика. - 2009. - №7 (31). - С. 3-10.

2. Донских О.А. Дело о компетентностном подходе // Высшее образование в России. - №5. - 2013. - С. 36-44.

3. Кисин К.А. Педагогические условия развития культуры межличностных отношений в воинских подразделениях: Дисс. ... кан. пед. наук. - Биробиджан,

2003. - 207 с.

4. Макаренко А.С. Собрание сочинений в 7 т. - Т.5. - М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1958. - 560 с.

5. Матолыгина Н.В, Руглова Л.В. Нравственная направленность в профессиональном становлении студентов // Профессиональное становление студентов в условиях образовательного пространства университета: монография / О.В. Архипова, Н.В. Матолыгина, Л.В. Руглова. - СПб.: СПбГЭУ, 2009. - С. 149 - 168.

6. Руденко Б. Прогулки по подсознанию // Наука и жизнь. - 2013. - №9. - С. 112115.

7. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Политиздат, 1973. - 272 с.

Рецензент: Воронцова Г.Г., к.п.н., доцент кафедры «Организации и управления санаторно-курортной деятельностью» «Санкт-Петербургского государственного экономического университета».

5

05PDMN315

Выпуск 3 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

Kisin Konstantin Alekseevich

Herzen State Pedagogical University Russia, St. Petersburg E-mail: kisin69@mail.ru

Problems of realization of competence approach in higher education and ways of their decisions

Abstract. The author reveals the contradictions in the realization of competence approach in higher education. The author proves that the development of evaluation technology of different types of competencies should have different bases. As professional and general professional competences are (in the most cases) learned special knowledge and formed skills of students in certain types of professional activity, determining the abilities and readiness of graduates to solve specific professional problems. So it is simple enough to develop a system of evaluation of these competencies by creating a "bank" of tasks. But to evaluate the level of development of common cultural competencies is difficult, as they have a more complex structure and characteristics of the process of formation, which begins in the family, goes on at school, in higher school and after graduation in the professional activity. At the end of the article the author proposes ways to solve the revealed problems.

Keywords: higher education; educational process of the university; new educational standards knowledge; abilities; skills; competence; competence approach; common cultural competencies; socialization of the individual; evaluation technology of different types of competencies.

6

05PDMN315

Выпуск 3 - 2015 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

REFERENCES

1. Genkin B. Teoreticheskie i prikladnye aspekty formirovaniya innovatsionnoy ekonomiki Rossii // Kreativnaya ekonomika. - 2009. - №7 (31). - S. 3-10.

2. Donskikh O.A. Delo o kompetentnostnom podkhode // Vysshee obrazovanie v Rossii. - №5. - 2013. - S. 36-44.

3. Kisin K.A. Pedagogicheskie usloviya razvitiya kul'tury mezhlichnostnykh otnosheniy v voinskikh podrazdeleniyakh: Diss. ... kan. ped. nauk. - Birobidzhan, 2003. - 207 s.

4. Makarenko A.S. Sobranie sochineniy v 7 t. - T.5. - M.: Izd-vo Akademii pedagogicheskikh nauk, 1958. - 560 s.

5. Matolygina N.V, Ruglova L.V. Nravstvennaya napravlennost' v professional'nom stanovlenii studentov // Professional'noe stanovlenie studentov v usloviyakh obrazovatel'nogo prostranstva universiteta: monografiya / O.V. Arkhipova, N.V. Matolygina, L.V. Ruglova. - SPb.: SPbGEU, 2009. - S. 149 - 168.

6. Rudenko B. Progulki po podsoznaniyu // Nauka i zhizn'. - 2013. - №9. - S. 112-115.

7. Sukhomlinskiy V.A. O vospitanii. - M.: Politizdat, 1973. - 272 s.

7

05PDMN315

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.