Научная статья на тему 'Проблемы реализации государственными служащими конституционного права на свободную передачу и распространение информации в контексте практики Европейского суда по правам человека'

Проблемы реализации государственными служащими конституционного права на свободную передачу и распространение информации в контексте практики Европейского суда по правам человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
237
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / DISSEMINATION OF INFORMATION / RESTRICTION OF RIGHTS / CIVIL SERVANT / EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галиев Рустам Салимжанович, Васильков Константин Александрович

Проблемы применения практики Европейского суда по правам человека в судах Российской Федерации последнее время часто являются предметом научных дискуссий. В настоящей статье анализируется ограничение установленные для государственных служащих, связанные с правом на свободную передачу и распространения информации, в том числе с позиций Европейского суда по правам человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Галиев Рустам Салимжанович, Васильков Константин Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of implementation constitutional right to the free transfer and dissemination of information by civil servants in the context of the practice of the European Court of Human Rights

The problems of application practice of the European Court of Human Rights in Russian courts are often the subject of scientific debate the last time. This article analyses the limit established for public servants related to the right to the free transfer and dissemination of information, including from the standpoint of the European Court of Human Rights.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации государственными служащими конституционного права на свободную передачу и распространение информации в контексте практики Европейского суда по правам человека»

УДК 341 ББК 67.9

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ

СЛУЖАЩИМИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА СВОБОДНУЮ ПЕРЕДАЧУ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПРАКТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

РУСТАМ САЛИМЖАНОВИЧ ГАЛИЕВ,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного и международного права Барнаульского юридического института МВД России

E-mail: galiev. [email protected]; КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ ВАСИЛЬКОВ, курсант Барнаульского юридического института МВД России E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.10 — международное право; европейское право

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Проблемы применения практики Европейского суда по правам человека в судах Российской Федерации последнее время часто являются предметом научных дискуссий. В настоящей статье анализируется ограничение установленные для государственных служащих, связанные с правом на свободную передачу и распространения информации, в том числе с позиций Европейского суда по правам человека.

Ключевые слова: права человека, распространение информации, ограничение прав, государственный служащий, европейский суд по правам человека.

Abstract. The problems of application practice of the European Court of Human Rights in Russian courts are often the subject of scientific debate the last time. This article analyses the limit established for public servants related to the right to the free transfer and dissemination of information, including from the standpoint of the European Court of Human Rights.

Keywords: human rights, dissemination of information, restriction of rights, civil servant, the European Court of Human Rights.

В ст. 29 Конституции Российской Федерации нашли свое отражение нормы международного права, закрепляющие права человека в сфере информации. Ст. 19 Всеобщей Декларации прав и свобод человека 1948 г., закрепляет право каждого свободно искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами [3]. В Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., в ст. 10, содержится положение о праве каждого искать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей [4]. Международный Пакт о гражданских и политических правах от 1966, в ст. 19, так же устанавливает право каждого искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи [5].

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова, ч. 4 указанной статьи конкретизирует данное право и устанавливает право каждого получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В законодательстве информация определяется как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления [6]. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» — информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными

16

Вестник экономической безопасности

№ 3/2017

законами (информация ограниченного доступа), стоит отметить, что содержание права каждого получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, само по себе подразумевает запрет на указанные действия с информацией ограниченного доступа.

Право на информацию не является абсолютным и может быть ограниченно. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Рассматривая ограничения содержащихся в Федеральном законе № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», которые распространяются в том числе и на государственных сотрудников органов внутренних дел, прокуратуры, налоговой службы и т.д. в которых содержится запрет, не допускающий публичные высказывание, суждения и оценки, в том числе в СМИ в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа, Конституционный суд в 2011 г. признал нормативное положение п. 10 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не противоречащим Конституции Российской Федерации. Поскольку по своему конституционно-правовому смыслу оно не может рассматриваться как не допускающее публичного выражения государственным служащим своего мнения, суждения, оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа. При этом Конституционный суд в своем решении установил, что для определения правомерности публичного высказывания государственного служащего необходимо учитывать содержание публичных высказываний, суждений или оценок, их общественную значимость и мотивы, соотношение причиненного (могущего быть причиненным) ими ущерба для государственных или общественных интересов с ущербом, предотвращенным в результате

соответствующих действий государственного служащего, наличие либо отсутствие возможности у государственного служащего защитить свои права или государственные либо общественные интересы, нарушение которых послужило поводом для его публичного выступления, иными предусмотренными законом способами и другие значимые обстоятельства [7].

Инициировавший жалобу бывший старший участковый из г. Тольятти, А.Н. Мумолин в 2009 г. посредством видеокамеры записал обращение к министру внутренних дел Российской Федерации и опубликовал его в сети интернет. В своем обращении он рассказал о работе ОВД, акцентировал внимание конкретно на том территориальном органе, в котором проходил службу. Высказал критику в отношении своего начальства, с целью противодействия коррупции в системе МВД.

После этого А.Н. Мумолин был уволен из органов внутренних дел, оспаривание в суде данного решения не принесло положительного результата, в том числе, как отмечалось выше, и в Конституционном Суде было вынесено Постановлении об отсутствии в указанном федеральном законе противоречия Конституции РФ. В 2010 году А.Н. Мумолин направил жалобу в Европейский суд по правам человека, в октябре 2016 г. Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобу бывшего старшего участкового из Тольятти.

Представляется, что фактически данное ограничение, в отношении государственных служащих исходя из формально-юридического анализа рассмотренных норм, является всеобъемлющим, практически не допускающим возможности реализации права на информацию.

Исходя из практики Европейского суда по правам человека необходимо отметить, что ограничение государственных служащих в публичных высказываниях допустимо, однако они проявляя по отношению к государству (государственным органам и должностным лицам) лояльность и сдержанность имеют право на свободу выражения своего мнения [8].

Вместе с тем, общество может быть заинтересованно в получении информации по вопросам социально-экономического развития, совершенствования деятельности государственного аппарата, в целях борьбы с преступностью, коррупцией и т.п. И тогда интересы общества будут иметь приоритет

№ 3 / 2017

Вестник экономической безопасности

17

перед обязанностью государственного служащего не допускать публичные высказывания [9].

Кроме того, критерием оценки правомерности допущенного публичного высказывания выступает и достоверность сообщенной государственным служащим информации [10].

Также в одном из своих решений по подобным делам, Европейский суд устанавливает необходимость оценки возможного ущерба, который мог быть причинен интересам государства в следствии какого-либо публичного выражения своего мнения государственным служащим и сопоставление объема возможного ущерба с возможным положительным эффектом, который может быть достигнут после предания гласности соответствующей информации. Имеет значение и наличие у государственного служащего иных эффективных средств для исправления нарушения, о котором он намеревался сообщить [11].

Кроме того отметим, что содержащиеся в п. 5 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» запрет на публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в СМИ, в отношении государственных органов и должностных лиц, общественных объединений, организаций, социальных групп и отдельных граждан, носит почти тотальный характер, поскольку распространяется на любые высказывания, суждения и оценки, если только их выражение не входит в его служебные обязанности. Что всецело противоречит ст. 29 Конституции РФ и ст. 10 Европейской Конвенции прав и основных свобод человека 1950 г.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и Протоколы к ней ратифицированы РФ, вступили в силу на ее территории и, следовательно, являются составной частью ее правовой системы [1, с. 144]. При этом РФ признала юрисдикцию Европейского суда и обязалась привести правоприменительную, в том числе судебную, практику в полное соответствие с обязательствами РФ, вытекающими из участия в Конвенции и Протоколах к ней. Обращая внимание на Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 21 от 27 июня 2013 года: правовые позиции Европейского Суда учитываются при приме-

нении законодательства РФ. В частности, содержание прав и свобод, предусмотренных законодательством РФ, должно определяться с учетом содержания аналогичных прав и свобод, раскрываемого Европейским Судом при применении Конвенции [12].

Таким образом, представляется целесообразным предложение о внесении поправок в ФЗ «О полиции» статья 29 часть 2 и в ФЗ «О государственной гражданской службе» статья 17 часть 1 пункт 10, п. 5 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в целях приведения данных норм в соответствие с нормами международного права. В данных поправках необходимо закрепить следующее положение: Государственным служащим запрещены публичные высказывание, суждения и оценки, в том числе в СМИ в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа в том числе если это касается нарушений, допущенных государственным органом или должностным лицом, кроме случаев когда отсутствует реальная возможность — внутри самой системы государственной власти — реагирования на эти нарушения, представленная информация аргументированная и основанная на реальных фактах (обстоятельствах). Публичное высказывание, суждение и оценка производится с учетом последствий обнародования соответствующей информации, и сопоставление его объема с возможным положительным эффектом, который может быть достигнут в результате предания гласности соответствующей информации.

Литература

1. Хазов Е.Н., Бердников Н.В. Международно-правовой механизм защиты прав человека в Европейском суде по правам человека Вестник Московского университета МВД России 2016 № 2. С. 144—148.

2. Степкин Е.Ю. Некоторые проблемы сотрудничества Российской Федерации с Европейский судом по правам человека Закон и право. 2015. № 11. С. 139—142.

3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) Российская газета, № 67 от 05.04.1995 г

18

Вестник экономической безопасности

№ 3/2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.