УДК 330.3
Д.А. °колышев ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ
Аннотация. В данной статье проведен анализ актуальных проблем развития инвестиционной привлекательности регионов с акцентом на потенциал регионального развития на основе государственно-частного партнерства. Получены выводы о необходимости тщательной проработки вопросов, связанных с развитием инвестиционной привлекательности регионов на основе государственно-частного партнерства, а также включении необходимых мероприятий в федеральные целевые программы, направленные на поддержку развития инвестиционного потенциала.
Ключевые слова: программы, инвестиционная привлекательность, бюджет, инвестиции, информация, государственно-частное партнерство.
ШшП Okolyshev PROBLEMS OF IMPLEMENTATION
OF FEDERAL TARGET PROGRAMS OF DEVELOPMENT OF TERRITORIES
Annotation. In this article analyzed actual problems of development of investment attractiveness of regions with a focus on the potential regional development based on public-private partnership. Obtained conclusions about the necessary careful consideration of issues related to the development of investment attractiveness of regions based on public-private partnerships, as well as the inclusion if the necessary activities in the federal targeted programs aimed at supporting the development of the investment potential.
Keywords: programs, investment attraction, budget, investments, information, public-private partnership.
В настоящее время в условиях экономических санкций, предъявленных со стороны Западной Европы и Северной Америки, развитие инвестиционных программ должно послужить импульсом развитию Российской экономики. За последние годы произошли серьезные изменения в методах, используемых государственными и муниципальными органами власти для решения актуальных социально-экономических проблем, удовлетворения потребностей населения.
Однако экономический рост и улучшение качества жизни населения в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях во многом еще сдерживаются слабым развитием их производственной и социальной инфраструктуры.
Ресурсные возможности многих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований требуют целевое развитие деловых отношений между государством и бизнесом на основе привлечения сторонних инвестиций в регионы в целях взаимодействия государства и бизнеса через качественно проработанные Федеральные целевые программы является одним из важных условий, способных повлиять на повышение инновационной активности и инвестиционной привлекательности территорий за счет развития производственной и социальной инфраструктуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Во многих перспективных регионах страны, действующие Федеральные целевые программы осуществляют свою деятельность за счет всех бюджетных источников финансирования, однако базовая инфраструктура бизнеса находится в крайне изношенном состоянии, не позволяющем наращивать объемы хозяйственной деятельности и рассчитывать на ее надежность. При этом частное
© Околышев Д.А., 2015
инвестирование во многие проекты не привлекательны, так как они не могут обеспечить компаниям необходимую норму прибыли и окупаемость. В данной ситуации государство должно брать на себя обязательства по развитию инвестиционной привлекательности для последующего ее использования частным капиталом, в рамках Федеральных целевых программ, в создании новых производственных фондов [4].
В Федеральной целевой программе «экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 г.» отражаются объемы финансирования по государственным заказчикам, где по годам прописывается объем финансирования за счет внебюджетных средств, средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Долговые обязательства по привлечению инвестиционных займов, например, муниципальных образований, в рамках действующего Бюджетного кодекса Российской Федерации не осуществляются более чем на десять лет. Поэтому государственно-частное партнерство (ГЧП), позволяющее выводить финансирование, например, инфраструктуры за баланс и ограничивать участие органов государственного и муниципального управления в проектных рисках, становится экономически неизбежным механизмом.
Решение задач, связанных с развитием региональной инфраструктуры, относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Однако, учитывая низкую бюджетную обеспеченность субъектов Российской Федерации, расположенных на территории макрорегиона, а также необходимость фактически заново создавать инфраструктурные объекты в основном в неблагоприятных климатических условиях, создавая при этом условия для опережающего, а не инерционного развития инфраструктуры, возникает потребность в оказании федеральной поддержки региональных инициатив в отношении проектов, реализация которых должна проводиться в тесной увязке с комплексными проектами федерального значения.
Таким образом, существует необходимость создания инструментов для реализации федеральной региональной политики, обеспечивающих согласованность действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выполнении мероприятий, направленных на снятие законных ограничений на региональном уровне.
В мировой практике хозяйствования в этих целях широко используются возможности ГЧП путем использования на основе эффективных механизмов взаимодействия государства и частного бизнеса системы соответствующих институтов и инструментов, которые позволяют привлечь средние и долгосрочные инвестиции в приоритетные сферы региональных экономик.
Развитие ГЧП на основе формирования эффективных механизмов взаимодействия государства и частного бизнеса является одним из важнейших условий повышения инвестиционной активности регионов за счет развития инвестиционной привлекательности региона. В Основных направлениях деятельности Федеральной целевой программы «экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 г.» отмечается, что целями программы является развитие транспортной и энергетической инфраструктуры для обеспечения ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона и улучшения инвестиционного климата в макрорегионе.
Как показывает практика, применение механизмов ГЧП способно обеспечить:
— возможность осуществления общественно значимых проектов, малопривлекательных для традиционных форм частного финансирования, в наиболее короткие сроки;
— повышение эффективности проектов за счет участия в них частного бизнеса, как правило, более эффективного на рынке, чем государственные институты;
— оживление рыночной конъюнктуры и роста инвестиционной привлекательности регионов;
— снижение нагрузки на бюджеты всех уровней за счет привлечения частных средств и перекладывания части затрат на пользователей (коммерциализации предоставления услуг);
— оптимизацию структуры финансирования за счет использования государственной (национальной) и (или) международной поддержки и расширения доступа к новым источникам финансирования;
— концентрацию внимания государственных органов на наиболее свойственных им административных функциях;
— сокращение государственных рисков за счет распределения их между частным бизнесом и государством;
— возможность привлечения лучших управленческих кадров, техники и технологий;
— улучшение механизмов и моделей оказания услуг, повышение качества обслуживания конечных пользователей [5].
Вместе с тем, сегодня регионы рассматривают ГЧП как любое взаимодействие власти и бизнеса для реализации проектов в тех сферах, ответственность за развитие которых относится к государственным (муниципальным) функциям. Это приводит к тому, что каждый регион по-своему трактует механизмы ГЧП, а значит, и развивает данное направление в соответствии со своим субъективным пониманием. Такая ситуация препятствует тому, чтобы все регионы имели одинаковые стартовые условия для социально-экономического развития, повышая свою инвестиционную привлекательность.
Несмотря на наличие богатых природных ресурсов, экономику макрорегиона Дальнего Востока можно охарактеризовать как слабую, ориентированную в основном на внешний рынок, имеющую преимущественно сырьевую направленность. Несмотря на огромный природно-ресурсный потенциал, роль макрорегиона в экономике России можно охарактеризовать как незначительную. Еще меньшую роль макрорегион играет в экономике Азиатско-Тихоокеанского региона. Реализация при-родно-ресурсного потенциала вкупе с обеспечением транзита грузов из европейской части страны в макрорегион и наоборот и со снятием существующих инфраструктурных ограничений способна изменить сложившуюся ситуацию.
В границах Дальневосточного федерального округа и примыкающих регионах Сибирского федерального округа сосредоточен существенный потенциал использования сырьевых ресурсов.
Факторами, затрудняющими освоение природно-ресурсного потенциала макрорегиона, являются:
— наличие инфраструктурных ограничений освоения природно-ресурсной базы, прежде всего в транспортной и энергетической сферах;
— недостаточность информации о запасах ресурсов и их состоянии по причине осуществления в небольших масштабах работ, связанных с геологоразведкой;
— неразвитость или полное отсутствие производств, обеспечивающих комплексную и безотходную переработку сырья, что ведет к нерациональному использованию сырьевой базы;
Растущее понимание необходимости привлечения масштабных инвестиций в регионы и федеральные центры России и осознание недостаточности потенциальных объемов традиционных бюджетных инвестиций (особенно в условиях преодоления последствий мирового финансово -экономического кризиса) заставляет государство искать альтернативные механизмы финансирования необходимых расходов инвестиционной привлекательности в региональных экономиках. Уже сейчас можно констатировать, что на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, где имеют место бюджетные ограничения для инвестиционного развития, существует наибольший спрос на развитие ГЧП.
Вместе с тем, дальнейшее развитие ГЧП в региональных экономиках сдерживается отсутствием адекватной институциональной среды и необходимого нормативно-правового обеспечения, не-
достаточно эффективным использованием институтов и инструментов ГЧП, сформированных на федеральном уровне для решения актуальных социально-экономических проблем развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Развитие ГЧП сдерживается также административными барьерами и отсутствием высококвалифицированных кадров.
Исследование указанных проблем, а также выработка научно-практических мер по их преодолению является приоритетным направлением, которое имеет первостепенное значение для развития региональной экономики.
Библиографический список
1. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 480 Об утверждении федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года». - [Электронный ресурс].- Режим доступа: (http://www.rg.ru/1996/05/16/dv-zabaykal-dok.html) (дата обращения: 14.03.2015)
2. Постановление Правительства РФ от 13.09.2010 № 716 (ред. от 30.12.2011) «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы». - [Электронный ресурс].-Режим доступа: (http://www.pro-goszakaz.ru/article/29600-postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-13092010-716-ob-utverjdenii-pravü-formirovaniya-i) (дата обращения: 14.03.2015)
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
4. Николаев, М. А. Инвестиционная деятельность: учебное пособие [Текст] / М. А. Николаев - М. : Финансы и статистика, 2014. ISBN: 978,5,279,03364,5
5. Алпатов, А. Государственно-частное партнерство. Механизмы реализации / А. Алпатов, А. Пушкин, Р. Джапаридзе Альпина Паблишер, 2010. ISBN 978-5-9614-1281-9.