Научная статья на тему 'Проблемы реализации федеральных целевых программ развития территорий'

Проблемы реализации федеральных целевых программ развития территорий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
659
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММЫ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / БЮДЖЕТ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНФОРМАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Околышев Даниил Анатольевич

В данной статье проведен анализ актуальных проблем развития инвестиционной привлекательности регионов с акцентом на потенциал регионального развития на основе государственно-частного партнерства. Получены выводы о необходимости тщательной проработки вопросов, связанных с развитием инвестиционной привлекательности регионов на основе государственно-частного партнерства, а также включении необходимых мероприятий в федеральные целевые программы, направленные на поддержку развития инвестиционного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF FEDERAL TARGET PROGRAMS OF DEVELOPMENT OF TERRITORIES

In this article analyzed actual problems of development of investment attractiveness of regions with a focus on the potential regional development based on public-private partnership. Obtained conclusions about the necessary careful consideration of issues related to the development of investment attractiveness of regions based on public-private partnerships, as well as the inclusion if the necessary activities in the federal targeted programs aimed at supporting the development of the investment potential.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации федеральных целевых программ развития территорий»

УДК 330.3

Д.А. °колышев ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ

ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ

Аннотация. В данной статье проведен анализ актуальных проблем развития инвестиционной привлекательности регионов с акцентом на потенциал регионального развития на основе государственно-частного партнерства. Получены выводы о необходимости тщательной проработки вопросов, связанных с развитием инвестиционной привлекательности регионов на основе государственно-частного партнерства, а также включении необходимых мероприятий в федеральные целевые программы, направленные на поддержку развития инвестиционного потенциала.

Ключевые слова: программы, инвестиционная привлекательность, бюджет, инвестиции, информация, государственно-частное партнерство.

ШшП Okolyshev PROBLEMS OF IMPLEMENTATION

OF FEDERAL TARGET PROGRAMS OF DEVELOPMENT OF TERRITORIES

Annotation. In this article analyzed actual problems of development of investment attractiveness of regions with a focus on the potential regional development based on public-private partnership. Obtained conclusions about the necessary careful consideration of issues related to the development of investment attractiveness of regions based on public-private partnerships, as well as the inclusion if the necessary activities in the federal targeted programs aimed at supporting the development of the investment potential.

Keywords: programs, investment attraction, budget, investments, information, public-private partnership.

В настоящее время в условиях экономических санкций, предъявленных со стороны Западной Европы и Северной Америки, развитие инвестиционных программ должно послужить импульсом развитию Российской экономики. За последние годы произошли серьезные изменения в методах, используемых государственными и муниципальными органами власти для решения актуальных социально-экономических проблем, удовлетворения потребностей населения.

Однако экономический рост и улучшение качества жизни населения в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях во многом еще сдерживаются слабым развитием их производственной и социальной инфраструктуры.

Ресурсные возможности многих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований требуют целевое развитие деловых отношений между государством и бизнесом на основе привлечения сторонних инвестиций в регионы в целях взаимодействия государства и бизнеса через качественно проработанные Федеральные целевые программы является одним из важных условий, способных повлиять на повышение инновационной активности и инвестиционной привлекательности территорий за счет развития производственной и социальной инфраструктуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Во многих перспективных регионах страны, действующие Федеральные целевые программы осуществляют свою деятельность за счет всех бюджетных источников финансирования, однако базовая инфраструктура бизнеса находится в крайне изношенном состоянии, не позволяющем наращивать объемы хозяйственной деятельности и рассчитывать на ее надежность. При этом частное

© Околышев Д.А., 2015

инвестирование во многие проекты не привлекательны, так как они не могут обеспечить компаниям необходимую норму прибыли и окупаемость. В данной ситуации государство должно брать на себя обязательства по развитию инвестиционной привлекательности для последующего ее использования частным капиталом, в рамках Федеральных целевых программ, в создании новых производственных фондов [4].

В Федеральной целевой программе «экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 г.» отражаются объемы финансирования по государственным заказчикам, где по годам прописывается объем финансирования за счет внебюджетных средств, средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Долговые обязательства по привлечению инвестиционных займов, например, муниципальных образований, в рамках действующего Бюджетного кодекса Российской Федерации не осуществляются более чем на десять лет. Поэтому государственно-частное партнерство (ГЧП), позволяющее выводить финансирование, например, инфраструктуры за баланс и ограничивать участие органов государственного и муниципального управления в проектных рисках, становится экономически неизбежным механизмом.

Решение задач, связанных с развитием региональной инфраструктуры, относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Однако, учитывая низкую бюджетную обеспеченность субъектов Российской Федерации, расположенных на территории макрорегиона, а также необходимость фактически заново создавать инфраструктурные объекты в основном в неблагоприятных климатических условиях, создавая при этом условия для опережающего, а не инерционного развития инфраструктуры, возникает потребность в оказании федеральной поддержки региональных инициатив в отношении проектов, реализация которых должна проводиться в тесной увязке с комплексными проектами федерального значения.

Таким образом, существует необходимость создания инструментов для реализации федеральной региональной политики, обеспечивающих согласованность действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выполнении мероприятий, направленных на снятие законных ограничений на региональном уровне.

В мировой практике хозяйствования в этих целях широко используются возможности ГЧП путем использования на основе эффективных механизмов взаимодействия государства и частного бизнеса системы соответствующих институтов и инструментов, которые позволяют привлечь средние и долгосрочные инвестиции в приоритетные сферы региональных экономик.

Развитие ГЧП на основе формирования эффективных механизмов взаимодействия государства и частного бизнеса является одним из важнейших условий повышения инвестиционной активности регионов за счет развития инвестиционной привлекательности региона. В Основных направлениях деятельности Федеральной целевой программы «экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 г.» отмечается, что целями программы является развитие транспортной и энергетической инфраструктуры для обеспечения ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона и улучшения инвестиционного климата в макрорегионе.

Как показывает практика, применение механизмов ГЧП способно обеспечить:

— возможность осуществления общественно значимых проектов, малопривлекательных для традиционных форм частного финансирования, в наиболее короткие сроки;

— повышение эффективности проектов за счет участия в них частного бизнеса, как правило, более эффективного на рынке, чем государственные институты;

— оживление рыночной конъюнктуры и роста инвестиционной привлекательности регионов;

— снижение нагрузки на бюджеты всех уровней за счет привлечения частных средств и перекладывания части затрат на пользователей (коммерциализации предоставления услуг);

— оптимизацию структуры финансирования за счет использования государственной (национальной) и (или) международной поддержки и расширения доступа к новым источникам финансирования;

— концентрацию внимания государственных органов на наиболее свойственных им административных функциях;

— сокращение государственных рисков за счет распределения их между частным бизнесом и государством;

— возможность привлечения лучших управленческих кадров, техники и технологий;

— улучшение механизмов и моделей оказания услуг, повышение качества обслуживания конечных пользователей [5].

Вместе с тем, сегодня регионы рассматривают ГЧП как любое взаимодействие власти и бизнеса для реализации проектов в тех сферах, ответственность за развитие которых относится к государственным (муниципальным) функциям. Это приводит к тому, что каждый регион по-своему трактует механизмы ГЧП, а значит, и развивает данное направление в соответствии со своим субъективным пониманием. Такая ситуация препятствует тому, чтобы все регионы имели одинаковые стартовые условия для социально-экономического развития, повышая свою инвестиционную привлекательность.

Несмотря на наличие богатых природных ресурсов, экономику макрорегиона Дальнего Востока можно охарактеризовать как слабую, ориентированную в основном на внешний рынок, имеющую преимущественно сырьевую направленность. Несмотря на огромный природно-ресурсный потенциал, роль макрорегиона в экономике России можно охарактеризовать как незначительную. Еще меньшую роль макрорегион играет в экономике Азиатско-Тихоокеанского региона. Реализация при-родно-ресурсного потенциала вкупе с обеспечением транзита грузов из европейской части страны в макрорегион и наоборот и со снятием существующих инфраструктурных ограничений способна изменить сложившуюся ситуацию.

В границах Дальневосточного федерального округа и примыкающих регионах Сибирского федерального округа сосредоточен существенный потенциал использования сырьевых ресурсов.

Факторами, затрудняющими освоение природно-ресурсного потенциала макрорегиона, являются:

— наличие инфраструктурных ограничений освоения природно-ресурсной базы, прежде всего в транспортной и энергетической сферах;

— недостаточность информации о запасах ресурсов и их состоянии по причине осуществления в небольших масштабах работ, связанных с геологоразведкой;

— неразвитость или полное отсутствие производств, обеспечивающих комплексную и безотходную переработку сырья, что ведет к нерациональному использованию сырьевой базы;

Растущее понимание необходимости привлечения масштабных инвестиций в регионы и федеральные центры России и осознание недостаточности потенциальных объемов традиционных бюджетных инвестиций (особенно в условиях преодоления последствий мирового финансово -экономического кризиса) заставляет государство искать альтернативные механизмы финансирования необходимых расходов инвестиционной привлекательности в региональных экономиках. Уже сейчас можно констатировать, что на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, где имеют место бюджетные ограничения для инвестиционного развития, существует наибольший спрос на развитие ГЧП.

Вместе с тем, дальнейшее развитие ГЧП в региональных экономиках сдерживается отсутствием адекватной институциональной среды и необходимого нормативно-правового обеспечения, не-

достаточно эффективным использованием институтов и инструментов ГЧП, сформированных на федеральном уровне для решения актуальных социально-экономических проблем развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Развитие ГЧП сдерживается также административными барьерами и отсутствием высококвалифицированных кадров.

Исследование указанных проблем, а также выработка научно-практических мер по их преодолению является приоритетным направлением, которое имеет первостепенное значение для развития региональной экономики.

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 480 Об утверждении федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года». - [Электронный ресурс].- Режим доступа: (http://www.rg.ru/1996/05/16/dv-zabaykal-dok.html) (дата обращения: 14.03.2015)

2. Постановление Правительства РФ от 13.09.2010 № 716 (ред. от 30.12.2011) «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы». - [Электронный ресурс].-Режим доступа: (http://www.pro-goszakaz.ru/article/29600-postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-13092010-716-ob-utverjdenii-pravü-formirovaniya-i) (дата обращения: 14.03.2015)

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

4. Николаев, М. А. Инвестиционная деятельность: учебное пособие [Текст] / М. А. Николаев - М. : Финансы и статистика, 2014. ISBN: 978,5,279,03364,5

5. Алпатов, А. Государственно-частное партнерство. Механизмы реализации / А. Алпатов, А. Пушкин, Р. Джапаридзе Альпина Паблишер, 2010. ISBN 978-5-9614-1281-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.