Научная статья на тему 'Проблемы развития юридического образования России в свете глобальных трансформаций (по материалам i международного форума выпускников юридического факультета к(п)фу)'

Проблемы развития юридического образования России в свете глобальных трансформаций (по материалам i международного форума выпускников юридического факультета к(п)фу) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салихов Ильсур Ильгизович

17-18 июня 2016 г. в Казанском (Приволжском) федеральном университете прошел Первый Международный форум выпускников юридического факультета. Торжественную церемонию открытия, которая прошла в КСК «УНИКС», вела и.о. декана юридического факультета Лилия Бакулина. Выступили: Премьер-министр РТ Ильдар Халиков, Руководитель Аппарата Президента РТ Асгат Сафаров, мэр Казани Ильсур Метшин, ректор К(П)ФУ Ильшат Гафуров. Кроме того, участников приветствовали председатель Ассоциации юристов России и профильного Комитета ГД РФ Павел Крашенинников, член ЦИК РФ Василий Лихачёв, а также выдающиеся выпускники, преподаватели, студенты и партнеры факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития юридического образования России в свете глобальных трансформаций (по материалам i международного форума выпускников юридического факультета к(п)фу)»

Проблемы развития юридического образования России в свете глобальных трансформаций (по материалам I Международного форума выпускников юридического факультета К(П)ФУ)

Салихов И.И.

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Казанского (Приволжского) федерального университета

17-18 июня 2016 г. в Казанском (Приволжском) федеральном университете прошел Первый Международный форум выпускников юридического факультета. Торжественную церемонию открытия, которая прошла в КСК «УНИКС», вела и.о. декана юридического факультета Лилия Бакулина. Выступили: Премьер-министр РТ Ильдар Халиков, Руководитель Аппарата Президента РТ Асгат Сафаров, мэр Казани Ильсур Метшин, ректор К(П)ФУ Ильшат Гафуров. Кроме того, участников приветствовали председатель Ассоциации юристов России и профильного Комитета ГД РФ Павел Крашенинников, член ЦИК РФ Василий Лихачёв, а также выдающиеся выпускники, преподаватели, студенты и партнеры факультета.

Выступая с приветственным словом, мэр Казани и председатель Попечительского совета юрфака К(П) ФУ Ильсур Метшин отметил, что зарождение такой традиции очень важно для вуза. «Сегодня - историческое событие для юридического факультета Казанского университета, - согласился с мэром Ильдар Халиков. - Традиция, которая существует у таких известнейших юридических школ, как юридическая школа Гарварда, Оксфорда и целого ряда других вузов, реализуется здесь, на казанской земле, когда можно не просто собрать наиболее именитых выпускников, а дать им возможность передать свои знания и опыт сегодняшним педагогам и студентам. Я очень рад, что это событие состоялось. Самое главное, что все выпускники, которые были приглашены сегодня из разных уголков и России, и мира, приехали сюда». Старейший профессор юрфака Б.Л. Железнов, известный студентам не только как преподаватель, но и как поэт, и знатный юморист, назвал всех собравшихся «братьями по крови». «Я хочу воспользоваться служебным положением аксакала, - продолжил он, - и сказать, что мы, преподаватели, вас помним, любим и гордимся вашими успехами. Как говорится, как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!».

«Одним из первых попечительских советов университета стал Попечительский совет юриди-

«Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы постигать их смысл».

Цицерон

ческого факультета, - отметил в своей речи Ильшат Гафуров. - Это те люди, которые не дают пустых обещаний, а берут и делают то, что считают нужным. Поэтому хочу поблагодарить и организаторов, и всех, кто сюда приехал. Почаще бывайте в стенах нашего университета!». Кроме Попечительского совета факультета, организаторов форума поддержала Ассоциация юристов России. К слову, глава организации Павел Крашенинников заявил, что выходит с предложением об учреждении Юридической премии имени Габриэля Феликсовича Шершеневича - выдающегося правоведа, воспитанника alma mater. Поприветствовали участников форума и представители Студенческого научного общества юридического факультета, которое, кстати, было признано лучшим профильным СНО университета среди аналогичных формаций других вузов РФ. Выступившие обратили внимание на то, что юридический факультет - настоящая семья, большой и значимой частью которой являются именно выпускники. Об этом говорил и глава Ассоциации выпускников юрфака Ильдус Янышев. Он также сформулировал цели и задачи, которые ставит перед собой форум.

Перед участниками форума были поставлены задачи выработки совместного видения представителей факультета и успешных его выпускников по вопросам:

• общих ценностей и потребностей выпускников юридического факультета;

• качества юридического образования и методах его совершенствования;

• развития юридического факультета как признанного в мире центра юридической науки;

• развития юридического факультета как крупнейшего экспертного центра (центра профессиональных компетенций);

• потенциала развития благоприятной среды профессиональной социализации выпускников юридического факультета.

Достижению указанных задач способствовал оригинальный подход в организации рабочих заседаний. Все выпускники после пленарной части были распределены по трем площадкам: «Юриспруденция: наука и образование», «Юристы и власть», «Юристы и бизнес». В рамках площадок были организованы тематические сессии, где и проводилась основная работа. В частности, были организованы сессии: «Роль вуза в системе подготовки юридических кадров. Профессиональная социализация выпускника юрфака в современных условиях», «Проблемы формирования и развития юридических служб государственных и муниципальных органов», «Антикоррупционная культура», «Проблемы подготовки кадров для судов уголовной юрисдикции и правоохранительных органов», «Проблемы кадрового обеспечения судов», «Влияние 1Т-технологий на рынок юридических услуг», «Профессия юрист в коммерческих организациях и правовом консалтинге», «Актуальные проблемы профессионального развития адвокатуры и нотариата».

Насыщенную программу форума дополнили культурные мероприятия. Выпускники разных лет посетили музеи истории К(П)ФУ и юридического факультета, приняли участие в торжественном приеме Председателя Попечительского совета юридического факультета в Казанской Ратуше. Ознакомились с достопримечательностями Казани и Свияжска. Наиболее активные участники форума поддержали соревнования по волейболу, минифут-болу, получили удовольствие от велопрогулки. Результаты работы форума получили положительные отзывы и самые высокие оценки как у руководства Республики Татарстан, Казанского университета, так и профессионального сообщества юристов страны. По итогам научно-практических сессий был наработан уникальный для российского юридического образования теоретический и практический опыт. Осмысление данного опыта сформирует основные направления развития факультета на ближайшую и отдаленную перспективу.

Ниже представляем вниманию читателя наиболее существенные выводы, которые можно было сделать по итогам работы и материалам форума.

Традиционно консервативное высшее юридическое образование в настоящее время сталкивается с вызовами мировой глобализации, интернационализации и информатизации. Как следствие - мы наблюдаем резкое увеличение количества публикаций, посвященных проблемам качества и перспективам развития юридического образования. Противоречия между новыми социальными запросами и традиционными подходами классического юридического образования становятся все более очевидными. В частности, можно выделить следующие, наиболее актуальные из них.

Перепроизводство юристов. Стало «притчей во языцех» утверждение о том, что на фоне возрастающего количества невостребованных экономикой

юристов драматически снижается их качество подготовки. Все чаще можно услышать утверждения о кризисе юридического образования. Как отметила в своем выступлении на форуме проф. Р.И. Сит-дикова, увеличение количества выпускников по юридическим специальностям на фоне снижения качества юридического образования - проблема не только российского образования, но и международная проблема, известная и крупнейшим экономикам таких стран, как США, Китай, Япония, страны Западной Европы. Так, в Китае ежегодно выпускается порядка 200000 юристов - выпускников более чем 600 правовых школ. Международный адвокат Р.М. Баймухаметов добавил, что только 13 % из числа выпускников-юристов в Китае успешно сдают государственный квалификационный экзамен.

Ситуация усугубляется в целом позитивной динамикой роста продолжительности жизни и периода деловой активности населения. С одной стороны, мы имеем больший период «отдачи» от работы высококвалифицированных и опытных специалистов, с другой стороны, увеличение количества квалифицированных юристов снижает уровень доступа в профессию молодым людям. В любом случае применительно к развитию юридического образования необходимо сохранить, как важнейшее направление кадровой политики, привлечение к участию в учебном процессе юристов старшего поколения (судей в отставке, бывших госслужащих, практиков пенсионного возраста). Основополагающий механизм классического юридического образования - профессиональная преемственность поколений в научных школах и в образовании будет качественно усиливаться знаниями и опытом юристов-практиков. Это является особенно актуальным для наполнения прак-тико-ориентированных программ магистратуры.

Высокая динамика изменений правового поля требует от юристов обучения и повышения квалификации в течение всей жизни. Этот факт побуждает юридические вузы особое внимание уделять развитию программ повышения квалификации и переподготовки, в том числе в рамках «Университетов третьего возраста».

Несоответствие выпускников требованиям работодателей. Имеющиеся образовательные программы ориентированы на подготовку специалистов, набор компетенций которых не соответствует ожиданиям работодателей и рынка труда в целом. Юридический вуз часто видит своей задачей организацию образовательного процесса, соответствующего государственному стандарту. Результатом обучения предполагается аттестованное соответствие полученных знаний выпускника предъявляемым образовательной программой требованиям. Юридическое сообщество России пока не завершило работу по созданию целостного и детального представления о квалификационных требованиях к юристам в целом и в отношении отдельных специальностей, в частности. Очевидно, что предпринимаемые госу-

дарством усилия по разработке профессиональных стандартов, в том числе в сфере юриспруденции, призваны разрешить эту задачу. Однако вузы часто не имеют четкой целевой ориентации на подготовку компетенций, востребованных работодателем.

Зона ответственности вуза определяется началом образовательного процесса - зачислением абитуриента в вуз и заканчивается его отчислением. Подготовка будущих профессионалов, как правило, сочетает в себе обучение по общим курсам и дисциплинам специализации. Учебный процесс включает в себя систему аудиторных занятий в различных формах, практики и самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя. ФГОСы ориентированы на формирование определенных стандартом компетенций обучающегося - совокупности знаний, умений и навыков. Дополнительно в большинстве ведущих вузов сформирована инфраструктура, способствующая более полному и всестороннему развитию профессиональных и личных компетенций: различные формы студенческих научных, спортивных и иных проектов и организаций. Роль преподавателя, как знатока дисциплины, часто сводится к передаче знаний. Оценка достижений самих студентов производится с использованием балльно-рейтинговой системы, в основе которой лежит оценка преподавателем достижений студента в текущем семестре и результатов сдачи зачетов и экзаменов.

Как показывают опросы, сами студенты достаточно быстро подстраиваются под требования системы и основной своей задачей видят успешное освоение программы наиболее эффективным способом - то есть с наименьшими трудозатратами. Для многих из них именно стремление наиболее легким способом получить желаемый диплом становится основным мотивом и критерием в выборе специализации. Часто студент не готовит себя к будущей работе в период обучения вузе. Он получает диплом - путевку в профессию, ибо как ему и общеизвестно - «все, что он выучил в вузе, мало пригодится ему на практике». Он убежден, что после завершения обучения ему придется пройти длительный период адаптации к выбранной специальности и на практике получать необходимые знания. Особенностью российского высшего юридического образования является его «послешкольный» характер. В вуз приходит вчерашний школьник, который уже через четыре-шесть лет получает формальное право осуществлять юридическую практику. Вместе с тем юридическая профессия зачастую сопряжена с правоприменением, апеллирующим к высокому уровню правосознания. Последнее, в свою очередь, предполагает определенную социальную и эмоциональную зрелость. Очевидно, что социально и эмоционально зрелым человек становится по мере накопления им жизненного опыта либо целенаправленного образовательно-воспитательного воздействия.

Полагаем, что качество подготовки юристов может повышаться за счет ранней профориентации и создания условий комплексного развития личности.

Глобализация и интернационализация экономики, высшего образования. Глобализация и интернационализация экономики и, как следствие, высшего образования требуют смены целевой ориентации от подготовки специалистов в рамках отдельно взятой правовой системы к подготовке специалистов, конкурентноспособных на международном рынке труда. Такие специалисты должны быть готовы успешно проявить профессионализм в различных странах. Они должны обладать межкультурной компетентностью и иметь хорошее представление об особенностях правовой культуры различных стран. При этом особенную актуальность приобретает международное право и соответствующая специализация. Языковые компетенции становятся в один ряд с другими ключевыми составляющими востребованного специалиста. Конкуренция стала реальностью и для самих образовательных организаций. Погружение юридических вузов в пучину конкурентной борьбы вызвано не только общим процессом коммерциализации высшего образования и поэтапным снижением государством количества бюджетных мест на юридических специальностях.

Региональные вузы в привлечении наиболее подготовленных абитуриентов испытывают сильное конкурентное воздействие со стороны столичных вузов страны. Так, в текущем периоде 43 % школьников-«стобальников» покидают Республику Татарстан, уезжая учиться в вузы Москвы и Санкт-Петербурга [1]. На фоне глобализации и повышения трудовой мобильности наши вузы стали фактически конкурировать по привлечению талантливой молодежи в международном формате с зарубежными партнерами. В процессе интернационализации юридического образования возникают следующие ключевые препятствия.

Во-первых, менеджмент вузов России, изначально ориентированный на управление образовательным процессом в рамках системы государственного образования, обнаруживает неготовность к участию в свободной рыночной конкуренции по правилам бизнеса, тем более на международном уровне. Зачастую предполагаемые к реализации в международном масштабе программы инициируются руководством университетов и подготавливаются подразделениями по схеме «делаем все, что в наших возможностях». Бывает, что такой образовательный продукт не имеет четкой ориентации на целевую группу потребителей, продуманного конкурентного позиционирования, осмысленной маркетинговой стратегии. Вместе с тем, использование клиентоо-риентированного подхода и принципов проектного управления, осознание и привлечение более широкого спектра ресурсов в значительной степени могли бы снять вышеуказанные барьеры.

Во-вторых, спрос на знания в области российского права на международном рынке в настоящее время в достаточной степени не выявлен и не структурирован. Вместе с тем высококлассное

преподавание «универсальных» предметов, а также уникальных по международным меркам дисциплин, богатство национальной культуры и истории, относительная персональная безопасность, также невысокая стоимость обучения и проживания закладывают хорошие маркетинговые предпосылки. Традиционно близкое по генезису правовых систем образование в странах постсоветского пространства позволяет уверенно планировать маркетинг в данном регионе. Активизация экономического сотрудничества с такими странами, как Китай, Индия, странами Арабского Востока открывает дополнительные возможности по развитию совместных усилий в образовательной сфере.

В-третьих, образовательная инфраструктура (информационно-образовательное, методическое обеспечение; сопутствующие образовательной мобильности сервисы) в недостаточной степени адаптированы для привлечения внимания зарубежных студентов. Не способствует конкурентоспособности наших дипломов и относительно невысокий уровень практической применимости в зарубежных странах. Причинами этого видятся два фактора. Прежде всего - содержание права в разных государствах существенно отличается. Помимо этого, различные государства имеют разные квалификационные требования и процедуры допуска кандидатов в юридическую профессию. Часто получение разрешения на практику предполагает дополнительную подготовку (переподготовку) дипломированных юристов [2].

Усиление роли надпрофессиональных качеств юристов в квалификационных требованиях. Возрастание конкуренции, формирование и усложнение субкультуры управления как в публичной, так и в частной сфере формируют ряд дополнительных требований к личным и деловым качествам каждого сотрудника. Наметилась международная тенденция, когда при принятии кадровых решений в отношении юристов именно личные и деловые качества оцениваются приоритетно перед наличием соответствующего образования и объема знаний [3].

Ориентир на развитие прикладных аспектов в классическом юридическом образовании на фоне разростания и усложнения правовых систем. Как отметил в своем выступлении на форуме проф. В.Н. Лихчев, во всем мире наблюдается резкое увеличение объема нормативно-правового материала. Действительно, количество нормативных и связанных с ними документов в таких справочно-правовых системах, как «Гарант» и «Консультант+» давно исчисляется шестизначными цифрами. Только право Европейского союза за период 2013-2016 гг. пополнилось более чем на 4700 новых активов и 1900 поправок [4]. Данная динамика, с одной стороны, стимулирует развитие практико-ориентированного подхода в юридическом образовании. Быть эффективным юристом - знатоком всех отраслей права и институтов стало просто невозможно. Степень детализации в правовой регламентации отдельных сфер

только увеличивается, обуславливая тем самым углубление профессиональной специализации юристов. В образовании стала весьма популярной «Гарвардская модель юридического образования» и методика «case study», предполагающая комплексное и эффективное обучение прикладным навыкам и умениям применять теоретические знания на практике.

С другой стороны, в условиях физической ограниченности образовательных программ такая ориентация государственных стандартов в России означает ограничение лекционных часов и увеличение количества практических занятий. Предполагается усиление роли самостоятельной подготовки студентов в части изучения ими теории вопроса. Российское университетское юридическое образование в качестве своей основы исторически использует лекцию как особую форму взаимодействия лектора (ментора, наставника) со студентами (учениками, последователями). В новых реалиях вуз ограничивает действие этого важнейшего инструмента (канала) создания единого воспитательно-образовательного пространства. Вместе с тем именно на лекциях формируется личность будущего профессионала. Здесь происходит обучение посредством «живого взаимодействия» с признанным специалистом. Через личный пример, формальное и неформальное общение, расширяя профессиональное сознание и кругозор, творчески вдохновляя, лектор обеспечивает передачу между поколениями ключевых элементов профессиональной субкультуры. Закладываются основы профессионального мировоззрения и мышления, системы ценностей, убеждений, принципов профессиональной этики.

При решении рассматриваемой проблемы и определении путей дальнейшего развития отечественной юриспруденции чрезвычайно важно учитывать сложившиеся традиции юридического образования. Так, страны англосаксонской правовой семьи в основе правовой культуры изначально имеют правовое мышление, сформированное на анализе отдельных казусов. Именно это, как указывает проф. В.В. Захаров, задавало модель юридического образования, имеющую в основе либо формат ученичества, либо обучение в процессе практической деятельности [2]. Российское право, как известно, относящееся к романо-германской правовой семье, в большей степени ориентировано на изучение теории вопроса. Как хорошо отметил проф. Казанского университета Г.Ф. Шершеневич, «Чтобы применять закон, нужно знакомство с теорией закона» [5, с. 85]. Примат законодательства в системе источников права и системообразующее действие правовых принципов предопределяют особую роль теории. Последнее обстоятельство требует построения базового юридического образования в России именно с учетом необходимости сохранения значительного блока общеобязательных теоретических дисциплин. Востребованная обществом и рынком глубокая специализация может быть успешно обеспечена на уровне программ магистратуры.

Рассматриваемый подход предполагает, что вуз, как центр сосредоточения образования и науки, будет тесно взаимодействовать с работодателем, не только заинтересованным в получении необходимых им готовых человеческих ресурсов, но и активно участвующих в формировании, реализации и развитии образовательных программ. Необходимо системное, программное взаимодействие юридических вузов с ассоциациями выпускников, иными профессиональными ассоциациями и объединениями, работодателями, органами государственной власти и управления. Подготовка эффективных в работе юристов представляется наиболее продуктивной в формате объединения усилий вуза, работодателя и профессиональных ассоциаций.

Такое взаимодействие представляется наиболее плодотворным по следующим основным направлениям:

1. Развитие системы карьерного консультирования (профориентации) студентов и выпускников;

2. Создание специализированных (целевых) образовательных программ (дополнительного образования, повышения квалификации, переподготовки, магистратур), ориентированных на трудоустройство к определенным работодателям;

3. Создание университетами совместных со специализированными вузами образовательных программ узкоспециализированной магистратуры;

4. Организация сезонных школ и целевых профессиональных стажировок;

5. Организация на базе ассоциации выпускников «кадрового резерва» и Центра трудоустройства;

6. Создание Методического совета из числа представителей профессиональных сообществ и крупнейших работодателей с целью координации научно-образовательной и экспертно-аналитической деятельности вуза.

Изменение представлений о социальной роли и значении юридической профессии. Диссонанс классического юридического образования и потребностей рынка труда происходит на фоне глобальной трансформации представлений о роли и месте юридической профессии в системе труда. Повышение общего образовательного уровня, правовой грамотности населения, процесс информатизации, развития технологий «Искусственного интеллекта» и «Больших данных» делают практически неконкурентными специалистов, основными преимуществом которых является обладание «сакральными знаниями» о содержании нормативно-правовых актов. Черновая аналитическая и оформительская работа сегодня является уделом компьютеров. Поиск и первичный анализ информации обеспечивают поисковые системы. Диагностика и консультирование по однотипным правовым проблемам, даже подготовка судебных актов производится с помощью специализированного программного обеспечения. Как отмечал в своем выступлении судья Арбитражного суда РТ А.Е. Кириллов, практика автоматизации

подготовки проектов судебных решений становится реальностью и для российской судебной системы.

На повестке дня стоит появление новых, доселе неизвестных, юридических специальностей. Так, «Атлас новых профессий» [6] предполагает появление таких новых профессий юристов, как «Виртуальный адвокат», «Медиа-полицейский», «Сетевой юрист» и пр. Юридический рынок труда в будущем - рынок уникальных специалистов, отличающихся творческим, гибким, системным мышлением. Это -сотрудники нового образца - эффективные и превосходные, незаурядные, впечатляющие уникальностью, оригинальностью подходов, наделенные глубокими общетеоретическими и специальными познаниями. Они обладают личными и деловыми качествами по эффективному самоменеджменту и взаимодействию в командах, в больших и малых проектах. Такие специалисты не только имеют полноценные знания в области теории права и практики его применения, они ценны тем, что способны находить решения в нестандартных ситуациях, которые не имеют очевидного формально-юридического решения.

От юристов все чаще требуется комплексный подход, ориентированный на разрешение проблемы по существу, а не на исполнение трудовой функции при узконаправленном исследовании и применении отдельно взятых норм. Социальные противоречия и конфликты, задачи развития и другие вопросы, становящиеся предметом работы юриста, отличаются объективной сложностью, комплексностью. Это требует от выпускника навыков разнопланового анализа фактической ситуации. Так, востребуются знания юристов не только в области юриспруденции, но и в области экономики, менеджмента, особенностей применения различных технологий и т.п. Особое место уделяется психологическим аспектам деятельности юриста как организатора межличностного взаимодействия. Юрист выступает экспертом в части оценки субъективной мотивации, непосредственным образом учитываемой при правовой квалификации.

Процесс информатизации глубоко затронул и юридическую сферу. Как отмечал на форуме к.ю.н., доц. Р.Р. Ганеев, сегодня успешная профессиональная самореализация немыслима без 1Т-компетентности специалиста. При этом минимально необходимыми являются не только элементарная компьютерная грамотность и навыки работы со специализированным для юристов программным обеспечением и базам данных. Требуется, в частности, умение работать со специальным программным обеспечением по автоматизации электронного документооборота, управления проектами, ведения специализированных публичных реестров и исполнения электронных регламентов, обеспечения взаиморасчетов и т.д. Наличие четко выраженного социального запроса на подготовку юристов, специализирующихся на вопросах 1Т-сферы, поднимает планку обладания рассматриваемыми компетенциями практически до экспертного уровня.

Таким образом, только сочетание преимуществ классического образования с элементами практико-ориентированного обучения, новейших достижений перспективных научных исследований, информационных технологий и передовых педагогических методик способно сформировать основу подготовки востребованных в современных условиях профессионалов.

Усиление мобильности юридического персонала. Усиление мобильности юридического персонала является важнейшим фактором развития юридической сферы на различных уровнях - как на международном, так и национальном и внутриотраслевом. Современный юрист в большинстве случаев представляет собой относительно автономный, «замкнутый производственный цикл». Его основное орудие труда - знания, опыт, интеллект. Такой специалист способен быстро адаптироваться к различным видам юридической занятости с минимальными издержками. В нашем обществе практически нивелированы положительные представления о преданности работодателю, почетность стабильной работы на одном месте в течение всей жизни. Молодой специалист в выборе текущего места работы руководствуется чаще конъюнктурными соображениями. Никого давно не смущает частая смена работы. Более того, если смена занятости сопряжена с профессиональным ростом, то карьерная динамика только приветствуется. Нет ничего предосудительного в том, что, набравшись опыта в одном месте, молодой юрист стремится перейти в другое, способное дать ему дополнительный профессиональный рост. Способствует этому и известный дефицит квалифицированных кадров, конкуренция работодателей на рынке труда.

Как результат отсутствия гарантий «длительного использования» потенциала сотрудника мы можем наблюдать снижение готовности работодателя инвестировать в долгосрочное развитие своих юристов. Объективная необходимость длительной адаптации выпускника с блестящей теоретической подготовкой к выполнению конкретных практических задач воспринимается работодателем как слабость юридического образования.

Таким образом, ощущается наличие динамики снижения персональной зависимости юристов от работодателей. Налицо перемещение фокуса со стабильных и долгосрочных взаимоотношений, предполагающих инвестиции в человеческий капитал, на привлечение «готовых» специалистов, способных дать быстрый экономический эффект.

Применительно к социальной значимости важно особенно отметить исключительную роль, которую играет высшая юридическая школа в формировании общественного правосознания и культуры. Юридические школы, воспитывающие будущих разработчиков законов, прокуроров и судей, государственных управленцев, несут значительную долю ответственности за укрепление и эволюцию нормативно-пра-

вового фундамента государства и общества. Юридическое сословие посредством самоконтроля и самосовершенствования, повышения внутренних корпоративных стандартов, осознанного формирования системы целей и ценностей в праве способно стать гарантом реализации естественных прав человека, базового принципа справедливости, гармоничного развития нашего общества и государства. Как справедливо отмечается в литературе, от решения задачи повышения общественного правосознания зависит успех или неуспех государственной политики в различных сферах, в том числе в области борьбы с коррупцией и преступностью. Национальная система юридического образования оказывает непосредственное воздействие на уровень развития права, на его восприятие обществом, на функционирование всех правотворческих и правоприменительных структур, и в этом проявляется ее особая значимость [7].

Юристы должны более осознанно принять на себя эту ответственность. При этом сделать это необходимо именно сейчас - в эпоху глобальных кризисов в сфере экономики, государства и политики, морали и нравственности. В условиях тотальной информатизации, массофикации общественного сознания, появления инструментов манипуляции коллективной и индивидуальной мыслью наличие твердого фундамента в виде незыблемой системы принципов права, проистекающих из стоящих на страже естественных законов, является насущной задачей необходимой для перехода общества к качественно новое состояние. Применительно к национальным масштабам становится очевидным повышение значимости профессионального сознания и этического статуса на фоне возрастания роли судебной практики в правовом регулировании [8].

Современная высшая школа должна представлять собой место (центр возможностей) постоянного развития профессионального потенциала эффективного юриста на протяжении всей его карьеры в условиях глубокой интеграции образовательной, научной и практической деятельности. Юридический вуз формирует среду устойчивого развития профессионального потенциала. Основу профессионального потенциала по-прежнему формируют юридические знания и практические умения. Однако в новых условиях формирование профессионального потенциала предполагает целенаправленное развитие комплекса профессиональных характеристик, отражающих готовность специалиста к эффективной профессиональной деятельности. В состав данного комплекса входят как профессиональные, так и «надпрофессиональные» качества.

Как было отмечено на форуме доц. К.В. Егоровым и к.ю.н. Р.М. Фахрутдиновым, концепция «преподаватель - носитель знания» в новых реалиях меняется на концепцию «преподаватель - эксперт». Он - «учитель как думать», носитель ценностей, содействующий профессиональному становлению

личности. Для студента это означает необходимость постоянного развития собственного профессионального сознания и установку не на «успешное завершение стандартной образовательной программы», а на реализацию индивидуальной траектории профессионального развития юриста на протяжении всей жизни.

Одним из центральных вопросов, который должен сохраняться в фокусе внимания менеджмента юридического вуза, является представление об идеальном образе востребованного обществом юриста и фактической картине востребованности воспитанников данной школы. Именно востребованность как интегральная характеристика в конечном счете определяет успешность профессиональной социализации бывшего студента, а также является важнейшим критерием качества образовательного процесса.

Необходимы целенаправленные и комплексные исследования, которые позволят сформировать и поддерживать в актуальном состоянии ответ на вопрос о том, какие юристы востребованы обществом и рынком в настоящее время? Какие будут востребованы в будущем?

Подготовка востребованных специалистов предполагает глубокую осознанность, высокую мотивацию на развитие самих студентов. Достижению этого призваны обеспечить следующие составляющие образовательного процесса:

• ранняя профориентация - принятие будущим выпускником как можно раньше осознанного, хорошо информированного решения о выборе специализации, обеспечивающего дальнейшее формирование индивидуальной, целенаправленной образовательной траектории студента;

• существенное повышение аттестационных требований к студентам. Включение в состав экзаменов решения практических задач, устойчивая корреляция содержания экзаменационных испытаний с требованиями работодателя. Разработка образовательных программ, включая аттестационные испытания, должна производиться при активном участии работодателей, профессионального сообщества;

• постоянный индивидуальный и многофакторный мониторинг развития будущего профессионала на протяжении всего периода обучения и дальнейшего профессионального роста;

• создание на базе существующего академического рейтинга рейтинга профессиональной готовности, охватывающего наряду с академической успеваемостью весь комплекс основных деятель-ностных и психологических характеристик востребованного. Активное внедрение результатов рейтинга в практику рекрутинга работодателей;

• целенаправленное развитие системы образовательных программ, проектов и мероприятий дополнительно к основному образовательному процессу, обеспечивающих комплексное формирование лич-ностно-деловых качеств востребованного специалиста;

• активное привлечение работодателей к подготовке будущих кадров, целевая подготовка и формирование кадровых резервов из числа студентов.

В целом, можно утверждать, что комплексный, системный подход к подготовке будущего профессионала, основанный на целенаправленном повышении профессиональной осознанности всех участников образовательного процесса, способен открыть нам новые перспективы развития.

Таким образом, рассуждения о новейших трендах социального развития приводят нас к выводам о необходимости системного переосмысления места и роли юридического образования в развитии общества. Профессиональное сообщество стоит на пороге концептуальных трансформаций, сложившихся представлений о личности и профессионализме юристов, о фундаментальной методологии преподавания правовых дисциплин. В исторических реалиях XXI в. юридическое сословие и находящееся в его авангарде профессиональное образование получают новые возможности преодоления кризисов собственного развития, формирования новой повестки внутреннего совершенствования, развития общества, государства и права.

Литература:

1. Ежегодная педагогической конференции в г. Казань. - URL: http://m.business-gazeta.ru/?utm_ source=breadcrumb

2. Захаров В.В. Современные модели юридического образования: традиции и новации» // Актуальные проблемы российского права. - 2014. - № 10(47). - С. 2130-2141.

3. Higgins K. Character more important than skills for scoring first legal job, survey finds. - URL: http// www.globallegalpost.com/big-stories/character-more-important-than-skills-for-scoring-first-legal-job-survey-finds-87892664

4. Данные о статитике законодательства Европейского Союза. - URL: http://eur-lex.europa.eu/ statistics/2016/legislative-acts-statistics.html

5 Шершеневич Г.Ф. Наука гражданского права в Росии. - Казань, 1893. - С. 85.

6. Атлас новых профессий. - URL: http://atlas100.ru/

7. Пашенцев Д.А. Перспективы развития высшего юридического образования в условиях евразийской интеграции // Евразийский юридический журнал. - 2013. - № 6. - URL: http:// www.eurasialaw.ru/index.php?option=com_con tent&view=article&id=4582:2013-08-02-09-25-26&catid=99:2010-06-02-08-56-30

8. Рогожин Н.А. Роль судебной практики в совершенствовании правового регулирования предпринимательской деятельности: автореф. ... дис. канд. юрид. наук. - М., 2003. - 27 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.