Научная статья на тему 'Проблемы развития высшего образования в Среднем Поволжье в конце 1950-х -первой половине 1960-х гг'

Проблемы развития высшего образования в Среднем Поволжье в конце 1950-х -первой половине 1960-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
128
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ / УЧЕБНЫЕ ПЛОЩАДИ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ ВУЗОВ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / НАУЧНАЯ РАБОТА / НАУЧНЫЕ КАДРЫ / СРЕДНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ / MATERIAL RESOURCES / LOB PLACEMENT OF EXPERTS / EDUCATIONAL AREAS / REORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / TERRITORIAL ORGANIZATION / RESEARCH WORK / ACADEMIC PERSONNEL / MIDDLE VOLGA REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Макарова И.Н.

В статье рассматриваются проблемы развития высшего образования в Среднем Поволжье в конце 1950-х первой половине 1960-х гг.: недостатки в подготовке и распределении молодых специалистов, слабая материальная база и нехватка учебной площади региональных и местных вузов, а также предпринимаемые меры для решения данных вопросов. Впервые введены в научный оборот документальные материалы, которые до сих пор не были отражены на страницах исторических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of higher education development in the Volga region in the late 1950-s - early 1960-s

The article deals with the problems of higher education development in the Volga region in the late 1950s -early 1960s, in particular: drawbacks of training and job placement of young specialists; weak material resources and shortage of the educational space at regional and local higher education institutions; the measures undertaken for resolution of these problems. The author introduces for scientific use some document materials which haven't been reflected yet in the historical researches.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития высшего образования в Среднем Поволжье в конце 1950-х -первой половине 1960-х гг»

УДК 94:378(470.40/.43)"195/196" Макарова Ирина Николаевна магистр истории,

учитель истории гимназии, г. Сызрань

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕМ ПОВОЛЖЬЕ В КОНЦЕ 1950-Х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1960-Х ГГ.

Makarova Irina Nikolayevna

Master of History, Samara State University, History Teacher, Gymnasium at Syzran

THE PROBLEMS OF HIGHER EDUCATION DEVELOPMENT IN THE VOLGA REGION IN THE LATE 1950-S - EARLY 1960-S

Аннотация:

В статье рассматриваются проблемы развития высшего образования в Среднем Поволжье в конце 1950-х - первой половине 1960-х гг.: недостатки в подготовке и распределении молодых специалистов, слабая материальная база и нехватка учебной площади региональных и местных вузов, а также предпринимаемые меры для решения данных вопросов. Впервые введены в научный оборот документальные материалы, которые до сих пор не были отражены на страницах исторических исследований.

Ключевые слова:

материальная база, распределение специалистов, учебные площади, реорганизация вузов, территориальная организация, научная работа, научные кадры, Среднее Поволжье.

Summary:

The article deals with the problems of higher education development in the Volga region in the late 1950s -early 1960s, in particular: drawbacks of training and job placement of young specialists; weak material resources and shortage of the educational space at regional and local higher education institutions; the measures undertaken for resolution of these problems. The author introduces for scientific use some document materials which haven't been reflected yet in the historical researches.

Keywords:

material resources, lob placement of experts, educational areas, reorganization of higher education institutions, territorial organization, research work, academic personnel, the Middle Volga region.

В довольно обширной литературе по истории просвещения в Самарском крае, как правило, недостаточно затрагивается тема развития высшего образования в третьей четверти XX в., его проблемы и меры для их решения, хотя работы на эту тему все же появляются [1]. В статье поставлена задача осветить данный вопрос применительно к периоду с середины 1950-х до середины 1960-х гг. на основании архивных и иных источников, а также с учетом все более широкого использования современных методов в теоретических [2] и конкретных [3] исследованиях по истории высшей школы.

На XX съезде КПСС первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев объявил, что страна стоит на пороге очередной научно-технической и промышленной революции. Советские ученые признавали необходимость комплексной автоматизации производства, установления контроля и управления на основе внедрения электронно-вычислительных машин, использования новых источников энергии.

Из постановления Совета министров СССР от 25 мая 1955 г. № 1015 видно, что в деле подготовки и распределения молодых специалистов стали очевидными существенные недостатки. Например, при назначении молодых специалистов, оканчивавших высшие учебные заведения в 1955 г., обнаружилось, что по некоторым специальностям потребность министерств и ведомств в выпускниках удовлетворялась не в полной мере. В то время как по профилям «правоведение», «химическая технология топлива» и некоторым другим выпуск превышал запросы [4, с. 16].

В качестве мер по устранению этих недостатков предлагалось с 1956 г. из лиц, имеющих законченное высшее образование, комплектовать учительский состав в 5-10 классы. Для этого Министерству высшего образования СССР по согласованию с Госпланом СССР в необходимых случаях разрешалось увеличивать срок обучения для студентов, переведенных с одних специальностей на другие [5, с. 16].

По сравнению с ситуацией 1940 г. общий контингент студентов вечерних вузов и факультетов увеличился к 1966 г. в 23 раза, а заочных институтов и факультетов - в 7,5. Несколько изменился за это время и качественный состав студентов. Принятые в 1955 г. правила приема в вузы предоставляли преимущества при поступлении лицам, имеющим стаж практической работы после окончания средней школы и демобилизованным из Советской Армии. В результате в 1958 г. из 448 тыс. студентов, поступивших на дневные, вечерние и заочные отделения вузов, 320 тыс., или 70 %, имели опыт практической работы не менее двух лет [6, с. 118].

ОБЩЕСТВО: ФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА (2015, № 6)

В 1961 г. были приняты новые правила приема в вузы и техникумы. Комиссиям при приеме рабочей молодежи было рекомендовано зачислять на учебу в первую очередь членов бригад коммунистического труда. Тенденция предоставления льгот работающим при поступлении в высшие учебные заведения с годами только усиливалась. Уже на следующий 1962 г. в правилах Куйбышевского планового института предусматривалось выделить на дневных факультетах 80 % мест для производственников, имевших стаж работы не менее двух лет, а также для демобилизовавшихся из армии и флота; остальные 20 % мест - для выпускников средних школ и техникумов [7, с. 3].

Как и в сфере народного образования, в управлении высшим образованием наблюдалось стремление партии к укреплению связи обучения и производства и усилению роли общественных и профсоюзных организаций. Большой интерес для изучения проблем развития высшей школы в конце 1950-х - начале 1960-х гг. вызывает Всесоюзное совещание работников высшей школы в Кремле, проходившее в июле 1961 г. Был высказан ряд существенных критических замечаний и предложений, направленных на устранение недостатков в деятельности вузов, дальнейшее улучшение учебной, научной и воспитательной работы советской высшей школы.

Некоторые ректоры высших учебных заведений в качестве недостатка управления отмечали отсутствие на практике передачи некоторых научно-исследовательских учреждений в состав вузов, к чему призывали партия и правительство. Основной причиной они считали то, что ведомства старались сохранить в подчинении даже весьма слабые научно-исследовательские учреждения, хотя они иногда и не располагали для этого достаточной базой и, главное, необходимыми кадрами [8, с. 51].

Значительное увеличение числа студентов в высшей школе в послевоенный период, развитие новых лабораторий привели к практически полному использованию материально-технической базы вузов, в связи с чем руководство вузов требовало больших вложений для ее укрепления. Территориальная организация высшего технического образования отражала особенности структуры отраслей материального производства. Основным направлением реформирования системы в конце 1950-х - начале 1960-х гг. стал курс на реорганизацию региональных отраслевых вузов в политехнические и технологические [9, с. 127].

Необходимо отметить, что на местах проблемы высшей школы и науки в Среднем Поволжье в указанный период стояли на втором месте после трудностей народного образования. Это доказывается и меньшим вниманием в законодательных и нормативных материалах и высказываниями самих региональных руководителей. Так, на XIII Куйбышевской областной конференции КПСС с резкой критикой выступил первый секретарь обкома партии М.Т. Ефремов. «Качество подготовки специалистов, - говорил он, - все еще отстает от современных требований и уровня развития техники в народном хозяйстве. <...> Мастерские и лаборатории институтов и техникумов в большинстве своем все еще не имеют достаточного количества новейшего оборудования и аппаратуры. Серьезные недостатки имеются в подборе и подготовке научных кадров в вузах» [10, с. 4].

На IV пленуме обкома КПСС 4 октября 1960 г. вообще не хотели выносить на обсуждение вопрос о работе вузов и техникумов области, однако все-таки решили «еще раз остановить внимание на важном вопросе укрепления их материальной базы» [11, л. 3]. В итоге обком КПСС ограничился лишь перечислением проблем местных вузов. А их было немало. Например, отмечалось, что, существуя 30 лет, к 1960 г. Плановый институт не имел своего учебного корпуса и размещался в помещении инженерно-строительного института [12, л. 7-9]. Педагогический институт с 10 факультетами находился в здании бывшей мельницы [13, л. 5]. Авиационному институту не хватало учебной площади в размере 15 тыс. м2. 8 000 студентов индустриального института размещались на 14 тыс. м2 учебно-производственных площадей, включая подвалы. Таким образом, на одного студента приходилось 0,6 м2 учебных и лабораторных площадей при норме 8-10 м2. При этом учащиеся этого института были обеспечены общежитием лишь на 20 %. По инициативе Совета министров СССР в г. Куйбышеве с 1952 г. велось строительство нового учебного корпуса площадью 18 тыс. м2, однако в 1960 г. из них было сдано только 2 тыс. м2.

А.К. Азизян отмечал, что «одним из острых и больных вопросов развития советской науки является подготовка научных кадров. В этой области много бесплановости и других серьезных недостатков. Темы диссертационных работ часто оторваны от жизни». Июльский Пленум ЦК предложил в дальнейшем принимать в аспирантуру молодых специалистов, имеющих определенный производственный опыт [14, с. 15].

Министр высшего и среднего специального образования СССР В.П. Елютин был вынужден признать, что в вузах значительное число профессоров не имеет аспирантов. В качестве основной причины данного «противоестественного явления» министр назвал упущения в планировании аспирантуры. Однако руководители учреждений предпочитали объяснять это «человеческом фактором»: «Видимо, часть ученых не берет аспирантов в силу известных человеческих свойств,

возникающих с возрастом» [15, с. 82]. В виде примера на совещании приводилась вызывающая интерес стенограмма, датируемая началом 1961 г. В ней записаны мысли одного крупного ученого. Он говорил: «Я отказался от аспирантов. Я отказался потому, что аспиранты приезжают в Москву, защищают диссертации, а потом стараются остаться в Москве» [16, с. 82-83].

Действительно, данные, опубликованные в местной газете в 1958 г., только подтверждают неудачи в подготовке научных кадров в высших учебных заведениях: «В вузах, расположенных в Ленинском районе г. Куйбышева (индустриальный, плановый, инженерно-строительный, медицинский, авиационный), проходят защиты 24 кандидатских диссертаций, из них 13 - в медицинском институте. В инженерно-строительном институте из 22 запланированных диссертационных работ защищены лишь 4. В авиационном институте 6 преподавателей планируют защитить диссертацию, но ни одному это не удается. Из 11 запланированных на год докторских диссертаций защищена одна. Из 123 кафедр институтов только 42 возглавляются профессорами» [17, с. 13].

Однако в местных вузах также вводились новшества, которые не закрепились в жизни высшей школы. Например, студенты первого курса дневных факультетов, не имевшие двухлетнего трудового стажа, направлялись на производственную работу, сочетая ее с обучением в вечернее время. Учебные корпусы и общежития были переведены на самообслуживание при сокращении штатов лаборантов, уборщиц, гардеробщиц, вахтеров и т. д. Все это отрицательно сказалось на качестве подготовки специалистов и впоследствии было отменено.

В 1959 г. июньский Пленум ЦК КПСС отметил недостаточную связь с производством многих научно-исследовательских институтов и вузов. Чтобы исправить это положение, было предложено сократить госбюджетные ассигнования и возобновить хоздоговорные отношения между наукой и производством. В апреле 1961 г. вышло постановление Совета министров СССР «О переводе отраслевых научно-исследовательских и конструкторских организаций на хозяйственный расчет» [18]. Отраслевые лаборатории, созданные при индустриальном, авиационном, инженерно-строительном, планово-экономическом вузах г. Куйбышева, позволили привлечь ученых этих учреждений к решению ряда важных и конкретных научно-практических задач. При куйбышевских вузах на начало 1961 г. работали 15 отраслевых и научно-исследовательских лабораторий, в которых трудились 514 специалистов. Это позволило избежать формирования ряда специальных институтов и обеспечить значительную экономию средств. За период 1960-1961 г. ученые данных лабораторий передали в промышленность для внедрения результаты 144 исследований, 68 из которых были внедрены в производство. При этом руководство высших школ отмечало, что полученный экономический эффект значительно перекрывал затраты на оборудование [19, с. 51].

Таким образом, несмотря на перечисленные проблемы развития высшего образования в Среднем Поволжье в конце 1950-х - первой половине 1960-х гг., значительное ослабление централизации в это время благоприятствовало введению хозрасчета. Период с 1955 по 1965 гг. отличается масштабным развертыванием научно-исследовательской работы в вузах и признанием за нею самостоятельного значения для научно-технического прогресса в стране.

Ссылки:

1. Артамонова Л.М. Самарская государственная академия культуры и искусств: год первый. Самара, 2006. 137 с.

2. Курасов С.А. Теоретические аспекты изучения истории повседневности вуза // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 3-1 (53). С. 139-142.

3. Артамонова Л.М. Использование методов «истории повседневности» и «устной истории» в реконструкции прошлого вузов культуры (на примере СГАКИ) // Культура и образование. 2008. № 1 (1). С. 31-34.

4. Высшая школа: основные постановления, приказы и инструкции / под ред. Л.И. Карпова, В.А. Северцева. М., 1957. 656 с.

5. Там же. С. 16.

6. Высшая школа СССР за 50 лет (1917-1967) / под ред. В.П. Елютина. М., 1967. 272 с.

7. Арефьев В.А. Готовы встретить новое пополнение // Волжская коммуна. 1962. № 111. С. 3.

8. Всесоюзное совещание работников высшей школы в Кремле : сокращенный стенографический отчет. 4-7 июля 1961 г. М., 1961. 246 с.

9. Катровский А.П. Формирование и развитие территориальной структуры высшего образования России. М., 2003. 208 с.

10. Ефремов М.Т. Доклад первого секретаря обкома партии на XIII Куйбышевской областной конференции КПСС // Волжская коммуна. 1956. № 18. С. 4.

11. Самарский областной государственный архив социально-политической истории (СОГАСПИ). Ф. 656. Оп. 124. Д. 35.

12. Там же. Оп. 103. Д. 112. Л. 7-9.

13. Там же. Д. 97. Л. 5.

14. Азизян А.К. Освещение в печати вопросов науки, школ, вузов : лекция. М., 1957. 52 с.

15. Всесоюзное совещание работников ... С. 82.

16. Там же. С. 82-83.

17. Козловский Е.В. Страницы из истории комсомола Куйбышевской области // Волжская коммуна. 1958. № 286. С. 13.

18. О переводе отраслевых научно-исследовательских и конструкторских организаций на хозяйственный расчет : постановление Совета министров СССР // Сборник постановлений правительства СССР. 1961. № 7. Ст. 54.

19. Всесоюзное совещание работников ... С. 51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.