Научная статья на тему 'Проблемы развития туристской инфраструктуры региона (на примере Вологодской области)'

Проблемы развития туристской инфраструктуры региона (на примере Вологодской области) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
5474
485
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СФЕРА УСЛУГ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / REGIONAL TOURISM INFRASTRUCTURE / SERVICES SECTOR / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / LONGTERM TARGET PROGRAMMES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Величкина Анна Владимировна

Статья посвящена проблемам развития региональной инфраструктуры туризма. Раскрыта сущность понятия« инфраструктура туризма», определено её содержание, рассмотрены проблемы развития. На основе системного анализа выявлены основные проблемы развития туристской инфраструктуры Вологодской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of development of the region’s tourism infrastructure (case study of the Vologda Oblast)

The article is devoted to the problems of development of the regional tourism infrastructure. The essence of the concept “tourism infrastructure” is revealed, the problems of its development are considered. The main development problems of the tourism infrastructure in the Vologda Oblast are identified on the basis of system analysis.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития туристской инфраструктуры региона (на примере Вологодской области)»

УДК 338.48(470.12) ББК 65.433(2Рос-4Вол)

© Величкина А.В.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Статья посвящена проблемам развития региональной инфраструктуры туризма. Раскрыта сущность понятия «инфраструктура туризма», определено её содержание, рассмотрены проблемы развития. На основе системного анализа выявлены основные проблемы развития туристской инфраструктуры Вологодской области.

Региональная туристская инфраструктура, сфера услуг, инвестиционная привлекательность, долгосрочные целевые программы.

В настоящее время в региональной экономике большое внимание уделяется вопросам развития туризма, поскольку данная отрасль является одной из высокодоходных и динамично развивающихся.

Развитие регионального туризма в России находится в тесной связи с туристской инфраструктурой, которая выступает либо сдерживающим фактором развития отрасли, либо определяет положительную динамику развития туристско-рекреационной сферы. Вместе с тем для большинства регионов России инфраструктурные проблемы становятся основной причиной снижения конкурентных преимуществ территории на рынке туристических услуг.

Для более детального изучения состояния туристской инфраструктуры возникает необходимость в уточнении её определения, структуры и выявления основных проблем, сдерживающих её развитие.

Понятие туристской инфраструктуры не ново, но в научной литературе нет единого толкования этого термина. Неоднозначность и размытость содержательного смысла понятия «инфраструктура туризма» объясняется необоснованностью чётких признаков отнесения к ней отдельных видов хозяйственной деятельности, а также неопределённостью круга объектов туристской инфраструктуры.

Более полно определение региональной инфраструктуры туризма представлено в исследовании Д.Ф. Васелиха, где оно трактуется как совокупность материальных объектов, являющихся носителями различных материальных и нематериальных свойств, которые обеспечивают максимально возможную количественную и качественную реализацию целей туристов при определённых пространственно-временных параметрах (в конкретном месте и в конкретное время) [2].

Состав региональной инфраструктуры туризма можно представить следующим образом (рис. 1): совокупность предприятий, создающих условия для удовлетворения потребностей туризма, это - производственная инфраструктура, и предприятий, непосредственно удовлетворяющих различные потребности туристов, - инфраструктура сферы услуг.

Развитие инфраструктуры туризма зависит от ряда факторов: общеэкономического, отраслевого, социальнокультурного, экологического. В зависимости от этого выделяют группы инфраструктурных проблем, обусловленных [1]:

• общеэкономическими факторами и носящие общесистемный характер (финансирование инфраструктуры туризма; проблема собственности; нехватка мощностей инфраструктуры туризма; диспропорции территориального развития и т. п.);

• отраслевой спецификой (сезонность использования объектов инфраструктуры; ориентация на определённый целевой сегмент; повышенные тре-

бования технологической, экологической, личной безопасности и др.);

• социально-культурными факторами (нарушение исторического облика территории; сохранение культуры и традиций и др.);

• экологическими факторами (несоответствие региональной инфраструктуры туризма уровню пропускной способности территории; превышение в туристских центрах уровня антропогенной нагрузки и др.).

Выделенные проблемы сдерживают развитие туристской отрасли и снижают её эффективность в регионах.

Вологодская область обладает высоким туристским потенциалом, имеет выгодное географического положение, сочетание природного богатства и хорошего культурно-исторического наследия [4]. За последние годы сфера туризма Вологодской области получила значительное развитие. В последние пять лет объём туристических услуг стал вдвое больше и составил в 2011 году 1,2 млрд. руб. Увеличился вклад отрасли в экономику региона до 4,2% в ВРП

Рис. 1. Элементы региональной инфраструктуры туризма

региона в 2012 году (для сравнения в 2007 году - 3%). Существенно вырос туристский поток в регион - на 46% в период с 2007 по 2012 г. (рис. 2). Тем не менее при достаточно хороших условиях для реализации туристского потенциала в отрасли имеется ряд проблем. Прежде всего они связаны с отсутствием в регионе эффективно действующей туристской инфраструктуры.

Основными проблемами развития туристской инфраструктуры в Воло-годской области являются старение и изношенность её объектов. Негативное влияние на развитие туристской инфраструктуры оказывает неразвитость транспортной, энергетической и коммуникационной инфраструктур. За последние годы объём ввода в эксплуатацию новых объектов инфраструктуры в этих отраслях незначителен, а износ основных фондов ежегодно увеличивается.

Иллюстрацией этих проблем в Вологодской области могут служить данные о степени износа основных фондов (ОФ)

- на конец 2011 года этот показатель составил 43,7%. Так, в таблице 1 представлены данные о степени износа ОФ по некоторым отраслям туристской инфраструктуры. Видно, что большинство объектов туристской инфраструктуры региона устарели и эксплуатируются с превышением нормативного срока использования.

Сведения о вводе автомобильных дорог с твёрдым покрытием и новых мощностей в отраслях инженерной инфраструктуры свидетельствуют о незначительных объёмах нового строительства в этих отраслях (рис. 3, 4). В каждой из перечисленных сфер можно отметить резкое несоответствие тенденций строительства новых объектов и реально возрастающих потребностей в них. При этом в области увеличивается количество объ-

1500

1000

500

1271

1358

317

1018 992

847 902

П пП пП пП П

582

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Год

^□^кскурсант^^ЛТурист^^

Рис. 2. Динамика туристского потока в Вологодскую область с 2007 по 2012 г., тыс. чел.

Таблица 1. Степень износа основных фондов на конец года, в %

Отрасль 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г 2011 г. к 2007 г. в п. п.

Гостиницы и рестораны 45,1 42,7 41,6 43,8 40,7 -4,4

Транспорт и связь 48,2 47,3 47,6 49,3 48,2 0

Оптовая и розничнаяторговля 26,5 31,8 30,6 33,6 27,9 1,4

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 45,6 34,2 38,7 39,9 41 -4,6

Источник: Основные фонды организаций Вологодской области: стат. сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. - Вологда, 2012.

0

Шт.

Км

|Число собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения, шт.

■ Вввод автомобильных дорог с твёрдым покрытием, включая дороги общего пользования, км

Рис. 3. Динамика развития дорожного хозяйства и обеспеченности населения собственными легковыми автомобилями Вологодской области

Км

12

10

8

6

4

2

0

2006

017

2007

I Жилье, тыс. кв. м Канализация, км

-к'

2008

2009

-А— Водопровод, км -■—Теплоснабжение, км

2010

Тыс. кв. м 600

500

400

300

200

100

0

Год

*

Рис. 4. Ввод в действие объектов жилья и коммунального хозяйства в Вологодской области

ектов туризма, появляются новые туристические маршруты, растёт туристический поток [6]. В Вологодской области наблюдается территориальная дифференциация в уровне развития туристской инфраструктуры, которая не всегда соответствует существующей мощности и направленности туристских потоков. Следствием этих процессов становится возрастающая с каждым годом нагрузка на туристскую инфраструктуру.

Развитие транспортной инфраструктуры способствует повышению доступности туристских ресурсов. На данный момент этот элемент туристской инфраструктуры в регионе характеризуется изношенностью дорог, дефицитом современного придорожной сервиса,

старением и сокращением парка транспортных средств предприятий, невысокими стандартами транспортного обслуживания [5].

Далее рассмотрим состояние основных составляющих второго элемента региональной инфраструктуры туризма

- инфраструктуру сферы услуг. Основная проблема её развития в Вологодской области - нехватка мощностей инфраструктуры туризма в различных сегментах, обеспечивающих размещение, питание, оздоровление и досуг потребителей регионального туристского продукта. Кроме того, сфера услуг характеризуется низкой квалификацией персонала, несоответствием уровня качества предоставляемых услуг международным стандартам,

а также в некоторых случаях несоответствием оказываемых услуг потребностям туристов.

Развитие гостиничного сервиса в Вологодской области в последние годы характеризуются следующими показателями (табл. 2).

В Вологодской области наблюдается устойчивая тенденция роста числа коллективных средств размещения (на 19% в период с 2007 по 2011 г.), в том числе гостиниц (почти на 40%). На конец 2011 года в области насчитывалось 123 коллективных средства размещения общим номерным фондом 3923 номера. Гостиничный комплекс представлен 92 гостиницами с номерным фондом 2174 номера. В 2011 году показатель обеспеченности местами в гостиницах на 1000 жителей в Вологодской области составил 6,1, коэффициент использования наличных мест равен 0,14. Следует отметить, что, по данным статистики ВТО, на 1000 человек населения в США приходится 40 гостиничных мест, в Швейцарии - 30, при этом среднегодовой коэффициент загрузки гостиничных мест в странах Европы и Америки составляет 70% и более [3].

Подтверждением уровня качества гостиничных услуг, показателем класса и уровня сервиса гостиницы является присвоенная категория. В Вологодской области по категориям гостиницы рас-

пределены следующим образом: отсутствуют 5- и 4-звёздочные, 3-звёздочных - 4 единицы, или 4,4%, без категорий - 56 единиц, или 61%. Значительная часть гостиниц не может получить классификационную категорию из-за физического и морального износа, несоответствия современным стандартам. При этом в структуре гостиничного фонда номера высшей категории составляют всего 9,5% (206 номеров). Из вышеизложенного следует, что качество предоставляемых гостиничных услуг в Вологодской области невысокое, а гостиничный бизнес нуждается в развитии.

Инфраструктура отдыха, развлечений и культуры в области охватывает разветвлённую сеть предприятий и учреждений. Историко-культурные ресурсы представлены 757 единицами недвижимых памятников: из них 214 имеют статус федерального значения, один включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Видовое разнообразие наследия области включает в себя памятники археологии, монастырские и церковные комплексы, деревянную архитектуру, старинные усадьбы, объекты исторического промышленного наследия. Кроме того, разнообразие историко-культурных ресурсов представлено 42 музеями, 507 церквями, 44 усадьбами, 319 учреждениями культурно-досугового типа, 5 театрами, 69 кинотеатрами, 1 зоопарком (по состоянию на конец 2011 г.).

Таблица 2. Динамика гостиничной базы в Вологодской области с 2007 по 2011 г.

Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2011 г. к 2007 г. в %

Число КСР, ед. 103 116 107 129 123 119,4

Число гостиниц, ед. 66 86 76 101 92 139,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Число номеров гостиниц, ед. 1830 2523 2060 2718 2174 118,8

Число мест в гостиницах, ед. 3141 4546 5924 6466 7329 233,3

Коэффициент использования наличных мест в гостиницах 0,36 0,35 0,17 0,16 0,14 снизился на 0,22

Источник: Туризм в Вологодской области: стат. сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. - Вологда, 2012. - С. 17-21.

Значительными объектами лечебнооздоровительного туризма Вологодской области являются санатории «Новый источник», «Каменная гора», «Леденгск», «Бодрость-плюс», «Бобровниково», «Адонис», достаточно развита сеть детских оздоровительных лагерей [7].

В области насчитывается 1904 спортивных сооружения общей вместимостью 52287 мест. В основном спортивные сооружения области представляют интерес с точки зрения развития зимних видов спорта и отдыха. В последние годы начал развиваться горнолыжный туризм

- в области функционируют два горнолыжных курорта: «Цыпина гора» (Кирилловский район), <^Е°>Стризнево» (Воло-годс кий район). В регионе насчитыва ется более 70 охотничьих и рыболо вных баз.

0аким образом, инф0аструктура отд ыха, развлечений и культуры представлена множеством предприятий и учреждений и продолжает развиваться. Для большинства предприятий остаётся проблема несоответствия предоставляемых слуг современным стандартам туристического обслуживания.

6,СС

4,33

4,04 ----

4,СС 3,60 ---

Предприятия общественного питания входят в число основных составляющих инфраструктуры туризма. На конец 2011 года в Вологодской области их зарегистрировано 528 единиц. Число объектов общественного питания составляет 915 единиц: из них 67% - рестораны, кафе и бары, 33% - столовые, закусочные. Обеспеченность предприятиями общественного питания в регионе ниже норматива - 34 места на 1 тыс. чел. вместо 40 положенных1.

В 2011 году оборот общественного питания в Вологодской области сократился по сравнению с 2006 годом на 7% и составил 4,19 млрд. руб., в расчёте на душу населения сократился на 5% -

3,4р тыс. вуб./чел. (рис. 5). Иными словами, оборот общественного питания и в целом, и на душу населения значи-тельн он е изменился.

В крупных городах региона

(Вологде, Череп овце) уровень развития предприятий общественного питания достаточно высокий: инду-

стрия питания характеризуется достаточно разветвлённой сетью предпри-

3,44 3,4л

3,пс _______ _______

п,сс

с,сс ----- ---- ---- ---- ---- ----

пссб пссо пссз пссл пссс пссс Год

Рис. 5. Оборот общественного питания в Вологодской области на душу населения в ценах 2011 года, тыс. руб./чел.

Источник: Торговля и общественное питание по Вологодской области: стат. сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. - Вологда, 2012. - С. 70.

1 Норматив обеспеченности согласно СНиП 2.07.01-89.

ятии, специализирующихся на различных видах кухни; неуклонно растёт число новых предприятии, происходят качественные изменения и внедряются новые технологии производства и сервиса. Иначе обстоит дело в раИонах области: уровень развития индустрии питания в большинстве случаев не соответствует современным стандартам, предприятия не отличаются разнообразием и не способны удовлетворить спрос туристов на данный вид услуг. При этом одни из самых востребованных туристических направлений расположены именно в раИонах Вологодской области - Кирилловском, Великоустюгском, Вытегорском.

Таким образом, сфера общественного питания региона нуждается в развитии, привлечении новых инвестиций, создании разнопрофильных предприятий различного класса, повышении культуры и качества обслуживания.

Информационная инфраструктура высокого уровня в условиях современного развития общества является значимым фактором продвижения туристических услуг. Большую роль играют современные электронные средства информации: создание информационных туристических порталов в сети Интернет; информационных туристских центров и терминалов на основных туристических маршрутах и т. д. Преимуществом

800

600

400

200

754

756

0

354

400

О

560

450

306

60

П

Вологодской области является наличие интернет-портала «Туризм Вологодской области». Однако его информационное наполнение и оформление нуждается в серьёзной доработке.

Негативным условием развития туризма в области служит фактор обеспечения безопасности туризма на автомагистралях, в аэропортах, на транспорте, в гостиницах, ресторанах и кафе, а также объектах туристского и экскурсионного показа. Немаловажным для туристов является фактор экологической безопасности региона, а также уровень медицинского обслуживания в случае заболевания во время туристической поездки.

На развитие туристской инфраструктуры и повышение туристской привлекательности региона существенное влияние оказывает долгосрочная инвестиционная политика в данной сфере [8].

В данный период времени положительной динамикой характеризуется инвестиционная привлекательность туризма в Вологодской области. Объём инвестиций в инфраструктуру туризма достиг докризисного уровня (рис. 6) и составил в 2012 году 760 млн. руб. Наблюдается устойчивая тенденция роста инвестиций из внебюджетных источников. При этом стабильность в бюджетных инвестициях в сферу туризма отсутствует: так в 2009 году в сравнении с 2008 годом в 5 раз сократился

710

760

750

625

500

550

75

608

102

О

10

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Год

□ Объём инвестиций □ Из бюджетов всех уровней □ Из внебюджетных источников

Рис. 6. Объём инвестиций в сферу туризма в Вологодской области, млн. руб.

Источник: Публичный доклад о результатах деятельности департамента международных, межрегиональных связей и туризма области за 2012 г. / Официальный портал Вологодской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: vologda-oblast.ru/ru/ govemment/executive_power/ index.php?id_16=101

объём бюджетного финансирования сферы туризмы, затем в период с 2009 по 2011 г. объём государственных инвестиций увеличивался и на конец 2011 года составил 102 млн. руб., однако в 2012 году бюджетные расходы в сфере туризма вновь были сокращены в 10 раз до 10 млн. руб. Одним из решений этой проблемы власти считают участиеВологодскойобластивФедеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011 - 2018 годы».

В целом такого количества инвестиций недостаточно для развития и модернизации туристской инфраструктуры, так как это низкодоходная, капиталоёмкая сфера, особо чувствительная к рискам. Существует острая необходимость привлечения инвестиций на развитие региональной инфраструктуры туризма. Для этого необходим многоуровневый, системный подход к решению данной задачи, который можно реализовать только при активном взаимодействии всех уровней государственной власти РФ и частного бизнеса.

Немаловажную роль в развитии инфраструктуры туризма играет политика органов государственной власти в этой сфере. В регионе реализуются долгосрочные целевые программы:

• «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области» на 2013 - 2018 годы» (объём финансирования - 242,55 млн. руб.);

• «Великий Устюг - Родина Деда Мороза» на 2011 - 2014 годы (объём финансирования - 32, 2 млн. руб.);

• «Сохранение и развитие народных художественных промыслов Вологодской области на 2012 - 2014 годы)» (объём финансирования - 14, 96 млн. руб.).

Вологодская область включена в Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 -

2018 годы)» с началом реализации в 2013 - 2014 годах. Из средств федерального бюджета запланировано выделить 80 млн. руб. (в 2013 - 2014 гг.) на создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристских кластеров в Вологодской области, в том числе системы электроснабжения, связи, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, транспортной инфраструктуры.

Вместе с тем в Вологодской области на данном этапе не проработана нормативно-правовая региональная база развития инфраструктуры туризма, нет чёткой политики в этой сфере. Представители власти неоднократно поднимали вопрос о необходимости решения данной проблемы. Так, в своём заявлении в конце февраля 2013 года Губернатор Вологодской области отметил необходимость развития отрасли туризма и туристской инфраструктуры, а также потребность постановки целевых показателей по развитию сопутствующих производств службы сервиса, общественного питания, гостиниц, инфраструктуры. В региональных долгосрочных целевых программах развитие инфраструктуры туризма является приоритетным направлением, при этом чётких механизмов его реализации так и не выработано.

Следует понимать, что эффективная политика развития региональной инфраструктуры туризма подразумевает системный подход, предварительную подготовку, контроль, мониторинг и оценку комплекса реализуемых мероприятий. Исходя из этого, основным содержанием региональной политики должна стать долгосрочная стратегия развития инфраструктуры туризма Вологодской области.

Круг рассмотренных выше инфраструктурных проблем Вологодской области говорит о необходимости комплексного научного подхода к изуче-

нию туристской инфраструктуры региона, разработке методик её оценки. Важнейшим условием развития туризма должно стать достижение оптимальных уровней инфраструктурной обеспечен-

ности региона, а формирование туристской инфраструктуры должно входить в число приоритетных направлений региональной экономической политики в сфере туризма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боголюбова, С.А. Факторы неэффективного развития региональной инфраструктуры туризма [Электронный ресурс] / С.А. Боголюбова, Д.Ф. Василиха // Современные проблемы науки и образования. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/100-4960

2. Василиха, Д.Ф. Стратегическое управление развитием региональной инфраструктуры туризма [Текст]: автореф. дис.... канд. экон. наук: 08.00.05 / Д.Ф. Василиха. - СПб., 2012. - 19 с.

3. Исмаев, Д.К. Организация въездного туризма в РФ [Текст]: учеб. пособие / Д.К. Исмаев. -М.: Издательство «Книгодел», 2009. - 152 с.

4. Орлова, В.С. Туристский потенциал Вологодской области [Текст] / В.С. Орлова, Е.Г. Леонидова // Проблемы развития территории. - 2011. - № 4. - С. 51-57.

5. Публичный доклад о результатах деятельности департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области за 2012 г. [Текст] / Официальный портал Вологодской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vologda-oblast.ru/ru/government/ executive_power/ index.php?id_16=100& ^т_17=1

6. Публичный доклад о результатах деятельности департамента международных, межрегиональных связей и туризма области за 2012 г. [Текст] / Официальный портал Вологодской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: vologda-oblast.ru/ru/government/ executive_power/ index.php?id_16=101

7. Селякова, С.А. Состояние и перспективы развития туристской индустрии в Вологодской области [Текст] / С.А. Селякова, Л.В. Дубиничева, К.В. Марков // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2009. - № 1. - С. 80-88.

8. Социально-экономический ресурс туризма [Текст]: монография / Т.В. Ускова, Л.В. Дубиничева, В.С. Орлова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. - 182 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.