ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ
Научная статья УДК 338.22
Б01: 10.24412/2227-9407-2022-10-107-119
Проблемы развития цифровых компетенций сотрудников экспериментального цифрового опытного хозяйства
Матвей Сергеевич Оборин 12 3
1 Пермский институт (филиала) Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, Пермь, Россия;
2Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия; 3Пермский государственный аграрно-технологический университет им. ак. Д. Н. Прянишникова, Пермь, Россия
[email protected], https://orsid.org/QQQQ-0QQ2-4281-8615
Аннотация
Введение. В статье исследуется проблема внедрения цифровых технологий в сферу деятельности агропромышленного комплекса, а также недостаток профессиональных сотрудников с цифровыми навыками, необходимыми для использования и обслуживания современной техники и систем, состоящих из различных природных объектов, искусственных подсистем и управляющих контроллеров, используемых в данной среде. Проведен анализ основных задач экспериментального цифрового опытного хозяйства, формируемого на базе образовательного учреждения по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием. Инженеры, осуществляющие свою деятельность в сфере сельского хозяйства, должны стремиться к получению и развитию цифровых компетенций, тогда как содействовать разработке механизма достижения этой цели должны сферы кадровой политики, науки и образования. Целью исследования является разработка эффективной операционной модели экспериментального цифрового хозяйства, как опытно-демонстрационной площадки инновационного развития аграрной промышленности, анализ цифровых навыков работников АПК в условиях электронной экономики.
Материалы и методы. 1) общелогические методы исследования; 2) метод анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.
Обсуждение. 1) ситуационный анализ проблем формирования цифровых компетенций персонала агробизнеса; 2) исследование процесса стратегического целеполагания в условиях экспериментального цифрового хозяйства; 3) направления актуализации цифровых компетенций сотрудников агропромышленного комплекса на базе создаваемых экспериментальных цифровых опытных хозяйств.
Заключение. Определено, что недостаток цифровых компетенций является одним из основных факторов, препятствующих сельскохозяйственным работникам отдавать преимущество цифровым решениям, поскольку предпочтение отдается традиционным методам и технологиям реализации реальных целей. Интеграция научных знаний и опыта реального производства является ключевым фактором развития инновационного процесса в сфере агробизнеса. Результаты могут быть использованы для оценки уровня квалификации работников сельского хозяйства, разработки рекомендаций по развитию человеческих ресурсов и приобретению цифровых навыков.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, кадровая компетентность, конкурентоспособность, цифровая экономика, цифровизация, цифровые компетенции, экспериментальное цифровое опытное хозяйство
© Оборин М. С., 2022
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.
xxxxxxxxxxeconomics and national economymanagementxxxжxжxжжxш
Для цитирования: Оборин М. С. Проблемы развития цифровых компетенций сотрудников экспериментального цифрового опытного хозяйства // Вестник НГИЭИ. 2022. № 10 (137). С. 107-119. DOI: 10.24412/22279407-2022-10-107-119
Problems of development of digital competencies of employees of the experimental digital experimental farm
Matvey S. Oborin12 3
1 Perm Institute (branch) of the Plekhanov Russian University of Economics, Perm, Russia;
2 Perm State National Research University, Perm, Russia;
3 Perm State Agrarian and Technological University named after ak. D. N. Pryanishnikov, Perm, Russia [email protected], https://orsid.org/0000-0002-4281-8615
Abstract
Introduction. The article examines the problem of the introduction of digital technologies into the sphere of activity of the agro-industrial complex, as well as the lack of professional employees with digital skills necessary for the use and maintenance of modern equipment and systems consisting of various natural objects, artificial subsystems and control controllers used in this environment. The analysis of the main tasks of the experimental digital experimental farm, formed on the basis of an educational institution for the training of specialists with higher professional education, is carried out. Engineers who carry out their activities in the field of agriculture should strive to obtain and develop digital competencies, while the spheres of personnel policy, science and education should contribute to the development of a mechanism for achieving this goal. The purpose of the study is to develop an effective operational model of experimental digital economy as a pilot demonstration platform for innovative development of the agricultural industry, analysis of digital skills of agricultural workers in the electronic economy.
Materials and methods. 1) general logical research methods; 2) method of analysis and synthesis, comparison, classification and generalization.
Discussion. 1) situational analysis of the problems of formation of digital competencies of agribusiness personnel; 2) research of the process of strategic goal-setting in the conditions of experimental digital economy; 3) directions of updating digital competencies of employees of the agro-industrial complex on the basis of experimental digital experimental farms being created.
Conclusion. It is determined that the lack of digital competencies is one of the main factors preventing agricultural workers from giving preference to digital solutions, since preference is given to traditional methods and technologies for the implementation of real goals. Integration of scientific knowledge and experience of real production is a key factor in the development of the innovation process in the field of agribusiness. The results can be used to assess the level of qualification of agricultural workers, develop recommendations for the development of human resources and the acquisition of digital skills.
Keywords: digital economy, agro-industrial complex, digital competencies, competitiveness, human resources competence, experimental digital experimental farm, digitalization
For citation: Oborin M. S. Problems of development of digital competencies of employees of the experimental digital experimental farm // Bulletin of the NGIEI. 2022. № 10 (137). P. 107-119. DOI: 10.24412/2227-9407-2022-10-107-119
Введение
Эффективное развитие агропромышленного комплекса в России напрямую зависит от профессионального уровня работников отрасли, обладания ими современными цифровыми компетенциями, поскольку ситуационные условия развития экономики способствуют тому, что источником повышения
уровня конкурентоспособности является непосредственно интеллектуальный потенциал, учитывая активное внедрение цифровых технологий [9]. Следовательно, для успешного развития агропромышленного комплекса региона значительное внимание необходимо уделять сфере образования и науки, которые представляют основу интеллектуального по-
ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ
тенциала. В современных условиях эффективность внедрения цифровых технологий в агропромышленное производство допустима только при участии научных институтов, наличии экспериментальных производственных площадок на основе цифровых решений и адекватной системы подготовки работников, направленных по окончании среднего специального или высшего учебного заведения на работу.
Очевидно, что интеллектуальный потенциал в условиях расширенной цифровизации сферы АПК является сдерживающим фактором динамичного и эффективного процесса обновления технологического оборудования и информационных систем сельскохозяйственного производства.
Важную роль в развитии высшего аграрного учебного заведения играет производственная практика студентов, проведение научных исследований на опытных участках в условиях, схожих с реальным производством. При этом экспериментальные хозяйства при аграрных вузах должны применять практику внедрения современных цифровых технологий для их критического оценивания со стороны научных исследований, формирования у учащихся необходимых умений и навыков [19].
Ключевыми целями экспериментального цифрового опытного хозяйства, формируемого на базе высшего учебного заведения, являются:
- развитие среды непрерывной профессиональной подготовки кадров аграрного сектора экономики на основе современных цифровых технологий (принцип гибкого управления технологиями выращивания сельскохозяйственных культур, технология, обеспечивающая производство конечного продукта при минимальных затратах сырья и энергии, восстановление плодородия почвы за счёт биологических приёмов, использование экологического подхода);
- обеспечение сочетания целей государственных программ с внутренними условиями и технологиями (вуз, экспериментальные лаборатории, опытные поля и т. п.), адаптация существующих цифровых решений к проектам и процессам;
- проектирование механизма управления оптимизацией ресурсного потенциала, его технологической основы, подтверждаемой системой показателей;
- обеспечение высокорезультативного товарного производства сельскохозяйственной продукции, включая продукцию отрасли растениеводства, занимающуюся массовым размножением семян на университетских площадках экспериментального цифрового опытного хозяйства;
- высокоточные испытания новых технологий, биологических и химических препаратов в науке по изучению многообразия сортов, гибридов, форм культурных растений;
- реализация проектов формирования научных учреждений, занимающихся испытанием сортов растений, для выявления перспективных направлений размножения перспективных линий;
- реализация научного потенциала университета через инициативы и темы докторских диссертаций докторантов, доцентов и профессоров, как платформы для обмена опытом работы по использованию новых педагогических технологий и передовых научных достижений в области растениеводства.
Для реализации задач экспериментального цифрового опытного хозяйства, формируемого на базе университетов, необходимо совместить прак-тико-ориентированные направления с учебным процессом:
- профессиональная ориентация подготовки кадров агротехнологических направлений деятельности;
- внедрение и взаимосвязь научных результатов (повторность опыта в пространстве научных исследований аспирантов, кандидатов и докторантов с использованием потенциала цифрового хозяйства) и практики исследования и производственной деятельности по соглашению между организациями о тех или иных видах хозяйственной деятельности по оценке современных технологий, к примеру, форм удобрений и систем защиты растений.
Взаимосвязь этих направлений должна прослеживаться в длительной перспективе научного, образовательного и производственного процесса, синтезе результатов, полученных в процессе реализации научных исследований и практических занятий, а также на основе новых современных технологий [6].
Ключевым ориентиром является создание платформы для обмена опытом работы по использованию новых педагогических технологий для обоснования эффективности цифровизации и технологической модернизации производства.
Необходимые эффекты для всех сторон научно-технологической и цифровой интеграции можно охарактеризовать как последовательное улучшение
[7]:
- параметров и результатов управления на различных субъектных уровнях;
- финансово-экономических и производственных индикаторов на уровне территорий и региона;
!economics and national economy management
- цифровых компетенций персонала агробизнеса, их универсальности;
- коммерческого эффекта получаемых результатов;
- развития производственной базы практики сельского хозяйства, связанного с проектированием и совершенствованием производственных процессов в агропромышленном секторе, направлению, объединяющему несколько отраслей экономики, направленных на производство и переработку сельскохозяйственного сырья, селекционное семеноводство и так далее;
- стимулирование деятельности по усилению практической подготовки студентов;
- актуализация тем выпускных квалификационных работ с учетом приоритетных направлений развития отрасли сельского хозяйства, а также агропромышленного комплекса региона и потребности покупателей;
- развитие практики реализации хозяйственных договоров с заказчиками на выполнение за счет их средств фундаментальных, поисковых и прикладных исследований с учётом потребностей производителей сельскохозяйственной продукции;
- повышение качественного уровня образовательного процесса через развитие профессиональной зрелости научно-педагогических работников образования и науки, вовлечение преподавательского состава в научно-исследовательские проекты, международное сотрудничество и развитие современных образовательных технологий и практик в реализацию учебного процесса в отечественных вузах;
- разработка совместных исследовательских программ с зарубежными исследователями;
- улучшение качества сельскохозяйственных земель и развитие селекционной работы в условиях системы вузов региона.
В целях развития цифровых навыков сельскохозяйственных кадров в рамках проекта по обеспечению достижения целей и показателей деятельности федерального органа исполнительной власти «Цифровое сельское хозяйство» реализуется внедрение отраслевой электронной образовательной среды «Земля знаний». Следующим этапом освоения современных технологий, развития новых подходов к системе образования и развития современных компетенций должна стать система повышения квалификации, реализуемая в форме периодической учебы на курсах повышения квалификации, практики, участие в методической и экспериментально-исследовательской деятельности. Непосредственно
деятельность по приобретению опыта работы или повышению квалификации педагогического работника, работающего в заведении начального и среднего образования - это обязательный этап повышения квалификации и получения практического опыта с современным технологическим оборудованием и программным обеспечением [11].
Эффективное развитие отечественного агропромышленного комплекса требует использования информационных и интеллектуальных технологий, без которых невозможно получить должного эффекта в данной сфере. В настоящее время во всем мире происходит глобальная повсеместная цифровая трансформация отраслей экономики и социальных условий жизнедеятельности.
Благодаря техническим возможностям, активно распространяющимся современным интеллектуальным технологиям появляется возможность решить множество проблем на дистанционном уровне, напрямую влиять на производительность труда в малодоходных секторах экономики.
В России задачи внедрения цифровых технологий в агропромышленный комплекс носят системный характер, их необходимо решать последовательно, начиная с подготовительного этапа, обеспечения необходимого уровня квалификации сотрудников, разработки новых моделей соответствующего развития данных направлений.
Направление деятельности сельскохозяйственного производства является консервативной в сфере повышения интеллектуализации производственных функций, что требует определенных изменений внутренних механизмов воспроизводства человеческого капитала. Но есть необходимый потенциал отраслевых преобразований [18].
В современных условиях развития экономики агробизнес активно адаптирует цифровые решения с целью повышения производительности труда и роста рентабельности.
Внедрение информационных технологий в агропромышленный комплекс реализуется на всех этапах производственного цикла. В развитии информационных технологий в АПК активно задействовано Министерство агропромышленного комплекса России, разработан национальный проект «Цифровое сельское хозяйство» и документ, в котором отображены основные этапы реализации стратегии крупнейшего рынка потребительской продукции в мире FoodNet [4].
По данным официальной социальной сети поиска сотрудников и открытых вакансий, квалифика-
ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ
ции, связанные с цифровыми навыками и работой с большими данными, согласно статистическим исследованиям, вошли в десятку лидеров самых востребованных компетенций в бизнес-секторе в 2020 году.
По статистике, каждый доллар, вложенный в цифровые технологии за последние десятилетия, привел к росту ВВП на 20 долларов, что в несколько раз превышает средний показатель возврата инвестиций в другие отрасли за тот же период.
В настоящее время увеличивается спрос на специфичные навыки сельскохозяйственной рабочей силы, такие как технологические, научные и управленческие компетенции, соответствующие более развитым цифровым навыкам.
Активному развитию цифровизации в сферах производства способствовала пандемия коронави-русной инфекции, которая привела к экономическому кризису в 2020 году, в связи с чем большинство сотрудников были переведены на дистанционный формат работы. Следовательно, значимость образования в подготовке инженерных кадров для работы в отрасли сельского хозяйства с учетом требований развития цифровых технологий в агропромышленном комплексе становится все более актуальной [17].
Ввиду развития концепции ведения сельскохозяйственной деятельности, основанной на внедрении современных технологий в отрасль растениеводства и животноводства, формируется новая модель структуры занятости и направления деятельности человеческих ресурсов сельскохозяйственной отрасли [4].
Цифровые преобразовательные процессы должны быть реализованы в каждом сегменте агропромышленного комплекса, начиная с подготовительного этапа производства и заканчивая сбытом готового продукта. При этом необходимо отметить ряд ограничительных факторов, затрудняющих процесс эффективной информатизации сельскохозяйственной отрасли, а именно: низкий уровень автоматизации и механизации крестьянско-фермерских хозяйств, отсутствие части собственного капитала предприятия, образуемой за счет ежегодных отчислений от прибыли для обновления сельскохозяйственных средств производства, отсутствие нормативно-правовых актов контроля использования цифровых технологий [7].
Развитие цифровых технологий в сфере сельского хозяйства с учетом получения максимально социального, экономического и экологического эффектов от реализации национальной стратегии. Информационно-коммуникационные технологии в агробизнесе вносят важный вклад в достижение стратегических целей страны в области устойчивого развития агропромышленного комплекса [12].
Цифровые компетенции в общем понимании представляют концепцию, которая применяется для формулировки навыков личности при владении информационными технологиями. Цифровая компетентность представляет собой такой навык, при котором проявляется способность свободно использовать цифровые технологии и системы, а также совершать с ними независимые манипуляции.
Материалы и методы
В качестве методов исследования применялись общелогические методы исследования, методы анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.
Результаты
Уровень занятости в сфере сельского хозяйства, лесного хозяйства, охоты и рыболовства составляет чуть менее 6 % по итогам 2019 года, что меньше на 4,2 % по сравнению с 2005 годом: 4244 и 6902 тыс. чел. соответственно (рис. 1).
В настоящее время наблюдается спад уровня занятости в сельском хозяйстве, но при этом проблема контроля трудоустройства уволенных работников вполне решаема. Необходимо учитывать, что в дальнейшем потребуется переориентация на более производительные технологии, развитие человеческого капитала, обладающего цифровыми навыками разного уровня [13].
Концепция ведения сельскохозяйственной деятельности, основанная на внедрении новых цифровых и информационных технологий, оказывает влияние на модель трудоустройства и традиционные навыки кадрового состава сельскохозяйственного производства, постепенно вносит свои коррективы.
Развитие информационных технологий в области сельского хозяйства способствует росту производительности труда, снижению себестоимости сельскохозяйственной продукции и повышению уровня рентабельности данного сектора экономики.
!economics and national economy management
Рис. 1. Отраслевые тенденции рынка труда РФ в 2017-2019 гг. Fig. 1. Industry trends of the Russian labor market in 2017-2019 Источник: разработано автором на основании данных госстатистики
В современных экономических условиях эффективное развитие крестьянского хозяйства требует принятия ряда решений, основанных на широкой и доступной информационной базе. По мнению специалистов, отсутствие необходимой информации в рамках принятия стратегически важных вопросов приводит к частичной потере сельскохозяйственного урожая, которая достигает 40 %. В то же время экспертами было подтверждено, что негативное влияние климатических и природных факторов, влияющих на потерю части урожая, можно сдерживать и контролировать через применение автоматизированных систем управления.
Благодаря использованию информационных и цифровых технологических решений, работники сельскохозяйственной отрасли могут регулировать негативное влияние природных факторов, создавать наиболее целесообразные бизнес-проекты и прогнозировать математически точный результат. Процесс трансформации затронет и отрасль животноводства при переходе от управления отдельными сегментами к комплексному регулированию цикла производства [8].
Цифровизация и автоматизация производственного процесса в сельском хозяйстве формирует необходимость развития новых форм человеческих ресурсов, обладающих современными цифровыми и информационными компетенциями, навыками работы с программным обеспечением и робототехникой [16]. Что, в свою очередь, формирует необходимость разработки новой системы образования и разработки
современной модели компетенций работников. В отрасли сельского хозяйства приоритет отдается таким цифровым инновационным технологиям, как информационные системы для управления отраслью растениеводства и животноводства, задачи которых, прежде всего, совершенствовать системы планирования, учета и прогнозирования.
В настоящее время применение информационно-коммуникационных технологий в сельском хозяйстве на основе современных инновационных решений направлено на активное использование таких технологий, как искусственный интеллект, позволяющий на ранней стадии прогнозировать болезни растений, беспроводные датчиковые сети, блокчейн-технологии и так далее.
При этом развитие инновационных и цифровых технологий в отечественной отрасли сельского хозяйства протекает довольно медленными темпами, которые на сегодняшний день составляют от 10 до 12 процентов. Это достаточно низкий показатель в сравнении с мировыми лидерами по развитию инноваций в АПК, которые ежегодно расширяют внедрение инноваций и автоматизируют свои производства.
Структура цифровых компетенций включает перечень из 21 компетенции и навыка, определенных специальным институтом Европы, оптимальных для получения профессиональной квалификации в сфере цифровых технологий. На рисунке 2 представлена классификация перечня цифровых компетенций, сгруппированных по пяти частям-значениям по их специфике и характеристикам.
экономика и управление народным хозяйством]
Рис. 2. Функционально-целевые цифровые компетенции сотрудников Fig. 2. Functional-targeted digital competencies of employees Источник: составлено автором
Данная модель раскрывает содержание каждой группы по направлениям цифровых компетенций сотрудников, которыми они должны владеть. Каждая группа включает несколько необходимых компетенций, которые, в свою очередь, классифицированы на разные уровни, начиная от подготовительного этапа и заканчивая высшим профессиональным уровнем. Представленные компетенции содержат просмотр, поиск и фильтрацию информации, совместную работу по цифровым каналам передачи данных, защиту цифровых устройств и прочие [3].
В малых сельскохозяйственных предприятиях базовые цифровые компетенции в части современных технологий, таких как мобильные телефоны, играют большую роль для совершенствования доступа к информационным услугам.
Персонал, занятый в сельскохозяйственном производстве, понимает важность сбора больших данных, объем которых быстро растет, но не всегда квалификация позволяет эффективно их обрабатывать и адаптировать к конкретным функциям.
В условиях расширенной цифровизации агробизнеса возрастет спрос на специалистов с соответствующей квалификацией, обладающих навыками трансформации бизнеса с помощью машинного обучения, работы с большими технологиями, геоде-
зистов и метеорологов, инженеров и техников. Также, по мнению экспертов, повысится спрос на специалистов по управлению беспилотными летательными аппаратами, сельскохозяйственными дронами [14]. Поэтому обучение работников сельского хозяйства цифровым навыкам играет важную роль в эффективном развитии аграрной отрасли в целом.
Сегодня развитие и непрерывное обучение кадров для агропромышленного комплекса реализуют холдинги, специализирующиеся в сельскохозяйственной отрасли.
В рамках ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство» формируется проект электронной профессиональной образовательной среды «Terre de la savoir», цель которого - удаленное обучение занятых, вовлеченных в сельскохозяйственную деятельность и практический обмен опытом между студентами.
В реализации данного проекта задействованы следующие вузы России: Российский государственный аграрный университет - Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева, университет Княгинина, Ставропольский государственный аграрный университет, Ульяновский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина и другие. Основной целью данно-
XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagement-ХЖХЖХЖХЖЖХ
го проекта является обучение более 55 000 специалистов до 2025 года. Дистанционный формат образования по представленному проекту протекает в формате видеолекций, которые проводят ведущие
отечественные специалисты, а также в форме тестирования. На рисунке 3 представлен модуль для обучения работников сельского хозяйства на базе платформы «Terre de la savoir».
Рис. 3. Модули для обучения работников сельского хозяйства на базе платформы «Terre de la savoir» Fig. 3. Modules for training agricultural workers based on the Terre de la savoir platform Источник: разработано автором на основании [2]
Профессиональные учебные заведения должны готовить специалистов, умеющих работать с обработкой данных, поддержкой цифровых платформ управления и цифровой сельскохозяйственной техникой [15].
Необходимо представить некоторые цифровые компетенции, которые уже сегодня определяют качество деятельности специалистов различного уровня агробизнеса (табл. 1).
Таблица 1. Матричная модель цифровых компетенций персонала агробизнеса в структуре экспериментального цифрового опытного хозяйства*
Table 1. Matrix model of digital competencies of agribusiness personnel in the structure of an experimental digital pilot farm*
Уровень / Level
Компетенции / Competencies
Характер компетенций / The nature of competencies
Категории должностей / Job categories
s «
<D M H Ii
s
О га ов e о ь-1
и
^
Рч
S
^ ГЛ
s £
M <D
t 3
о ^
S X о
E
Л H и
о СЛ
s
ч се
й S о e
Я а
е С СЛ
и
6
е
s
3
§
в
s
F
е
с
о
е
ю О
а
о
e а
л
н
0 S
1 g CD ^
G '>
° 2 _
2
3
7
использовать ИКТ (электронная почта, социальные сети и мобильные средства передачи информации) для общения и обмена информацией / use ICT (e-Базовый mail, social networks and mobile media) to communi-/ Base cate and share information
работать в команде по каналам информационных коммуникаций / work in a team through information communication channels
Коммуникативные / Communicative
Коммуникативные / Communicative
1
4
5
экономика и управление народным хозяйством]
Продолжение таблицы 1 / Continuation of the table 1
1 2 3 4 5 6 7
Расширенный / Extended
работать в междисциплинарных группах и проектах / work in interdisciplinary teams and projects
соблюдать правила заполнения документов при работе по проектам с ИКТ / follow the rules for filling out documents when working on projects with ICT применять анализ данных, включая анализ больших объемов информации / apply data analysis, including analysis of large volumes of information применять общие знания работы с персональным компьютером (офисное программное обеспечение) / apply general knowledge of working with a personal computer (office software)
использовать антивирусные программы / use antivirus software
действовать в соответствии с принципами прозрачности и подотчетности / act in accordance with the principles of transparency and accountability пользоваться разными источниками для поиска необходимой информации для решения профессиональных задач / use different sources to find the necessary information to solve professional problems разбираться в специфике информатизации агробизнеса в соответствии с отраслевыми характеристиками / understand the specifics of informatization of agribusiness in accordance with industry characteristics
взять на себя ответственность за распоряжение ресурсами, включая информационные и технологические активы / take responsibility for managing resources, including information and technology assets разбираться в правовых и нормативных аспектах использования социальных сетей / understand the legal and regulatory aspects of using social media учитывать изменения программ и ИКТ для своей профессии с учетом аграрной специализации / take into account changes in programs and ICT for their profession, taking into account agricultural specialization развивать организационные процессы в цифровой среде агробизнеса / develop organizational processes in the digital agribusiness environment развивать цифровую среду организации в условиях цифровых решений Правительства для агробизнеса / develop the digital environment of the organization in the context of digital government solutions for agribusiness
координировать действия сотрудников с помощью специального программного обеспечения / coordinate the actions of employees using special software
115
Коммуникативные /
Communicative
Технические/ Technical
Технические / Technical
Технические / Technical
Технические / Technical
Технические / Technical
Технические / Technical
Технические / Technical
Технические / Technical
Технические / Technical
Управленческие / Managerial
Технические / Technical
Технические / Technical
Управленческие / Managerial
!economics and national economy management
Окончание таблицы 1 / End of table 1
1 2 3 4 5 6 7
адаптировать цифровые ресурсы для улучшения базовых производственных процессов в агробизнесе / adapt digital resources to improve basic production processes in agribusiness
работать в команде, уполномоченной разрабатывать новые технологии / work in a team empowered to develop new technologies
участвовать в оценке целесообразности внедрения новых технологий и инициатив в сфере ИКТ в сервис / participate in assessing the feasibility of introducing new technologies and initiatives in the field of ICT in the service
непрерывно развиваться в области информационных и коммуникационных технологий / continuously develop in the field of information and communication technologies
внедрять ИКТ в систему управления персоналом / implement ICT in the personnel management system разбираться в облачных технологиях и их преимуществах / understand cloud computing and its benefits участвовать в развитии новых технологий управления в сфере агробизнеса / participate in the development of new management technologies in the field of agribusiness иметь профессиональные навыки работы с компьютером (специализированное программное обеспечение) / have professional computer skills (specialized software)
управлять реализацией ИКТ-проектов / manage the implementation of ICT projects
изучать организационные модели управления функциями агробизнеса на основе ИКТ / study organizational models for managing agribusiness functions based on ICT внедрять электронные модели ключевых бизнес-процессов в агробизнесе / implement electronic mod-Специ- els of key business processes in agribusiness альный / моделировать основные процессы управления про-Special ектами и матричными структурами в АПК / simulate the main processes of project management and matrix structures in the agro-industrial complex уметь адаптировать готовые цифровые решения в своей области управления / be able to adapt ready-made digital solutions in their field of management формулировать информационно-технологические организационные проблемы, оценивать их последствия / formulate information technology organizational problems, evaluate their consequences знать основы управления ИТ-консультантами и персоналом / know the basics of managing IT consultants and staff Источник: разработано автором
Управленческие / Managerial
Управленческие / Managerial
Управленческие / Managerial
Управленческие / Managerial
Управленческие / Managerial
Технические / Technical
Технические / Technical
Технические/ Technical
Управленческие / Managerial
Управленческие / Managerial
Управленческие / Managerial
Управленческие / Managerial
Управленческие / Managerial
Управленческие / Managerial
Управленческие / Managerial
ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ
Человеческий капитал представляет основной стратегический ресурс развития цифровизации агропромышленного комплекса. При этом эффективность развития цифровых преобразований в данной сфере требует постоянного повышения квалификации со стороны кадрового состава агробизнеса. Спрос на навыки работы с компьютерной техникой со стороны работников сельского хозяйства будет продолжать расти, что потребует соответствующей подготовки и переподготовки. Значимую роль в обеспечении отрасли сельского хозяйства кадрами, обладающими соответствующими компетенциями, а также развитии цифровизации в данном секторе экономики играет государственная поддержка [1].
Заключение Основными факторами, оказывающими влияние на уровень развития цифровых технологий в
агропромышленном комплексе России, является экономическая и фактическая ограниченность современных технологических инструментов для отечественных сельскохозяйственных работников, что вызвано недостатком импортных технологий и квалифицированных специалистов, работающих в области информационных технологий в АПК. Это ключевые факторы, которые сдерживают полную
интеграцию сельского хозяйства в цифровую среду.
Таким образом, эффективное развитие цифрового пространства в агропромышленном комплексе России требует повышения цифровой компетенции работников сельскохозяйственной отрасли, что, в свою очередь, требует государственной поддержки и постоянного повышения квалификации в рамках получения цифровых навыков.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Алтухов А. И., Дудин М. Н., Анищенко А. Н. Цифровая трансформация как технологический прорыв и переход на новый уровень развития агропромышленного сектора России // Продовольственная политика и безопасность. 2020. Т. 7. № 2. С. 81-96.
2. Анищенко А. А., Левина Е. В. Цифровая компетентность как основа конкурентоспособности работника на рынке труда агропромышленного комплекса в условиях киберэкономики// Экономика и социум: современные модели развития. 2020. Т. 10. № 3. С. 233-246.
3. Голдина И. И., Иовлев Г. А. Цифровое сельское хозяйство: состояние и перспективы // Научно-технический вестник технические системы в АПК. 2020. № 1 (6). С. 21-27.
4. Грошев А. Р., Грошева Т. А., Безуевская В. А. Нечетко-множественный прогноз образовательных результатов на основе показателей использования цифровых образовательных ресурсов // Вопросы инновационной экономики. 2019. Том 9. № 3. С. 1025-1036.
5. Карев А. В. Негативные эффекты цифровизации // Экономическая безопасность. 2019. Том 2. № 3. С. 197-201.
6. Круглов Д. В., Круглова О. Д. Особенности кадрового обеспечения в условиях цифровизации // Лидерство и менеджмент. 2019. Том 6. № 4. С. 479-486.
7. Левина Е. В. Цифровые кадры для аграрного сектора экономики России: дефицит и проблема подготовки // Экономика и социум: современные модели развития. 2019. Том 9. № 4 (26). С. 441-456.
8. Лясников Н. В. Цифровой аграрный сектор России: обзор прорывных технологий четвертого технологического уклада // Продовольственная политика и безопасность. 2018. Том 5. № 4. С. 169-182.
9. Лясников Н. В., Анищенко А. Н. Цифровой франчайзинг: инструмент развития в отраслях, комплексах и сферах деятельности национального хозяйства России // Проблемы рыночной экономики. 2020. № 1. С. 81-89.
10. Осипов В. С., Боговиз А. В. Переход к цифровому сельскому хозяйству: предпосылки, дорожная карта и возможные следствия // Экономика сельского хозяйства России. 2017. № 10. С. 11-15.
11. Полухин А. А. Оценка технологического развития сельского хозяйства: технический аспект // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2017. № 6 (66). P. 23-36.
12. Родимцев С. А., Гуляева Т. И. Понятие о концепции как документе стратегического планирования и ее структура в применении к развитию экспериментального цифрового опытного хозяйства аграрного вуза // Вестник аграрной науки. 2019. № 4 (79). С. 79-85.
13. Савельева Е. А. Механизмы регулирования оплаты труда в условиях единого цифрового рынка труда ЕАЭС // Экономика Центральной Азии. 2019. Том 3. № 4. С. 169-182. doi: 10.18334/asia.3.3.41191.
14. Скворцов Е. А., Скворцова Е. Г., Санду И. С., Иовлев Г. А. Переход сельского хозяйства к цифровым, интеллектуальным и роботизированным технологиям // Экономика региона. 2018. Т. 14. № 3. С. 1014-1028.
117
xxxxxxxxxxeconomics and national economymanagementxxxжxжxжжxш
15. Ураев Н. Н., Сафаргалиев М. Ф. Кастомизация цифрового менеджмента в сфере реализации продукции // Экономика Центральной Азии. 2018. Том 2. № 1. С. 29-42. doi: 10.18334/asia.2.1.38728.
16. Шутьков А. А., Анищенко А. Н. Рецензия на монографию «Управление рисками в сельском хозяйстве в условиях цифровой трансформации» (Моторин О. А., Горбачев М. И. и др.) // Продовольственная политика и безопасность. 2019. Том 6. № 4. С. 252-253.
17. Шутьков А. А., Дудин М. Н., Анищенко А. Н. Развитие инновационной деятельности в АПК: биоинжиниринг и интеллектуальные машины // Экономика и социум: современные модели развития. 2019. Т. 9. № 1 (23). С. 5-21.
18. Щетинина И. В., Стенкина М. В. Взаимодействия субъектов АПК в условиях цифровой экономики // АПК: Экономика, управление. 2017. № 10. С. 23-33.
19. Яковлева Е. В., Кулакова Е. В., Фролов А. С. Программное обеспечение обучения по охране труда на предприятиях АПК // Безопасность жизнедеятельности. 2019. № 4 (220). С. 7-12.
Статья поступила в редакцию 16.07.2022; одобрена после рецензирования 15.08.2022;
принята к публикации 17.08.2022.
Информация об авторах: М. С. Оборин - д.э.н., доцент, Spin-код: 8200-9024.
REFERENCES
1. Altuhov A. I., Dudin M. N., Anishchenko A. N. Cifrovaya transformaciya kak tekhnologicheskij proryv i perekhod na novyj uroven' razvitiya agropromyshlennogo sektora Rossii [Digital transformation as a technological breakthrough and transition to a new level of development of the agro-industrial sector of Russia], Prodovol'stvennaya politika i bezopasnost [Foodpolicy and security'], 2020, Vol. 7, No. 2, pp. 81-96.
2. Anishchenko A. A., Levina E. V. Cifrovaya kompetentnost' kak osnova konkurentosposobnosti rabotnika na rynke truda agropromyshlennogo kompleksa v usloviyah kiberekonomiki [Digital competence as the basis of employee competitiveness in the labor market of the agro-industrial complex in the conditions of cybereconomics], Ekonomi-ka i socium: sovremennye modeli razvitiya [Economy and society: modern development models], 2020, Vol. 10, No. 3, pp.233-246.
3. Goldina I. I., Iovlev G. A. Cifrovoe sel'skoe hozyajstvo: sostoyanie i perspektivy [Digital agriculture: status and prospects], Nauchno-tekhnicheskij vestnik tekhnicheskie sistemy v APK [Scientific and Technical Bulletin of technical systems in the agro-industrial complex], 2020. No. 1 (6). pp. 21-27.
4. Groshev A. R., Grosheva T. A., Bezuevskaya V. A. Nechetko-mnozhestvennyj prognoz obrazovatel'nyh re-zul'tatov na osnove pokazatelej ispol'zovaniya cifrovyh obrazovatel'nyh resursov [Fuzzy-multiple prediction of educational results based on indicators of the use of digital educational resources], Voprosy innovacionnoj ekonomiki [Issues of innovative economy], 2019, Vol. 9, No. 3, pp. 1025-1036.
5. Karev A. V. Negativnye effekty cifrovizacii [Negative effects of digitalization], Ekonomicheskaya bezopas-nost' [Economic security], 2019, Vol. 2, No. 3, pp. 197-201.
6. Kruglov D. V., Kruglova O. D. Osobennosti kadrovogo obespecheniya v usloviyah cifrovizacii [Features of staffing in the conditions of digitalization], Liderstvo i menedzhment [Leadership and management], 2019, Vol. 6, No. 4, pp. 479-486.
7. Levina E. V. Cifrovye kadry dlya agrarnogo sektora ekonomiki Rossii: deficit i problema podgotovki [Digital personnel for the agricultural sector of the Russian economy: the shortage and the problem of training], Ekonomika i socium: sovremennye modeli razvitiya [Economy and society: modern development models], 2019, Vol. 9, No. 4 (26), pp. 441-456.
8. Lyasnikov N. V. Cifrovoj agrarnyj sektor Rossii: obzor proryvnyh tekhnologij chetvertogo tekhnolog-icheskogo uklada [Digital agricultural sector of Russia: overview of breakthrough technologies of the fourth technological order], Prodovol'stvennaya politika i bezopasnost' [Food policy and security], 2018, Vol. 5, No. 4, pp.169-182.
9. Lyasnikov N. V., Anishchenko A. N. Cifrovoj franchajzing: instrument razvitiya v otraslyah, kompleksah i sferah deyatel'nosti nacional'nogo hozyajstva Rossii [Digital franchising: a tool for development in industries, com-
ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ
plexes and spheres of activity of the national economy of Russia], Problemy rynochnoj ekonomiki [Problems of the market economy], 2020, No. 1, pp. 81-89.
10. Osipov V. S., Bogoviz A. V. Perekhod k cifrovomu sel'skomu hozyajstvu: predposylki, dorozhnaya karta i vozmozhnye sledstviya [Transition to digital agriculture: prerequisites, roadmap and possible consequences], Ekonomika sel'skogo hozyajstva Rossii [The economy of agriculture in Russia], 2017, No. 10, pp. 11-15.
11. Poluhin A. A. Ocenka tekhnologicheskogo razvitiya sel'skogo hozyajstva: tekhnicheskij aspekt [Assessment of technological development of agriculture: technical aspect], Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences [Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences], 2017, No. 6 (66), pp. 23-36.
12. Rodimcev S. A., Gulyaeva T. I. Ponyatie o koncepcii, kak dokumente strategicheskogo planirovaniya, i ee struktura v primenenie k razvitiyu eksperimental'nogo cifrovogo opytnogo hozyajstva agrarnogo vuza [The concept of the concept as a strategic planning document and its structure in application to the development of an experimental digital experimental farm of an agricultural university], Vestnik agrarnoj nauki [Bulletin of Agrarian Science], 2019, No. 4 (79), pp. 79-85.
13. Savel'eva E. A. Mekhanizmy regulirovaniya oplaty truda v usloviyah edinogo cifrovogo rynka truda EAES [Mechanisms of regulation of remuneration in the conditions of the unified digital labor market of the EAEU], Ekonomika Central'noj Azii [The economy of Central Asia], 2019, Vol. 3, No. 4, pp. 169-182.
14. Skvorcov E. A., Skvorcova E. G., Sandu I. S., Iovlev G. A. Perekhod sel'skogo hozyajstva k cifrovym, in-tellektual'nym i robotizirovannym tekhnologiyam [Transition of agriculture to digital, intelligent and robotic technologies], Ekonomika regiona [Economy of the region], 2018, Vol. 14, No. 3, pp. 1014-1028.
15. Uraev N. N., Safargaliev M. F. Kastomizaciya cifrovogo menedzhmenta v sfere realizacii produkcii [Customization of digital management in the field of product sales], Ekonomika Central'noj Azii [The economy of Central Asia], 2018, Vol. 2, No. 1, pp. 29-42.
16. Shut'kov A. A., Anishchenko A. N. Recenziya na monografiyu «Upravlenie riskami v sel'skom hozyajstve v usloviyah cifrovoj transformacii» (Motorin O. A., Gorbachev M. I. i dr.) [Review of the monograph «Risk management in agriculture in the context of digital transformation» (O. A. Motorin, M. I. Gorbachev, etc.)], Prodovol'stven-nayapolitika i bezopasnost' [Foodpolicy and security], 2019, Vol. 6, No. 4, pp. 252-253.
17. Shut'kov A. A., Dudin M. N., Anishchenko A. N. Razvitie innovacionnoj deyatel'nosti v APK: bio-inzhiniring i intellektual'nye mashiny [Development of innovation activity in the agro-industrial complex: bioengineering and intelligent machines], Ekonomika i socium: sovremennye modeli razvitiya [Economy and society: modern development models], 2019, Vol. 9, No. 1 (23), pp. 5-21.
18. Shchetinina I. V., Stenkina M. V. Vzaimodejstviya sub"ektov APK v usloviyah cifrovoj ekonomiki [Interaction of agricultural entities in the digital economy], APK: Ekonomika, upravlenie [Agro-industrial complex: Economics, management], 2017, No. 10, pp. 23-33.
19. Yakovleva E. V., Kulakova E. V., Frolov A. S. Programmnoe obespechenie obucheniya po ohrane truda na predpriyatiyah APK [Software for training on labor protection at agricultural enterprises], Bezopasnost' zhizned-eyatel'nosti [Безопасность жизнедеятельности], 2019, No. 4 (220), pp. 7-12.
The article was submitted 16.07.2022; approved after reviewing 15.08.2022; accepted for publication 17.08.2022.
Information about the author: M. S. Oborin - Dr. Sci. (Economy), Associate Professor, Spin-code: 8200-9024.