Научная статья на тему 'Проблемы развития транспорта: экологический ракурс'

Проблемы развития транспорта: экологический ракурс Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
171
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Б. Н. Епифанцев, E. M. Михайлов

Освещены проблемы развития городского транспорта с экологической точки зрения. Описывается компьютерная программа для определения влияния автотранспорта на экологическую обстановку в городе. Представлена оценочная картина загрязнения воздуха города Омска окисью углерода от автотранспорта на 2000 год, полученная с помощью этой программы. Намечается путь дальнейшего развития программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Urban Transport Development: Ecological Point of View

The problems of urban transport development from the ecological point of view are discussed. The computer program for definition of influence of a vehicle on ecological decor of city is described. The estimated picture of pollution of air of Omsk by oxide of carbon from a vehicle in 2000 created by this program is submitted. The way of the further development of the program is planned.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития транспорта: экологический ракурс»

экология

Рис.1. Блок-схема очистной станции водозабора "Южный" г.Ханты-Мансийска: 1- подача воды из скважин; 2 - подача озоно-воздушной смеси; 3 - удаление отработавшей озоно-воздушной смеси; 4- компрессор; 5 - озонатор; 6 - смесительная колонна № 1; 7 - песчаный фильтр; 8 - сорбционный фильтр; 9-смесительная колонна №2; 10-резервуар очищенной воды; 11-насос подкачки; 12 - воздухозаборная шахта

на двухступенчатую очистку позволяет в 1.5 раза увеличить производительность очистной станции практически без дополнительных капвложений. Однако эту технологию нельзя принимать как универсальную.

При разработке технологии очистки воды для поселка Кирпичный ХМАО пришлось внести существенные изменения в состав очистных сооружений. Здесь в исходной воде концентрация взвешенных веществ достигает 60 мг/дм3 и железа - 18 мг/дм3 С такой нагрузкой песчаный фильтр справиться не способен. В состав очистной станции пришлось включить установку заводскогоизготовления "Струя", а основную массу загрязнений (взвеси, железо) задерживать в тонкостенном трубчатом отстойнике. Это создало оптимальные условия для работы песчаного и сорбционного фильтров.

Для решения проблемы питьевого водоснабжения на современном научно-техническом уровне необходимо в каждом отдельном случае тщательно анализировать качество исходной воды, проводить экспериментальные исследования и на этой основе корректировать основные параметры технологического процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ресурсы пресных и маломинерализованных вод южной части Западно-Сибирского артезианского

бассейна/ И.М.Земскова , Ю.К.Смоленцев и др. - М.: Недра,-1991,-С.257.

2.3олотова Е.Ф., Асс Г.Ю. Очистка воды от железа, фтора, марганца и сероводорода. - М.: Стройиздат, 1975.-С.176.

3.Нацук Н С. Перспективы и проблемы питьевого водоснабжения в Омской области // Водохозяйственные проблемы освоения Сибири.-Омск, 1976. -С.22-24.

15 января 1998 г.

Грицык Алексей Игоревич - генеральный директор промышленно-торговой компании "Актив", президент Союза предпринимателей Омской области;

Нацук Николай Степанович - кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой водоснабжения Омского государственного аграрного университета; Токарев Владимир Васильевич - кандидат технических наук, генеральный директор научно-производственного объединения "Кристалл".

УДК 656:502

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РАКУРС

Б.Н. Епифанцев, Е.М. Михайлов Омский государственный технический университет

Освещены проблемы развития городского транспорта с экологической точки зрения. Описывается компьютерная программа для определения влияния автотранспорта на экологическую обстановку в городе. Представлена оценочная картина загрязнения воздуха города Омска окисью углерода от автотранспорта на 2000 год, полученная с помощью этой программы. Намечается путь дальнейшего развития программы.

Автомобильный транспорт значительно ухудшает экологическую ситуацию во многих странах мира. Так, если в начале 70-х годов доля загрязнения, вносимого

автотранспортом в атмосферный воздух, составляла 13%, то в настоящее время она достигла 50% (в промышленных городах - 60%) и продолжает расти.

экология

По существующей информации, в 1988 г. из суммарного объема выбросов загрязняющих веществ в воздушный бассейн Москвы, составившего более 1 млн. 130 тыс. т, 70% пришлось на автотранспорт [1]. Нужно прогнозировать последствия роста автомобильного парка в городах, чтобы в случае необходимости принять предупреждающие меры по выводу территорий из статуса критических зон.

На данный момент разработана математическая модель, описывающая движение автотранспортного средства в городских условиях плотностью распределения его скорости[2].

На основе этой модели, а также модели прогнозирования уровня загрязнения воздуха автомагистралей Агентства защиты окружающей среды США[3] и нормативных документов [4,5] разработана программа для определения влияния автотранспорта на экологическую обстановку в городе.

Данная программа позволяет производить расчет текущего загрязнения воздушного бассейна города Омска окисью углерода автотранспортом, расчет укрупненной оценки ущерба от загрязнения атмосферы заданного участка города, среднесрочный прогноз изменения загрязнения воздуха в связи с изменением интенсивности движения транспорта на дорогах, а также просмотр рассчитанного загрязнения на карте города в трех масштабах.

Используя данные по восемнадцати основным магистралям города Омска, с помощью программы была спрогнозирована оценочная картина на 2000 г. загрязнения города окисью углерода от автотранспорта.

При условии неизменности сценария развития города (сохранение существующих темпов увеличения интенсивности движения транспорта, неизменности условий движения), а также неизменности эксплуатационных характеристик существующего автомобильного парка, результаты моделирования дали следующую картину (см. рис.на с.З обложки). Красным цветом(1), в соответствии с [4], отмечена территория, соответствующая экологическому бедствию, лиловым(2) - чрезвычайной ситуации, синим (3) - критическая ситуация, а зеленым(4) -напряженная. Таким образом, видно, что необходимо уже сейчас принимать меры. Для этого существуют различные градостроительные мероприятия, снижающие загрязнение воздушной среды вредными выбросами отработавших газов автомобильных двигателей[6]:

- активные экологические мероприятия (строительство развязок транспортных потоков в разных уровнях, устройство подземных переходов, поддержание проезжей части в исправном состоянии и т.п.);

- пассивные экологические мероприятия (увеличение территориальных разрывов между транспортным потоком и застройкой, применение защитных полос зеленых насаждений и т.п.).

Следующим этапом развития вышеуказанной программы планируется введение учета защитных полос насаждений вдоль транспортных магистралей.

Данную программу можно будет использовать при прогнозировании эффективности предполагаемых сценариев развития городской автотранспортной инфраструктуры с точки зрения последствий для экологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров В.Ю., Кузубова Л.И., Яблокова Е.П. Экологические проблемы автомобильного транспорта: Аналит. обзор. - Новосибирск, 1995. - 113 с.

2. Епифанцев Б.Н., Михайлов Е М. Математическая модель движения транспортного средства в городских условиях/Омский гос. техн. ун-т- Омск, 1997 - 10 с,-Деп. в ВИНИТИ, 16.04.97, № 1298-В97.

3. Экологическая безопасность транспортных потоков/А.Б. Дьяков, Ю.В. Игнатьев, Е.П. Коншин и др. - М.: Транспорт, 1989. - 128 с.

4. Критерий оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия// Зеленый мир -1994. - №14.

5. Временная типовая методика определения экономической эффективности природоохранных мероприятий и оценки ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением атмосферного воздуха.-М.: Экономика, 1986 - 94 с.

6. Щетина В.А., Беляев В.Б., Архипов C.B. Экологические аспекты автомобильного транспорта. -Красноярск, 1990. - 208 с.

15 января 1998 г.

Епифанцев Борис Николаевич - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой автоматизированных систем обработки информации и управления Омского государственного технического университета;

Михайлов Евгений Михайлович -

аспирант кафедры автоматизированных систем обработки информации и управления Омского государственного технического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.