М4,680Г69ИС0130 рН9Д T22,QO
(5)
№64Ы§34
где М - минерализация, Т - температура источника, рН - водородный показатель кислотности среды, SO42"- сульфаты , НСО3- - гидрокарбонаты , Na - натрий, Мд - магний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Минеральные и пресные источники, соленые и грязевые озера - это не просто природные богатства нашей республики, но и объекты, связанные с культурно-историческими традициями, культовыми обрядами. Сохранившийся феномен лечения на аржаанах, сопровождающие лечения обряды и традиции народа Тыва -это часть мирового культурного наследия, наряду.
Итак, Тыва богата природными лечебными водами -солеными и пресными источниками. Сама природа определила им немаловажное значение в жизни населяющего эти места народа. Гидроминеральные ресурсы Тувы представляют исключительную ценность и могут иметь широкое применение как лечебные.
Многие источники, соленые и грязевые озера имеют уникальные свойства и находятся в особых природно-климатических условиях, в живописных местах Республики. Но не каждый из них может широко использоваться для санаторно-курортного лечения либо из-за труднодоступности, либо из-за небольших запасов минеральной воды. Для их сохранения им необходимо придать особый статус - охраняемых территорий с ограничением хозяйственной деятельности [1].
В результате исследования были сделаны выводы, что минеральных воды республики можно разделить на следующие группы: 1) азотные термы, 2) углекислые термы, 3) углекислые холодные воды, 4) радоновые воды, 5) соленые воды, 6) кислые воды, 7) сероводородные воды, 8) мышьяковистые воды (таблица 2).
Таблица 2 - Характеристики аржаанов [3]
МИНЕРАЛЬНЫЕ ПРЕСНЫЕ
Минерализация, г/дм3
более 1 менее 1
Температура, оС
менее 20 - холодные В основном холодные источ-
более 20 - термальные ники с температурой 2-8оС
Содержание бальнеологических компонентов, мг/дм3
Радон - более 50
Сероводород, Н,в - более 50
Углекислый газ, СО2 - более Не содержат бальнеологиче-
50 ских компонентов в необхо-
Мышьяк, As- 0,7 димых количествах
Si (метакремниевая кислота)
- 50
К термальным источникам относятся Тере-Хольские источники Борзу-Холь, Ээн-Суг, Оораш-Хем, озеро Ногаан-Холь. Родоновые источники: Улаатай. Холодные: Дустуг-Хем, Дыттыг-Доргун, Кайлыг, Ала-Тайга. Воды разнообразного состава: Хурегечи, озеро Каък-Холь, Дарги, Алдын-Уургай, Кызыл-Хая.
Список литературы
1 Аракчаа К. Д., Эрдиниева Л. С. Медико-социологические исследования стихийного народного лечения на некоторых пресных аржаанах Тувы» //Вестник ТувГУ. Кызыл, 2011. Вып. 2. 77-82 с.
2 Аракчаа К. Д. Сло во об аржа ан ах Тыв а. М . : Из д-е о
«ПолиКом», 1995.
3 Куулар Д. С., Куулар Ч. Ч. Исторические сказания тувинцев. Кызыл, 1996. С. 34-42.
4 Резников А. А. Методы анализа природных вод. М. : Недра, 1970. 486 с.
УДК 87.17.91
М.С. Анисимова, Г.В. Иванцова Курганский государственный университет
ВЛИЯНИЕ АВТОТРАНСПОРТА НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ГОРОДА КУРГАНА
Аннотация. В статье рассмотрено влияние автотранспорта на загрязнение атмосферного воздуха города, представлены результаты проведенных исследований интенсивности движения автомобилей по территории г Кургана, рассчитаны выбросы в атмосферу загрязняющих веществ: диоксида азота, диоксида серы, оксида углерода, формальдегида, предельных углеводородов и бенз(а)пирена.
С помощью унифицированной программы «УПРЗА Эколог 3.00» построены карты рассеивания перечисленных загрязнений в атмосферном воздухе в 9 точках центрального района г. Кургана с целью использования данных при разработке мероприятий по снижению их на всех уровнях планирования, учета и контроля, оценке выбросов отдельных элементов улично-дорожной сети города.
Ключевые слова: экологическая безопасность, загрязнение атмосферного воздуха, загрязняющие вещества, источники загрязнения, унифицированные программы расчета загрязнения атмосферы (УПРЗА).
M.S. Anisimova, G.V. Ivantsova Kurgan State University
THE IMPACT OF VEHICLES ON AIR POLLUTION IN THE CITY OF KURGAN
Annotation. In this paper, the influence of vehicles on air pollution of the city, presented the results of the research intensity of movement of vehicles on the territory of the Mound, the calculated emissions of the pollutants: nitrogen dioxide, sulfur dioxide, carbon monoxide, formaldehyde, hydrocarbons and benzo(a)pyrene.
Through a unified program «UPRZA Ecolog. 3.00» maps of the dispersion of these pollutants in ambient air of 9 sites in Central area of Kurgan for the purpose of using data in the development of measures to reduce them at all levels of planning, accounting and control, evaluation of emissions of individual elements of the road network of the city.
Keywords: environmental security, air pollution, pollutants, sources of pollution, a unified program of calculation of atmospheric pollution.
Автотранспорт - один из важнейших компонентов материально-технической базы современного индустриального общества. Вместе с тем на всех стадиях производства, эксплуатации и утилизации автомобилей окружающей среде и обществу наносится значительный экологический ущерб. Отрицательное воздействие автотранспорта проявляется в загрязнении атмосферы токсичными компонентами отработавших газов, транспортном шуме и вибрациях, электромагнитных излу-
чениях, засолении водоемов и подпочвенных вод, нарушении экологического равновесия при эксплуатации дорог и т.д. [1].
В структуре выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников на долю автотранспорта приходится более 80% от общего объема.
Общеизвестным фактом является то, что при работе двигателей внутреннего сгорания образуются диоксид углерода (С02), оксид углерода (СО), диоксид серы ^02), оксиды азота ^Ох), летучие углеводороды (ЛОС) и производные от них твердые частицы, в том числе супертоксикант - бенз(а)пирен.
Специфическая особенность автомобилей как источников загрязнения проявляется в высоких темпах роста их численности, в их пространственной рассре-доточенности, в непосредственной близости к жилым районам, в более высокой токсичности выбросов автотранспорта, в сложности технической реализации средств защиты от загрязнений на подвижных источни-
ках, в низком расположении источника загрязнения от земной поверхности, в результате чего отработавшие газы автомобилей скапливаются в зоне дыхания людей (приземном слое) и слабее рассеиваются естественным образом (даже при ветре) по сравнению с промышленными выбросами, которые, как правило, осуществляются через дымовые и вентиляционные трубы значительной высоты [2]. Перечисленные особенности подвижных источников приводят к тому, что автотранспорт создает в городах обширные зоны с устойчивым превышением санитарно-гигиенических нормативов загрязнения воздуха [3] (рисунок 1).
Токсичность газообразных низкомолекулярных углеводородов проявляется в наркотическом действии на организм человека, вызывая состояние эйфории, что увеличивает вероятность ДТП. Полициклические ароматические углеводороды, содержащиеся в выбросах двигателей, являются канцерогенными (вызывают рак легких), из которых наибольшей активностью обла-
Рисунок 1 - Составные части отработанных газов без применения нитрализаторов
дает бенз(а)пирен С20Н12. В последнее время уделяется повышенное внимание образованию тонкодисперсных частиц. Проблема загрязнения воздуха городов мира взвешенными частицами диаметром менее 10 мкм, обычно называемыми РМ-10, признана одной из важнейших [4]. Диаметр первичных сажевых частиц составляет 0,02-0,17 мкм. В отработавших газах сажа находится в виде образований неправильной формы-размером 0,3-100 мкм. Наибольшее количество частиц сажи имеет размеры до 0,5 мкм. Сажа, содержащаяся в отработанных газах, обладает большей токсичностью, чем обычная пыль. На поверхности частиц сажи адсорбируются канцерогенные вещества. Видимыми автомобильные выбросы становятся при концентрации сажи 130 мг/м3. Размеры частиц составляют 0,19...0,54 мкм и могут достигать альвеол легких или откладываться в носовых пазухах, трахеях или бронхах.
Оксиды серы при малом содержании (0,001%) вызывают раздражение дыхательных путей, при содержании 0,01% происходит отравление людей за несколько минут. Смесь S02 и СО при длительном воздействии вызывает нарушение генетической функции организма. Контакт с соединениями свинца приводит к головным болям, утомлению, нарушению сна, снижению ферментативной активности белков. Свинец, накапливаясь в организме, может вызвать тяжелые расстройства нервной и кроветворной системы. Отдельные компоненты имеют разную токсичность СО: СХН^ N0X:C : НСНО : РЬ : С20Н12 = 1 : 1,26(3,16) : 41,1 : 41,1 : 41,5 : 22400 : 1260000 [5].
Согласно данным ряда исследователей, на придорожной территории формируются особые зоны, вплотную примыкающие к бровке земляного полотна и имеющие обычно ширину до 10 м [6]. В этих зонах проявляется так называемый «краевой» эффект воздействия транспортных средств на экосистемы и особенно на биоту. Он состоит в полной деградации растительного покрова в результате сильного техногенного давления. Ширина зоны «краевого» эффекта, как правило, увеличивается по мере удлинения срока эксплуатации автомобильной дороги.
Данные измерений состояния фотосинтетического аппарата насаждений липы, находящихся на различном расстоянии от проезжей части, показали, что эффективность фотосинтеза значительно снижена у деревьев, произрастающих вблизи проезжей части, и постепенно возрастает до нормальной величины (около 80%) на расстоянии 25 м от проезжей части. Аккумуляция по обочине дорог солей также создает «краевой» эффект на ширине 1-3 м. Повреждение придорожных посадок не наблюдается в местах с обеспеченным водоотводом. Дело в том, что изменение состояния почв происходит в результате просачивания рассола в зоны расположения растительности до 6-8 м от проезжей части дороги. Отмечено, что повышенное содержание солей не оказывает слишком вредного влияния на растительность, достаточно удаленную от проезжей части (не ближе 3-4 м), хотя она и становится менее пышной [7].
Вероятность гибели деревьев тоже существенно снижается, если они посажены не ближе 9 м от кромки проезжей части. Причем повреждение растительности солями снижается на плодородных почвах, особенно богатых фосфатами. Менее угнетающее действие хлориды оказывают на растения, высаженные на легких песчаных и супесчаных почвах. Этому способствуют особенности физико-химических свойств легких грунтов: большая пористость, хорошая водопроницаемость
и воздухообеспеченность. Накопление ионов хлора в суглинистых грунтах происходит в 2-3 раза быстрее, чем в супесях [7].
Таким образом, уровень воздействия дороги на близлежащую территорию зависит не только от интенсивности транспортных потоков, но и от природно-климатических условий.
Представление о среднем по времени обычно основывается на осреднении концентрации внутри облака по интервалу времени не менее 3 мин.
На основании решения дифференциального уравнения диффузии можно получить значения приземной концентрации примеси на любом расстоянии от линейного источника до загрязнения[8].
В данной статье представлены результаты проведенных исследований интенсивности движения автомобилей (авт/ч), рассчитаны выбросы в атмосферу загрязняющих веществ и произведен расчет рассеивания их в центральной части г. Кургана
С введением требований о нормировании содержания вредных веществ в атмосферном воздухе возникла необходимость определять расчетным путем степень разбавления вредных веществ, поступающих в атмосферу из передвижных источников [9,10].
После сравнения полученных результатов выбросов было выявлено (таблица 1), что наибольшее количество вредных веществ (оксидов азота, серы, углерода) среди легковых автомобилей и джипов выделяется в точке на перекрестке ул. Карбышева - ул. Чернореченская. Это место интенсивного воздействия автотранспорта на окружающую среду. Несколько меньше выброс вредных веществ в точке на шоссе Тюнина. Далее по уменьшению вредного воздействия: Галкинский переезд; перекрестки: ул. Пролетарская - ул. Гоголя; ул. Пугачева -ул. Достоевского, ул. Ленина - ул. Советская, ул. Зорге -ул. Коли Мяготина, проспект Машиностроителей -ул. Пролетарская, ул. Карла Маркса - ул. Томина, ул. Красина - ул. Максима Горького, ул. Гвардейская -ул. Панфилова, ул. Куйбышева - ул. Савельева, ул. Советская - ул. Кирова, ул. Бажова - ул. Невежина, ул. Омская - ул. Глинская, ул. Бурова-Петрова -ул. Промышленная, Проспект Маршала Голикова.
Наибольшее количество вредных веществ (оксидов азота, серы, углерода), выбрасываемых грузовыми автомобилями, выделяется в точке на перекрестке проспекта Машиностроителей - ул. Пролетарской. Это место интенсивного воздействия автотранспорта на окружающую среду. Несколько меньше выброс вредных веществ в точке на шоссе Тюнина. Далее по уменьшению вредного воздействия: трасса «Иртыш» Е30 (1 км от кольца Челябинск - Екатеринбург); перекрестки: ул. Карбышева - ул. Чернореченская, ул. Зорге -ул. Коли Мяготина, ул. Красина - ул. Максима Горького, ул. Пролетарская - ул. Гоголя, ул. Советская -ул. Кирова, ул. Ленина - ул. Советская, ул. Карла -Маркса - ул. Томина, Перекресток ул. Омская -ул. Глинская, ул. Бурова-Петрова - ул. Промышленная, ул. Пугачева - ул. Достоевского, ул. Куйбышева -ул. Савельева.
Методика оценки выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами может быть использована при разработке мероприятий по их снижению на всех уровнях планирования, учета и контроля, оценке выбросов отдельных элементов улично-дорожной сети города [11].
Автомобили с бензи- Автомобили с дизельным
Участки улиц новым двигателем двигателем
Легковые Джипы Фуры Газели Камазы Автобусы
Перекресток ул. Красина - ул. Максима Горького 1506 108 0 84 30 156
Перекресток проспекта Машиностроителей - ул. Пролетарской 1722 168 0 156 84 180
Галкинский переезд 2088 30 12 60 48 78
Перекресток ул. Бурова-Петрова - ул. Промышленная 1074 78 18 66 54 36
Проспект Маршала - Голикова 1002 60 24 54 18 84
Проспект Конституции 1314 108 0 84 60 66
ул. Гоголя 1974 114 12 60 12 60
Перекресток ул. Ленина - ул. Советская 1872 72 0 36 18 78
Перекресток ул. Пролетарская - ул. Гоголя 2568 132 0 66 42 126
Шоссе Тюнина 3066 48 0 174 48 180
Ул. Дзержинского 2526 162 6 84 54 36
Ул. Половинская 1908 60 0 126 30 78
Перекресток ул. Зорге - ул. Коли Мяготина 1752 174 0 42 18 174
Перекресток ул. Омская - ул. Глинская 1122 36 18 66 54 12
Перекресток ул. Карла Маркса - ул. Томина 1692 72 0 18 42 108
Перекресток ул. Советская - ул. Кирова 1206 42 0 12 48 90
Перекресток ул. Куйбышева - ул. Савельева 1422 60 0 36 42 18
Перекресток ул. Карбышева - ул. Чернореченская 1982 126 12 54 72 174
Перекресток ул. Пугачева - ул. Достоевского 2364 78 24 66 48 24
Перекресток ул. Бажова - ул. Невежина 1128 84 0 18 60 54
Перекресток ул. Гвардейская - ул. Панфилова 1464 66 0 108 72 30
Трасса «Иртыш» Е30 (1 км от кольца Челябинск - Екатеринбург) 588 54 354 120 84 18
Трасса Р 354 (1 км от кольца Екатеринбург - Челябинск) 672 42 246 84 54 12
Трасса Р 254 (8 км от кольца Омск - Тюмень) 732 48 126 24 54 6
Трасса Р 327 (возле поворота в мкр-н Тополя) 1386 120 78 42 72 42
Эффект влияния наземного транспорта можно моделировать наземным линейным источником, очертания которого совпадают с контуром автотрассы. Рассеяние дымов и газов поперек среднего направления ветра сильно меняется от случая к случаю. Эмпирические и теоретические исследования показывают, что скорость диффузии в атмосфере определяется скоростью ветра, шероховатостью подстилающей поверхности и термической устойчивостью [12; 13].
Представление о среднем по времени обычно основывается на осреднении концентрации внутри облака по интервалу времени не менее 3 мин. В настоящее время все расчеты загрязнения атмосферы проводятся только с использованием специальных программных средств - унифицированных программ расчета загрязнения атмосферы (УПРЗА), которые являются приложением к ОнД-86 [14].
Унифицированная программа расчета загрязнения атмосферы (УПРЗА) — это программа, которая позволяет расчетным путем определить величины концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Приставка «унифицированная» показывает, что программа применима для любых источников выбросов загрязняющих веществ, независимо от того, к какой отрасли народного хозяйства они относятся.
Причины, по которым выполнение расчетов загрязнения атмосферы без использования УПРЗА невозможно, таковы:
1 Сложность расчетных схем, заложенных в методику ОНД-86.
2 Методика ОНД-86 не содержит формального описания алгоритма расчета загрязнения воздуха. Ряд разделов методики связан с использованием приближенных методов вычислений. Именно поэтому в России в настоящее время имеется несколько действующих программ расчета загрязнения атмосферы, которые ре-
ализуют расчетные формулы ОНД-86, но основаны на использовании различных алгоритмов. Для построения карт рассеивания была использована унифицированная программа «УПРЗА Эколог. 3.00».
Для анализа рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе были взяты 9 точек в центральном районе города Кургана (рисунок 2):
Рисунок - Центральна часть г. Кургана
1 Перекресток ул. Красина - ул. Максима Горького;
2 Перекресток проспекта Машиностроителей -ул. Пролетарской (спуск с Некрасовского моста);
3 Ул. Гоголя (перед старым мостом по ул. Бурова-Петрова);
4 Перекресток ул. Ленина - ул. Советская;
5 Перекресток ул. Пролетарская - ул. Гоголя;
6 Перекресток ул. Зорге - ул. Коли Мяготина;
7 Перекресток ул. Карла Маркса - ул. Томина;
8 Перекресток ул. Советская - ул. Кирова;
9 Перекресток ул. Куйбышева - ул. Савельева. Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в 9 точках г. Кургана (таблицы 2-10):
Таблица 2 - Перекресток ул. Красина - ул. Максима Горького
Код в-ва Наименование веществ Выброс (г/с) Выброс (т/г)
0301 Азота диоксид 0,070 1,65
0330 Диоксид серы 0,0053 0,125
0337 Углерод оксид 0,50 11,825
1325 Формальдегид 0,005 0,125
2754 Углеводороды предельные 0,099 2,34
703 Бенз(а)пирен 3,44*10-7 8,1*10-6
Таблица 3 - Перекресток проспекта Машиностроителей -ул. Пролетарской (спуск с Некрасовского моста)
Код в-ва Наименование веществ Выброс (г/с) Выброс (т/г)
0301 Азота диоксид 0,088 2,08
0330 Диоксид серы 0,0078 0,184
0337 Углерод оксид 0,59 13,95
1325 Формальдегид 0,0078 0,184
2754 Углеводороды предельные 0,120 2,84
703 Бенз(а)пирен 5,06*10-7 1,2*10-5
Таблица 4 - Ул. Гоголя (перед старым мостом по ул. Бурова-Петрова)
Код в-ва Наименование веществ Выброс (г/с) Выброс (т/г)
0301 Азота диоксид 0,073 1,73
0330 Диоксид серы 0,0050 0,118
0337 Углерод оксид 0,56 13,24
1325 Формальдегид 0,0050 0,118
2754 Углеводороды предельные 0,110 2,60
703 Бенз(а)пирен 3,24*10-7 7,6*10-6
Таблица 5 - Перекресток ул. Ленина - ул. Советская
Код в-ва Наименование веществ Выброс (г/с) Выброс (т/г)
0301 Азота диоксид 0,073 1,73
0330 Диоксид серы 0,0050 0,118
0337 Углерод оксид 0,52 12,30
1325 Формальдегид 0,0050 0,118
2754 Углеводороды предельные 0,108 2,55
703 Бенз(а)пирен 3,24*10-7 7,6*10-6
Таблица 6 - Перекресток ул. Пролетарская - ул. Гоголя
Код в-ва Наименование веществ Выброс (г/с) Выброс (т/г)
0301 Азота диоксид 0,109 2,58
0330 Диоксид серы 0,0073 0,173
0337 Углерод оксид 0,75 17,74
1325 Формальдегид 0,0073 0,173
2754 Углеводороды предельные 0,152 3,60
703 Бенз(а)пирен 4,7*10-7 1,11*10-7
Таблица 7 - Перекресток ул. Зорге - ул. Коли Мяготина
Код в-ва Наименование веществ Выброс (г/с) Выброс (т/г)
0301 Азота диоксид 0,072 1,70
0330 Диоксид серы 0,0056 0,132
0337 Углерод оксид 0,57 13,48
1325 Формальдегид 0,0056 0,132
2754 Углеводороды предельные 0,116 2,74
703 Бенз(а)пирен 3,63*10-7 8,6*10-6
Таблица 8 - Перекресток ул. Карла - Маркса - ул. Томина
Код в-ва Наименование веществ Выброс (г/с) Выброс (т/г)
0301 Азота диоксид 0,073 1,73
0330 Диоксид серы 0,0052 0,123
0337 Углерод оксид 0,46 10,88
1325 Формальдегид 0,0052 0,123
2754 Углеводороды предельные 0,097 2,29
703 Бенз(а)пирен 7,9*10-7 8,37*10-7
Таблица 9 - Перекресток ул. Советская - ул. Кирова
Код в-ва Наименование веществ Выброс (г/с) Выброс (т/г)
0301 Азота диоксид 0,052 1,23
0330 Диоксид серы 0,0032 0,076
0337 Углерод оксид 0,36 8,51
1325 формальдегид 0,0032 0,076
2754 Углеводороды предельные 0,073 1,73
703 Бенз(а)пирен 2,07*10-7 7,9*10-7
Таблица 10 - Перекресток ул. Куйбышева - ул. Савельева
Код в-ва Наименование веществ Выброс (г/с) Выброс (т/г)
0301 Азота диоксид 0,057 1,35
0330 Диоксид серы 0,0017 0,040
0337 Углерод оксид 0,38 8,98
1325 формальдегид 0,0017 0,040
2754 Углеводороды предельные 0,145 3,43
703 Бенз(а)пирен 1,07*10-7 2,6*10-7
С помощью унифицированной программы «УПРЗА Эколог. 3.00» построены карты рассеивания перечисленных загрязнений в атмосферном воздухе в 9 точках центрального района г. Кургана.
На отдельных участках центрального района г. Кургана наблюдается превышение ПДК:
а) диоксид азота: перекресток ул. Пролетарская -ул. Гоголя - 15,572 мг/м3; пр. Машиностроителей -ул. Пролетарская - 12,572 мг/м3.
б) формальдегид: пр. Машиностроителей -ул. Пролетарская - 6,368 мг/м3; перекресток ул. Пролетарская - ул. Гоголя - 5,960 мг/м3.
в) углеводороды предельные: перекресток ул. Пролетарская - ул. Гоголя - 4,343 мг/м3; перекресток ул. Куйбышева - ул. Савельева - 4,143 мг/м3.
г) бенз[а]пирен: перекресток ул. Карла Маркса -ул. Томина - 6,772 мг/м3; пр. Машиностроителей -ул. Пролетарская - 4,337 мг/м3.
Не превышает предельно допустимые концентрации - диоксид серы и оксид углерода, т. к. большое количество этих веществ содержится в дизельном топливе. А его в свою очередь используют грузовые автомобили, количество которых намного меньше в центральном районе г. Кургана, чем в пригороде.
Интенсивное функционирование транспортных и промышленных объектов обеспечивает поступление в атмосферный воздух такого количества токсичных веществ, которое не может быть разбавлено естественным путем до допустимого уровня концентраций. Наличие городской застройки препятствует быстрому рассеиванию загрязнений в воздухе и тем самым усугубляет ситуацию.
Уровень загазованности воздушной среды в районе автомагистралей и территорий, находящихся рядом, зависит от интенсивности движения автомобилей, ширины и рельефа улицы, скорости ветра, доли грузо-
вого транспорта и автобусов в общем потоке и других факторов. Какими бы ни были эти факторы, загазованность воздуха в городской черте существует постоянно и оказывает резко негативное воздействие на каждого жителя города.
Список литературы
1 Автотранспорт и окружающая среда. Наука и инновации». URL: http://innosfera.org/node/728
2 Загрязнение городской атмосферы автотранспортом и экологический риск здоровью населения. URL: http://www. newecologist.ru/ecologs-3770-1.html.
3 Ustroistvo-avtomobilya.ru/wp-content/uploads/2012/02/ Sostavnye-chasti-otrabotavshikh-gazov-bez-primeneniya-nyeitralizatsii.jpg
4 knowledge. allbest.ru/ecology/3c0b65625a3ac68a4c43a885 21306d27_0.html.
5 Мелехова О. П., Егорова Е. И., Евсеева Т. И. и др. Биологический контроль окружающей среды. М.: Академия. 007. 288 с.
6 Обзорная информация. Автомобильные дороги. Биологические методы снижения автотранспортного загрязнения придорожной полосы. Обзорная информация. Выпуск 5. URL: http://snipov.net/c_4676_snip_114292.html
7 Ежегодники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу городов и регионов Российской Федерации (России) за 1990-2005 гг.
8 Ежегодник состояния загрязнения атмосферы в городах на территории России. 2004. М. : Метеоагентство, 2006. 216 с.
9 Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (Дополненное и переработанное) / утв. Ростехнадзор. Письмо 14-01-333 от 24.12.2004.
10 Методика расчета выбросов автотранспорта вблизи регулируемого перекрестка и оценки их воздействия на атмосферный воздух Санкт-Петербурга. Утверждена Распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности от 8 декабря 2005 г. N 309-р.
11 Горшкова И. А., Макарова О. Ю. Оценка выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами на участке автомагистрали // Периодический закон Д. И. Менделеева в современных трудах ученых транспортных вузов : сборник научных трудов. СПб.: ПГУПС, 2009. С. 44-4.
12 Сухинов А. И., Гадельшин В. К., Любомищенко Д. С. 3D модель переноса загрязняющих веществ от автотранспорта в воздушную среду города. Таганрог : Таганрогский технологический институт Южного федерального университета, 2012.
13 Экологические стандарты Евросоюза для автомобилей. URL: http://ria.ru/documents/20090901/183291397.html
14 Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий, разработана Главной геофизической обсерваторией им. А.И. Воейкова. Л.: Гидрометеоиздат, 1987.