Научная статья на тему 'Проблемы развития торговой сети в СССР в 1950-60е годы'

Проблемы развития торговой сети в СССР в 1950-60е годы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
403
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / УНИВЕРМАГ / ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ / ТИПОВЫЕ ПРОЕКТЫ / РАЗМЕЩЕНИЕ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / TRADE / COMMERCIAL BUILDING / DEPARTMENT STORE / SHOPPING CENTERS / TYPES OF PROJECTS / LOCATION OF COMMERCIAL ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мороз И.А.

В статье на основе архивных данных и материалов периодической печати автором сформулированы основные проблемы увеличения объёмов строительства материально-технической базы торговли. В статье представлены типовые проекты магазинов и предприятий общественного питания с точки зрения удобства обслуживания покупателей. Особое внимание обращено на проблему рационального размещения торговых предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF TRADE NETWORK IN THE USSR IN 1950-60 YEARS

The author of the article used archival data and materials of the periodical press to formulate the main problems of increase in construction of material-technical base of trade. The article presents model projects for shops and public catering enterprises from the viewpoint of ease of customer service. Special attention is paid to the problem of rational allocation of commercial enterprises.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития торговой сети в СССР в 1950-60е годы»

УДК 381.09

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВОЙ СЕТИ В СССР В 1950-60е ГОДЫ

Мороз И.А.

В статье на основе архивных данных и материалов периодической печати автором сформулированы основные проблемы увеличения объёмов строительства материально-технической базы торговли. В статье представлены типовые проекты магазинов и предприятий общественного питания с точки зрения удобства обслуживания покупателей. Особое внимание обращено на проблему рационального размещения торговых предприятий.

Ключевые слова: торговля, торговое строительство, универмаг, торговые центры, типовые проекты, размещение торговых предприятий.

THE PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF TRADE NETWORK IN THE USSR IN 1950-60 YEARS

Moroz I.A.

The author of the article used archival data and materials of the periodical press to formulate the main problems of increase in construction of material-technical base of trade. The article presents model projects for shops and public catering enterprises from the viewpoint of ease of customer service. Special attention is paid to the problem of rational allocation of commercial enterprises.

Keywords: trade, commercial building, Department store, shopping centers, types of projects, location of commercial enterprises.

Важнейшей задачей в первые послевоенные годы в СССР являлось восстановление промышленности и сельского хозяйства. Так как в данный период на развитие торговли не хватало ни средств, ни рабочих рук, то строительство магазинов, складов и хранилищ отодвигалось на второй план. Чаще всего их ремонтировали сохранившимися после боевых действий материалами, а также пытались приспособить помещения или землянки. Однако к началу 1950х проблемы обеспечения людей продуктами и товарами первой необходимости приводили к необходимости строительства новых торговых организаций с увеличением их площадей и оснащением современным оборудованием.

Целью данной работы является выявление основных проблем развития торговой сети в СССР и анализ попыток их решения. Это было очень важным, так как именно с начала 1950х годов руководство страны и партии сформулировало задачу повышения благосостояния советского народа. А решение вопросов, связанных с развитием торговли, помогло бы в выполнении поставленных задач.

1960е годы характеризовались значительным увеличением объемов строительства материально-технической базы торговли. Для её нормального бесперебойного

функционирования нужны были не только магазины и предприятия общественного питания, но и склады, холодильники, овощехранилища. Начало 60х годов демонстрировало внушительную цифру - 302 тысячи - прироста рабочих мест в розничной торговой сети. Почти вдвое увеличилась складская площадь в оптовой торговле, ёмкость холодильников в 2,4 раза [1, с.21].

Но темпы развития торговой сети все-таки отставали от темпов развития товарооборота в стране. Поэтому вопросы капитального строительства и проектирования в рассматриваемый период оставались наиболее существенными для развития торговли.

Изменение основных показателей развития розничной торговли в 1950 - начале 1960х годов представлено в таблице 1[2 , с.21].

Таблица 1

Показатели развития розничной торговли

в 195 ) - начале 1960х годов > тыс.)

1950 1952 1958 1960 1962 1963

г. г. г. г. г. г.

Число

торговых

предприят

ий:

Торговых

складов 97,2 100, 119, 125, 127, 127,

розничной торговли 1 5 5 3 0

Предприя тий розничной торговли 41 5, 8 441, 5 51 9, 3 567, 3 603, 5 616, 1

Анализируя данные, представленные в таблице 1, можно выделить общую тенденцию постепенного увеличения количества торговых складов: незначительно с 1950 по 1952 год (2,9 тыс.) и с 1960 по 1962 год (2,2 тыс.), уменьшение темпов строительства наблюдалось с 1952 по 1958 год (9,4 тыс., то есть примерно 1,6 тыс. в год). Ускоренные темпы строительства торговых складов происходило с 1958 по 1960 год (6 тыс.), а с 1962 по 1963 год заметно снижение их введения в строй на 0,3 тысячи.

Торговые склады были, безусловно, важны для сохранности продаваемой продукции, но особую важность приобретало строительство объектов торговли. Данные таблицы 1 демонстрируют стабильное увеличение количества торговых предприятий. Небольшой рост заметен с 1950 по 1952 год (2,9 тыс.), с 1960 по 1962 год (2,2 тыс.), наиболее наглядное снижение роста происходит с 1952 по 1958 год (в среднем за год на 13 тыс.), а с 1962 по 1963 год (12,6 тыс.). Наибольшими темпами строительство предприятий розничной торговли произошло с 1958 по 1960 год на 48 тысяч магазинов.

Безусловно, покупателям нравились новые магазины с просторными помещениями, свободным доступом к витринам и стеллажам, с возможностью рассмотреть товар, с их открытой выкладкой и различными вариантами самообслуживания. Однако с начала 1960х годов проблемой становится выполнение плана

капиталовложений в государственную торговлю, то есть выделяемые государством средства не осваивались. Для иллюстрации данного тезиса приведем факты за 1964 год: по данным ЦСУ СССР план капиталовложений по государственной торговле был выполнен на 88%, а план ввода в действие основных фондов - на 82%. Лучше других был выполнен план в Узбекской ССР (99%) и в УССР (98%). Неудовлетворительными были результаты в Казахской (67%), Азербайджанской (69%) и Таджикской ССР (73%) [3, с.307].

Помимо показателя капиталовложений в государственную торговлю в союзных республиках наиболее актуальным в 1960х годах важным был вопрос увеличения строительства магазинов. В таблице 2 представлены данные по выполнению заданий по строительству магазинов на 1961-1964 годы в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №851 от 08.08.1960г. «О мерах по дальнейшему улучшению торговли» в разрезе союзных республик СССР[4, л.70].

Таблица 2 Выполнение заданий по строительству магазинов в союзных республиках в 1961-

1964гг.

Задани Выполнени В %%

е е к задани ю

СССР 46698 21752 46,6

РСФСР 28649 13105 45,7

Украинская ССР 9100 4219 46,4

Белорусская ССР 892 560 62,8

Узбекская ССР 1255 529 42,2

Казахская ССР 2774 1288 46,4

Грузинская ССР 420 306 72,9

Азербайджанска я ССР 738 471 63,8

Литовская ССР 331 116 35,0

Молдавская ССР 295 165 55,9

Латвийская ССР 400 161 40,3

Киргизская ССР 392 81 20,7

Таджикская ССР 410 170 41,5

Армянская ССР 428 247 57,7

Туркменская ССР 385 107 27,8

Эстонская ССР 229 107 46,7

Данные таблицы 2 позволяют сделать вывод о крайне низком уровне выполнения планов строительства магазинов в СССР - всего лишь 46,6%. Самыми высокими были темпы строительства в Грузинской ССР(72,9%), Азербайджанской ССР(63,8%) и Белорусской ССР(62,8%). Средний уровень строительства наблюдался в Эстонской ССР(46,7%), Казахской ССР и Украинской ССР(46,4%). РСФСР(45,7%). Самые слабые показатели были

в Литовской ССР(35%), Туркменской ССР(27,8) и особенно плохо ситуация складывалась в Киргизской ССР(20,7%). Руководство страны, анализируя причины неудовлетворительного выполнения плана строительства торговых предприятий, сделало выводы о вине руководителей министерств торговли республик, краевых, областных и городских управлений торговли.

Однако в рассматриваемый период важным было не только строительство новых торговых объектов, но и насыщение их разнообразными товарами. Недостаточный выпуск промышленностью товаров, плохая организация обеспечения ими магазинов, когда имеющаяся на базах продукция не завозилась своевременно в торговые точки, несоблюдение обязательного товарного минимума приводили к постоянному дефициту товаров. О бедности ассортимента товаров в различных городах страны свидетельствуют докладные записки проверяющих работников Министерства торговли СССР. Так, сотрудник министерства И.Серебренников по итогам командировки в Киргизскую ССР 22 февраля 1956 года отмечал отсутствие в продаже ученических ручек, перьев, авторучек, бумажных изделий, керосиновых ламп. В магазинах отсутствовали мясо, рыба, крупы, овощи, карамель, масло животное специи [5, л.7]. Аналогичная ситуация была во многих регионах страны.

Недостаточное обеспечение магазинов товарами приводила к их нормированию. Однако по результатам проверок сотрудниками Госторгинспекции Брянской области довольно часто фиксировались нарушения норм отпуска товаров. Так, в решении Главного государственного инспектора по торговле в Брянской области №70 от 1 марта 1956 года «О результатах проверки Дятьковского горторга» отмечалось, что продавец магазина №39 Коршунова М.Н., нарушая норму отпуска товаров в одни руки, отпустила одному покупателю 8 кг ржано-пшеничного хлеба. Заведующая магазином №34 Сергеенкова М.В. отпустила покупателю 7 буханок штучного хлеба. Заведующая магазином №19 Козулина М.А. отпускала по 5 кг хлеба в одни руки [6, л.82].

Одной из важнейших проблем в торговле 1950-60х годов была сложная система ценообразования товаров. Для определения конечной цены продукции производителю

приходилось её согласовывать с большим количеством структур и инстанций. Так, в распоряжении исполнительного комитета Брянского областного Совета депутатов трудящихся г. Брянска №99-р от 13 февраля 1965 года указывалось, что для утверждения розничной цены на шкаф лакированный, изготовляемый предприятиями областного управления местной и топливной промышленности, требовалось в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 22 августа 1962 года №969 согласование с управлением местной и топливной промышленности, а также с областным управлением торговли [7, л.396].

Сложности и проблемы в процессе ценообразования в рассматриваемый период приводили к тому, что установление, снижением или повышение цен происходило на местах только после согласования с исполнительным комитетом областного Совета трудящихся. Так, цены на булочку дорожную (6 копеек), ватрушку с повидлом (5 копеек), пирожковое тесто (38 копеек за кг) утверждались местными исполнительными органами в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР [8, л. 391]. Подобная практика ценообразования, характерная для всех регионов страны, приводила к многочисленным согласованиям и многомесячной переписке, что затрудняло ускоренный выпуск продукции и его реализацию через торговую сеть страны.

Из-за отсутствия планов размещения торговой сети магазины часто открывались не там, где они были нужны, а на случайно отведенных площадках. Ярким примером подобного подхода являлась Москва. Так, в районах Новые Черемушки, Юго-Западный, Кунцево ощущался острый недостаток торговой сети. В некоторых из этих районов на каждый магазин приходилось 20-25 тысяч человек, поэтому население было вынуждено ходить по 1-2 км или ездить за продуктами и предметами первой необходимости в другие районы и центр города [9, л.5].

Анализируя ситуацию в Брянске, можно наблюдать общесоюзную тенденцию развитой торговой сети в центре города и нехватки магазинов на окраинах. В связи с этим местные жители высказывали пожелания равномерного распределения торговых организаций и открытия магазинов в новых микрорайонах [10, л.23].

В таблице 3 представлены данные о строительстве новых магазинов в Брянской области с 1959 по 01.07.1964 года[11 , л.3].

Таблица 3

Строительство магазинов в Брянской области в конце 1950-60е годы

1959г. 1961г. 1964г. Рост

пла фак пла фак пла фак пла фак

н т н т н т н т

Число

магазин 27 19 45 44 28 19 210 169

ов

В них

рабочи 228 225 130 108 130 73 900 771

х мест

Данные таблицы 3 показывают, что ни в одном из указанных годов план строительства магазинов не был выполнен. Наиболее близкими к запланированным были показатели в 1961 году (построено 44 магазина из 45 запланированных), значительными были расхождения в 1959 году (19 из 27 по плану строительства) и в 1964 году (19 из 28 запланированных).

Таким образом, комфорт быта людей, удобства, которые они находили в сфере обслуживания, напрямую зависели от уровня проектирования и строительства магазинов и развития торговой сети. Данные положения и являлись важнейшими задачами в СССР в 1950-60е годы.

Список литературы

1. Советская торговля. Стат. сборник. М.: Статистика, 1964. 504 с.

2. Народное хозяйство СССР в 1964 году. Статистический ежегодник. М.: Статистика, 1965. 888 с.

3. Советская торговля. Стат. сборник. М.: Статистика, 1964. 504 с.

4. Российский государственный архив экономики (далее - РГАЭ). Ф. 195. Оп. 1. Д. 357. Цифровые данные об организационном построении торговли и сети предприятий торговли и общественного питания по стране на 1 января 1965 года.

5. РГАЭ. Ф. 7971. Оп. 1. Д. 2744. Информация из городов, областей и республик о состоянии торговли.

6. Государственный архив Брянской области (далее - ГАБО). Ф. Р-2185. Оп. 1. Д.43. Решения о нарушении правил торговли за 1956 год.

7. ГАБО. Ф. 2891. Оп. 1. Д. 1. Л. 396. Материалы по экономическому обоснованию розничных цен на товары народного потребления за 1960-1969 годы.

8. ГАБО. Ф. 2891. Оп. 1. Д. 1. Л. 391. Материалы по экономическому обоснованию розничных цен на товары народного потребления за 1960-1969 годы.

9. РГАЭ. Ф. 195. Оп. 1. Д. 356. Материалы Управления организации торговли и обмена опытом по вопросам развития новых форм торгового обслуживания населения, соблюдения правил торговли, развития торговой сети.

10. ГАБО. Ф. 2545. Оп. 1. Д. 176. Л.23. Материалы (сведения, решения, справки) по наказам избирателей.

11. ГАБО. Ф. 2545. Оп. 1. Д.167. Л. 3. Отчет о наличии и движении торговой сети. 1965 год.

Об авторе

Мороз Ирина Анатольевна - преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (Брянский филиал), zima.morozz@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.