УДК 381.09+9(с)2
РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА РАБОТОЙ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В 50-60е ГОДЫ XX ВЕКА
И.А. Мороз
В статье на основании архивных источников и периодической печати рассмотрены значение и формы общественного контроля в СССР в сфере торговли. Выделены основные направления деятельности комиссий общественного контроля. Проанализирован вклад Гостор-гинспекции Брянской области в повышение качества товаров и услуг.
Ключевые слова: торговля, качество товаров, Госторгинспекция, комиссия общественного контроля, общественные контролеры.
Рост количества торговых предприятий, увеличение товарооборота и численности торговых работников, обеспечение товарами магазинов, повышение качества продукции и разнообразия ассортимента требовали контроля со стороны профильных органов исполнительной власти различного уровня. Вместе с тем с середины 1950х годов ощущалась нехватка кадров для осуществления подобного контроля. Поэтому целью данной статьи является анализ деятельности общественных контролеров в торговой сфере на основе изучения архивных документов и материалов периодической печати 1950-1960х годов.
Безусловно, значительную роль играли профсоюзные организации, которым были предоставлены широкие возможности по контролю за работой предприятий торговли и общественного питания. Особая важность этого объясняется тем, что в середине 50х годов в стране насчитывалось около 650 тысяч торговых предприятий [1, с.234]. Естественно, что за работой такого количества предприятий невозможно было установить строгий и систематический контроль без привлечения общественности.
В целях повышения роли профсоюзов в контроле за работой организаций и предприятий торговли ВЦСПС и Министерство торговли СССР в июле 1958 года приняли решение об образовании комиссий общественного контроля, которые должны были работать совместно с постоянными комиссиями местных Советов депутатов трудящихся [2, с.32]. Им были предоставлены широкие права в решении самых разнообразных вопросов деятельности торгов, трестов столовых и орсов.
На протяжении 1950х годов в стране была проделана значительная работа по укреплению материально-технической базы торговли. Однако магазинов и столовых всё ещё не хватало. Недостаток торговой сети усугублялся тем, что в стране в рассматриваемый период ещё не сложился взгляд на комплексную застройку жилых массивов, при которой при строительстве жилья почти не предусматривалось строительство и оборудование магазинов и столовых, в результате чего новоселы вынуждены были ездить в другие районы города за приобретением даже предметов первой необходимости.
От жителей поступало немало писем с предложением о том, где и какой магазин лучше открыть [3, л.9]. Однако при существовавшем порядке вопрос размещения сети магазинов и столовых решался часто торгами и трестами без учета пожеланий жителей. Этот недостаток был исправлен. Комиссиям общественного контроля было предоставлено право рассматривать и вносить предложения по вопросам развития, специализации и размещения сети предприятий торговли и общественного питания. А это означало, что вопросы размещения магазинов теперь решались с учетом пожеланий жителей новых микрорайонов.
В ряде случаев при имевшемся недостатке торговых предприятий положение с продажей отдельных товаров осложнялось неправильным распределением их по магазинам. Часто было так: в продаже отсутствовал тот или иной товар, а на базе или складе он имелся в больших количествах [4, л.1]. Иногда некоторые ходовые товары концентрировались в небольшом количестве торговых предприятий, что приводило к созданию очередей, а в ряде других мест, наоборот, распылялись по магазинам товары сложного ассортимента, хотя было правильней продавать их через специализированные предприятия. Комиссии общественного контроля теперь имели право рассматривать и эти вопросы.
Много справедливых жалоб поступало от покупателей на неудовлетворительное качество товаров. Торгующим организациям было предоставлено право не принимать от промышленности изделия, имеющие отступления от технических условий и стандартов. Но некоторые работники шли на уступки промышленным предприятиям и принимали от них неполноценную продукцию. Часто они объясняли эти действия дефицитом и нехваткой товаров для продажи. Если раньше претензии к работникам торговли предъявляли отдельные граждане, то теперь на страже их интересов были комиссии общественного контроля, которым было предоставлено право рассматривать и вносить предложения по вопросам расширения ассортимента и улучшения качества поставляемых товаров.
С этой точки зрения интересен опыт общественников, контролировавших Витебский горпищеторг. Они проверили состояние торговли хлебом, рыбой и колбасными изделиями. Магазины долгое время получали от Витебского хлебокомбината хлебобулочные изделия в узком ассортименте. Кроме того, в продаже часто не было рыбы, несмотря на то, что на базе поставщика она находилась в достаточном количестве. А колбасные изделия завозились главным образом в магазины, расположенные в центральной части г. Витебска.
Результаты проверки обсуждались комиссией. Лишь после активного вмешательства комиссии горпищеторг завез в магазины более 100 тонн рыбы, обеспечил продажу колбасных изделий в магазинах, находящихся далеко от центра города. По предложению комиссии хлебокомбинат расширил ассортимент выпекаемого хлеба и хлебобулочных изделий с 7 до 13 наименований. Комиссия внесла в горисполком вопрос об открытии на окраинах Витебска продовольственных палаток и ларьков [5, л.8].
Конкретных результатов в улучшении организации торгового обслуживания население добилась комиссия общественного контроля за работой Кемеровского горпищеторга. У торга имелся большой недостаток в складских помещениях. Это осложняло организацию хранения продуктов и лишало возможности иметь в магазинах необходимый ассортимент товаров.
При помощи городских организаций комиссия добилась решения этого вопроса. Под складские помещения были переданы свободные подвальные помещения ряда промышленных предприятий города [6, с.19].
Комиссиям общественного контроля было предоставлено право рассматривать и вносить предложения по вопросам внедрения прогрессивных форм обслуживания. Комиссии обращали внимание не только на количественную сторону этого дела, но и на качество работы торговых предприятий, переведенных на новые формы торговли. Имелось немало фактов, когда перевод торгового предприятия на работу по-новому производился наспех, без соответствующей подготовки, в результате чего работа предприятия не улучшалась, а ухудшалась. Комиссии общественного контроля, опираясь на обще-
106
Вестник Брянского госуниверситета. 2015(3)
ственных контролеров, оказывали большое содействие торгующим организациям в осуществлении массового перевода магазинов и столовых на новые формы обслуживания потребителей [7, с.3].
К сожалению, не всегда руководители торговых организаций прислушивались к замечаниям и рекомендациям членов комиссий общественного контроля. Этот факт не способствовал улучшению торговли в стране, а других полномочий и мер воздействия на руководителей торгов, трестов и орсов комиссии не имели.
Интересные факты мы находим в фонде 291 Государственного архива Брянской области, относящемся к деятельности Брянского областного управления Государственной инспекции по качеству товаров и торговле. Оно было организовано постановлением Совета Министров РСФСР от 13 марта 1959 года №355 и его основными задачами являлись: осуществление контроля за предприятиями и организациями оптовой и розничной торговли всех систем и ведомств в части выполнения ими обязанности не допускать приемки, поставки и продажи населению товаров, выработанных с нарушением ГОСТов, технических условий, утвержденных образцов и другой технической документации.
Несмотря на первый год работы уже в годовом отчете по результатам проверки качества и торговле за 1959 год было указано, что к проверкам привлечено общественного актива - 1487 человек. Общественных контролеров - 234. Всего за 1959 год по материалам общественных контролеров принято 138 решений. Одной из лучших являлась группа общественных контролеров Брянского машиностроительного завода, численность которой 183 человек [8, л.126].
В отчете Госинспекции по качеству товаров и торговле за 1961 год присутствует раздел «Работа с активом». В нем указано, что всего по области было 63 группы общественных контролеров с общей численностью 553 человека. За 1961 год в проверках приняло участие 1633 человека общественных контролеров.
Общественные контролеры самостоятельно и совместно с госинспекторами за 1961 год проверили 1042 торговых предприятия и предприятия общественного питания. Из них: госторговли - 653, потребкооперации - 389. По этим материалам проверки принято 195 решений, что составляет 77% от общего числа вынесенных решений [9, л.206].
В итоговых документах Госторгинспекции за 1962 год в разделе «Работа с активом» приведены данные о том, что всего по Брянской области на 1 января 1963 года имелось 64 группы общественных контролеров с общей численностью 670 человек. За 1962 год в проверках приняли участие 1801 человек общественных контролеров. Они самостоятельно за 1962 год проверили 1296 торговых предприятий и предприятий общественного питания или 54,6% к общему числу проведенных мероприятий за год.
По этим материалам проверок принято 221 решение и писем, что составляет 84,9% от общего числа вынесенных решений и писем[10, л.188].
Начальник Брянского Управления Госторгинспекции И.Банный в отчете за 1963 год более подробно анализирует работу с активом и приводит примеры их деятельности. На 1 января 1964 года всего по области имелось 55 групп общественных контролеров с общей численностью 520 человек. В этом году сокращение общественного актива на 9 групп против прошлого года и по численному составу на 150 человек произошло в связи с перестройкой Управления и ликвидацией ряда районов. За 1963 год привлечено к проверкам всего общественного актива 3176 человек. По материалам проверок общественных контролеров и совместным проверкам с Госторгинспекторами всего принято решений и писем 148 или 68% к общему числу решений и писем Госторгинспекции за 1963 год [11, л.39].
Отчет Госторгинспекции за 1964 год констатирует уменьшение групп общественных контролеров до 42 групп (в 1963 году - 55) и общей их численности до 404 человек (в 1963 году - 520 человек). За 1964 год привлечено к проверкам общественного актива 2082 человека. В связи с реорганизацией работы общественного контроля активность их работы упала[12, л.41].
В отчете Госторгинспекции за 1965 год также зафиксировано уменьшение групп общественных контролеров до 27 групп с общей численностью 257 человек. Особенно активно участвовали в проверках: группа завода дорожных машин (старший группы Попов Е.К.). Хорошо работали также группа локомотивного депо станции Брянск I (старший группы -Липчанский), Чернятинского стеклозавода (старший группы Левченков), Жуковского велосипедного завода (старший группы Агеев) [13, л.10].
К сожалению, в документах не зафиксированы последствия проведенных проверок и поэтому трудно определить эффективность принятых решений. Следовало установить более тесную связь комиссий общественного контроля с постоянными комиссиями местных Советов депутатов трудящихся. Слабую помощь комиссиям оказывали комитеты профсоюза работников государственной торговли и потребкооперации [14, с.28].
Несмотря на имеющиеся трудности, общественность в различных формах контролировала работу торговых предприятий. Хотя общественные контролеры часто сталкивались с проблемами в своей работе, тем не менее, они сыграли существенную роль в расширении ассортимента и улучшении качества поставляемых товаров и стали основой для решения широкого круга вопросов в следующий период истории нашей страны.
In the article the author considers the meaning and forms of social control in the sphere of trade, based on archivai sources and periodicals. Main directions of activity of the commissions of public control are pointed out. The contribution of the state trade inspection of Bryansk region in improving the quality of goods and services is analyzed.
Keywords: trade, quality of goods, state trade inspection, the Commission ofpublic control, public inspectors.
Список литературы
1. Народное хозяйство СССР в 1956 году. Статистический ежегодник. М.: Государственное статистическое издательство, 1957. 296с.
2. О правах фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 июля 1958г.//Сборник важнейших законов и постановлений о труде. М.: Профиздат, 1959. 276с.
3. Государственный архив Брянской области (далее - ГАБО). Ф. 2545. Оп. 1. Д. 176. Материалы (сведения, решения, справка) по наказам избирателей.
4. Российский государственный архив экономики. Ф.7971. Оп. 1. Д.2744. Информация из городов, областей и республик о состоянии торговли.
5. Профсоюзы организуют общественный контроль за работой торговых предприятий/Советская торговля. 1959. №2.
6. Каминский Я.А. Оптовая торговля и складское хозяйство в СССР. М.:Госторгиздат, 1957. 58с.
7. Курнин Д. Широко внедрять прогрессивные формы торговли//Советская торговля. 1960. №11.
8. ГАБО. Ф.291. Оп. 1. Д.22. Годовой отчет по результатам проверки качества и торговле за 1959 год.
9. Там же. Д.29. Годовые отчеты по результатам проверки качества и торговле за 1961 год.
10. Там же. Д.32. Годовые отчеты по результатам проверки качества товаров и торговле за 1962 год.
11. Там же. Д.39. Годовые отчеты по результатам проверки качества товаров и торговле за 1963 год.
12. Там же. Д.44. Годовые отчеты по результатам проверки качества товаров и торговле за 1964 год.
13. Там же. Д.54. Годовые отчеты по результатам проверки качества товаров и торговле за 1965 год.
14. Денисов М. При активной поддержке общественности/Советская торговля. 1964. №1.
Об авторе
Мороз И.А. - преподаватель Брянского филиала Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова zima. morozz@yandex. ru
УДК 433. 908
К ПРОБЛЕМЕ ОТНОШЕНИЙ МИРОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ С ГУБЕРНСКОЙ АДМИНИСТРАЦИЕЙ 1860-е - НАЧАЛО 1870-х ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ ОРЛОВСКОЙ ГУБЕРНИИ)
А.В. Новикова
В данной статье рассмотрен процесс взаимодействия мировых посредников с органами местной власти. На основе архивного материала показана специфика отстранения чиновника от должности. Отражено влияние на этот процесс центральной власти. Основное внимание было уделено отношению дворянства к институту мирового посредничества.
Ключевые слова: мировые посредники, крестьянская реформа, пореформенная Россия, местное управление, представители дворянства, крестьянство, министерство внутренних дел, мировые съезды.
Главной целью внутренней политики, проводимой правительством во второй половине XIX века было стремление привести социально-политическую и экономическую системы России в соответсвие с потребностями того времени. Ключевым шагом к реализации данной цели стало решение об отмене крепостного права. Манифест был подписан в 1861 г. и стал началом длительного периода пореформенного развития России, а одним из важнейших элементов проведения реформы явился институт мировых посредников. На него в качестве основной обязанности ложилось введение в действие «Положений 19 февраля» в каждой губернии и каждом уезде, учитывая в равной степени как интересы дворянства, так и крестьянства.
Посредники утверждали время проведения сельских сходов и выбранных на них старост и волостных старшин. Ни одна сделка между помещиком и крестьянским обществом не считалась действительной без одобрения мировым посредником. В свою очередь возможный их собственный произвол должен был ограничивать уездный мировой съезд.
Таким образом, мировые посредники выступали своеобразными гарантами спокойствия в деревне. Однако в отечественной исторической науке до сих пор существует небольшое количество исследований, предметом изучения которых являлся бы этот важный административный институт. Среди дореволюционных работ особо примечателен труд А.А. Корнилова [1]. В советской исторической науке институту мировых посредников были посвящены работы Н.М. Дружинина [2], Л.Г. Захаровой [3], Н.Ф. Устьянцевой [4]., В.Г. Чернуха [5]. Впрочем, наличие обширного и неизученного материала по данной теме, все больше привлекает внимание современных исследователей [6], а в рамках гранта РГНФ в 2012 г. на историческом факультете Брянского государственного университета был подготовлен сборник документов и материалов, посвященный институту мировых посредников [7].
Действительно, история посредничества является одним из ключевых явлений первого пореформенного десятилетия. В начальный период существования института деятельность мирового посредника считалась престижной и была высоко оценена современниками [8, с. 173]. На эту должность привлекался дворянин, чаще всего обеспеченный и получивший хорошее образование, что давало ему возможность сконцентрироваться на решении вопросов и споров, не преследуя личных выгод [5, с. 200]. В работе нового учреждения приняли участие деятели либерального направления и представители известных фамилий: Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов, В.А. Черкасский, А.Н. Куломзин, К.Д. Кавелин, А.Е. Розен, Ю.Ф. Самарин, Н.А. Спешнев.
Однако добросовестно справиться с обязанностями мирового посредника мог далеко не каждый, из назначенных на должность: уже по истечении первых полугода некоторые из чиновников приняли решение оставить службу, отнимающую много времени. При этом для отставки существовали причины и иного рода. Дело в том, что институт мировых посредников был априори «неудобен» для крепостнически настроенных помещиков, что вызывало конфликт интересов обеих сторон. Усугублял это противоречие и тот факт, что посредник был независим от местной администрации и обладал значительной самостоятельностью [8, с. 176-177].
Выбор претендентов на эту должность производился из всех дворян того или иного уезда, претендовать на нее не могли лишь те, кто был ранее обвинен судом, либо находился под следствием. Окончательный отбор кандидатов осуществлял губернатор, получив одобрение уездных предводителей дворянства. Непосредственное утверждение мировых посредников на службу осуществлялось Сенатом, и именно ему принадлежало право отстранения от должности, что, впрочем, чаще всего являлось простой формальностью, поскольку подобные решения принимались после предания дела суду [9].
Помещичья оппозиция всячески стремилась избавиться от неугодных посредников. Дворянство не оставляло попыток принудить чиновников к «добровольному» отстранению от должности, что было довольно сложным процессом. Именно это обстоятельство является причиной потока просьб, адресованных Министерству внутренних дел об уменьшении числа мировых посредников через сокращение участков, которые находились в их ведении.