Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ НА ЭТАПЕ ЕЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ НА ЭТАПЕ ЕЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
460
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОТЕРАПИЯ КАК ОБЛАСТЬ ПСИХОЛОГИИ И МЕДИЦИНЫ / ЛЕЧЕБНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ / ПСИХОТЕРАПЕВТ-ВРАЧ / ПСИХОТЕРАПЕВТ - ПСИХОЛОГ / ПСИХОТЕРАПЕВТ - СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / PSYCHOTHERAPY / THERAPEUTIC PSYCHOTHERAPY / PERSONAL PSYCHOTHERAPY / SOCIAL PSYCHOTHERAPY / PSYCHOTHERAPIST-DOCTOR / PSYCHOTHERAPIST-PSYCHOLOGIST / PSYCHOTHERAPIST-SOCIAL WORKER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щербанева Наталья Геннадьевна

В статье представлен анализ основных проблем развития психотерапии в России на современном этапе. Дифференциация основных задач, функций и областей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF MODERN PSYCHOTHERAPY AT THE STAGE OF ITS DIFFERENTIATION

The article presents an analysis of the main problems of the development of psychotherapy in Russia at the present stage. Differentiation of the main tasks, functions and areas of professional activity.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ НА ЭТАПЕ ЕЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ»

8. Крысько В.Г., Королёва О.А. Роль межличностных отношений в развитии карьерного роста сотрудников в организации // Вестник РГГУ, 2015. №4. С. 72-80

9. Компетентностно-ориентированное обучение в вузе: теория и практика Арифулина Р.У., Батюта М.Б., Белова Е.А., Деменева Н.Н., Занозин Д.А., Киселева Е.С., Князева Т.Н., Лебедева И.В., Николина В.В., Папуткова Г.А., Перевощикова Е.Н., Прохорова О.Н., Родионова Е.Л., Сафонова О.А., Слепенкова Е.А., Шабанова Т.Л., Шилова Г.А., Федоров А.А., Фролова С.В., Фомина Н.В. и др. Монография / Мининский университет. Нижний Новгород, 2014.

10. Крыночкина, О.Д., Шабанова Т.Л. Исследование особенностей профессионального здоровья педагогов ДОУ // «Неофит» сборник статей по материалам научно-практических конференций, аспирантов, магистрантов, студентов, 2018. № 15. С. 200-202.

11. Митина Л.М., Кореляков Ю.А., Шавырина Г.В. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение. - М.: «Академия», 2018. - 336 с.

12. Перевощикова Е.Н. Формирование способности магистрантов педагогического образования к командной работе в процессе проектирования образовательного продукта // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №1. С. 3.

13. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. - М.: Просвещение, 2017. - 225 с.

14. Фомина М.В., Масловская С.В. Исследование коммуникативных умений студентов медицинского вуза // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №4. С. 4.

Психология

УДК 159.99

кандидат психологических наук, доцент Щербанева Наталья Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ НА ЭТАПЕ ЕЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

Аннотация. В статье представлен анализ основных проблем развития психотерапии в России на современном этапе. Дифференциация основных задач, функций и областей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: психотерапия как область психологии и медицины, лечебная психотерапия, личностная психотерапия, социальная психотерапия, психотерапевт-врач, психотерапевт - психолог, психотерапевт -социальный работник.

Annotation. The article presents an analysis of the main problems of the development of psychotherapy in Russia at the present stage. Differentiation of the main tasks, functions and areas of professional activity.

Keywords: psychotherapy, therapeutic psychotherapy, personal psychotherapy, social psychotherapy, psychotherapist-doctor, psychotherapist-psychologist, psychotherapist-social worker.

Введение. В последние десятилетия все чаще как науке, так и в социальной практике ставится проблема повышения ценности человека, ценности его психического и психологического здоровья, гармонизации всех сфер его жизнедеятельности и создания условий для максимального его саморазвития. При этом нестабильность общества, мировые события последних лет (военные и политические конфликты, кризис экономики, политики, пандемия) влекут за собой нарушение функционирования человека, переоценку ценностей, нарушение саморегуляции, что приводит к росту психосоматических заболеваний, неврозов и др. [1].

Востребованность психотерапевтической помощи в постсоветское время превышает возможности медицинской сферы. Это привело к тому, что данные решение задач обеспечении сохранения здоровья, оказания адекватной помощи в восстановления функционирования человека как в индивидуальном плане развития, так и социального взаимодействия взяли на себя не только врачи, имеющие постуниверситетское образование по психотерапии (ординатура, специализации), но и представители других специальностей и профессионального профиля, а именно клинические психологи, психологи-консультанты, социальные работники, имеющие переподготовку в области консультативной и клинической психологии.

Изложение основного материала статьи. Психотерапия как профессиональная область получила широкое распространение в системе психологической помощи, в основу которой легла медицинская, психологическая, философская, социально- педагогическая теория и практика. Психотерапия как область профессиональной деятельности определяется сейчас как форма взаимодействия по сохранению и развитию индивидуального физического, психологического, социального здоровья и эмоционального благополучия.

Однако до сих пор в России на государственном уровне не принят закон о психотерапевтической помощи, который бы разграничил дифференциацию, кто может называться психотерапевтом.

В 2003 году 16 сентября в официальной печати Министерством здравоохранения публикован Приказ Минздрава РФ от 16.09.2003 N 438 "О психотерапевтической помощи". Данный приказ содержал основные положения об организации профессиональной деятельности врача-психотерапевта, об организации деятельности медицинского психолога и социального работника, участвующего в оказании психотерапевтической помощи. Данный документ также раскрывал особенности организации работы как психотерапевтического кабинета, так и целого отделения и центра психотерапии [4].

Подготовка данного документа обусловлена была рядом проблем:

1. Нехваткой в медицинской сфере врачей-психиатров, имеющих ординатуру по психотерапии.

2. Большим всплеском количества открывающихся Служб практической психологии (Психологических служб образования, в том числе вузовских, Центров социально-психологической помощи населению, реабилитационных центров для девиантных подростков, для подростков с асоциальным поведением и однократным несистематическим употреблением психоактивных веществ, не требующих еще помощи, заключающейся в медикаментозном лечении, а скорее в создании программ психокоррекционной и развивающей работы как в индивидуальной форме, так и в форме групповых занятий).

3. Потребностью населения в психотерапевтической помощи по проблемам, не выходящим за пределы медицинской компетенции. Это потребовало разграничить пределы деятельности психолога, психотерапевта, имеющего образование психолога, клинического психолога, социального работника и прошедших ту или иную переподготовку в области психотерапии [4].

Вышеназванные приказ решил эту задачу разграничения. При этом, функции данных специалистов в тексте данного приказа были четко разграничены. Эта дифференциация отражена нами в Таблице № 1.

Таблица 1

Функции психотерапевта в зависимости от его специализации

Врач -психотерапевт Врач-психотерапевт - это всегда специалист с высшим медицинским образованием, окончивший медицинский вуз, имеющий квалификацию по направлению "лечебное дело", "педиатрия", продолживший подготовку по психиатрии и психотерапии в медицинском образовательном учреждении высшего или дополнительного профессионального образования. Обязательным условием является владение методами диагностики и лечения психических расстройств современного уровня, использование методов психотерапии, теоретическими и практическими знаниями, умениями и компетенциями в области психиатрии и психотерапии, освоение которых предусмотрено в соответствии с требованиями квалификационной характеристики программой медвуза. Назначает и проводит клиническую оценку состояния пациента, определяет направление и обозначает цель и методику необходимого психотерапевтического вмешательства с ориентацией и привлечением других методов терапии. Имеет компетенции и владеет функциями эксперта при определении качества психотерапевтической помощи.

Клинический психолог, психолог-психотерапевт Медицинский психолог оказывает непосредственно помощь психотерапевтическую. Это обязательно специалист, имеющий высшее образование по клинической психологии или психологии. Работает коллегиально с лечащим врачем, при этом самостоятельно проводя индивидуальный или групповой прием в соответствии с индивидуальной программой их ведения, подготовленного совместно с лечащим врачом. Организует и реализует мероприятия психодиагностического, психокоррекционного, реабилитационного, психопрофилактического характера, а также участвует в проведении психотерапии и психологическом обеспечении лечебно-диагностического процесса. Может обращаться за помощью и включать в лечебный процесс психодиагноста, консультанта по психокоррекционной работе. Использует современные методы клинической психологии. Принимает участие в командной работе по психотерапевтической помощи, консилиумах клинических случаев. Участвует в деятельности по позиционированию и распространению психотерапевтического опыта в рамках научно-практических конференций разного уровня. Еще одним родом деятельности данного уровня психотерапевта - психолога является участие в работе психолого-психиатрической, психологической, психо-лингвистической,

комплексной или комиссионной экспертизы. Проводит анализ, оценку и экспертизу качества клинико-психологической помощи.

Специалист социальной работы, осуществляющий психотерапевтическую работу Социальный работник (может быть как с высшим, так и со средним профессиональным образованием), работающий как собственно в медучреждениях разного профиля, кабинетах психотерапевтической помощи, подчиняющихся органам здравоохранения. Организует индивидуальную и групповую работу с пациентами. Организует работу, реализуя план врача-специалиста, направленного на их социальную адаптацию, используя формы тренинговой работы (СПТ, тренинг коммуникативных навыков, группы встреч). Среди направлений его работы - организация социально-правовой защиты пациентов и взаимодействие с организациями, оказывающими социальную помощь. Совместно с врачом и медицинским психологом разрабатывает индивидуальные планы социальной реабилитации, создает терапевтическую среду, терапевтические сообщества пациентов, группы по интересам, осуществляет клубную работу. По направлению врача занимается формированием у пациентов ответственности за свое социальное поведение, разрабатывает и организует мероприятия социальной защиты и поддержки. Участвует в экспертизе качества социальной работы.

При этом, данные положения обозначили, что в кабинете психотерапевтами проводится лечение только лиц с непсихотическими психическими расстройствами, расстройствами адаптации, психическими заболеваниями в стадии ремиссии. Основными задачами психотерапевтического кабинета и направлениями работы специалистов вне больничных учреждений были выделены: консультативная, диагностическая работа; лечебная психотерапия (симптоматическая, личностная, социальная) в сочетании с медикаментозными и другими видами лечения, семейная и групповая психотерапия; психологическая профилактика и психологическая гигиена; повышение психологической компетентности врачей о психосоциальных факторах детерминирующих течение и лечение психических расстройств.

Таким образом, психиатр имеет дело с серьезными проблемами в нарушениях психики (психическими расстройствами), такими как нарушения пищевого поведения (булимия, анорексия); деменции, психозы; биполярные расстройства личности; психические расстройства - последствия травм и нарушений кровоснабжения головного мозга; шизофрения, когнитивные расстройства; суицидальные наклонности; болезнь Альцгеймера; тяжелые сексуальные расстройства.

К психотерапевтам - не медикам обращаются за кратковременной помощью и при отсутствии серьезных психических отклонений, неудовлетворительных отношениях с близкими людьми или коллегами, в случаях проблем на работе, в случаях с зависимостями, фобиями, депрессиями, неврозами, повлекшими нарушения саморегуляции организма и личности, при оказании помощи в случаях легкой депрессии; невротических расстройств; резких перепадах настроения; навязчивых идей и суицидальных мыслей (но не намерений).

В своей работе, прозвучавшей в докладе на Конгрессе Немецко-Русского Общества Психотерапевтов в г. Нюрнберг (2013 г.) Третьяк Л.Л. отметил, что такая дифференциация не дает ясного представления о специальности "психотерапия" и понятия "врач-психотерапевт", содержании их, которые официально на государственном уровне в Российской Федерации вошли в перечни дисциплин и номенклатуру должностей. В то время как во многих странах такая специальность в качестве самостоятельной не существует [3].

В последние два года идет активное обсуждение как профстандартов врача-психиатра, так и проекта закона о психотерапевтической помощи, на что Российская Психотерапевтическая Ассоциация (РПА) в своей официальной позиции выделила следующие проблемы:

- в предлагаемом варианте государственного стандарта произошла замена понятия «субспециальность» и «специальность» понятием «трудовая функция». Это несомненно может создать основания к тому, что будет ликвидирована психотерапия как самостоятельная врачебная специальность, нивелируя те достижения, которые сложились к настоящему моменту в отечественной психотерапевтической школе;

- существующая практика, при которой один и тот же врач выполняет трудовые обязанности и функции врача-психиатра и врача-психотерапевта. Объединение этих двух функций приводит к тому, что будет снижено качество оказываемой психотерапевтической помощи, фокус все равно лежит на лечении, а психотерапия реализуется лишь при появлении ресурсов для нее, прежде всего временных;

- проблемой является то, что как в период своего становления, так и на современном этапе психотерапия становится доступной лишь больным людям (по причине хорошо развитой сети страховой медицины), в то время как происходит явное снижение возможной доступности для населения бесплатной помощи что может быть решено за счет открытия и увеличения количества кабинетов консультативной и психотерапевтической направленности;

- возможность получения узко-специализированной помощи для лиц, которые страдают пограничными нервно-психическими и психосоматическими расстройствами, которая позволит уменьшить нагрузку на врачей, осуществляющих лечение больных соматической направленности в больничных учреждениях [3];

- более простые описания методов и интервенций, используемых в психотерапии, сущность и характер построения отношений между клиентом и терапевтом, динамику психотерапевтического процесса;

- отсутствие согласованности профессиональных российских стандартов с международными, отсутствие в них при обучении врачей-психотерапевтов, обязательного требования прохождения индивидуальной (личной) психотерапии, дидактической супервизии;

- увеличение в образовательном процессе подготовки врачей-психотерапевтов объема компетенций по общей и медицинской психологии, профессиональной этики, специальной психодиагностики и алгоритма отработки ими устойчивых навыков в специально организованных формах работы;

- отсутствие в представленном проекте профстандарта описаний специфики индивидуальной психотерапии и групповых форм работы;

- отсутствие в стандарте четких критериев эффективности и норм времени работы с клиентом, что затрудняет возможность оценить качество данной работы и эффективности помощи специализированной и создает основания для появления противоречивых требований к специалисту.

Выводы. Все это требует решения на современном этапе развития психотерапии решения следующих проблем:

- пересмотра и усовершенствования требований к сертификации психотерапевта в частности и образовательного стандарта в общем и т.п.;

- решения вопроса, связанного с страховой медициной страховой и учреждениями страхового профиля, может ли психолог-психотерапевт заниматься данным видом практики, то есть лечением, самостоятельно. Или в его компетенцию входит лишь использование методов психотерапии по реализации целей реабилитации, психопрофилактики, психогигиены, а лечение происходит только в составе коллегиальной работы с лечащим врачем. Важно отметить, что именно врач юридически отвечает за больного;

- в настоящее время выросло количество применяемых психологами и психотерапевтами техник, методов и методик, большинство из которых является импортированными и на овладение ими у практика не хватает времени;

- проблема контроля за соблюдением этических норм психотерапевта и разрешения конфликтов в системе «клиент-психотерапевт».

Таким образом, современный этап развития психотерапии можно рассматривать как путь от проблем выделения предмета профессиональной деятельности, образования профессиональных сообществ, школ, институтов к обоснованию единых стандартов психотерапевта.

Литература:

1. Лебедева Н.М, Иванова Е.А. Путешествие в гештальт: теория и практика. - СПб.: Речь, 2015.

2. Теория и практика психотерапии в России / Б.Д. Карвасарский, Р.К. Назыров, С.А. Подсадной, Е.И. Чехлатый. Психоневрологический НИИ им. В.М. Бехтерева, Санкт-Петербург //http: psinovo.ru :{jumi [plugins/content/jumi/mod_art.php]} /teoriya_i_praktika_psichoterapii_v_rossii.html

3. Третьяк Л.Л. Психотерапевтическая практика в России: менталитет, традиции, современность (доклад на Конгрессе Немецко-Русского Общества Психотерапевтов,г.Нюрнберг, 2013) //https://www.b17.ru/article/46466/.

4. Приказ Минздрава РФ от 16.09.2003 N 438 "О психотерапевтической помощи" //https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdrava-rf-ot-16092003-n-438/

Психология

УДК 159.99

кандидат психологических наук, доцент Щербанева Наталья Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир); кандидат психологических наук, доцент Тарасов Вячеслав Иванович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж)

СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ В РОССИИ: ЭТАПЫ, ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ И

ХАРАКТЕРИСТИКА

Аннотация. В статье представлен анализ основных этапов развития психотерапии в России, динамика становления предмета, методов и особенности развития на современном этапе.

Ключевые слова: психотерапия, психодинамический подход, когнитивно-бихевириальная терапия, семейная терапия, клиент-центрированная терапия, гештальт-терапия, трансактный анализ, гипнотерапия, психодрама.

Annotation. The article presents an analysis of the main stages of development of psychotherapy in Russia, the dynamics of the formation of the subject, methods and features of development at the present stage.

Keywords: psychotherapy, psychodynamic approach, cognitive-behavioral therapy, family therapy, client-centered therapy, gestalt therapy, transactional analysis, hypnotherapy, psychodrama.

Введение. Современная психотерапия все активнее набирает свой вес во всем мире как самостоятельная отрасль психологии и самостоятельная профессия. Эта профессия стала настолько специфической, что давно уже даже в представлениях обычных людей, а не только профессионалов выделилась из области медицинской науки и практики, области психиатрии.

Российская психотерапия с конца 19 - начала 20 вв прошла достаточно длительный путь своего становления от признания фундаментальных основ как зарубежных авторов, так и исследований концепции «человековедения», предложенной В.М. Бехтеревым и продолженной его последователями, результатом которой стало появление биопсихологической модели понимания человека и его болезней. Путь от слепого копирования зарубежного опыта, психотерапевтических технологий и увлечения диагностикой и отдельными зарубежными методами до разработки теорий и концепций, положивших основы не только понимания человека, его поведения, обнаружения проблем и причин, детерминирующих эти проблемы, но и развития технологий восстановления и сохранения психологического здоровья личности во всей широте его понимания и на всех его уровнях (биологическом, психологическом, социальном). А также формирования собственных научных и научно-практических школ, в том числе и в психотерапии [3].

Становление психотерапии невозможно рассматривать вне исторического контекста, а именно он в этот период стал той благоприятной почвой, на которой проросли основные направления психотерапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.