Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ В РОССИИ: ЭТАПЫ, ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА'

СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ В РОССИИ: ЭТАПЫ, ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1244
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОТЕРАПИЯ / ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КОГНИТИВНО-БИХЕВИРИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ / СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ / КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ / ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ / ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ / ГИПНОТЕРАПИЯ / ПСИХОДРАМА / PSYCHOTHERAPY / PSYCHODYNAMIC APPROACH / COGNITIVE-BEHAVIORAL THERAPY / FAMILY THERAPY / CLIENT-CENTERED THERAPY / GESTALT THERAPY / TRANSACTIONAL ANALYSIS / HYPNOTHERAPY / PSYCHODRAMA

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Щербанева Наталья Геннадьевна, Тарасов Вячеслав Иванович

В статье представлен анализ основных этапов развития психотерапии в России, динамика становления предмета, методов и особенности развития на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PSYCHOTHERAPY IN RUSSIA: STAGES, FUNDAMENTAL BASES AND CHARACTERISTICS

The article presents an analysis of the main stages of development of psychotherapy in Russia, the dynamics of the formation of the subject, methods and features of development at the present stage.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ В РОССИИ: ЭТАПЫ, ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА»

- увеличение в образовательном процессе подготовки врачей-психотерапевтов объема компетенций по общей и медицинской психологии, профессиональной этики, специальной психодиагностики и алгоритма отработки ими устойчивых навыков в специально организованных формах работы;

- отсутствие в представленном проекте профстандарта описаний специфики индивидуальной психотерапии и групповых форм работы;

- отсутствие в стандарте четких критериев эффективности и норм времени работы с клиентом, что затрудняет возможность оценить качество данной работы и эффективности помощи специализированной и создает основания для появления противоречивых требований к специалисту.

Выводы. Все это требует решения на современном этапе развития психотерапии решения следующих проблем:

- пересмотра и усовершенствования требований к сертификации психотерапевта в частности и образовательного стандарта в общем и т.п.;

- решения вопроса, связанного с страховой медициной страховой и учреждениями страхового профиля, может ли психолог-психотерапевт заниматься данным видом практики, то есть лечением, самостоятельно. Или в его компетенцию входит лишь использование методов психотерапии по реализации целей реабилитации, психопрофилактики, психогигиены, а лечение происходит только в составе коллегиальной работы с лечащим врачем. Важно отметить, что именно врач юридически отвечает за больного;

- в настоящее время выросло количество применяемых психологами и психотерапевтами техник, методов и методик, большинство из которых является импортированными и на овладение ими у практика не хватает времени;

- проблема контроля за соблюдением этических норм психотерапевта и разрешения конфликтов в системе «клиент-психотерапевт».

Таким образом, современный этап развития психотерапии можно рассматривать как путь от проблем выделения предмета профессиональной деятельности, образования профессиональных сообществ, школ, институтов к обоснованию единых стандартов психотерапевта.

Литература:

1. Лебедева Н.М, Иванова Е.А. Путешествие в гештальт: теория и практика. - СПб.: Речь, 2015.

2. Теория и практика психотерапии в России / Б.Д. Карвасарский, Р.К. Назыров, С.А. Подсадной, Е.И. Чехлатый. Психоневрологический НИИ им. В.М. Бехтерева, Санкт-Петербург //http: psinovo.ru :{jumi [plugins/content/jumi/mod_art.php]} /teoriya_i_praktika_psichoterapii_v_rossii.html

3. Третьяк Л.Л. Психотерапевтическая практика в России: менталитет, традиции, современность (доклад на Конгрессе Немецко-Русского Общества Психотерапевтов,г.Нюрнберг, 2013) //https://www.b17.ru/article/46466/.

4. Приказ Минздрава РФ от 16.09.2003 N 438 "О психотерапевтической помощи" //https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdrava-rf-ot-16092003-n-438/

Психология

УДК 159.99

кандидат психологических наук, доцент Щербанева Наталья Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир); кандидат психологических наук, доцент Тарасов Вячеслав Иванович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж)

СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ В РОССИИ: ЭТАПЫ, ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ И

ХАРАКТЕРИСТИКА

Аннотация. В статье представлен анализ основных этапов развития психотерапии в России, динамика становления предмета, методов и особенности развития на современном этапе.

Ключевые слова: психотерапия, психодинамический подход, когнитивно-бихевириальная терапия, семейная терапия, клиент-центрированная терапия, гештальт-терапия, трансактный анализ, гипнотерапия, психодрама.

Annotation. The article presents an analysis of the main stages of development of psychotherapy in Russia, the dynamics of the formation of the subject, methods and features of development at the present stage.

Keywords: psychotherapy, psychodynamic approach, cognitive-behavioral therapy, family therapy, client-centered therapy, gestalt therapy, transactional analysis, hypnotherapy, psychodrama.

Введение. Современная психотерапия все активнее набирает свой вес во всем мире как самостоятельная отрасль психологии и самостоятельная профессия. Эта профессия стала настолько специфической, что давно уже даже в представлениях обычных людей, а не только профессионалов выделилась из области медицинской науки и практики, области психиатрии.

Российская психотерапия с конца 19 - начала 20 вв прошла достаточно длительный путь своего становления от признания фундаментальных основ как зарубежных авторов, так и исследований концепции «человековедения», предложенной В.М. Бехтеревым и продолженной его последователями, результатом которой стало появление биопсихологической модели понимания человека и его болезней. Путь от слепого копирования зарубежного опыта, психотерапевтических технологий и увлечения диагностикой и отдельными зарубежными методами до разработки теорий и концепций, положивших основы не только понимания человека, его поведения, обнаружения проблем и причин, детерминирующих эти проблемы, но и развития технологий восстановления и сохранения психологического здоровья личности во всей широте его понимания и на всех его уровнях (биологическом, психологическом, социальном). А также формирования собственных научных и научно-практических школ, в том числе и в психотерапии [3].

Становление психотерапии невозможно рассматривать вне исторического контекста, а именно он в этот период стал той благоприятной почвой, на которой проросли основные направления психотерапии.

Это был период длительных войн, революций, период экономических кризисов и социально-политических преобразований, на фоне которых психотерапия вышла за пределы больниц и психиатрических клиник, стала прерогативой не только людей больных, в лечении нервно-психических заболеваний, но и практикой психологической помощи, способной интегрировать целостность здоровой личности в ее способности экологической организации собственной жизни.

Но еще долгое время психотерапия рассматривалась как «помощница» психиатрии (Каннабих Ю.В., 1929; Юдин Т.И., 1951; Шерешевский A.M., 1979; Акименко М.А., 1999, 2005, 2007; Александровский Ю.А., 2011) или как феномен развития истории психологии в целом (Ждан А.Н., 1999; Якунин В.А., 1998; Ярошевский М.Г. 1996; Петровский A.B. 2000; Ананьев Б.Г., 1945; Левченко Е.В., 2008; Логинова H.A., 2001; Платонов К.К., 2005; Умрихин В.В., 2008). Но уже тогда появились работы по психотерапии, которые отражали ее динамику становления и характер развития (Банщиков В.М., 1951; Иванов Н.В., 1954; Карвасарский Б.Д., 1985; Столова Е.А., 1987).

Это был период, когда становление психотерапии привело к образованию пяти основных ветвей психотерапии: психодинамической, как преемственной психоаналитической ветви и основанной на исследованиях бессознательных процессов посредством переноса, контрпереноса и трансфера; когнитивно-бихевириальной, включающей коррекцию поведения за счет нивелирования патологических паттернов; семейной терапии, рассматривающей целостную семейную систему, взаимоотношения в ней как в горизонтали, так и в вертикали и разрабатывающую теорию, философию и техники терапии пар и больших детско-родительских систем; экзистенциальную гуманистическую терапию из которой выросли такие ветви психотерапии, как клиент-центрированная терапия, гештальт-терапия, трансактный анализ, психодрама, гипнотерапия по Эриксону и различные виды телесно-ориентированной терапии [3].

Изложение основного материала статьи. Среди современных исследований истории психотерапии можно отметить работы Абабкова В.А., 2000; Александрова A.A., 1997; Карвасарского Б.Д., 1995; Васильевой A.B., 2004; Макарова В.В., 2000; Решетникова М.М., 2001; Подсадного С.А., 2008, Лебедевой Н., Ивановой Е., 2015) Параллельно шло развитие психотерапевтических школ и институтов практики и подготовки психотерапевтов, образование крупных профессиональных сообществ.

Современная психотерапия вышла далеко за пределы лечения неврозов и психозов и настоящее время решает проблемы взаимоотношений, кризисов, в том числе семейных, сексуальные проблемы, проблемы налаживания детско-родительских отношений, проблемы нарушений идентичности, прохождения развитийных задач и разрешения внутриличностных кризисов, связанных с этим, различные виды зависимостей, нарушения пищевого поведения (компульсивные расстройства, булимия, анорексия) и многое другое.

В нынешних условиях российское психотерапевтическое сообщество находится как в периоде творческого развития специальности с учетом особенностей развития современной науки, в том числе медицины и психологии, соотнесения психотерапевтической практики и практики обучения с европейскими стандартами психотерапии.

Начиная с 1885 года в России собираются Пироговские съезды, проведение которых несомненно внесли серьезный вклад в становление и развитие психотерапии. На данных съездах начинают проводиться новые секции, посвященные нервным и душевным болезням. Именно на них впервые стали освещаться проблемы психотерапии, медицинской психологии и клиники пограничных психических расстройств. Это были первые съезды российских психиатров, работа которых позволила рассматривались проблемы «морального лечения», психотерапии, психологических особенностей психически больных и больных с пограничными расстройствами. Это были 20-30-е гг. XX в. Так произошло объединение психотерапевтических школ Санкт-Петербурга, Москвы и Харькова. На втором съезде была организована специализированная секция по нервным болезням, а в 1891 г. появились секции по нервным и душевным заболеваниям.

Всесоюзные и Всероссийские съезды невропатологов и психиатров, специализированные съезды по психотерапии в России сыграли большую роль в становлении отечественной психотерапии в период с конца XIX до конца XX вв.

Помимо этого уже с середины XVIII в. появились первые кафедры и клиники нервных и душевных болезней, специализированных психиатрических обществ [1].

Публичное позиционирование термина «психотерапия» относится за рубежом к 1853 году (J. Dendy «Psychoterapia for the remedial influences of mind», 1853 г.). Впоследствии его в своих статьях ввел D.H. Тике (1872 г.), в России - АЛ. Кожевниковым (1895 г.) и С.С. Корсаковым в 1895 г. Однако подлинно известно, что в России термин впервые использовал А.И. Герцен в 1846 г. в повести «Доктор Крупов», обозначив им лечение психических заболеваний в общем смысле.

Реализации задачи формирования «нового человека в Советской России» в 20-30-е гг. XX в. потребовала актуализировать все подходы к всестороннему изучению личности, как в норме, так и в патологии. А обсуждение данных вопросов при проведении психоневрологических съездов сыграли большую роль в развитии психотерапии и учения о пограничных расстройствах. Все это детерминировало и обозначило контуры школы рефлексологии В.М. Бехтерева в Петрограде-Ленинграде и школы «марксистской психологии» К.Н. Корнилова в Москве. В ходе проведения данных съездов рассматривались вопросы, касающиеся методов психотерапии, основная часть которых состояла из методов гипнотерапии (доклады С.Н. Данилло, A.A. Токарского, В.А. Данилевского), рассматривались пограничные расстройства психики, их формы, методы изучения психической индивидуальности личности, вопросы этики [1].

Позже на Пироговских съездах (IX съезд - XII съезде, 1904 г., 1913 г.) помимо методов гипнотерапии впервые рассматриваются рациональная психотерапия P. Dubois и метод посредством убеждений J.J. Dejerine, психоанализ, а также проводится сравнительный анализ всех психотерапевтических методов, используемых в рамках медицинской практики.

Следующий этап развития психотерапии совпал с этапом развития экспериментальной психологии, повлекший за собой широкое развитие объективных методов исследования. Данные методы были применимы к исследованию личности как в норме, так и при нервно-психических расстройствах (В.Ф. Чижом (г. Юрьев), В.М. Бехтеревым (г. Санкт-Петербург), А.Ф. Лазурским (г. Казань). В период проведение XI съезда А.Ф. Лазурским в своем основном докладе было предложено ввести психологическую подготовку врачей, основанную на объективных методах. На тот момент преподавание психологии уже велось в Психоневрологическом институте в Санкт-Петербурге (1910 г.) [1].

Параллельно с этим с 1887 года начинают работать первые съезды психиатров, на которых в качестве актуальной проблематики выступают вопросы нервно-психического здоровья населения и роли психологических факторов в развитии неврозов, вопросы, касающиеся системы отношений «врач-больной» вопросы психологической профилактики, выделение нарушений настроения как болезни личности, лечение которой наиболее эффективно идет с помощью немедикаментозного лечения методами психотерапии, принципы построения терапевтического контакта, особенностей психотерапевта и их влияния на процесс лечения. В этот же период встают вопросы формирования здоровой гармоничной личности и внимание к развитию детей первых лет жизни, условий среды, рассматриваются вопросы музыкотерапии [2].

Первая школа психотерапии - Санкт-Петербургская была основана на базе Психоневрологического института. Растет популярность «психотерапии в широком смысле слова», за рубежом появляется учение о психологических комплексах (P. Dubois, S. Freud, Е. Bleuler и K.G. Yung).

В 1911 году на Первом съезде Всероссийского общества психиатров было сделано предложение о проведении отдельных психотерапевтических съездов.

Следующий период можно охарактеризовать как период снижения обращения к вопросам развития психотерапии как науки. Это было обусловлено тяжелым периодом развития самой Россииб первая мировая война, революция, смена власти, гражданская война. Которые сопровождались эпидемиями. Самыми актуальными вопросами, рассматриваемыми на чрезвычайных съездах были вопросы врачебной практики.

И лишь к 1923 году возобновилась практика проведения психоневрологических съездов. Расширилось количество проводимых в рамках секций (неврологической, психиатрической, физиологии нервной системы, психологической, педологической, психофизиологии труда и криминальной психологии). Стала рассматриваться проблема фобий, пограничных расстройств, их диагностики, классификации, социальной психопатологии как самостоятельной научной дисциплины. В 1923 году на съезде целый рабочий день был посвящен вопросам психогений. На психиатрической секции В.М. Бехтерев представляет новую парадигму в исследовании психической деятельности. Она была основана на объективном подходе к объяснению природы психического и методов его изучения [2].

В 1927 г. на I-ом Всесоюзном съезде невропатологов и психиатров рассматривались невротические расстройства, обсуждалось возникновение и клиника травматического невроза. Большая часть докладов была посвящена экзогениям, вопроса психотерапии, были подняты проблемы личности и авторитета самого врача или того, кто был включен в лечебный процесс.

А.П. Фридман выступил с предложением изучать психотерапию как отдельную дисциплину на кафедре социальной гигиены, а В.М. Бехтерев, В.В. Срезневский, М.Я. Ходза предложили и осветили результаты метода коллективного лечения больных хроническим алкоголизмом, который был достаточно революционным на тот период в России.

В 30- годах начинается период выраженной идеологизации, критики зарубежных теорий и концепций. В послевоенное время на первый план в клинике невропатологии выходит использование физиологии ЦНС. В 1948 г. проходил III Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров, по окончании которого состоялось совещание по психотерапии. Доклады Бирмана Б.И., Консторума С.И., Лебединского М.С., Мясищева В.Н. были посвящены общим вопросам психотерапии, в докладах Виш И.М., Гаккеля Л.Б., Гоциридзе А.Ф., Нарбутович И.О., Перельмутер М.М., Попова Е.А., Скворцова К.А., Стрельчук И.В., Шрайбер Я.Л. - вопросы клиники и психотерапии, Герцберг М.О., Мелехов Д.Е. - проблемы организация психотерапевтической помощи. Однако несмотря на это, период начиная с 1950 года характеризуется тем, что физиология условных рефлексов И.П. Павлова директивно заменила психологию. Лишь в 1963 году на четвертом Всесоюзном съезде невропатологов и психиатров впервые была выделена в качестве отдельной тематики работы «Неврозы, психопатии, вопросы медицинской психологии». Проблемам психотерапии было посвящено 16 докладов. В.Н. Мясищев поднял вопрос о значении проблемы неврозов и ее современном состоянии. М.С. Лебединский посвятил свой доклад медицинской психологии и ее значению в теории и практике медицины. Был поставлен вопрос о разработке условий содействия психотерапии и соматической медицины, который нашел свое отражение в Резолюции съезда. Итогом стало введение медицинской психологии в учебные программы медвузов, а в программы институтов усовершенствования врачей — психотерапии и психогигиены [2].

Дальнейшая история развития психотерапии несомненно представляла собой нарастающую динамику:

V Всесоюзный съезд (1969 г.), в котором участвовали известные психиатры и психотерапевты, организаторы психотерапевтической помощи в России и на Украине В.Н. Мясищев, М.С. Лебединский, В.Е. Рожнов, И.З. Вельвовский, Н.В. Иванов, A.M. Свядощ, Б.С. Бамдас, Б.М. Сегал и др. охарактеризовался тем, что на нем рассматривались как теоретические аспекты психотерапии, так и вопросы широкого внедрения психотерапевтических методов в практику лечебных учреждений, возможности применения психотерапии в клинике тяжелых психических расстройств, в клинике внутренних болезней. На съезде были поставлены задачи подготовки кадров в области психотерапии.

VI Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров (1975 г.) рассмотрел вопросы психотерапии неврозов, психопатий, заикания, психозов, сексуальных нарушений, семейной психотерапии, имаготерапии, гипноза, клинического изучения бессознательного, индивидуальной и групповой психотерапии, подготовки врачей по психотерапии, взаимодействия психотерапии, психиатрии и медицинской психологии, вопросы организации кабинетов психотерапии в поликлиниках, повышения роли психотерапии в диспансерах и больницах [2].

VII Всесоюзный съезд (1981 г.) проходил в период, когда были созданы более 150 психотерапевтических кабинетов. Участники рассматривали отдельные темы: «Психотерапия в клинике нервных и психических заболеваний», «Неврозы и психопатии», «Проблемы личности при нервных и психических заболеваниях». Присутствовавшие констатировали существенный рост оказываемой психотерапевтической помощи, а в номенклатуре врачебных должностей появилась должность «врач-психотерапевт».

VIII Всесоюзный съезд (1988 г.) - обсуждались темы «Психотерапия», «Пограничные нервно-психические расстройства», «Сомато-неврология и соматопсихиатрия», вопросы неврозов и пограничных расстройств, динамики и исхода психогенных заболеваний, комплексного использования психотерапии и психофармакотерапии, психосоматики. Подготовке и усовершенствованию врачей в области психотерапии был посвящен доклад Б.Д. Карвасарского, система патогенетической психотерапии неврозов (М.Н. Бобровская, P.A. Зачепицкий, В.А. Мурзенко), семейная психотерапия (В.К. Мягер, Э.Г. Эйдемиллер).

Ряд докладов был посвящен гипнотерапии и аутогенной тренировке (H.A. Аладжалова, B.C. Григорьевских, A.C. Слуцкий и др., B.C. Лобзин, В.Е. Рожнов), психотерапии в детском возрасте (А.И. Захаров), наркопсихотерапии (Т.Л. Бортник, М.С. Лебединский и др.).

IV съезд (1980 г.) вошел в историю развития психотерапии как съезд, на котором рассматривались вопросы организации и перспективе развития психоневрологической помощи населению РСФСР, ранней диагностики, клиники и новым методам лечения, профилактики и реабилитации при начальных проявлениях нервных и психических заболеваний, исследованию пограничных нервно-психических расстройств, неврозов и неврозоподобных состояний, психопатии, патологическому развитию личности, проблемам психотерапии алкоголизма.

V Всероссийский съезд (1985 г.) в основном был посвящен проблемам пограничных нервно-психических расстройств, психосоматических и нейросоматических расстройств, профилактике нервных и психических заболеваний. Впервые в докладах Н.К. Липгарт, Е.Ф. Бажина, A.M. Эткинда обсуждалась концепция внутренней картины болезни в структуре психогенных заболеваний и психосоматических расстройств, психотерапии невротических депрессий, психосоматическим соотношениям при проведении гипнотерапии (М.Ф. Воскресенский), эмоционально-стрессовой терапии (В.Е. Рожнов), терапии творческим самовыражением (М.Е. Бурно), групповой психотерапии на этапе реабилитации больных с пограничными расстройствами (A.C. Слуцкий).

VI Всероссийский съезд психиатров (1990 г.) - рассматривались пограничные состояния, неврозы, психопатии, психосоматические расстройства, вопросы реабилитации инвалидов с психическими заболеваниями, использование различных психотерапевтических методов в лечении психически больных, комплексное лечение алкоголизма, организации и эффективности психотерапевтической помощи.

В 1991 г. благодаря инициативе Б.Д. Карвасарского, гл.психотерапевта Минздрава, сотрудников отделения неврозов и психотерапии Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, кафедры психотерапии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования была осуществлена попытка создания Всесоюзной ассоциации групповой психотерапии. Регистрация Российской Психотерапевтической Ассоциации (РПА) прошла в 1995 г.

13-17 октября 1993 году в Воронеже также прошла международная научно-практическая конференция «Психолого-педагогическая коррекция и психотерапия девиантного поведения и дисгармоний в развитии личности детей и подростков», проводимая под руководством профессора, доктора медицинских наук, члена заведующего кафедрой психологии Воронежского государственного педагогического института И.Ф. Мягкова, заслуженного деятеля науки РФ, члена Московской психотерапевтической Академии педагогических и социальных наук. Присутствовали на данной конференции известный психотерапевт, основоположник семейной терапии Эйдемиллер Э.Г, психиатр, психотерапевт, кандидат медицинских наук, автор 30 книг по практической и популярной психологии Литвак М.Е. и др. Интереса заслуживает тот факт, что участниками конференции стали психотерапевты-психиатры и психотерапевты-психологи.

Эта конференция стала определяющей в формировании в дальнейшем Воронежской психотерапевтической школы, развитие которой принадлежало ученикам Мягкова И.Ф.

Почетный член Нью-Йоркской международной ассоциации социально-психологического тренинга Мягков И.Ф. стал председателем правления Воронежского регионального отделения Российского психологического общества.

I съезд РПА (1995 г.) объединил специалистов из 45 регионов страны. В съезде принимали участие ведущие специалисты из других стран — С. Ледер, Б. Воронович (Польша), В. Лаутербах, X. Пезешкиан (Германия), Г. Кассинов (США), С. Кратохвил (Чехия). На съезде обсуждались теоретико-методологические проблемы психотерапии, организация психотерапевтической помощи, перспективы дальнейшего развития психотерапии в нашей стране, а также вопросы введения единого образовательного стандарта подготовки специалистов по психотерапии, который в дальнейшем должен был стать основанием для получения специалистами сертификата и лицензии на право самостоятельной профессиональной деятельности.

В 1998 году на II съезде РПА была организована специализированная общественная организация — Психотерапевтическая Профессиональная Лига (ППЛ). Ее деятельность была ориентирована на объединение в РПА и ППЛ помимо врачей-психотерапевтов и медицинских психологов, представителей немедицинских специальностей — всех, кто использует в работе психотерапевтические приемы и методы.

Следующий период характеризуется формированием психотерапевтических сообществ и институтов подготовки психотерапевтов, разработки программ обучения, построенных по европейским стандартам.

Конец 80-х начало 90-х Советский Союз стал этапом, характеризующимся интересом к западной психотерапии. Благодаря действиям интузиастов психологов в Россию стали приходить и активно развиваться такие методы психотерапии как Гештальт-терапия, нейро-лингвистическое программирование, телесно-ориентированная психотерапия, психодрама, психоанализ. Благодаря тому, что границы страны оказались открыты в Россию стали приезжать специалисты из-за рубежа которые показывали и преподавали новые методы [4].

Этому способствовало проведение обучающих семинаров ведущими специалистами и основателями методов и направлений психотерапии (К. Роджерс, К. Витакер, Б. Эриксон, Р. Бендлер, З. Морено, Н. Пезешкиан, Ф. Фарелли). Многие из психологов и психотерапевтов включились в процесс изучения этих новых методов. Это позволило в дальнейшем создать организации, целью которых стало развития таких направлений психотерапии в нашей стране.

В стране создаются частные организации по обучению отдельным методам психотерапии -Национальная Федерация психоанализа, Восточно-Европейский институт психоанализа, Московский и Санкт-Петербургский центры гештальта. Институт психотерапии и клинической психологии был создан в декабре 1992 г. как институт дополнительного профессионального образования. К таким организациям по направлению гештальт-терапии относились Московский гештальт институт, Восточно-европейский гештальт институт, чуть позже Московский институт гештальта и психодрамы, Московскии институт гештальт терапии и консультирования.

Широкое распространение получило также направление психоаналитической подготовки психотерапевтов. Одним из первых учебных заведений психоаналитического профиля стал «Институт психоанализа», открытый в Москве в 1995 г., образованный по программе Лондонского института

психоанализа. Позже в Санкт-Петербурге появился Восточно-Европейский институт психоанализа, в Москве Институт практической психологии и психоанализа и Институт психоанализа и социального управления, Институт Практической Психологии и Психоанализа, а в Киеве - Международный институт Глубинной Психологии [51.

Широкое развитие и распространение получила и экзистенциальная психология и психотерапия в России, основанная на экзистенциальной философии, гуманистической психологии и литературе. Наиболее известными стали несколько школ. Экзистенциальный терапевт Александр Алексейчик, стал автором методов «интенсивная терапевтическая жизнь» и «экзистенциальная библиотерапия». Восточно-европейская школа практического экзистенциализма была представлена Институтом гуманистической и экзистенциальной психологии, открытой в 1996 г. в г. Бирштонасе (Литва), профессором Римантасом Кочюнасом. В это же время широкое распространение получили тренинги личностного роста, потеснившие практику личностно-ориентированной психотерапии.

Выводы. Таким образом, на современном этапе своего развития психотерапия практически распалась на множество субспециальностей. Современная психотерапия дифференцируется на основе ее ведущих методов: динамическая, поведенческая, гуманистическая, когнитивная и др., по области применения: психотерапия в психиатрии, кардиологии, онкологии, трансплантационной хирургии и др.; по объекту приложения: психотерапия детская, подростковая, гериатрическая и др.; областям социальной практики -психотерапия спортивная, военная и др.

Самостоятельное значение приобретает работа психотерапевта в экстремальной психологии и медицине катастроф.

Литература:

1. Гайдамакина Е.В. Психотерапевтические и медико-психологичекие вопросы, обсуждавшиеся на Пироговских съездах Сообщение 1- 2. / Е.В. Гайдамакина, A.B. Зотова, С.А. Подсадный // Психическое здоровье / под ред. Казаковцева Б.А. - СПб. - 2008. - № 10. — С. 62-66.

2. Гайдамакина Е.В. Становление психотерапевтических и медико-психологических взглядов в трудах первых съездов отечественных психиатров / Е.В. Гайдамакина, A.B. Зотова, С.А. Подсадный // Вестник психотерапии. — 2008. — № 28 (33). — С. 35-55.

3. Лебедева Н.М, Иванова Е.А Путешествие в гештальт: теория и практика. - СПб.: Речь, 2015.

4. Теория и практика психотерапии в России / Б.Д. Карвасарский, Р.К. Назыров, С.А. Подсадной, Е.И. Чехлатый. Психоневрологический НИИ им. В.М. Бехтерева, Санкт-Петербург // http: psinovo.ru :{jumi [plugins/content/jumi/mod_art.php1} /teoriya_i_praktika_psichoterapii_v_rossii.html

5. Третьяк Л.Л. Психотерапевтическая практика в России: менталитет, традиции, современность (доклад на Конгрессе Немецко-Русского Общества Психотерапевтов, г. Нюрнберг, 2013) //https://www.b17.ru/article/46466/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.