Научная статья на тему 'Проблемы развития системы управления промышленной безопасностью подъемных сооружений'

Проблемы развития системы управления промышленной безопасностью подъемных сооружений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
305
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Штапов Александр Александрович

В соответствии с требованиями Федерального закона «О техническом регулировании» № 184 ФЗ от 27.12.2002 г. предложена программа работ, направленных на совершенствование ведомственной и вневедомственной надзорной и контрольной деятельности и системы управления промышленной безопасностью подъемных сооружений, опирающаяся на меры правового, организационного, технического и социального характера, предусматривающие переход от обязательного применения ГОСТов и других нормативных актов к их добровольному практическому использованию с целью снять расхождения технического законодательства России с техническими законодательствами стран, входящих в ВТО. Библиогр. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Штапов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTIVES OF DEVELOPING SYSTEM OF CONTROL OVER SAFE OPERATION OF ELEVATING MECHANISMS

According to the Federal statutory requirements «About engineering regulation» N 184-ФЗ on 27 January, 2002 there has been brought an operating program to improve departmental and off-departmental supervising activity and to control operational safety of elevating mechanisms based on legal, institutional, engineering and social factors considering change-over from obligatory use of government standard to voluntary practical use, in order to avoid discrepancy in engineering regulations of Russia and engineering regulations of countries-members of WТО.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития системы управления промышленной безопасностью подъемных сооружений»

УДК 621.873

А. А. Штапов

Астраханское управление Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому и технологическому надзору России

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОДЪЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ

Под контролем Ростехнадзора РФ находится 726 000 подъемных сооружений, из них 291 000 грузоподъемных кранов: 99 000 мостовых, 22 000 козловых, 142 000 стреловых самоходных, 4 200 портальных. Кроме того, осуществляется надзор за 417 000 лифтов, 16 000 грузопассажирских подъемников (вышек). Это обусловливает актуальность совершенствования надзорной и контрольной деятельности в системе Госгортехнадзора России (с 2004 г. - Ростехнадзора (РТН)) за промышленной безопасностью подъемных сооружений, направленной на разработку системы управления промышленной безопасностью, учитывающей три важнейших фактора:

а) переход страны к рыночной экономике с господствующим положением частной (акционерной) собственности на подъемные сооружения;

б) техническая деградация: степень обновления кранового парка составляет 1 % в год; доля кранов с истекшим нормативным сроком службы (НСС) к настоящему времени приблизилась к 95 %; количество грузоподъемных машин в стране ежегодно уменьшается на 5-7 тыс. единиц; из 417 000 лифтов, находящихся в эксплуатации, около 60 % выработали свой ресурс, однако их замена либо модернизация практически не осуществляются;

в) необходимость исполнять требования Федерального закона (ФЗ) «О техническом регулировании» [1], принятого в 2002 г., призванного обеспечить правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также правовое регулирование отношений в области соответствия, заключающееся в прямом либо косвенном определении (документальном удостоверении) соблюдения требований, предъявляемых к объекту, продукции, процессам производства, эксплуатации и др.

Прекращение хозрасчетной деятельности надзорных и контрольных органов обусловило необходимость разработки двухуровневой системы нормативных документов: 1) технических регламентов по отраслям производства либо видам техники и процессов ее эксплуатации, которые будут содержать обязательные требования промышленной (и иных видов) безопасности; 2) добровольных стандартов, содержащих требования к качеству объектов, продукции, процессам производства и эксплуатации и установление семилетнего, с 2003 г., переходного периода - перехода от обязательного применения действующей системы государственных стандартов (ГОСТ) к их добровольному применению, с целью снятия таких барьеров, как расхождение законодательств различных стран, действующих в режиме «Соглашения о технических барьерах в торговле», принятого ВТО.

В связи с этим предусматривается дальнейшее развитие Положения [2], направленного на обеспечение государственного надзора и контроля за соблюдением требований технических регламентов, осуществляемых Ростехнадзором России и его территориальными подразделениями как органами государственного надзора и контроля, действующими в порядке, установленном законодательством РФ. Следует указать, что в новой системе технического регулирования [3] производственный надзор и контроль выступают как элемент системы управления промышленной безопасностью подъемных сооружений, представляющей собой механизмы непрерывного и целенаправленного процесса воздействия на промышленную безопасность в условиях двухуровневого нормирования и утраты документами (ГОСТами) второго уровня обязательности (в том числе преследования уголовным и административным законами). Очевидно, по содержанию проблема разработки механизма управления промышленной безопасностью подъемных сооружений будет опираться на меры правового, организационного, технического, экономического, информационного, образовательного и социального характера, направленные на предупреждение, предотвращение и ликвидацию аварий и инцидентов на опасных производственных объектах (ОПО) [4], поскольку к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, консервация и ликвидация ОПО, а также изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на ОПО, проведение экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ) и подготовка и переподготовка работников ОПО в необразовательных учреждениях.

В связи с этим становится понятным, что проблема совершенствования механизма управления промышленной безопасностью применительно к новым условиям может быть решена только на основе системного анализа1 [5] как части общей системы управления техносферой, которая включает в себя Ростехнадзор РФ как организационную структуру, специально уполномоченную в стране в области промышленной безопасности, и его деятельность по планированию, распределению ответственности, практическую работу, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения и достижения целей и, кроме того, оценке достигнутого (в том числе нереализованного) в рамках реализации общегосударственной политики промышленной безопасности техносферы [6].

Таким образом, на первом этапе совершенствования системы управления промышленной безопасностью подъемных сооружений в новых условиях представляется целесообразным построить её из пяти блоков.

1 Система - объект определенного состава и структуры, для которого характерны следующие необходимые и достаточные признаки: а) объект состоит из подсистем, каждая из которых должна функционировать как единое целое; б) наличие взаимосвязей между элементами системы; в) иерархичность системы: каждая система должна быть подсистемой другой более крупной системы.

1. Анализ работ по промышленной безопасности подъемных сооружений (ПС) и сопутствующих производств и постановка задачи исследований.

1.1. Краткий обзор государственных докладов РФ о состоянии промышленной безопасности опасных производств (ОПО, в т. ч. ПС) и тенденций ее обеспечения [7]1.

1.2. Системный обзор аварий и инцидентов на ПС и методы их предотвращения.

1.3. Обзор и системный анализ организационно-технологических методов обеспечения промышленной безопасности ПС.

1.4. Системный анализ методов управления промышленной безопасностью ОПО, включающих в себя:

- методы системного управления качеством;

- метод авторского надзора;

- метод оценки прав объектов техники;

- метод системного управления ресурсами;

- метод на основе принципов теории управления;

- метод контроллинга;

- метод на основе принципов эволюционной теории управления;

- метод системного менеджмента качества;

- методы организации промышленного бизнеса;

- метод процессного подхода к управлению качеством;

- метод менеджмента качества предприятия (промышленного, строительного, другого вида производства).

1.5. Анализ опасности ПС на промышленных производствах как фактор их деградации.

1.6. Экономическая и социальная эффективность обеспечения промышленной безопасности промышленных производств.

1.7. Постановка задачи исследований: разработка научных основ консолидированного метода обеспечения и управления промышленной безопасностью ПС на основе системного подхода.

2. Безопасность ПС как социальная проблема.

2.1. Опасности ПС техногенного характера и их место в социальной жизни общества.

2.2. Анализ опасностей ПС техногенного характера, обусловленных регрессом социально-экономических отношений.

2.3. Анализ опасностей ПС на основе синергетических принципов развития деградирующей техносферы.

2.4. Роль и место ПС в техносфере.

2.5. Системный анализ законодательной базы в обеспечении промышленной безопасности ПС.

2.6. Общий системный анализ социально-экономических и технократических причин опасности ПС для общества.

2.7. Безопасность ПС на уровне промышленного риска как социальная проблема [8].

1 См. также Г осударственные доклады ... за 2002-2004 гг.

3. Системный анализ среды обитания ПС в техносфере и уровни их

риска.

3.1. Промышленная безопасность технологической функции ПС в техносфере и уровень их риска для «благоприятной окружающей среды» (см. Конституцию РФ).

3.2. Анализ последствий аварий ПС и оценка качества организационно-технологических мер предупреждения их повторяемости с учетом: а) менеджмента качества жизни; б) экологической экспертизы; в) идентификации опасностей в системе человек-машина и др.

3.3. Совершенствование методологии оценки риска (как меры опасности) ПС на региональном уровне.

3.3.1. Общий техногенный обзор регионального парка ПС.

3.3.2. Практическая значимость количественных и качественных методов оценки риска процессов эксплуатации ПС на региональном уровне.

3.3.3. Качественный риск-анализ ПС на региональном уровне.

3.3.4. Системный анализ качества законодательных мер предупреждения аварий на ПС.

3.4. Системный анализ качества организационно-технологических мер предупреждения аварий на ПС.

3.4.1. Оценка влияния форм собственности.

3.4.2. Оценка влияния системы «умный кран».

3.4.3. Влияние своевременности переоборудования ПС в соответствии с изменяющейся нормативной базой.

3.4.4. Оценка влияния методов управления промышленным производством на безопасность и риск ПС.

4. Совершенствование методов надзорной и контрольной деятельности по обеспечению требований ФЗ «О промышленной безопасности ОПО» и ФЗ «О техническом регулировании».

4.1. Системный анализ влияния административного управления, контрольной и надзорной деятельности на безопасность ПС в рыночных условиях.

4.2. Совершенствование надзорной деятельности за ПС на региональном уровне в условиях развивающегося законодательства.

4.2.1. Анализ достаточности законодательной базы по надзорной деятельности за ПС.

4.2.2. Системный анализ условий применения ФЗ «О техническим регулировании» и «О безопасности ПТО и процессов его эксплуатации»1 на региональном уровне.

4.2.3. Реконструкция надзорной деятельности за промышленной безопасностью ПС в соответствии с требованиями ФЗ «О безопасности ПТО и процессов его эксплуатации».

4.2.4. Реконструкция организационно-технологических мер по обеспечению контрольной деятельности за промышленной безопасностью ПС в соответствии с требованиями ФЗ «О безопасности ПТО и процессов в его эксплуатации».

1 В 2006 г. - проект ФЗ «О безопасности подъемно-транспортного оборудования (ПТО) и процессов его эксплуатации».

4.3. Системный анализ мер контроля и надзора в оценке качества профессиональной деятельности и процессов эксплуатации ПТО (системы человек-машина).

4.3.1. Совершенствование подготовки специалистов с рабочим дипломом.

4.3.2. Совершенствование подготовки специалистов промышленной безопасности и ведомственного контроля.

4.3.3. Совершенствование подготовки административных кадров промышленных (строительных и др.) производств по промышленной безопасности ПС.

4.4. Реконструкция мер надзора и контроля за техническим состоянием ПС в соответствии с требованиями ФЗ «О безопасности ПТО и процессов его эксплуатации».

4.5. Реконструкция мер надзора и контроля за эффективностью экспертной (диагностической) деятельности в области обеспечения промышленной безопасности ПС.

4.5.1. Системный анализ качества экспертной (диагностической) системы на региональном уровне.

4.5.2. Системный анализ качества нормативной базы экспертной деятельности на региональном уровне.

4.5.3. Системный анализ качества показателей предельных состояний ПС в эксплуатационных условиях [9].

4.5.3.1. Остаточный ресурс металлоконструкций ПС.

4.5.3.2. Остаточный ресурс механизмов ПС.

4.5.3.3. Остаточный ресурс приборов и устройств безопасности ПС.

4.5.3.4. Остаточный ресурс электротехнических систем ПС.

4.5.3.5. Остаточный ресурс крановых рельсовых путей (КРП) ПС.

5. Разработка надзорных и контрольных организационнотехнологических мер по обеспечению региональной промышленной безопасности консолидированного порта Астрахань.

5.1. Общий анализ парка ПС порта Астрахань.

5.2. Разработка региональные мер надзорной и контрольной деятельности Ростехнадзора в условиях деградации технических систем ПС и среды их обитания в условиях порта Астрахань.

5.3. Организационно-логистическая оценка функциональной промышленной безопасности перегрузочной техники и технологий порта Астрахань.

5.4. Организационно-логистическая оценка функциональной промышленной безопасности портовых сооружений и водного пути порта Астрахань.

5.5. Совершенствование управленческих функций региональной исполнительной и законодательной власти в обеспечении функциональной промышленной безопасности эксплуатационного процесса международного транспортного коридора «Север - Юг».

В заключение укажем, что важнейшей составляющей государственной политики в области промышленной безопасности подъемных сооружений является должный уровень культуры промышленной безопасности, провозглашающей безопасность высшим приоритетом при проведении

работ на ОПО. Культура безопасности обеспечивается путем создания и внедрения в организациях, эксплуатирующих ОПО, систем управления промышленной безопасностью с учетом отечественного и зарубежного опыта и положений международных стандартов систем управления качеством, безопасностью и здоровьем.

Наряду с этим меры совершенствования надзорной и контрольной деятельности в новых условиях должны предусматривать внедрение новых форм и методов надзорной деятельности за подъемными сооружениями, основанных на контроле за эффективностью систем управления промышленной безопасностью на предприятиях, предусматривающих сокращение числа проверок, которые проводят органы государственного контроля и надзора. Такое решение продиктовано необходимостью создания благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности [10].

Кроме того, целесообразно указать, что дальнейшее развитие систем управления промышленной безопасностью в информационном обществе должно опираться на структуру Государственной автоматизированной информационно-управляющей системы регулирования промышленной безопасности», работа на которой Ростехнадзором России ведется с 1998 г. на основании постановления Правительства РФ от 14.11.1998 г. № 1371, в котором Ростехнадзор (ранее ГГТН) России определен ее государственным заказчиком.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Котельников В. С. О травматизме и аварийности на подъемных сооружениях / Подъемно-транспортное дело. - 2003. - № 3. - С. 9-19.

2. РД 04-354-00. Положение о надзорной и контрольной деятельности в системе Госгортехнадзора (ГГТН) России / Утв. приказом ГГТН РФ от 26.04.2000 г. № 50.

3. Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.2002 г.

4. Федеральный закон «О промышленной безопасности ОПО» № 116-ФЗ от 20.06.1997 г. (в ред. Федеральный закон № 122-ФЗ от 07.08.2000 г. и № 15-ФЗ от 10.01.2003 г.)

5. Быков А. А., Мурзин Н. В. Проблема анализа безопасности человека, общества природы. - С.-Пб.: Наука, 1997. - 286 с.

6. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты: Словарь терминов и определений. - М.: Знание, 1999. - 368 с.

7. Государственный доклад о состоянии промышленной безопасности ОПО, рационального использования и охраны недр РФ в 2001 г. - М.: НТЦ по безопасности в промышленности ГГТН России, 2002. - 162 с.

8. Перелет Р. А. Регреев Г. С. Технологический риск и обеспечение безопасности производства. - М.: Высш. шк., 1998. - 207 с.

9. Концепция оценки остаточного ресурса м/к г/п кранов, отработавших нормативный срок службы / В. С. Котельников и др. / Безопасность труда в промышленности. - 2000. - № 10. - С. 41-46.

10. Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности ОПО // Утв. пост. ГГТН РФ от 18.11.2002 г. № 61-А.

Получено 29.12.05

OBJECTIVES OF DEVELOPING SYSTEM OF CONTROL OVER SAFE OPERATION OF ELEVATING MECHANISMS

A. A. Shtapov

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

According to the Federal statutory requirements «About engineering regulation» N 184-03 on 27 January, 2002 there has been brought an operating program to improve departmental and off-departmental supervising activity and to control operational safety of elevating mechanisms based on legal, institutional, engineering and social factors considering change-over from obligatory use of government standard to voluntary practical use, in order to avoid discrepancy in engineering regulations of Russia and engineering regulations of countries-members of WTO.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.