Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ / СБОР / НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ / НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ / ОТМЕНА ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА / TAX PAYMENTS / COLLECTING / PROPERTY TAX OF THE ORGANIZATIONS / PROPERTY TAX OF NATURAL PERSONS / TRANSPORT TAX / CANCELLATION OF A TRANSPORT TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акбашева А.А., Дзахмишева И.Ш.

В работе рассматриваются региональные налоги, дана их общая характеристика, представлены проблемы выбора между повышением налоговых ставок на транспортный налог и отменой транспортного налога с одновременным увеличением акцизов на бензин. В работе представлены вопросы о том, что в случае отмены транспортного налога в целях возмещения потерь бюджета потребуется значительное увеличение ставок акцизов на нефтепродукты, что, в свою очередь, приведет к существенному росту цен на все товары, что отразится на благосостоянии не только владельцев автомобилей, но и россиян, не владеющих авто, то есть такие изменения приведут к возникновению «выпадающих доходов». Также делается попытка разработки возможного направления развития системы регионального налогообложения в целях улучшения качества жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SYSTEM OF THE TAXATION AT THE REGIONAL LEVEL

In this article regional taxes are analysed, their general characteristics are given, choice problems between increase of tax rates on a transport tax and cancellation of a transport tax with simultaneous increase in excises at gasoline are presented. The questions of cancellation of a transport tax for compensation of losses of the budget significant increase in rates of excises by oil products will be required. This in its turn, will lead to an essential increase in prices for all goods that will influence on the welfare not only owners of cars, but also citizens, who don' have cars. Such changes will lead to emergence of «the dropping-out incomes». Also an attempt of development of the possible direction of development of system of the regional taxation for improvement of quality of life is made.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ»

УДК 332.1

Акбашева А. А., Дзахмишева И. Ш.

Akbasheva A. A., Dzakhmisheva I. Sh.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SYSTEM OF THE TAXATION AT THE REGIONAL LEVEL

В работе рассматриваются региональные налоги, дана их общая характеристика, представлены проблемы выбора между повышением налоговых ставок на транспортный налог и отменой транспортного налога с одновременным увеличением акцизов на бензин. В работе представлены вопросы о том, что в случае отмены транспортного налога в целях возмещения потерь бюджета потребуется значительное увеличение ставок акцизов на нефтепродукты, что, в свою очередь, приведет к существенному росту цен на все товары, что отразится на благосостоянии не только владельцев автомобилей, но и россиян, не владеющих авто, то есть такие изменения приведут к возникновению «выпадающих доходов». Также делается попытка разработки возможного направления развития системы регионального налогообложения в целях улучшения качества жизни.

Ключевые слова: налоговые платежи, сбор, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, транспортный налог, отмена транспортного налога.

In this article regional taxes are analysed, their general characteristics are given, choice problems between increase of tax rates on a transport tax and cancellation of a transport tax with simultaneous increase in excises at gasoline are presented. The questions of cancellation of a transport tax for compensation of losses of the budget significant increase in rates of excises by oil products will be required. This in its turn, will lead to an essential increase in prices for all goods that will influence on the welfare not only owners of cars, but also citizens, who don' have cars. Such changes will lead to emergence of «the dropping-out incomes». Also an attempt of development of the possible direction of development of system of the regional taxation for improvement of quality of life is made.

Key words: tax payments, collecting, property tax of the organizations, property tax of natural persons, transport tax, cancellation of a transport tax.

Акбашева Анжела Арсеновна -

к.э.н., и.о. зав. кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита, Карачаево-Черкесский филиал Московского финансово-промышленного университета «Синергия», Черкесск

Дзахмишева Ирина Шамильевна -

д.э.н., профессор кафедры «Товароведение, туризм и право», ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский ГАУ, Нальчик

Akbasheva Angela Arsenovna -

Ph.D., Acting Head Department of Accounting, Analysis and Audit, Karachay-Cherkessia branch of the Moscow Financial and Industrial University «Synergy», Cherkessk

Dzakhmisheva Irina Shamilyevna -

Doctor of Economics, Professor of the Department of Commodity, Tourism and Law, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik

Экономические науки

Понятие налоговых платежей нашло свое место в системе развития человеческой цивилизации в совокупности с появлением первых потребностей. С того времени без обязательных платежей сложно себе представить функционирование государства, вследствие того, что только налоговые платежи являлись основным источником получения доходов и пополнения бюджета.

В обществе категория налоговых платежей выполняет непосредственные функции, в том числе фискальную, стимулирующую, регулирующую и перераспределительную, тем самым, выступая как инструмент механизма экономического воздействия государства, влияет на развитие производственной отрасли экономики, формирует территориальную структуру, регулирует хозяйственную деятельность.

Балансирование системы налогов, сборов и других обязательных платежей является существенной функцией каждого государства. Налоговая система государства представляется системой налогов, как совокупности налоговых платежей и сборов, мобилизующихся посредством фискальной функции налогов в государственном бюджете для их перераспределения и выполнения государственных обязательств, финансирования местных бюджетов и внебюджетных фондов; системой налогового законодательства, как совокупности указов законов и подзаконных актов, регулирующих метод и порядок исчисления и уплаты налогов и сборов: институциональной системой налогообложения в виде принципов построения системы налогообложения и формами осуществления налогового контроля.

Развитие принципов современной демократии в рамках общественных отношений, становления условий рыночных отношений экономики привело к актуализации вопроса о расширении полномочий органов региональных и местных властей. Также с этим имеют связи проблемы стабилизации финансовой и экономической базы для их совместного функционирования. Рост доходов, закрепленных за бюджетами территориальных образований и регионов вследствие распределения объема уплачиваемых налогов, становится одним из альтернативных способов решения данного вопроса.

Отсутствие реальной возможности субъектов Федерации автономно принимать законодательные решения в системе управления налогами и сборами является существенной проблемой функционирования налогообложения в регионах. Актуальность вопроса развития налогообложения по имуществу опирается на необходимость оптимизации использования имущества в виде земли и сформированной на ней инфраструктуры. На современном этапе развития налоговой системы имущество представляется более постоянным объектом налогообложения, к примеру, в сравнении с доходами.

Последние годы часто поднимался вопрос об увеличении ставок транспортного налога, но пришли к выводу, что такое изменение не будет эффективным. Вопреки этому планировали поднимать, ожидая высокую пополняе-мость бюджетов субъектов Российской Федерации налоговыми поступлениями. Следствием таких действий стала бы дополнительная нагрузка на налоговые службы, которые и без этого испытывали сложности по сборам функционирующих налогов. Значит, изначально необходимо было стремиться к разработке механизма, который позволил бы повысить уровень собираемости налогов как с юридических, так и с физических лиц, а не повышать сами налоговые ставки, и в итоге утяжелять налоговое бремя для порядочных налогоплательщиков.

Собираемость налогов на транспортные средства находится на низком уровне, поэтому требуется доработка действующей системы ставок транспортного налога, то есть необходимо сделать их дифференцированными. Значит, не повышение ставок налога на транспорт, а решение проблем его собираемости станет основным толчком развития транспортного налогообложения на территории субъектов Федерации.

Вопрос об отмене транспортного налога и замены его на акциз на бензин рассматривается уже на протяжении более пяти лет.

В Государственной Думе 12 марта 2019 года зарегистрирован законопроект № 663 520-7 об отмене транспортного налога и направлен ее Председателю1. Зарегистрированным Федеральным законом «О внесении изменений в

1 http ://sozd. duma.gov. т/ЫП/663 520-7

НК РФ в части отмены транспортного налога» предлагается упразднить главу 28 Налогового кодекса «Транспортный налог». На самом деле, это было бы довольно удобно вследствие того, что должен работать принцип «пользователь платит, когда едет», то есть, кто больше проедет, тот больше заплатит. Владельцы автомобилей будут уплачивать налог за использование машины. У кого очень мощная машина - заплатит еще больше, что, безусловно, является более справедливой формой платы.

На сайте российских общественных инициатив проходит сбор подписей в пользу данной инициативы, за которую уже проголосовало более 86 тыс. человек, Министерство транспорта РФ еще в 2016 году высказывалось в поддержку идеи отмены налога на транспорт.

С другой стороны, в случае отмены транспортного налога в целях возмещения потерь бюджета потребуется значительное увеличение ставок акцизов на нефтепродукты, что, в свою очередь, приведет к существенному росту цен на все товары, что отразится на благосостоянии не только владельцев автомобилей, но и россиян, не владеющих авто. Такие изменения приведут к возникновению «выпадающих доходов», а источники их компенсации отсутствуют.

Так как транспортный налог - это региональный, то направляется и также на ремонт и содержание дорог. Результатом его отмены станет возникновение «дыр» в местных бюджетах, которые, соответственно, придется

компенсировать с применением федеральных средств.

Даже понижение акцизов на бензин, доходы от которых распределяются в соотношении 60:40 между регионами и федеральным центром, привело к необходимости компенсировать местные убытки.

Поэтому в ближайшей перспективе, пока не найдена полноценная альтернатива транспортному налогу, данный вид сборов отменен не будет.

Однако в такой ситуации требуется нахождение компромисса в процессе применения механизма государственного регулирования.

В 2019 году был скорректирован порядок налогообложения имущества организаций. Из состава налогооблагаемых объектов было исключено все движимое имущество. То есть уже в 2020 году не потребуется уплата имущественного сбора с машин, оборудования, станков и прочих движимых объектов основных средств.

Таким образом, налоговая система требует устойчивой и стабильной доработки. В случае, если удастся сформировать гармоничную и прозрачную налогооблагаемую систему, не увеличивая налоговую нагрузку, а совершенствуя региональные налоги, то собираемость данных налогов на различных территориях существенно возрастет. Тогда и обнаружатся средства на развитие экономической инфраструктуры регионов и социально-экономические программы, приводящие к увеличению качества жизни граждан.

Литература

1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.01.2019). Глава 28 «Транспортный налог» http: //www. consultant. ru/ document/cons_doc_L AW_28165/

2. Пинская М.Р., Мельничук М.В., Осипо-ва В.М. Теория налогов (с компендиумом «A short history of taxes and taxation»): учебное пособие / Финансовый университет при Правительстве РФ. Москва: Прометей, 2018. 208 с.; То же [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru

References

1. «Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federatsii (chast vtoraya)» ot 05.08.2000 №117-FZ (red. ot

25.12.2018) (s izm. i dop., vstup. v silu s

25.01.2019). Glava 28 «Transportnyj nalog» http : //www. consultant. ru/document/cons_doc_L AW_28165/

2. Pinskaya M.R., Melnichuk M.V., Osipo-va V.M. Teoriya nalogov (s kompendiumom «A short history of taxes and taxation»): uchebnoe posobie / Finansovyj universitet pri Pravitelstve RF. Moskva: Prometej, 2018. 208 s.; To zhe [Elektronnyj resurs]. URL:http://biblioclub.ru

Э к о но м ич е ски е н ауки

3. Ийр: //БогЛ duma.gov. гц/ЬШ/663520-7

4. https://nalog-nalog.гц/tгanspoгtnyj_nalog/ tгanspoгtnyj_nalog_2016-2017/budet_li_ povyshenie_tгanspoгtnogo_naloga/

5. https://zakon.гц/Ьlog/2019/03/13/zakonopг oekt_oЬ_otmene_tгanspoгtnogo_naloga_s_peгsp екй^_1_к_5

3. http: // sozd. duma.gov. гц/Ьill/663520-7

4. https://nalog-nalog.гц/tгanspoгtnyj_nalog/ tгanspoгtnyj_nalog_2016-2017/Ьцdet_li_ povyshenie_tгanspoгtnogo_naloga/

5. https://zakon.гц/Ьlog/2019/03/13/zakonopг oekt_ob_otmene_tгanspoгtnogo_naloga_s_peгsp ektivoj_1_k_5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.