Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
238
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ / ТЕНДЕНЦИИ / РОЛЬ / ПРОБЛЕМЫ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ондар Д.Н.

Данная статья знакомит с проблемами развития системы местного самоуправления в РФ. С началом трансформационных процессов в большинстве регионов страны случилось обострение социальных и экономических проблем, предопределенное спадом производства, понижением инвестиционной активности, ухудшением качества жизни населения. Главными причинами сложившейся ситуации являются недостаток финансирования, несовершенство законодательства, недостаточное взаимодействие органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION AND WAYS TO SOLVE THEM

The article introduces the problems of the development of the system of local self-government in the Russian Federation. With the beginning of the transformation processes in most regions of the country, there was an aggravation of social and economic problems caused by a decline in production, a decrease in investment activity, and a deterioration in the quality of life of the population. The main reasons for the current situation are lack of funding, imperfection of legislation, insufficient interaction of authorities.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Д.Н. Ондар, студент

Научный руководитель: Ш.В. Хертек, канд. экон. наук, доцент Тувинский государственный университет (Россия, г. Кызыл)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-3-2-55-58

Аннотация. Данная статья знакомит с проблемами развития системы местного самоуправления в РФ. С началом трансформационных процессов в большинстве регионов страны случилось обострение социальных и экономических проблем, предопределенное спадом производства, понижением инвестиционной активности, ухудшением качества жизни населения. Главными причинами сложившейся ситуации являются недостаток финансирования, несовершенство законодательства, недостаточное взаимодействие органов власти.

Ключевые слова: местное самоуправление, эффективность, принципы, тенденции, роль, проблемы, развитие.

Местное самоуправление выступает независимой конституционной ценностью, общепризнанной и гарантированной на всей территории Российской Федерации. В то же время анализ мер, принятых в последние годы на федеральном уровне в отношении местного самоуправления, демонстрирует ряд устойчивых негативных тенденций: низкий уровень участия общественности в решении проблем местного значения; снижение изоляции, самостоятельности местного самоуправления от органов государственной власти; сокращение выборов в местные органы власти; низкие доходы местных бюджетов; сокращение количества муниципалитетов, таких как городские и сельские поселения, городские районы и увеличение числа городских районов; кадровая проблема.

Невысокое отношение общественности в решении местных проблем. Результативность местного самоуправления в большей степени, чем результативность государства, определяется степенью участия в нем людей. На федеральном уровне набран перечень всевозможных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Все изучения показывают, что уровень осведомленности населения о существующих и возможных формах участия в местном самоуправлении очень низок [1].

Таким образом, население, как правило, является лишь потенциальным субъектом местного самоуправления. Во многих муниципалитетах это пассивно: как факторы низкой гражданской активности, недоверия к местным органам власти, низкой оценки деятельности органов власти, особенностей восприятия местного самоуправления гражданами и слабой осведомленности о его характере и возможности участия в решении проблем местного значения [2, с. 219].

Уменьшение изоляции, независимости местного самоуправления. Статья 130 Конституции Российской Федерации предусматривает, что местное самоуправление в Российской Федерации предоставляет населению самостоятельное решение по вопросам местного значения. Федеральный закон №136-ФЗ, однако, ввели относительно серьезные изменения в регулировании полномочий местных органов власти, в том числе возможность перераспределения полномочий между государственными органами органов, входящих в состав Российской Федерации, и органами местного самоуправления.

Конфискация полномочий у местного правительства выходит «серьезно и в долгосрочной перспективе», и поэтому важны дальнейшие изменения в этом направлении федерального закона, чтобы уточнить

список проблем, которые не могут быть перераспределены. «В противном случае завязывается вопрос, поскольку текущая практика соответствует нормам Конституции Российской Федерации, которая предусматривает, что органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения» [3, с. 28].

Наряду с движением центра по регулированию осуществления местного самоуправления из федерации в регионы выборы в органы местного самоуправления сокращаются.

Анализ методов заполнения должности главы муниципального образования показывает сокращение выборов непосредственно населением органов местного самоуправления. В большинстве случаев этот вопрос решается представительным органом, который исключает саму суть местного самоуправления и противоречит части 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации, которая предусматривает обязательное присутствие избранных местных органов власти.

Еще одной важной тенденцией является сокращение числа муниципалитетов за счет увеличения количества городских округов. По данным статистического бюллетеня «Создание местного самоуправления в Российской Федерации», на 1 января 2017 года в России насчитывалось 22 327 муниципалитетов, из которых 18 101 сельское поселение, 1589 городских поселений, 1784 муниципалитета, 567 городских округов (в том числе 267 городских). федерального значения и 19 городских территорий.

Для повышения эффективности региональной политики городского развития нужно четко понимать все уровни управления (федеральный, региональный и местный) и согласовывать стратегические приоритеты, цели, цели территориального развития, механизмы их достижения, а также делиться компетенциями, функциями и задачами между участниками стратегического процесса. Планирование. Поэтому стратегические документы (стратегии, программы, прогнозы), разработанные на этих уровнях управления, должны быть согласованы. Все это позволит связать бюджетное

и стратегическое планирование с эффективностью государственного управления.

На основе направления и механизмов развития для достижения целей, изложенных в стратегии на любом уровне, разрабатывается программа социально-экономического развития соответствующей территории, которая представляет собой сочетание ресурсов (в том числе финансовых), механизмов и исполнителей в соответствии с временными рамками, которые необходимо достичь. Более подробные целевые и ведомственные, а также государственные программы (такие как программы развития сельского хозяйства, образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, поддержка бизнеса и так далее). Будут разработаны отдельно.

Изучение отечественного и зарубежного опыта реализации региональной государственной политики показывает, что существует два основных подхода к территориальному развитию: политика переселения и политика поляризованного развития. Во-первых, обеспечить относительно равные условия жизни для населения и правительства, обеспечить равный доступ ко всем территориям. Второе - это разделение и поддержка территорий (столбов, центров, мест, локомотивов развития, регионов поддержки, коридоров развития), которые имеют значительные конкурентные преимущества, которые будут иметь инновационный эффект на соседних территориях.

Важным инструментом достижения целей региональной и местной политики является всестороннее развитие местного самоуправления, его равноправное и конструктивное взаимодействие с региональными властями.

Эффективность местного самоуправления во многом определяется политикой государства по отношению к нему, системой взаимоотношений органов власти и местного самоуправления.

Основными направлениями региональной политики, связанной с развитием городов, являются:

1. Планирование территориального развития региона, выделение территориальных зон, создание «опорных рамок», административных округов. Определение роли

и места территориальных единиц в обеспечении устойчивого развития региона, трансформации территориальной структуры (объединение муниципалитетов, объединение районной администрации и поселения, являющегося центром района и т.д.)

2. Организация межведомственных отношений, балансирование бюджетной безопасности территории, софинансирование отдельных расходов с местными бюджетами, финансирование делегированных государственных полномочий, стимулирование органов МСУ к повышению эффективности расходов и увеличению собственной доходной базы.

3. Финансирование и софинансирование государственных программ развития социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры территориальных единиц.

4. Создание и приоритетное развитие отдельных территориальных единиц и зон: особых экономических зон, технопарков, технопарков, бизнес-инкубаторов, специализированных институтов территориального развития для привлечения инвестиций.

5. Повышение эффективности местного самоуправления, обеспечение разработки и реализации специальных программ.

Кроме того, типичными видами деятельности государства по реализации региональной политики являются: выделение «необходимых» областей, в связи с которыми государство должно осуществлять конкретную региональную политику; «Реанимация» депрессивных районов; «Стимулирующая» политика; Принцип «компенсации» [4, с. 184]. Взаимосвязь задач регионального и муниципального развития особенно важна, так как любой хозяйственный объект или хозяйственный комплекс находится на территории конкретного городского комплекса. Процессы экономического и социального развития происходят "физически".

Не менее важную роль в реализации региональной политики играет маркетинг,

Библиографический список

1. Ашенкампф Н.Д. Правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации. - М.: Академический проект, 2019. - 384 с.

2. Ефремов С.В., Региональная политика развития местного самоуправления // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2020. - №2. - С. 195-222.

способствующий реализации конкурентного потенциала территорий. Он включает в себя формирование имиджа и брендов муниципалитетов, их представление на выставках, ярмарках, форумах с целью привлечения инвесторов, туристов и потенциальных мигрантов.

Важным соглашением достижения комплексного и устойчивого развития территорий является согласование планов, стратегий и программ развития региона и муниципальных образований. Для реализации приоритетов, стратегий регионального развития большое значение обладают целевые программы, в том числе в экономической и социальной сфере, что вдобавок должны включать территориальный аспект, и программы поддержки, активизации развития отдельных территорий, например, моногородов. Особое внимание следует уделить экспертизе принимаемой региональной политики и концепций, стратегий, планов, программ, прочих нормативно-правовых актов (в том числе схем территориального планирования районов и генпланов поселений и городских округов).

Стратегические документы муниципальных образований должны соответствовать основным стратегическим приоритетам, целям и задачам соответствующего субъекта РФ. Но и стратегия развития региона должна содержать территориальный блок, то есть параметры развития, ключевые приоритеты, направления поддержки со стороны органов государственной власти субъекта РФ, ключевые проекты для муниципальных районов и городских округов, формирующих территорию соответствующего субъекта РФ. И только тогда формируется единая система стратегического планирования в регионе, позволяющая согласовывать приоритеты, средства, возможности, механизмы реализации целей для достижения устойчивого и комплексного развития различных территорий.

3. Беневоленский В.Б., Шмулевич Е.О., Региональная политика развития местного самоуправления// Вопросы государственного и муниципального управления. - 2018. - №3. -С. 150-175.

4. Базаров Р.Т., Дашина Е.И., Проблемы развития местного самоуправления в Российской Федерации / Экономические науки. Фундаментальные исследования. - 2019. - №2. -С. 1725-1729.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION AND WAYS TO SOLVE

THEM

D.N. Ondar, Student

Supervisor: Sh.V. Hertek, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Tuva State University (Russia, Kyzyl)

Abstract. The article introduces the problems of the development of the system of local self-government in the Russian Federation. With the beginning of the transformation processes in most regions of the country, there was an aggravation of social and economic problems caused by a decline in production, a decrease in investment activity, and a deterioration in the quality of life of the population. The main reasons for the current situation are lack of funding, imperfection of legislation, insufficient interaction of authorities.

Keywords: local self-government, efficiency, principles, trends, role, problems, development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.