Педагогика: вчера и сегодня
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ XIX—XX ВЕКОВ
Е. В. ТИХОНОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного образования УрГПУ (Екатеринбург) elenatikhonoval 1@mail.ru
В статье рассматриваются цели, принципы и методы педагогической деятельности российских музыкантов-педагогов XIX—XX веков; показываются пути формирования у учеников самостоятельности и индивидуальности в достижении стандартов педагогического образования.
The article covers the objects , principles and methods of the pedagogic activity of musician-teachers in Russia in the XIX—XX centuries; it shoes the paths of formation of self-activity, individuality in achieving the teacher educational standards.
Ключевые слова: компетенции, цели, педагогические принципы развития самостоятельности, индивидуальности, методы1 музыкального образования
Key words: competences, objects, pedagogic principles of development self-activity, individuality, methods of music education
Одной из основных задач современного педагогического образования является подготовка педагога-музыканта, способного к личностному и профессиональному саморазвитию, непрерывному самообразованию, обладающего творческим мышлением и самостоятельностью.
В общей педагогике проблема развития самостоятельности получила разностороннее освещение. Самостоятельность изучается как черта личности (Б. П. Еси-пов); умения самостоятельно мыслить (И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый), самостоятельно учиться (Ю. К. Бабанский, В. А. Сухомлинский).
Самостоятельность рассматривается в русле профессионального самоопределения (А. А. Вербицкий), в системе непрерывного образования (Б. С. Гершунский, М. В. Кларин). Увеличивается внимание к личностным смыслам обучения, самостоятельной познавательной деятельности, связанной с постановкой целей, самоорганизацией, самоконтролем и т. д. Профессиональное обучение становится образовательной средой, где происходит рост самосознания личности, обогащаются ценностные ориентации.
Следует отметить, что психологи рассматривают самостоятельность в единстве с проблемой развития индивидуальности,
индивидуального стиля деятельности. Под индивидуальностью понимаются интегральное свойство личности, индивидуально-психологические особенности человека, которые проявляются в особенностях темперамента, характера (в том числе такой его черты, как самостоятельность), эмоционально-волевой сферы, в потребностях, интересах, склонностях и др.
Предпосылками становления индивидуальности являются анатомо-физиологи-ческие задатки, развивающиеся в процессе обучения и воспитания (Н. А. Мен-чинская, Е. А. Климов, В. С. Мерлин). На развитие индивидуальности направлена технология личностно-профессионального саморазвития (Л. М. Митина), личностно ориентированного образования (Е. В. Бон-даревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская).
В педагогике музыкального образования данная проблема имеет отличительные особенности. Задачи личностного развития ученика, его самостоятельности, индивидуальности, творческого мышления рассматривались А. Г. Рубинштейном, Н. Г. Рубинштейном, Л. В. Николаевым, К. Н. Игумновым, А. Б. Гольденвейзером, Г. Г. Нейгаузом и др. В педагогической деятельности музыкантов-педагогов огромное внимание уделяется воспитанию самостоятельного мышления во взаимосвязи с музыкально-слуховыми представлениями, умением самостоятельно работать на музыкальном инструменте, с проявлением творческой индивидуальности.
Отметим, что развитие специальных способностей, формирование технических навыков игры на любом музыкальном инструменте требует многолетней ежедневной работы (зачастую задача формирования навыков становится основной). При этом развитие личности, индивидуальности обучающегося, его мышления, творческого начала остается вне поля зрения педагога (Г. М. Цыпин). Поэтому проблема развития самостоятельности, индивидуальности представля-
ется актуальной в контексте профессиональной подготовки будущих учителей.
Проблеме развития самостоятельности и индивидуальности ученика уделялось особое внимание в педагогическом наследии отечественных музыкантов-педагогов XIX—XX веков. Обратимся к анализу педагогической деятельности, целей, принципов и методов работы братьев Антона и Николая Рубинштейнов, Л. В. Николаева, К. Н. Игумнова, А. Б. Гольденвейзера, Г. Г. Нейгау-за [7].
Братья Антон Григорьевич и Николай Григорьевич Рубинштейны, на становление которых оказало влияние общение с европейскими композиторами Ф. Листом, Ф. Мендельсоном, были авторитетными музыкантами, концертирующими артистами, создателями Русского музыкального общества, первых консерваторий в Петербурге и Москве. Цель обучения они видели в воспитании музыканта, способного к духовному саморазвитию, обладающего глубокими гуманитарными познаниями; цель музыкального исполнительства — в понимании художественного замысла произведения, средством выражения которого служит исполнительская техника.
Педагогическая деятельность братьев Рубинштейнов была направлена на обогащение интеллекта и духовное развитие учеников. Для знакомства с фортепианной литературой А. Г. Рубинштейн ввел в консерватории учебную дисциплину «История фортепианной музыки». Он исполнил практически все написанные к тому времени фортепианные сочинения на знаменитых «Исторических концертах» (событие, до сих пор не имеющее аналогов в исполнительстве); ввел лекции по методике обучения игре на музыкальном инструменте, педагогическую практику и др.
Важнейшее значение братья Рубинштейны придавали развитию самостоятель-
Проблеме развития самостоятельности и индивидуальности ученика уделялось особое внимание в педагогическом наследии отечественных музыкантов-педагогов XIX—XX веков.
ности (самодеятельности) ученика [1; 3]. Самостоятельность понималась в широком значении как качество личности, а в узком — как умение самостоятельно и осмысленно работать на инструменте, прочитывать авторский текст, анализировать, обобщать. Н. Г. Рубинштейн подчеркивал значение музыкальной эрудиции, музыкального «ума» (знание логических закономерностей музыкального искусства, художественных стилей, литературы, живописи и др.). Самостоятельность рассматривалась во взаимосвязи с развитием индивидуальности, которая проявляется по мере приобретения художественного опыта. Как говорил Н. Г. Рубинштейн, «каждому свое» [3], то есть каждый ученик требует индивидуального подхода и выбора методов обучения. Среди учеников Н. Г. Рубинштейна можно назвать Э. Зауэра, А. Зилоти, С. И. Танеева. Одним из выдающихся учеников А. Г. Рубинштейна является И. Гофман.
Для педагогических взглядов братьев А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов характерно внимание к целостному и разностороннему воспитанию личности, в основе которого — педагогические принципы развития самостоятельности, индивидуальности ученика.
Леонид Владимирович Николаев — представитель ленинградской школы, ученик В. В. Пухальского, В. И. Сафонова, С. И. Танеева, продолжил традиции Н. Г. Рубинштейна. Это был музыкант-педагог интеллектуального склада, его идеал — воспитание пианиста-исполнителя, обладающего композиторским мышлением [2]. Фортепианно-педаго-гическая школа Л. В. Николаева, сформулированная в «Тезисах», обобщает в единое целое художественно-эстетический, технический и педагогический подходы [2]. Первый тезис: «В области музыкального исполнительства учитель должен дать
Для педагогических взглядов братьев А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов характерно внимание к целостному и разностороннему воспитанию личности, в основе которого — педагогические принципы развития самостоятельности, индивидуальности ученика.
своему ученику основные общие положения, опираясь на которые последний сможет пойти по своему художественному пути самостоятельно, не нуждаясь в помощи» [2, с. 132]. Другими словами, необходимо вооружить ученика методологией познания, воспитать готовность и умение самостоятельно работать на музыкальном инструменте, сформировать комплекс приемов технической работы, необходимых для достижения художественных целей, обеспечить развитие музыкального мышления и слухового самоконтроля.
Четвертый тезис раскрывает педагогические взгляды Л. В. Николаева на индивидуальность: «В области художественного развития учитель должен стараться развивать и расширять его индивидуальность, не давая ученику останавливаться на уже достигнутом. Со своей стороны, учитель не должен замыкаться в рамках симпатии к какому-либо одному типу пианиста и, не считаясь с индивидуальностью учеников, изо всех сил стремиться выработать исполнителей именно этого типа» [2, с. 139]. По мнению Л. В. Николаева, развитию индивидуальности способствуют бережное отношение к исполнительскому замыслу ученика, мудрая «репертуарная политика».
Как известно, Л. В. Николаев воспитал свыше 150 блестяще и разносторонне образованных музыкантов с самым разнообразным дарованием, среди которых Д. Д. Шостакович, В. В. Софроницкий, М. В. Юдина, П. А. Серебряков, С. И. Савшинский, Н. Е. Перельман, В. X. Разумовская и др.
Педагогическая деятельность Л. В. Николаева направлена на общемузыкальное и интеллектуальное развитие личности; формирование умений самостоятельно мыслить и осознанно работать на музыкальном инструменте; создание образовательной среды, обогащающей музыкальный кругозор и эрудицию.
Константин Николаевич Игумнов — выдающийся музыкант и педагог москов-
ской фортепианной школы, ученик А. И. Зи-лоти, В. И. Сафонова, С. И. Танеева. Он воспитал свыше 500 учеников, среди которых Л. Оборин, Я. Флиер, М. Гринберг, Б. Давидович, А. Бабаджанян и др. Его ученик Я. И. Мильштейн написал книгу об учителе и его педагогической деятельности [5].
Основную цель обучения и воспитания К. Н. Игумнов видел в том, чтобы «научить ученика самостоятельно мыслить и работать, критически относиться к себе»,— пишет Я. И. Мильштейн [5, с. 410]. Вопросам развития самостоятельности, индивидуальности К. Н. Игумнов придавал большое значение. По его мнению, самостоятельность формируется в процессе изучения авторского текста, в умении наблюдать, сравнивать, анализировать, вслушиваться и размышлять о музыке; самостоятельность взаимосвязана со слуховыми представлениями, интуицией, мыслительной работой исполнителя без инструмента. Однако данные умения в готовом виде от учителя к ученику не передаются, каждый находит их самостоятельно, для чего необходимо как можно больше изучать, искать «свое» [5, с. 396].
К. Н. Игумнов был проницателен в оценке возможностей учеников, их склонностей и перспектив развития, и при этом не подавлял, а наоборот, развивал их художественную индивидуальность [5, с. 397]. Он применял различные подходы, различные методы работы над одним и тем же произведением с разными учащимися. Выбор методов обучения К. Н. Игумнов осуществлял в зависимости от индивидуальности: «от разума — к чувству» и «от чувства — к разуму». Говоря современным языком, методы «от разума — к чувству» — это проблемные методы, стимулирующие самостоятельный поиск, направленные на формирование идеального звукового образа. Методы «от чувства — к разуму» — это методы эмоционального «заражения», различные показы одного произведения в техниче-
ском и музыкальном отношении. Большое внимание К. Н. Игумнов уделял охвату музыкальной формы в целом и звуковому мастерству. Он уважительно относился к индивидуальности ученика, признавал его право на собственную интерпретацию.
«Педагогика Игумнова заключалась не в одинаковости приемов, а в их многообразии. Если он и создал свою систему, школу, то не одну. В сущности, он только то и делал, что перерастал созданное им. Его единственная настоящая система — это движение вперед. Своим лучшим ученикам он так и говорил — берите у меня то, что вам нужно, и развивайте дальше то, что стало вашим достоянием» [5, с. 303].
Александр Борисович Гольденвейзер — разносторонний музыкант, композитор, педагог, искусствовед, музыкально-общественный деятель, видный представитель московской фортепианной школы, обладающий энциклопедическими знаниями и феноменальной памятью, ученик А. И. Зи-лоти, П. А. Пабста, В. И. Сафонова, С. И. Танеева. На становление его личности оказало огромное влияние общение в кругу С. Рахманинова, А. Скрябина, Н. Метнера и др.
А. Б. Гольденвейзер рассматривает образовательный процесс как педагог-исследователь. Цель обучения он видит в воспитании творчески мыслящего музыканта; цель исполнительства — в достижении художественных задач в тесной взаимосвязи с работой над исполнительской техникой.
Основой искусства интерпретации, то есть индивидуальности исполнителя, по мнению А. Б. Гольденвейзера, является точное прочтение авторского текста, оно и определяет дальнейшую работу исполнителя над сочинением. Поскольку нотный текст весьма относительно передает композиторский замысел, индивидуальность исполнителя проявляется в тончай-
Выбор методов обучения К. Н. Игумнов осуществлял в зависимости от индивидуальности: «от разума — к чувству» и «от чувства — к разуму».
ших деталях, которые не поддаются абсолютной фиксации в нотной записи (тем-поритм, артикуляция, динамика и т. д.) [4].
По мнению А. Б. Гольденвейзера, развитие самостоятельности надо начинать уже в начальный период музыкального обучения. Самостоятельность мышления начинает формироваться в умении грамотно прочитывать нотный текст, авторские обозначения, проявлять познавательную активность в освоении музыкального содержания. В то же время самостоятельность требует волевых усилий и проявляется в ежедневной технической работе ученика.
Следует отметить, что по инициативе А. Б. Гольденвейзера была организована группа музыкально одаренных детей, позже преобразованная в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории.
Им написаны статьи по вопросам фортепианного исполнительства, отредактированы сочинения И. С. Баха, Д. Скар-латти, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Листа и др. Из класса А. Б. Гольденвейзера вышли свыше 200 учеников, среди которых С. Фейнберг, Г. Гинзбург, Л. Ройзман, Д. Башкиров, Т. Николаева, Д. Благой, Д. Кабалевский и др.
Таким образом, развитие самостоятельности и индивидуальности рассматривается А. Б. Гольденвейзером в тесной взаимосвязи: самостоятельность мышления обеспечивает становление творческой индивидуальности.
Генрих Густавович Нейгауз — один из блистательных отечественных музыкантов-педагогов, автор трудов по вопросам искусства и музыкального образования, ученик К. Г. Барта (Германия), Л. Го-довского (Польша), Ф. М. Блуменфельда (Россия).
Изучению художественно-творческого и педагогического наследия Г. Г. Нейгау-
Г. Г. Нейгауз создает концепцию работы над художественным образом, в которой работа музыканта представлена как синтез рационального и эмоционального.
за посвящены многочисленные работы искусствоведов и педагогов (Т. А. Хлудова, Б. Л. Кременштейн, В. Ю. Дельсон, Я. И. Мильштейн, Д. А. Рабинович и др.). Свои художественные взгляды, педагогический опыт Г. Г. Нейгауз освещает в книге «Об искусстве фортепианной игры».
Г. Г. Нейгауз создает концепцию работы над художественным образом, в которой работа музыканта представлена как синтез рационального и эмоционального. Первая составляющая концепции — понимание художественного образа, композиторского замысла, поэтического содержания произведения; вторая составляющая — поиск «звукового решения», материализация художественного образа с использованием музыкально-теоретического анализа; третья составляющая — техника или совокупность средств воплощения художественного образа [6].
Следует отметить, что согласно современным представлениям о природе художественного творчества, в процессе мыслительной работы осуществляются многократные переходы с сознательного уровня на интуитивный и обратно (В. Н. Дружинин, Я. А. Пономарев, Е. П. Ильин). Соответственно, задача педагога — развивать ученика «музыкально, интеллектуально, артистически» или комплексно: развивать слух и внутренне-слуховые представления, учить анализу музыкальной формы, гармонии; знакомить с широким кругом музыкальной литературы; параллельно с этим развивать фантазию, воображение, любовь к другим видам искусства; воспитывать человеческие качества, этическое достоинство художника, его ответственность. Комплексное воспитание музыканта формирует самостоятельное творческое мышление и индивидуальность исполнителя.
Г. Г. Нейгауз является создателем крупнейшей пианистической школы, среди его учеников С. Рихтер, Э. Гилельс, Б. Маранц, С. Нейгауз, Я. Зак, Л. Наумов, Е. Малинин, В. Горностаева и др.
Концепция работы над художествен-
ным образом Г. Г. Нейгауза представляет работу исполнителя как синтез рационального и эмоционального, сознательного и интуитивного.
Таким образом, задачи развития самостоятельности, индивидуальности относятся к числу «вечных» проблем педаго-
гики музыкального образования. В педагогическом наследии выдающихся российских педагогов-музыкантов XIX—XX веков нашли освещение разнообразные пути и способы их практической реализации, не потерявшие своего значения до настоящего времени.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баренбойм, Л. А. Антон Григорьевич Рубинштейн : в 2 т. / Л. А. Баренбойм. — Л., 1957. — Т. 1. — 455 с.
2. Баренбойм, Л. А. Леонид Владимирович Николаев — основоположник ленинградской пианистической школы / Л. А. Баренбойм // За полвека: очерки, статьи, материалы. — Л. : Советский композитор, 1989. — С. 99—156.
3. Баренбойм, Л. А. Николай Григорьевич Рубинштейн / Л. А. Баренбойм. — М. : Музыка, 1982. — 278 с.
4. В классе А. Б. Гольденвейзера : сб. статей / сост. : Д. Благой, Е. Гольденвейзер. — М. : Музыка, 1986. — 214 с.
5. Мильштейн, Я. И. Константин Николаевич Игумнов / Я. И. Мильштейн. — М. : Музыка, 1975. — 475 с.
6. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры / Г. Г. Нейгауз. — М. : Классика-ХХ1, 2000. — 267 с.
7. Тихонова, Е. В. Саморегулируемое обучение как условие профессионального самообразования учителя (на материале музыкального отделения педагогического колледжа) : дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Тихонова. — Екатеринбург : Урал. гос. пед ун-т, 2000. — 151 с.
В 2016 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышли в свет издания:
Вербовская Е. В. Технология двигательно-экспрессивного развития ребенка старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. 274 с.
В методическом пособии рассматриваются психофизиологические и психолого-педагогические аспекты технологии двигательно-экспрессивного развития детей, предлагаются методические рекомендации по проведению педагогической диагностики методом наблюдения, подробные конспекты занятий, описание работы с родителями, список рекомендованной литературы.
Пособие адресовано старшим воспитателям, воспитателям и психологам ДОО, а также может быть полезно родителям, педагогам дополнительного образования и центров поддержки развития ребенка, организаторам кружковой работы.
Фомичева Е. Н. Физкультурно-оздоровительная деятельность с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья: Учебно-методическое пособие. 137 с.
Пособие разработано для обучения педагогов физической культуры по учебной программе «Теория и методика преподавания физической культуры в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта». Автором систематизированы, конкретизированы материалы собственных исследований и предложена система физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Издание адресовано педагогам физической культуры, студентам физкультурных вузов и специалистам, работающим в сфере физической реабилитации и адаптивной физической культуры с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья.