DOI: 10.24412/2226-0773-2021-10-3-363-368
Я.И. Мильштейн и традиции русской фортепианной школы
С.Ц. Чжан
Институт музыки, театра и хореографии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
196084, г. Санкт-Петербург, пер. Каховского, д.2
Institute of Music, Theater and Choreography, The Herzen State Pedagogical University of Russia
Kakhovskogo side str., 2, Saint Petersburg 196084 Russia
e-mail: 2639280192@qq.com
Ключевые слова: традиции, русская фортепианная школа, музыкальная педагогика, пианистическое искусство.
Key words: traditions, Russian piano school, music pedagogy, piano art.
Резюме: В статье рассматривается вклад известного педагога-музыканта XX века Я.И. Мильштейна в развитие русской музыкально-педагогической школы. Особенно отмечаются его связи с замечательными традициями пианистического искусства России. Предметом рассмотрения стала педагогическая манера Мильштейна в классе фортепиано. Анализируются также черты стиля преподавания других известных музыкальных педагогов.
Abstract: The article examines the contribution of the famous teacher-musician of the XX century Ya.I. Milshtein to the development of the Russian music-pedagogical school. His connections with the remarkable traditions of Russian piano art are particularly noted. The subject of the study was Milstein's pedagogical style in the piano class. The features of the teaching style of other well-known music teachers are also analyzed.
[Zhang X.J. Ya.I. Milshtein and the traditions of the Russian piano school]
Традиции и новаторство являются важнейшими составляющими одного диалектического процесса развития искусства. Их нельзя рассматривать в отрыве друг от друга в любой сфере человеческой деятельности. Всякое новаторство вырастает на фундаменте лучших традиций, и, наоборот, те традиции устойчивы и плодотворны, в которых с самого начала присутствуют элементы, выходящие за пределы породившего их времени. Именно эти традиции способны продолжить свое существование и постоянно обновляться в соответствии с требованиями времени. Как отмечает Т.Г. Мариупольская, «В сфере художественной культуры, и особенно педагогики искусства, взаимоотношения традиций и новаторства являются коренной, кардинальной проблемой, без решения которой невозможно овладение теоретическими и практическими основами профессионального мастерства» (Мариупольская, 2015: 7).
В этом ключе следует рассматривать педагогику выдающегося мастера, профессора Московской консерватории Якова Исаакиевича Мильштейна (1911-1981), которая представляет собой сплав лучших традиций русской фортепианной школы и новаторства, связанного с присущими только ему закономерностями стиля преподавания. Благодаря этому синтезу великое педагогическое наследие многих отечественных музыкантов было не только сохранено, но и преумножено.
Начало педагогической деятельности Я.И. Мильштейна совпало со знаменательным периодом в истории русской фортепианной школы. В Московской консерватории в предвоенные годы преподавали крупные педагоги-музыканты, незаурядно мыслящие личности: А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, Г.Г. Нейгауз, С.Е. Фейнберг, оставившие след в истории музыкальной педагогики. Общение с уникальными музыкантами, обладающими непревзойденными музыкальными и педагогическими данными, самым благоприятным образом отразилось на творческой судьбе Мильштейна. Наблюдая за деятельностью «играющих» педагогов, размышляя и анализируя, он, таким образом, приобщался к их достижениям и творчески претворял их в своей педагогической практике.
На становление музыкально-педагогической деятельности Якова Мильштейна, безусловно, повлияли традиции русской исполнительской школы, наследованные от его наставника, одного из самых ярких представителей этой традиции - Константина Игумнова (московская фортепианная школа). При всем своеобразии творческих индивидуальностей представляющих ее художников в педагогической деятельности каждого из них имеется то общее и универсальное, что составляет объективную закономерность, характерную для пианистической школы России в целом.
В своем исследовании Т.А. Хмунина прослеживает взаимосвязь специфики педагогической манеры Я.И. Мильштейна с чертами стиля преподавания К.Н. Игумнова и других известных музыкальных педагогов в русле лучших традиций русской фортепианной школы. Главными из них она называет: «а) приоритет художественно-образного содержания при работе над музыкальным произведением; б) проникновение в авторский замысел посредством тщательной профессиональной работы с текстом изучаемого произведения; г) работа над выразительным интонированием музыкальной речи; д) стимулирование свободы эмоционального самовыражения в музыкальном исполнительстве; е) развитие самостоятельности и творческого подхода к интерпретации музыкального сочинения» (Хмунина, 2004: 8).
Педагогические идеи самых значительных представителей русской фортепианной традиции формировались в русле передовых идей музыкальной науки. Принципиальной основой стало учение крупнейшего музыковеда и общественного деятеля Б. В. Асафьева, раскрывающее сущность музыки как «искусства интонируемого смысла» и определяющее специфику исполнительского творчества как «явления интонации». «Итак, интонация, - писал он, - первостепенной важности фактор: осмысление звучания, а не простое констатирование отклонения от нормы (чистая или не чистая подача звука). Без интонирования и вне интонирования - музыки нет» (Асафьев, 1971: 6). Таким образом, теория Асафьева стала одним из теоретических обоснований основных методологических принципов руководства в работе А.Б. Гольденвейзера, К.Н. Игумнова, Г.Г. Нейгауза, С.Е. Фейнберга, Я.И. Мильштейна.
Решающую роль в процессе работы над музыкальным произведением играет художественный образ. На выявление в музыке художественно-образного содержания всегда направляли своих учеников К.Н. Игумнов, Г.Г. Нейгауз, С.Е. Фейнберг и другие педагоги. Для Мильштейна постижение исполнителем характера музыкального произведения во многом означало постижение «индивидуальности его творца». Познание стиля композитора, по его мнению, играет важную роль в создании индивидуальной исполнительской трактовки. Поэтому важнейшим требованием педагогики Мильштейна было осуществление дифференцированного подхода к произведениям различных авторов.
Путь к постижению образной сути произведения и стиля композитора, с точки зрения Мильштейна и его великих предшественников, лежит через точное прочтение исполнителем авторского текста. Воспитание в учащихся внимательного отношения к авторскому тексту, способности точного его прочтения Мильштейн считал одной из главных своих педагогических задач. Именно от авторского текста исполнителю следует исходить в своих творческих исканиях. Но чаще всего пианисты имеют дело с отредактированным нотным текстом и, кроме того, сама запись (даже с авторскими и редакторскими указаниями) отражает лишь один из возможных вариантов исполнения. Поэтому Яков Исаакович уделял огромное внимание сопоставлению различных редакций в практике обучения и в процессе собственного редактирования.
Выдающиеся отечественные педагоги полагали, что музыкальное исполнение должно быть процессом художественного интонирования. Под этим понималось не только выразительное произнесение отдельных фраз и предложений музыкальной речи, которое имеет место на определенных этапах работы над музыкальным произведением. В более широком смысле интонирование связано с понятием «интерпретация». Яков Мильштейн считал, что главное для исполнителя - это «внутренняя необходимость интерпретации», желание творить с композитором, воплотить его творческий замысел. Он писал: «Надо не притворяться, а претворяться в тот образ, который воссоздаёшь. “Второй план” и “подтекст” - вот что больше всего определяет художественную значимость произведения искусства» (Мильштейн, 1990: 94). По мнению Мильштейна интерпретация музыкального произведения должна растворяться в процессе интонирования. Работая над качеством процесса интонирования, особое внимание педагог уделял формированию и развитию индивидуальной исполнительской интонации учащегося-музыканта.
Исходя из приоритетной роли творческого элемента в исполнительском искусстве, Мильштейн вслед за своим учителем Игумновым утверждает творческий метод воспитания музыканта. При этом методологически важным принципом учебной работы в исполнительском классе Игумнова и, впоследствии, Мильштейна было направление учащегося на путь самостоятельности в нахождении интерпретационного решения, в отборе необходимых выразительно-технических приемов и способов воплощения своего замысла. Роль учителя они видели в помощи ученикам, в направлении их в нужное русло. «Берите у меня то, что вам нужно, и развивайте дальше то, что стало вашим достоянием» (Мильштейн, 1975: 303). Эти слова стали девизом и его талантливого ученика Я.И. Мильштейна-педагога.
По воспоминаниям Якова Исааковича, отношения Игумнова с учениками были необычными: «Он являлся одновременно и учителем, и учеником, и дающим, и берущим. В его преподавательской деятельности счастливо сочетались мудрость, уважение, дружба и интимное рабочее содружество. Ученики учились у него, он учился у учеников» (Мильштейн, 1975: 216). Предельная ответственность, строгость в работе сочетались в педагогической деятельности мэтра с чувством радости и интереса, любви к своим воспитанникам. Такие же межличностные отношения в ходе учебного процесса соответствовали и систематическим занятиям Мильштейна, работу которого с учениками отличало подлинное содружество и сотворчество.
В целом работа над музыкальным произведением в классе Мильштейна представляла собой живой творческий процесс исполнительского замысла, основанного на выявлении в музыке определенного содержания, правдивости, естественности в намерениях и чувствах, где все технические средства воспроизводятся с полным соответствием исполнительского замысла.
Будучи преемником школы Игумнова, Мильштейн сумел во всей глубине воспринять и школу Г.Г. Нейгауза. Признание эмоциональной природы слышания музыки и максимальное сближение слышания и музыкального понимания - основа педагогического метода Нейгауза - была глубоко воспринята Мильштейном, высветив при этом одну из сторон его самобытной личности как музыканта эмоционального склада. Ясность мышления - необходимое качество пианиста-исполнителя, считал Яков Исаакович, и все же наиболее близким ему было осознание интонационной сущности музыки как особого «языка души». В своей педагогике Мильштейн акцентирует «фактор переживания», особую значимость эмоционального начала в исполнении.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о существовании глубокой взаимосвязи педагогической манеры Я.И. Мильштейна с характерными чертами стиля преподавания К.Н. Игумнова, Г.Г. Нейгауза и других выдающихся педагогов-музыкантов в русле лучших традиций русской фортепианной школы. Среди них в работе над музыкальным произведением главными являются: художественно-образное содержание сочинения, авторский замысел и его воплощение, выразительное интонирование музыкальной речи, свобода эмоционального самовыражения в исполнительстве, самостоятельность и творческий подход к интерпретации.
«Каждый исполнитель, если он чего-нибудь стоит, испытывает власть традиций» (Мильштейн, 1975: 9), утверждая, что опора на традиции - необходимое условие становления творческой личности музыканта. Он подчеркивал, что творчество настоящего художника всегда несет в себе черты преемственности, которые раскрываются в его деятельности. Авторитет предшественников, выработанные временем формы и приемы так или иначе распознаются в деяниях исполнителя. Именно с бережного отношения к традициям, а не с их отрицания должны начинаться самостоятельные творческие поиски. Через традиции лежит путь к раскрытию индивидуального художественного «я».
ЛИТЕРАТУРА
Асафьев Б.В. 1971. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд. Л.: Музыка. 376 с.
Мариупольская Т.Г. 2015. К вопросу о взаимодействии традиций и новаторства в педагогике искусства. - Педагогика искусства. 4: 6-9.
Мильштейн Я.И. 1975. Константин Николаевич Игумнов. М.: Музыка. 471 с.
Мильштейн Я.И. 1990. Статьи, воспоминания, материалы. М.: Советский композитор, 1990. 287 с.
Хмунина Т.А. 2004. Педагогические принципы Я. И. Мильштейна в современной теории и практике преподавания. Автореф. … канд. пед. наук: 13.00.02. Москва. 24 с.
Получена / Received: 22.02.2021
Принята / Accepted: 01.03.2021