Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ В 2023 ГОДУ В РЕШЕНИЯХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ В 2023 ГОДУ В РЕШЕНИЯХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктика / Россия / санкционное давление / политика / экономика / АЗРФ. / Arctic / Russia / sanctions pressure / politics / economics / Russian Arctic.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.П. Журавель, Д.С. Тимошенко

В статье рассматриваются проблемы развития Российской Арктики в 2023 году. Методологической основой исследования являются концепции и гипотезы, представленные и обоснованные в классической и современной научной литературе по экономике и политологии, а также в исследованиях по международным отношениям, посвященным проблемам развития Арктики. Настоящее исследование опирается на нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере регулирования Арктической зоны РФ, Указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации, законодательные, директивные и нормативные акты регионов Российской Арктики. Приведены результаты исследования экономической политики России в Арктическом регионе за 2023 г. Определено, что для снижения военной напряжённости и сохранения мира в Арктике Рос-сии необходимо вести политику, направленную на укрепление конструктивного взаимодействия всех арктических стран с поддержкой со стороны стран-наблюдателей Арктического Совета, минимизируя и купируя вмешательство Соединенных Штатов Америки и Европейского Союза. Одна из важнейших целей должна состоять в создании вокруг Российской Федерации арктического объединения стран-сторонников отечественного вектора развития Севера. Рос-сия как ведущая арктическая держава обладает для этого мощнейшими ресурсами и потенциалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARCTIC PROBLEMS AND DEVELOPMENT IN 2023: EXECUTIVE AND LEGISLATIVE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the problems of development of the Russian Arctic in 2023. The methodological basis of the study is the concepts and hypotheses presented and substantiated in classical and modern scientific research on economics and political science, as well as studies on international relations devoted to the problems of Arctic development. This study is based on the Russian legal acts in the field of regulation of the Russian Arctic, Decrees of the President and resolutions of the Government of the Russian Federation, legislative, directive and regulatory acts of the regions of the Russian Arctic. The results of analysis of the Russian economic policy in the Arctic region in 2023 are presented. It has been determined that in order to reduce military tension and maintain peace in the Arctic, Russia needs to pursue a policy aimed at strengthening the constructive interaction of all Arctic countries with support from observer countries of the Arctic Council, minimizing and stopping the intervention of the United States of America and the European Union. One of the most important goals should be the creation around the Russian Federation of an Arctic association of countries that support the domestic vector of development of the North. Russia, as a leading Arctic power, has powerful resources and potential for this.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ В 2023 ГОДУ В РЕШЕНИЯХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ»

УДК 338.48

ВЛ. Журавель

кандидат педагогических наук, доцент, Институт Европы РАН, Москва Д.С. Тимошенко

кандидат экономических наук, Институт Европы РАН, Москва

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ В 2023 ГОДУ В РЕШЕНИЯХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

V.P. Zhuravel

PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow

E-mail: zhvalery@mail.ru

DS. Timoshenko

PhD in Economic Sciences, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow

E-mail: artemideus@gmail.com

THE ARCTIC PROBLEMS AND DEVELOPMENT IN 2023: EXECUTIVE AND LEGISLATIVE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы развития Российской Арктики в 2023 году. Методологической основой исследования являются концепции и гипотезы, представленные и обоснованные в классической и современной научной литературе по экономике и политологии, а также в исследованиях по международным отношениям, посвященным проблемам развития Арктики. Настоящее исследование опирается на нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере регулирования Арктической зоны РФ, Указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации, законодательные, директивные и нормативные акты регионов Российской Арктики. Приведены результаты исследования экономической политики России в Арктическом регионе за 2023 г.

Определено, что для снижения военной напряжённости и сохранения мира в Арктике России необходимо вести политику, направленную на укрепление конструктивного взаимодействия всех арктических стран с поддержкой со стороны стран-наблюдателей Арктического Совета, минимизируя и купируя вмешательство Соединенных Штатов Америки и Европейского Союза. Одна из важнейших целей должна состоять в создании вокруг Российской Федерации арктического объединения стран-сторонников отечественного вектора развития Севера. Россия как ведущая арктическая держава обладает для этого мощнейшими ресурсами и потенциалом.

Ключевые слова: Арктика, Россия, санкционное давление, политика, экономика, АЗРФ.

Abstract. The article discusses the problems of development of the Russian Arctic in 2023. The methodological basis of the study is the concepts and hypotheses presented and substantiated in classical and modern scientific research on economics and political science, as well as studies on international relations devoted to the problems of Arctic development. This study is based on the Russian legal acts in the field of regulation of the Russian Arctic, Decrees of the President and resolutions of the Government of the Russian Federation, legislative, directive and regulatory acts of the regions of the Russian Arctic. The results of analysis of the Russian economic policy in the Arctic region in 2023 are presented.

It has been determined that in order to reduce military tension and maintain peace in the Arctic, Russia needs to pursue a policy aimed at strengthening the constructive interaction of all Arctic countries with support from observer countries of the Arctic Council, minimizing and stopping the intervention of the United States of America and the European Union. One of the most important

goals should be the creation around the Russian Federation of an Arctic association of countries that support the domestic vector of development of the North. Russia, as a leading Arctic power, has powerful resources and potential for this. Key words: Arctic, Russia, sanctions pressure, politics, economics, Russian Arctic.

В 2014 году Указом Президента России определены границы Арктической зоны Российской Федерации.

Площадь сухопутной территории Арктической зоны Российской Федерации составляет 4,8 млн кв. км — это 28% территории всей Российской Федерации. И на этой обширной территории располагаются 9 субъектов Российской Федерации, из них 4 субъекта полностью в Арктической зоне, это Мурманская область, ЯНАО, НАО и Чукотка.

Несмотря на суровые природно-климатические условия здесь проживает 2,4 млн наших граждан, в том числе представители 19 коренных малочисленных народов Севера (более 100 тысяч).

Арктическая зона с каждым годом становится все более интересна для россиян из других регионов, в том числе как место для профессионального развития. Связано это с активным освоением нашей страной имеющейся здесь ресурсной базы. Здесь находится 76% от общероссийских запасов горючего природного газа, 21% нефти, 79% платиноидов, 41% меди и 30% титана. По отдельным полезным ископаемым запасы в Арктической зоне Российской Федерации составляют значительный процент от общемировых (платиноиды — 25%, природный газ — 19%, титан — 11%). Российская Арктика влияет на всю мировую экономику.

С 2019 года, после того как Указом Президента России Минвостокразвития России переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития Арктики, наработана нормативно-правовая база, позволяющая в достаточной мере обеспечить достижение национальных интересов Российской Федерации в Арктике: принято 12 федеральных законов и более 50 актов Правительства Российской Федерации. Их

дальнейшее развитие продолжилось в 2023 году.

Отечественные ученые и эксперты сходятся во мнении, что решающую роль в активизации инноваций в российской Арктике призвано играть государство, действуя через госкомпании, ведомства и субсидируемые частные структуры. [3; 4; 5; 7; 11] Все больше исследователей обращает свое внимание на философию новой хозяйственной эпохи, которая опирается на водные и воздушные среды, космическую автономность, мобильность и гибкость технологических решений, анализируют современный и грядущие технологические уклады в Арктике, развитие которых которые невозможно без государственной поддержки и комплексного подхода в управлении в высоких широтах [6; 8; 10; 11].

Деятельность российских органов власти по развитию Арктики

В 2023 году в своей деятельности Президент РФ, члены Правительства РФ, руководители палат Парламента РФ уделяли пристальное внимание развитию АЗРФ.

Президент Российской Федерации

10 февраля 2023 года в ходе рабочей поездки в Архангельскую область Президент РФ В.В. Путин посетил Устьянский лесопромышленный комплекс (УЛК)1. Он осмотрел лесопильный цех и лесной селекционно-семеноводческий центр, ознакомился с информационными стендами о группе компаний «УЛК», поставил задачу сокращать временной зазор между вырубкой и лесовосстановлением.

20 июля 2023 года глава государства в посёлке Белокаменка Мурманской области посетил Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений

1 Посещение Устьянского лесопромышленного комплекса. 10.02.2023 // URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/70493 (дата обращения: 15.02.2023).

(ЦСКМС) ООО «НОВАТЭК-Мурманск»2, осмотрел цеха предприятия, ознакомился с ходом строительства второй технологической линии сжижения природного газа, пообщался с рабочими, провёл совещания на тему загрузки ЦСКМС3, также принял участие в церемонии отправки готовой первой технологической линии СПГ на гравитационной платформе (общий вес — более 600 000 т), которая была отбуксирована по Северному морскому пути к месторождению «Утреннее» на Гыдан-ском полуострове4. Платформа является самым тяжелым перемещаемым объектом в истории мировой СПГ-отрасли, ее длина составляет 330 м, ширина — 152 м и высота — 90 м. 16 августа она прибыла в ЯНАО. В процессе изготовления технологических линий задействованы сотни российских предприятий, создано более 80 тысяч рабочих мест по всей России, в том числе более 17 тысяч рабочих мест в Мурманской области.

В тот же день в Центре управления регионом Президент РФ в Мурманске провёл совещание по развитию ЗАТО и населённых пунктов в Арктической зоне России5, целью которого было определить объём выполненных работ, состояние её инфраструктуры и проанализировать причины медленного решения вопросов. Им было дано поручение в срок до конца 2024 года обеспечить комплексную модернизацию энергетических, жилых и социальных объектов в ЗАТО Мурманской области, где расположены крупные военные базы,

предприятия военно-промышленного комплекса и судоремонта. Указания по итогам этого совещания были оформлены в Перечне поручений Президента РФ по развитию ЗАТО и населённых пунктов Арктической зоны России (Пр-1626)6. Глава государства на совещании поддержал предложение министра по развитию Дальнего Востока и Арктики о внедрении на Крайнем Севере льготной ипотеки под 2% годовых7.

11 сентября В.В. Путин в Приморском крае на судостроительном комплексе «Звезда» принял участие в торжественной церемонии имянаречения арктического танкера-газовоза «Алексей Косыгин» и танкера-челнока «Валентин Пикуль». ССК «Звезда» — крупнейший в России судостроительный комплекс, строящийся по поручению Президента РФ в городе Большой Камень консорциумом инвесторов во главе с НК «Роснефть». Проект реализуется с 2016 года. За это время на воду спущено 12 судов, четыре из которых переданы заказчикам и работают в море — нефтеналивные танкеры типа «Афрамакс». Всего в портфеле заказов «Звезды» около 60 судов8.

12 сентября в выступлении на пленарном заседании VIII Восточного экономического форума во Владивостоке отметил, что после успешного старта «Ямал СПГ» запущен новый масштабный проект по строительству сжиженного природного газа в Заполярье на «Арктик СПГ-2». Он сообщил, что «К 2030 году производство СПГ в Арктической зоне России должно выра-

2 Посещение Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений ООО «НОВАТЭК-Мурманск». 20.07.2023 // http://www.kremlin.ru/events/president/news/71709 (дата обращения: 27.07.2023).

3 Совещание на тему загрузки Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений ООО «НОВАТЭК-Мурманск». 20.07.2023 // http://www.kremlin.ru/events/president/news/71710 (дата обращения: 27.07.2023).

4 Посещение Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений ООО «НОВАТЭК-Мурманск». 20.07.2023 // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/71709 (дата обращения: 27.07.2023).

5 Совещание по развитию ЗАТО и городов в Арктической зоне. 20.07.2023 // URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/71711 (дата обращения: 27.07.2023).

6 Перечень поручений по итогам совещания по развитию ЗАТО и населённых пунктов Арктической зоны России. 18.08.2023 // URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/copy/72097 (дата обращения: 10.12.2023).

7 В Арктике появится ипотека под 2% годовых. 21.07.2023 // URL: http://minvr.gov.ru/press-center/news/v_arktike_poyavitsya_ipoteka_pod_2_godovykh/ (дата обращения: 10.12.2023).

8 Посещение судостроительного комплекса «Звезда». 11.09.2023 // URL: http://www.kremlin. ru/events/president/news/72244 (дата обращения: 30.11.2023).

сти втрое — до 64 млн т. в год. К 2030 году мы предполагаем удвоить общую мощность морских портов Арктического бассейна. Если в прошлом году она составила 123 млн т, то к концу десятилетия должна выйти на уровень 252 млн т, в том числе за счёт строительства новых терминалов, расширения железнодорожных подходов. Уже к 2027 году планируется существенно увеличить мощности мурманского порта с нынешних 56 млн до 110 млн т в год»9.

11 октября, выступая на пленарном заседании международного форума «Российская энергетическая неделя» обратил внимание на активность в разрешении имеющихся проблем. Он отметил: «Сегодня мы столкнулись с ограничениями на поставку технологий и оборудования, а также судов для перевозки СПГ. Однако хотел бы ещё раз повторить: чтобы снизить такие риски, нужно не только кооперироваться с дружественными странами, но и ускоренно готовить собственные решения, вводить в строй новые производственные мощности»10.

18 октября, выступая на церемонии открытия III Международного форума «Один пояс, один путь», В.В. Путин обозначил важность СМП в транспортных коридорах с Севера на Юг — в европейской части России, в Сибири и на Дальнем Востоке, который открывает возможность напрямую соединить, интегрировать его с крупными логистическими узлами на юге нашего континента, на побережье Индийского и Тихого океанов. Он указал: «Что касается Северного морского пути, то Россия не просто предлагает партнёрам активно использовать его транзитный потенциал. Скажу больше: мы приглашаем заинтересованные государства к прямому участию в его развитии, готовы обеспечить

надёжную ледовую проводку, связь и снабжение. Уже со следующего года навигация для грузовых судов ледового класса на всём протяжении Северного морского пути станет круглогодичной»11.

На совещании с членами Правительства РФ 8 ноября попросил поблагодарить руководителя ПАО «НОВАТЭК» Л.В. Ми-хельсона за участие в подготовке 69 сезонной российской экспедиции в Антарктиде и выделении компанией 3,5 млрд рублей на строительство нового зимовочного комплекса станции «Восток»12.

Президент России отмечает, что работа по повышению морской мощи России в Арктике будет продолжена. Так, 11 декабря 2023 г. на предприятии «Севмаш» в Северодвинске Президент России В.В. Путин разрешил приступить к поднятию российского флага на атомной подводной лодке «Красноярск» и атомном подводном крейсере «Император Александр III»13. 17 декабря 2023 г. отмечался 65-летний юбилей подписания приемного акта атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» на предприятии «Севмаш». Судно было построено за три года — с 1955 по 1958 г., научное руководство осуществлял Анатолий Петрович Александров, президент Академии наук СССР. Создание первой отечественной АПЛ по проекту 627 стало национальной задачей, над решением которой работало более ста предприятий. С июля 2023 года АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» является одним из главных экспонатов Музея военно-морской славы в Кронштадте. Экскурсии внутрь лодки планируется начать с января 2024 года. По указанию Главкома ВМФ России моряки ВМФ России доставят одним из боевых кораблей и установят в Арктической зоне символический флаг первой отечествен-

9 Пленарное заседание восьмого Восточного экономического форума. 12.09.2023 // URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/72259 (дата обращения: 30.11.2023).

10 Пленарное заседание международного форума «Российская энергетическая неделя» // 11.10. 2023. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/72480 (дата обращения: 30.11.2023).

11 Глава Российского государства выступил на церемонии открытия третьего Международного форума «Один пояс, один путь» // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/72528 (дата обращения: 30.11.2023).

12 Совещание с членами Правительства. 08.11.2023 // URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/72692 (дата обращения: 30.11.2023).

13 Путин разрешил поднять флаги на атомных подлодках «Красноярск» и «Император Александр III» 11.12.2023 // URL: https://rg.ru/2023/12/11/reg-szfo/putin-razreshil-podniat-flagi-na-atomnyh-podlodkah-krasnoiarsk-i-imperator-aleksandr-iii.html (дата обращения: 20.12.2023).

ной атомной подводной лодки «Ленинский комсомол», построенной на Севмаше.

В рамках Госсовета РФ по поручению Президента РФ В.В. Путина создана рабочая группа по обеспечению транспор-тно-логистического и социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации. Её руководителем назначен губернатор Мурманской области А.В. Чибис. 17 февраля и 31 мая 2023 года состоялись её первые заседания, на которых соответственно обсуждались вопросы развития Северного морского пути, достижения планов в части грузопотока, обеспечения навигации, а также вопросы высшего образования в Арктике и развития городов АЗРФ. Она показала свою востребованность.

Решения Правительства России

Системно уделяет внимание развитию арктических регионов Правительство РФ, в деятельности которого развитие арктических территорий связано с межрегиональным и межотраслевым взаимодействием, новыми технологиями и особенностями международного сотрудничества в высоких широтах в изменившихся условиях. Так, Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин 27 июня 2023 года посетил Норильск Красноярского края, на который приходится примерно 10% вредных выбросов от общего объема по стране. Ранее в 2020 году он посещал Чукотку (13 августа) и Мурманск (21 октября), 29 января 2021 года посетил Республику Карелия, 15 августа 2022 года Якутск. Наряду с посещением самых разнообразных объектов, премьер проводил беседы с руководителями субъектов РФ, по итогам рабочей поездки всегда принимались решения и давались поручения руководителям фе-

деральных органов исполнительной власти.

В 2023 году ряд его заместителей побывали в командировках в арктических регионах. Так, Ю.П. Трутнев 14 апреля в Архангельске на совещании обсудил приоритеты социально-экономического развития региона, посетил первый форум «Арктика — Регионы», обсудил с резидентами Арктической зоны России ход реализации их инвестиционных проектов, посетил Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (САФУ)14, а также провёл заседание президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, где было одобрено создание ТОР в Архангельской области15, 12 мая А.В. Новак совершил рабочую поездку в Мурманск. В ходе визита состоялась встреча с губернатором Мурманской области А.В. Чибисом, совещание по развитию производства СПГ, осмотр Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений. Также вице-премьер принял участие в церемонии запуска промышленной эксплуатации Кольской ветроэлектростанции, которая сможет вырабатывать порядка 750 ГВт ч в год, избегая при этом выброса около 600 тыс. т углекислого газа в атмосферу16. Рабочую встречу с губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрием Артюхо-вым 13 июля провёл Д.Н. Чернышенко, где были обсуждены вопросы цифровиза-ции и научного потенциала в регионе, реализация федерального проекта «Спорт — норма жизни» и нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства»17.

В России продолжается работа по развитию и обустройству Северного морского пути (СМП) — важнейшего транспортного коридора национального и мирового значения [1]. Северный морской путь — кратчай-

14 Юрий Трутнев провёл совещание о приоритетах социально-экономического развития Архангельской области.14.04.2023 // URL: http://government.ru/news/48267/ (дата обращения: 30.11.2023).

15 В Архангельске Юрий Трутнев провёл заседание президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики.14.04.2023 // URL: http://government.ru/news/48253/ (дата обращения: 23.05.2023).

16 Александр Новак совершил рабочую поездку в Мурманск. 12.05.2023 // URL: http:// government.ru/news/48464/ (дата обращения: 30.05.2023).

17 Дмитрий Чернышенко и Дмитрий Артюхов обсудили вопросы развития спорта, науки и туризма в Ямало-Ненецком автономном округе.13.07.2023 // http://government.ru/news/49015/(дата обращения: 30.07.2023).

ший водный маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком. Протяжённость пути от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5,6 тыс. км. При этом он полностью расположен в территориальных водах и исключительной экономической зоне России, что особенно важно в условиях внешнего санкционного давления, когда нарушаются логистические цепочки поставок продукции.

К проблеме СМП Правительство РФ обращается уже в январе 2023 года. Так, Распоряжением от 12 января 2023 г. № 15-р18 утверждён объём бюджетных инвестиций в строительство нефтяного терминала «Порт "Бухта Север"». В 2023 г. они составят более 2 млрд руб., а в 2024 г. — более 1,6 млрд. За счёт федерального финансирования будут проведены работы по углублению акватории порта, а также установлены средства навигации и объекты системы обеспечения безопасности мореплавания. Это даст возможность проводить морские суда ледового класса с объемом полезного груза свыше 120 тыс. т. Ввод в эксплуатацию новой портовой инфраструктуры намечен на 2024 г. Порт будет обслуживать Пайяхскую группу месторождений на севере Красноярского края вблизи Диксона. Он станет крупнейшим в России нефтеналивным терминалом с парком для приёма и хранения нефти.

В этот же день Председатель Правительства М.В. Мишустин подписал постановление о порядке финансирования работ по разработке и запуску цифровой экосистемы СМП19. Создание цифровой экосистемы включает установку бортовых автоматизированных информационно-измерительных комплексов на судах в акватории СМП, а также самолётах и вертолётах ледовой разведки. Предполагается, что благодаря данным таких комплексов удастся повысить точность оценки метеорологической и навигационной обстановки. Затем сформированный массив

информации о погодных условиях, расположении судов и ледоколов, загруженности портов попадёт на Единую платформу цифровых сервисов СМП, где с ним смогут работать зарегистрированные пользователи — грузоперевозчики, судовладельцы, капитаны судов и страховщики. Создание цифровой экосистемы планируется завершить к середине 2025 года. Оно идёт в рамках федерального проекта «Развитие Северного морского пути». На базе созданной информационной платформы будут оказываться логистические услуги судоходным компаниям, использующим Северный морской путь. Речь идёт в том числе об оформлении разрешений на проход судов, мониторинге, диспетчеризации, управлении работой флота.

11 февраля 2023 года на заседании президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики под председательством заместителя председателя Правительства — полномочного представителя Президента в ДФО Ю.П. Трутнева обсуждался широкий комплекс вопросов развития СМП: заключены обязывающие соглашения между Минвостокразвития РФ, госкорпорацией «Росатом» и грузовладельцами в части ежегодного обеспечения грузопотока по Севморпути; подтверждено, что общая потребность в строительстве грузовых судов для выполнения компаниями взятых на себя обязательств по грузопотоку составляет 41 судно. Госкорпорация «Росатом» должна обеспечить развитие инфраструктуры четырёх терминалов — «Утренний», «Бухта Север», «Северная звезда», «Мыс Наглёйнын» и энергопорта для модернизированных плавучих энергоблоков, которое планируется завершить в 2026 г.; Минфину РФ, Минвосто-кразвития РФ, госкорпорации «Росатом» и «ВЭБ.ДВ» было поручено уточнить финансово-экономическую модель развития Северного морского пути, связав её с планами компаний-грузоотправителей.

18 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.01.2023 № 15-р. 16.01.2023 // http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301160019?ysclid=loyp8j5m14728534555 (дата обращения: 30.07.2023).

19 Постановление Правительства Российской Федерации от 12.01.2023 № 8 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на обеспечение создания цифровой экосистемы Северного морского пути» // 16.01.2023. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202301160013?ysclid=loyp51boo5339855595 (дата обращения: 30.07.2023).

15 марта 2023 года заместитель Председателя Правительства А.В. Новак провёл совещание по развитию Северного морского пути до 2035 года. В мероприятии приняли участие, в частности, представители профильных ведомств и аппарата Правительства, компаний-грузоотправителей, госкорпорации «Росатом». Участники совещания обсудили обеспечение безопасности судоходства в акватории СМП в период текущей зимне-весенней навигации, достижение целевого показателя грузооборота, ход строительства ледоколов, а также итоги выполнения в 2022 году плана развития Севморпути до 2035 года и основные задачи на 2023 год20.

14 апреля Заместитель Председателя Правительства России — полномочный представитель Президента в ДФО Ю.П. Трутнев в Архангельске провёл заседание президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, где рассматривались вопросы развития Северного морского пути, Архангельского транспортного узла, достижения целевых показателей грузопотока. Отмечено, что в 2022 году грузооборот порта Архангельск составил 6,6 млн т и превысил грузооборот 2021 года на 24%.

В конце апреля 2023 года распоряжением Правительства РФ был расширен план развития Северного морского пути на период до 2035 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 августа 2022 г. № 2115-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 32, ст. 5862)21. Речь идёт о создании отечественных образцов наиболее значимого судового комплектующего оборудования, которое необходимо при строительстве судов ледокольного флота, грузовых судов ледового класса, а также аварийно-спасательных судов. В план включены мероприятия по разработке проектов такого оборудования и его запуску в производство. Отвечать за эту ра-

боту будут Минпромторг, госкорпорация «Росатом», Минтранс и МЧС. Кроме того, Минпромторг и Минфин должны подготовить предложения по объёмам и источникам финансирования создания конкурентоспособного отечественного судового оборудования. План развития Северного морского пути до 2035 года был утверждён Правительством в августе 2022 года. Один из разделов документа предусматривает строительство судов ледокольного флота, в том числе головного ледокола проекта «Лидер», а также создание аварийно-спасательного флота из 46 судов. В целом план насчитывает более 150 мероприятий, общий объём финансирования которых составляет почти 1,8 трлн рублей.

По итогам состоявшейся 3 июня 2023 года стратегической сессии по развитию Северного морского пути, в работе которой приняли участие заместители Председателя Правительства Российской Федерации, Министры Российской Федерации, руководители федеральных служб, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, представители Аппарата Правительства Российской Федерации, руководители госкорпораций и крупных хозяйствующих субъектов, Председатель Правительства РФ М.В. Ми-шустин дал дополнительные поручения по совершенствованию Севморпути22. Обращено внимание на необходимость ускорения работ по созданию национальной системы дистанционного зондирования Земли для мониторинга льдообразования и ледовой обстановки на основе современной национальной космической спутниковой группировки; предоставлении пользователям Северного морского пути качественных краткосрочных и долгосрочных гидрометеопрогнозов; на обеспечение надёжной и устойчивой спутниковой связи на территориях, расположенных севернее 70 градуса северной широты, не покрываемых спутниковой системой

20 Александр Новак провёл совещание по развитию Северного морского пути. 15.03.2023 // URL: http://government.ru/news/47994 (дата обращения: 30.11.2023).

21 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.04.2023 № 1103-р. 02.05.2023 // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305020028?ysclid=loyncq6n jw951572322 (дата обращения: 30.11.2023).

22 Михаил Мишустин дал дополнительные поручения по развитию Северного морского пути. 13.06.2023 // URL: http://government.ru/news/ 49011/ (дата обращения: 10.08.2023).

связи «Инмарсат»; на соблюдение баланса интересов владельцев грузов, судовладельцев, операторов ледокольного флота при регулировании судоходства и ледокольного обслуживания в акватории Севморпу-ти; на решение вопроса стабильности цен на ледокольное обеспечение проводки судов в акватории СМП.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2023 года участникам программы субсидирования каботажных перевозок по СМП предоставлено право использовать в своих маршрутах порт Архангельск и Находка23. Такое решение было принято по итогам навигации 2022 года. До сих пор получить субсидию могли только те компании-перевозчики, которые использовали для прокладки маршрутов Большой порт Санкт-Петербург или порт Мурманск в западном секторе СМП и порты Владивосток или Восточный как конечные точки маршрута. Принятые меры делают перевозку грузов по Северному морскому пути более выгодной и востребованной для грузоотправителей. Это позволяет также увеличить грузопоток в рамках северного завоза.

Постановлением Правительства Российской Федерации размер авансирования работ по строительству третьего и четвёртого серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220 может быть увеличен с 40 до 70%24. Документ определяет, что заказчик, в роли которого выступает госкорпорация «Росатом», и исполнитель договора по строительству ледоколов (компания «Балтийский завод») вправе увеличить размер авансирования по взаимной договорённости. Увеличение авансирования позволит ускорить изготовление и поставку дорогостоящего оборудования с длительным производственным циклом. Строительство

третьего и четвёртого атомных ледоколов проекта 22220 началось в 2020 году. Длина каждого из них составит 173,3 м, ширина — 34 м, водоизмещение — 33,5 тыс. т. Ледоколы смогут пробивать лёд толщиной до 2,8 м. Предполагается, что создание третьего серийного судна завершится в конце 2024 года, а четвёртого — в конце 2026 года. Их суммарная стоимость составит более 100 млрд рублей [9].

Правительство продолжило работу над созданием инфраструктуры в Арктической зоне для развития Северного морского пути. Распоряжением Правительства РФ от 22 сентября 2023 г. № 2555-р утверждён Комплексный план по развитию Архангельского транспортного узла на период до 2035 года25. В 2022 году через него перевалили свыше 6,5 млн т самых разных грузов. Комплексный план предусматривает обустройство глубоководного района и терминала для свинцово-цинко-вого концентрата, улучшение газо- и электроснабжения, расширение судоходных путей на реках Двине и Печоре и водных подходов к предприятиям, железных и автомобильных дорог, обновление и создание новых научных центров и профессиональных учебных заведений. Бесперебойную навигацию обеспечат цифровизация судоходства и строительство дизельного ледокола проекта 23620 для работы в районе Белого моря. Ввод в эксплуатацию и нового терминала, и глубоководного района морского порта Архангельск намечен на 2031 год. Планируется, что ориентировочная мощность нового терминала к 2040 году составит 25 млн т в год.

В рамках программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, утверждённой Правительством

23 Постановление Правительства Российской Федерации от 25.07.2023 № 1209. «О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета субсидии на государственную поддержку организации регулярных перевозок по Северному морскому пути». 28.07.2023 // URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307280032?ysclid=loykk61mto198175212 (дата обращения: 30.11.2023).

24 Постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2023 № 1462 «Об изменении условий договора на выполнение работ по строительству третьего и четвертого серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220». 11.09.2023 // URL: http://publication.pravo.gov.ru/ document/0001202309110015 (дата обращения: 30.11.2023).

25 Распоряжение Правительства РФ от 22 сентября 2023 г. № 2555-р 02.10.2023 // URL: http:// publication.pravo.gov.ru/document/0001202310020003?ysclid=loykmyr8e9578950869 (дата обращения: 30.11.2023).

в 2021 году26, правительство расширило поддержку коренных малочисленных на-родов27. С 1 января 2024 года производители продукции морского зверобойного промысла смогут перейти на специальный льготный налоговый режим для сельхозпроизводителей — единый сельскохозяйственный налог. Решение направлено на поддержку коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, ведущих такой промысел. Постановлением в перечень сельхозпродукции первичной переработки добавлены различные виды сырья морского зверобойного промысла. Производители продукции, входящей в этот перечень, могут применять льготную систему налогообложения — единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Это освобождает их от уплаты налога на прибыль, налога на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей) и налога на имущество, если оно используется в агробизнесе. Ставка ЕСХН в каждом регионе своя, но не может превышать 6%. Переход на льготный налоговый режим производителей продукции морского зверобойного промысла будет способствовать развитию отрасли и созданию дополнительных рабочих мест в северных регионах России.

Федеральное Собрание РФ

Большое внимание развитию арктических субъектов уделяет Совет Федерации и лично председатель В.И. Матвиенко. Показали свою эффективность и востребованность Дни регионов. В октябре 2023 года в верхней палате прошли Дни Мурманской области, ранее в январе 2023 года — Дни Архангельской области, в декабре 2022 года — Дни Республики Саха (Якутия). В ходе совместной работы с представителями федеральных министерств и ведомств, прави-

тельства региона, на заседании комитетов Совета Федерации и пленарном заседании обстоятельно обсуждаются современное состояние и перспективы социально-экономического развития региона, и принимается соответствующее постановление, в котором определяются меры и предложения по решению накопившихся проблем. По итогам работы проходит встреча Председателя Совета Федерации с руководством области (республики) и сенаторами от региона. С 2010 года при Совете Федерации работал Совет по Арктике и Антарктике, который в апреле 2021 года преобразован в Совет по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации. В его состав помимо парламентариев и представителей федеральных и региональных органов государственной власти, входят ведущие ученые, представители бизнеса, работающего в регионах. Совет рассматривает наиболее актуальные и перспективные вопросы социального и экономического развития Арктической зоны. 11 октября 2023 года продлены полномочия Полномочного представителя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в государственных органах по вопросам развития Дальнего Востока, Восточной Сибири и Арктики заместителя председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.И. Широкова.

В Государственной Думе вышеуказанные вопросы реализуются в деятельности Комитета Государственной Думы по разви-тиюДальнегоВостокаиАрктики. Большим достижением верхней палаты Парламента стала разработка и принятие законопроекта «О северном завозе», который 4 августа 2023 года подписал Президент РФ В.В. Путин28. Следует отметить, что в 1999 году Совет Федерации вносил зако-

26 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.04.2021 № 996-р. 20.04.2021 // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104200007?ysclid=loymciew ap638182855 (дата обращения: 30.11.2023).

27 Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2023 № 924 «О внесении изменения в приложение № 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 458». 05.06.2023 // URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202306050015?ysclid=l oym5fi3c1915247495 (дата обращения: 30.11.2023).

28 Федеральный закон от 04.08.2023 № 411-ФЗ «О северном завозе» // URL: http://publication. pravo.gov.ru/document/0001202308040016 (дата обращения: 30.11.2023).

нопроект о северном завозе, но в 2003 году его отклонили. Сравнивая текст предыдущего проекта закона с нынешним, можно сделать вывод, что он значительно богаче по содержанию и более четкий по структуре. Федеральный закон устанавливает правовые основы для осуществления завоза грузов на территории с ограниченными сроками завоза грузов, расположенные в границах муниципальных образований, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, государственного регулирования цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок к ценам на них, тарифов на отдельные услуги. По мнению Минвостокразвития РФ, внедрение всех положений закона позволит сократить сроки доставки товаров северного завоза в среднем на 25 процентов и сэкономить до 20 процентов от стоимости товаров для конечных потребителей29. Наибольшая доля северного завоза традиционно приходится на Республику Саха (Якутия) — 55,5%, Камчатский край — 18% и Чукотку — почти 10%, всего в рамках северного завоза поставляется около 3 млн тонн грузов жизнеобеспечения в интересах 3 млн граждан, а прямые расходы бюджетов на северный завоз достигают более 14 млрд рублей в год30. Для его функционирования до конца 2025 года планируется создать 13 торгово-логистических центров. Закон вступает в силу 1 апреля 2024 года, но уже в настоящее время его основные положения претворяются в жизнь.

Заключение

Для поддержки бизнеса в АЗРФ созданы территории опережающего развития «Столица Арктики» и «Чукотка». В 2020 году вся территория российской Арктики стала особой экономической

зоной. Это позволило с использованием механизмов государственной поддержки на конец ноября 2023 года реализовать 747 инвестиционных проектов объемом 1,7 трлн рублей, посредством которых создаются 39,6 тысяч новых рабочих мест, из которых около 12,5 тысяч рабочих мест уже созданы31. Еженедельно число проектов увеличивается, больше всего их сфере услуг, строительстве, горнорудной промышленности, логистике и туризме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С 1 августа 2021 года работает программа «Гектар в Арктике», в которой участвуют 7 регионов: Республика Коми, Республика Карелия, Мурманская область, Архангельская область, Красноярский край, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Для предоставления в безвозмездное пользование гражданам доступно около 1 млн га арктических земель. Гражданами подано около 14 тыс. заявлений. Количество граждан, получивших земельный участок, составляет 5,5 тыс. человек. Преимущественно землю берут под индивидуальное жилищное строительство, сельскохозяйственное использование, предпринимательство и туристические проекты [2].

Для сохранения мира в Арктике и снижения военной напряжённости России необходимо вести политику, направленную на укрепление конструктивного взаимодействия всех арктических стран с поддержкой со стороны стран-наблюдателей АС, минимизируя и купируя вмешательство США и ЕС. Одна из важнейших целей должна состоять в создании вокруг РФ арктического объединения стран-сторонников отечественного вектора развития Севера. Россия как ведущая арктическая держава обладает для этого мощнейшими ресурсами и потенциалом [11].

29 Совещание с членами правительства. 25.10.2023 // URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/72592 (дата обращения: 30.11.2023).

30 Валентина Пивненко выступила модератором в сессии «Точно в срок: выстраивание новой системы снабжения Крайнего Севера». 07.12.2023 // URL: http://komitet-rdva.duma.gov.ru/novosti/ c357f8b4-935b-4878-a250-4f378daf2231 (дата обращения: 20.12.2023).

31 В Совете Федерации обсудили меры по развитию социальной инфраструктуры Арктической зоны РФ. 23.11.2023 // URL: http://minvr.gov.ru/press-center/news/v_sovete_federatsii_obsudili_ mery_po_razvitiyu_sotsialnoy_infrastruktury_arkticheskoy_zony_rf/ (дата обращения: 30.11.2023).

Список литературы

1. Журавель В.П. Северный морской путь: оценки и прогнозы // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2023. — № 2. — С. 125-135. DOI: 10.15211^ШИегап22023125135

2. Журавель В.П., Тимошенко Д.С. Об итогах и уроках председательства России в Арктическом совете (2021-2023 гг.) // Арктика и Север. — 2023. — № 52. — С. 121-135. — DOI: 10.37482Assn2221-2698.2023.52.121.

3. Журавель В.П., Тимошенко Д.С. Российская Арктика в период санкционного давления и геополитической нестабильности // Арктика и Север. — 2022. — № 49. — С. 105-124. — DOI: 10.37482Assn2221-2698.2022.49.105

4. Коник Л. «Полярный экспресс» торопится на восток // Стандарт: цифровая трансформация, ИТ, коммуникации, контент. — 2021. — № 2 (211). — С. 16-19.

5. Корчунов Н.В. О задачах России в период её председательства в Арктическом совете // Арктические ведомости. — 2021. — № 1. — С. 8-11.

6. Криворотов А.К. Инновационный процесс в Арктике: мировые тенденции и актуальные российские проблемы // Север и рынок: формирование экономического порядка. — 2023. — Т. 26. — № 2 (80). — С. 90-103. — DOI 10.37614/2220-802Х.2.2023.80.006. — EDN OSUKSX.

7. Крюков ВА. О необходимости осуществления активной структурной и пространственной политики в Азиатской России // Экономическое возрождение России. — 2022. — № 3 (73). — С. 5-16. — DOI: 10.37930/1990-9780-2022-373-5-17. — EDN: NYOZAL

8. Пилясов А.Н., Цукерман ВА. Технологические уклады, инновации и хозяйственное освоение российской Арктики // Север и рынок: формирование экономического порядка. — 2022. — Т. 25. — № 4. — С. 7-22. — DOI: 10.37614/2220-802X.4.2022.78.001. — EDN: HREEOC.

9. Политика, экономика и безопасность современной Арктики (к 25-летию Арктического совета) // Доклады Института Европы — 397. — М.: ИЕ РАН, 2022. — 150 с. — DOI 10.15211/ report112022_397. — EDN YVGEHY.

10. Тимошенко Д.С. Современная Арктика: глобальная биполярность или биполярное расстройство? // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. — М., 2022. — № 4 (28). — С. 77-85. — DOI: 10.15211/ vestnikieran420227785.

11. Тимошенко Д.С. Программа председательства Норвегии в Арктическом совете // Европейская аналитика 2023 = European analytics 2023. — М.: ИЕ РАН, 2023. — C. 171-181. — DOI 10.15211/978-5-98163-211-2.17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.