Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2023, №1
УДК 327 EDN: EXUQDP
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran1202395102
АРКТИКА В 2022 г.: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Валерий Петрович Журавель
ИЕ РАН, Москва, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-1786-6754
Ссылка для цитирования: Журавель В.П. Арктика в 2022 г.: итоги и перспективы // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2023. №1. С. 95-102. DOI: 10.15211/vestnikieran1202395102
Аннотация. В статье рассматриваются международные аспекты проблематики, связанной с Арктикой, совершенствование и обновление стратегий и политики в этой зоне Евросоюза и ряда стран (Индии, США, Финляндии, Фарерских островов), выход из проектов в российской Арктике после начала специальной военной операции ряда крупных европейских и азиатских транснациональных компаний. Подчёркивается, что западные государства продолжают наращивать военное присутствие в регионе. Сильно осложнило ситуацию и начало процесса вступления Финляндии и Швеции в НАТО, что усиливает потенциал альянса и создаёт реальные военные угрозы России на арктическом направлении. На примерах решений Правительства РФ в 2022 г. анализируются проблемы российской Арктики, особенно связанные с развитием Северного морского пути и некоторых субъектов этой зоны на ближайшие 15 лет. Акцентируется внимание на характере деятельности руководства страны, министерств и ведомств, органов законодательной власти, представителей бизнеса и общественных организаций по комплексному развитию и освоению Арктики в свете неблагоприятных международных событий 2020-2022 гг. Отмечается, что реальное влияние СВО на Арктический регион можно будет определить только по её окончательным результатам. Ключевые слова: Арктика, Россия, Арктический совет, санкции, военные угрозы, специальная военная операция.
Статья поступила в редакцию: 12.02.2023.
THE ARCTIC IN 2022: RESULTS AND PERSPECTIVES
Valery P. Zhuravel
Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-1786-6754
For citing: Zhuravel, V.P. (2023). The Arctic in 2022: results and perspectives. Nauchno-ana-liticheskij vestnik IE RAN 31(7): 95-102. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran1202395102
© Журавель В.П. - к.пед.н., доцент, в.н.с., рук. Центра арктических исследований Отдела страновых исследований ИЕ РАН.
Abstract. The Arctic has always been in a focus of close attention for the Russian leadership. The article examines the international aspects of the Arctic, analyzes the updated Arctic strategies and policies of countries (India, USA, Finland, the Faroe Islands, the European Union) and their improvements, and the withdrawal of several large European and Asian multinational companies from Arctic projects in the Russian Arctic after the start of a special military operation (SMO). It is emphasized that foreign states continue to increase their military presence in the Arctic, especially in its western part. The situation in the Arctic region was greatly complicated by the accession of Finland and Sweden to NATO, which strengthened the Arctic capabilities of the alliance and created real military threats to Russia in the Arctic direction. Using the examples of the decisions of the Government of the Russian Federation in 2022, the authors analyze the problems of the development of the Russian Arctic, especially those related to the development of the Northern Sea Route and of some of the territories of the Russian Arctic zone for the next 15 years. The article focuses on the nature of the activities of the country's leadership, ministries and departments, legislative authorities, representatives of business and public organizations for the integrational development and assimilation of the Arctic, in light of the unfavorable international events of 2020-2022. It is noted that the real impact of the SMO on the Arctic region can be only determined by its final results. Key words: Arctic, Russia, Arctic Council, sanctions, military threats, special military operation.
Article received: 12.02.2023.
Международные аспекты Арктики
В 2022 г. продолжилось совершенствование и обновление стратегий и политики арктических стран. Так, 17 марта была обнародована Арктическая политика Индии (Ministry of Earth Sciences... 2022), а 7 октября Белый дом опубликовал новую арктическую стратегию США до 2032 г. под названием «Национальная стратегия для Арктического региона» (National Strategy... 2022).
Если позиция Дели в перспективе позволяет рассматривать Индию в качестве потенциального партнёра России на северном направлении, то стратегия Вашингтона, как и прежде, нацелена на закрепление доминирующих позиций в регионе, получение прямого доступа к Северному морскому пути (СМП), сдерживание российского влияния.
Во время открытия ассамблеи «Полярный круг - 2022» в Рейкьявике 17 октября 2022 г. министр иностранных дел Фарерских островов Дженис ав Рана представил арктическую стратегию своей автономии (Faroe Islands launch. 2022), состоящую из восьми направлений. Значимость документа состоит в том, что он как бы временно замещает стратегию Дании 2010 г.
После принятия в октябре 2021 г. Совместного коммюнике «Более активное участие ЕС в создании мирной, стабильной и процветающей Арктики» (Joint communication. 2021) Евросоюз в сентябре 2022 г. открыл своё представительство в Гренландии в городе Нуук (ЕС открывает. 2022). Его интерес к укреплению связей с этой датской автономией стимулируют богатые месторождения полезных ископаемых и её возможности по производству и экспорту возобновляемой «зелёной» энергии.
На события на Украине после начала специальной военной операции среагировал ряд крупных европейских и азиатских транснациональных компаний, которые вышли из арктических проектов или пересмотрели свои планы по их инвестированию. Среди них норвежская «Эквинор», англо-голландский нефтяной концерн «Бритиш Петролеум», французская нефтегазовая компания «Тоталь», индийская государственная корпорация сырой нефти и природно-
го газа и сингапурская компания «Трафигура». Они ушли из российских проектов, несмотря на значительные финансовые и имиджевые потери.
Еврокомиссия наложила санкции на программу «Коларктик», играющую важную роль в межрегиональном сотрудничестве. Члены Совета Баренцева/Евроарктического региона объявили о приостановке взаимодействия с РФ. Было значительно ограничено также научное сотрудничество с Международным советом по науке и Международным арктическим научным комитетом. Прекращена деятельность РФ в Совете министров Северных стран.
В марте 2022 г. семь стран Арктического совета (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия и Швеции) отказались принимать участие во всех заседаниях, проходящих под председательством РФ на её территории (U.S. Department... 2022), несмотря на единый стратегический план АС (Агсйс Council Strategic. 2022). Позже, 8 июня, эти государства приняли решение ограничено возобновить деятельность АС, но уже без участия России (Joint Statement. 2022). Всё это в итоге выразилось в бойкоте председательства РФ в Арктическом совете (Журавель 2022).
На фоне осложнения обстановки, вызванной санкциями Евросоюза, в конце июня 2022 г. благодаря усилиям российского МИД удалось разрешить острый конфликт в связи с блокировкой Осло груза, направлявшегося в российский посёлок Баренцбург для обеспечения жизнедеятельности россиян и работников треста «Арктикуголь».
Западные государства продолжают наращивать военное присутствие в Арктике. Сильно осложнил ситуацию в регионе начавшийся процесс вступления Финляндии и Швеции в НАТО, что усилило возможности альянса и создало реальные угрозы России на арктическом направлении. НАТО, как отметил научный руководитель Института США и Канады РАН академик РАН С.М. Рогов, переходит к формированию инструментов для сдерживания России в Арктическом регионе, чего не было ранее (Россия и мир. 2023).
Проблемы развития российской Арктики в решениях Правительства РФ
В сложившихся условиях было принято решение о продолжении председательства, направив основные усилия на развитие арктических территорий РФ, что уже в 2022 г. привело к серьёзным подвижкам. Больше внимания стало уделяться развитию Севморпути, что сказалось на объёмах перевозки грузов, достигших 34 млн т в 2022 г., и управлении трассой (Перевозки по Севморпути. 2022). Между тем международные транзитные перевозки сократились. В структуре госкорпорации «Росатом» на базе Штаба морских операций создано ФГБУ «Главное управление Северного морского пути» (Распоряжение Правительства РФ от 23 июля 2022 г. № 2019-р.), что позволило улучшить управление судоходством на СМП. В целях устойчивого его роста, наращивания грузового транзита и повышения эффективности экспортных логистических маршрутов председателем правительства РФ утверждён план развития СМП до 2035 г. На его реализацию планируется направить 1,8 трлн рублей из разных источников (Михаил Мишустин. 2022). При этом в п. 7 документа указывается, что распоряжение правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. № 3120-р «Об утверждении Плана развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года» отменяется. Прежний вариант включал 11 глав и 84 конкретных пункта будущих мероприятий. Обновлённый план включает в себя около 150 мероприятий. Вопрос подготовки нового плана в 2022 г. рассматривался на совещаниях вице-премьера А.В. Новака два раза (3 февраля и 9 июня) и с участием премьера М.В. Мишустина в ходе оперативного совещания с вице-премьерами 1 августа. Приоритет отдаётся вопросам развития грузовой базы. Появилось и приложение «Прогнозируемый объём грузопотока по Северному морскому пути», которое предусматри-
вает ежегодное уточнение объёма грузоперевозок. Данный план, по своему содержанию фактически являющийся программой развития морской транспортной магистрали российского Крайнего Севера, позволил объективно определить, что из-за последствий пандемии и недостаточной грузовой базы мы не сможем к 2024 г. перевозить 80 млн т по Севморпути.
Особое внимание обращено на создание арктической орбитальной спутниковой группировки, обновление и развитие ледокольного флота и портового хозяйства. Так, к 2024 г. на орбиту должно быть выведено два космических аппарата «Арктика-М», которые будут предоставлять данные о гидрометеорологической обстановке в высоких широтах, а также три космических аппарата радиолокационного наблюдения: два КА «Кондор-ФКА», один КА «Об-зор-Р». К 2026 г. - четыре спутника «Экспресс-РВ» для предоставления широкополосного доступа к сети Интернет в российской Арктической зоне (Юрий Трутнев: Арктическая. 2022). Без создания арктической спутниковой группировки безопасное прохождение судов по Сев-морпути не представляется возможным.
К 2026 г. будут введены в эксплуатацию ещё четыре атомных ледокола проекта 22220, к 2027 г. - первый ледокол проекта «Лидер». Грузовой флот ледового класса к 2030 г. будет увеличен более чем в три раза. Необходимо построить более 30 танкеров, 40 балкеров и 22 контейнеровоза (Юрий Трутнев выступил. 2022). Сейчас проводку кораблей в водах Северного Ледовитого океана осуществляют пять атомных ледоколов.
Подписано распоряжение о выделении более 470 млн рублей на замену энергетического оборудования исследовательского судна «Пётр Котцов», которое занимается навигацион-но-гидрографическим обеспечением судоходства в районе СМП (Распоряжение Правительства РФ от 8 февраля 2022 года №195-р). Ремонтные работы, которые увеличат срок службы судна минимум на 15 лет и значительно снизят эксплуатационные расходы, проводятся в Калининграде.
22 ноября 2022 г. на «Балтийском заводе» был спущен на воду корпус атомного ледокола «Якутия». Судно должны передать флоту в конце 2024 г. «На ледоколах этой серии применяются безотходные технологии. Выбросы сажи или чёрного углерода составляют в год всего 500 граммов. Если сравнивать с выбросами обычной угольной котельной, это в 100 тыс. раз меньше», - отметила вице-премьер РФ В.В. Абрамченко, присутствовавшая на данном мероприятии (Ледокол «Якутия» будет. 2022).
Второй серийный атомный ледокол проекта 22220 «Урал» постройки «Балтийского завода» успешно завершил программу заводских ходовых испытаний и 3 декабря 2022 г. из порта Мурманска отправился в Карское море.
На правительственном уровне расширен доступ к льготным кредитам для инвесторов, реализующих проекты на Дальнем Востоке и в Арктике в промышленности, транспорте, энергетике, что существенно снизит риски срыва инвестпроектов из-за санкционных ограничений (Постановление Правительства РФ от 14 июля 2022).
В ноябре председатель правительства РФ М.В. Мишустин подписал распоряжение о выделении из федерального бюджета более 2,6 млрд руб. на развитие социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры Республике Коми, Архангельской и Мурманской областям, а также Чукотскому автономному округу (Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2022 года №3603-р), что будет способствовать улучшению социально-экономического положения Арктической зоны.
Начата работа по развитию транспортной инфраструктуры Мурманской области. Расширены границы территории опережающего социально-экономического развития «Столица Арктики», что позволит в акватории порта Мурманска построить морской перегрузочный ком-
плекс сжиженного природного газа (Правительство одобрило. 2022). В рамках комплексного развития Мурманского транспортного узла предусмотрено финансирование строительства железной дороги к порту Лавна протяжённостью 49,7 км, где возводится одноимённый угольный терминал мощностью 18 млн т в год (Правительство направит. 2022).
Следует обратить внимание на работу по утилизации судов, выработавших свой ресурс. На данный момент эту процедуру проходят четыре атомных ледокола, использовавшихся ранее на трассах СМП - «Сибирь», «Арктика», «Советский Союз» и «Россия».
Важную роль в выработке современных подходов к развитию Арктики сыграл 25-й Петербургский международный экономический форум (Санкт-Петербург, 15-18 июня 2022 г.)1, на котором Минвостокразвития РФ была представлена широкая повестка дня для работы регионов в условиях санкций против России.
Успешно реализуются проекты «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2». На Кольской АЭС в Мурманской области создаётся стендовый испытательный комплекс по производству водорода (Вопиловский 2022: 25, 31). Успешно работает первая в мире российская плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов», введённая в эксплуатацию в мае 2020 г. в северном морском порту Певек.
Россия приступила к созданию международной автономной арктической станции «Снежинка», которая будет представлять собой научно-исследовательский центр, на базе которого планируется проводить эксперименты, исследования, разрабатывать и внедрять технологии в различных областях, в первую очередь в сфере борьбы с изменением климата. К сожалению, к её строительству слабо привлекаются иностранные инвесторы, используются в основном бюджетные средства.
Ход выполнения поставленных задач должен постоянно находиться на контроле Госкомиссии по вопросам развития Арктики. С созданием в 2019 г. Минвостокразвития, для которого характерны активность в постановке и решении задач освоения и развития региона, внимание государства к арктическим проблемам значительно возросло.
Арктика в публичной политической повестке
Вопросы развития Арктической зоны России приобрели особенную важность в свете неблагоприятных международных событий 2020-2022 гг. Из-за «ковидного кризиса» и нарушения глобальных логистических цепочек в правительстве РФ начали обсуждаться предложения об увеличении финансирования проектов в Северном Ледовитом океане, а несколько раундов западных санкций активизировали процессы по развитию арктических территорий и модернизации транспортных коридоров в Азию. Всё это нашло отражение в выступлениях представителей органов власти разных уровней.
Сотрудники Аналитического отдела Центра коммуникаций атомной отрасли провели комплексное исследование выступлений представителей власти по теме развития Арктики с 31 октября 2021 г. по 1 ноября 2022 г. (Аналитический обзор. 2022). По их оценке, отчётливо выделяются пять групп «политических фигур». Президент РФ В.В. Путин за прошедший год упомянут или процитирован в 100 публикациях по теме. Вторую строку занимают глава Минвостокразвития РФ А.О. Чекунков и его заместители (А.Ю. Бобраков, Г.Г. Гусейнов и М.М. Шамьюнов), которые регулярно докладывают о работе над совершенствованием законодательной базы, об инвестиционной привлекательности региона, реализованных там инфраструктурных и бизнес-проектах. В третьей группе можно выделить председателя правительства РФ М.В. Мишустина, его заместителей Ю.П. Трутнева и А.В. Новака, некоторых фе-
1 Автор принимал участие в работе данного форума.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2023, №1
деральных министров, ответственных за достижение целей нацпроектов и поручений президента. В фокусе их выступлений находились качество управления, финансирование, научно-технологическое обеспечение развития Арктики. Четвёртую группу составляют губернаторы субъектов РФ Арктической зоны. Пятую - главы ведомств, упоминавших об Арктике среди прочих предметов своего интереса (Аналитический обзор. 2022: 9-11).
В содержательном ключе в выступлениях представителей власти заметны очень схожие мотивы. В центре обсуждения оказывается реализация проектов территориального развития: налаживание транспортных путей, строительство дорогостоящей инфраструктуры (прежде всего для нефтегазохимии и судостроения), обеспечение комфортных условий проживания населения. Заявления об этом делаются в связи с выполнением (реже невыполнением) федеральных планов и программ. Руководители регионов и непрофильных ведомств практически не выступают с инициативами, а чиновники более высокого ранга в основном «вторят» президенту РФ.
* * *
Санкции США и Европейского союза против РФ, активизация НАТО в регионе отрицательно сказались на экономическом развитии нашей страны, сотрудничестве и взаимодействии в Арктике, но «.ничего из того, что нам наш противник предрекал, не произошло», - отметил президент РФ на совещании с членами правительства РФ 11 января 2023 г. (Совещание с членами. 2023). Выход семи стран АС из программы и мероприятий председательства РФ в Совете усилил неопределённость в отношении планов развития Арктики, нарушил солидарность, подорвал взаимное доверие, усилил напряжённость. Но и в этих условиях России необходимо завершить своё председательство и достойно передать его Норвегии, хотя могут быть другие варианты.
Ситуация в Арктике продолжает динамично развиваться, в некоторых аспектах сопряжена с повышением риска и неопределённости, снижением доверия в военной области, что обусловлено возможным повторением украинских сценариев на севере. Вместе с тем реальное влияние СВО на Арктический регион можно определить только по её окончательным результатам. В ответ на действия НАТО России необходимо продолжить принимать необходимые меры по укреплению национальной безопасности, решать задачи по восстановлению своей военной инфраструктуры, обеспечивать благоприятные условия для деятельности хозяйствующих субъектов, включая беспрепятственное функционирование Севморпути. В сложившихся условиях целесообразно разработать отдельную программу кооперации России с евразийскими партнёрами и странами БРИКС в Арктике.
Список литературы / References
Arctic Council Strategic Plan 2021 to 2030. Arctic Council. 20.05.2021. Available at: https:// oaarchive.arctic-council. org/bitstream/handle/113 74/2601/MMIS 12_2021_REYKJAVIK_Strategi c-Plan_2021-2030.pdf (accessed 05.01.2022).
Faroe Islands launch Arctic Policy. The Government of the Faroe Islands. 13.10.2022. Available at: https://www.government.fo/en/news/news/faroe-islands-launch-arctic-policy/ (accessed 15.10. 2022).
Joint communication to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. A stronger EU engagement for a peaceful, sustainable and prosperous Arctic. The Diplomatic Service of the European Union. 13.10.2021. Avail-
able at: https://eeas.europa.eu/sites/default/files/2_en_act_part1_v7.pdf (accessed 05.01.2022).
Joint Statement on Limited Resumption of AC Cooperation. U.S. Department of State. 08.06. 2022. Available at: https://www.state.gov/joint-statement-onlimited-resumption-of-arcticcouncil-cooperation/ (accessed 09.06.2022).
Ministry of Earth Sciences (MoES), India. India's Arctic Policy: Building a partnership for sustainable development. Government of India. 17.03.2022. Available at: https://www.moes.gov.in/ sites/default/files/2022-03/compressed-SINGLE-PAGE-ENGLISH.pdf (accessed 18.07.2022).
National Strategy for the Arctic Region. White House. 2022. Available at: https://www.whiteho use.gov/wp-content/uploads/2022/10/National-Strategy-for-the-Arctic-Region.pdf (accessed 25.10. 2022).
U.S. Department of State. Joint Statement on Arctic Council Cooperation Following Russia's Invasion of Ukraine. U.S. Department of State. 03.03.2022. Available at: https://www.state.gov/joint-statement-on-arctic-council-cooperation-following-russias-invasion-ofukraine/ (accessed 05.03. 2022).
Аналитический обзор «Развитие российской Арктики: основные темы и акторы публичного дискурса». М.: Росатом, 2022. [Analytical review «Development of the Russian Arctic: main topics and actors of the public discus». Moscow: Rosatom, 2022. (in Russian).].
Вопиловский, С.С. (2022). Стратегические тренды энергетического развития северных территорий России // Арктика и Север 49: 23-37. [Vopilovskij, S.S. (2022). Strategic trends in the energy development of the northern territories of Russia. Arctic and North 49: 23-37. (in Russian).]. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2022.49.23
ЕС открывает представительство в Гренландии для присутствия в Арктике. Регнум. 28.09. 2022. [EU opens Delegation in Greenland for presence in the Arctic. Regnum. 28.09.2022. (in Russian).]. Available at: https://regnum.ru/news/polit/3709263.html (accessed 14.11.2022).
Журавель, В. П. (2022.) Чрезвычайное событие в Арктическом совете. Есть ли выход из сложившейся ситуации? // Европейская аналитика 2022: 27-37. [Zhuravel, V.P. (2022). Extraordinary event at the Arctic Council. Is there a way out of this situation? European analytics 2022: 2737. (in Russian).].
Ледокол «Якутия» будет экологичным судном, заявила Абрамченко. РИА. 22.11.2022. [The Yakutia icebreaker will be an environmentally friendly ship, Abramchenko said. RIA. 22.11.2022. (in Russian).] Available at: https://ria.ru/20221122/ledokol-1833374321.html (accessed 09.12. 2022).
Михаил Мишустин утвердил план развития Северного морского пути до 2035 года. Правительство России. 04.08.2022. [Mikhail Mishustin approved the plan for the development of the Northern Sea Route until 2035. Government of Russia. 04.08.2022. (in Russian).]. Available at: http://government.ru/news/46171/ (accessed 18.07.2022).
Перевозки по Севморпути по итогам 2022 года составят 34 млн тонн - Новак. «Financial One». 22.12.2022. [Transportation along the Northern Sea Route in 2022 will amount to 34 million tons - Novak. «Financial One». 22.12.2022. (in Russian).]. Available at: https://fomag.ru/news-streem/perevozki-po-sevmorputi-po-itogam-2022-goda-sostavyat-34-mln-tonn-novak/ (accessed 27.12.2022).
Постановление Правительства РФ от 14 июля 2022 года № 1257. [Decree of the Government of the Russian Federation of July 14, 2022 #1257. (in Russian).].
Правительство направит инвестиции в строительство Мурманского транспортного узла. Правительство России. 16.12.2022. [The government will invest in the construction of the Murmansk transport hub. Government of Russia. 16.12.2022. (in Russian).]. Available at:
http://government.ru/docs/47344/ (accessed 19.12.2022).
Правительство одобрило расширение границ территории опережающего развития «Столица Арктики» в Мурманской области. Правительство России. 12.02.2022. [The government approved the expansion of the boundaries of the territory of advanced development «Capital of the Arctic» in the Murmansk region. Government of Russia. 12.02.2022. (in Russian).]. Available at: http://government.ru/news/44552/ (accessed 08.12.2022).
Распоряжение Правительства РФ от 23 июля 2022 года №2019-р. [Decree of the Government of the Russian Federation of July 23, 2022 #2019-r (in Russian).].
Распоряжение Правительства РФ от 8 февраля 2022 года №195-р. [Decree of the Government of the Russian Federation of February 08, 2022 #195-r (in Russian).].
Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2022 года №3603-р. [Decree of the Government of the Russian Federation of July November, 2022 #3603-r. (in Russian).].
«Россия и мир: соперничество и сотрудничество в Арктике». YouTube. 03.02.2023. (18-21 мин). Available at: https://www.youtube.com/watch?v=tTR7zHqUjz0 (accessed 08.02.2022).
Совещание с членами Правительства. Президент России. 11.01.2023. [Meeting with members of the Government. President of Russia. 11.01.2023. (in Russian).]. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/70338 (accessed 15.01.2023).
Юрий Трутнев: Арктическая спутниковая группировка существенно повысит безопасность судоходства по Севморпути. Правительство России. 22.10.2022. [Yuri Trutnev: The Arctic satellite constellation will significantly increase the safety of navigation along the Northern Sea Route. Government of Russia. 22.10.2022. (in Russian).]. Available at: http://government.ru/news/46865/ (accessed 23.12.2022).
Юрий Трутнев выступил на заседании Совета Федерации в рамках правительственного часа. Правительство России. 06.10.2021. [Yuri Trutnev spoke at the meeting of the Federation Council as part of the governmental hour. Government of Russia. 06.10.2021. (in Russian).]. Available at: http://government.ru/news/43443/ (accessed 18.12.2021).