Научная статья на тему 'РОССИЙСКАЯ АРКТИКА В ПЕРИОД САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ'

РОССИЙСКАЯ АРКТИКА В ПЕРИОД САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
732
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ АРКТИКА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ / САНКЦИИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Журавель Валерий Петрович, Тимошенко Диана Сергеевна

На развитие Арктического региона сильное влияние оказала международная обстановка - начало Российской Федерацией 24 февраля специальной военной операции на Украине. США, Великобритания и ЕС, целый ряд международных и региональных организаций ввели против России расширенные санкционные ограничения, касающиеся сферы политики, экономики (транспорта, финансов, торговли, оборонной промышленности, авиации) и научных исследований, имевшие и региональные последствия. В статье анализируются факторы, определяющие развитие российской Арктики в условиях санкционного давления. Исследуется взаимосвязь государственной политики, социального и экономического развития арктических регионов России в период общей геополитической нестабильности. В исследовании применяется диалектический метод, а также используются общелогические, теоретические и эмпирические методы исследования. Анализируется меры, предпринимаемые правительством России по обеспечению суверенитета, экономической и технологической независимости в Арктике. Проанализированы условия повышения устойчивости и в Арктической зоне, представлен ряд предложений, которые представляют наиболее яркий и выраженный интерес в целях формирования стабильности в регионе, обозначены сложившиеся цели и мотивы экономического развития. Авторы провели анализ геополитических условий развития Арктического региона в наши дни, предприняли попытку отразить замыслы основных арктических игроков в сложившейся ситуации и определить векторы их дальнейших политических решений. Делается вывод о необходимости наращивать дальнейшие усилия на арктическом треке, укреплять оборону и безопасность в Арктическом регионе. Обоснована необходимость создания подходящих условий для комплексного экономического развития российской Арктики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RUSSIAN ARCTIC, SANCTIONS PRESSURE AND GEOPOLITICAL INSTABILITY

The development of the Arctic region was strongly influenced by the international situation - on February 24, the Russian Federation launched a special military operation in Ukraine. The United States, Great Britain and the EU, as well as several international and regional organizations imposed extended sanctions restrictions against Russia in the fields of politics, economics (transport, finance, trade, defense industry, aviation) and scientific research, which had regional consequences. The article describes the factors that determine the Russian Arctic's development under the collective West sanctions pressure. The interrelation of the state policy and social and economic development of the Arctic regions of Russia during the period of general geopolitical instability is investigated. The study uses the dialectical method, as well as general logical, theoretical and empirical research methods. The study examined the measures taken by the Russian government to ensure sovereignty and economic and technological independence in the Arctic. The conditions for increasing stability in the Arctic zone are also decompounded, a number of proposals that are of the brightest and most pronounced interest for the formation of stability in the region are presented, and the established goals and motives of economic development are outlined. The authors analyzed the geopolitical conditions for the development of the Arctic region today, trying to reflect the intentions of the main Arctic players in the current situation and determine the vectors of their further political decisions. The conclusion is made that it is necessary to increase further efforts on the Arctic track, to strengthen defense and security in the Arctic region. The necessity of creating suitable conditions for the integrated economic development of the Russian Arctic is substantiated.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКАЯ АРКТИКА В ПЕРИОД САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ИНСТИТУТЫ POLITICAL PROCESSES AND INSTITUTIONS

Арктика и Север. 2022. № 48. С. 105-124.

Научная статья

УДК [327+330+332](985)(045)

doi: 10.37482/issn2221-2698.2022.49.105

Российская Арктика в период санкционного давления и геополитической нестабильности

Журавель Валерий Петрович 1Н, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Тимошенко Диана Сергеевна 2, кандидат экономических наук, член Русского географического общества, старший научный сотрудник

1 2 Институт Европы РАН, ул. Моховая, 11, стр. 3, Москва, 125009, Россия

1 [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1786-6754

2 [email protected], ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2780-6464

Аннотация. На развитие Арктического региона сильное влияние оказала международная обстановка — начало Российской Федерацией 24 февраля специальной военной операции на Украине. США, Великобритания и ЕС, целый ряд международных и региональных организаций ввели против России расширенные санкционные ограничения, касающиеся сферы политики, экономики (транспорта, финансов, торговли, оборонной промышленности, авиации) и научных исследований, имевшие и региональные последствия. В статье анализируются факторы, определяющие развитие российской Арктики в условиях санкционного давления. Исследуется взаимосвязь государственной политики, социального и экономического развития арктических регионов России в период общей геополитической нестабильности. В исследовании применяется диалектический метод, а также используются общелогические, теоретические и эмпирические методы исследования. Анализируется меры, предпринимаемые правительством России по обеспечению суверенитета, экономической и технологической независимости в Арктике. Проанализированы условия повышения устойчивости и в Арктической зоне, представлен ряд предложений, которые представляют наиболее яркий и выраженный интерес в целях формирования стабильности в регионе, обозначены сложившиеся цели и мотивы экономического развития. Авторы провели анализ геополитических условий развития Арктического региона в наши дни, предприняли попытку отразить замыслы основных арктических игроков в сложившейся ситуации и определить векторы их дальнейших политических решений. Делается вывод о необходимости наращивать дальнейшие усилия на арктическом треке, укреплять оборону и безопасность в Арктическом регионе. Обоснована необходимость создания подходящих условий для комплексного экономического развития российской Арктики.

Ключевые слова: российская Арктика, устойчивое развитие, геополитическая нестабильность, санкции, международное сотрудничество

The Russian Arctic, Sanctions Pressure and Geopolitical Instability

Valery P. Zhuravel 1H, Cand. Sci. (Pedag.), Associate Professor, Leading Researcher

Diana S. Timoshenko 2, Cand. Sci. (Econ.), Member of the Russian Geographical Society, Senior Researcher

* © Журавель В.П., Тимошенко Д.С., 2022

Для цитирования: Журавель В.П., Тимошенко Д.С. Российская Арктика в период санкционного давления и геополитической нестабильности // Арктика и Север. 2022. № 49. С. 105-124. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2022.49.105

For citation: Zhuravel V.P., Timoshenko D.S. The Russian Arctic, Sanctions Pressure and Geopolitical Instability. Arktika iSever [Arctic and North], 2022, no. 49, pp. 105-124. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2022.49.105

1 2 Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, ul. Mokhovaya, 11-3, Moscow, 125009, Russia

1 [email protected] H, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1786-6754

2 [email protected], ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2780-6464

Abstract. The development of the Arctic region was strongly influenced by the international situation — on February 24, the Russian Federation launched a special military operation in Ukraine. The United States, Great Britain and the EU, as well as several international and regional organizations imposed extended sanctions restrictions against Russia in the fields of politics, economics (transport, finance, trade, defense industry, aviation) and scientific research, which had regional consequences. The article describes the factors that determine the Russian Arctic's development under the collective West sanctions pressure. The interrelation of the state policy and social and economic development of the Arctic regions of Russia during the period of general geopolitical instability is investigated. The study uses the dialectical method, as well as general logical, theoretical and empirical research methods. The study examined the measures taken by the Russian government to ensure sovereignty and economic and technological independence in the Arctic. The conditions for increasing stability in the Arctic zone are also decompounded, a number of proposals that are of the brightest and most pronounced interest for the formation of stability in the region are presented, and the established goals and motives of economic development are outlined. The authors analyzed the geopolitical conditions for the development of the Arctic region today, trying to reflect the intentions of the main Arctic players in the current situation and determine the vectors of their further political decisions. The conclusion is made that it is necessary to increase further efforts on the Arctic track, to strengthen defense and security in the Arctic region. The necessity of creating suitable conditions for the integrated economic development of the Russian Arctic is substantiated.

Keywords: Russian Arctic, sustainable development, sanctions, geopolitical instability, international cooperation

Введение. Немного об арктической политике и стратегии

В последнее время Арктика привлекает внимание учёных и общественности. Основными вопросами становятся процесс глобального потепления, уменьшение площади ледяного покрова в акватории Северного Ледовитого океана, запасы полезных ископаемых и расширяющаяся возможность судоходства. Арктическое пространство является слабо осво-

и и V /> V л

еннои территорией как в региональном, так и в глобальной экономике. Арктика — это запасная ресурсная зона мирового масштаба, в которой сосредоточены огромные энергетические запасы. Она богата редкими и редкоземельными металлами, минералами, рудами и другим сырьём стратегического значения.

С учётом этих факторов активизировались международные контакты разного уровня, в том числе представителей научного сообщества, значительно возросла роль Арктического совета (АС, Совет) 1 как форума высокого уровня для регулярного межправительственного диалога по проблемам экологии, рационального использования природных ресурсов, взаимодействия в обеспечении безопасности, устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера. Помимо стран-учредителей («арктическая восьмерка»: Канада, Дания, включая Гренландию и Фарерские острова, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и Соединённые Штаты Америки), в его состав входит 13 государств-наблюдателей (Великобритания, Германия, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Франция, Швейцария, Китай, Индия, Республика Корея, Япония и Сингапур), ряд межправительственных и межпарла-

1 Арктический совет был образован 19 сентября 1996 г. в Оттаве (Канада).

ментских организаций, среди которых: Международный совет по исследованию моря (ИКЕС), Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (МФКК), Международная морская организация (ИМО), Международный союз охраны природы (МСОП), Совет министров северных стран (СМСС), Северная экологическая финансовая корпорация (НЕФКО), Североатлантическая комиссия по морским млекопитающим (НАММ-КО), Комиссия ОСПАР, Постоянный комитет парламентариев Арктического региона (ПКПАР), Программа развития ООН (ПРООН), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Совет западных стран Северной Европы. Состав наблюдателей также расширен неправительственными организациями: Консультативный комитет по защите морей (АКОПС), Арктический институт Северной Америки (АИСА), Ассоциация «Оленеводы мира» (АОМ), Циркумполярный союз охраны природы (ЦСОП), Международный арктический научный комитет (МАНК), Международная арктическая ассоциация социальных наук (МААСН), Международный союз по приполярной медицине (МСПМ), Международная рабочая группа по делам коренных народов (МРГДКО), Северный Форум, Международная организация по защите океанов, Университет Арктики (УАрктика), Всемирный фонд дикой природы 2.

Все страны-наблюдатели имеют свои национальные подходы к освоению и развитию Арктики, обоснованные территориальной близостью к Арктике через выход арктических государств к морскому побережью СЛО какой-либо частью своей суши 3, вопросами национальной безопасности, а также финансовыми, экономическими и технологическими возможностями по освоению Арктики.

Имеют свои стратегии и постоянно их совершенствуют Норвегия (2006, 2011 гг.), Дания (2011 г.), Финляндия (2010, 2013, 2021 гг.), Швеция (2011 г.). Их содержание достаточно подробно отражено в публикациях журнала «Арктика и Север».

Среди стран-наблюдателей Арктического совета в последние годы заметно возросла активность Германии. В 2013 г. приняты основные направления государственной политики ФРГ в Арктике. В июне 2016 г. Франция утвердила национальную дорожную карту по Арктике. В апреле 2018 г. Соединённое Королевство презентовало вторую арктическую стратегию, в которой проблемы Арктики рассматриваются в контексте выхода страны из Европейского союза. Италия пока не представляла своей арктической стратегии, но привлекательность региона видит в области энергетики, науки, туризма, в развитии инфраструктуры добычи полезных ископаемых. Испания стремится развивать судоходство. Нидерланды накопили богатый опыт оффшорной добычи углеводородов, который может найти применение в северных морях. Польша прилагает усилия по объединению вокруг себя европейских стран-наблюдателей АС. Швейцария только присматривается к своему новому статусу, определяет интерес к рабочим группам АС.

2 Arctic Council Observers. URL: https://www.arctic-council.org/about/observers/ (дата обращения: 10.11.2022).

3 Протяжённость арктического побережья равна 38,7 тыс. км.

Для арктических европейских государств характерно значительное расширение повестки дня и форм работы. Расширяется масштаб наблюдения за климатом, проведения мониторинга природной среды и экологических систем, биологического разнообразия, изменений условий жизни местных народностей, состояния арктических морей и изучения возможностей судоходства в водах с ледовым покрытием. Несмотря на то, что Европейскому союзу не был предоставлен в 2013 г. статус наблюдателя в Совете, в апреле 2016 г. он принял Комплексную Арктическую политику, а 13 октября 2021 г. была принята новая Стратегия, которая определяет приоритеты, цели и задачи Евросоюза в арктическом макрорегионе на современном этапе 4. Документ свидетельствует о стремительном росте амбиций ЕС в Арктике, желании стать одним из ведущих игроков в северных широтах, противостоящих усилению арктической роли РФ. В рассмотрение и разработку политики в Арктике значительный вклад вносит Европарламент.

7 октября 2022 г. Белый дом опубликовал новую арктическую стратегию США до 2032 г. под названием «Национальная стратегия для Арктического региона» 5. Подчёркивается, что она призвана служить основой для руководства правительства Соединённых Штатов к решению возникающих проблем и угроз в Арктике. Но в действительности она нацелена на усиление позиций в регионе, получение прямого доступа к СМП. Также примечательным событием начала августа 2022 г. стал законопроект по Арктике, внесённый американским сенатором-республиканцем от Аляски Лизой Мурковски (Арктический билль, Билль), где дословно говорится, что «термин «арктические страны» не относится к Российской Федерации», а «арктические организации коренных народов» не включают в себя Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» 6. Билль наполнен элементами «отмены» России как арктической державы, заявлена установка на ликвидацию «российской монополии на арктическое судоходство» [1, Тимошенко Д.С.].

В документе «Северная стратегия Канады: наш Север, наше наследие, наше будущее» (2009 г.) изложены основные положения по обеспечению суверенитета Канады в Арктике.

На арктическую политику европейских стран заметное влияние оказывают Китай, Индия, Республика Корея, Япония и Сингапур (в статусе наблюдателей АС с 2013 г.). Из вышеперечисленных только Китай имеет свою арктическую стратегию — «Белую книгу» (опубликована пресс-канцелярией Госсовета КНР в январе 2018 г.). 17 марта 2022 г. обнародована Арктическая политика Индии, столпами которой являются «наука и исследования, защита кли-

4 Joint communication to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. A stronger EU engagement for a peaceful, sustainable and prosperous Arctic URL: https://eeas.europa.eu/sites/default/files/2_en_act_part1_v7.pdf (дата обращения: 26.10.2021).

5 National Strategy for the Arctic Region. 2022. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/National-Strategy-for-the-Arctic-Region.pdf (дата обращения: 25.10.2022).

6 Murkowski Introduces Comprehensive Arctic Bill. Senate. 03.08.2022. URL: https://www.murkowski.senate.gov/download/arctic-commitment-act (дата обращения: 08.08.2022).

мата и окружающей среды, экономическое сотрудничество и сотрудничество в области человеческого развития, транспорт и связь, управление и международное сотрудничество и наращивание национального потенциала» 7. Стратегия Сеула в Арктике направлена на привлечение к реализации проектов широкого круга управленческих, исследовательских и деловых структур. Японию интересует возможность использования СМП, проведение научных исследований арктических морей. Сингапур позиционирует себя в Арктике в качестве одной из ведущих морских держав мира. Проведя сравнительный анализ и сопоставление позиций, можно сделать вывод о том, что азиатские страны становятся серьёзными конкурентами европейцам в освоении Арктики.

Следует отметить, что в течение 25 лет государства Арктического совета стремились работать на основе сотрудничества и взаимодействия, последовательно совершенствуя международно-правовые основы деятельности в Арктике, свою национальную арктическую политику. О его авторитете говорит тот факт, что группа учёных из 20 стран предложила в 2018 г. выдвинуть Совет на Нобелевскую премию мира.

В мае 2021 г. председательство в АС перешло от Исландии к России. В соответствии с программой РФ успешно развивала сотрудничество со странами-участницами межправительственного форума по четырём приоритетным направлениям, которые тесно взаимосвязаны между собой:

• -население Арктики, включая коренные малочисленные народы Севера;

• -охрана арктической окружающей среды, включая изменение климата;

• -социально-экономическое развитие региона;

• -укрепление роли АС как основной площадки многостороннего сотрудничества в высоких широтах.

В дополнение к программе председатель правительства РФ М.В. Мишустин 30 апреля 2021 г. утвердил план, в который вошло 116 основных мероприятий по 11 направлениям 8. Всё это создало хорошую основу для российского председательства в АС.

Санкционная политика в отношении России в Арктике

Санкции Запада по отношению к России — не новое явление. В середине 2010-х гг. в деятельности государств на арктическом направлении появился ряд ограничений, обусловленных санкционным режимом США и стран ЕС против России. Они отрицательно сказываются не только на поддержании стабильности в регионе, но и привели к свертыванию целого ряда перспективных экономических проектов. Особенно это усилилось после начала Специальной военной операции России на Украине (СВО).

7 Ministry of Earth Sciences (MoES), India. India's Arctic Policy: Building a partnership for sustainable development, March 17, 2022. URL: https://www.moes.gov.in/sites/default/files/2022-03/compressed-SINGLE-PAGE-ENGLISH.pdf (дата обращения: 18.07.2022).

8 План основных мероприятий в связи председательством России в АС 2021-2023 гг. от 30 апреля 2021 г., № 4161п-П2.

В марте 2022 г. в Арктическом совете стала намечаться непаритетная тенденция «семь плюс один»: Канада, США, Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания и Исландия отказались принимать участие во всех заседаниях, проходящих под председательством РФ и на её территории. 8 июня было принято решение возобновить деятельность АС в ограниченном формате: уже без участия России. Россия как ведущая арктическая держава продолжила своё председательство. Отказ упомянутых стран принимать участие в заседаниях и мероприятиях под председательством РФ и последующие события усилили неопределённость в отношении планов развития Арктики, нарушили баланс арктической солидарности, который складывался и последовательно укреплялся в период председательства стран в АС. Арктика перестаёт быть территорией политической стабильности и успешного развития многостороннего международного сотрудничества.

На события на Украине в феврале 2022 г. среагировали некоторые крупные европейские и азиатские энергетические компании, которые вышли из арктических проектов. Среди них норвежская «Эквинор», англо-голландский «Бритиш Петролеум», французская «Тоталь». Японские компании заморозила новые инвестиции по линии «Арктик СПГ-2». Еврокомиссия наложила санкции на программу «Коларктик». 9 марта члены Совета Баренце-ва/Евроарктического региона объявили о приостановке сотрудничества с РФ. Концерн «Бритиш Петролеум», индийская государственная корпорация сырой нефти и природного газа и сингапурская компания «Трафигура» пересмотрели свои планы по инвестированию в проект ПАО «Роснефти» «Восток Ойл» на Таймыре [1., Тимошенко Д.С.; 2, Журавель В.П.]. Прекращено также научное сотрудничество с Международным советом по науке и Международным арктическим научным комитетом. Остановлена деятельность РФ в Совете Баренце-ва/Евроарктического региона и Совете министров Северных стран.

В условиях необходимости сохранения устойчивого развития Арктического региона перед Россией сейчас стоит первоочередная задача активизации внутренних экономических мощностей.

Следует отметить, что предпринятые меры против России отрицательно отразятся и на самих государствах АС. Арктический регион становится объектом противоречий между отдельными странами или их группами по целому ряду важных вопросов. К территориальным претензиям прибавились проблемы экологической, экономической, технологической,

V V /> 1-1 и и

транспортной и военной безопасности. В среднесрочной и долгосрочной перспективе международные риски в Арктике могут возрасти в случае сохранения конфронтации в отношениях России с Западом. России следует использовать эту временную паузу в полноформатном функционировании Совета для анализа ситуации в Арктике и проработки конкретных шагов для обеспечения национальных интересов, повышению благосостояния жителей, укреплению безопасности на северном направлении.

Сильно осложнило ситуацию в Арктическом регионе вступление Финляндии и Швеции в НАТО. Возможности Альянса в регионе значительно расширились, что представляет

реальную угрозу России на арктическом направлении [1, Тимошенко Д.С.]. Так, например, на фоне санкционного давления возникла напряженность с Норвегией, в том числе по вопросу Шпицбергена. В июне 2022 г. Осло заблокировало груз, направляемый в российский посёлок в Баренцбург для треста «Арктикуголь». Конфликт удалось разрешить благодаря усилиям МИДа России и позиции Норвегии, которая, придерживаясь положений Договора о Шпицбергене 1920 г., сама предложила пути обхода санкций ЕС. Но уже 11 октября 2022 г. ситуация усугубилась тем, что Норвегия продолжила бойкотировать деятельность российского туроператора «Грумант», входящего в состав треста «Арктикуголь».

Обеспечение российского присутствия на архипелаге Шпицберген является одной из основных задач государственной политики России в Арктике. У РФ имеются долгосрочные планы укрепления, диверсификации и модернизации хозяйственной и научной деятельности на архипелаге (добыча угля в ограниченных объёмах (для своих нужд), рыболовство, совершенствование инфраструктуры Баренцбурга, проведение комплексных исследований по поиску полезных ископаемых и изменению климата). Развитие туризма позволит создать благоприятные условия для дальнейшего социально-экономического развития [3, Тимошенко Д.С.], а также внесет свою роль в обоснование экономического присутствия России на архипелаге.

Санкционная политика имеет последствия как негативного, так и позитивного характера в вопросах социального и экономического характера и общей обстановки в стране. Невозможно игнорировать стремительный рост промышленного отечественного производства, оперативность в формировании необходимой правовой базы, колоссальную поддержку отдельных отраслей экономики со стороны государства в целях импортозамещения. Однако стремительный отток граждан и высококвалифицированных специалистов из России порождает различные проблемы [4, Потравная С. В., Тишков Е.В.]. Производственный сектор требует моментального замещения отбывших на спецоперацию мобилизованных граждан, а также специалистов, которые эмигрировали за рубеж, новыми кадрами, что в нынешних реалиях связано с определёнными трудностями. На конец августа 2022 г. личные переводы из России с начала спецоперации составили $14 млрд. Согласно отчёту BCS Global Markets, общая сумма оттока капитала из России по итогам 2022 г. может превысить $200 млрд 9. За третий квартал из России выехали 9,7 млн граждан, что почти в два раза больше, чем во втором квартале (5 млн) 10. По данным Росстата, численность постоянного населения России на 1 августа 2022 г. составила 145,1 млн человек. С начала года численность населения сократилась на 475 500 человек, или на 0,32%, за аналогичный период 2021 г. сокращение составило 351 500 человек, или 0,24%. При этом в период с января по июль естественная убыль насе-

9 Из России вывели за рубеж 11% ВВП в 2022 году. 26.08.22. URL: https://pravo.ru/news/242610/ (дата обращения: 26.08.2022).

10 ФСБ раскрыла данные по выезду россиян за границу с июля по сентябрь. 05.11.2022. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5651512 (дата обращения: 06.11.2022).

ления страны составила 401 600 человек, миграционный отток — 73 900 человек п. По прогнозам демографов, падение рождаемости в России может составить 12-15% 12.

Проблемы снижения рождаемости, старения населения и истощения миграционных потоков также усугубляются санкционной политикой. Однако перечисленные факторы социально-экономического развития России и арктических регионов в частности требуют отдельного исследования и должны проводиться в корреляции с принятием в последнее время ряда политических решений, стимулирующих поддержку развития института семьи, социальными мерами поддержки населения со стороны государства, а также вхождением четырех новых субъектов в состав РФ.

Представителям научного сообщества необходимо в режиме реального времени анализировать процессы, происходящие в Арктике, предлагать дополнительные конкретные шаги для обеспечения российских интересов в регионе.

Ответные меры на санкции стран Запада

Россия готовилась к возможным санкциям Запада. С 2020 г. было сделано немало для развития и освоения Арктики. Создана законодательная база для повышения инвестиционной привлекательности российской Арктики, разработаны и приняты Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике, Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечение её национальной безопасности на период до 2035 г., приняты шесть федеральных законов, 40 нормативных актов.

Данные решения были подкреплены финансированием арктических проектов на период 2021-2024 гг. из средств федерального бюджета в сумме более 15 млрд рублей. Сохраняя преемственность повестки АС, РФ внесла много нового. Инновационным шагом стало создание в 2021-2023 гг. международной арктической станции «Снежинка» — научно-образовательной платформы на основе возобновляемых источников энергии. Первые 8 месяцев председательства были успешными и эффективными.

Своевременно были приняты меры по уточнению программы и плана председательства России в Арктическом совете (2021-2023 гг.), согласно которым только в 2022 г. намечено проведение около 50 мероприятий. Ряд конференций, форумов, фестивалей было отменено, количество участников уменьшено, финансирование сокращено. Больше внимания стало уделяться российским северным территориям.

Для того чтобы понять направленность и последствия санкций против РФ, своевременно выработать необходимые решения, президент РФ В.В. Путин 13 апреля 2022 г. провёл

11 Проект «Если быть точным» спрогнозировал возможное сокращение численности населения 03.11.2022 URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2022/11/03/948693-rossiya-opustilas-na-devyatoe-mesto (дата обращения: 03.11.2022).

12 Демограф Алексей Ракша: «Число родившихся через 1,5 года уменьшится на 12-15%». 31.10.2022 URL: https://newizv.ru/interview/31-10-2022/demograf-aleksey-raksha-chislo-rodivshihsya-cherez-1-5-goda-umenshitsya-na-12-15 (дата обращения: 09.11.2022).

расширенное совещание с привлечением широкого круга участников. Говоря о вопросах развития Арктической зоны России, он отметил: «Сейчас, с учётом разного рода внешних ограничений и санкционного давления, всем проектам и планам, связанным с Арктикой, нам необходимо уделять особое внимание: не откладывать их, не сдвигать вправо, а напротив, на попытки сдержать наше развитие мы должны ответить максимальным наращиванием темпов работы как по текущим, так и по перспективным задачам» 13.

По мнению главы государства, в условиях санкционного давления актуальными вопросами в Арктическом регионе России являются решение проблем социальной сферы жителей арктических территорий и вахтовиков; комплексная модернизация инфраструктуры, энергетических, жилых и социальных объектов в ЗАТО Мурманской области; реализация приоритетных инвестиционных проектов; увеличение потребления на внутреннем рынке российской нефти, газа, угля, стимулирование глубокой переработки сырья, наращивание поставки энергоресурсов в другие регионы, которые в них нуждаются; активизация и завершение строительства Северного широтного хода; развитие СМП; строительство и содержание аварийно-спасательного флота и комплексных аварийно-спасательных центров МЧС России; активное привлечение к сотрудничеству в Арктике внерегиональных государств и объединений, в первую очередь азиатских стран 14.

Эти направления стали приоритетными для министерств, ведомств и арктических регионов на протяжении всего 2022 года.

Центральной проблемой стал рост арктического судоходства, наращивание грузового транзита и повышение эффективности экспортных логистических маршрутов Председателем Правительства Российской Федерации М.В. Мишустиным утверждён план развития СМП до 2035 года (Распоряжение от 1 августа 2022 года №2115-р). На его реализацию планируется направить 1,8 трлн рублей из разных источников. Документ включает в себя около 150 мероприятий. В частности, это развитие транспортных узлов в Мурманске и Архангельске, строительство баз бункеровки и технического обслуживания в портах Тикси и Диксон, терминала сжиженного природного газа и газового конденсата «Утренний», нефтеналивного терминала «Бухта Север», морского терминала, предназначенного для обслуживания инфраструктуры по разработке Павловского свинцово-цинкового месторождения на архипелаге Новая Земля, создание морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае и на Кольском полуострове. Предполагается построить аварийно-спасательный флот из 46 судов, оснастить арктические комплексные аварийно-спасательные центры МЧС вертолётами. Также будет создана арктическая спутниковая группировка, от которой зависят гидрометеорологическое и навигационное сопровождение судоходства, а также оценка изменений климата в высоких широтах. На разработку космических аппаратов

13 V

Совещание по вопросам развития Арктической зоны. Президент России. 13.04.2022. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/68188 (дата обращения: 18.04.2022).

14 -г

Там же.

для безопасной навигации на СМП предполагается направить свыше 150 млрд рублей. К 2030 г. на орбиту должны быть выведены шесть радиолокационных спутников дистанционного зондирования Земли: два «Обзор-Р» и четыре «Кондор-ФКА» 15.

Отдельно решается вопрос строительства транспортных судов ледового класса. В России для арктического флота планируют построить 153 судна, в том числе 12 ледоколов. В целом для реализации арктических инвестиционных проектов сегодня строится 32 единицы транспортных судов ледового класса. Из них 25 — на российских верфях и 7 на корейских. Атомными ледоколами занимается «Балтийский завод». Два ледокола проекта «четыре двойки ноль» — «Арктика» и «Сибирь» мощностью 60 МВт. уже работают на трассе Севморпути, ещё 3 судна этого проекта («Урал», «Якутия» и «Чукотка») в постройке. Планируемые сроки ввода их в эксплуатацию и сдачи: первый — конец 2022 г., остальные — уже в этом году, 2024, 2026 и 2027 гг. Также на судостроительной верфи «Звезда» на Дальнем Востоке строится и уникальный ледокол «Лидер» мощностью 120 мВт. Пока это так называемое головное судно, но предполагается заказ ещё на 2. То есть этот уникальный проект также будет исполнен серийно 16.

Если говорить о строительстве атомных ледоходов, то здесь технологический суверенитет достигнут на 90%. С учётом выбытия трёх ледоколов в ближайшей перспективе из-за выработки ресурса планируется до 2030 г. строительство ещё шести ледоколов. Из них четыре — за счёт внебюджетных средств, а два атомных ледокола и судно перезарядки — за счёт финансирования из бюджета 17.

Это способствовало росту грузопотока по Севморпути. В 2016 г. объём перевозок составлял 7,5 млн т [5, Лукин Ю.Ф.], в 2017 г. было перевезено 10,7 млн т 18, в 2018 г. 19,689

19 /-

млн т , в 2019 г. объём перевозок грузов составил 30 млн т при плановом показателе 26

млн т 20. 2020 г. — 32,9 млн т. По информации вице-премьера РФ А.В. Новака, «в 2021 г. грузопоток составил 35 млн т, что выше плана на 2 млн т, плюс 6%. В этом году, по состоянию на

21

июль, мы ещё прирастаем на 5%» .

15 В развитие Северного морского пути вложат 1,8 триллиона рублей. 16.08.2022. URL:https://rg.ru/2022/08/16/reg-szfo/v-razvitie-severnogo-morskogo-puti-vlozhat-18-trilliona-rublej.html (дата обращения: 18.09.2022).

16 До 2030 план построить 1,5 тысяч судов. Виктор Евтухов о судостроении в РФ. 09.09.2022. URL: https://aif.ru/money/economy/do_2030_plan_postroit_1_5_tysyach_sudov_viktor_evtuhov_o_sudostroenii_v_rf (дата обращения: 15.10.2022).

17 Оперативное совещание с вице-премьерами. 01.08.2022. URL: http://government.ru/news/46150/#pp1348 (дата обращения: 10.10.2022).

18 Подведение итогов деятельности Администрации СМП за 2017 год. Сайт администрации СМП. 12.01.2018. URL: http://www.nsra.ru/ru/glavnaya/novosti/n19.html (дата обращения: 15.10.2018).

19 Савосин Д. Объём перевозок по СМП в 2018 г. увеличился в 2 раза. URL: https://neftegaz.ru/news/view/179802-0bem-perevozok-po-SMP-v-2018-g.-uvelichilsya-v-2-raza (дата обращения: 04.03.2019).

20 Объём перевозок грузов по Севморпути достиг 30 млн тонн. 13.01.2020. URL: https://sudostroenie.info/novosti/29125.html (дата обращения: 15.01.2020).

21

Оперативное совещание с вице-премьерами. 01.08.2022. URL: http://government.ru/news/46150/#pp1348 (да-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

та обращения: 10.10.2022).

В рамках исполнения поручения президента и решения правительства в контуре управления Госкорпорации «Росатом» создано ФГБУ «Главное управление Северного морского пути», ответственное за управление судоходством по СМП 22. Это позволит обеспечить безопасность хождения по трассам Северного морского пути, стабильную доставку грузов в рамках северного завоза и привлечёт дополнительно на Севморпуть новых грузоперевозчи-ков в рамках транзита. Эта деятельность включает выдачу и отзыв разрешений на эту деятельность. В его состав входит Штаб морских операций.

Перевозка транзитных грузов за последние два года увеличилась в три раза; количество рейсов по СМП удвоилось и достигло 1 627 рейсов 23. Однако заместитель директора дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» М.В. Кулинко в ходе круглого стола «Транспортно-транзитный потенциал Арктики» заявил, что международных транзитных перевозок по Северному морскому пути в 2022 г. не ожидается. В 2021 г. объём перевозок в рамках международного транзита составил 2 млн т при плановом показателе до 1,5 млн т 24. Эксперты не исключают, что к 2030 г. его объёмы, проходящие по Северному морскому пути, могут вырасти до 20-30 млн т. Предполагается, что большая часть транзита будет представлять собой контейнерные перевозки. Это означает, что на трассе СМП необходимо строить транспортно-логистические узлы, которые позволят компаниям-перевозчикам менять суда и перегружать контейнеры. В этих условиях понадобятся контейнеровозы ледового

25

класса Агсб и Агс7, которые ещё предстоит создать . Больше всего по СМП перевозят грузов Китай, Нидерланды, Кипр, Либерия и Португалия.

Руководящим работникам правительства РФ, Минвостокразвития, Росатому, наверное, надо перестать говорить и докладывать Президенту РФ, что в 2024 г. будет перевезено по Севморпути 80 млн т, так как в настоящее время Россия не располагает соответствующей грузовой базой. Причиной этого стали пандемия, санкции против РФ, ослабление мощностей ряда отечественных компаний.

Вряд ли стоит в ближайшее время ждать значительного роста транзитного грузопотока по СМП, хотя такой потенциал, безусловно, существует. В краткосрочной и среднесрочной перспективе Северный морской путь будет решать внутриэкономические задачи России. Речь идёт прежде всего о вывозе добытых природных ресурсов и перемещении их к рынкам сбыта. Ряд добычных нефтегазовых проектов, которые являются ключевыми для формирования грузовой базы СМП, может сдвинуться по срокам «вправо» из-за прекращения поставок импортного оборудования.

22 Распоряжение Правительства РФ от 23 июля 2022 года №2019-р.

23 Оперативное совещание с вице-премьерами. 01.08.2022. URL: http://government.ru/news/46150/#pp1348 (дата обращения: 10.10.2022).

24 В дирекции Севморпути объяснили отсутствие заявок на международный транзит. 01.09.2022. URL: https://rossaprimavera.ru/news/505418f0 (дата обращения: 18.10.2022).

25 Для развития Севморпути будет создан мощный транспортный флот. 13.09.2022. URL: https://rg.ru/2022/09/13/gaz-vozmut-na-bort.html (дата обращения: 18.09.2022).

Россия в 2022 г. сделала значительные шаги в исследование Арктики. В 10-й раз успешно была завершена научно-образовательная экспедиция «Арктический плавучий университет - 2022: меняющаяся Арктика» на исследовательском судне «Профессор Молчанов». Центр арктических исследований ИЕ РАН на основе Соглашения ИЕ РАН с САФУ постоянно учитывает результаты исследований данных экспедиций в своей научной работе и публикует в журнале «Арктика и Север» аналитические статьи по самым актуальным вопросам развития Арктики. Своевременно завершена работа по строительству ледовой самодвижущейся платформы «Северный полюс», на базе которой с октября 2022 г. начал проводиться широкий комплекс исследований в Арктике. Ни одна страна мира не имеет такой научной базы, что подтверждает в очередной раз значимость России как ведущей арктической державы мира.

Ситуация, в которой находится Россия, потребует очень напряжённой работы по освоению высоких широт, защите суверенитета государства как на национальном, так и региональном уровнях. Одним из таких шагов защиты национальных интересов на экологическом направлении стал решение Правительства Чукотки об отказе дальнейшего сотрудничества с российским отделением международной общественной организации Всемирный фонд дикой природы (WWF России). Региональные власти расторгли соглашение в одностороннем порядке, апеллируя к тому, что проекты по созданию 12-мильной буферной зоны для защиты китов, а также «медвежьих патрулей» (мероприятия по наблюдению за перемещением белых медведей) не отвечают национальным интересам России, а лишают КМНС России возможности вести традиционный промысел и ставят под угрозу безопасность российской Арктики.

Вопросы обороны и безопасности. Ответ России

Действия государств по наращиванию своего экономического и военного присутствия в Арктике потребовали от России принятия адекватных мер, направленных на поддержание паритета и создание благоприятных условий для защиты национальных интересов.

Проводятся мероприятия по совершенствованию состава и структуры Вооружённых сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в Арктической зоне, оснащению их современными образцами вооружения, военной и специальной техники, адаптированными к арктическим условиям 26. В этом направлении продолжается модернизация баз новых подлодок, строительство аэродромов, военных городков для вновь формируемых воинских частей и складов хранения вооружения. Успешно выполняют свои задачи подводные лодки проекта «Борей-А», современные комплексы ПВО С-400 «Триумф», расчёты радиотехнических подразделений и пунктов наведения авиации. Постоянно принимаются меры по слажи-

26 Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. N 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года».

ванию действий войск, созданию новой, более совершенной инфраструктуры в районах Крайнего Севера.

Только в сентябре 2022 г. корабли арктической группировки Северного флота «Адмирал Левченко» и «Александр Отраковский» совместно с тактической группой, которая дислоцируется на острове Котельный архипелага Новосибирских островов в море Лаптевых, отработали оборону рубежей Арктики 27. Атомные подводные крейсеры и береговой ракетный комплекс «Бастион» Тихоокеанского флота в ходе комплексной арктической экспедиции «Умка-2022» провели в условиях высоких широт пуски крылатых ракет «Гранит» и «Оникс» по морской цели. Ракеты в установленное время поразили сложную морскую мишень, имитирующую отряд боевых кораблей условного противника, на дистанции свыше четырёхсот 28

километров .

Важные задачи по противодействию терроризму и незаконной миграции в Арктике решают Пограничная служба ФСБ, МВД, МЧС и Росгвардия [6, Холиков И.В., Куприянович М.С.].

Успешно выполнялись мероприятия Береговой охраной России по защите и охране государственной границы РФ, протяжённость которой составляет около 20 тыс. км. В условиях санкционного давления актуальными стали задачи по мониторингу надводной обстановки в акватории арктических морей, особенно в районах нашей промышленной деятельности России и рыболовной зоны архипелага Шпицберген. Усилилось внимание к обеспечению безопасности морских перевозок по СМП [7, Кудинов Н.Н.].

С учётом изменений в руководстве МЧС России возросло внимание к ускоренному строительству недостающих арктических комплексных аварийно-спасательных центров. По информации главы министерства Александра Куренкова, в ближайшие годы к имеющимся планируется оборудовать такие центры в Сабетте, Диксоне, Тикси и Певеке 29 в целях повышения уровня защищённости населения и территорий АЗ РФ за счёт совершенствования системы мониторинга, повышения оперативности действий при проведении поисково-спасательных, аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В рамках ПМЭФ-2022 было отмечено, что в составе подразделений МЧС России в арктических регионах России работает около 35 тысяч специалистов. Для повышения эффективности работы ведомство регулярно проводит учения сил МЧС в Арктике. В апреле 2023 г. в девяти северных регионах страны пройдут межведомственные опытно-исследовательские учения «Безопасная Арктика — 2023». Основной площадкой для отработки практических

27 Корабли СФ отработали оборону рубежей Арктики в рамках учений в море Лаптевых. 12.09.2022. URL: https://www.osnmedia.ru/obshhestvo/korabli-sf-otrabotali-oboronu-rubezhej-arktiki-v-ramkah-uchenij-v-more-laptevyh/ (дата обращения: 19.09.2022).

28 АПЛ «Омск» и «Новосибирск» в Чукотском море выпустили ракеты по кораблям «противника». 16.09.2022. URL: https://tass.ru/armiya-i-opk/15771197 (дата обращения: 20.09.2022).

29 МЧС откроет в Арктике ещё четыре спасательных центра. 20.10.2022. URL: https://tass.ru/obschestvo/16109103 (дата обращения: 25.10.2022).

действий учений станет посёлок Сабетта, в том числе на площадке завода по производству

30

сжиженного природного газа и в морском порту .

В ближайшие несколько лет в состав авиации МЧС войдут 14 вертолётов, девять из которых предназначены специально для работы в высоких широтах (Ми-8АМТШ-ВА (арктический). Для заполярных бортов будет подготовлено более 100 пилотов 31.

Органы МВД в Арктической зоне усилили деятельность по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, направляя основные усилия для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности [8, Гаврилов О.Ю.; 9, Шахмаев М.М., Домбровский А.А., Рустамов Р.А.]. Особое внимание уделяется вопросам миграции, незаконного оборота наркотиков, оружия, безопасности дорожного движения. В сфере их внимания противодействие незаконной добыче биоресурсов, обеспечение общественного порядка в областных городах, в портах, аэропортах, объектах ТЭК, рыболовецких артелях, местах добычи нефти и газа, разработки твёрдых полезных ископаемых, компактного проживания общин коренных малочисленных народов Севера.

Вместе с тем следует признать, что органы МВД в Арктической зоне по сравнению с другими регионами РФ недостаточно укомплектованы, их инфраструктура порой устарела и нуждается в обновлении и совершенствовании. С учётом сложных климатических условий и больших расстояний требуется новая модель обеспечения дорожного движения, сотрудничества и взаимодействия с местными общественными организациями на основе информационных технологий.

Большие задачи в Арктике решает недавно созданная Федеральная служба войск национальной гвардии РФ (Росгвардия) 32. В настоящее время подразделениями вневедомственной охраны ведомства осуществляется охрана 9 морских портов СМП, 3 объектов атомной энергетики, отнесённых к важным государственным объектам, 7 судов с ядерными энергетическими установками (в числе которых атомные ледоколы «Ямал», «50 лет победы». «Таймыр», «Вайгач», универсальный атомный ледокол проекта 22220 «Арктика», «Севморпуть», а также плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов», находящаяся в порту г. Певек в Чукотском автономном округе [10, Корниленко А.В.]. Следует отметить, что в связи с планируемым вводом в строй новых атомных ледоколов, развитием инфраструктуры морских портов и морских судоходных путей в акваториях СМП, а также ро-

30 МЧС в 2023 году проведёт исследовательские учения в Арктике. 19.10.2022. URL: https://tass.ru/obschestvo/16096129 (дата обращения: 29.10.2022).

31 МЧС получит вертолёты Ми-8АМТШ-ВА для полётов в Арктике. 09.12.2021. URL: https://ria.ru/20211209/vertolety-1762859888.html (дата обращения: 19.10.2022).

32 Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 11.04.2016, № 15, ст. 2072; Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».

стом конфликтного потенциала в Арктике потребуется до 2024 г. укрепить организационно-штатную структуру подразделений (частей).

В последнее время в Росгвардии состоялся ряд крупных учений. Так, в марте и апреле 2021 г. они прошли под названием «Действия подразделений специального назначения войск национальной гвардии РФ в Арктической зоне при осложнении обстановки в мирное время на объектах повышенной опасности» в международном порту Дудинка, расположенном на 69-й широте в устье Енисея. На них отрабатывался вопрос освобождения заложников и контейнеровоза с грузом взрывчатки на борту, которые были захвачены организованной преступной группой. За успешными действиями войскового и полицейского спецназа наблюдал главнокомандующий Росгвардией генерал армии В.В. Золотов. В общей сложности группа спецназа преодолела 1 500 км в самых суровых условиях крайнего Севера 33 .

На наш взгляд, деятельность в Арктике МВД и Росгвардии требуют глубокого аналитического сопровождения и необходимого финансового обеспечения.

Укрепление российского присутствия в Арктическом регионе обусловлено стремлением США и их союзников оспорить законные права России в Арктике. За последние два года в Соединённых Штатах были приняты арктические стратегии министерства обороны, сухопутных войск, ВВС и Военно-морских сил. По оценке заместителя Секретаря Совета Безопасности РФ М.М. Попова, «США на арктическом направлении предусматривают расширение военного присутствия путём развёртывания американских эсминцев УРО в Баренцевом море, строительства к 2027 г. трёх новых тяжёлых ледоколов, создания новых объектов и пунктов базирования ВМС» 34. Подтверждением этого курса являются прошедшие в Норвегии в марте 2022 г. трёхнедельные учения COLD RESPONSE 2022 с участием более 30 тыс. военнослужащих из 27 стран, 50 кораблей и 220 самолётов.

В регионе совершенствуется военная инфраструктура, создаются запасы вооружения, военной техники и материальных средств, отрабатываются мероприятия переброски военнослужащих. Командующий Северным флотом Александр Моисеев 2 декабря 2021 г. дал обобщённую характеристику инфраструктуры и агрессивности НАТО в регионе. Он отметил: «в настоящий момент в Арктике расположено до 50-ти объектов военной инфраструктуры иностранных государств, таких как США, Канада, Дания, Норвегия, Исландия... Эти страны имеют в регионе 22 аэродрома, 23 военно-морских базы, а также 4 радиолокационных станции предупреждения о ядерном ударе. На постоянной основе на этих объектах дислоцировано до 19 тысяч человек личного состава. Военно-морские силы США и стран блока НАТО продолжают практику выполнения регулярных одиночных и групповых походов боевых

В Арктике стартовали масштабные учения спецназа Росгвардии. 02.04.2021. URL: https://www.1tv.ru/news/2021-04-02/404210-v_arktike_startovali_masshtabnye_ucheniya_spetsnaza_rosgvardii (дата обращения: 18.10.2021).

34 О том, кто разжигает пожар войны и удастся ли сохранить хрупкий мир, в интервью «Российской газете» рассказал заместитель Секретаря Совета безопасности России Михаил Попов. СБ РФ. 17.02.2022. http://www.scrf.gov.ru/news/allnews/3188/ (дата обращения: 09.04.2022).

надводных кораблей в Баренцево море. Отмечается рост продолжительности периода присутствия в Баренцевом и Норвежском морях подводных лодок и надводных кораблей ВМС США. Только в 2021 г., несмотря на продолжающуюся сложную эпидемиологическую обстановку, в регионе проведено 20 мероприятий оперативной и боевой подготовки национальных и объединённых вооружённых сил стран-участниц блока НАТО. Более того, на протяжении последних трёх лет, отмечается устойчивый рост интенсивности учебно-боевой деятельности в Арктике стратегической бомбардировочной авиации ВВС США. Если в 2016-2018 гг. полёты американских стратегических бомбардировщиков над акваторией Баренцева и Норвежского морей являлись единичными событиями, то в 2019-2021 гг. полёты выполнялись систематически с нарастанием интенсивности — с семи (17 самолётами) в 2019 г. до 10 (28 самолётами) вылетов в 2021 г.» 35. При этом было подчёркнуто, что Россия уступает НАТО по количеству военных объектов в Арктике.

В 2022 г. власти Соединённых Штатов Америки сформировали в штате Аляска новую 11-ю воздушно-десантную дивизию под названием «Арктические ангелы». Усилена вертолётной и артиллерийской бригадами, а также частями материально-технического обеспечения, её общая численность достигла порядка 12 тысяч человек 36.

По мнению председателя комитета старших должностных лиц Арктического совета Н.В. Корчунова, Россию не может не беспокоить значительное повышение активности НАТО в Арктике, в том числе внерегиональных стран-членов альянса, например Великобритании. НАТО, в качестве предлога для наращивания присутствия Альянса в высоких широтах использует даже экономическое сотрудничество России с неарктическими странами в регионе (Китай), которое позиционируется членами блока как угроза его безопасности. Такая тенденция в условиях отсутствия диалога с участием всех арктических государств, естественно, повышает степень конфликтности и может спровоцировать в регионе инциденты военного

37

характера .

На открытии X Московской конференции по международной безопасности (16 августа 2022 г.) Министр обороны России генерал армии С.К. Шойгу, анализируя обстановку на Европейском континенте, отметил: «Конечно, официальное участие Хельсинки и Стокгольма в стратегическом планировании НАТО, возможное предоставление территории этих государств для размещения ударных вооружений изменит условия безопасности в Балтийском регионе и Арктике, потребует пересмотра подходов к обороне российской территории. Отдельные выводы уже сделаны и закреплены в обновлённой Морской доктрине, утверждён-

35 Адмирал рассказал о провокационной деятельности США в Арктике. 03.12.2021. URL: https://www.mk.ru/politics/2021/12/03/admiral-rasskazal-o-provokacionnoy-deyatelnosti-ssha-v-arktike.html/ (дата обращения: 28.12.2021).

36 Army Forms 11th Airborne Division Amid Focus on Arctic Warfare. Military Daily News. 06. 06.2022. URL: https://www.military.com/daily-news/2022/06/06/army-forms-11th-airborne-division-amid-focus-arctic-warfare.html (дата обращения: 17.06.2022).

37 МИД РФ: НАТО может спровоцировать военные инциденты в Арктике. 02.10.2022. URL: https://tass.ru/interviews/15932579 (дата обращения: 12.10.2022).

ной Президентом Российской Федерации 31 июля. Работа на этом направлении будет продолжена» 38. Так, Соединёнными Штатами в новой стратегии ставится задача по завоеванию лидирующих позиций в регионе. В ней отмечается, что Россия за минувший десяток лет сильно нарастила своё присутствие в Арктике, проведя также модернизацию своего военного оборудования. Соединённые Штаты обвиняют КНР в наращивании своего потенциала в арктической зоне через инвестиции в научные проекты, связанные с Арктикой [11, Слобод-чикова С.Н., Абрамович М.М.]. При этом Государственный секретарь США Энтони Блинкен, рассказывая о новой национальной стратегии США по развитию в Арктике, отметил, что США будут осуществлять присутствие правительства в Арктическом регионе по мере необходимости для защиты американского народа и защиты своей суверенной территории [12, Райков Ю.А.].

Заключение

России в условиях санкций со стороны США и Европейского союза следует предпринять все возможные меры по защите своего народа и территории, укреплять арктические рубежи, науку, экономику и образование, а также активизировать работу в информационном пространстве.

Учреждение и развитие новых международных площадок в Арктике без участия России (например, озвученный Nordic Plus) приведут исключительно к стагнации региональных интеграционных процессов. Основываясь на подобных шагах Запада, можно спрогнозировать изменение роли Арктического совета в краткосрочной перспективе по следующим направлениям: снижение роли института председательства, сохранение за ним номинальной роли; политизация деятельности Совета, подверженность геополитической напряжённости; снижение активности неправительственного сотрудничества по большинству треков. При этом научное региональное сотрудничество может быть сохранено вне зависимости от политической повестки.

Россия рассматривает Арктику не как поле геополитических интриг, а как территорию диалога, стабильности и конструктивного сотрудничества. Об этом свидетельствуют результаты, полученные Центром арктических исследований Института Европы РАН в ходе научных изысканий. В этом с нами солидарны коллеги из Дипакадемии МИД России, МГУ, САФУ, РАНХиГС. [13, Жильцов С.С., Зонн И.С.; 14, Буров А.С.; 15, Кретинин В.А., Кузнецов В.В., Сафронова Л.Е.].

С учётом ухода западных компаний из многих проектов прогнозируется увеличение безработицы и возможное усиление оттока граждан. Реализация крупных проектов, скорее

38 На открытии X Московской конференции по международной безопасности с приветственным словом выступил Министр обороны России. 16.08.2022. URL: https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12433677 (дата обращения: 18.08.2022).

всего, будет осуществляться преимущественно вахтовым методом. В этих условиях региональным властям, муниципалитетам необходимо укреплять сотрудничество с крупными российскими компаниями, которые работают на данных территориях, для решения вопросов социального характера в интересах его жителей.

В условиях санкций против России важно проводить последовательную работу по обеспечению технологического суверенитета страны в Арктике. Речь идёт об устранении технологического отставания при строительстве СПГ-танкеров ледового класса Arc4 и Arc7, создании оборудования для бурения скважин в Арктике, технологий по сжижению природного газа.

У руководства страны и глав субъектов АЗРФ есть понимание того, что этот регион является важной и перспективной территорией России. Это было подтверждено во время работы ПМЭФ-2022 [16, Журавель В.П.] и Восточного экономического форума. Подчёркнута необходимость системной работы по формированию у граждан России осознания причастности к важным арктическим делам. Главными, по мнению экспертов, станут экономические проекты. К ним необходимо более активно подключать наших ближайших союзников по ЕАЭС и БРИКС. С учётом складывающейся обстановки в АС, его глубочайшего кризиса, целесообразно рассмотреть вопрос о более глубокой интеграции на арктическом треке с Китаем вплоть до создания своего Арктического совета.

Перечисленные выше и другие арктические проблемы должны стать предметом исследований учёных и практических работников в 2023 г. В современных условиях необходимо стремиться снова восстанавливать и налаживать международное научное арктическое сотрудничество.

Список источников

1. Тимошенко Д.С. Современная Арктика: глобальная биполярность или биполярное расстройство? // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2022. № 4 (28). С. 77-85. DOI: 10.15211/vestnikieran420227785

2. Журавель В.П. Проблема освоения Арктики в условиях санкционного давления на Россию // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2022. № 2. C. 32-40. DOI: 10.15211/vestnikieran220223240

3. Тимошенко Д.С. Брендинг арктических туристских дестинаций в России // Арктика и Север. 2021. № 42 (227). С. 257-270. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2021.42.257

4. Потравная Е.В., Тишков С. В. Особенности восприятия миграционных процессов в Арктике: взгляд поколений // Народонаселение. 2022. Т. 25. № 2. С. 116-127.

5. Лукин Ю.Ф. Многоликая Арктика в потоке времени и смыслов. Архангельск, 2019. 241 с.

6. Холиков И.В., Куприянович М. С. Влияние арктических прибрежных государств на безопасность в регионе // Право в Вооружённых Силах, Росгвардии, ФСБ, ФСО, других органах и воинских формированиях — Военно-правовое обозрение. 2022. № 6. С. 62-69.

7. Кудинов Н.Н. Береговая охрана Федеральной службы безопасности России и защита хозяйственной морской деятельности в Арктике // Вестник МГТУ. 2015. Т. 18. № 3. С. 434-440.

8. Гаврилов О.Ю. Состояние и перспективы развития системы региональной безопасности в Арктике // Военная мысль. 2019. № 6. С. 34-49.

9. Шахмаев М.М., Домбровский А.А., Рустамов Р.А. Особенности организации деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в

условиях Крайнего Севера // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 20. С. 1-5.

10. Корниленко А.В. Деятельность Росгвардии по обеспечению безопасности в Арктической зоне // Морской сборник. 2022. № 1. С. 42-47.

11. Слободчикова С.Н., Абрамович М.М. Арктическая политика Китая: публично-правовые аспекты // Право и государство: теория и практика. 2022. № 1. С. 102-104.

12. Райков Ю.А. Россия и США в Арктике: от конкуренции к противостоянию // США. Канада: экономика, политика, культура. 2022. № 1. С. 39-52.

13. Жильцов С.С., Зонн И.С. Арктика: регион будущего развития. Москва: Аспект Пресс, 2022. 318 с.

14. Буров А.С. Актуальные аспекты государственной политики устойчивого развития коренных народов Севера в современной России // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2022. Т. 12. № 4. С. 1419-1430.

15. Кретинин В.А., Кузнецов В. В., Сафронова Л. Е. Геополитическое положение России в мировом пространстве: современное состояние и возрастание значения Арктики // Учёные записки. Владимирский филиал РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. 2022. № 1. С. 25-34.

16. Журавель В.П. Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ-2022) и его арктическая повестка // Арктика и Север. 2022. № 48. С. 244-260. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2022.48.244

References

1. Timoshenko D.S. Sovremennaya Arktika: global'naya bipolyarnost' ili bipolyarnoe rasstroystvo? [The Modern Arctic: Global Bipolarity or Bipolar Disorder?]. Nauchno-analiticheskiy vestnik Instituta Evropy RAN [Scientific and Analytical Herald of IE RAS], 2022, no. 4 (28), pp. 77-85. DOI: 10.15211/vestnikieran420227785

2. Zhuravel V.P. Problema osvoeniya Arktiki v usloviyakh sanktsionnogo davleniya na Rossiyu [The Problem of Arctic Development under the Sanction Pressure on Russia]. Nauchno-analiticheskiy vestnik Instituta Evropy RAN [Scientific and Analytical Herald of IE RAS], 2022, no. 2, pp. 32-40. DOI: 10.15211/vestnikieran220223240

3. Timoshenko D.S. Branding of the Arctic Tourism Destinations in Russia. Arktika i Sever [Arctic and North], 2021, no. 42, pp. 257-270. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2021.42.257

4. Potravnaya E.V., Tishkov S. V. Osobennosti vospriyatiya migratsionnykh protsessov v Arktike: vzglyad pokoleniy [Specifics of the Perception of Migration Processes in the Arctic: The View of Generations]. Narodonaselenie [Population], 2022, vol. 25, no. 2, pp. 116-127.

5. Lukin Yu.F. Mnogolikaya Arktika v potoke vremeni i smyslov [The Many Faces of the Arctic in the Flow of Time and Meanings]. Arkhangelsk, 2019, 241 p.

6. Kholikov I.V., Kupriyanovich M. S. Vliyanie arkticheskikh pribrezhnykh gosudarstv na bezopasnost' v regione [Influence of the Arctic Coastal States on Regional Security]. Pravo v Vooruzhennykh Silakh, Rosgvardii, FSB, FSO, drugikh organakh i voinskikh formirovaniyakh — Voenno-pravovoe obozrenie [Law in the Armed Forces — Military Legal Review], 2022, no. 6, pp. 62-69.

7. Kudinov N.N. Beregovaya okhrana Federal'noy sluzhby bezopasnosti Rossii i zashchita khozyay-stvennoy morskoy deyatel'nosti v Arktike [The Coast Guard Federal Security Service of Russia and Protection of Marine Economic Activities in the Arctic]. Vestnik MGTU [Vestnik MSTU], 2015, vol. 18, no. 3, pp. 434-440.

8. Gavrilov O.Yu. Sostoyanie i perspektivy razvitiya sistemy regional'noy bezopasnosti v Arktike [The Condition and Development Prospects of the Regional Security System in the Arctic]. Voennaya mysl', 2019, no. 6, pp. 34-49.

9. Shahmaev M.M., Dombrovskii A.A., Rystamov R.A. Osobennosti organizatsii deyatel'nosti organov vnutrennikh del pri chrezvychaynykh situatsiyakh prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera v usloviyakh Kraynego Severa [Features of the Organization of the Activities of the Internal Affairs Authorities in Emergency Situations of Natural and Man-Made Disasters in the Far North]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept» [The Periodical Scientific and Methodological Electronic Journal "Koncept"], 2014, no. 20, pp. 1-5.

10. Kornilenko A.V. Deyatel'nost' Rosgvardii po obespecheniyu bezopasnosti v Arkticheskoy zone [The

Activities of the Russian Guard to Ensure Security in the Arctic Zone]. Morskoy sbornik [Marine Collection], 2022, no. 1, pp. 42-47.

11. Slobodchikova S.N., Abramovich M.M. Arkticheskaya politika Kitaya: publichno-pravovye aspek-ty [China's Arctic Policy: Public-Legal Aspects]. Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika [Law and State: Theory and Practice], 2022, no. 1, pp. 102-104.

12. Raikov Yu.A. Rossiya i SShA v Arktike: ot konkurentsii k protivostoyaniyu [Russia and the USА in the Arctic: From Competition to Confrontation]. SShA. Kanada: ekonomika, politika, kul'tura [USA & Canada: Economics, Politics, Culture], 2022, no. 1, pp. 39-52.

13. Zhiltsov S.S., Zonn I.S. Arktika: region budushchego razvitiya [The Arctic: A Region of Future Development]. Moscow, Aspect Press Publ., 2022, 318 p. (In Russ.)

14. Burov A.S. Aktual'nye aspekty gosudarstvennoy politiki ustoychivogo razvitiya korennykh narodov Severa v sovremennoy Rossii [Current Aspects of the State Sustainable Development Policies Indigenous Peoples of the North in Modern Russia]. Voprosy natsional'nykh i federativnykh otnosheniy, 2022, vol. 12, no. 4, pp. 1419-1430.

15. Kretinin V.A., Kuznetsov V. V., Safronova L. E. Geopoliticheskoe polozhenie Rossii v mirovom pros-transtve: sovremennoe sostoyanie i vozrastanie znacheniya Arktiki [Geopolitical Position of Russia in the World Space: Current State and Increasing Importance of the Arctic]. Uchenye zapiski [Scientists Notes], 2022, no. 1, pp. 25-34.

16. Zhuravel V.P. The St. Petersburg International Economic Forum (SPIEF-2022) and Its Arctic Agenda. Arktika i Sever [Arctic and North], 2022, no. 48, pp. 244-260. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2022.48.244

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 10.11.2022; одобрена после рецензирования 22.11.2022;

принята к публикации 22.11.2022.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.