Научная статья на тему 'Проблемы развития региональных банков России'

Проблемы развития региональных банков России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
955
504
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ БАНКИ / ТЕНДЕНЦИИ / КРИЗИС / КАПИТАЛ / АКТИВЫ / КРЕДИТЫ / СЛИЯНИЯ / ПОГЛОЩЕНИЯ / СЧЕТА / ДЕПОЗИТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голодова Ж.Г.

Большое число муниципальных образований и поселений, неравномерность размещения банков по территории страны, преобладание крупных банков в. Москве и Санкт-Петербурге, а также сокращение ликвидности банков в условиях современного кризиса приводят к усилению дифференциации субъектов РФ по уровню обеспеченности банковскими услугами. В такой ситуации контролирующим органом должен быть изменен подход в отношении региональных банков, предусматривающий не только сохранение этой группы банков, но и их развитие и включающий в себя особый режим их регулирования и надзора, рефинансирования и налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития региональных банков России»

Региональные банки

проблемы развития региональных банков России

ж Г. ЮЛОДОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: golodova@yandex.ru Российский университет дружбы народов

Большое число муниципальных образований и поселений, неравномерность размещения банков по территории страны, преобладание крупных банков в Москве и Санкт-Петербурге, а также сокращение ликвидности банков в условиях современного кризиса приводят к усилению дифференциации субъектов РФ по уровню обеспеченности банковскими услугами. В такой ситуации контролирующим органом должен быть изменен подход в отношении региональных банков, предусматривающий не только сохранение этой группы банков, но и их развитие и включающий в себя особый режим их регулирования и надзора, рефинансирования и налогообложения.

Ключевые слова: региональные банки, тенденции, кризис, капитал, активы, кредиты, слияния, поглощения, счета, депозиты.

Формирование рыночной экономики сопровождалось созданием новой «архитектуры» банковской системы: вместо шести московских системообразующих советских банков с их филиалами и отделениями в разных регионах страны создавались многочисленные коммерческие банки, которые также открывали свои филиалы и другие подразделения в различных субъектах РФ. При этом основная часть финансовых институтов была сконцентрирована в Москве и Московской области, а также в Санкт-Петербурге и, как следствие, к традиционной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, которая в пореформенный период существенно усилилась, добавилась дифференциация по уровню обеспеченности хозяйствующих субъектов и населения банковскими услугами. При среднероссийском значении показателя, равного 1, по федеральным округам колебания составляют от 0,6 в Уральском

до 1,41 в Центральном, а по субъектам РФ — от 0,0 в Чеченской Республике, 0,21 — в Республике Дагестан и 0,25 — в Республике Ингушетия до 1,62 — в Санкт-Петербурге и 1,95 в Москве. В этой связи для оценки перспектив региональных банков представляется актуальным анализ тенденций и факторов, сдерживающих их развитие, а также политики контролирующих органов в отношении этой группы банков.

терминология

В российском законодательстве выделены и раскрыты разные категории банковских учреждений — банк (имеется в виду коммерческий), центральный банк, иностранный банк, филиал банка, представительство, дополнительный офис, но нет расшифровки термина «региональный банк». Вместе с тем в официальной статистике Центрального банка РФ при проведении аналитики этот термин наряду с понятием «столичные банки» используется и под ним понимают все коммерческие банки, зарегистрированные вне Москвы и Санкт-Петербурга, которые не относятся к категории крупных частных банков. Иногда в отчетности контролирующего органа используется термин «местные» банки1.

Такая ситуация в определенной степени характеризует позицию контролирующих органов по отношению к данным финансовым институтам. Остается неясным, нужны ли они банковской

1 Отчет о развитии банковского сектора в 2008 г. п. 1.2.1.URL: http://cbr.ru/publ/root_get_blob.asp?doc_id=846L

системе или в регионах достаточно функционирующих филиалов и представительств «столичных» банков. С одной стороны, есть опыт таких стран, как Германия, США, Швейцария, Япония и др., в которых выделено понятие регионального банка (банки штатов, земель, кантонов, занимающие свою нишу в банковской системе и осуществляющие определенные банковские операции), с другой стороны, есть страны, в которых практически все действующие банки расположены в одном-двух городах, в остальных регионах функционируют их филиалы и отделения. В этой связи необходимо выявить преимущества и недостатки каждого из вариантов.

Региональные банки (т. е. банки, зарегистрированные на территории региона) обладают рядом преимуществ по сравнению с крупными инореги-ональными частными и иностранными банками, поскольку они:

— менее амбициозны в части получения финансового результата, а потому проводят менее рисковые операции и не завышают ставки вознаграждения и тарифов;

— лучше владеют информацией о деятельности хозяйствующих субъектов, функционирующих на данной территории, а также о проживающих физических лицах;

— в большей степени заинтересованы в развитии данного региона и, следовательно, готовы кредитовать приоритетные отрасли и сферы деятельности, в том числе на долгосрочной основе;

— оперативно принимают управленческие решения;

— имеют более низкие операционные расходы.

В то же время у региональных банков, как

правило, меньше возможностей по привлечению клиентской базы, по внедрению новых банковских технологий и продуктов, по привлечению дополнительных ресурсов за счет зарубежных кредитов и эмиссии ценных бумаг, а также на рынке межбанковского кредитования и, следовательно, по развитию собственного бизнеса. В результате капитал и активы региональных банков значительно меньше, чем у крупных «столичных» и иностранных банков, в результате в силу ограничений по величине кредитного риска региональные банки зачастую не имеют возможности кредитовать крупных клиентов и вынуждены концентрироваться на обслуживании организаций малого и среднего бизнеса.

А это означает, что по отношению к ним должны применяться особые меры регулирования и надзора, что в полной мере реализуется в зару-

бежных странах. В частности, в Японии действуют дифференцированные резервные требования к банкам разных групп, в том числе и региональным. Однако помимо этого разные нормативы резервов установлены для региональных банков в зависимости от величины их капитала2. В США осуществляется раздельный контроль за двумя группами банков: национальные банки регулируются федеральными властями (Казначейством), банки штатов — Федеральной резервной системой (ФРС) и банковскими департаментами штатов. По отношению к этим группам банков применяются различные меры пруденциального надзора. Однако в условиях углубления мирового экономического кризиса бывший министр финансов США Г. Полсон заявил о необходимости наличия у ФРС полной информации о деятельности всех финансовых институтов и о применении к ним единых требований3.

Интересен также опыт Швейцарии, чья банковская система считается наиболее развитой и надежной (отношение активов банков к ВВП достигло к 2009 г. 820 %, тогда как в Великобритании этот показатель был равен 430 %, в Германии — 340 %, в США - 90 %, в Японии - 190 %). В банковском секторе страны наряду с центральным банком (Швейцарским национальным банком), двумя крупными банками, группой «Райффайзен», частными коммерческими банками функционируют 24 кантональных банка (по 1 банку в каждом кантоне), а также 75 региональных банков. Кантональные банки - это коммерческие организации с государственным участием, специализирующиеся на кредитных сделках. На эти банки распространяются гарантии властей кантонов (кантон Берна планирует к 2012 г. прекратить действие своей гарантии), что делает их привлекательными для клиентов. Региональные банки также размещены в определенных кантонах, но на них не распространяются их гарантии. Эти банки, как правило, обслуживают клиентов данного региона, в том числе занимаясь приемом депозитов и предоставляя кредиты. Кантональные и региональные банки, таким образом, ориентированы на внутренний рынок, тогда как крупные банки — на внешний. Что касается регулирования деятельности банков, то на банки Швейцарии не только распространяются требования Базельского комитета по банковскому

2 URL:http:/Д>anking.mfpa.m/fflesДoboj05.pdf.

3 Улучшенный банковский надзор: мониторинг банковской прессы. Время новостей. 18.04.2008.

URL:http://www.banki.гu/news/bankpгess/?id=517012.

надзору, но и введены более жесткие требования по достаточности капитала. Если применительно ко всем банкам требованиями Базеля-П норматив достаточности капитала установлен в размере 8 %, то в Швейцарии он увеличен до 16 %. Дальнейшие требования по минимальной величине счета или депозита и другим параметрам устанавливают сами банки. При этом на долю двух крупных банков к началу 2009 г. приходилось около 76 % совокупных банковских активов и 34 % внутренних кредитов4. В свою очередь, кантональные и региональные банки, удельный вес которых в совокупных активах составлял 8 и 2 % соответственно, сконцентрированы на осуществлении кредитных сделок: их удельный вес достигает 32 и 9 % в совокупных кредитах банковского сектора. В результате в структуре доходов этих банков преобладают процентные доходы (62 и 77 %), тогда как в банковском секторе в целом и крупных банках наиболее значимым является комиссионный доход, достигающий 62 и 71 % соответственно. Не прибегая к особо рисковым сделкам, кантональные и региональные банки Швейцарии, в отличие от крупных банков, вообще не имели убытков в условиях кризиса 2007—2008 гг. (рентабельность активов кантональных и региональных банков составила по итогам 2008 г. 0,5-0,55 %, крупных банков - 1,0 %).

Законодательное закрепление статуса кооперативных банков по их территориальному принципу характерно и для Украины, в которой к областным банкам относят банки, расположенные на определенных территориях, количество участников которых должно составлять не менее 50 чел. В отношении данных банков установлены пониженные требования к величине капитала: для всех банков минимальный размер капитала равен 8 млн евро, для областных — 5,5 млн евро (а при осуществлении банком неторговых операций с валютными ценностями размер капитала снижен до 5 млн евро).

Хотя в Законе о банках и банковской деятельности в Республике Казахстан не содержится выделения термина и статуса «региональных» банков, в банковской статистике Национального банка Республики Казахстан раскрывается информация по банкам г. Алматы и г. Астаны, а также по всем прочим банкам, под которыми как раз и понимают региональные банки (по состоянию на начало августа 2009 г. в стране действовал только один региональный банк). По отношению к региональным банкам контролирующим органом - Агентством

4 URL: http://www.snb.ch/en/mmr/reference/stabrep_2009/ source/stabrep_2009.en.pdf.

Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) — установлены пониженные нормативы величины собственного капитала: для всех банков минимальный размер капитала должен был составить к 01.17.2009 5 млрд тенге, к началу 2011 г. — 10 млрд тенге, тогда как для региональных банков — 3 и 5 млрд тенге соответственно5.

Выявляется интересная закономерность — территориальное устройство и размеры территории страны являются основой для создания банков по территориальному принципу, т. е. региональных банков. Это в полной мере относится и к РФ, хотя предпосылки создания коммерческих банков в регионах были довольно различны:

• наличие крупных предприятий, требующих преференциального обслуживания и образующих собственные кредитные организации — ОАО «Газпром», ЗАО «АЛРОСА», ОАО «Сургутнефтегаз» и др.;

• близость к финансовым центрам — Москва и Санкт-Петербург, Ивановская, Тверская и Ярославская области;

• особый статус и позиция региона, характеризующегося более высокой степенью самостоятельности, — Республики Башкортостан и Татарстан;

• трансграничное положение — Амурская, Белгородская, Калининградская, Смоленская и Оренбургская области, Приморский и Хабаровский края;

• наличие большого количества хозяйствующих субъектов и высокой плотности населения — Краснодарский и Ставропольский края, Нижегородская, Новосибирская, Самарская, Свердловская области и др.

Именно эти факторы сыграли определяющую роль в период становления банковской системы страны в 1992—1994 гг. При этом региональные банки успешно функционировали вплоть до кризиса 1998 г., после которого большинство из них, несмотря на необходимость их сохранения и развития, без государственной поддержки были признаны банкротами. В первой половине и середине 2000-х гг. многие региональные банки стали объектами слияний и поглощений как со стороны российских кредитных организаций, так и нерезидентов. В частности, в 2005 г. группа московских компаний (ООО «Торгагентство» и др.) стала владельцем ОАО АК «Байкалбанк»

5 иИЬ: http://www.afn.kz/?docid=226&uid=27D0AD17-0329-6003-447A170260D12296.

(г. Улан-Удэ), Банк «Зенит» — ОАО АБ «Девон-Кредит» (г. Альметьевск). В 2006 г. швейцарский банк Credit Swiss приобрел ОАО «Сибакадембанк» (г. Новосибирск), казахстанский ОАО «Банк Ту-ранАлем» приобрел ОАО «Агроинвестиционный коммерческий банк» (г. Астрахань) [4]. В 2007 г. на этом рынке активизировались московские банки: КБ «Национальный стандарт» приобрел ОАО КБ «РусЮгбанк» (г. Волгоград), ОАО КБ «Промсвязьбанк» — ОАО КБ «Волгопромбанк» (г. Волгоград), ОАО АКБ «Связь-Банк» — ОАО «Геленджик-Банк» (г. Геленджик) и т. д.

Вместе с тем необходимость наличия региональных банков в России никем не оспаривается: банковские специалисты и политики единодушно высказываются за определение их статуса и сохранение в банковской системе, но по поводу предоставления каких-либо преференций мнения разделились. Так, на XVI Международном банковском конгрессе «Банки: капитализация, устойчивость, конкурентоспособность», состоявшемся в июне 2007 г., первый заместитель председателя Банка России Г. Г Меликьян заявил, что «...Я, честно говоря, не уверен, что только потому, что банк расположен, например, в Перми, надо специально его поддерживать, в отличие от банка, который расположен в Москве или Санкт-Петер-бурге»6. Начальник управления Департамента банковского регулирования и надзора Банка России Н. А. Печелиев, наоборот, высказался за ресурсную поддержку «местных» банков. Аналогичной точки зрения придерживается и руководство Ассоциации региональных банков России, обосновывающее необходимость сохранения в регионах собственных банков. В частности, первый вице-президент ассоциации В. Гамза полагает, что регионам невыгодно неразумное уничтожение или искусственная селекция региональных банков7.

Однако до настоящего времени российские региональные банки не получают дополнительной поддержки контролирующего органа и правительства. Более того, в стране постоянно создаются более привлекательные условия для крупных банков, в том числе в виде предоставления кредитов Банка России и размещения средств федерального бюджета. В частности, по состоянию на начало 2009 г. 99,98 % средств федерального бюджета было

6 XVI Международный банковский конгресс «Банки: капитализация, устойчивость, конкурентоспособность». Заседание секции 1.URL: http://mbk.spb.ru/rus/mbk2007/workshop1.htm.

7 У региональных банков есть будущее. Интервью В. Гамза газете Вечерний Новосибирск. 15.05.2009.

URL: http://sibkray.ru/vn/index.php?id=97526.

размещено на счетах в коммерческих банках Москвы, 0,02 % — в банках Московской области. Что касается средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, то почти треть (28,9 %) размещена на счетах банков Москвы и Санкт-Петербурга, а также Московской области. На банковские учреждения этих же регионов приходилось около 85 % прочих бюджетных средств и более 50 % средств внебюджетных фондов. Капитал государства также размещен в крупных «столичных» банках — ОАО «Сбербанк России», ОАО «Газпромбанк», ОАО «Внешэкономбанк», ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Банк Москвы» и т. д.

Вместе с тем в деятельности российских региональных банков можно выявить как положительные, так и негативные тенденции, воздействие которых усиливается в условиях современного кризиса. Прежде всего, группа региональных банков неоднородна, поскольку согласно статистике Банка России часть региональных банков относится к категории крупных частных банков, часть — к региональным средним и малым банкам. При этом единой сводной статистики по региональным крупным банкам контролирующий орган не ведет. Из 1 299 действующих кредитных организаций в 2005 г. 599 были расположены в регионах, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга. Доля средних и малых банков в общей совокупности региональных банков составляла 81 % (484 банка). Роль этих средних и малых банков в банковском секторе России незначительна: на них приходилось 4,2 % совокупных банковских активов и 5,4 % совокупного капитала. К началу 2009 г. количество средних и малых банков сократилось до 443, составив 85 % от общего количества региональных банков. Снизилась доля средних и малых региональных банков в активах и капитале банковского сектора страны — до 2,7 и 3,6 % соответственно. Это объясняется тем, что более быстрыми темпами увеличивались активы и капитал крупных банков, а привлечение ими ресурсов осуществлялось преимущественно за счет заимствований на внешних рынках: сумма внешнего долга банков возросла с 9,3 млрд долл. в 2001 г. до 17,5 млрд долл. в 2005 г. и до 166,3 млрд долл. к началу 2009 г., тогда как региональные банки заимствуют в основном на внутреннем рынке, поэтому им в меньшей степени доступны «длинные» деньги.

Среди основных тенденций развития региональных банковских систем следует также отметить сокращение общего количества кредитных организаций и их филиалов в регионе, но при этом

количество филиалов кредитных организаций данного региона сокращается, а количество филиалов кредитных организаций, зарегистрированных в других регионах, возрастает практически во всех федеральных округах и субъектах РФ (табл. 1).

Причем наиболее существенное снижение общего количества кредитных организаций и их филиалов имело место в Центральном федеральном округе (на 17 %), филиалов кредитных организаций данного региона — в Дальневосточном федеральном округе (на 46 %), тогда как прирост филиалов кредитных организаций других регионов наиболее значим в Северо-Западном федеральном округе (23 %). Изменение количества кредитных организаций с участием иностранного капитала в разрезе федеральных округов также различно. Так, за период с 2005 по 2008 г количество иностранных банков возросло в Центральном федеральном округе на 47 %, в СевероЗападном — на 92 %, в Южном — на 20 %, в Приволжском — на 87 %, в Уральском — на 33 %, в Сибирском — на 25 % и в Дальневосточном — в 3,5 раза.

Таким образом, сохраняются лидирующие позиции кредитных организаций банков Центрального федерального округа, на долю которого

в 2008 г. приходилось около 56 % от общего количества кредитных организаций (незначительное снижение показателя по сравнению с периодом 2005 г. обусловлено некоторым увеличением количества кредитных организаций в Уральском федеральном округе), 66 % совокупных банковских активов и 63 % банковских вкладов юридических и физических лиц, привлеченных кредитными организациями в российских рублях и иностранной валюте (табл. 2).

Однако в последние годы наблюдается тенденция снижения доли кредитных организаций Центрального федерального округа в совокупных банковских активах с 75 до 66 % при усилении позиций кредитных организаций большинства федеральных округов. В то же время существенно увеличилась доля кредитных организаций Центрального федерального округа в совокупном объеме банковских вкладов юридических и физических лиц в рублях и иностранной валюте — с 53 до 63 % на фоне снижения данного показателя во всех остальных федеральных округах страны.

В период с 2005 по 2009 г. возрастала сумма банковских вкладов физических лиц. Однако если в

Таблица 1

динамика количества кредитных организаций и их филиалов по федеральным округам рФ (на начало года)

Федеральный округ количество кО и их филиалов

2005 г. 2009 г. В том числе количество филиалов

кО данного региона кО других регионов

2005 г. 2009 г. 2005 г. 2009 г.

Центральный 742 632 225 184 497 574

Северо-Западный 87 81 56 53 308 378

Южный 130 118 156 116 312 369

Приволжский 151 134 155 143 493 603

Уральский 71 63 165 136 229 261

Сибирский 75 68 52 49 381 387

Дальневосточный 43 40 57 39 152 163

Источник: составлено автором по данным официального сайта Центрального банка РФ. URL: http://www.cbr.ru.

Таблица 2

Характеристика банковского сектора по федеральным округам рФ (на начало года), %

количество кО Активы банковского Объем банковских вкладов

Федеральный округ и их филиалов сектора юридических и физических лиц

2005 г. 2008 г. 2005 г. 2008 г. 2005 г. 2008 г.

РФ 100 100 100 100 100 100

Центральный 57 56 75 66 53 63

Северо-Западный 7 7 5 8 11 10

Южный 10 10 3 4 6 5

Приволжский 12 12 7 9 12 10

Уральский 5 6 4 5 8 5

Сибирский 6 6 4 5 7 5

Дальневосточный 3 3 2 2 3 2

Источник: рассчитано автором по данным официального сайта Центрального банка РФ. URL: http://www.cbr.ru.

Таблица 3

Структура банковских вкладов физических лиц по федеральным округам (на начало года), %

Федеральный округ 2005 г. 2008 г. 2009 г. Количество субъектов РФ, увеличивших долю депозитов физических лиц с 2005 по 2008 г., ед. *

2008 г. 2009 г.

РФ 100 100 100 14 12

Центральный В том числе 46,9 49,8 50,7 5 (Ивановская, Калужская, Костромская, Липецкая и Тверская области)

г. Москва и Московская область** 38 41 42

Северо-Западный В том числе 10,7 11,3 11,3 1 (Калининградская область) —

г. Санкт-Петербург** 6 7 7

Южный 7,4 6,8 6,9 4 (Республики Дагестан, Ингушетия и Кабардино-Балкарская, Краснодарский край) 4 (Республики Дагестан, Ингушетия и Кабардино-Балкарская, Ростовская область)

Приволжский 14,2 13,4 13,1 2 (Республика Марий Эл и Чувашская) 3 (Республика Марий Эл, Мордовия и Чувашская)

Уральский 8,6 7,9 7,5 1 (Свердловская область) —

Сибирский 8,1 7,1 7,0 — —

Дальневосточный 4,1 3,7 3,5 1 (Сахалинская область) —

* Без учета Москвы и Санкт-Петербурга, а также Московской области. ** В процентах от общей суммы вкладов банковской системы страны.

Источник: рассчитано автором по данным официального сайта Центрального банка РФ. URL: http://www.cbr.ru.

период 2005—2008 гг. это имело место во всех субъектах РФ: прирост варьировал от 54 % в Чукотском АО до 254 % в Республике Дагестан, то в течение 2008 г. темпы роста депозитов населения существенно замедлились (в отдельные периоды года отмечался отток вкладов) и в 1 из 77 анализируемых субъектов РФ имело место снижение объема депозитов физических лиц (Ямало-Ненецком АО)8, в 17 субъектах РФ прирост составил менее 10 %, в 54 — от 10 до 20 %, в 3 - от 20 до 30 %, в 3 - более 30 %.

С 2005 г. возросла также доля региональных банков отдельных субъектов РФ на рынке депозитов физических лиц (табл. 3), хотя, если оценивать этот показатель в разрезе федеральных округов, то можно сделать вывод о том, что такая ситуация была характерна только для двух из них — Центрального и Северо-Западного (где это было достигнуто за счет одного региона — Санкт-Петербурга). В Центральном и Южном ФО за период с 2005 по 2009 г. удельный вес депозитов региональных банков в общем объеме банковских депозитов страны увеличился в пяти регионах, в Приволжском ФО —

8 Банки г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, Московской области и Чеченской Республики не учитывались.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в трех. Причем такая ситуация сохранилась и в условиях кризисного периода.

Вместе с тем параллельно происходит увеличение доли «столичных» банков на рынке депозитов физических лиц — с 44 % в 2005 г. до 49 % к началу 2009 г., поскольку в условиях снижения доверия к банковскому сектору население предпочитает переводить счета в крупные банки с участием капитала государства и их подразделения, а также в представительства иностранных банков.

Что касается средств негосударственных организаций, размещаемых на счетах в кредитных организациях, то темпы их роста в «столичных» банках на 15—20 % превышали темпы роста средств в региональных банках. Частично это обусловлено тем, что в РФ, в отличие от мировой практики, предприятия и организации могут получить кредит только в том банке, который обслуживает их счета. Особенно остро эта проблема обозначилась с 2007 г., когда многие крупные компании предпочли перевести свои счета в подразделения инорегио-нальных банков (банков, чьи головные офисы и филиалы расположены на территории региона), а также перерегистрировать свою деятельность в другом субъекте.

Однако в течение 2009 г. для банков обеих групп характерно снижение объема средств, размещаемых нефинансовыми организациями на текущих и иных счетах. За период с января по август 2009 г. объем средств предприятий и организаций, размещенных в зарегистрированных в регионе банках, вырос только в 24 субъектах РФ, размещенных в иноре-гиональных банках — в 22 субъектах. Соотношение между средствами организаций, осуществляющих деятельность в данном регионе, размещенных на счетах в банках, расположенных в данном регионе, и в банках, зарегистрированных в данном регионе, варьирует от 0,07 в Республике Адыгея до 36 в Архангельской области.

Более благоприятная ситуация сформировалась в субъектах Уральского ФО (за исключением Курганской области), в которых отношение суммы средств предприятий и организаций, размещенных в расположенных в регионе банках примерно в 2 раза выше аналогичного показателя в зарегистрированных на территории региона банках, а также в регионах Дальневосточного ФО — 2,2 (табл. 4). Однако в одном субъекте округа — Хабаровском крае — это соотношение превышает 20, а в двух субъектах — Еврейской АО и Чукотском АО — счета предприятий и организаций размещены только в инорегиональных банках. В субъектах Приволжского ФО это соотношение колеблется от 0,29 в Нижегородской области до 8,05 в Пермском крае. При этом всего лишь в трех субъектах РФ — в Республике Адыгея, Костромской и Нижегородской областях — счета предприятий и организаций размещены преимущественно в зарегистрированных в регионе банках.

По размещаемым средствам физических лиц ситуация еще более удручающая, поскольку население предпочитает хранить свои сбережения в

крупных и известных банках и их подразделениях. Отношение между средствами физических лиц, размещаемыми в инорегиональных банках, и средствами, размещаемыми в зарегистрированных на территории региона банках, составляет в ЦФО 20, Северо-Западном — 35, Южном — 6, Приволжском — 3, Уральском — 2, Сибирском — 4, Дальневосточном — 3. Из анализируемых 77 субъектов РФ только в двух — Амурской области и Республике Алтай население преимущественно размещает свои сбережения в банках, зарегистрированных на территории региона.

Среди существенных тенденций 2000-х гг. следует отметить размещение средств бюджетов на расчетные счета инорегиональных банков. Если в 2005 г. средства бюджетов в 65 субъектах РФ размещались на счетах в зарегистрированных в регионе банках, то в начале 2009 г. — только в 26 субъектах. И хотя в конце 2008 г. правительство приняло решение о повышении ликвидности банковского сектора за счет размещения в банках средств бюджетов, в начале августа 2009 г. они были размещены в зарегистрированных банках 32 субъектов, но опять основная часть средств — более 87 % — была аккумулирована в банках Москвы и Санкт-Петербурга.

Различия в ресурсной базе приводят к различиям в объемах кредитования кредитными организациями, чьи головные офисы и филиалы расположены в данном регионе, по сравнению с банками, зарегистрированными в данном регионе. Этот показатель (без учета банков Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области) в начале 2009 г. колебался по федеральным округам РФ от 0,7 в Центральном ФО до 7,4 в Южном ФО. Из 77 анализируемых субъектов РФ соотношение между объемами кредитования не превышало 2 раз только

Таблица 4

количество субъектов рФ по федеральным округам по соотношению суммы средств (на начало 2009 г.) *

Отношение суммы средств предприятий и организаций, размещенных

Федеральный в расположенных в регионе банках к аналогичному показателю в зарегистрированных среднее

округ на территории региона банках значение

до 2 раз от 2 до 5 раз от 5 до 10 раз от 10 до 15 раз от 15 до 20 раз более 20 раз

Центральный 2 5 5 1 2 1 6,4

Северо-Западный 1 3 2 1 1 1 9,7

Южный 2 6 3 1 - 1 3,7

Приволжский 2 6 6 - - - 2,6

Уральский 2 1 - 1 - - 2,0

Сибирский 2 3 6 1 - - 3,7

Дальневосточный 2 4 - - - 3 2,2

* Без учета банков Москвы и Санкт-Петербурга, а также Московской области.

Источник: рассчитано автором по данным официального сайта Центрального банка РФ. URL: http://www.cbr.ru.

в 5 регионах — Амурской, Костромской, Калининградской, Новосибирской областях и Республике Татарстан; в 12 субъектах оно составляло от 2 до 5 раз; в 26 субъектах — от 5 до 10 раз; в 10 субъектах — от 10 до 15 раз; в 10 субъектах — от 15 до 20 раз, в 14 субъектах—более 20 раз (в отдельных регионах соотношение превысило 40 раз — Архангельской области, Республиках Ингушетия, Карелия, Марий-Эл, а в Чеченской Республике и Еврейской АО все кредитные операции осуществляются только ино-региональными банками). В отношении кредитов населению ситуация еще более сложная: разница между объемами кредитования по федеральным округам варьирует от 0,5 раз в Центральном ФО до 20,8 раз — в Южном ФО, а по субъектам РФ — от 1,2 раза в Калининградской области, 1,4 раза — в Новосибирской области, 1,5 раза — в Костромской области, до 96,3 раза — в Республике Карелия, 203,9 раза — в Брянской области, 472,2 раза — в Республике Ингушетия.

Однако в условиях кризиса банки, зарегистрированные в данном регионе, несмотря на сложности с формированием ресурсной базой более активно наращивают объемы кредитования. За период с января по август 2009 г. в 45 субъектах РФ совокупные объемы кредитов, предоставленных ими, росли более быстрыми темпами, чем кредиты, предоставленные банками, головные офисы и филиалы которых расположены в данном регионе, а на рынке кредитов населению такая ситуация имела место в 32 субъектах.

В условиях современного кризиса федеральная поддержка оказывается преимущественно крупным системообразующим банкам, тогда как региональные банки самостоятельно решают возникающие проблемы. Даже решение правительства о предоставлении банкам субординированных кредитов, озвученное в начале 2009 г., сопровождалось условием одновременного увеличения их акционерного капитала на величину получаемого кредита, которое приемлемо в основном для крупных банков, поскольку у банков в регионах количество крупных акционеров ограничено9. Предложение международной финансовой корпорации (№С) по дока-питализации региональных банков, внесенное на обсуждение с российским правительством, также ориентировано на крупные региональные банки, поскольку помощь будет оказана тем банковским учреждениям, у которых есть устойчивая позиция на рынке и перспективы развития, ведется отчет-

9 Второй этап поддержки банковской системы. Официальный сайт холдинга «Финнам».

URL: http://www.finam.ru/analysis/fbrecasts00D43/default. asp.

ность по МСФО. Кроме того, банки должны будут раскрыть информацию о конечных собственниках и нарастить объемы кредитования10.

При этом в региональных банках значительно меньший удельный вес невозвратов кредитов. По состоянию на начало 2009 г. доля просроченной кредиторской задолженности в совокупном кредитном портфеле зарегистрированных в регионе банках и в банках, чьи головные офисы и филиалы расположены на территории региона в банках Северо-Западного ФО, составила 1,9 и 2,1 %, Южного — 2,1 и 2,2 %, Приволжского — 1,8 и 4,3 %, Сибирского— 2,3 и 4,5 % соответственно (в банках Центральном ФО эти показатели были равны 2,1 %).

В течение 2008—2009 гг. осуществляются отдельные корректировки, стимулирующие наращение капитализации региональных банков. В целях консолидации банковского сектора и региональных банков в частности Правительством РФ внесены поправки в законодательство, предусматривающие увеличение с 14 до 24 млрд руб. активов компаний, которым предоставлено право приобретения банков без согласования с ФАС, с 4 до 6 млрд руб. увеличен размер активов банков, приобретение которых не требует одобрения ФАС. Однако в кризисном и посткризисном периодах этого недостаточно. Для обеспечения развития и стабильности банковского сектора в регионах страны, а также сокращения дифференциации регионов по уровню обеспеченности банковскими услугами представляется целесообразным:

• определить статус и критерии региональных банков, по отношению к которым должны быть установлены пониженные в 2 раза нормативы достаточности капитала и резервные требования;

• размещать средства государства не только в «столичных» банках, но и в двух-трех банках каждого субъекта России, определив круг показателей, по которым целесообразно проводить отбор таких банков;

• ввести льготный режим рефинансирования региональных банков;

• размещать денежные средства бюджетной системы в региональных банках;

• установить льготы по налогу на прибыль при достижении банками определенных параметров кредитования, как организаций реального сектора экономики, так и населения. Учитывая большое количество малых городов

и муниципальных образований, в которых основ-

10 Коммерсантъ. 15.06.2009. № 104/П (4159).

ная часть юридических и физических лиц не имеет доступа к банковским услугам, а также то, что основными клиентами банков, расположенных на территории регионов, являются крупные и средние предприятия, помимо развития сети региональных банков автор считает необходимым стимулировать создание системы финансово-кредитных услуг, в том числе внедрение организаций микрофинансирования. Для этого необходимо ускорить принятие законодательных актов, установить статус и условия создания микрофинансовых организаций, источники их финансирования, порядок их лицензирования и регистрации, объекты микрофинансирования, перечень оказываемых услуг и операций, права и обязанности сторон сделки, механизм регулирования и надзора за деятельностью микрофинансовых организаций, порядок учета и отчетности и т. д. Для микрофинансовых организаций должны быть также предусмотрены налоговые

льготы по налогу на прибыль для организаций и льготные процентные ставки по микрокредитам, составляющие часть от ставки рефинансирования, как это сделано в некоторых странах СНГ.

Список литературы

1. Бюллетени Банка России. Официальный сайт Банка России. URL: http://www.cbr.ru.

2. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора за 2005—2008 гг. Официальный сайт Банка России. URL: http://www.cbr. ru/publ/main.asp?Prtid=Nadzor.

3. Региональный раздел. Официальный сайт Банка России. URL: http://cbr.ru/regions/main. asp.

4. Сделки. Информационно-аналитический проект, созданный и поддерживаемый аналитической группой ReDeal. URL: http://www. mergers.ru/market/process/baza.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.