I-
_п
> ■
102
ется и сострадательности, и совестливости, которые могут проявляться и как "призыв к заботе", и как реальная забота, как в форме осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживаний.
Поэтому, подчеркивая специфику их интеллигентского понимания, как правило, указывается на то, что данные свойства рассматриваются не только как способности человеческого духа познавать этические ценности, но и как механизмы "научения" человека нравственности, исходящие из его собственной природы
[3]. Это значит, что интеллигент может обладать индивидуальными чертами, достоинствами и недостатками.
Но значение интеллигентности как раз и состоит в том, что оно объединяет непохожих друг на друга людей на основе принятия ими
единой идеи универсальной моральной ответственности, определяющей смысл их жизни. В этом контексте интеллигентность имеет особый смысл. Это способ противодействия замыканию человека на гонке за собственной выгодой и размыкания для развития духа, концептуально содержащий ориентацию на высшую ценность и значимость другого и стремление максимально приблизиться к нему в реальной жизни, что и позволяет рассматривать интеллигентность как идеологию универсальной моральной ответственности.
Литература:
1. Грузков В.Н. Время выбора: междудобром и злом // Вестник
СГПИ.-2011.- № 15.
2. Лихачев Д.С. О русской интеллигенции. Письмо в редакцию //
Новый мир. - 1993. - № 2.
3. Челеман Л.А. Философия интеллигентности. - Ставрополь:
СГУ.- 2006.
PROBLEMSOF DEVELOPMENT OF REGIONAL CULTURE IN CULTURAL ASPECT
Migunova Marina Grigorievna, Senior Professor, Chair of Theory and Methods Music Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
The article covers the problems of development of regional culture as an integral part of the national culture.
Keywords: regional culture; modern society; socio-cultural environment; culture of a society.
УДК 008 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМАСПЕКТЕ
® МигуноваМ.Г., 2014
МИГУНОВА Марина Григорьевна, старший преподаватель, кафедра Теор ии им етодологии музыкального образования, Ставропольский педагогический институт, Ставрополь
В данной статье рассмотрены проблемы развития региональной культуры как неотъемлемой частиобщенациональной культуры.
Ключевые слова:региональная культура; современное общество; социокультурная среда; культура общества.
Значимость культуры каждого конкретного региона понимается исследователями как реальность, охватывающая множество эволюционных трансформационных процессов человеческой истории. Множественность территорий и народов России создает определенные трудности при изучении ее культуры. Поэтому для конвергенции всей совокупности культурных явлений страны как целого необходимы локальные изучения конкретных единиц (республик, краев, округов, областей, районов). Важен детальный региональный анализ формирования культурных процессов, в силу уникальности культуры любого региона.
Своеобразие региональных культурных традиций складывается из многих территориальных особенностей, таких, как географические, экономические, социальные и другие. Именно в региональной культуре отражается социально-исторический опыт живущих на данной территории людей, представителей разных социальных групп, национальностей, вероисповеданий [3].
На протяжении длительного времени на региональном уровне наблюдается процесс взаимовлияния, взаимообогащения разнообразных субкультур. Понимание и осознание особенностей разных региональных культурных процессов невозможно без анализа со-
циокультурных явлений территории в динамике с учетом конкретных исторических ситуаций [5].
Изучение и осмысление региональной культуры непосредственно связано с проблемой города, городской культуры, городской среды, так как городской образ жизни во многом способствует оформлению культурного про -странства отдельных территориальных образований.
Одним из важнейших источников развития любого общества является тот огромный социально-культурный потенциал, накопленный на протяжении столетий и сосредоточенный в таком общественном феномене, как город. Город представляет собой специфическое образование не только в системе расселения, но и в системе общественных отношений.
На рубеже XIX-XX школа историко-культурологического градоведенья (И.М. Гревс, Н.П. Анциферов и др.) рассматривала городские поселения не только как центры экономической и политической жизни, но и, прежде всего, в качестве особого культурного феномена. И.М. Гревс писал: "Город надо понять, как нечто внутреннее, цельное, как особый "субъект", собирательную личность, живое существо, в "лицо" которого мы должны вглядеться, понять его "душу", познать и восстановить "биографию" города" [2, 249].
В связи с процессами урбанизациями, усложнением городской жизни проблемы городской региональной культуры приобретают большую актуальность и требуют детального исследованияне только современных явлений, но и определенных моментов исторического прошлого. Проблема городской региональной культуры в историческом аспекте является одной из наименее изученных.
Систематизация научного опыта по вопросам становления и развития культурного наследия городов региона, его теоретическое обобщение дают возможность воссоздать явления культурной жизни российского города за значительный исторический период. Это позволяет наиболее полно осмыслить процессы, протекающие в сфере культурного строительства в настоящее время, а также характеризуют городскую региональную культуру как неотъемлемую часть общенациональной культуры [1 ].
В настоящее время возрастает научный интерес к проблемам микроистории, в связи с этим большой интерес приобретают факты региональной культуры, не столько иллюстрирующие события провинциальной действи-
тельности, сколько включающиеся в общекультурные процессы и протекающие на определенных территориальных границах.
Для России одной из важнейших характеристик специфики ее развития в прошлом и духовного возрождения в будущем является потенциал региона. Регион следует понимать как обозначение географической, региональной единицы, отдаленной от политико-административного и культурного центра, но одновременно являющейся сложной социокультурной системой.
Региональная культура выступает концентрацией инфраструктуры как совокупности элементов системы обеспечивающей условия создания, сохранения, трансляции и воспроизводства культурных ценностей, развития культурной жизни.
При этом столичная и региональная культуры выступают в качестве двух специфических подсистем национальной культуры. В конце XX века в научной мысли появились обоснованные трактовки регионализма как сложной социокультурной категорий, представляющей взаимодополняющие грани российской ментальности [3].
Наиболее важной и сущностной характеристикой региональной культуры является историко-культурное пространство. По мнению Мирче Элиаде, организация культурно-исторического пространства соотносима с представлениями общества, "...всякая территория, занятая с целью проживания на ней или использования ее в качестве "жизненного пространства", предварительно превращается из "хаоса" в "космос", посредством ритуала ей придается некая "форма", благодаря которой она становится реальной" [4, 38].
Таким образом, переходное состояние современной российской культуры настоятельно требует осмысления проблемы пути России, делая актуальным обсуждение вопросов самого существования страны, векторов ее развития, взаимоотношений территорий, этносов, социальных групп. Сложность анализа современной социокультурной ситуации заключается в том, что создание моделей функционирования национальной культуры вступает в противоречие с практикой, обусловленной наличием сложных связей между отдельными социальными или этническими группами, их притяжением-отталкиванием, общностью и различием исторических процессов, разнонаправленностью ценностных ориентаций.
Одним из способов преодоления возникающих сложностей осмысления культуры Рос-
о
гч
□
о
О"
I—
I
103
Литература:
1. Анциферов Н.П. Пути изучения города каксоциального организма. - Л., 1926.
2. Гревс И. Город как предмет краеведения / И. Гревс // Краеведение. - 1956. - №3. - С. 249.
3. Лэндри Ч. Развитие городов через культуру / Ч. Лэндри // Экология культуры. - 2005.
4. Элиаде М. Космос и история. Избранные работы / М. Элиаде/ - М., 1987. - С. 38.
5. Яковкина М.А. История русской культуры (первая половина XIX в.). - СПб., 1998.
0^—
X
о
с;
О
104
сии в целом становится обращение к изучению ее отдельных регионов, которое может стать основой серьезного исследования, где многообразие связей типологически подобно общероссийскому, но в силу локализованности во времени и пространстве носят более очевидный характер. Проблема сохранения, возрождения и приумножения отечественной культуры и ее основных элементов занимает одно из центральных мест в социокультурном знании.